Безопасность жизнедеятельности специальность


Специалист в области «Безопасность жизнедеятельности» - это не учитель ОБЖ в школе… Конкурс «Есть такая профессия! — 2007»

7736

Специалист в области «Безопасность жизнедеятельности» - это не учитель ОБЖ в школе…
Я не могу похвастаться солидным опытом работы (да, в принципе, и опытом работы вообще), так как в данный момент еще учусь в университете. Но я знаю точно, что после того как окончу ВУЗ, буду искать работу по специальности, которую сейчас получаю, стараясь найти ту сферу деятельности моей многогранной профессии, которой мне наиболее интересно будет заниматься. Не могу с уверенностью сказать, как в итоге сложится, но сейчас мне очень интересно учиться, и если своим рассказом я кого-нибудь заинтересую, и кто-то захочет в дальнейшем узнать о моей профессии побольше, то буду очень рада этому. Я учусь на кафедре «Безопасность жизнедеятельности» и получаю специальность «безопасность жизнедеятельности в техносфере». Это очень обширная сфера деятельности: работа в области охраны труда, промышленной безопасности, экологической безопасности и многое другое. А эти блоки в свою очередь подразделяются на: аттестацию рабочих мест, расследование несчастных случаев, предотвращение чрезвычайных ситуаций, экологический менеджмент, экологическое страхование и многое-многое другое… Поэтому я и говорила, что важно выбрать именно ту деятельность, которой будет интересней всего заниматься конкретному человеку, а это уже индивидуально. Не удивительно, что специалисты в области «безопасность жизнедеятельности» являются сейчас очень востребованными. Ведь научно-технический прогресс, кроме известных благ, приводит, к сожалению, к увеличению числа аварий. Это в свою очередь ведет к разрушению зданий, сооружений, потере оборудования, но главное, на мой взгляд, к массовому травматизму и даже гибели работников предприятий, а также к нарушениям в окружающей среде. Ярчайшим примером может послужить авария на чернобыльской АЭС. И это, к сожалению, не единственная трагедия, произошедшая на производстве в нашей стране. Большое число аварий, транспортных катастроф происходит в России, да и во всем мире. В связи с этим я считаю, что моя профессия будет актуальна и в дальнейшем. С одной стороны, как специалист, который в будущем скорее всего будет востребован, я не могу не радоваться тому, что у меня будет работа. С другой стороны, нельзя не ужасаться тому, что обратная сторона прогресса – это травмы и даже гибель людей; вред, наносимый окружающей среде, который мы все больше ощущаем на себе. И поэтому главными задачами специалистов в моей области я вижу в совершенствовании системы промышленной безопасности, строжайшем контроле над соответствием условий труда на рабочих местах необходимым требованиям и вообще соблюдением в вопросах безопасности нормативов, установленных государственными органами. Работы, как видно, очень много и сейчас, и будет в дальнейшем… И вопросы, решаемые, в этой области очень важны и актуальны… Мне захотелось рассказать о своей профессии, потому что я слышала, как говорят: «Специалист в сфере «безопасность жизнедеятельности» - это человек, который следит за тем, чтобы кому-то что-нибудь на голову не упало». Или вот еще версия: «Специалист в области «безопасность жизнедеятельности» может работать в дальнейшем учителем ОБЖ в школе». Надеюсь, в своем рассказе я смогла показать, чем в действительности могу заниматься после окончания ВУЗа я и остальные выпускники моей кафедры.

* Сохранена орфография и пунктуация автора

www.superjob.ru

Безопасность жизнедеятельности в техносфере (280101.65) | МИ ВлГУ

Подготовка специалистов этого профиля вызвана неизбежным влиянием человека на окружающую среду, его взаимодействием с окружающей средой и основным объектом технологической цивилизации человечества – техносферой. Усложнение производств и появление принципиально новых технологий все увеличивает негативные влияния на окружающую среду и приводит к возникновению все большего числа катастроф и аварий, росту уровня профессиональных заболеваний, травматизма и гибели людей. Выпускники кафедры “Безопасность жизнедеятельности” (БЖД) МИ ВлГУ по специальности 280101.65 могут решать любые задачи, связанные с обеспечением безопасности человека при его взаимодействии с техносферой и окружающей средой. Их задача обеспечение безопасного и экологически чистого функционирования техносферы, рационального использования природных ресурсов, прогнозирования и устранения причин аварий и катастроф.

Высокий уровень специалистов, подготавливаемых кафедрой БЖД, достигается тем, что студенты в течение срока обучения осваивают большое количество общих и профессиональных дисциплин. Таких как: экология, физиология человека, медико-биологические основы БЖД, надежность технических систем и техногенный риск, природопользование, безопасность в чрезвычайных ситуациях, физико-химические процессы в техносфере, мониторинг среды обитания, системный анализ и моделирование процессов в техносфере, экономика и менеджмент в среде обитания, информационные технологии и др.

Обучение осуществляют высококвалифицированные педагоги, доктора и кандидаты наук нескольких кафедр МИ ВлГУ. На выпускающей кафедре БЖД специалистов готовят доктор наук и несколько кандидатов наук, число которых увеличивается за счет аспирантов кафедры.

Все преподаватели, студенты и сотрудники кафедры занимаются научной работой: ведутся исследования по проблемам моделирования процессов в техносфере, определения экологической вредности производств и внедрения безотходных технологий.

Кафедра БЖД располагает современной учебно-лабораторной и учебно-методической базой, вычислительной техникой. На кафедре БЖД разработаны лекционные курсы, методи¬ческие указаний к практическим и лаборатор¬ным работам, весь срок обучения студенты обеспечены необходимой учебной литературой. Большое внимание уделяется научной работе студентов. Лучшие выпускники могут продолжить обучение в аспирантуре.

Сотрудники института и кафедры БЖД приложат все силы, знания и опыт, чтобы дать Вам качественное и современное высшее образование.

Отдых: Помимо учебы в институте прекрасно организован досуг студентов. Каждый может найти занятия себе по душе, найти коллектив единомышленников и прекрасных товарищей. В институте действуют различные спортивные секции: волейбола, футбола, баскетбола, ритмической гимнастики и многие другие. По некоторым видам спорта наши студенты периодически занимают призовые места на соревнованиях различного уровня, будет предоставлен прекрасный спортивный зал с душевыми комнатами, тренажерный зал. Кроме того в институте организуются вечера отдыха: «Посвящение в студенты», «Татьянин день», «Без женщин жить нельзя» и др. Часто проводятся дискотеки. Всеобщий интерес вызывают встречи КВН между факультетами, объединенная команда института принимает участие в играх КВН более высокого уровня.

В институте организуются встречи с интересными людьми: учеными, писателями, иностранными гостями. Ежемесячно публикуется газета института – “Университетские ведомости”, где авторами статей являются сами студенты. Летом студенты отдыхают на своей базе отдыха и трудятся в студенческих строительных отрядах. Приходите, и Вы не пожалеете! Стены нашего института станут для Вас родными.

Если Вы хотите иметь гарантию трудоустройства и хорошо оплачиваемую работу в России и за рубежом, – поступайте в МИ ВлГУ на специальность “Безопасность жизнедеятельности в техносфере”, эти специалисты нужны.

Если Вы хотите расширить свои профессиональные возможности, – приобретайте новую престижную специальность “Безопасность жизнедеятельности в техносфере” в МИ ВлГУ!

Если Вы хотите после окончания института продолжить образование в аспирантуре, – поступайте в МИ ВлГУ на специальность “Безопасность жизнедеятельности в техносфере”! Сотрудники кафедры уверены, что Вы сделаете правильный выбор – специальность “Безопасность жизнедеятельности в техносфере” – самая актуальная профессия III тысячелетия!

