В отношении каких объектов из перечисленных декларация пожарной безопасности не составляется


Ответы на часто задаваемые вопросы, касающиеся разработки, подачи и регистрации Декларации пожарной безопасности

  • Для населения
  • Юридическим лицам
  • Для СМИ
Мониторинг качества предоставления государственных услуг

№ п/п

Вопрос

Комментарии

1

В отношении каких объектов защиты составляется декларация пожарной безопасности?

В соответствии с частью 1 статьи 64 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты (зданий, сооружений, в том числе производственных объектов), для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением многоквартирных жилых домов, одноквартирных жилых домов, в том числе блокированных), а также в отношении зданий (частей зданий) детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирных), больниц, спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

2

Если объект защиты соответствует требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и нормативным документам по пожарной безопасности, необходимо ли рассчитывать пожарный риск для декларирования объекта?

В соответствии с частью 3 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в указанного Технического регламента, расчет пожарного риска не требуется.

3

Что является основанием для отказа в регистрации декларации пожарной безопасности?

В соответствии с пунктом 12 приказа МЧС России от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» (зарегистрирован в Минюсте РФ 23.03.2009 № 13577) должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней, согласно пункта 13 указанного приказа при несоответствии заполнения декларации установленной форме должностные лица органа МЧС России возвращают декларацию декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации.

4

Каким образом осуществляется проверка сведений указанных в декларации пожарной безопасности?

В соответствии с пунктом 12 приказа МЧС России от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» (зарегистрирован в Минюсте РФ 23.03.2009 № 13577) полнота и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, проверяются должностными лицами органа МЧС России при проведении мероприятий по контролю.

5

В соответствии с законодательством Российской Федерации кем должна разрабатываться декларация пожарной безопасности в отношении объекта защиты?

В соответствии с пунктом 3 приказа МЧС России от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» (зарегистрирован в Минюсте РФ 23.03.2009 № 13577) декларация разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании.

6

На каком этапе жизненного  цикла объекта защиты разрабатывается и представляется декларация пожарной безопасности?

В соответствии с частью 6 статьи 64 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности для объектов защиты введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу указанного документа, декларация пожарной безопасности представляется в течение одного года со дня их ввода в эксплуатацию.

7

В каких случаях декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь?

В соответствии с частью 6 статьи 64 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности  уточненные или разработанные вновь декларации пожарной безопасности представляются в случае изменения содержащихся в них сведений (смены собственника или иного лица, владеющего объектом защиты на законном основании, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты) в течение одного года со дня изменения сведений.

8

В какие сроки орган МЧС России принимает решение о регистрации или отказе в регистрации декларации пожарной безопасности?

В соответствии с пунктом 12 приказа МЧС России от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» (зарегистрирован в Минюсте РФ 23.03.2009 № 13577) должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней и в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности.

9

Требуется ли согласование декларации пожарной безопасности  с органами государственного пожарного надзора МЧС России, иными надзорными или экспертными органами?

В соответствии с частью 5 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 указанного Технического регламента разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.

10

Кто несет ответственность за полноту декларации пожарной безопасности и достоверность содержащихся в ней сведений?

В соответствии с частью 4 статьи 64 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, представившие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11

В какой орган государственного пожарного надзора МЧС России направляется почтой заполненная декларация пожарной безопасности для регистрации?

В соответствии с пунктом 10  приказа МЧС России от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» (зарегистрирован в Минюсте РФ 23.03.2009 № 13577) составленная декларация пожарной безопасности направляется:

при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территории двух и более федеральных округов, за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют структурные подразделения специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - органы ГПН специальных и воинских подразделений), - в структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - орган ГПН МЧС России);

при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах одного федерального округа, за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют органы ГПН специальных и воинских подразделений, - в структурное подразделение соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - орган ГПН регионального центра МЧС России);

при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, а также на объекты, критически важные для национальной безопасности страны, и особо важные пожароопасные объекты защиты, за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют органы ГПН специальных и воинских подразделений, - в структурное подразделение соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации);

при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, в пределах территории одного муниципального образования - в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - территориальный орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации);

при расположении объектов защиты в пределах территорий закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных организаций - в соответствующий орган ГПН специального и воинского подразделения.

