Значение безопасности военной службы в повседневной деятельности войск


Концепция безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и ее основные положения. Значение безопасности военной службы в повседневной деятельности войск

Концепция безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации утверждена директивой Министра обороны Российской Федерации 1997 года № Д-10 и представляет собой систему принятых в Вооруженных силах Российской Федерации взглядов на безопасность военной службы и организацию работы по ее обеспечению в повседневной деятельности войск (сил).

Общими условиями безопасности военной службы являются:

- правопорядок и высокая воинская дисциплина в гарнизонах и воинских частях; служба войск, организованная в соответствии с требованиями общевоинских уставов; сохранность оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ в подразделениях и воинских частях, ядерная, радиационная, химическая и биологическая безопасность, а также взрывопожаробезопасность потенциально опасных военных объектов;

- санитарно - эпидемиологическое благополучие войск (сил).

К условиям безопасности военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы относятся:

- социальная защищенность военнослужащих; обеспеченность войск (сил) финансовыми и материальными средствами, материальными и иными ресурсами и услугами;

- удовлетворительное морально-психологическое состояние личного состава;

- сохранение и укрепление здоровья военнослужащих; их подготовка к обеспечению безопасности военной службы;

- безаварийность эксплуатации вооружения и военной техники;

- противопожарная защита и местная оборона объектов; предупреждение актов терроризма в военных городках и на военных объектах, иных преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.

Под условиями безопасности местного населения при осуществлении деятельности войск (сил) понимаются:

- взаимодействие органов военного управления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях поддержания нормальных взаимоотношений между военнослужащими и местным населением;

- размещение потенциально опасных военных объектов за пределами санитарно-защитной зоны населенных пунктов; информированность населения о согласованных с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) ограничительных мерах, установленных в местах дислокации войск (сил);

- правовая регламентация деятельности войск (сил) при введении и поддержании режимов чрезвычайного положения, военного положения, объявлении и проведении мобилизации, их привлечении к решению задач территориальной обороны.

Условиями предотвращения вреда окружающей природной среде при осуществлении деятельности войск (сил) являются:

- соблюдение требований природоохранительного законодательства военнослужащими, их экологическое обучение и воспитание;

- проведение мероприятий по охране окружающей природной среды при различных видах деятельности войск (сил), функционировании режимных, особорежимных и особо важных военных объектов, объектов инфраструктуры;

- обеспечение экологической безопасности при создании и утилизации (уничтожении) вооружения и военной техники;

- своевременное выявление вреда, причиненного окружающей природной среде;

- восстановление ее нарушенного состояния.

Можно выделить четыре основных условия БВС в мирное время:1. Высокая воинская дисциплина.

2. Недопущение нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.

3. Предотвращение самоубийств.

4. Соблюдение безопасности при эксплуатации техники, вооружения и проведении строительных и хозяйственных работ и др.

Высокий уровень безопасности военной службы является показателем наличия вышеуказанных условий. Таким образом, определив уровень БВС, можно сказать о наличии или отсутствии безопасных условий службы в повседневной деятельности части (корабля).

Определим критерии и показатели безопасности военной службы в повседневной деятельности части (корабля).

Понятие показатель характеризует «данные, по которым можно судить о развитии, ходе, свойствах и качествах чего-либо». Рассматривая представленное определение, выделим следующие показатели БВС: развитие, организация, свойства и качество.

Развитие и организацию БВС в Вооруженных Силах и в каждой конкретной воинской части характеризует:

- нормативно-правовая база, регламентирующая организацию безопасности военной службы (законы Российской Федерации; Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ; приказы и директивы министра обороны Российской Федерации, затрагивающие вопросы обеспечения безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации);

- приказы, отрабатываемые в воинской части, которые определяют ответственных лиц за обеспечение безопасности военной службы, проводимые для этого мероприятия, перспективы ее развития;

- деятельность офицеров воинской части, направленная на обеспечение БВС, и т.д.

Необходимо отметить, что, если уровень БВС низкий или критический, то, как правило, безопасные условия военной службы не были созданы. И наоборот если он средний, высокий и очень высокий, то вышеуказанные условия организованы.