Где работают: Инженеры по специальности “Безопасность жизнедеятельности в техносфере” в настоящее время работают практически во всех отраслях человеческой деятельности: на промышленных предприятиях, фирмах, в административно-управленческих организациях, в экологических организациях и фондах, в службах МЧС, в системе ГО и т.д.

Кем работают: Инженерами и руководителями отделов охраны труда, экологических отделов предприятий и организаций; инженерами и начальниками учреждений, занимающихся контролем состояния окружающей среды; инженерами и руководителями экспертных организаций; сотрудниками различных служб ГО, МЧС, МВД и др.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

1) Бюджетная (бесплатная) – срок обучения 5 лет, прием на конкурсной основе выпускников средних школ, средних профессиональных учебных заведений и училищ, с предоставлением свидетельств о результатах ЕГЭ. Дает право отсрочки от призыва в вооруженные силы на время учебы. Обучающиеся на «4» и «5» получают ежемесячную стипендию.

2) Коммерческая (платная) – срок обучения 5 лет. Стоимость обучения значительно ниже, чем в других ВУЗах страны, прием без конкурса выпускников средних школ, средних профессиональных учебных заведений и училищ с предоставлением свидетельств о результатах ЕГЭ. Дает право отсрочки от призыва в вооруженные силы на время учебы.

ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

1) Коммерческая (платная) – срок обучения 6 лет. Стоимость обучения значительно ниже, чем в других ВУЗах страны, прием без конкурса выпускников средних школ, средних профессиональных учебных заведений и училищ. Не дает права отсрочки от призыва в вооруженные силы на время учебы.

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ (В ФОРМЕ ЕГЭ):
  • математика,
  • физика (химия),
  • русский язык.

При всех формах обучения выпускникам МИ ВлГУ вручается ДИПЛОМ СПЕЦИАЛИСТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗЦА.

www.mivlgu.ru

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕХНОСФЕРЕ. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - PDF

1 Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» Г.В. Тягунов, Е.Е. Барышев, А.С. Воронин, А.А. Волкова БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕХНОСФЕРЕ. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Учебное электронное текстовое издание Подготовлено кафедрой «Безопасность жизнедеятельности» Научный редактор: проф., д-р техн. наук В.С. Цепелев Учебное пособие «Безопасность жизнедеятельности в техносфере. Введение в специальность» разработано в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста в области безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие состоит из 7 глав и предназначено для студентов I II курсов различной формы подготовки выпускников по специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере». Материалы учебного пособия призваны оказать помощь студентам в процессе адаптации к специфике высшей школы, ознакомить их с основными правами и обязанностями при обучении в вузе. Екатеринбург 2011

2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 5 1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИН, ИЗУЧАЕМЫХ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕХНОСФЕРЕ» Виды профессиональной деятельности и решаемые задачи Программа и содержание разделов дисциплины «Введение в специальность» Рабочий план специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» Краткое содержание изучаемых студентами дисциплин специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА История и современность университета, электротехнического факультета и кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Правовые основы подготовки дипломированных специалистов. Права студентов Организация учебного процесса Обязанности студентов Ответственность за нарушение учебной дисциплины Правила проживания в общежитии ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА И ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТЕ Общие положения Порядок в помещениях Методические указания по выполнению лабораторных работ Требования к организации режима работы студентов высших учебных заведений Общие требования Комплексы физкультурных упражнений для пользователей ПЭВМ Требования безопасности Общие требования Требования безопасности перед началом лабораторных работ Требования безопасности во время лабораторных работ Требования безопасности в аварийных ситуациях Требования безопасности по окончании лабораторных работ. 77 2

3 4. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Предмет и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Основы теории риска Понятие риска Концепция приемлемого риска Пути управления риском Методические подходы к изучению риска Последовательность изучения опасностей Системный анализ безопасности.. 87 Контрольные вопросы МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Общие принципы и механизмы адаптации организма человека к условиям среды обитания Взаимосвязь человека с окружающей средой Структура и общие характеристики анализаторов. Основные параметры анализаторов Характеристика сенсорных систем с точки зрения 96 безопасности Зрительные системы Слуховая система Кинестетическая и вестибулярная системы Тактильная, температурная, болевая чувствительность. Терморегуляция Обонятельный и вкусовой анализаторы Контрольные вопросы ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА Совместимость элементов системы «человек-среда» Тяжесть и напряженность труда Виды трудовой деятельности Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса Классификация условий труда по факторам производственной среды Контрольные вопросы ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда Психические процессы, определяющие безопасность человека Психические свойства человека, влияющие на безопасность 120 3

4 Психологическое состояние человека и производственная безопасность Работоспособность и ее динамика Утомление Запредельные формы психического напряжения Влияние алкоголя на безопасность труда Основные психологические причины травматизма Контрольные вопросы БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

5 ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие «Безопасность жизнедеятельности в техносфере. Введение в специальность» разработано в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста в области безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие состоит из 7 глав и предназначено для студентов I II курсов различной формы подготовки выпускников по специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере». Материалы учебного пособия призваны оказать помощь студентам в процессе адаптации к специфике высшей школы, ознакомить их с основными правами и обязанностями при обучении в вузе. В главе 1 приведена программа дисциплины «Введение в специальность», виды и объемы учебной работы, график изучения и содержание тем дисциплины. Глава 2 поможет студентам ознакомиться с организационно-правовыми основами деятельности университета, его историей, основным потенциалом, с краткой историей электротехнического факультета и кафедры БЖД, основными правами и обязанностями студентов. Для студентов будут полезны и необходимы знания (глава 3): требований по охране труда и противопожарной безопасности при проведении занятий; правила оказания первой помощи при поражении электрическим током; правила безопасного обращения с электрооборудованием и работы на персональном компьютере; правила внутреннего распорядка в университете. Главы 4 7 посвящены теоретическим основам безопасности жизнедеятельности, а также медико-биологическим, эргономическим и психофизиологическим основам этой дисциплины. Каждая из этих глав сопровождается списком контрольных вопросов для проверки и оценки полученных знаний. 5

6 1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИН, ИЗУЧАЕМЫХ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕХНОСФЕРЕ» 1.1. Виды профессиональной деятельности и решаемые задачи В соответствии с ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ содержание изучаемых дисциплин по специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» направлено на подготовку специалистов, способных создавать безопасные и комфортные условия жизни и деятельности человека в промышленных зонах и территориально-производственных комплексах. Объектами профессиональной деятельности являются различные факторы среды обитания, а также системы и методы защиты человека и среды обитания от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения. В соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой специалист должен уметь решать различные профессиональные задачи. 1. Организационно-управленческие: организация деятельности по охране среды обитания на уровне предприятий, территориально-производственных комплексов и регионов, а также деятельности предприятий и региона в чрезвычайных условиях; участие в решении вопросов рационального размещения новых производств с учетом минимизации неблагоприятного воздействия на среду обитания; проведение мониторинга среды обитания; расчет технико-экономической эффективности мероприятий, направленных на повышение безопасности и экологичности производства и затрат на ликвидацию последствий аварий и катастроф с целью принятия экономически обоснованных решений; 6