Версия для печати Word PDF Спасибо, Ваше сообщение принято!

Пожарные декларации в вопросах и ответах

Пожарные декларации в вопросах и ответах

Специалисты Государственного пожарного надзора, аккредитованные эксперты при МЧС России, страховые компании, представители исполнительных органов государственной власти Камчатского края провели с предпринимателями семинар, посвященный вопросам составления деклараций пожарной безопасности и проведения пожарного аудита. На семинаре докладчики еще раз ответили на вопросы, которые больше всего волнуют тех, кто обязан заполнять и сдавать пожарные декларации.

Владельцы каких объектов должны сдавать декларации?

В основном это объекты социальной сферы – школы, детские сады, больницы, поликлиники, а также объекты культуры и предпринимательства, жилые дома высотой более трех этажей, здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больниц, спальных корпусов, образовательных учреждений интернатного типа. В обязательном порядке декларированию подвергаются объекты защиты, для которых Градостроительным кодексом России предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации. Кроме того, декларацию должны сдавать и владельцы объектов нежилого назначения, размещенных в жилых домах, например, парикмахерских, салонов красоты или магазинов. Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более трех этажей.

Первый пункт декларации содержит расчет пожарных рисков. Всем ли владельцам объектов необходимо его заполнять?

Расчеты пожарных рисков проводить необязательно, если объект построен до 1 мая 2009 года. Если объект построен после 1 мая 2009 года и на нем соблюдены все требования нормативных документов в области пожарной безопасности, действовавших на момент проектирования и строительства, то расчет пожарных рисков также можно не проводить. Свидетельством соответствия правилам пожарной безопасности в этом случае будет служить положительное заключение по пожарной безопасности, выданное Госэкспертизой проектов и Государственным строительным надзором при вводе объекта в эксплуатацию.

Как правильно оценить возможный ущерб имуществу третьих лиц от пожара и заполнить второй раздел декларации?

Этот раздел заполняется самостоятельно исходя из собственной оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц в результате пожара. В случае отсутствия арендных отношений и соблюдения требований по минимальным противопожарным расстояниям до соседних объектов можно смело писать об отсутствии возможного ущерба. Если на объекте имеются арендаторы, то вы должны указать возможный, на ваш взгляд, ущерб. Если имущество застраховано на случай причинения ущерба третьим лицам в результате пожара, следует указать вид страхового полиса.

Как заполнить третий раздел декларации «Перечень Федеральных законов и нормативных документов о пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты»?

Здесь необходимо не просто перечислить Федеральные законы и нормативные документы, а дать некую оценку соответствия своего объекта тем нормативным требованиям, которые к нему предъявляются. Если объект был построен до 1 мая 2009 года, то проводить оценку нужно в соответствии с нормативными требованиями, которые предъявлялись к объекту на момент строительства. В данном разделе необходимо указать, какие из требований пожарной безопасности выполняются на данном объекте - начиная с определения противопожарных расстояний до соседних зданий, наличия источников наружного противопожарного водоснабжения и заканчивая характеристикой здания (этажность, площадь, степень огнестойкости, из каких конструкций состоит), а также указать мероприятия, обеспечивающие безопасность людей, пути их эвакуации в случае пожара, наличие системы обнаружения и оповещения о пожаре, первичных средств пожаротушения, отделки путей эвакуации и т.д. В этом вопросе я рекомендую обращаться за консультацией к нам, в органы Государственного пожарного надзора.

Правда ли, что можно уйти из-под надзора органов ГПН?

