В каком нормативном правовом акте определены требования по пожарной безопасности


13.2. Нормативные акты в области пожарной безопасности

Законодательство о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя федеральный закон «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем предусмотрено в Федеральном законе, требования пожарной безопасности.

Федеральный закон Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (в действующей редакции от 30 декабря 2001 г. с изменениями - от 9 апреля 2002 г.) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - предприятия), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).

В Федеральном законе применяются следующие понятия (статья 1):

пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров;

меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;

первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, - боевые действия пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;

пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;

гарнизон пожарной охраны - совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений, иных предназначенных для тушения пожаров противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Система обеспечения пожарной безопасности (статья 3) - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

  • нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

  • создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

  • разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

  • реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

  • проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

  • содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

  • научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

  • информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

  • осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

  • производство пожарно-технической продукции;

  • выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

  • лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее - сертификация);

  • противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

  • тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ (далее - тушение пожаров);

  • учет пожаров и их последствий;

  • установление особого противопожарного режима.

Правила пожарной безопасности

Подборка наиболее важных документов по запросу Правила пожарной безопасности (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Правила пожарной безопасности

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Правила пожарной безопасности

Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения В справке Кетовского межрайонного отдела надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Курганской области от 21.04.2011 N 143-2-7-15 отражено, что причиной пожара послужило нарушение Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, и строительных норм и правил (СНиП 41-01-2003), допущенное при монтаже и эксплуатации печного отопления. Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения 16.3. Вывод из судебной практики: Собственник помещения не может быть привлечен к ответственности перед государством за несоблюдение правил пожарной безопасности, если он передал помещение по договору аренды, согласно которому указанную ответственность несет арендатор.

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Правила пожарной безопасности

Нормы 123-ФЗ, или Что нужно знать о требованиях пожарной безопасности производителю продукции

Вопросы пожарной безопасности не теряют своей актуальности для России в целом и для ее хозяйствующих субъектов в частности. Так, согласно официальной статистике МЧС, в январе-сентябре 2017 года на территории РФ было зафиксировано около 95 000 пожаров, материальный ущерб от которых составил более 11 миллиардов рублей. Во время пожаров погибло более 5 000 и было травмировано около 6 700 человек[1]. В связи с этой печальной статистикой государство с каждым годом ужесточает контроль и требования в сфере пожарной безопасности, относящиеся не только к зданиям и сооружениям, но также к производимой продукции и материалам.

Нарушение требований пожарной безопасности в части применения несертифицированной продукции может привести к трагическим последствиям, таким как пожар 5 декабря 2009 года в клубе «Хромая лошадь». Жертвами трагедии стали 156 человек — большинство погибли из-за отравления токсичными продуктами горения отделочных материалов.

Какие документы устанавливают общие требования пожарной безопасности

Нормативная база в сфере обеспечения пожарной безопасности в РФ является довольно объемной и многоуровневой. Помимо федеральных законов, она включает в себя нормативные акты ведомственного и регионального уровней. Базовым документом в данной сфере является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в котором описываются общие принципы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, функции государственной противопожарной службы, полномочия органов государственной власти в данной области.

Следующим в иерархии стоит Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», устанавливающий общие принципы и особенности технического регулирования в различных областях, включая пожарную безопасность. Закон также устанавливает порядок принятия технических регламентов, принципы подтверждения соответствия этим регламентам, ответственность и полномочия государственных контрольных органов в данной сфере, а также порядок аккредитации испытательных лабораторий, выполняющих работы по оценке соответствия.

Основным же законом, детально описывающим требования пожарной безопасности к различным объектам и видам продукции, является Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в редакции от 29 июля 2017 года (далее — Закон № 123-ФЗ). Именно его мы будем подробно рассматривать в данной статье, так как данный документ является главным для производителей продукции и их законных представителей.

Статистика Согласно данным МЧС, в 2017 году наиболее частыми причинами пожаров являлись неосторожное обращение с огнем и нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и электроприборов. Объектами пожаров чаще всего становились здания жилого сектора, транспортные средства, производственные, складские и торговые помещения[2].

123-ФЗ: Альфа и Омега технического регулирования в области пожарной безопасности

Федеральный закон № 123-ФЗ по сути представляет собой технический регламент, применяемый к так называемым объектам защиты. Объект защиты — это любая продукция или имущество, к которым установлены требования по пожарной безопасности. Закон состоит из 8 разделов и приложения из 30 таблиц. Цель законодательного акта — обеспечение защиты имущества (государственного, муниципального и частного), а также самих жителей РФ от пожаров и их последствий. Действие регламента распространяется на объекты защиты, в том числе на здания и сооружения, а также на пожарно-техническую и иную продукцию. Положения документа должны использоваться не только при проектировании, но также при эксплуатации объектов защиты и при разработке технической документации.