7 осуществление взаимодействия с государственными службами, ответственными за экологическую и производственную безопасность, защиту в чрезвычайных ситуациях; участие в разработке законов, нормативных актов и нормативнотехнической документации по вопросам безопасности жизнедеятельности; организация и проведение обучения рабочих, служащих и руководящих кадров по проблемам безопасности жизнедеятельности. 2. Экспертные: экспертиза безопасности и экологичности технических проектов, производств, промышленных предприятий и территориальнопроизводственных комплексов; сертификация изделий, машин и материалов на безопасность и экологичность; участие, а при необходимости, организация экологических экспертиз регионов; участие в аттестации объектов и регионов по защите в чрезвычайных ситуациях. 3. Научно-исследовательские: проведение научно-исследовательских работ, направленных на создание новых методов и систем защиты человека и среды обитания; анализ негативных факторов современного производства и технических систем, в том числе анализ риска; изучение взаимодействий антропогенных факторов и стихийных явлений на состояние промышленных объектов; использование и развитие новых методов повышения надежности и устойчивости технических объектов, локализации и ликвидации последствий аварий и катастроф. 4. Эксплуатационные: оптимизация режимов эксплуатации средств защиты и контроль их состояния; 7

8 регламентирование эксплуатации защитной и спасательной техники. 5. Проектно-конструкторские: определение зон повышенного техногенного риска в среде обитания; выбор систем защиты человека и среды обитания применительно к отдельным производствам и предприятиям; участие в выполнении конструкторских разработок новых видов систем защиты человека и среды обитания; соблюдение при проектировании требований стандартизации и метрологического обеспечения; выполнение расчетов и оформление соответствующей проектноконструкторской документации. 6. Коммерческие: участие в качестве технического эксперта в коммерческой реализации и закупке систем защиты, новых проектных и конструкторских разработок, связанных с направлением специальности; проведение маркетинговых работ на рынке сбыта с учетом знания его конъюнктуры; организация защитных мероприятий и ликвидация последствий аварий на основе экономического анализа с целью минимизации финансовых затрат. Специалист может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях. Уровень подготовки выпускников, успешно завершивших обучение по программе, должен соответствовать следующим требованиям: знать основные учения в области гуманитарных и социальноэкономических наук, уметь анализировать социально значимые проблемы и процессы, уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; знать этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде, и уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов; 8

9 обладать целостным представлением о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими при решении задач, имеющих естественно-научное содержание; продолжать обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде. Это требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 5 лет; иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть навыками физического совершенствования; владеть культурой мышления, знать общие законы мышления, правила письменной и устной речи, уметь логично оформлять результаты деятельности; уметь организовывать свой труд на научной основе, владеть компьютерными технологиями сбора, хранения и обработки (редактировании) информации; владеть знаниями основ производственных отношений и принципов управления с учетом технических, экономических и человеческих факторов; понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы безопасности жизнедеятельности; уметь осуществлять организационно-управленческие функции и проектную деятельность на основе системного подхода, уметь строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ; уметь определять цель и формулировать задачи в процессе профессиональной деятельности, а также уметь использовать для решения данных задач методы изученных дисциплин; обладать уровнем образования и культуры, необходимым для участия в работе и социальной жизни организации, знать свои права и обязанности и уметь их правильно использовать, уметь грамотно (устно и письменно) формулировать и аргументировано отстаивать свою позицию по социальным и техническим вопросам; 9

10 быть готовым к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знать методы управления коллективом, уметь организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений, знать основы психологии и педагогической деятельности Программа и содержание разделов дисциплины «Введение в специальность» Программа дисциплины «Введение в специальность» Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (регистрационный номер 304 тех/дс от ) и учебным планом по направлению «Безопасность жизнедеятельности» от Дисциплина посвящена изучению содержания разделов Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»; характеристик сфер производственной деятельности; видов производственной деятельности; требований к уровню подготовки специалиста, завершившего обучение по данной специальности; требований к знаниям по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, по математическим и общим естественно-научным дисциплинам, по общеобразовательным и специальным дисциплинам, а также изучению краткого содержания образовательной программы. 10

11 Цели и задачи дисциплины: ознакомить студентов с содержанием разделов Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»; показать студентам системный подход к освоению дисциплины программы и развитию их знаний в области безопасности человека и среды его обитания; акцентировать внимание студентов на требования к уровню подготовки в приложении к различным видам их дальнейшей деятельности как специалистов. дать краткие представления о содержании дисциплин программы обучения, роли производственных практик и системе аттестации уровня знаний. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В процессе изучения дисциплины студент должен: усвоить требования, которые предъявляются к студентам во время их нахождения на территории университета, их права и обязанности, нормы поведения, степень участия в учебном процессе; содержание правовых актов в области безопасности человека и окружающей среды; знать теоретически основы безопасности жизнедеятельности, психофизиологические последствия воздействия на человека опасных и вредных факторов; изучить средства и методы повышения безопасности и экологичности технических средств и технических систем; уметь планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов в условиях чрезвычайных ситуаций. 11

12 Объем дисциплины и виды учебной работы Таблица 1 Виды учебной работы Очное обучение Всего часов Семестр Общая трудоемкость дисциплины 34 4 Аудиторные занятия 17 4 Лекции 17 4 Практические занятия Семинары (С) Лабораторные работы Другие виды аудиторных занятий Самостоятельная работа 17 4 Курсовой проект Курсовая работа Расчетно-графические работы Графическая работа Расчетная работа Контрольная работа 6 4 Домашнее задание Реферат 6 4 Подготовка к аудиторным занятиям 5 4 Вид итогового контроля (зачет, экзамен) зачет 4 Содержание дисциплины Разделы дисциплины и виды занятий Х Лекции, Разделы дисциплины п/п час 1 Введение 0,5 2 Государственный образовательный стандарт по специальности , его структура и задачи 0,5 Основные дисциплины образовательного З стандарта, отражающие производственно 1,5 управленческие задачи специалиста Проблемы научно-исследовательской 4 деятельности в области обеспечения 1,0 безопасности человека и среды его обитания ПЗ, час Таблица 2 С, час ЛР, час 12

13 Проектно-конструкторские задачи специалиста, решение которых направлено на определение зон повышенного техногенного риска, создание систем защиты, работающих в сложных технологических схемах 1,5 6 Организационно-технологические задачи специалиста: пути и методы их решения 1,5 7 Требования к знаниям инженера по общим гуманитарно- и социально-экономическим, естественно-научным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам 2,0 8 Источники и типы негативных воздействий на человека и среду его обитания 2,0 9 Чрезвычайные ситуации и их воздействие на среду обитания и человека 2,0 10 Стратегия защиты от опасностей 2,0 11 Управление и правовое регулирование безопасностью жизнедеятельности 2,0 12 Заключение 0,5 Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Введение Раздел 2. Государственный образовательный стандарт по специальности , его структура и задачи Общая характеристика, цели и задачи стандарта, разделы стандарта. Раздел 3. Основные дисциплины образовательного стандарта, отражающие производственно-управленческие задачи специалиста Информатика: технология сбора, обработки, хранения и передача информационных данных, технические и программные средства реализации процессов, модели решения задач, компьютерная графика и т.д. Основы производства: исторический аспект развития отраслей, основные показатели производств, технологические и конструктивные решения, машины и оборудование, области их применения, особенности безопасной эксплуатации и ремонта. 13

