Безопасность автомобильных перевозок


Безопасность автомобильных перевозок: проблемы и решения

УДК 656.13

Л

DOI 10.21685/2307-4205-2017-2-13

\

БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

В. В. Терентьев

В настоящее время большое внимание уделяется проблемам безопасности дорожного движения. Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам [1, с. 150]. В марте 2016 г. состоялось заседание президиума Государственного совета, посвященное вопросам безопасности дорожного движения в Российской Федерации, на котором Президент России Владимир Путин заявил: «Сохранение жизни, здоровья тысяч граждан нашей страны - важнейшее направление государственной политики. Уровень безопасности дорожного движения напрямую влияет на устойчивость социально-экономического развития, на эффективную работу всей транспортной инфраструктуры России».

Сложившаяся обстановка с аварийностью на дорогах характеризуется следующими причинами:

- постоянно возрастающая мобильность населения;

- уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом;

- несоответствие между увеличением количества автомобилей и транспортно-эксплуатационным состоянием улично-дорожной сети (УДС), не рассчитанной на современный состав и интенсивность транспортных потоков.

Современный уровень приобретения автомобилей в городах России уже превысил 200 единиц на 1 тыс. жителей, в то время как дорожно-транспортная инфраструктура рассчитана на 60100 единиц на 1 тыс. жителей. Такое увеличение автотранспорта на дорогах негативно отражается на безопасности дорожного движения, так как существует большой временной интервал между увеличением транспортных единиц и реконструкцией имеющейся сети дорог, строительством новых дорог, отвечающих современным транспортно-эксплуатационным характеристикам [2, с. 304].

В результате образовавшейся ситуации происходит ухудшение условий дорожного движения, увеличение количества заторов, нарушение экологической обстановки, расхода топлива, а также рост количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Анализ дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенный рост количества ДТП, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся различной степенью тяжести. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП, является одной из основных причин высокой смертности. Около 60 % летальных исходов при совершении дорожно-транспортных происшествий приходится на догоспитальный период, что явно указывает на необходимость скорейшего прибытия скорой помощи на место аварии и незамедлительного перемещения пострадавшего в больницу [3, с. 27].

Актуальность вопросов безопасности дорожного движения растет с каждым годом, что является закономерностью, связанной с ростом количества автомобильного транспорта и увеличением интенсивности коммерческих перевозок. Одним из важных факторов, влияющих на вышеуказанную безопасность, является степень профессиональной подготовки водителя, его водительского стажа работы, психоэмоционального состояния и скорость реакции водителя на изменение ситуации на дороге, зависящей от соблюдения режима труда и отдыха [4, с. 18].

Как показывает анализ, причиной подавляющего большинства происшествий при перевозках пассажиров и грузов является «человеческий фактор»:

- низкая квалификация водительского состава;

- игнорирование правил дорожного движения и правил перевозки пассажиров и грузов;

- отсутствие внутрихозяйственного контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителей, их физическим состоянием, технической исправностью подвижного состава.

На сегодняшний день из более 300 тысяч хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, 35 тысяч имеют лицензии на перевозки пассажиров автобусами, 9 тысяч - удостоверения допуска к осуществлению международных автоперевозок, 23 тысячи -осуществляют заказные перевозки пассажиров по уведомлениям. Таким образом, регулируемую транспортную деятельность осуществляют всего 67 тысяч перевозчиков, что составляет около 22 % от общего числа хозяйствующих субъектов. Доля автобусов и грузовых автомобилей, принадлежащих физическим лицам, составляет почти 47 %. Соответственно, около половины автобусов и грузовых автомобилей не попадает под нормы законодательства, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Во многих предприятиях сокращены службы и инженерно-технические работники по безопасности дорожного движения, не выполняются предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, не ведется работа по повышению профессиональной подготовки водителей и технического персонала, не проводится работа по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, не проводится проверка технического состояния подвижного состава юридических лиц при выпуске их на линию [5, с. 259].

Как результат - из 11 091 ДТП по причине нарушения Правил дорожного движения водителями грузовых автомобилей, произошедших в 2015 г., 7759 совершены по вине водителей грузовых транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц.

Рассматривая причины аварий на транспорте, можно прийти к выводу, что сложившаяся практика обусловлена существующими в обществе стереотипами, когда при наличии нескольких аварийных факторов, как правило, имеющих место при развитии неблагоприятной ситуации, причиной аварии обычно считаются действия водителя. Таким образом, водитель отвечает за аварию практически всегда, а прочие обстоятельства, на фоне которых произошел наезд, опрокидывание или столкновение транспортных средств, не получают должной оценки, и лица, ответственные за «попутные» аварийные факторы, в абсолютном большинстве случаев к ответственности не привлекаются. Однако очевидно, что немалое количество аварий на автотранспорте обусловлено плачевным состоянием техники. Причем, по нашему мнению, действующее транспортное законодательство не вполне обеспечивает надлежащий контроль как за состоянием автомобилей, так и за качеством используемых запчастей [6, с. 30].

В целях обеспечения безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов представляется необходимым установление единых требований для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, эксплуатирующих автобусы или грузовые автомобили вне зависимости от организационно-правовой формы и видов перевозок (регулярные, по заказу, для собственных нужд).

В частности, необходимо законодательное закрепление обязанности физических лиц, имеющих на праве собственности или ином законном основании автобусы или грузовые автомобили:

- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства о безопасности дорожного движения и о техническом регулировании и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

- обеспечивать исполнение установленной обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

- оснащать транспортные средства тахографами;

- соблюдать нормы времени непрерывного управления автобусом или грузовым автомобилем и перерывов в таком управлении, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации;

- соблюдать требования по размещению и креплению грузов, предусмотренные правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Кроме того, необходимо ввести дополнительные требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, эксплуатирующим автобусы или грузовые автомобили, осуществлять стоянку транспортных средств на время ежедневного (междусменного) отдыха водителей, а также на время иного их простоя продолжительностью более восьми часов только на разрешенных или специализированных парковках. Данная норма позволит обязать субъектов транспортной деятельности обеспечивать стоянку транспортных средств в разрешенных местах.

0 безопасности дорожного дбижения (Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №169-ФЗ)

0 прабилах дорожного движения (постановление Собета Министроб - Прабительстба Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090)

Пробила обеспечения безопасности перебозок пассажиров и грузоб автомобильным транспортном и городским наземным электрическим трпнспортом (приказ Минтранса России от 15 янбаря 20% г. №7)

Требобания к тахографом, категориям и бидам оснащаемых ими транспортных средстб, порядке оснащения транспортных средстб тахографами, прабилах их использобания, обслуживания и контроля их работы (постонобление Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. №1213)

Требобания к тахографам, устанаблибаемым на транспортные средстба, категории и биды транспортных средстб, оснащаемых тахографами, пробила использобания, обслужибания и контроля работы тахографоб, устанаблибаемых на транспортные средстба (приказ Минтранса России от 13 фебраля 2013 г. №36)

Порядок оснащения транспортных средстб тахографами (приказ Минтранса России от 21 абгуста 2013 г. №273)

Рис. 1. Законодательное обеспечение в сфере организации перевозок грузов автомобильным транспортом

Действенным механизмом понуждения к соблюдению требований законодательства при осуществлении перевозок является тахографический контроль - контроль режимов труда и отдыха водителей и скоростных режимов движения при осуществлении национальных и международных перевозок. Цель такого контроля - снизить риски, связанные с возникновением происшествий по причине утомления водителей, снижения внимания и его наиболее критического проявления - засыпания за рулем.

В Российской Федерации создана система тахографического контроля. Как показывает практика, инспекторы контрольно-надзорных органов могут осуществлять контроль не более 10 % от общего количества транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами. Кроме того, состояние дел, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, повлекшими наступление тяжких последствий для здоровья или смерть из-за несоблюдения режима труда и отдыха водителями, свидетельствуют о недостаточности мер административной ответственности:

- за несоблюдение режима труда и отдыха несет административную ответственность водитель автотранспортного средства, а не работодатель (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель), нанявший данного работника. Однако очевидна зависимость работника от работодателя при привлечении к сверхурочной работе;

- действующее административное законодательство не предусматривает ответственности в отношении руководителей автотранспортных предприятий и индивидуальных предпринимателей за нарушение режима труда и отдыха водителей транспортных средств. Вместе с тем обязанность по обеспечению безопасной эксплуатации машин, механизмов, режима труда и отдыха работников лежит именно на работодателе;

- не налажен учет рабочего времени водителей, управляющих автотранспортным средством, при осуществлении перевозок пассажиров по заказу либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Кроме того, в целях реализации комплексной системы контроля за безопасностью дорожного движения целесообразно установить обязанность предоставления информации из тахографов, допущенных к установке и эксплуатации на территории Российской Федерации, и технических средств, осуществляющих регистрацию и хранение в некорректируемом виде координат и параметров движения транспортных средств по сигналам системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с другими действующими глобальными навигационными спутниковыми системами в специализированные центры приема и обработки данных с использованием инфраструктуры федеральной государственной автоматизированной информационной системы в случае передачи данных в автоматизированном режиме. Информация о нарушениях норм, связанных с управлением транспортным средством, в том числе информация о текущем непрерывном времени управления транспортным средством, скорости движения и координатах транспортного средства, должна передаваться в центры автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД МВД России, а также заинтересованным федеральным органам исполнительной власти.