В свою очередь, роль офицеров в обеспечении БВС определяется основными направлениями работы, которыми в настоящее время являются:

1. Достижение высокой воинской дисциплины подчиненного личного состава. Высокая воинская дисциплина подразделения способствует снижению уровня гибели и травматизма военнослужащих. В рамках данного направления офицеры должны:

- быть примером в соблюдении правил и норм высокой воинской дисциплинированности для своих подчиненных;

- вести постоянную разъяснительную работу среди военнослужащих по вопросам воинской дисциплины;

- формировать и поддерживать положительные традиции высокой дисциплины в подразделении;

- требовать от личного состава подразделения беспрекословного выполнения требований законов, воинских уставов, инструкций, наставлений.

2. Предупреждение нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Важным направлением обеспечения БВС является предупреждение нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и профилактика иных правонарушений. Организуя данную работу, офицеры обязаны:

- проявлять высокую требовательность к себе;

- последовательно и систематически добиваться осознания подчиненными смысла и объективной необходимости соблюдения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

- исключить в работе с военнослужащими формализм, излишнюю опеку, предвзятость и грубость, оскорбляющие достоинство военнослужащего;

- проявлять заботу о соблюдении личных прав, удовлетворении потребностей и положенных норм довольствия подчиненных.

3. Профилактика самоубийств. При проведении ее большое внимание необходимо уделять поддержанию удовлетворительной морально-психологической обстановки в воинских коллективах, обеспечению психологической совместимости и предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Офицер обязан оказывать помощь психологу воинской части при проведении специальной профилактики суицидальных происшествий. Она включает:

- изучение индивидуально-психологических особенностей подчиненных;

- выявление лиц с повышенным риском суицидапьности;

- постоянное наблюдение за военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания;

- прогнозирование суицидальных действий лиц с отклоняющимся поведением;

- своевременное оказание адекватной помощи военнослужащему, находящемуся в состоянии социально-психологического кризиса.

4. Обеспечение соблюдения правил обращения с оружием и боеприпасами. Оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества являются неотъемлемыми компонентами жизнедеятельности войск. Они представляют повышенную опасность как для самих военнослужащих, так и для окружающих. Исходя из этого, офицеры должны:

- добиваться от подчиненных твердых знаний характеристик своего оружия;

- требовать знания и соблюдения правил и мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, регламентированных требованиями наставлений, руководств, инструкций;

- исключать возможность гибели или ранения военнослужащих при выполнении боевых задач, боевого дежурства, караульной и гарнизонной службы, на учебных занятиях, стрельбах и во время чистки оружия.

5. Контроль за соблюдением подчиненными правил техники безопасности при эксплуатации техники, вооружения и проведении строительных и хозяйственных работ. Жесткий контроль за строгим и точным соблюдением подчиненными правил при эксплуатации техники и вооружения является следующим направлением работы командиров. Безопасность при эксплуатации и ремонте боевой, транспортной, специальной техники и вооружения, при обращении с химически опасными веществами, проведении тактических учений, занятий по боевой подготовке, проведении строительных и хозяйственных работ должна обеспечиваться:

- правильной организацией внутренней службы;

- твердым знанием личным составом материальной части вооружения и техники, правил их эксплуатации, ремонта, обслуживания и хранения;

- содержанием в исправном состоянии вооружения и техники, средств обслуживания и ремонта;

- соблюдением требований нормативных документов, руководств и наставлений;

- твердым знанием и точным выполнением установленных правил и мер техники безопасности.

Правила безопасности должны выполняться при любых условиях, независимо от каких-либо обстоятельств.

Таким образом, изучив состояние БВС в воинской части и определив ее уровень, можно сказать о наличии или отсутствии безопасных условий службы в повседневной деятельности части (корабля), а в последующем наметить основные направления работы по исправлению ситуации.

Безопасность военной службы и ее содержание | Военсервис.рф

Безопасность военной службы - состояние военной службы, обеспечивающее защищенность военнослужащих, местного населения и окружающей природной среды от угроз, возникающих при осуществлении деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Обеспечение безопасности военной службы заключается в поддержании в полку (подразделении) условий военной службы и порядка ее несения, обеспечивающих защищенность личного состава и каждого военнослужащего в отдельности, а также местного населения, его имущества и окружающей среды от воздействия опасных факторов военной службы, возникающих в ходе повседневной деятельности полка (подразделения).