14 Основы менеджмента и маркетинга виды и формы, системы цепей, управление поведением человека, мотивация, стимулирование, специальная и профессиональная адаптация, организационная структура менеджмента, стратегический менеджмент; маркетинг методы исследований спроса, управление товародвижением, планирование маркетинга. Управление техническими средствами. Раздел 4. Проблемы научно-исследовательской деятельности в области обеспечения безопасности человека и среды его обитания Глобальные, региональные и локально-экологические проблемы; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; механические, физико-химические и технологические методы исследований и испытаний, физико-химические особенности горения и тушения различных веществ; надежность технических систем, методы снижения техногенного риска как основа безопасности; проблемы безопасности труда в технических системах; устойчивость экономики в условиях чрезвычайных ситуаций. Раздел 5. Проектно-конструкторские задачи специалиста, решение которых направлено на определение зон повышенного техногенного риска, создание систем защиты работающих в сложных технологических схемах Использование основных законов и методов расчета различных электрических цепей, электромагнитных полей, ионизирующего, лазерного и радиационного излучений и других опасных воздействий при проектировании, создании, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, машин и механизмов для обоснования правильности принятых решений с точки зрения безопасности людей и среды обитания. Раздел 6. Организационно-технологические задачи специалиста: пути и методы их решения Создание и развитие системных методов обеспечения безопасности труда и окружающей среды. Разработка планов, обеспечивающих своевременную ликвидацию локальных аварий и осуществление постоянного контроля за выполнением данных планов. Разработка путей эвакуации персонала в случаях ЧС и планов восстановления работоспособности предприятия в поставарийный период. 14

15 Раздел 7. Требования к знаниям инженера по общим гуманитарно и социально-экономическпм, естественно-научным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам Формированию знаний специалиста способствует изучение истории, философии психологии, математики, физики, химии, физиологии, электротехники и электроники, метрологии и стандартизации, материаловедения, технической механики, инженерной графики, охраны труда, менеджмента и маркетинга, экспертизы условий труда и аттестации персонала, экономики, систем мониторинга и др. дисциплин. Раздел 8. Источники и типы негативных воздействий на человека и среду его обитания Выбросы, сбросы, твердые отходы. Горно-промышленный комплекс. Металлургический комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Транспортный комплекс. Раздел 9. Чрезвычайные ситуации и их воздействие на среду обитания и человека Природные опасности: литосферные, гидросферные, атмосферные, космические, биологические. Техногенные опасности: техногенные аварии и катастрофы; поражения, вызванные хозяйственной деятельностью человека. Раздел 10. Стратегия защиты от опасностей Методы пространственного или временного разделения ноксосферы и гомосферы. Методы обеспечения безопасного состояния окружающей среды человека. Методы повышения защищенности человека. Основные принципы использования эко-, биозащитной техники: инженерная защита атмосферы, гидросферы и литосферы; безотходное и малоотходное производство. Раздел 11. Управление и правовое регулирование жизнедеятельности. Понятие национальной безопасности. Объекты безопасности. Нормативноправовая база экологической безопасности. Основные нормативно-правовые 15

16 документы, обеспечивающие промышленную безопасность и охрану труда. Правовые аспекты защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Раздел 12. Заключение Учебно-методическое обеспечение дисциплины Рекомендуемая литература Основная литература 1. Тимофеева С.С. Введение в безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. /С.С. Тимофеева. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, с. 2. Девисилов В.А. Охрана труда/ В.А. Девясилов. М. : ФОРУМ: ИНФРА с. 3. Куклин П.П. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда) / П.П. Куклин, В.Л. Лапин, Б.А. Подгорных, Н.Л. Пономарев, Н.И. Сердюк. М.: Высшая школа, с. 4. Волкова А.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. / А.А. Волкова, В.Г. Шишкунов, Г.В. Тягунов. Екатеринбург, ГОУ ВПО УГТУ УПИ, 2009 г. Материально-техническое обеспечение дисциплин по специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» четыре лабораторных зала; компьютерный класс; методические пособия для проведения лабораторных и практических занятий Методические указания по организации изучения дисциплин студентами: обязательное посещение лекций по изучаемым курсам; своевременное выполнение курсовых работ и контрольных мероприятий; предварительная подготовка к лабораторным работам; обязательное освоение технической литературы и журналов по изучаемым дисциплинам. 16

17 1.3. Рабочий план специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» В представленном рабочем плане (таблица 4) приведены виды и объем учебной аудиторной и внеаудиторной (т.е. самостоятельной) нагрузки, график изучения дисциплин по семестрам, а также номенклатура контрольных мероприятий в процессе изучения дисциплин и видов завершающего контроля Краткое содержание изучаемых дисциплин Таблица 3 Специальные дисциплины 1 Природопользование Общие и региональные основы географической среды, основы землеведения, ландшафтоведения, климатологии, гидрологии и геологии, природные объекты и явления, используемые в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления, основы рационального использования природных ресурсов; комплекс взаимоотношений между природными ресурсами, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием; оптимизация этих отношений. 2 Источники загрязнения среды обитания Источники загрязнения, виды и состав загрязнений, интенсивность их образования в основных технологических процессах современной промышленности металлургия, машиностроение, теплоэнергетика, добыча и переработка минерального сырья, химические и нефтехимические производства, бумажная промышленность, транспорт. Характеристики основных газообразных загрязняющих веществ и механизм их образования соединения серы, азота, углерода, высокотоксичные соединения; характеристики аэрозольных загрязнений. Источники шума, радиации, электромагнитных волн в техносфере и их основные характеристики. 3 Безопасность в чрезвычайных ситуациях Общие сведения о чрезвычайных ситуациях, определение чрезвычайной ситуации, аварии, катастрофы, стихийного бедствия; понятие аварийной и предаварийной ситуации, экстремальная ситуация, стадии чрезвычайной ситуации, классификация чрезвычайных ситуаций. Государственная концепция обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях, разработка технических и организационных мероприятий, снижающих вероятность реализации поражающего потенциала современных технических систем; подготовка объекта и обслуживающего персонала, служб МЧС и населения к действиям в условиях ЧС. 17

18 Устойчивость функционирования промышленных объектов и систем; факторы, определяющие устойчивость, организация и методика исследования устойчивости, определение фактической устойчивости народнохозяйственных объектов, технических систем, технологических процессов в чрезвычайных ситуациях; пути и способы повышения устойчивости объектов; особые требования к устойчивости радиационно-, химически-, бактериологически- и взрывопожароопасных объектов. Прогнозирование зон воздействия различных поражающих факторов: оценка размеров зон воздействия взрывных процессов, зон заражения при авариях с выбросами сильно действующих ядовитых веществ, зон заражения при выбросах радиоактивных веществ. Оценка возможности возникновения и распространения пожара: показатели пожаровзрывоопасности веществ и материалов, определение вероятности воздействия опасных факторов пожара на персонал и население, определение максимально возможной массы горючих веществ при их аварийном выбросе, расчет массы горючих газов, легковоспламеняющихся жидкостей и горючих пылей, расчет избыточного давления взрыва, определение категорий объектов по пожаро-взрывоопасности. Прогнозирование воздействия на объект поражающих факторов природного происхождения: землетрясений, извержений вулканов, наводнений, тайфунов, смерчей и т.д. Повышение устойчивости функционирования отдельных видов технических систем и объектов, средства защиты технических систем (организационные мероприятия и технические средства): защита от геологически опасных процессов, средства локализации и тушения пожаров, взрывозащита технологического оборудования, молниезащита и т.д. Планирование защитных мероприятий, основные способы защиты, оповещение, использование защитных сооружений применение средств индивидуальной защиты, другие способы защиты. Критерии принятия решений для эвакуации и отселения людей; определение допустимого времени пребывания людей в зоне поражения. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций: разработка плана ликвидации последствий ЧС, спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения: разведка очага поражения, локализация и тушение пожаров, розыск пострадавших, оказание пострадавшим первой помощи, санитарная обработка людей и техники, обеззараживание местности, неотложные аварийно-спасательные работы, спасательная техника и ее применение, определение материального ущерба, числа жертв и травм. Обучение персонала объекта и населения действиям в чрезвычайных ситуациях, психологическая подготовка персонала и населения к ЧС, структура МЧ Российской Федерации и их сил быстрого реагирования. 4 Безопасность труда Опасные и вредные производственные факторы; классификация производственных опасностей; производственная гигиена и санитария; 18