Реализация указанной меры с установлением периодичности предоставления информации о нахождении транспортного средства позволит контролировать деятельность водителей, налагать штрафные санкции (в том числе и за нарушение скоростного режима). В дальнейшем возможен переход к передаче информации в надзорные органы и владельцам транспортных средств в режиме реального времени.

Библиографический список

1. Оверин, Ю. В. Влияние квалификации водителя на безопасность дорожного движения / Ю. В. Оверин // Наука и современность - 2013. - № 20. - С. 150-154.

2. Дорохин, С. В. Профилактика безопасности дорожного движения как мера снижения чрезвычайных ситуаций на дорогах. / С. В. Дорохин // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2015. - Т. 1. - С. 303-307.

3. Степченков, А. В. Анализ основных факторов, влияющих на безопасность дорожного движения / А. В. Степченков // Наука без границ. - 2016. - № 3 - С. 24-28.

4. Моисеев, Ю. И. Перспективы применения тахографов с ГЛОНАСС в Российской Федерации / Ю. И. Моисеев // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2013. - № 2. -С. 18-20.

5. Зольников, И. В. Профилактическая работа в воинской части по организации безопасности дорожного движения / И. В. Зольников, Д. А. Евдокимов, В. А. Кудряшов // Образование и наука в современных условиях - 2016. - № 1 (6). - С. 258-262.

6. Позднышов, А. Н. Анализ основных факторов, влияющих на безопасность дорожного движения / А. Н. Позднышов, Е. С. Смирнова // ЮРИСТЪ - ПРАВОВЕДЪ. - 2012. - № 2 (51). - С. 28-33.

Терентьев Вячеслав Викторович

магистрант,

Тульский государственный университет (300012, Россия, г. Тула, пр. Ленина, 92) E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассмотрены вопросы повышения безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте. Отсутствие должного контроля за выполнением законодательства о безопасности дорожного движения влечет за собой несоблюдение тре-

Terent'ev Vyacheslav Viktorovich

master degree student,

Tula State University

(300012, 92 Lenina avenue, Tula, Russia)

Abstract. The article considers the issues of improving road safety in road transport. Lack of proper control over the implementation of the legislation on road safety entails not complying with the requirement for the technical condition of rolling stock, as well as violations of

бования к техническому состоянию подвижного состава, а также нарушение режима труда и отдыха водителей транспортных средств. Эти обстоятельства являются одними из основных причин дорожно-транспортных происшествий, влекущих за собой тяжелые последствия. В целях обеспечения безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов представляется необходимым установление единых требований для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, эксплуатирующих автобусы или грузовые автомобили вне зависимости от организационно-правовой формы и видов перевозок. Использование навигационных спутниковых систем в целях обеспечения контроля на автомобильном транспорте также позволит повысить безопасность дорожного движения.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, автомобильный транспорт, дорожно-транспортное происшествие, тахограф.

the working and rest regime of drivers of vehicles. These circumstances are one of the main causes of road traffic accidents, which lead to serious consequences. In order to ensure the safety of traffic in the transport of passengers and goods, it seems necessary to establish uniform requirements for legal entities, individual entrepreneurs and individuals operating buses or trucks, regardless of the organizational and legal form and types of transportation. The use of navigation satellite systems to provide control on road transport will also improve road safety.

Key words: road safety, road transport, road traffic accident, tachograph.

УДК 656.13

Терентьев, В. В.

Безопасность автомобильных перевозок: проблемы и решения / В. В. Терентьев // Надежность и качество сложных систем. - 2017. - № 2 (18). - С. 90-94. БО! 10.21685/2307-4205-2017-2-13.

Введение мероприятий по повышению безопасности автомобильных перевозок на предприятие ООО «ВЛ Лоджистик»

Объектом разработки являетсятранспортная компания «ВЛ Лоджистик». Цель проекта — исследование дорожно-транспортной аварийности на предприятие ООО «ВЛ Лоджистик» и разработка мероприятий на снижение аварийности при автомобильных перевозках.

Ключевые слова:автодорога, аварийность, режим труда и отдыха водителя, скоростной режим, тахограф, повышение квалификации, медицинский осмотр.

Автомобильный транспорт является одной из отраслей экономики и обеспечивает производство и обращение продукции, промышленности, сельхоз, капитального строительства и удовлетворяет потребности населения в перевозках. Автомобильный транспорт России в силу ряда причин приобретает всё большее значение. Автомобили широко используются во всех областях народного хозяйства, выполняют значительный объём транспортных работ, а точнее служат для перевозки грузов и пассажиров.

Автомобильный транспорт имеет следующие преимущества по сравнению с другими видами транспорта:

Высокая маневренность

Большая провозная способность

Быстрота доставки грузов и пассажиров

Отсутствие дорогостоящих перевозок

Автомобили — это средство повышенной опасности. Поэтому, поэтому нужно уделять огромное внимание организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Безопасность ухудшается вследствие превышении скоростного режима движения, плохого технического состояния подвижного состава, погодных условий, усталости водителя, ненормированному рабочему дню, и нарушений труда и отдыха, что приводит к увеличению риска возникновения ДТП.

Знание всех факторов и закономерностей изменения психофизического состояния водителя позволяет правильно организовать труд и отдых.

Два ключевых показателя — это количество аварий и число погибших в них. За январь—декабрь 2014 года в России было зарегистрировано 199,7 тыс. аварий, которые привели более чем к 26 тыс. случаев с летальным исходом. При этом травмы различной степени тяжести получили более 251,8 тыс. человек.

Если стоит вопрос, по какой причине происходит наибольшее число аварий, то здесь всегда ответ один и тот же: нарушение ПДД. Из-за этого происходит почти 90 % всех автопроисшествий, и 12 месяцев текущего года в указанную статистику вписываются полностью. Водители виноваты безусловно чаще пешеходов: 76,1 % против 12,3 % в общей массе аварий по вине нарушения ПДД.

В стране не создаются долгосрочные условия, которые могли бы позитивно повлиять на ситуацию на дорогах, а сложности упорно нарастают. Например, в цифрах нельзя выразить конкретику ухудшения знания ПДД среднестатистическим водителем, но объективно это присутствует. Стоит ли винить в подобном процесс покупки прав без привязки к умению водить, в ГИБДД не уточнили.

За прошедший 2014 год в компании «Вл Лоджистик» было 8 ДТП, большая часть ДТП была по вине водителей из-за несоблюдения скоростного режима и режима труда и отдыха. Большая часть ДТП были совершены на междугородних трассах, что увеличивает тяжесть последствий ДТП из-за боле высокого скоростного режима, в следствие чего вызывающие гибель и ранения людей, потери материальных ценностей, принося значительный социально-экономический ущерб.

Величина социально-экономического ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия (далее — ущерб) включает в себя несколько составляющих:

-          ущерб в результате гибели и ранения людей;

-          ущерб в результате повреждения транспортных средств;

-          ущерб в результате порчи груза;

-          ущерб в результате повреждения дороги.

Ущерб в результате гибели и ранения людей составляет самую значительную часть ущерба от ДТП и включает в себя следующие социально-экономические параметры:

-          экономические потери из-за выбытия человека из сферы производства;

-          социально-экономические потери государства при выплате пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также при оплате лечения в больницах и временной нетрудоспособности;

-          социально-экономические потери из-за гибели детей.

Величина ущерба от ДТП оценивается на основе расчета прямых и косвенных народно-хозяйственных потерь.

К прямым (непосредственным) относятся потери владельцев подвижного состава автомобильного транспорта, службы по эксплуатации дорог и ликвидации последствий ДТП и грузоотправителей, затраты ГИБДД и юридических органов на расследование дорожно-транспортных происшествий, медицинских учреждений на лечение потерпевших, предприятий, сотрудники которых стали жертвами аварий (оплата бюллетеней, выдача пособий), затраты государственных органов социального обеспечения (пенсии) и страховые выплаты.

К косвенным относятся потери народного хозяйства вследствие временного или полного выбытия человека из сферы материального производства, нарушения производственных связей и моральные потери.