Правда. Если собственник обратится в аккредитованную в МЧС организацию, которая проведет независимую оценку пожарных рисков (пожарный аудит) на объекте, и уведомит об этом органы ГПН, то мы исключим этот объект из плана проведения проверок на 3 года. Это альтернативная форма надзора. В данном случае предприятие заключает договор с экспертной организацией, которая проводит свой аудит и дает заключение о соответствии объекта либо предписание о необходимости выполнения компенсирующих мероприятий, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей (например, заменить систему пожаротушения, смонтировать систему дымоудаления, добавить дополнительные выходы и т.д.). Расчет рисков – это подтверждение того, что объект соответствует требованиям пожарной безопасности. Органы ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора. Если же владелец объекта не заказывает проведение пожарного аудита у сторонней организации, он остается под надзором органов ГПН, представители которого приходят на объекты с плановой проверкой.

Кто должен предоставлять декларацию о пожарной безопасности?

Декларация разрабатывается и предоставляется в территориальные органы государственного пожарного надзора собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании. Декларация на проектируемый объект защиты предоставляется застройщиком или лицом, осуществляющим подготовку проектной документации. Для проектируемых объектов защиты декларация предоставляется до ввода их в эксплуатацию.

Если у собственника заключен договор аренды, и в договоре написано, что арендатор отвечает за пожарную безопасность, кто в этом случае должен предоставлять декларацию?

Арендатор, хоть и несет ответственность за пожарную безопасность, не вправе менять конструктивные или объемно-планировочные решения на любом объекте. Поэтому декларацию должен заполнять собственник объекта.

Обязан ли собственник предоставить по требованию арендатора копию пожарной декларации?

Нет, не обязан.

Я – представитель управляющей компании. Должны ли мы предоставлять декларации на жилые дома, которые находятся под нашим управлением?

Однозначно – да. Декларация на жилые дома высотой более 3 этажей заполняется в отношении всего объекта целиком, поэтому собственникам жилых помещений нет необходимости заполнять декларацию. Разрабатывать ее должна управляющая компания.

На рынке появились фирмы, предлагающие за немалые деньги провести независимый пожарный аудит. Кто на Камчатке имеет право на оказание этих услуг?

В настоящий момент на проведение независимой оценки рисков аккредитованы и зарегистрировались в органах Госпожнадзора две организации: НИИ ВДПО и ООО «Аудит - организация системы пожарной безопасности». На Камчатке уже появился первый прецедент проведения независимой оценки рисков – его провели владельцы ООО «Шамса-Холдинг», на днях они должны подать сведения о выводах аудита.

Проводятся ли какие-то консультации по заполнению пожарных деклараций?

Да, бесплатные консультации по заполнению деклараций о пожарной безопасности можно получить в Управлении Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Камчатскому краю по адресу: ул. Ленинградская, 25, кабинет 307 (консультативный совет Главного управления). Консультации проводятся каждый день с 14.00 до 17.30. Телефон для справок 46-78-36.

Чем грозит непредоставление декларации пожарной безопасности до 1 мая?

Согласно ст.64 ФЗ № 123 «Технический регламент о правилах пожарной безопасности», декларацию необходимо подать в течение года с момента вступления в силу Закона. Этот срок истекает 1 мая 2010 года. В отношении объектов, не предоставивших декларацию, будут применяться меры административного воздействия. Сегодня эта ответственность попадает под статью 20.4 Кодекса об Административных правонарушениях: должностные и физические лица будут оштрафованы на сумму до 1 тысячи рублей, юридические лица – до 10 тысяч рублей. Скорее всего, в ближайшее время размер штрафных санкций будет увеличен.