19 безопасность на рабочем месте; нормирование уровней техногенного воздействия; методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов; правовые и организационные основы производственной безопасности; основные направления снижения риска и последствий проявления опасных и вредных производственных факторов. 5 Физико-химические процессы в техносфере Общие сведения о фотохимии загрязненной биосферы; основные физико-химические характеристики наиболее распространенных газообразных, жидких и твердых загрязнителей биосферы; химические реакции в неорганических системах. Озон, оксиды азота, свободные радикалы, атмосферные реакции диоксида серы. Химические реакции органических соединений: алканы, кинетические данные о реакциях алканов с радикалами ОН, алкены, реакции с О 3, ароматические соединения, кислородосодержащие производные углеводородов, биогенные углеводороды. Реакции образования аэрозолей; образование сульфатов; образование нитратов; влияние загрязнителей на растительность: биохимические и клеточные эффекты (диоксид серы, фториды, озон), кислотный дождь. Воздействие загрязняющих веществ на материалы: воздействие оксидов серы, оксидов азота, озона, аэрозолей, других загрязняющих веществ; воздействие загрязняющих веществ на атмосферу: влияние на видимость, влияние на выпадение осадков, химические процессы, протекающие при образовании осадков в облаках, влияние загрязняющих веществ на метеорологические условия в глобальном масштабе. Химия природных вод, процессы окисления и восстановления в природных водоемах; процессы, связанные с загрязнением гидросферы ионизация химических загрязнителей, гидролиз солей и органических соединений, комплексообразование в гидросфере. Систаболические превращения в почве окислительновосстановительные процессы в почвах, осаждение, растворение, адсорбция тяжелых металлов, ферментативные окислительновосстановительные процессы органических соединений, реакции разрушения пестицидов, гербицидов и других органических соединений, скорость метаболических разрушений; рассеивание и миграция примесей в атмосфере, гидросфере и почве. 6 Мониторинг среды обитания Организация систем мониторинга, цели и задачи мониторинга, виды мониторинга, экологический мониторинг, глобальный, национальный, региональный и импактный мониторинг; система глобального мониторинга, приоритетность определения загрязняющих веществ, международный регистр потенциально-токсичных веществ; особенности мониторинга при различных программах его осуществления, программы для краткосрочных и долгосрочных прогнозов; организация систем 19

20 мониторинга в России, общегосударственная сеть наблюдения и контроля; мониторинг трансграничного переноса веществ, организация систем контроля воздуха за рубежом, сеть наблюдения за состоянием водных объектов, категории пунктов наблюдения, принципы их размещения и программы, передвижные гидрохимические лаборатории, автоматизированные системы контроля загрязненных вод, автоматические многоканальные анализаторы, автоматизированная система. Пробоотбор и пробоподготовка при определении загрязненности объектов среды обитания; концентрирование и разделение в анализе объектов среды обитания. Методы и средства контроля среды обитания: контактные, дистанционные и биологические методы оценки качества воздуха и воды; почва как объект контроля и анализа. Методы контроля энергетических загрязнений: оценка электромагнитной, радиационной и акустической обстановки, виды и типы приборов измерения уровня энергетических загрязнений; обработка результатов наблюдений и оценка экологической ситуации. 7 Теория системного анализа и принятия решений Основные принципы системного анализа и теории принятия решений, оптимизационные методы получения детерминированных оценок (методы линейного программирования, квадратичного программирования, выпуклого программирования, теорема Куна-Таккера, динамическое программирование, принцип максимума, оптимизация в функциональных пространствах), многокритериальная оптимизация (принцип Парето, лексикографическая оптимизация), вариационные методы получения детерминированных оценок, статистические методы получения оценок, структура и методы принятия решений с использованием различных оценок. Метод системных матриц (пространство «варианты-условия»): минимаксный метод, метод Байеса-Лапласа, метод Гермейера, комбинированные методы; комбинаторные методы (метод преобразования графов), статистические методы принятия решений (методы проверки гипотез, методы минимизации дисперсии), оптимальность в играх и решениях (игровые динамические задачи, устойчивость точек равновесия). 8 Системный анализ и моделирование процессов в техносфере Понятие техносферной системы, характеристика и классификация систем, базовые категории систем: элементы, связи, состав, структура, окружение, границы системы; переменные, векторы, траектории и пространства состояний системы. Принципы организации и динамики систем; свойства эмерджентности, энтропии и гомеостазиса систем; ситуационное и адаптивное поведение систем; структура системного исследования, модели структуры, процессов, целей и свойств систем. Диаграммы причинно-следственных связей, как модели процессов в 20

21 системах; классификация методов исследования, достоинства и недостатки, принципы моделирования человеко-машинных и других динамических систем; элементы математической теории организаций и программно-целевого управления процессом совершенствования систем; управляющий объект, объект управления, цель, показатели и критерии оценки качества управления; виды и принципы управления; структура и циклы управления; принципы обоснования, обеспечения, контроля и поддержания оптимальных по выбранному критерию показателей качества систем. Модель; этапы процесса моделирования; концептуальная модель; исходные данные и ограничения; адекватность модели; математическая модель; обработка и интерпретация результатов моделирования; оптимизация эксперимента на математической модели; регрессионный анализ; линейное программирование; детерминированные и стохастические модели; имитационное моделирование; основные модели гидромеханики; численные методы в гидромеханике; явные и неявные схемы решения; эйлеровы и лангранжевы переменные; практическая компьютерная реализация систем моделирования. Системный анализ и прогнозирование социально-экологоэкономических систем. Анализ и решение многокомпонентных задач. Моделирование техносферы с помощью взвешенных орграфов. Прогноз развития социо- экологоэкономической системы на базе орграфов. 9 Экспертиза проектов Основы экологической экспертизы; цели, задачи и принципы экологической экспертизы, государственная экологическая экспертиза, законодательство РФ в области экологической экспертизы, основные стадии, состав, порядок разработки предпроектных материалов и проектов строительства. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов; оценка воздействия на окружающую среду при разработке предпроектных материалов и проектов. Ситуационные экологические планы и карты-схемы; организация работ по проведению государственной экологической экспертизы; обязательные вопросы, подлежащие проверке и рассмотрению при проведении экологической экспертизы предпроектных материалов и проектов. Расчет загрязнения приземного слоя воздуха, расчет и порядок разработки нормативов ПДВ, определение размеров санитарно-защитных зон и минимальных высот выбросов; анализ источников загрязнения атмосферы; определение приоритетных загрязняющих веществ и источников; расчет загрязнения водоемов, предельно допустимые сбросы для водотоков, анализ источников загрязнения водоемов. Экспертная оценка остроты проблемных ситуаций и инженерно-экологическое зонирование, чрезвычайные экологические ситуации, структура экологического паспорта предприятия и его 21