Полная оценка ущерба от гибели и ранения людей включает элементы как прямых, так и косвенных потерь.

На предприятие ООО «Вл Лоджистик» предлагаю следующие мероприятия по повышению безопасности автомобильных перевозок. Это установка тахографов на подвижной состав, создание медицинского кабинета осмотра водителей, и класс переподготовки и повышения квалификации водителей.

С 1 апреля этого года у организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с использованием транспортных средств на территории РФ, возникает обязанность оборудовать их специальными устройствами — тахографами. Данное правило предусмотрено поправкой в федеральный закон «О безопасности дорожного движения».

Все транспортные средства категорий M2, M3, N2 и N3 (ранее относимые к категориям С, D и E), согласно законодательству РФ (Приказ Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 г. № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами»), должны быть оснащены тахографами в следующем порядке:

С 1.04.14 года тахографами с блоком СКЗИ оснащаются грузовые ТС, которые перевозят опасные грузы.

С 1.07.14 года тахографами с блоком СКЗИ оснащаются автобусы и все грузовые ТС массой белее 15 тонн, задействовованные в любых перевозках.

С 1.09.14 года тахографами с блоком СКЗИ оснащаются все грузовые ТС массой свыше 12 тонн.

С 1.04.15 года тахографами с блоком СКЗИ оснащаются все грузовые ТС массой 3,5–12 тонн.

С 1.01.18 должна быть проведена замена всех штатно установленных на автомобили тахографов, соответствующих нормам ЕСТР, а также тахографов, установленных до 11.03.14 и соответствующих всем техническим требованиям.

Тахографы обеспечивают непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее — тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Количество ДТП в Европе с участием автомобилей, оснащенных подобными устройствами, снизилось на 22 процента, вдвое меньше стало аварий со смертельным исходом. К тому же прибор служит своеобразным «черным ящиком», — рассказывает начальник отдела маркетинга и менеджмента качества СКБ «Камертон» Валерий Кирсанов. — Если машина попадет в аварию, автоинспектор, подключив к тахографу специальное устройство, сможет узнать, с какой скоростью двигалась машина. Прибор заблаговременно предупредит водителя и о том, когда нужно сделать остановку для отдыха. По сравнению с механическими аналогами цифровой тахограф намного надежнее в эксплуатации и защищен от несанкционированного взлома. Это значит, что водитель не сможет подкрутить, как раньше, счетчик. А вот снять показания инспектору ГАИ или директору компании по автоперевозкам не составит труда — с помощью обычного компьютера или ноутбука. У каждого водителя будет своя персональная чип-карта, которую еще до начала движения он обязан вставить в тахограф, после чего будет фиксироваться каждый пройденный машиной метр. Если же он «забудет» проделать эту процедуру, прибор ненавязчиво напомнит об этом.

В случае отсутствия тахографа на транспортном средстве, его неработоспособности, нарушения правил эксплуатации, действий, искажающих показания прибора, в том числе фальсификацию данных путем некорректного/неправильного монтажа или доработки тахографа, предусмотрены следующие штрафы:

1. Управление транспортным средством без технического средства контроля: для граждан — от 1 000 до 3 000 рублей;

для должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей.

2. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, установленного режима труда и отдыха — от 1 000 до 3 000 рублей.

Согласно законодательным нормам, руководители предприятий, работающих в сфере предоставления автотранспортных услуг, обязаны организовывать повышение квалификации работающих у них кадров не реже, чем 1 раз в 5 лет. При этом, дополнительно, специалисты таких предприятий, в том числе и водители, должны проходить с регулярностью не реже, чем раз в три года, курсы повышения квалификации по вопросам безопасности перевозок, пожарной безопасности и охраны труда. То есть, повышение квалификации водителей на любом предприятии является почти таким же важным функциональным элементом, как и поддержание компетенции работников государственных учреждений.

Кроме того, важным элементом программ повышения квалификации водителей являются 20-часовые курсы для перевозчиков и юрлиц-владельцев ТС. В рамках таких курсов осуществляется тестирование профессиональных качеств и профориентации водителей с использованием программного комплекса профотбора. На заключительном этапе, слушатели проходят итоговую аттестацию.

Для избегания дорожно-транспортных происшествий, где зачастую виноваты водители, причиной которых является нахождение последних в состояниях алкогольного или наркотического опьянениях или же по причине плохого физиологического состояния, необходимо проводить предрейсовые медицинские осмотры.

Предрейсовый осмотр сотрудника перед началом выполнения работы на выявление таких признаков: разных заболеваний, выявление употребления алкоголя, наркотических и запрещенных к употреблению лекарственных средств, препаратов. При осмотре во внимание принимаются жалобы водителя на общее плохое самочувствие, обращается внимание на походку, а также на наличия изменений кожных покровов (расчесы, покраснение, зуд, сыпь), отсутствие следов от инъекций, состояние зрачков, измеряется артериальное давление. Осмотр проводится согласно санитарно-эпидемических норм в специальном медицинском кабинете с наличием двух комнат: одна для проведения осмотра, вторая для отбора биологических образцов на анализ. Процедура осмотра водителей относится к медицинской услуге, должна проводиться специалистами здравоохранения при наличии соответствующей лицензии. Для этого организации открывают медкабинеты на своей территории или заключают договора с частными медицинскими учреждениями.

После осмотра разрешение на исполнение обязанностей отмечается в путевом листе — подписью медицинского специалиста, проводившего осмотр и печатью медучреждения. Результаты осмотра заносятся в специальный «Журнал передрейсового медицинского осмотра».

Литература:

1.      ГОСТ Р 53831–2010 «Автомобильные транспортные средства. Тахографы. Технические требования к установке»

2.      Р 03112199–0502–00 Методика оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий

3.      Кодекс об административных нарущениях (КоАП РФ), №; 195-ФЗ от 30.12.2001 Статья 11.23. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха.

4.      Федеральный закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» пункт 1 статья 20 и статья 23

Обеспечение безопасности автомобильных перевозок

Содержание

Введение

1 Задание на курсовую работу

2 Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов

3 Перевозка опасных грузов

3.1 Общие положения

3.2 Система информации об опасности

3.3 Организация перевозок

3.4 Движение транспортных средств

3.5 Техническое обеспечение перевозок

3.6 Требования к водителю, выполняющему перевозки

4 Пассажирские перевозки

4.1 Обследование маршрута и составление паспорта

4.2 Требования к техническому состоянию автобусов

4.3 Требования по обеспечению безопасности автобусных перевозок

4.4 Требования, предъявляемые к водителям

4.5 Организация перевозок пассажиров

4.6 Требования, предъявляемые к автомобильным дорогам

и инженерным сооружениям на маршруте

4.6.1 Автомобильные дороги и улицы

4.6.2 Автобусные остановки

4.6.3 Паромная переправа

4.6.4 Ледовая переправа

4.6.5 Железнодорожный переезд

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Транспорт – одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Одной из определяющих систем, обеспечивающих грузовые и пассажирские перевозки на территории России, является транспортная система, к которой в рыночных условиях предъявляются высокие требования в отношении качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранности грузов и безопасности перевозки пассажиров, сроков и стоимости доставки. В соответствии с этим состояние транспортной системы России должно отвечать требованиям нормативных документов и правила, регулирующих вопросы в этой области.

Курсовая работа предусматривает разработку мероприятий, обеспечивающих безопасную перевозку грузов и пассажиров на заданном маршруте, выработку навыков работы с системой разрешительных документов и правилами перевозки тяжеловесных, крупногабаритных, опасных грузов и пассажиров.

Цель курсовой работы - ознакомить студентов с нормативными документами и правилами обеспечения безопасности перевозок:

- тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

- опасных грузов (ОГ);

- пассажиров.

1. Задание на курсовую работу

В соответствии с полученным заданием описать условия, при которых автотранспортное средство (АТС) – тягач МАЗ-64229 с полуприцепом ЧМЗАП-93853, может осуществлять перевозку тяжеловесных грузов по заданному маршруту (таблица 1.1), а также оформить необходимые документы.

В соответствии с заданиями на организацию перевозки опасного груза (таблица 1.2) и пассажиров (таблица 1.3) разработать необходимые мероприятия по обеспечению безопасности движения и оформить необходимые документы.