Декларационные мифы

На семинаре выступил и председатель Камчатского краевого отделения Общероссийской общественной организации Всероссийское добровольное пожарное общество Виктор Дышер. Его выступление было посвящено развенчиванию мифов, которые искусственно созданы коммерческими фирмами: НИИ нашего общества провело исследование рынка предложений по разработке пожарных деклараций в Интернете. Это исследование нас удивило и даже повергло в шок. Цены на услуги по составлению проектов пожарной декларации и расчетам пожарных рисков в одном случае искусственно взвинчены настолько, что выгоднее отказаться от объекта, в другом – сокрыты под грифом «коммерческая тайна». Более того, в последнее время некоторыми предпринимателями активно распространяются слухи о сложности заполнения деклараций, необходимости обращения для этого к аккредитованным специалистам, а также об обязательном сопровождении процесса подготовки декларации дополнительным набором услуг – аудит, расчет пожарного риска и прочее. Ценовая политика тоже не выдерживает никакой критики. Сегодня отсутствует единый подход к ценообразованию за выполнение данного вида услуг и поэтому стоимость измеряется либо в квадратных метрах и может колебаться от нескольких рублей до десятков тысяч рублей, кто-то заявляет стоимость работ 10 тысяч рублей за день работы специалиста. Сколько дней этот специалист будет работать – неизвестно. Иной раз предлагаются разработки деклараций для здания детского сада стоимостью 70 тысяч рублей, разработка плана декларации для трехэтажного здания школы – до 200 тысяч рублей. Мы вынуждены признать, что в погоне за быстрыми деньгами отдельные недобросовестные фирмы прессингуют заказчика страшилками и мифами.

Миф 1. Декларацию сложно заполнить. На самом деле любой грамотный инженерно-технический работник, отвечающий за обеспечение пожарной безопасности объекта, способен заполнить декларацию. Тем более что форма декларации общедоступна – она есть и на сайте МЧС, и на сайте ВДПО.

Миф 2. Заполнять декларацию могут только специалисты или организации, прошедшие специальную аккредитацию в МЧС. Эти заявления противоречат самому принципу декларирования - уведомление от первого лица (собственника объекта). Никакой специальной аккредитации, разрешения или лицензии для подготовки декларации не требуется.

Миф 3. Расчет пожарного риска является обязательной составляющей любой пожарной декларации. В соответствии со ст. 64 ФЗ 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» декларация действительно может включать в себя расчет пожарного риска, но только в случае наличия на объекте отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности, сводов правил и стандартов - то есть документов добровольного применения, а не требований федерального законодательства. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами, расчет пожарного риска не требуется.

Страхование – показатель зрелости нашей культуры.

Председатель Камчатского филиала Военно-страховой компании Сергей Кузьминицкий свое выступление посвятил тому, как повысить культуру безопасности на территории края и как правильно выбрать страховую компанию: Сегодня Камчатка в трауре по погибшим туристам на перевале Дукук и вместе с польским народом мы скорбим по погибшим в авиакатастрофе. Еще вчера страна переживала шокирующие известия о пожаре в «Хромой лошади» и аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Мы все себе задаем вопрос – что нужно сделать, чтобы избежать таких жертв и минимизировать последствия чрезвычайных ситуаций, в том числе и при пожарах? Главная причина пожаров - это низкая культура пожарной безопасности. Как можно повысить культуру? Это государственная задача, и государство путем введения обязательных норм и ответственности принимает Федеральные законы, направленные на проведение конкретных действий, то есть, по сути, под угрозой наказания заставляет выполнять определенные требования. Принятие «Технического регламента» направлено в первую очередь на то, чтобы руководители задумались о необходимости проведения пожарных мероприятий на собственном предприятии. Показателем зрелости культуры является страхование. Когда мы понимаем и предполагаем, что даже с малой вероятностью может произойти пожар, мы формируем страховые резервы посредством страховых компаний, за счет которых должны быть покрыты страховые расходы. Сегодня все пожарные риски, риски ответственности, риски утраты имущества и материальных ценностей производятся на добровольной основе. Однако скоро это будет носить обязательный характер. Мы все слышали о готовящемся законе об обязательном страховании пожарной ответственности при эксплуатации объектов. На что должны обратить внимание при страховании и осуществлении мероприятий по исполнению «Технического регламента»? При выборе независимой организации по разработке и осуществлению пожарного аудита вы должны знать, где, в какой страховой компании, с каким лимитом ответственности застрахована профессиональная деятельность экспертной организации. В соответствии с Федеральными законами, регламентирующими действия подобных организаций, они обязаны страховать свою профессиональную деятельность. То есть в случае профессиональной ошибки за последствия отвечать будет страхования компания, в которой была застрахована экспертная организация. Однако все мы хорошо знаем, как страховые компании выполняют свои обязательства, например, при ОСАГО. Поэтому необходимо обращать внимание, в какой страховой компании застраховала свою ответственность экспертная организация. Как выбрать страховую компанию? В первую очередь нужно обращать внимание на рейтинг компании. Существует экспертное рейтинговое агентство, которое выдает сертификаты по надежности той или иной страховой компании. Второе – капитал компании, количество филиалов по стране (чем их больше, тем больше накопленный опыт у компании). Где располагается офис компании, ее доступность, количество персонала в офисе. Если интересы страховой компании представляет один человек, то стоит задуматься о ее надежности. Министр специальных программ Камчатского края Сергей Хабаров: В марте в селе Никольское произошел пожар, в результате которого полностью сгорел жилой дом. 11 семей осталось без крова, без имущества. Я лично, по поручению губернатора вылетал в Никольское на следующий день. Я видел в глазах людей боль, растерянность, подавленность. Мы оказали им финансовую помощь на первое время, расселили у родственников. Теперь они задают себе вопрос – почему же мы не страховали свое жилье и имущество, тем более, живя на острове, где постоянно существуют риски, связанные с цунами, пожарами и землетрясениями? Лично я, прилетев с Никольского, принял решение застраховать свою квартиру. Потому что понял – не дай бог потеряю жилье, останусь на улице сам и оставлю на улице свою семью. Что касается собственников хозяйствующих субъектов, пожар для них – это потеря предприятия без возмещения убытков. 