22 составление; оценка экологической эффективности технологических процессов и производств, сравнение вариантов природоохранных решений, расчет коэффициентов экологической эффективности, экологичности, соответствия экологическим требованиям. Компетенция органов законодательной и исполнительной власти в области экологической экспертизы, финансирование и материальное стимулирование экологической экспертизы; экспертиза безопасности оборудования и технологических процессов на стадии проектирования, оценка уровней опасных и вредных факторов оборудования и технологических процессов, оценка состояния воздушной среды, шумовой, вибрационной обстановки, радио- и радиационный прогноз в зонах электромагнитного и радиационного загрязнения. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Экологический аудит. 10 Системы защиты среды обитания Классификация и основы применения экобиозащитной техники; стратегия и тактика защиты атмосферы; системы обеспыливания, методы оценки основных технических показателей пылеуловителей; общая теория процессов обеспыливания. Пылеуловители для очистки запыленных воздушных выбросов: пылеосадительные и инерционные пылеуловители, центробежные пылеуловители, фильтры, электрофильтры, туманоуловители, мокрые осадители аэрозольных частиц, методы повышения эффективности, новые методы и механизмы обеспыливания выбросов в атмосферу. Основы выбора проектных решений систем пылеулавливания, типовые схемы; практические основы очистки воздуха от газов и парообразных примесей, сорбционные методы очистки: абсорбция, хемосорбция, адсорбция, физико-химическая сущность процессов, конструктивные особенности аппаратов, основы выбора и расчета. Химические методы очистки отходящих газов: дожигание, каталитическая нейтрализация; конструкция аппаратов, сущность процессов, основы расчета, области и примеры применения. Дезодорация газовых выбросов; системы очистки от основных паро- и газообразных выбросов; рассеивание вредных выбросов в атмосфере основы теории, методы расчета; стратегия и тактика защиты гидросферы, очистка сточных вод основные способы, их физико-химическая сущность, аппаратурное оформление способов, основы расчета, особенности и области применения: очистка сточных вод от твердых веществ и эмульсий, реагентные, мембранные, электрохимические методы очистки, очистка на основе фазовых переходов, опреснение воды, сорбционные и биохимические методы; замкнутые системы водного хозяйства, выпуск и разбавление сточных вод. Системы очистки сточных вод от основных видов загрязнений; переработка и утилизация твердых отходов, общие и специальные методы переработки и обезвреживания твердых отходов. Защита от радиоактивного загрязнеия биосферы расчет доз облучения, методы и системы защиты; защита от электромагнитного загрязнения 22

23 биосферы расчет уровней облучения, принципы и методы защиты от электромагнитного облучения в окружающей среде; защита от шумового загрязнения биосферы закономерности распространения шума на территории жилой застройки, методы расчета уровней шума в городе и промзоне, принципы и методы защиты от шума жилых зданий, территории застройки, акустический климат жилища. 11 Экономика и менеджмент в техносфере Принципы и методы менеджмента, социально-психологические основы менеджмента: стиль руководства, управления кадрами, деятельностью коллектива, организационная структура менеджмента, технология разработки и принятия управленческих решений. Информационная база менеджмента, государственная система управления охраной окружающей природной среды, охраной труда и деятельностью в чрезвычайных ситуациях, центральные и региональные структуры управления, права и обязанности управленческих структур. Система управления безопасностью жизнедеятельности, методы оценки экологической ситуации, безопасности и чрезвычайной ситуации и принятия оптимальных управленческих решений с точки зрения социальных и экономических последствий. Использование компьютерных информационных технологий в области экологии и предупреждения риска для принятия управленческих решений. Процессы промышленного природопользования как объекты эколого-экономического анализа, основные направления, объекты и показатели анализа, одноцелевые и многоцелевые мероприятия и особенности их анализа, платежи за загрязнение окружающей среды и методы его оценки, экономическая оценка важнейших видов природных ресурсов и плата за них; экономический механизм стимулирования рационального природопользования; экономическая оценка эффективности природоохранных мероприятий затраты и выгоды природоохранных мероприятий, методология оценки затрат и выгод, принятие решений в области природопользования на основании анализа соотношения «затраты выгоды»; многовариантность и многофакторность в принятии экологических решений, метод комплексного анализа при принятии решений и формирования экологических программ в регионах, механизмы экономического регулирования в условиях рынка, оценка экономической эффективности внедрения средств обеспечения безопасности, страховое дело. Формирование эколого-экономических программ региона; территориальный подход; системный анализ и структуризация региональных проблем; экспертные оценки на стадии разработки программы; оптимизация комплексной территориальной программы. Управление реализацией инвестиционного проекта; корректировка программы; показатели надежности реализации программы; финансирование и финансовый маневр в процессе реализации программы. 23

24 12 Законодательство в БЖД Правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности, порядок разработки, принятия, введения, содержание законов и подзаконных актов, законодательная база по охране окружающей среды, система стандартов безопасности труда, основная законодательная и нормативно-техническая документация по чрезвычайным ситуациям, международные соглашения и акты в области охраны природы и труда. 13 Информационные технологии в управлении безопасностью жизнедеятельности Информационные системы; программное и аппаратное обеспечение; информационные системы поддержки принятия решений в области безопасности; локальные и региональные информационные системы; базы и банки данных; системы управления базами данных; распределенные базы данных; форматы данных, конверторы форматов; модель данных; принципы работы, отличия и особенности; мультимедиа информационные системы. 24

25 Рабочий план специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» Таблица п/п Наименование дисциплины по учебному плану Объем нагрузки на дисциплину в часах Аудиторная нагрузка Количество контрольных мероприятий на 1 студ. Форма контроля Всего по учебному плану Пройдено ранее Планируется на текущий семестр Часов в неделю (1 полусеместр) Часов в неделю (2 полусеместр) Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Курсовые проекты Курсовые работы Расч-граф. работы Контрольные работы Домашние задания Коллоквиум Зачет Экзамен семестр 1 Культурология / 2 / 0 2 / 2 / Иностранный язык / 4 / 0 0 / 4 / Физическая культура / 4 / 0 0 / 2 / Высшая математика / 2 / 0 2 / 4 / Информатика / 0 / 0 2 / 2 / Физика / 2 / 0 2 / 2 / Обшая химия / 2 / 0 2 / 2 / Начертательная геометрия и / 0 / 0 2 / 2 / инженерная графика 2

26 семестр 1 Иностранный язык / 4 / 0 0 / 4 / Физическая культура / 4 / 0 0 / 2 / Отечественная история / 2 / 0 2 / 2 / Химия аналитическая / 0 / 0 2 / 2 / Высшая математика / 4 / 0 4 / 2 / Информатика / 2 / 0 0 / 2 / = 7 Физика / 2 / 0 2 / 4 / Начертательная геометрия и / 2 / 0 0 / 2 / инженерная графика 3 семестр 1 Иностранный язык / 2 / 0 0 / 2 / Физическая культура / 4 / 0 0 / 2 / Социология / 0 / 0 2 / 2 / Высшая математика / 2 / 0 2 / 4 / Физическая и коллоидная химия / 2 / 0 2 / 0 / Физиология человека / 2 / 0 2 / 2 / Гидравлика / 0 / 0 2 / 2 / Электротехника и электроника / 0 / 0 2 / 0 / семестр 1 Введение в специальность / 0 / 0 0 / 0 / Иностранный язык / 2 / 0 0 / 2 / Физическая культура / 4 / 0 0 / 2 / Философия / 2 / 0 2 / 2 /