Таблица 1.1-Задание на организацию перевозки тяжеловесных грузов

Таблица 1.2-Задание на организацию перевозки опасного груза

Таблица 1.3-Характеристика автобусного маршрута

2 Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов

Автомобиль МАЗ-64229 совместно с полуприцепом ЧМЗАП-93853 предназначен для перевозки различных грузов в составе автопоезда. Для определения условий, при которых может осуществляться перевозка тяжеловесного груза, необходимо определить к какой категории относится транспортное средство. Для этого сравним технически характеристики автопоезда с параметрами, приведенными в Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Таблица 2.1 – Технические характеристики автомобиля МАЗ-64229

Таблица 2.2 – Технические характеристики полуприцепа ЧМЗАП-93853

При полном использовании грузоподъемности полуприцепа нагрузка на седельное устройство тягача составляет 14,5 т (таблица 2.1), допустимая нагрузка на седельное устройство МАЗ-64229 составляет 14,7 т, поэтому в сочетании данные автомобиль и полуприцеп могут эксплуатироваться с полным использованием грузоподъемности полуприцепа.

Комплексный чертеж МАЗ-64229 и полуприцепа ЧМЗАП-93853 показан в приложении А и Б соответственно.

Полная масса автопоезда превышает величины, установленной Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов, нагрузка на заднюю ось превышает предельное значение для группы А, поэтому данное транспортное средство не относится к группам А и Б.

Параметры АТС не соответствуют значениям категории II, т.к. проектная нормативная нагрузка на мостовое сооружение НГ-60, общая масса менее 60 т, следовательно, АТС относится к категории I.

Перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений.

Заявление для получения разрешений на осуществление межрегиональных и местных перевозок по маршруту (Приложение В), проходящему целиком или частично по федеральным дорогам, для крупногабаритных и тяжеловесных грузов всех категорий подаются ближайшему к пункту, с которого начинается маршрут перевозки, органу управления федеральной автомобильной дорогой. В нашей области это Главное управление автодорог по Алтайскому краю.

При выборе маршрута перевозки крупногабаритного или тяжеловесного груза должна быть оценена грузоподъемность транспортного средства и габариты инженерных сооружений на маршруте, чтобы обеспечить безопасность дороги и дорожных сооружений. Схема маршрута приведена в приложении Ж.

Срок согласования маршрута перевозки для грузов категории I составляет 7 дней.

После получения разрешения (Приложение Г) перевозчик согласовывает перевозку с ГИБДД УВД Алтайского края, т.к. маршрут начинается на территории Алтайского края. При согласовании выдается пропуск установленного образца (Приложение Д).

Пропуск помещается в правом нижнем углу лобового стекла транспортного средства.

БЕЗОПАСНОСТЬ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ - PDF

1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ И. М. ДОРОДНИКОВА С. В. ГАНЗИН В. Е. СУББОТИН БЕЗОПАСНОСТЬ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ Учебное пособие РПК «Политехник» Волгоград 2006

2 УДК Рецензенты: директор НП «Академический центр Волгоградской области» А. Н. Донченко зам. начальника Управления транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области В. Ю. Медведев Печатается по решению редакционно-издательского совета Волгоградского государственного технического университета Дородникова И. М. Безопасность грузовых перевозок автомобильным транспортом: учеб. пособие/ И. М. Дородникова, С. В. Ганзин, В. Е. Субботин/ ВолгГТУ. - Волгоград, с. ISBN Рассматриваются вопросы безопасности при перевозке и погрузке-разгрузке различных классов грузов. Особое внимание уделено правилам перевозки опасных грузов. В данном пособии приводится обширный перечень справочно-нормативных документов, которые могут быть использованы при дипломном проектировании. Предназначено для студентов автотранспортного факультета всех форм обучения. Библиогр. 19 назв. ISBN Волгоградский государственный технический университет,

3 ВВЕДЕНИЕ Обеспечение безопасных условий труда на производстве является основной задачей руководителей и инженерно-технических работников предприятий. Это законодательно закреплено в Трудовом кодексе Российской Федерации и нормативно-технической документации. С увеличением количества автомобилей, скорости и интенсивности движения повышаются требования не только к профессиональной подготовке, но и к психофизиологическим качествам водителей. В современных условиях водитель автомобиля должен обладать способностью быстро воспринимать и перерабатывать большое количество информации, своевременно принимать правильные решения, точно манипулировать органами управления, умело и решительно действовать в критических ситуациях. Такими психофизиологическими качествами обладает не каждый человек. Надо также иметь в виду, что ряд факторов (утомление, заболевание, алкогольные и другие интоксикации, стрессовые воздействия) оказывают на водителя отрицательное влияние, снижая его психофизиологическую надежность. В свою очередь, возросшие требования к водителю повысили в значительной степени ответственность инженерно-технического персонала автотранспортных предприятий за проведение профилактических и предупредительных мероприятий. Это предрейсовые осмотры, профессиональный отбор и обучение и др. Все это способствует снижению дорожно-транспортных происшествий. Безусловность приоритетов безопасности на производстве является основной обязанностью руководителей и инженерно-технических работников предприятий всех отраслей промышленности. Особенно это характерно для автотранспортных предприятий, где в большинстве персонал занят работой, носящей передвижной характер. Это водители автотранспорта, для которых характерно повышенное внимание к участникам дорожного движения, что приводит к чрезмерной утомляемости к 3

4 концу смены. Разнообразие перевозимых грузов (опасные, длинномерные, скоропортящиеся и прочие) предъявляет особые требования к профессиональным качествам водителя не только при перевозке этих категорий грузов, но и при проведении погрузо-разгрузочных работ. В данном учебном пособии рассмотрены правила перевозки отдельных видов грузов, имеющих свою специфику при обеспечении безопасности крупногабаритные грузы, тяжеловесные грузы, скоропортящиеся грузы, контейнерные грузы, перевозка грузов пакетами и навалом. Особое внимание уделено перевозке опасных грузов, именно с этой категорией грузов связаны чрезвычайные ситуации на транспорте. Изложены требования безопасности к организации погрузо-разгрузочных работ. 4

5 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ Организация труда водителей должна обеспечивать: всякую работу автотранспортных средств; безопасность перевозок грузов; полное использование нормы рабочего времени за длительный период; соблюдение установленных трудовым законодательством продолжительности рабочего дня, порядка предоставления отдыха и перерывов в работе для приема пищи; высокую производительность труда. Работа водителя грузового автомобиля осуществляется по следующей схеме: подготовительно-заключительные работы, выполняемые водителем на автотранспортном предприятии перед выездом на линию и по возвращении на автотранспортное предприятие; время на проведение предрейсового медицинского осмотра; транспортный процесс, включающий движение автомобиля и погрузочно-разгрузочные работы. При осуществлении подготовительно-заключительных работ водитель перед выездом на линию осматривает и принимает автомобиль (прицеп, полуприцеп), проверяет наличие комплекта инструментов и приспособлений, необходимых для нормальной эксплуатации подвижного состава на линии и т.д. С целью сокращения затрат времени предусматривается рациональная схема расстановки автомобилей на стоянке, обратная связь между диспетчерской, контрольно -техническим пунктом, зонами ТО и ТР и другими участками рабочей зоны, обязательное использование различных систем подогрева двигателей автомобиля в холодное время и другие мероприятия. Режим труда и отдыха водителей, осуществляющих перевозки, устанавливают в соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным постановлением министерства труда и социального развития РФ от (с изм. на ). действие этого положения распространяется на водителей, 5

6 работающих по трудовому договору (контракту) на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; предприятиям, осуществляющим на территории Российской Федерации перевозки грузов с коммерческой целью, а также использующим автомобили для обеспечения собственных производственных нужд. Нормальная продолжительность рабочего дня водителя не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей работающих на пятидневной рабочей неделе, продолжительность средней работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем 7 часов. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям устанавливается не более 10 часов. Если пребывание в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя. После первых трех часов непрерывного управления автомобилем (например, при междугородних перевозках) предусматривается остановка для кратковременного отдыха водителя продолжительностью не менее 15 минут; в дальнейшем остановки предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов, как правило, в середине рабочей смены, не позднее чем через 4 часа после начала работы. 6

7 Отдел эксплуатации автотранспортного предприятия, выполняющего грузовые перевозки, с целью обеспечения безопасности движения автотранспорта осуществляет: 1. Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей с обязательной отметкой об их проведении в путевом листе. 2. Обеспечение водителей перед выездом в рейс рекомендуемым расписанием движения и схемой маршрута с указанием опасных участков. 3. Регулярные проверки наличия водительских удостоверений и ежедневное информирование водителей при выезде в рейс о погоде и условиях проезда (туман, гололед и т.д.) с обязательной отметкой в путевом листе. 4. Установление пониженных скоростей, а также при необходимости прекращения движения, если дорожные или метеорологические условия (разрушение дорожного покрытия, гололед, снегопад, заносы и т.д.) представляют угрозу безопасности перевозок грузов. 5. Контроль за режимом труда и отдыха водителей. 6. Контроль за работой подвижного состава на линии, соблюдением водителями «Правил Дорожного Движения». 7. Медицинское переосвидетельствование водителей в установленные сроки. 8. Принятие необходимых мер по соблюдению установленных норм грузоподъемности, не превышающей общую грузоподъемность транспортного средства, указанию в технической характеристике автомобиля данной марки. 7