Ответы на часто задаваемые вопросы, касающиеся разработки, подачи и регистрации Декларации пожарной безопасности

  • Для населения
  • Юридическим лицам
  • Для СМИ

№ п/п

Вопрос

Комментарии

1

В отношении каких объектов защиты составляется декларация пожарной безопасности?

В соответствии с частью 1 статьи 64 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты (зданий, сооружений, в том числе производственных объектов), для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением многоквартирных жилых домов, одноквартирных жилых домов, в том числе блокированных), а также в отношении зданий (частей зданий) детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирных), больниц, спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

2

Если объект защиты соответствует требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и нормативным документам по пожарной безопасности, необходимо ли рассчитывать пожарный риск для декларирования объекта?

В соответствии с частью 3 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в указанного Технического регламента, расчет пожарного риска не требуется.

3

Что является основанием для отказа в регистрации декларации пожарной безопасности?

В соответствии с пунктом 12 приказа МЧС России от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» (зарегистрирован в Минюсте РФ 23.03.2009 № 13577) должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней, согласно пункта 13 указанного приказа при несоответствии заполнения декларации установленной форме должностные лица органа МЧС России возвращают декларацию декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации.

4

Каким образом осуществляется проверка сведений указанных в декларации пожарной безопасности?

В соответствии с пунктом 12 приказа МЧС России от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» (зарегистрирован в Минюсте РФ 23.03.2009 № 13577) полнота и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, проверяются должностными лицами органа МЧС России при проведении мероприятий по контролю.

5

В соответствии с законодательством Российской Федерации кем должна разрабатываться декларация пожарной безопасности в отношении объекта защиты?

В соответствии с пунктом 3 приказа МЧС России от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» (зарегистрирован в Минюсте РФ 23.03.2009 № 13577) декларация разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании.

6

На каком этапе жизненного  цикла объекта защиты разрабатывается и представляется декларация пожарной безопасности?

В соответствии с частью 6 статьи 64 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности для объектов защиты введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу указанного документа, декларация пожарной безопасности представляется в течение одного года со дня их ввода в эксплуатацию.

7

В каких случаях декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь?

В соответствии с частью 6 статьи 64 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности  уточненные или разработанные вновь декларации пожарной безопасности представляются в случае изменения содержащихся в них сведений (смены собственника или иного лица, владеющего объектом защиты на законном основании, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты) в течение одного года со дня изменения сведений.

8

В какие сроки орган МЧС России принимает решение о регистрации или отказе в регистрации декларации пожарной безопасности?