Каждый раздел Закона по сути представляет собой технические требования пожарной безопасности по отношению к различным объектам защиты. Раздел 2, например, касается поселений и городских округов, Раздел 3 посвящен зданиям и сооружениям, Раздел 4 — производственным объектам, Раздел 5 — пожарной технике, Раздел 6 — продукции общего назначения.

Справка Раздел 6 Закона № 123-ФЗ устанавливает правила пожаробезопасности в отношении веществ и материалов, в том числе — строительных, отделочных, текстильных и кожевенных. Кроме того, в Раздел 6 включены средства огнезащиты, строительные конструкции и инженерное оборудование, электротехническая продукция и электрооборудование.

Для производителей особенно важным является Раздел 7, в котором устанавливаются принципы и правила оценки соответствия объектов защиты, включенных в Закон № 123-ФЗ, требованиям пожарной безопасности. Оценка соответствия является обязательной процедурой и может проводиться в форме сертификации или декларирования. Без нее невозможно ввести в эксплуатацию ни одно здание или выпустить на рынок тот или иной товар, импортированный или произведенный в России, на который распространяется действие настоящего Федерального закона. По отношению к любой другой продукции, не включенной в перечни Закона № 123-ФЗ, оценка может проводиться добровольно для подтверждения пожаростойких качеств — наличие сертификата соответствия может стать весомым аргументом для покупателей данных изделий.

Оценка соответствия может включать в себя различные меры и порядок действий, в зависимости от применяемой схемы сертификации — аудит, испытания или экспертиза, приемка и ввод в эксплуатацию, производственный контроль и др. Законом установлены несколько схем сертификации, разделенных на категории. Первая категория применяется к серийно выпускаемой продукции (7 схем), вторая — к ограниченным партиям продукции (3 схемы).

При обозначении схем используются буквы С (сертификация) и Д (декларирование). Декларация пожарной безопасности составляется и подается для регистрации в аккредитованный орган по сертификации собственником продукции или помещения, в ней указываются меры пожарной безопасности, предпринятые заявителем (собственные доказательства). Пожарный сертификат оформляется аккредитованным органом по сертификации.

Важно Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и являются единственными документами на территории России, подтверждающими безопасность продукции. Перечень продукции, подлежащей сертификации или декларированию в обязательном порядке при ее помещении под таможенные процедуры, изложен в постановлении Правительства РФ № 241 от 17 марта 2009 г. Он применяется с учетом Примечания, приведенного в конце документа.

Приведем краткую характеристику схем, применяемых к серийно выпускаемой продукции:

  • 1д — декларация соответствия проводится на основе собственных доказательств заявителя.
  • 2д — собственные доказательства и испытания в аккредитованной лаборатории.
  • 3д — собственные доказательства, лабораторные испытания и сертификация системы качества на производстве.
  • 2с — сертификация на основе анализа состояния производства и лабораторные испытания.
  • 3с — лабораторные испытания и инспекционный контроль.
  • 4с — анализ состояния производства, лабораторные испытания, инспекционный контроль.
  • 5с — лабораторные испытания, сертификация системы качества на производстве, инспекционный контроль.

Например, схемы 2д, 3д и 5д, согласно статье 146 Закона № 123-ФЗ, применяются по выбору продавца или производителя к первичным средствам пожаротушения, строительным материалам, применяемым на путях эвакуации, пожарному инструменту, ковровым покрытиям и некоторым другим объектам защиты. Декларирование особенно актуально для компаний, чья продукция уже находится на таможне, так как декларация, в отличие от сертификата, может быть получена даже за 1 день.

В то же время для огнетушителей, средств индивидуальной защиты при пожаре, средств пожарной автоматики, оборудования и изделия для спасения людей и др. применяются схемы 2с, 3с, 4с, 5с и 6с на выбор производителя или продавца. Схема 3с применяется только для получения нового сертификата взамен старого на ранее сертифицированную продукцию. Сертификация проводится только аккредитованными органами. Положительное или отрицательное решение по заявке на проведение сертификации выносится в течение в 30 дней.

Кто отвечает за исполнение требований технического регламента о пожарной безопасности: а судьи кто?

Надзор за выполнением установленных требований по пожарной безопасности государственных органов, организаций и частных лиц осуществляет Государственная противопожарная служба МЧС России (ГПС МЧС РФ). Ранее МЧС также занималось аккредитацией испытательных лабораторий и органов сертификации, однако с 1 ноября 2011 года данную функцию осуществляет Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация). При этом нужно учитывать, что аккредитованные лаборатории и органы по сертификации несут ответственность за безопасность сертифицированной продукции наравне с производителями. В случае декларирования продукции вся ответственность за безопасность лежит на производителе. Росаккредитация также осуществляет регулярный инспекционный контроль органов по сертификации и лабораторий, ведет и публикует реестр данных организаций.