8 2. ОХРАНА ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА Руководство АТП обязано обеспечить соблюдение правил охраны труда. Основные требования по охране труда в транспортных организациях содержатся в Правилах по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ Р ), согласно которым, руководитель транспортной организации обязан обеспечить: - безопасную эксплуатацию производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты; - режим труда и отдыха работников, установленный законодательством; - разработку и внедрение мероприятий по охране труда; - проведение сертификации рабочих мест и производственных объектов по охране труда; - разработку инструкций по охране труда, а также обеспечение ими всех работников; - обучение, проведение инструктажа и проверку знаний работниками норм и инструкций по охране труда; - обеспечение качественной специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты; - возмещение вреда, причиненного здоровью работникам, вследствие неблагоприятных и опасных условий труда; - своевременное расследование несчастных случаев на производстве; - обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - выполнение предписаний органов контроля и давать им информацию о состоянии условий труда на предприятии и несчастных случаях, происшедших на предприятии. 8

9 Применительно к водителям, осуществляющим управление грузовыми автомобилями, Правила охраны труда устанавливают ряд требований, за невыполнение которых возможно привлечение к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Рассмотрим основные положения правил по эксплуатации автотранспорта. Подготовка к выезду. Перед пуском двигателя необходимо убедиться, что автомобиль заторможен стояночным тормозом, а рычаг переключения передач поставлен в нейтральное положение. Если автомобиль подключен к системе подогрева, предварительно необходимо отключить его и отсоединить элементы подогрева. Пуск двигателя осуществляется при помощи стартера. Используя пусковую рукоятку, поворачивать снизу вверх; не брать рукоятку в обхват; при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание; не применять жестких рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала. Руководитель (начальник автоколонны, гаража, пр.) обязан выпускать на линию технически исправные транспортные средства, укомплектованные надлежащим образом (специальными упорами для подкладывания под колеса, подкладкой под пяту домкрата, а также аптечкой, знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем и огнетушителями), что подтверждается подписями в путевом листе лица, ответственного за выпуск автомобиля на линию и водителя. Перед выездом руководитель обязан проинформировать водителя об условиях работы на линии (маршруте) и особенностях перевозимого груза. При направлении водителя в рейс продолжительностью более 1 суток он должен проверить укомплектованность автомобиля дополнительными приспособлениями, оборудованием и инвентарем и их исправность. Следует помнить, что руководитель не имеет права: 9

10 - заставлять водителя выезжать на автомобиле, если его техническое состояние и дополнительное оборудование не соответствует установленным требованиям; - направлять в рейс, если он не имел до выезда отдыха, предусмотренного Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей. Движение по территории организации. Управлять транспортными средствами на территории организации разрешается только водителям или лицам, назначенным приказом по организации. Скорость движения транспортных средств по территории не должна превышать 20 км/ч, а в помещениях 5 км/ч. Работа на линии. При остановке автомобиля водитель, покидая кабину, должен: - обезопасить автомобиль от самопроизвольного движения; - выключить зажигание или прекратить подачу топлива; - установить рычаг переключения передач в нейтральное положение; - затормозить стояночным тормозом. Если автомобиль стоит даже на незначительном уклоне, необходимо дополнительно поставить под колеса специальные упоры (башмаки). При работе на автопоездах сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и прицепов, должны производить 3 человека водитель, рабочий сцепщик и лицо, координирующее их работу. При этом водитель подает автомобиль назад самым малым ходом, строго выполняя команды координирующего лица. Перед началом движения задним ходом необходимо зафиксировать поворотный круг прицепа со стопорным устройством. В момент выполнения работы по сцепке автомобиля с прицепом рычаг переключения передач должен находиться в нейтральном положении. Пользоваться педалью сцепления для отключения коробки передач запрещается. Сцепка и расцепка производятся только на ровной, 10

11 горизонтальной площадке с твердым покрытием. Перед сцепкой необходимо убедиться в том, что седельно-сцепное устройство, шкворни и их крепление исправны; полуприцеп заторможен стояночным тормозом; передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного места попадает на салазки или на седло. При необходимости следует поднять или опустить переднюю часть полуприцепа. При вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить под него подкладку достаточных размеров и прочности и установить на ней домкрат. Место разгрузки автомобилей самосвалов у откосов, оврагов и т.п. должно оборудоваться колесоотбойными брусами. Если такие брусы не устанавливаются, то минимальное расстояние, на которое может подъезжать автотранспортное средство для разгрузки к откосу, определяется из конкретных условий конуса осыпания грунта, что оговаривается в договоре на производство работ и доводится до сведения водителя. Ремонт автомобиля на линии должен осуществляться с соблюдением правил техники безопасности, установленных для ремонта и технического обслуживания автомобиля. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или у края проезжей части дороги для проведения ремонта, водитель обязан выставить на расстоянии м позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь. Перед подъемом части автомобиля домкратом необходимо остановить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом, установить под неподнимаемые колеса в распор не менее двух упоров (башмаков). При накачивании или подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях, необходимо в окна диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз. Водитель перед постановкой автомобиля на место стоянки с подогревом должен убедиться в отсутствии утечки топлива или устранить ее. 11

12 При движении на поворотах водитель автомобиля цистерны, емкость которой залита менее чем на ¾ объема, обязан снизить скорость до минимальной величины для исключения возможности опрокидывания. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости на автомобиле должны быть включены габаритные или стояночные огни. Эксплуатация автомобиля в зимнее время года. При работе в зимнее время запрещается: - выпускать в рейс автомобили, имеющие неисправные устройства для обогрева салона и кабины; - прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц; - подогревать двигатель открытым пламенем. Эксплуатация автомобиля, работающего на газовом топливе. В процессе эксплуатации автомобили должны ежедневно при выпуске на линию и возврате подвергаться осмотру с целью проверки герметичности и исправности газовой аппаратуры. Герметичность всех соединений проверяется с помощью специальных приборов (течеискателей), на слух или мыльной эмульсией. Неисправность газовой аппаратуры (негерметичность) устраняются только на постах по ремонту и регулировке газовой аппаратуры или в специализированной мастерской. В случае неисправности газовой аппаратуры необходимо немедленно выполнить определенные работы для перевода на жидкое топливо. После ночной или длительной стоянки необходимо открыть капот и проверить подкапотное пространство, затем проверить исправность газовой аппаратуры, трубопроводов и соединений, после чего осуществить пуск двигателя. При обнаружении утечки газа из арматуры баллона, необходимо выпустить или слить газ из баллона. Выпуск сжатого газа или слив сжиженного газа в условиях предприятия должен производиться на специально оборудованных постах. При обнаружении в пути утечки газа 12

13 необходимо немедленно остановиться, остановить двигатель, закрыть его вентили и принять меры к устранению неисправности, если это возможно, или сообщить в организацию. Работа двигателя на смеси двух топлив бензина и газа не допускается. При постановке автомобиля, работающего на газовом топливе, на ночную или длительную стоянку необходимо закрыть расходные вентили, выработать оставшийся в магистрали газ до полной остановки двигателя, затем выключить зажигание, отключить массу, после чего закрыть магистральный вентиль. При остановке двигателя на короткое время (не более 10 минут) магистральный вентиль можно оставить открытым. Магистральный и расходный вентили следует открывать медленно во избежание гидравлического удара. Перед заправкой автомобиля газовым топливом необходимо остановить двигатель, выключить зажигание, отключить массу, закрыть магистральный вентиль; расходные вентили при этом должны быть открыты. Если при пуске на заправочной колонке двигатель работает с хлопками, то водитель обязан немедленно заглушить двигатель и отбуксировать автомобиль для устранения неисправности в безопасное место. После наполнения баллонов газом необходимо сначала закрыть вентиль на заправочной колонке, а затем наполнительный вентиль на автомобиле. Отсоединять газонаполнительный шланг можно только после того, как оба вентиля закрыты. Если во время заправки газонаполнительный шланг случайно разгерметизировался, необходимо немедленно закрыть выходной вентиль на газонаполнительной колонке, а затем наполнительный вентиль на автомобиле. При работе на автомобилях данного вида запрещается: - выпускать сжатый природный газ или сливать сжиженный нефтяной газ при работающем двигателе или включенном зажигании; - оставлять в промежуточном положении расходные вентили, они должны быть полностью открыты или закрыты; 13