В соответствии с пунктом 12 приказа МЧС России от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» (зарегистрирован в Минюсте РФ 23.03.2009 № 13577) должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней и в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности.

9

Требуется ли согласование декларации пожарной безопасности  с органами государственного пожарного надзора МЧС России, иными надзорными или экспертными органами?

В соответствии с частью 5 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 указанного Технического регламента разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.

10

Кто несет ответственность за полноту декларации пожарной безопасности и достоверность содержащихся в ней сведений?

В соответствии с частью 4 статьи 64 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, представившие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11

В какой орган государственного пожарного надзора МЧС России направляется почтой заполненная декларация пожарной безопасности для регистрации?

В соответствии с пунктом 10  приказа МЧС России от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» (зарегистрирован в Минюсте РФ 23.03.2009 № 13577) составленная декларация пожарной безопасности направляется:

при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территории двух и более федеральных округов, за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют структурные подразделения специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - органы ГПН специальных и воинских подразделений), - в структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - орган ГПН МЧС России);

при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах одного федерального округа, за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют органы ГПН специальных и воинских подразделений, - в структурное подразделение соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - орган ГПН регионального центра МЧС России);

при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, а также на объекты, критически важные для национальной безопасности страны, и особо важные пожароопасные объекты защиты, за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют органы ГПН специальных и воинских подразделений, - в структурное подразделение соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации);

при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, в пределах территории одного муниципального образования - в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - территориальный орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации);

при расположении объектов защиты в пределах территорий закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных организаций - в соответствующий орган ГПН специального и воинского подразделения.

Версия для печати Word PDF Спасибо, Ваше сообщение принято!

Что такое декларация пожарной безопасности и как ее составить?

Что такое декларация пожарной безопасности?

Какую информацию включают в декларацию?

Кто оформляет декларацию?

Как самостоятельно оформить декларацию

Что будет, если не оформить декларацию?

Что такое декларация пожарной безопасности

Декларация пожарной безопасности (далее – декларация) – это документ, который подтверждает соблюдение норм пожарной безопасности на объекте. Ее составляют как на предприятие в целом, так и на его отдельные части: здания, сооружения, помещения.

Декларация обязательно нужна для ввода в эксплуатацию всех объектов капитального строительства, кроме:

  • зданий детских дошкольных образовательных учреждений и их спальных корпусов;
  • больниц, домов престарелых и инвалидов;
  • жилых домов высотой до трех этажей;
  • нежилых объектов высотой до трех этажей и площадью до 1500 кв. метров, которые не относятся к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

Объект капитального строительства

Это любое недостроенное здание, сооружение, объект, за исключением временных построек, киосков, навесов и т. п.

Какую информацию включают в декларацию

Декларация состоит из титульного листа, на котором указывают информацию о декларируемой организации, и трех разделов:

Раздел 1. Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты.

Здесь указывают значения пожарного риска и перечисляют фактические мероприятия по пожарной безопасности. Оценка пожарного риска достаточно сложный процесс, при котором необходимо:

  • рассчитать вероятность пожара;
  • рассчитать вероятность успешной эвакуации людей из здания;
  • оценить воздействие на людей поражающих факторов пожара;
  • оценить меры, которые приняты для снижения частоты пожаров и их последствий.

Индивидуальный пожарный риск для человека, который находится в наиболее удаленной от выхода части здания, не должен быть больше одной миллионной в год (Статья 79 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Заполнять раздел 1 не всегда необходимо. Рассчитывать пожарный риск не нужно, если:

  • объект введен в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ;
  • на объекте выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании») и другими нормативными документами, о которых будет сказано ниже.

Советует

Александр МАКУШКИН,

начальник отдела независимой оценки риска и экспертизы пожарной безопасности ООО «Серконс» (Москва)

В разделе 3 декларации перечисляют не только те требования по пожарной безопасности, которые выполнены в вашей организации, но и те, которые должны выполняться согласно нормативным документам. Здесь указывают также мероприятия, обеспечивающие безопасность людей: пути эвакуации, наличие систем обнаружения и оповещения о пожаре и т. д. Консультацию по этим вопросам можно получить в отделениях Государственного пожарного надзора.