Общими условиями обеспечения безопасности военной службы в полку (подразделении) являются:

1. Правовое обеспечение безопасности военной службы, которое осуществляется:

- правотворческим обеспечением военной службы, включающим соответствующие мероприятия по совершенствованию организации участия Министерства обороны Российской Федерации в законопроектной деятельности, а также подготовке нормативно-правовых актов органов военного управления;

- улучшением правоисполнительной деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц по реализации жизненно важных интересов военнослужащих, предотвращению причинения вреда жизни, здоровью и имуществу местного населения, окружающей среде при осуществлении деятельности войск (сил);

- повышением уровня правоохранительной работы, совершенствование деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в гарнизонах и воинских частях;

- улучшением правового воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации;

- взаимодействием с государственными органами, органами военной прокуратуры при осуществлении ими контроля и надзора за соблюдением конституционных прав, свобод, льгот и социальных гарантий военнослужащих, состоянием правопорядка и выполнением природоохранительного законодательства в воинских частях.

2. Социально-экономическое обеспечение безопасности военной службы, которое осуществляется:

- взаимодействием с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти по проблемам финансирования расходов обороны с учетом реальных потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, разработки основных показателей государственного оборонного заказа, материального, технического обеспечения и энергоснабжения Вооруженных Сил Российской Федерации;

- взаимодействием с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления вопросам реализации льгот и социальных гарантий, установленных законодательством для военнослужащих, разработки и выполнения целевых программ повышения социальной защищенности военнослужащих, строительства, выделения им жилья, особенно при увольнении из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществления мероприятий по улучшению физической и морально-психологической подготовки граждан призывного возраста к военной службе;

- обеспечением эргономичности и надежности поставляемых в войска (силы) вооружения и военной техники;

- выполнением мероприятий материального, материально-технического обеспечения войск (сил) (обеспечение продовольствием, вещевым имуществом, горючим и смазочными материалами, комплектующими изделиями и материалами для вооружения и военной техники, другим материальным имуществом, ресурсами и услугами);

- совершенствованием бытового обеспечения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации (обеспечение казарменно-жилищным фондом, торгово-бытовое, банно-прачечное обслуживание, водоснабжение);

- проведением ветеринарно-санитарного надзора в Вооруженных Силах Российской Федерации.

3. Организационно-техническое обеспечение безопасности военной службы. Приоритетными мерами данного направления необходимо считать:

- подготовку военнослужащих к обеспечению безопасности военной службы;

- предупреждение летных, дорожно-транспортных, навигационных и иных происшествий с вооружением и военной техникой, обеспечение их безопасной эксплуатации;

- обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных и радиационноопасных объектов, предотвращение несанкционированного применения ядерного оружия;

- обеспечение химической и биологической безопасности;

- обеспечение взрывобезопасности арсеналов, баз, складов и мест хранения вооружения и военной техники, ракет, боеприпасов и взрывчатых веществ, иных потенциально опасных военных объектов;

- обеспечение электробезопасности;

- обеспечение авиационной безопасности;

- обеспечение сохранности оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

- обеспечение безопасности эксплуатации объектов гостехнадзора;

- улучшение эргономических характеристик вооружения и военной техники;

- проведение мероприятий по организации местной обороны;

- проведение метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений;

- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам безопасности военной службы;

- разработка военных стандартов обеспечения безопасности военной службы для различных видов деятельности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, эксплуатации образцов вооружения и военной техники.

4. Морально-психологическое обеспечение безопасности военной службы, которое осуществляется:

- четкой организацией воспитательной работы по повышению ответственности военнослужащих за обеспечение безопасности военной службы;

- обеспечением психологической устойчивости личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации на основе постоянного анализа и прогнозирования его морально-психологического состояния, поддержания удовлетворительной морально-психологической обстановки в воинских коллективах, обеспечения психологической совместимости и предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, профилактики правонарушений;

- предупреждением самоубийств военнослужащих, совершенствованием индивидуальной работы, особенно с лицами с ослабленным состоянием здоровья, проявляющими признаки нервно-психической и эмоционально-волевой неустойчивости;

- проведением мероприятий по психологической реабилитации военнослужащих, участвующих (участвовавших) в выполнении задач в условиях вооруженных конфликтов, при чрезвычайном положении, а также в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- оказанием психологической помощи и поддержки вновь прибывшим и впервые назначенным на должности военнослужащим в освоении должностных, специальных обязанностей, в установлении правильных взаимоотношений с сослуживцами, начальниками и подчиненными;

- снятием морально-психологической напряженности в семьях военнослужащих, оказанием психологической помощи членам семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

- системным анализом и прогнозированием социальной обстановки в войсках (силах), разработкой и осуществлением мер по снижению возникающей социальной напряженности в воинских коллективах;