14 - ударять по газовой аппаратуре или арматуре, находящейся под давлением; - останавливать автомобиль, работающий на газовом топливе, ближе 5 метров от места работы с открытым огнем; - проверять герметичность газовой аппаратуры открытым огнем; - заправлять баллоны в случае обнаружения разгерметизации системы питания. Погрузка, разгрузка и перевозка грузов. Погрузка, разгрузка грузов, крепление грузов и тентов на автомобиле, а также открывание и закрывание бортов автомобилей, полуприцепов и прицепов должно осуществляться с соблюдением межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещению грузов(утверждены постановлением Мин. Труда России от п.16). Погрузочно-разгрузочные работы могут выполняться водителями только при наличии дополнительного условия в трудовом договоре. В прямые обязанности водителя при производстве погрузочно-разгрузочных операций входит проверка правильности загрузки грузов, соответствия укладки и надежности крепления грузов и тентов на подвижном составе требованиям безопасности и обеспечения сохранности грузов. Грузы, перевозимые автомобилями, по массе подразделяются на 3 категории: 1 категория массой (одного места), менее 80 кг, а также сыпучие, мелкоштучные, перевозимые навалом и т.д. 2 категория массой от 80 до 500 кг; 3 категория массой более 500 кг. По степени опасности при погрузке, выгрузке и транспортировании грузы подразделяются на 4 группы: 1 малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т.д.); 2 опасные по своим размерам; 3 пылящие или горячие(цемент, минеральные удобрения, битум и т.п.); 14

15 4 опасные грузы в соответствии с классификацией опасных грузов. Отдельное внимание необходимо уделить требованиям к контейнерным перевозкам. Так, кузов автомобиля перед подачей к месту погрузки контейнеров должен быть очищен от посторонних предметов, а также от снега, льда, мусора и т.п. Подготовка контейнера, его загрузка, погрузка и выгрузка из автомобиля должны осуществляться грузоотправителем или грузополучателем без привлечения к этим работам водителя. Управление специальным устройством, устанавливаемым на автомобиль для механизированной погрузки (разгрузки) контейнеров, осуществляется водителем. Водитель обязан осмотреть погруженные контейнеры с целью определения правильности погрузки, исправности и их опломбирования, а также на специализированных полуприцепах или универсальных автомобилях (автопоездах). Во время погрузки контейнеров на автомобиль (выгрузки) водителю запрещается находиться в кабине, кузове, а также на расстоянии менее 5 м от зоны действия грузоподъемного механизма ( за исключением водителя автомобиля-самопогрузчика). Работники, участвующие в погрузочноразгрузочных работах, не должны находиться на контейнере и внутри него во время подъема, опускания и перемещения контейнера, а также на рядом расположенных контейнерах. В кузове автомобиля разрешается перевозить контейнеры, не превышающие установленных габаритных размеров по высоте (3,8 м). При транспортировании контейнеров водитель обязан соблюдать особые меры предосторожности: - не тормозить резко; - снижать скорость на поворотах, неровностях дороги; - обращать особое внимание на высоту ворот, путепроводов, контактных сетей и т.п. 15

16 3. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО_РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ В соответствии с Уставом автомобильного транспорта погрузка грузов на автомобиль, закрепление, укрытие и увязка грузов должны производиться грузоотправителем, а разгрузка грузов из автомобиля, снятие креплений и покрытий- грузополучателем. Автотранспортное предприятие или организация могут по соглашению с грузоотправителем или грузополучателем принять на себя погрузку и выгрузку: тарных, штучных и катно-бочковых грузов, доставляемых предприятием торговли и общественного питания с небольшим товарооборотом; иных грузов при наличии у автотранспортного предприятия или организации средств механизации погрузочно-разгрузочных работ. При принятии автотранспортным предприятием на себя обязательств по производству погрузочно-разгрузочных работ оно несет ответственность за порчу или повреждение груза при погрузке и разгрузке, происшедшие по их вине. При массовых перевозках легковесных грузов ( в том числе сельскохозяйственных грузов) автотранспортное предприятие или организация обязаны наращивать борта или принимать другие меры, обеспечивающие повышение использования грузоподъемности подвижного состава. При погрузке сыпучих грузов, перевозимых навалом, поверхность груза не должна выступать за верхние края бортов подвижного состава в целях предотвращения высыпания груза при движении. Штучные грузы, перевозимые без тары (металлические прутки, трубы и т.п.), прием и погрузка которых невозможны без значительной потери времени, должны быть объединены грузоотправителем в более крупные погрузочные единицы (транспортные пакеты). Тяжеловесные грузы без тары должны иметь специальные приспособления для застропки: выступы, рамы, петли, проушины и др. 16

17 При перевозках на поддонах отдельные грузовые места укладываются на них таким образом, чтобы можно было проверить количество без нарушения их положения на поддоне и крепления. Грузы должны быть уложены в подвижном составе и надежно закреплены так, чтобы не было сдвига, падения, давления на двери, потертости или повреждения груза при перевозке, а также обеспечивалась сохранность подвижного состава при погрузке, разгрузке и в пути следования. Шофер обязан проверить соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности подвижного состава, а также сообщить грузоотправителю о замеченных неправильностях в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности. Исходя из требований безопасности движения, шофер обязан проверить соответствие габаритов груза Правилам дорожного движения, а также состояние крепления и увязки груза, которые должны предотвращать смещение груза за пределы кузова или его выпадение из кузова. Ответственность за соблюдением правил техники безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ, а также ответственность за несчастные случаи, происшедшие в результате невыполнения этих правил, несет сторона, взявшая на себя указанные обязательства. Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться в соответствии с ГОСТ , ГОСТ , ГОСТ , требованиям Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (ПОТ РМ ), а также другой нормативной документации. Выбор способов производства погрузочно-разгрузочных работ должен предусматривать предотвращение или снижение до уровня допустимых норм воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов путем: а) механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ; б) применения устройств и приспособлений, отвечающих требованиям 17

18 безопасности; в) эксплуатации производственного оборудования в соответствии с действующей нормативно-технической документацией и эксплуатационными документами; г) применения знаковой и других видов сигнализации при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием; д) правильного размещения и укладки грузов в местах производства работ и в транспортные средства; е) соблюдения требований к охранным зонам электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергосбережения. Большинство погрузочно-разгрузочных операций должны выполнять механизированными способами с применением подъемно-транспортного оборудования и средств механизации. Механизированными должны быть следующие работы. 1. Работы с грузами более 50 кг- применение подъемно-транспортных устройств необходимой грузоподъемности. 2. Перемещение грузов массой более 20 кг в технологическом процессевстроенные подъемно-транспортные устройства или средства механизации. 3. Подъем грузов на высоту более 3 м. 4. Перемещение грузов в технологическом процессе на расстояние более 25 м встроенные подъемно-транспортные устройства или средства механизации. 5. Погрузка и разгрузка грузов массой от 80 до 500 кг- грузоподъемные механизмы (тали, блоки, лебедки) 6. Выгрузка длинномерных штучных грузов (рельсов, балок и т.д.)- специальные средства механизации. 7. Погрузка и выгрузка пылящих и горючих грузов специальные средства механизации. 8. Погрузка и выгрузка контейнеров и баллонов с опасными веществами. 18

19 Если работы осуществляются ручным способом, необходимо соблюдать следующие условия: а) острые, режущие, колющие изделия и инструменты переносятся только в чехлах, пеналах; б) грузы в жесткой таре и лед без упаковки переносятся только с использованием рукавиц; в) грузы в неисправной таре не допускаются к переноске; г) стеклянная посуда должна устанавливаться на устойчивые подставки. Порожнюю стеклянную тару следует хранить в ящиках с гнездами; д) для погрузки грузов на транспортные средства или их разгрузки запрещается применять доски толщиной менее 50 мм. Переноска грузчиком допускается при массе груза не более 50 кг. Если масса груза превышает 50 кг, но не более 80 кг, то переноска груза грузчиком допускается при условии, что подъем (снятие) груза производится с помощью других грузчиков. 4. ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ГРУЗОВ 4.1. Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов Перевозка крупногабаритных и тяжёловесных грузов по автомобильным дорогам осуществляется в разрешительном порядке, исходя из несущей способности дорог и сооружений. При этом грузы, допускаемые к перевозке, в зависимости от их массы и размеров, подразделяются на две категории. Под грузом в данном случае подразумевается само транспортное средство (загруженное или нет) с допустимыми: - осевой нагрузкой на каждую ось; - габаритом по высоте, ширине или длине. Соответственно, под тяжеловесным грузом понимается транспортное средство, масса которого (с грузом или без груза) или осевая масса 19