Раздел 2. Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара.

Ответственность от возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара можно застраховать. Тогда в разделе 2 указывают реквизиты документов страхования. Когда ответственность не застрахована, то предполагаемый ущерб оценивают самостоятельно и указывают его размер в рублях. Если на вашем объекте нет арендаторов, чужого имущества и соблюдены нормативные противопожарные расстояния между зданиями, смело пишите, что возможный ущерб исключен. В противном случае поставьте примерную стоимость такого имущества.

Раздел 3. Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты.

Это самый объемный и самый полезный раздел, в котором собраны все требования по пожарной безопасности к конкретному объекту. Их выбирают из следующих нормативных документов:

  • Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • Правил противопожарного режима в Российской Федерации (Утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390);
  • свода правил СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (Утвержден приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. № 635/14);
  • СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (Утверждены постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. № 78);
  • СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений (Приняты и введены в действие постановлением Минстроя России от 13 февраля 1997 г. № 18-7);
  • СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (Введены в действие постановлением Минстроя России от 2 августа 1995 г. № 18-78.);
  • СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (Приняты и введены в действие постановлением Госстроя России от 26 июня 2003 г. № 115.);
  • ГОСТ 12.4.026-2001 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» (Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 19 сентября 2001 г. № 387-ст.);
  • Правил устройства электроустановок;
  • свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 171.);
  • свода правил СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (Утвержден приказом МЧС России от 21 ноября 2012 г. № 693);
  • свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 173);
  • свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (Утвержден приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 288);
  • свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 175);
  • свода правил СП 6.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности» (Утвержден приказом МЧС России от 21 февраля 2013 г. № 115);
  • свода правил СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности (Утвержден приказом МЧС России от 21 февраля 2013 г. № 116);
  • свода правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 178);
  • свода правил СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 179);
  • свода правил СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный трубопровод. Требования пожарной безопасности» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 180);

Окончательный перечень документов будет зависеть от многих факторов, таких как характер деятельности декларируемой организации, количество людей на территории, архитектурные и территориальные особенности объекта.

Кто оформляет декларацию

Обычно декларацию составляет застройщик, если это проектируемый объект, или собственник, если это существующий объект. Самой трудной будет процедура оценки пожарных рисков. Чтобы ее провести, нужно иметь довольно глубокие знания по пожарной безопасности.

Есть две методики, по которым определяют пожарный риск:

  • для производственных объектов используют методику, утвержденную приказом МЧС России от 10 июля 2009 г. № 404;
  • для остальных зданий, сооружений и строений различных классов функциональной пожарной опасности применяют методику, утвержденную приказом МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382.

Функциональная пожарная опасность

По пожарной опасности здания разделяют на следующие классы:

Ф1 – здания для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе:

  • Ф1.1 – здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;
  • Ф1.2 – гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
  • Ф1.3 – многоквартирные жилые дома;
  • Ф1.4 – одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные;
  • Ф2 – здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений, в том числе:
  • Ф2.1 – театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие подобные учреждения с расчетным числом посадочных мест в закрытых помещениях;
  • Ф2.2 – музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях;
  • Ф2.3 – театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест на открытом воздухе;
  • Ф2.4 – музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения на открытом воздухе;
  • Ф3 – здания организаций по обслуживанию населения, в том числе:
  • Ф3.1 – здания организаций торговли;
  • Ф3.2 – здания организаций общественного питания;
  • Ф3.3 – вокзалы;
  • Ф3.4 – поликлиники и амбулатории;
  • Ф3.5 – помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей;
  • Ф3.6 – физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани;
  • Ф4 – здания научных и образовательных учреждений, научных и проектных организаций, органов управления, в том числе:
  • Ф4.1 – здания общеобразовательных и образовательных учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
  • Ф4.2 – здания образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
  • Ф4.3 – здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов;
  • Ф4.4 – здания пожарных депо;
  • Ф5 – пожарные отсеки производственного или складского назначения, входящие в состав зданий с классами Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, в том числе:
  • – Ф5.1 – производственные здания, сооружения, производственные и лабораторные помещения, мастерские;
  • Ф5.2 – стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта;
  • Ф5.3 – сельскохозяйственные здания.