- проведением военно-социальной работы по обеспечению социальной защиты военнослужащих, членов их семей, реализации прав военнослужащих на обязательное личное государственное страхование, организации выполнения государственных социальных программ и решений;

- проведением информационно-пропагандистских акций и разъяснительной работы в войсках (силах) по созданию и обеспечению условий безопасности военной службы, формированию общественного мнения в воинских коллективах, способствующего реализации жизненно важных интересов военнослужащих, предотвращению причинения вреда жизни, здоровью и имуществу гражданских лиц, окружающей природной среде при осуществлении деятельности войск (сил);

- взаимодействием с общественными и религиозными объединениями, а также с офицерскими собраниями, товарищескими судами чести офицеров и прапорщиков, женскими советами, иными советами и комиссиями, действующих в воинских частях в интересах обеспечения безопасности военной службы;

- организацией профессионально-психологического отбора военнослужащих. Кандидатов гражданской молодежи при поступлении в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации, а также граждан при их поступлении на военную службу по контракту;

- проведением мероприятий по улучшении досуга военнослужащих и членов их семей.

5. Медицинское обеспечение безопасности военной службы, которое достигается:

- постоянным осуществлением санитарно-эпидемиологического надзора за условиями жизни и быта войск (сил);

- проведением лечебно-профилактических мероприятий с военнослужащими;

- проведением военно-врачебной экспертизы граждан при призыве на военную службу, а также при поступлении на военную службу по контракту;

- систематическим анализом состояния заболеваемости и травматизма военнослужащих.

6. Гидрометеорологическое обеспечение безопасности военной службы, которое достигается:

- учетом климатических условий при решении вопросов размещения войск (сил), строительства военных объектов;

- проведением непрерывного контроля и прогнозирования гидрометеорологической обстановки в регионах дислокации войск (сил);

- оперативным оповещением и предупреждением органов военного управления войсками об опасных и стихийных гидрометеорологических явлениях.

7. Обеспечение экологической безопасности военной службы, которое достигается:

- осуществлением мероприятий по охране окружающей природной среды при эксплуатации вооружения и военной техники, в ходе боевой подготовки, иных видов деятельности войск (сил), в процессе функционирования режимных, особорежимных и особо важных военных объектов, объектов инфраструктуры;

- систематической оценкой экологического ущерба, разработкой и реализацией мер по восстановлению окружающей природной среды в районах расположения и действия войск (сил);

- строительством, ремонтом, реконструкцией и эксплуатацией природоохранных сооружений, разработкой и внедрением современных методов, технологий обследования, очистки и восстановления окружающей природной среды;

- экологически безопасной утилизацией (уничтожением) химического и ядерного оружия, реакторных отсеков атомных подводных лодок и надводных кораблей, ракетного и обычных видов вооружений, а также твердых и жидких радиоактивных отходов;

- экологическим обучением личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, формирование экологической культуры военнослужащих;

- взаимодействием с государственными и ведомственными природоохранительными органами при решении вопросов обеспечения экологической безопасности деятельности войск (сил).

Безопасность военной службы в ПС РФ и ее значение в повседневной деятельности войск, органов и организаций.

Выполняя служебно-боевые задачи по охране госу­дарственной границы и экономической зоны пограничные войска используют современное оружие и боевую технику. Любая недооценка требований в обращении с ними, нарушение правил и мер безопасности во время службы, на занятиях, при обслуживании технических средств и выполнении различных работ приводят к травматизму и гибели военнослужащих.

Анализ имевших место происшествий дает возможность классифицировать четыре основных вида причин несчастных случаев.

  1. Организационные: плохая организация службы,

боевой подготовки, эксплуатации техники и вооружения; слабая обученность военнослужащих, отсутствие необходимого контроля; нарушение технологии произ­водства работ; использование военнослужащих не по специальности или же по специальности на работах, требующих более высокой квалификации; нарушение режима труда и отдыха.

  1. Технические: неисправное состояние техники и вооружения, инструмента, ограждений, приспособлений и оснастки.
  2. Санитарно-гигиенические: плохое освещение рабочего места; наличие вредных производственных факто­ров, превышающих безопасный уровень; отсутствие ус­ловий соблюдения правил гигиены; плохие жилищно-бытовые условия.
  3. Психологические и физиологические: недостаточ­ное внимание к выполнению операций (работы); ослаб­ление самоконтроля за своей деятельностью; несоответ­ствие рабочих мест эргономическим требованиям.