Ответственность за неисполнение требований 123-ФЗ

В главе 7 Федерального закона № 184-ФЗ обозначено, что ответственность за несоответствие продукции требованиям технических регламентов несет не только ее изготовитель, но также продавец. Если в результате нарушения требований был причинен вред физическим или юридическим лицам, то изготовитель или продавец обязаны возместить ущерб. Административная ответственность детализирована в КоАП РФ.

Если в техническую документацию на продукцию не включена обязательная информация о показателях пожароопасности, должностные лица могут подвергнуться штрафу от 15 000 до 20 000 рублей, а юридические лица — от 90 000 до 100 000 рублей.

В общих случаях при нарушении требований пожарной безопасности в статье 20.4 КоАП РФ установлены размеры штрафов: от 150 000 до 200 000 рублей — для юрлиц, от 6 000 до 15 000 рублей — для должностных лиц. Если в результате нарушения возник пожар и был нанесен легкий или средней тяжести вред здоровью человека, повреждено чужое имущество, штраф для должностных лиц составит 40 000–50 000 рублей, для юридических лиц — 350 000–400 000 рублей. Если результатом пожара стал тяжелый вред здоровью или смерть человека, юридическое лицо подвергается штрафу в размере 600 000–1 000 000 рублей. Но наиболее часто применяемая мера — приостановление деятельности фирмы на срок до 90 дней в соответствии со статьей 3.12 КоАП РФ.

В Уголовном кодексе РФ в статье 219 также прописана ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. В частности, дознаватели ГПС имеют право открывать и расследовать уголовные дела, попадающие под действие данной статьи, в случае если был причинен тяжкий вред здоровью человека. Нарушение правил, повлекшее смерть человека, наказывается принудительными работами либо лишением свободы на срок до 5 лет с запретом на занятие определенными видами деятельности. В случае смерти двух и более лиц срок лишения свободы может достигнуть 7 лет.

Итак, независимо от того, какую схему подтверждения соответствия вы выбрали, следует обратиться за помощью в сертификационный центр, аккредитованный в области пожарной безопасности. Эксперты органа сертификации помогут не только правильно выбрать схему подтверждения соответствия, но и получить документ в кратчайшие сроки.

Нормативные правовые акты, регламентирующие обучение мерам пожарной безопасности. Согласование специальных программ обучения работников организации. Требования к заполнению журналов противопожарных инструктажей. Применим ли дистанционный метод при обучении пожарно-техннческому минимуму. Лицензируется ли обучение мерам пожарной безопасности?

С учетом многочисленных обращений граждан и организаций по вопросам обучения мерам пожарной безопасности (пожарно-технический минимум и противопожарный инструктаж) МЧС России сообщает следующее.

Обучение мерам пожарной безопасности проводится в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» по утвержденным специальным программам.

Согласно п.З Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности (приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645 (далее - Нормы) «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»).

В случае, если организация находится в ведении федерального органа исполнительной власти, утверждение специальных программ обучения осуществляется руководителем указанного органа и согласовывается в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (МЧС России) в соответствии п. 52 Норм.

Если организация не относится к федеральному органу исполнительной власти, то согласование специальных программ осуществляется с территориальными органами надзорной деятельности МЧС России в соответствии с п. 53 Норм.

Специальные программы, указанные в Нормах, являются примерными и составляются для организации с учетом специфики ее деятельности.

Согласование с МЧС России вводных, первичных, повторных, внеплановых и целевых инструктажей не требуется, так как разрабатываются (утверждаются) администрацией самостоятельно.

В настоящее время в нормативных правовых актах Российской Федерации в области пожарной безопасности и методических документах не содержится каких-либо специальных требований к заполнению граф журнала учёта противопожарных инструктажей. В п. 10 Норм определено, что о проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей делается запись в журнале учёта проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. По решению руководителя организации могут быть разработаны правила ведения журнала учёта противопожарных инструктажей в зависимости от специфики организации, в том числе от количества входящих в её структуру подразделений и количества людей, которые в ней работают.

В соответствии с пп. 36, 37, 39, 40 Норм предусмотрено обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства и непосредственно в организации в зависимости от категории обучаемого.

Метод дистанционного обучения применяется только для теоретической части обучения мерам пожарной безопасности. Для практической части дистанционное обучение не может быть применено, так как в нее входят: работа с огнетушителем на модельном очаге пожара, тренировка использования пожарного крана, практическое ознакомление с системами противопожарной защиты организации, организация и проведение тренировок по эвакуации людей и т.д.

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», МЧС России не осуществляет лицензирование деятельности, связанной с проведением обучения мерам пожарной безопасности.


Смотрите также