Оценкой пожарных рисков занимаются специализированные организации. Стоимость такой услуги начинается от 50 000 рублей по московским расценкам и зависит от площади предприятия.

Предупреждает

Алексей АНДРЕЕВ,

генеральный директор ООО «ЭАЦ «Технологии труда» (Москва)

При подаче декларации не забудьте приложить к ней расчеты по оценке пожарного риска (если он проводился) и копию страхового полиса (если объект застрахован). Иначе в пожарном надзоре МЧС России откажутся регистрировать документ.

Как самостоятельно оформить декларацию

Если оценивать пожарные риски не требуется (Для предприятий, введенных в эксплуатацию после вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ), то декларацию вполне можно разработать самостоятельно. В организации этим может заняться специалист по пожарной безопасности или сотрудник, ответственный за пожарную безопасность. Для этого не нужно никаких лицензий или аккредитаций. Главное – соблюдать форму документа, которая установлена приказом МЧС России от 24 февраля 2009 г. № 91.

Что будет, если не оформить декларацию

Если при проверке обнаруживается отсутствие декларации пожарной безопасности, то владелец объекта может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частями 1 и 2 статьи 20.4 КоАП РФ. За это и иные нарушения должностное  лицо может быть оштрафовано на сумму от 6 до 15 тысяч рублей, юридическому лицу придется заплатить от 150 до 200 тысяч рублей. Разумеется, документ составляется в том случае, если категория помещения по взрывопожарной опасности того требует.

В случае отсутствия декларации при проверке на объекте в рамках особого противопожарного режима виновные могут быть подвержены административному штрафу в следующих размерах: должностные лица от 15 до 30 тысяч рублей; юридические лица — от 400 до 500 тысяч рублей.

Если из-за этого человек получит тяжелое повреждение здоровья, нарушителю грозит:

  • штраф до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за шесть месяцев;
  • либо ограничение свободы на срок до трех лет;
  • либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 1 ст. 219 УК РФ).
  • Если человек погибнет, нарушителю грозит:
  • ограничение свободы на срок до пяти лет;
  • или лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 2 ст. 219 УК РФ).

Ответы на ваши вопросы

На какой срок разрабатывается декларация?

Правда ли, что декларация имеет ограниченный срок действия? Тогда как часто нужно ее сдавать?

Нет, это неправда. У декларации нет срока действия, ее нужно сдать один раз за все время существования объекта. Переработать документ и сдать повторно придется, если:

  • изменятся сведения об объекте, в том числе его функция (например, магазин решат переоборудовать под ресторан);
  • изменятся требования пожарной безопасности.

Нужно ли согласовывать декларацию?

С кем нужно согласовать декларацию и где ее зарегистрировать? Могут ли отказать в регистрации? Что делать в такой ситуации?

Декларацию не нужно согласовывать, а только зарегистрировать в территориальном органе государственного пожарного надзора МЧС России. Есть несколько основных причин для отказа в регистрации декларации:

  • документ не соответствует форме, установленной приказом МЧС России от 24 февраля 2009 г. № 91;
  • не заполнен первый раздел декларации без обоснования причины;
  • не приложен отчет по оценке пожарного риска (в случае указания величины риска) или копия договора страхования (в случае если объект застрахован);
  • декларация не подписана разработчиком;
  • некорректные сведения на титульном листе;
  • документ не прошит и не скреплен печатью.

При отказе вам вернут декларацию с письменным перечнем ее недостатков. Документ нужно будет переделать и подать на регистрацию повторно.

Кто проверяет наличие декларации?

Кто может проверить наличие у организации декларации пожарной безопасности?

Проверить наличие зарегистрированной декларации, а также правильность ее заполнения может только сотрудник государственного пожарного надзора МЧС России во время плановой или внеплановой инспекции.       


Смотрите также