27 5 Климатология и метеорология / 0 / 0 2 / 0 / Механика / 2 / 0 2 / 2/ Теплотехника / 2 / 0 2 / 2 / Материаловедение и технология / 0 / 0 2 / 0 / конструкционных материалов 9 Метрология, стандартизация и / 0 / 0 2 / 0 / = сертификация 10 Теория горения и взрыва / 0 / 0 2 / 2 / Менеджмент / 0 / 0 2 / 2 / Военная подготовка / 6 / 0 0 / 6 / Учебная практика + 5 семестр 1 Физическая культура / 4 / 0 0 / 2 / Общая экономическая теория / 2 / 0 2 / 2 / Физико-химические методы / 0 / 0 0 /0 / контроля среды обитания 4 Технология производств / 0 / 0 2 / 2 / Экология / 0 / 0 2 / 2 / Механика / 2 / 0 2 / 2/ Источники загрязнения среды / 0 / 0 2 / 2 / обитания 8 Безопасность труда / 2 / 0 2 / 0/ Военная подготовка / 6 / 0 0 / 6 / семестр 1 Психология и педагогика / 0 / 0 2 / 2 / Физическая культура / 4 / 0 0 / 2 / Психология безопасности труда / 0 / 0 2 / 2 / Управление безопасностью труда / 0 / 0 0 / 0 / Производственная безопасность оборудования и технологических / 0 / 0 2 / 2 /

28 процессов 6 Механика / 0 / 0 0 / 2 / Природопользование / 0 / 0 2 / 2 / Физико-химические процессы в / 0 / 0 4 / 2 / техносфере 9 Теория системного анализа и / 0 / 0 2 / 2 / принятия решений 10 Военная подготовка / 6 / 0 0 / 6 / Производственная практика ++ 7 семестр 1 История науки и техники / 0 / 0 0 / 2 / Физическая культура / 4 / 0 0 / 2 / Экономика предприятия / 0 / 0 2 / 2 / Радиационная безопасность / 0 / 0 2 / 2 / Надежность технических систем / 0 / 0 2 / 2 / и техногенный риск 6 Системный анализ и мод-ние / 2 / 0 2 / 2 / процессов в техносфере 7 Системы защиты атмосферы / 0 / 0 2 / 2 / Информационные технологии в / 0 / 0 2 / 2 / управлении БЖД 9 Военная подготовка / 6 / 0 0 / 6 / семестр 1 Язык делового общения / 0 / 0 0 / 2 / Правоведение / 0 / 0 0 / 2 / Физическая культура / 4 / 0 0 / 2 / Вентиляция и / 0 / 0 2 / 2 / кондиционирование воздуха 5 Медико-биологические основы / 0 / 0 2 / 2 / БЖД 28

29 6 Мониторинг среды обитания / 2 / 0 2 / 0 / Системы защиты лито- и / 2 / 0 4 / 2 / гидросферы 8 Военная подготовка / 6 / 0 0 / 6 / Производственная практика ++ 9 семестр 1 Аттестация рабочих мест / 0 / 0 2 / 2 / Основы энергосбережения / 0 / 0 0 / 0 / Теория катастроф / 0 / 0 2 / 0 / Управление техническими / 0 / 0 2 / 2 / системами 5 Учебно-исследовательская работа студентов / 4 / 0 0 / 4 / Безопасность в чрезвычайных / 0 / 0 2 / 2 / ситуациях 7 Экспертиза проектов / 2 / 0 2 / 2 / Экономика и менеджмент в / 2 / 0 2 / 2 / техносфере 9 Законодательство в БЖД / 0 / 0 4 / 0 / семестр 1 Преддипломная практика ++ 2 Итоговый междисциплинарный / 0 / 0 0 / 0 / 0 + государственный экзамен 3 Дипломное проектирование + 29

30 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА 2.1. История и современность университета, электротехнического факультета и кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина образован в 1920 году как Уралуниверситет, открытый на базе основанного в 1917 году Уральского горного института. На протяжении своей истории Университет прошел все этапы развития учебного заведения высшего профессионального образования, которое отразилось в его названии Уралуниверситет, Уральский политехнический институт, Объединение отраслевых вузов, Уральский индустриальный институт, Уральский политехнический институт, Уральский государственный технический университет УПИ, Уральский государственный технический университет УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. История Университета неразрывно связана с созданием на Урале мощного индустриального комплекса, решающего и сегодня важнейшие задачи развития России. Университет всегда был верен главному принципу в подготовке специалистов на основе единства ученой, научной и производственной деятельности, неотделимости обучения и воспитания, демократизации высшей школы, основанной на примате академической свободы и преемственности традиций. За время своего существования к 2010 году Университет подготовил более 220 тысяч специалистов широкого профиля для российской и зарубежной экономики, в том числе в таких приоритетных направлениях (областях), как естественные науки, информационные технологии, математика, металлургия и металлообработка, новые материалы и материаловедение, био- и химические технологии, экономика и управление, строительство, атомная и традиционная 2

31 энергетика, социально-политические и гуманитарные исследования и технологии, в том числе в сфере массовых коммуникаций и общественного управления. Уральский государственный технический университет УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина занимал одно из лидирующих мест среди технических вузов страны. Сочетание классического образования, фундаментальной научной подготовки и новейших технологий, используемых в отечественной и мировой экономике, явилось основой для создания учебного заведения нового типа Уральского Федерального Университета имени первого президента России Б.Н. Ельцина. Формирование на базе УГТУ УПИ в Уральском регионе такого университета обеспечивает упрочнение лидерства уральских вузов в ряде областей естественных, гуманитарных и технических наук, обеспечит их вхождение в число ведущих мировых интеллектуальных центров. Эта стратегическая задача предполагает формирование в каждом члене коллектива (от преподавателя до студента) ясного понимания своего предназначения в развитии университета на основе интеграции учебного и производственного процессов, фундаментальных научных исследований и инновационных подходов. Учебный блок университета составляют 17 институтов и высшая школа экономики, 216 кафедр, 36 территориальных подразделений в городах Свердловской области и за ее пределами. Общее число студентов различных форм обучения, включая филиалы вуза, составляет более 42,5 тысяч, в том числе студентов очного обучения более 25 тысяч. В УрФУ реализуются 208 образовательные программы высшего профессионального образования, в том числе по 104 направлениям бакалавриата и 90 магистратуры, 14 программам среднего профессионального образования. Университет подготовил более 2000 специалистов для 23 стран Европы, Азии и Африки. Реализуется 76 программ повышения квалификации и 57 программ профессиональной переподготовки. Действуют аспирантуры (69 научных специальностей) и докторантуры (30 специальностей) в рамках деятельности 31

docplayer.ru

Специальность "Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды" | Выпускник.Kz

Перечень квалификаций и должностей

Выпускнику по специальности 050731 - Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды присуждается академическая степень «бакалавр безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды».  Квалификации и должности определяются в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 22.11.2002 г. № 273-П.

Квалификационная характеристика бакалавра специальности 050731 – Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды

Сфера профессиональной деятельности  Сферой профессиональной деятельности бакалавра являются все отрасли экономики, включая военно-промышленный комплекс, индустрию, сельское и коммунальное хозяйства, сферы производства и потребления, государственные органы в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды, защиты в чрезвычайных ситуациях, экологические службы. 

Объекты профессиональной деятельности  Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются предприятия и организации, оказывающие влияние на природосоставляющие, техногенные, социальные, информационные системы и их компоненты; водные, земельные, биотические и прочие ресурсы; факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности, защиту окружающей среды; занимающиеся разработкой, внедрением и эксплуатацией технологических систем, сетей и защитой в чрезвычайных ситуациях; позволяющие предотвращать пожарную, экологическую, химическую, радиационную и другие опасности, проектно-изыскательские институты, бюро, фирмы и т.п. различных форм собственности 

Предметы профессиональной деятельности  Предметами профессиональной деятельности бакалавров являются инженерные сооружения, оборудование, информационные системы и программные продукты, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности, защиту окружающей среды, защиту в чрезвычайных ситуациях. 