Командиры (начальники) в своей работе не долж­ны допускать появления этих причин, а при их возник­новении (обнаружении) — немедленно принимать ме­ры к устранению; обучать личный состав строгому соб­людению мер безопасности в служебно-боевой деятель­ности.

Общие положения

Охрана государственной границы осуществляет­ся с широким использованием пограничниками различ­ных технических средств, инженерных сооружений и за­граждений, вооружения, служебных животных и в са­мых разнообразных физико-географических условиях; на реках, озерах и иных водоемах, морских участках, лесисто-болотистой и таежной местности, в горах, пу­стыне, в северных районах, в густонаселенных районах и малозаселенной местности.

Многообразие условий службы предопределяет обя­зательное знание и четкое соблюдение пограничниками определенных правил и мер безопасности при выполне­нии служебно-боевых задач по охране государственной границы.

Соблюдение правил безопасного несения службы достигается:

— правильным пониманием составом пограничного наряда, каждым пограничником поставленных задач на охрану определенного участка государственной гра­ницы, умением предвидеть возможные изменения обстановки в процессе пограничной службы, умелой и всесторонней подготовки к ней;

— точным выполнением приказа на охрану государ­ственной границы;

— твердым знанием правил безопасного обращения с вооружением и техникой, служебными животными, эксплуатации инженерных сооружений и заграждений с обязательным соблюдением способов (приемов) их применения в различных видах пограничных нарядов;

— высокой воинской дисциплиной и специальной выучкой пограничников, их постоянной готовностью действовать на любой местности, днем и ночью и при любой погоде;

— умелым управлением старшим наряда действия­ми подчиненных и постоянным контролем за соблюдением составом наряда мер безопасности при несении пограничной службы.

При несении службы пограничники обязаны:

— знать прохождение государственной границы на местности, особенности охраняемого участка  (пункта пропуска), устройство транспортных средств загранследования, опасные для несения службы участки (места) и порядок их преодоления или обхода;

— уметь свободно ориентироваться на охраняемом участке, по местным предметам, компасу и небесным светилам, пользоваться картой и схемой;

— точно знать азимуты, пути (маршруты) и время кратчайшего выхода с участка на заставу, к обогрева­тельным пунктам или имеющимся на участке укрытиям;

— знать прогноз погоды на сутки, характер и гос­подствующее направление ветров и по местным признакам определять возможные изменения погоды;

— знать места (участки), причины и признаки воз­никновения стихийных бедствий (обвалов, камнепадов, оползней, селевых потоков, снежных буранов и песча­ных бурь, схода снежных лавин, наводнений и др.), способы защиты от них, порядок действий при попадании пограничников в зоны повышенной сейсмической опасности, стихийных бедствий, уметь оказать помощь пострадавшим;

— знать зоны слышимости и видимости открытых сигналов, подаваемых с охраняемого участка на заставу и с заставы на участок;

— строго соблюдать установленную форму одежды и экипировку, знать и строго выполнять правила обращения с вооружением, техникой и техническими сред­ствами, служебными животными.

Действия пограничных нарядов при выполнении задач службы по охране государственной границы должны постоянно соответствовать складывающейся обстановке и конкретным физико-географическим условиям на охраняемом участке.

Для сохранения жизни и здоровья личного со­става и предотвращениях-несчастных случаев на служ­бе на пограничной заставе (в подразделении погранич­ного контроля) оборудуется специальный стенд по пра­вилам безопасного несения пограничной службы.

При несении службы на железнодорожных станциях и автомобильных переходах

Пограничные наряды частей (подразделений) по­граничного контроля при несении службы  на железнодорожных станциях и автомобильных переходах через государст­венную границу обязаны соблюдать меры безопасности установленные инструкциями и наставлениями для ра­ботников соответствующих ведомств и предприятий.

Кроме того, в процессе пограничного контроля запрещается:

— заходить в досматриваемые помещения первым (впереди сопровождающего лица) и выходить из него последним;

— подходить к транспортным средствам и начинать досмотр до их полной остановки, выключения двигате­лей и отключения агрегатов, находящихся под электри­ческим напряжением;

— досматривать транспортные средства без пред­ставителя соответствующего экипажа, бригады, команды;

— пользоваться при досмотре неустановленным для этих целей, а также неисправным инструментом и при­способлениями, использовать подручные материалы;

— производить внутренний осмотр цистерн, танков, других емкостей без специальных средств защиты, поль­зоваться неисправными электрофонарями;

— располагаться для наблюдения за транспортны­ми средствами в необорудованных местах, находиться вблизи работающих двигателей, агрегатов и механиз­мов, прислоняться к транспортным средствам;

—— начинать досмотр вагонов и других по­мещении, не убедившись в устойчивости и надежности крепления находящегося внутри груза;

— выполнять какие-либо работы и действия за об­служивающий персонал транспортных средств, работ­ников станций.