20 превышают хотя бы один из установленных параметров, а под крупногабаритным грузом транспортное средство, габариты которого (с грузом или без груза) по высоте, ширине или длине превышают хотя бы одно из установленных значений. Заявления для получения разрешений на перевозку крупногабаритных или тяжеловесных грузов, в зависимости от вида предполагаемых перевозок (международные, межрегиональные или местные), категории крупногабаритных и тяжеловесных грузов и места нахождения транспортного средства перевозчика, подаются в соответствующие дорожные органы, с территории обслуживания которых начинается маршрут движения транспортного средства. После получения разрешения перевозчик согласовывает эту перевозку с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГИБДД), ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территории обслуживания которых начинается маршрут перевозки. При согласовании определяются специальные требования к порядку перевозки груза, исходя из условий обеспечения безопасности дорожного движения, и выдается специальный пропуск, предоставляющий право на движение транспортного средства. Пропуск помещается в правом нижнем углу лобового стекла транспортного средства. Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов второй категории по населенным пунктам осуществляется в период наименьшей интенсивности движения, а вне населенных пунктов - в светлое время суток. В темное время суток по дорогам вне населенных пунктов, а также при интенсивном движении в светлое время суток перевозка допускается только при условии сопровождения груза. При согласовании разрешения на перевозку груза ГИБДД определяет необходимость и вид сопровождения. Сопровождение может осуществляться: 20

21 - автомобилем прикрытия и (или) тягачом; - патрульным автомобилем ГИБДД. Сопровождение автомобилем прикрытия обязательно во всех случаях, когда: - ширина транспортного средства с грузом превышает 3,5 м; - длина автопоезда более 24 м; - в других случаях, когда в разрешении в графе «Особые условия движения» записано, что движение через какое-либо искусственное сооружение разрешается в одиночном порядке, либо указаны другие условия, требующие оперативного изменения организации движения на маршруте перевозки груза. Автомобиль (автомобили) прикрытия, а также тягачи (в зависимости от перевозимого груза и дорожных условий) выделяются перевозчиком груза или грузоотправителем. Участие в сопровождении патрульного автомобиля ГИБДД необходимо, если: - ширина транспортного средства превышает 4,0 м; - длина автопоезда превышает 30,0 м; - транспортное средство при движении вынуждено хотя бы частично занимать полосу встречного движения; - в процессе перевозки предполагается необходимость оперативного изменения организации движения с целью обеспечения безопасности проезда; - груз относится ко второй категории. В иных случаях необходимость сопровождения определяется ГИБДД исходя из дорожных условий, интенсивности движения и состава транспортного потока. Сопровождение патрульным автомобилем ГИБДД осуществляется на договорной основе. В качестве автомобиля прикрытия используется автомобиль с проблесковым маячком оранжевого или желтого цвета. 21

22 Скорость движения во время перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов устанавливается ГИБДД, с учетом требований других организации, согласовавших перевозку. Скорость движения не должна превышать по дорогам 60 км/ч, а по мостовым сооружениям - 15 км/ч. При этом разрешенный режим движения может иметь переменный характер на различных участках маршрута. Во время перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза запрещается: - отклоняться от установленного маршрута; - превышать указанную в разрешении скорость движения; - осуществлять движение во время гололеда, а также при метеорологической видимости менее 100 м; - двигаться по обочине дороги, если такой порядок не определен условиями перевозки; - останавливаться вне специально обозначенных стоянок, расположенных за пределами дороги; - продолжать перевозку при возникновении технической неисправности транспортного средства, угрожающей безопасности движения; - выезжать в рейс без разрешения, с просроченным или с неправильно оформленным разрешением на перевозку, при отсутствии подписей, указанных в нем должностных лиц; - вносить в разрешение на перевозку крупногабаритного или тяжеловесного груза дополнительные записи. Если во время движения возникнут обстоятельства, требующие изменения маршрута, перевозчик должен получить разрешение на движение по новому маршруту в установленном порядке. Техническое состояние транспортных средств, с использованием которых осуществляются перевозки, должно отвечать требованиям Правил дорожного движения, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности 22

23 дорожного движения, Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, инструкций заводов-изготовителей, а также Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов запрещается использовать в качестве тягачей колесные трактора на федеральных дорогах, и гусеничные на всех автомобильных дорогах с усовершенствованным покрытием. Не допускается транспортировка тяжеловесных грузов транспортным средством (тягачом), когда масса буксируемого прицепа (полуприцепа) с грузом превышает технические нормативы, установленные заводомизготовителем. Тормозная система автопоезда должна работать от педали тормоза автомобиля-тягача и обеспечивать такое распределение тормозных усилий между его звеньями, чтобы при торможении исключалась возможность «складывания» автопоезда. Автомобили-тягачи, предназначенные для работы с прицепами, должны быть оборудованы устройством, позволяющим в случае разрыва соединительных магистралей между тягачом и его прицепом (полуприцепом) затормозить автомобиль рабочим или аварийным тормозом. Прицепы (полуприцепы) должны быть оборудованы стояночным тормозом, обеспечивающим удержание отсоединенного от автомобиля груженого прицепа (полуприцепа) на уклоне не менее 16% рабочим тормозом, действующим на все колеса, и устройством, обеспечивающим автоматическую остановку в случае разрыва соединительных магистралей с автомобилемтягачом. При перевозке тяжеловесных грузов необходимо иметь не менее двух противооткатных упоров для каждого звена автопоезда в целях дополнительной фиксации колес в случае вынужденной остановки на уклоне. Кабина транспортного средства должна быть оборудована не менее чем двумя наружными зеркалами заднего вида с обеих сторон, которые должны 23

24 обеспечивать водителю достаточный обзор, как при прямолинейном, так и при криволинейном движении с учетом габаритов транспортного средства и перевозимого груза. На транспортных средствах, перевозящих крупногабаритный и тяжеловесный груз, должны быть установлены опознавательные знаки «Автопоезд», «Крупногабаритный груз» и «Длинномерное транспортное средство» в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и Правилами дорожного движения. Транспортные средства, перевозящие крупногабаритные и тяжеловесные грузы, должны быть оборудованы специальными световыми сигналами (проблесковыми маячками) оранжевого или желтого цвета. При высоте транспортного средства более 4,0 м грузоперевозчик обязан проводить контрольный промер высоты под путепроводами и другими искусственными сооружениями и коммуникациями на маршруте перевозки. Контроль за соблюдением правил перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов, допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и ГИБДД. Перевозчики крупногабаритных и тяжеловесных грузов обязаны: а) соблюдать требования, изложенные в Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации; б) предоставлять по требованию инспектора ГИБДД транспортные средства для проведения весового контроля; в) предъявлять по требованию контролирующих органов разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, лицензии и иные предусмотренные документы; 24

25 г) строго руководствоваться дополнительными требованиями и маршрутом движения, указанными в разрешении; д) не допускать повреждения дорожных и других инженерных сооружений по пути следования; е) выполнять требования органов, осуществляющих контроль за перевозкой по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов, в пределах полномочий этих органов. Водители и должностные лица, владельцы или пользователи транспортных средств несут ответственность, в соответствии с действующим законодательством, за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов и установленных заводами-изготовителями правил эксплуатации транспортных средств. Если же нарушение установленного порядка перевозки крупногабаритного или тяжеловесного груза привело к повреждению дорог, дорожных сооружений и коммуникаций по пути следования груза, владельцы или пользователи транспортных средств обязаны по требованию органов управления дорогами или владельцев (балансодержателей) сооружений и коммуникаций возместить им убытки в установленном законодательством порядке Опасные грузы К опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Перечень опасных грузов, перевозка которых в международном автомобильном сообщении по территории Российской Федерации осуществляется по специальным разрешениям, утверждается Министерством транспорта Российской Федерации. 25

26 Классификация опасных грузов. Опасные грузы по требованиям ГОСТ «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов - ДОПОГ (к которому Россия официально присоединилась 28 апреля 1994 года) распределяются на следующие классы: 1 - взрывчатые материмы (ВМ): 2 - газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением; 3 - легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ); 4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества (Л ВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой; 5 - окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП): 6 - ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ); 7 - радиоактивные материалы (РМ); 8 - едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК); 9 - прочие опасные вещества. Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физикохимическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы, по ГОСТ , приведены в Приложении 1. К опасным грузам, требующим особых мер предосторожности при перевозке, относятся вещества и материалы с физико-химическими свойствами высокой степени опасности по ГОСТ Такие грузы получили наименование «особо опасные» (Приложение 2 ). Перевозка «особо опасных грузов» осуществляется в соответствии с Правилами перевозок опасных грузов автомобильным транспортом и с соблюдением специальных требований по обеспечению безопасности, утверждаемыми в установленном порядке. Перевозка опасных грузов подлежит лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о лицензировании. 26