Виды профессиональной деятельности  Бакалавры по специальности 050731 – Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:  - производственно-технологическая;  - проектная;  - организационно-управленческая;  - экспериментально-исследовательская.  Производственно-технологическая деятельность:  - участие в проведении мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды, предупреждению и ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;  - разработка, внедрение и эксплуатация технологических систем, сетей и оборудования, предназначенных для осуществления безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды, защиты в чрезвычайных ситуациях;  - выполнение мероприятий по метрологии, стандартизации средств контроля и измерения, их наладка, поверка и настройка;  - оценка технико-эколого-экономической эффективности при внедрении мероприятий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности и защиту окружающей среды;  - осуществление контроля за эксплуатацией природо- и трудоохранных средств и спасательной техники, за соблюдением норм, правил и стандартов охраны труда, защиты в чрезвычайных ситуациях и охраны окружающей среды, регламентирующим производственные процессы и оборудование, спасательные работы и технику, ликвидацию последствий аварий, катастроф и экологический бедствий;  - проведение первичного учета и анализа оперативно-текущих показателей выполняемых работ, измерение опасных и вредных производственных факторов, негативных факторов и техногенного риска производств и технических систем при чрезвычайных ситуациях, и также мониторинг окружающей среды;  - проведение оценки опасных и вредных факторов производства;  - предупреждение аварийных ситуаций на предприятиях;  - проведение экспертизы и аудита хозяйственной и иной деятельности предприятий, организаций и граждан; оценка допустимости реализации объекта экспертизы с точки зрения безопасности для человека и окружающей среды;  - формирование и организация деятельности специализированных мониторинговых, аварийно-спасательных, трудоохранных служб, их материальнотехнической базы.  Проектная деятельность:  - участие в подготовке технических заданий на разработку и проектирование схем, приборов, аппаратов и систем, используемых в безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды с технико-эколого-экономическим обоснованием устройства, структуры и принципа действия;  - разработка нормативно-технической и нормативно-экологической документации, касающейся безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды;  - разработка технической и рабочей документации и проектов на исследования социально-экологических систем и проблем, связанных с защитой окружающей среды, рациональным природопользованием и безопасностью жизнедеятельности.  Организационно-управленческая деятельность:  - постановка целей и формулирование задач по текущей работе и на перспективу;  - организация работы малых коллективов исполнителей; разработка оперативных планов первичных производственных подразделений;  - ведение технической и экологической документации, касающейся профессиональной деятельности;  - разработка норм и правил в области безопасности жизнедеятельности, а также установление порядка их выполнения при проведении хозяйственной и иной деятельности.  Экспериментально-исследовательская деятельность:  - проведение измерений и обследования фактического состояния рабочей зоны, окружающей среды, природных ресурсов, управление их качеством и прогнозирование на текущий и долгосрочный периоды и анализ результатов;  - составление описаний проводимых исследований, подготовка данных и составление отчетов, обзоров и научных публикаций;  - участие в разработке и реализации методов и программ в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды; предотвращения чрезвычайных ситуаций; 

Функции профессиональной деятельности  Бакалавр в своей профессиональной деятельности выполняет следующие функции:  - проведение работ по созданию условий безопасности жизнедеятельности, охране труда и окружающей среды, защиты в чрезвычайных ситуациях;  - проведение обучения и инструктажа по технике безопасности, охране труда и окружающей среды;  - осуществление контроля выполнения требований по безопасности жизнедеятельности, охране окружающей среды. 

Типовые задачи профессиональной деятельности  Бакалавр в своей профессиональной деятельности решает следующие задачи:  - повышение профессионального уровня;  - информирование руководства и персонала об изменениях в законодательных, нормативно-правовых и иных документах в области безопасности  жизнедеятельности, защиты окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях;  - разработка инструкций и других документов, касающихся обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны труда и защиты окружающей среды;  - участие в проведении работ, связанных с предотвращением чрезвычайных и аварийных ситуаций, а также с ликвидацией их последствий;  - составление нормативно-технической, нормативно-экологической, отчетной и иной документации;  - анализ и прогноз состояния рабочей зоны и окружающей среды. 

Направления профессиональной деятельности  Профессиональная деятельность бакалавра направлена на обеспечение безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды, предотвращение чрезвычайных ситуаций. 

Содержание профессиональной деятельности  Содержание профессиональной деятельности бакалавра заключается в разработке, реализации и контроле проектов, программ, технических решений и мероприятий по пожарной, промышленной, экологической, химической, радиационной, биологической и другим видам безопасности; по защите окружающей среды и ее компонентов (воздушный бассейн, водные, земельные, биотические и другие ресурсы) от техногенного воздействия; осуществление исследовательской, экспериментальной, аудиторской и иных видов деятельности, касающихся решения проблем в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях. 

Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 050731 – Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды  Выпускник должен иметь представление:  - о природных и техногенных процессах, обуславливающих нарушение требований безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях;  - о многофункциональной деятельности человека и человечества, основанной на современных подходах к требованиям безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды;  - о возможностях передовых научных методов познания и пользоваться ими на уровне, необходимом для оперативного решения проблем безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды;  - об этических, правовых нормах, регулирующих отношения между людьми, человеком и обществом в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды, а также их применения при реализации различных программ в этой области;  - о сущности и социально-общественной значимости своей специальности; основных проблемах, обуславливающих профессиональную деятельность бакалавра;  знать:  - основные положения Конституции Республики Казахстан, законодательные и нормативно-технические акты в области безопасности жизнедеятельности, охраны окружающей среды и рационального природопользования, защиты в чрезвычайных ситуациях;  - принципы стандартизации, сертификации и техники измерений в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды;  - методы оценки технико-экономической и эколого-экономической эффективности мероприятий, проводимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды;  - основы охраны труда, промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, а также радиационной, химической, биологической, пожарной безопасности;  - базовые языки и основы программирования, типовые программные продукты, ориентированные на решение задач в области безопасности жизнедеятельности;  уметь:  - профессионально осуществлять свою производственную и общественную деятельность; поставить цель и сформулировать задачи по текущей работе и на перспективу; кооперироваться с коллегами и планировать работу малых коллективов;  - реализовать свои потенциальные возможности по повышению образовательного уровня, научного кругозора, компетенции, квалификации, приобретению новых знаний, умений и навыков, совершенствованию знаний казахского, русского и иностранных языков;  - пользоваться средствами информатики и компьютерной техники для поиска, сбора, хранения, обработки и применения информационных продуктов;  быть готовым к расширению сферы или изменению характера своей профессиональной деятельности;  иметь навыки:  - эффективного использования знаний и умений в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды, защиты в чрезвычайных ситуациях, охраны труда, информатики, экономики предприятий и природопользования;  - ориентирования в стратегии главных направлений в области социально-гуманитарных, естественных, общепрофессиональных и специальных наук, а также умением использовать их методы в своей профессиональной и производственной деятельности;  - культуры мышления, пользования общими законами диалектики и логики, изложения в устной и письменной форме результатов своей профессиональной деятельности.  быть компетентным:  - в вопросах законодательной, нормативно-правовой базы в области безопасности жизнедеятельности, охраны труда, защиты окружающей среды, защиты в чрезвычайных ситуациях;  - в вопросах организации, проведения и контроля мероприятий в области безопасности жизнедеятельности, охраны труда, защиты окружающей среды;  - в вопросах разработки и составления экологической и технической документации, проектов, программ, планов предприятий, организаций;  - в области проведения экспериментально-исследовательских работ; 

- во всех аспектах профессиональной деятельности, касающейся безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды, защиты в чрезвычайных ситуациях.

www.vipusknik.kz


Смотрите также