При несении службы на железнодорожной стан­ции и при досмотре поездов и грузов пограничному на­ряду запрещается:

— осуществлять досмотр состава (локомотива) до отключения напряжения в контактной сети, располо­женной над составом (локомотивом);

— находиться на путях и рельсах во время движе­ния поездов (вагонов, локомотивов), переходить (пере­бегать) пути в неустановленных для перехода местах и впереди движущихся поездов, вагонов, локомотивов;

— переходить во время движения поезда (локомо­тива) с одной платформы на другую или по крышам вагонов;

— подлезать под вагоны для перехода занятого пу­ти;

— проходить между стоящими расцепленными ваго­нами, если расстояние между ними менее 5 м;

— проезжать при сопровождении поездов на голов­ках автосцепки, буферах, буксах, стоя на платформе или сидя на ее бортах, на неисправных и скользких подножках; висеть, держась руками за дверную ручку, борта вагонов и т. д.;

— во время наблюдения за транспортными средст­вами находиться на железнодорожном пути, подходить к движущемуся составу на расстояние менее 3 м;

— спрыгивать с поезда на ходу, прыгать с крыш ва­гонов на землю, с вагона на вагон, передвигаться по борту полувагона;

— пользоваться неисправными стремянками (лест­ницами) ; находиться на неисправных тормозных пло­щадках;

— стоять близко к открываемым дверям вагонов, бортам платформ и люкам полувагонов;

— при сопровождении поездов нести службу без средств страховки (ремней или специальных приспособ­лений) и защитных очков.

пропуска и оформлении автотранспорта пограничному наряду запрещается:

— приступать к досмотру и оформлению грузового автотранспорта, не убедившись в наличии тормозных колодок под колесами;

— производить углубленный досмотр автотранспортного средства вне специально оборудованных мест и без необходимых средств защиты;

— производить досмотр автотранспортного средства снизу вне досмотровых ям;

— подниматься в кузов грузового автомобиля и спускаться из него без использования стремянки;

— передвигаться на подножке иди бортах грузового автомобиля по территории пункта пропуска;

— разрешать движение автотранспортных  средств после завершения пограничного контроля не убедившись, что весь состав наряда находится в безопасном месте:

— передвигаться по территории пункта пропуска вне установленных маршрутов или переходить проезжую часть впереди идущих автотранспортных средств;

— осуществлять остановку автотранспорта вне уста­новленных мест или отвлекать водителей в период дви­жения этих средств, если это не вызвано служебной не­обходимостью.

При работе с техническими средствами, спецтехникой и вычислительной техникой контролер обязан  соблюдать следующие правила:

— работать только с исправными устройствами;

— при выходе из строя устройств немедленно док­ладывать старшему пограннаряда;

— при обнаружении запаха дыма отключить уст­ройство и сообщить старшему пограннаряда;

— в случае появления искренний от работающей аппаратуры необходимо отключить ее от сети и доложить старшему пограннаряда;

— запрещается оставлять без наблюдения работаю­щую аппаратуру.

Категорически запрещается:

— работать с неисправными устройствами, со сня­тым защитным кожухом, крышкой или лицевой пане­лью;

— самостоятельно устранять неисправности;

— курить на рабочем месте;

— вынимать из розеток шнуры питания приборов, разбирать приборы;

— заменять предохранители при включенных прибо­рах и заменять их «жучками» (плавкими вставками, отличными от номинала).