27 Разрешительная система перевозки опасных грузов. Перевозка опасных грузов (в т.ч. «особо опасных») осуществляется по так называемой разрешительной системе. Это означает, что: - международные перевозки на территории Российской Федерации опасных грузов 1-го и 6-го классов опасности, других классов, а также опасных грузов независимо от класса опасности, перевозимых в цистернах, съемных контейнерах-цистернах, батареях сосудов обшей вместимостью более 1000 литров, осуществляются по специальным разрешениям, выдаваемым Министерством транспорта Российской Федерации. Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов выдается подразделениями ГИБДД по месту регистрации транспортного средства, после технического осмотра транспортного средства; - при перевозке автомобильным транспортом «особо опасных грузов» грузоотправитель (грузополучатель) должен получить разрешение на перевозку от органов внутренних дел по месту его нахождения. Для получения разрешения на перевозку «особо опасных грузов» грузоотправитель (грузополучатель) подает в органы внутренних дел по месту приема груза к перевозке, заявление с указанием в нем наименования опасного груза, количества предметов и веществ, маршрута перевозки, лиц, ответственных за перевозку и (или) лиц, охраняющих груз в пути следования. К заявлению прилагаются следующие документы: - аварийная карточка системы информации об опасности; - маршрут перевозки, разработанный автотранспортной организацией и согласованный с грузоотправителем (грузополучателем); - свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов. Отметку о разрешении транспортировки «особо опасного груза» производят на бланке маршрута перевозки (в правом верхнем углу), с указанием срока действия разрешения. 27

28 Разрешение выдается на одну или несколько идентичных перевозок, а также на партию грузов, перевозимых по установленному маршруту, на срок не более 6 месяцев. В соответствии с действующим законодательством разрешение на перевозку ядерных материалов и радиоактивных веществ выдается органами Минатома России. Перевозка «особо опасных» грузов допускается при надлежащей охране и обязательно в сопровождении специально ответственного лица - представителя грузоотправителя (грузополучателя), знающего свойства опасных грузов и умеющего обращаться с ними. Необходимость сопровождения специалистами других опасных грузов, не отнесенных к «особо опасным», определяет грузоотправитель (грузополучатель). Сопровождающие лица, а при необходимости - лица военизированной охраны выделяются грузоотправителем (грузополучателем). В тех случаях, когда по договору перевозки грузов автомобильным транспортом сопровождение опасного груза возлагается на водителя автомобиля, последний должен быть проинструктирован грузоотправителем (грузополучателем) перед отправкой груза по правилам обращения и перевозки его. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом осуществляется на основании договора перевозки, заключаемого в соответствии с действующим законодательством. За подбор лиц для сопровождения опасных грузов и их инструктаж ответственность несут руководители автотранспортных организаций. В обязанности ответственного лица за сопровождение груза во время транспортировки входит: - сопровождение и обеспечение охраны груза от места отправления до места назначения; - инструктаж сотрудников охраны и водителей автомобилей; 28

29 - внешний осмотр (проверка правильности упаковки и маркировки груза) и приемка опасных грузов в местах получения груза; - наблюдение за погрузкой и креплением груза; - соблюдение правил безопасности во время движения и стоянок автомобилей; - организация мер личной безопасности персонала, осуществляющего перевозку, и общественной безопасности; - сдача грузов по прибытии на место назначения. Выбор и согласование маршрута перевозки опасных грузов. Разработка маршрута транспортировки опасных грузов осуществляется автотранспортной организацией, выполняющей эту перевозку. Выбранный маршрут подлежит обязательному согласованию с подразделениями ГИБДД МВД России в следующих случаях: - при перевозке «особо опасных» грузов; - при перевозке опасных грузов, выполняемой в сложных дорожных условиях (по горной местности), в сложных метеорологических условиях (гололед, снегопад), в условиях недостаточной видимости (туман и т.п.); -при перевозке, выполняемой колонной более 3-х транспортных средств, следуемых от места отправления до места назначения. При разработке маршрута транспортировки автотранспортная организация должна руководствоваться следующими основными требованиями: - вблизи маршрута транспортировки не должны находиться важные, крупные промышленные объекты; - маршрут транспортировки не должен проходить через зоны отдыха, архитектурные, природные заповедники и другие особо охраняемые территории; - на маршруте транспортировки должны быть предусмотрены места стоянок транспортных средств и заправок топливом. Маршрут транспортировки не должен проходить через крупные населенные пункты. В случае необходимости перевозки опасных грузов внутри 29

30 крупных населенных пунктов маршруты движения не должны проходить вблизи зрелищных, культурно-просветительных, учебных, дошкольных и лечебных учреждений. Для согласования маршрута транспортировки опасных грузов автотранспортная организация обязана, не менее чем за 10 суток до начала перевозки, представить в территориальные подразделения ГИБДД МВД России, следующие документы: - разработанный маршрут перевозки по установленной форме в 3-х экземплярах; - свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов; - для «особо опасных грузов» дополнительно - специальную инструкцию на перевозку опасного груза, представленную грузоотправителем (грузополучателем), и разрешение на транспортировку грузов, выданное органами МВД Российской Федерации по месту нахождения грузоотправителя (грузополучателя). Маршруты перевозок согласовываются с подразделениями ГИБДД МВД России, на обслуживаемой территории которых находятся автотранспортные организации, осуществляющие перевозки опасных грузов, или в которых временно стоят на учете транспортные средства, перевозящие опасные грузы: - при прохождении маршрута в пределах одного района, города - с подразделением ГИБДД органа внутренних дел данного района, города; - при прохождении маршрута в пределах одного субъекта Российской Федерации - с подразделением ГИБДД МВД, ГУВД, УВД данного субъекта Российской Федерации; - при прохождении маршрута по автомобильным дорогам нескольких субъектов Российской Федерации - с подразделениями ГИБДД МВД, ГУВД, УВД соответствующих субъектов Российской Федерации. Согласованный с подразделениями ГИБДД МВД России маршрут транспортировки действителен на срок, указанный в разрешении. В случаях, 30

31 когда такой срок не указан, опасный груз может перевозиться по согласованному маршруту в течение 6 месяцев со дня согласования. Принятие опасных грузов к перевозке и сдача их грузополучателю производится по весу, а затерянных - по количеству грузовых мест. Опасные грузы принимаются автотранспортной организацией к перевозке при предъявлении грузоотправителем паспорта безопасности вещества по ГОСТ Р «Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения. Информация по обеспечению безопасности при производстве, применении, хранении, транспортировании, утилизации». Водитель должен проверить наличие на таре специальной маркировки, которая проводится в соответствии с ГОСТ и ДОПОГ Система информации об опасности. При перевозке опасных грузов особое внимание уделяется организации системы информации об опасности. Система информации об опасности (СИО) включает в себя следующие основные элементы: - информационные таблицы для обозначения транспортных средств; - аварийную карточку для определения мероприятий по ликвидации аварий или инцидентов и их последствий; - информационную карточку для расшифровки кода экстренных мер, указанных на информационной таблице; - специальную окраску и надписи на транспортных средствах. Организация СИО возлагается на автотранспортные организации, выполняющие перевозки опасных грузов, и грузоотправителей (грузополучателей). Практические мероприятия по обеспечению СИО осуществляются автотранспортными организациями совместно с грузоотправителями (грузополучателями). Информационные таблицы СИО изготавливаются организациямиизготовителями опасных грузов и представляются автотранспортным 31

32 организациям для установки спереди (на бампере) и сзади автомобиля, перпендикулярно его продольной оси, не закрывая номерных знаков и внешних световых приборов, а также не выступая за габариты транспортного средства. Информационные таблицы для обозначения транспортных средств должны изготавливаться по размерам, указанным на рисунке (Приложение 3 ), и с соблюдением следующих требований: - общий фон таблицы белый; - фон граф «КЭМ» и «ООН N» оранжевый; - рамка таблицы, линии разделения граф, цифры и буквы текста выполняются черным цветом; - наименование граф (КЭМ. ООН N) и надпись в знаке опасности «Едкое вещество» выполняются белым цветом; - рамка знака опасности наносится линией черного цвета толщиной не менее 5 мм на расстоянии 5 мм от кромок знака; - толщина букв в графах «КЭМ» и «ООН N» равна 15 мм, а на знаке опасности не менее 3 мм; - рамка и разделительные линии таблицы наносятся толщиной, равной 15 мм; - написание буквенно-цифрового кода экстренных мер производится в любом порядке букв и цифр. Аварийная карточка системы информации об опасности заполняется по данным изготовителя опасных веществ по единой форме (Приложение 4 ) и прилагается в дополнение к путевому листу и товарно-транспортной накладной. Аварийная карточка должна находиться у водителя транспортного средства, перевозящего опасные грузы. В случае сопровождения опасного груза ответственным лицом - представителем грузоотправителя (грузополучателя) - аварийная карточка должна находиться у него. 32


Смотрите также