При эксплуатации электронно-вычислительных машин необходимо выполнять следующие условия:

— до включения электропитания ЭВМ необходимо проверить визуальным осмотром целостность соедини­тельных кабелей и сетевых шнуров;

— по окончании работы отключать ЭВМ от сети, од­нако не рекомендуется слишком частое включение и вы­ключение блоков ЭВМ, в результате которых из-за ска­чков напряжений могут выйти из строя дорогостоящие микросхемы;

— категорически запрещается работа на ЭВМ при снятом кожухе любого из устройств. В модулях элек­тропитания ЭВМ и в видеомониторе имеются точки с высокими потенциалами, представляющие опасность для жизни;

— ЭВМ должна подключаться к однофазной сети с номинальным напряжением 220 В, частотой 50 Гц и за­земленной нейтралью;

— устройства из комплекта ЭВМ должны быть рас­положены на расстоянии не менее одного метра от на­гревательных приборов;

— устройства из комплекта ЭВМ не должны подвер­гаться воздействию прямых солнечных лучей;

— запрещается закрывать доступ воздуха через вентиляционные отверстия блоков ЭВМ посторонними предметами;

— сочленение соединений производить плавно, не допуская перекосов, при отключении кабелей усилия прилагать только к соединителю (при этом аппаратура должна быть отключена от питающей сети);

— избегать значительных перегибов ствола кабеля, радиус его изгиба должен быть не менее 3—5 диамет­ров кабеля.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Безопасность военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации. Её значение в повседневной деятельности войск

Эффективной организации безопасности военной службы способствуют определенные безопасные условия службы, характерные для состояния защищенности военнослужащих. В качестве основных безопасных условий службы в повседневной деятельности, согласно директиве министра обороны Российской Федерации № Д-10 от 12 июля 1997 г. «О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации», выделяются общие условия безопасности военной службы, а также условия безопасности военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы, условия безопасности местного населения и условия предотвращения вреда окружающей природной среде при осуществлении деятельности войск (сил). Общими условиями безопасности военной службы являются: - правопорядок и высокая воинская дисциплина в гарнизонах и воинских частях; служба войск, организованная в соответствии с требованиями общевоинских уставов; сохранность оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ в подразделениях и воинских частях, ядерная, радиационная, химическая и биологическая безопасность, а также взрывопожаробезопасность потенциально опасных военных объектов; - санитарно - эпидемиологическое благополучие войск (сил).

К условиям безопасности военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы относятся: - социальная защищенность военнослужащих; обеспеченность войск (сил) финансовыми и материальными средствами, материальными и иными ресурсами и услугами;

- удовлетворительное морально-психологическое состояние личного состава; - сохранение и укрепление здоровья военнослужащих; их подготовка к обеспечению безопасности военной службы; - безаварийность эксплуатации вооружения и военной техники; - противопожарная защита и местная оборона объектов; предупреждение актов терроризма в военных городках и на военных объектах, иных преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.

Под условиями безопасности местного населения при осуществлении деятельности войск (сил) понимаются: - взаимодействие органов военного управления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях поддержания нормальных взаимоотношений между военнослужащими и местным населением;

- размещение потенциально опасных военных объектов за пределами санитарно-защитной зоны населенных пунктов; информированность населения о согласованных с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) ограничительных мерах, установленных в местах дислокации войск (сил); - правовая регламентация деятельности войск (сил) при введении и поддержании режимов чрезвычайного положения, военного положения, объявлении и проведении мобилизации, их привлечении к решению задач территориальной обороны.

Условиями предотвращения вреда окружающей природной среде при осуществлении деятельности войск (сил) являются: - соблюдение требований природоохранительного законодательства военнослужащими, их экологическое обучение и воспитание; проведение мероприятий по охране окружающей природной среды при различных видах деятельности войск (сил), функционировании режимных, особорежимных и особо важных военных объектов, объектов инфраструктуры; обеспечение экологической безопасности при создании и утилизации (уничтожении) вооружения и военной техники; своевременное выявление вреда, причиненного окружающей природной среде, восстановление ее нарушенного состояния.

Можно выделить четыре основных условия БВС в мирное время: 1. Высокая воинская дисциплина.

2. Недопущение нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. 3. Предотвращение самоубийств. 4. Соблюдение безопасности при эксплуатации техники, вооружения и проведении строительных и хозяйственных работ и др.

Высокий уровень безопасности военной службы является показателем наличия вышеуказанных условий. Таким образом, определив уровень БВС, можно сказать о наличии или отсутствии безопасных условий службы в повседневной деятельности части (корабля). Определим критерии и показатели безопасности военной службы в повседневной деятельности части (корабля).

Понятие показатель характеризует «данные, по которым можно судить о развитии, ходе, свойствах и качествах чего-либо». Рассматривая представленное определение, выделим следующие показатели БВС: развитие, организация, свойства и качество.

Развитие и организацию БВС в Вооруженных Силах и в каждой конкретной воинской части характеризует: - нормативно-правовая база, регламентирующая организацию безопасности военной службы (законы Российской Федерации; Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ; приказы и директивы министра обороны Российской Федерации, затрагивающие вопросы обеспечения безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации); - приказы, отрабатываемые в воинской части, которые определяют ответственных лиц за обеспечение безопасности военной службы, проводимые для этого мероприятия, перспективы ее развития; - деятельность офицеров воинской части, направленная на обеспечение БВС, и т.д. Необходимо отметить, что, если уровень БВС низкий или критический, то, как правило, безопасные условия военной службы не были созданы. И наоборот если он средний, высокий и очень высокий, то вышеуказанные условия организованы.

В свою очередь, роль офицеров в обеспечении БВС определяется основными направлениями работы, которыми в настоящее время являются:

1. Достижение высокой воинской дисциплины подчиненного личного состава. Высокая воинская дисциплина подразделения способствует снижению уровня гибели и травматизма военнослужащих. В рамках данного направления офицеры должны: - быть примером в соблюдении правил и норм высокой воинской дисциплинированности для своих подчиненных; - вести постоянную разъяснительную работу среди военнослужащих по вопросам воинской дисциплины; - формировать и поддерживать положительные традиции высокой дисциплины в подразделении; - требовать от личного состава подразделения беспрекословного выполнения требований законов, воинских уставов, инструкций, наставлений.

2. Предупреждение нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Важным направлением обеспечения БВС является предупреждение нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и профилактика иных правонарушений. Организуя данную работу, офицеры обязаны: - проявлять высокую требовательность к себе;

- последовательно и систематически добиваться осознания подчиненными смысла и объективной необходимости соблюдения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими; - исключить в работе с военнослужащими формализм, излишнюю опеку, предвзятость и грубость, оскорбляющие достоинство военнослужащего; - проявлять заботу о соблюдении личных прав, удовлетворении потребностей и положенных норм довольствия подчиненных.

3. Профилактика самоубийств. При проведении ее большое внимание необходимо уделять поддержанию удовлетворительной морально-психологической обстановки в воинских коллективах, обеспечению психологической совместимости и предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Офицер обязан оказывать помощь психологу воинской части при проведении специальной профилактики суицидальных происшествий. Она включает: - изучение индивидуально-психологических особенностей подчиненных;

- выявление лиц с повышенным риском суицидапьности; - постоянное наблюдение за военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания; - прогнозирование суицидальных действий лиц с отклоняющимся поведением; - своевременное оказание адекватной помощи военнослужащему, находящемуся в состоянии социально-психологического кризиса.

4. Обеспечение соблюдения правил обращения с оружием и боеприпасами. Оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества являются неотъемлемыми компонентами жизнедеятельности войск. Они представляют повышенную опасность как для самих военнослужащих, так и для окружающих. Исходя из этого, офицеры должны: - добиваться от подчиненных твердых знаний характеристик своего оружия;

- требовать знания и соблюдения правил и мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, регламентированных требованиями наставлений, руководств, инструкций; - исключать возможность гибели или ранения военнослужащих при выполнении боевых задач, боевого дежурства, караульной и гарнизонной службы, на учебных занятиях, стрельбах и во время чистки оружия.

5. Контроль за соблюдением подчиненными правил техники безопасности при эксплуатации техники, вооружения и проведении строительных и хозяйственных работ. Жесткий контроль за строгим и точным соблюдением подчиненными правил при эксплуатации техники и вооружения является следующим направлением работы командиров. Безопасность при эксплуатации и ремонте боевой, транспортной, специальной техники и вооружения, при обращении с химически опасными веществами, проведении тактических учений, занятий по боевой подготовке, проведении строительных и хозяйственных работ должна обеспечиваться: - правильной организацией внутренней службы;

- твердым знанием личным составом материальной части вооружения и техники, правил их эксплуатации, ремонта, обслуживания и хранения; - содержанием в исправном состоянии вооружения и техники, средств обслуживания и ремонта; - соблюдением требований нормативных документов, руководств и наставлений; - твердым знанием и точным выполнением установленных правил и мер техники безопасности. Правила безопасности должны выполняться при любых условиях, независимо от каких-либо обстоятельств.

Таким образом, изучив состояние БВС в воинской части и определив ее уровень, можно сказать о наличии или отсутствии безопасных условий службы в повседневной деятельности части (корабля), а в последующем наметить основные направления работы по исправлению ситуации.


Смотрите также