Безопасность жизнедеятельности в техносфере


Безопасность жизнедеятельности в техносфере | Электронная библиотека

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Системы защиты среды обитания. системы обеспечения микроклимата помещений. Параметры микроклимата помещений различного назначения. Системы создания и обеспечения заданного микроклимата помещений. Системы отопления зданий. требования к системам отопления. Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Системы защиты среды обитания (ч.. ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. Классификация сточных вод. Режимы водоотведения. Нормы водопотребления и водоотведения. Определение расчетных расходов производственных сточных вод. Режим водоотведения.

Системы водоснабжения и вод

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Радиационная безопасность. РАДИОАКТИВНОСТЬ. Строение атома. Виды ионизирующих излучений, их физическая природа и особенности распространения. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ДОЗЫ РАДИОАКТИВНОСТИ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ В РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ИСТОЧНИКИ РАДИОАКТИВНОГО ОБЛУЧЕНИЯ.

Источники радиоак

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Надежность технических систем и техногенный риск. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАДЕЖНОСТИ. Общие замечания. Вероятность безотказной работы. Вероятность отказа. Частота отказов. Средняя частота отказов. Интенсивность отказов.

Среднее время безотказной работы.

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Мониторинг среды обитания. Общие понятия о мониторинге. Краткая историческая справка. Среда обитания. Человек как звено в экологической цепочке. Понятия о мониторинге. Организация систем мониторинга, цели и задачи мониторинга. общие понятия мониторинга.

Слу

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Оценка воздействия на окружающую среду. ОХРАНА ПОВЕРХНОСТНЫХ И ПОДЗЕМНЫХ ВОД ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ. Термины и определения. Требования к санитарной охране водных объектов (СанПиН .. – .). Общие положения. Правовые основы расчета ПДС. Методические основы расчета ПДС.

Расчет кратнос

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Неионизирующие электромагнитные поля и излучения. Часть .ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ. Основные теоретические положения.Источники электрического поля. Линии электропередачи. Распределительные устройства. Биологическое действие и нормативы.

Биологическое действие постоянного электрическог

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Ноксология. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ РИСКА. Мировая история. История России. Развитие теории риска в рамках экономических теорий. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ РИСКА. Биосоциотехническая система – концептуальная модель окружающего мира для изучения проблем опасности.

Концептуальная модель деяте

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Источники загрязнения среды обитания. Человек как элемент системы «человек – среда». Система «человек – среда». Биосоциотехническая система. определение основных понятий. Загрязнитель, загрязнение, источники загрязнения, объекты загрязнения.

Классификация загрязнителей и источников загрязн

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Безопасность труда . ПОНЯТИЕ РИСКА. опасные и вредные производственные факторы. Классификация опасных и вредных производственных факторов. Основные нормативы безопасности труда. Метеорологические условия производственной среды. Теплообмен человека с окружающей средой.

Основные

Аксиомы безопасности жизнедеятельности в техносфере

Аксиома 1. Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения.

Пороговые или предельно допустимые значения опасностей устанавливаются из условия сохранения функциональной и структурной целостности человека и природной среды. Соблюдение предельно допустимых значений потоков создает безопасные условия жизнедеятельности человека в жизненном пространстве и исключает негативное влияние техносферы на природную среду.

Аксиома 2. Источниками техногенных опасностей являются элементы техносферы.

Опасности возникают при наличии дефектов и иных неисправностей в технических системах, при неправильном использовании технических систем, а также из-за наличия отходов, сопровождающих эксплуатацию технических систем. Технические неисправности и нарушения режимов использования технических систем приводят, как правило, к возникновению травмоопасных ситуаций, а выделение отходов (выбросы в атмосферу, стоки в гидросферу, поступление твердых веществ на земную поверхность, энергетические излучения и поля) сопровождается формированием вредных воздействий на человека, природную среду и элементы техносферы.

Аксиома 3. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени.

Травмоопасные воздействия действуют, как правило, кратковременно и спонтанно в ограниченном пространстве. Они возникают при авариях и катастрофах, при взрывах и внезапных разрушениях зданий и сооружений. Зоны влияния таких негативных воздействий, как правило, ограничены, хотя возможно распространение их влияния и на значительные территории, например, при аварии на ЧЭАЭС.

Для вредных воздействий характерно длительное или периодическое негативное влияние на человека, природную среду и элементы техносферы. Пространственные зоны вредных воздействий изменяются в широких пределах от рабочих и бытовых зон до размеров всего земного пространства. К последним относятся воздействия выбросов парниковых и озоно-разрушающих газов, поступление радиоактивных веществ в атмосферу и т.п.

Аксиома 4. Техногенные опасности оказывают негативное воздействие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно.

Человек и окружающая его техносфера, находясь в непрерывном материальном, энергетическом и информационном обмене, образуют постоянно действующую пространственную систему «человек – техносфера» Одновременно существует и система «техносфера – природная среда».Техногенные опасности не действуют избирательно, они негативно воздействуют на все составляющие вышеупомянутых систем одновременно, если последние оказываются в зоне влияния опасностей.

Аксиома 5. Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материальным потерям и к деградации природной среды.

Воздействие травмоопасных факторов приводит к травмам или гибели людей, часто сопровождается очаговыми разрушениями природной среды и техносферы. Для воздействия таких факторов характерны значительные материальные потери.

Воздействие вредных факторов, как правило, длительное, оно оказывает негативное влияние на состояние здоровья людей, приводит к профессиональным или региональным заболеваниям. Воздействуя на природную среду, вредные факторы приводят к деградации представителей флоры и фауны, изменяют состав компонент биосферы.

При высоких концентрациях вредных веществ или при высоких потоках энергии вредные факторы по характеру своего воздействия могут приближаться к травмоопасным воздействиям. Так, например, высокие концентрации токсичных веществ в воздухе, воде, пище могут вызывать отравления.

Аксиома 6. Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием источников опасности, увеличением расстояния между источником опасности и объектом защиты, применением защитных мер.

Принципиально воздействие вредных техногенных факторов может быть устранено человеком полностью; воздействие техногенных травмоопасных факторов – ограничено допустимым риском за счет совершенствования источников опасностей и применения защитных средств; воздействие естественных опасностей может быть ограничено мерами предупреждения и защиты.

Аксиома 7. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них – необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности.

Широкая и все нарастающая гамма техногенных опасностей, отсутствие естественных механизмов защиты от них, все это требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Начальный этап обучения вопросам безопасности жизнедеятельности должен совпадать с периодом дошкольного образования, а конечный – с периодом повышения квалификации и переподготовки кадров во всех сферах экономики.

Из вышесказанного следует, что мир техногенных опасностей вполне познаваем и что у человека есть достаточно средств и способов защиты от техногенных опасностей. Существование техногенных опасностей и их высокая значимость в современном обществе обусловлены недостаточным вниманием человека к проблеме техногенной безопасности, склонностью к риску и пренебрежению опасностью. Во многом это связано с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления.

Лекция 2. Вопросы БЖ в законах и подзаконных актах.

1Законодательство об охране труда. Законы и подзаконные акты. 16

2Нормативно-техническая документация (НТД). 17

3Система стандартов «Охрана природы» 18

4Система стандартов безопасности труда (ССБТ) 20

5Комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС) 22

  1. Законодательство об охране труда. Законы и подзаконные акты.

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них прежде всего Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксировано в законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1991 г.) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.).

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г., введен в действие с 3.02.1992 г.).

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РСФСР (1991 г.), законы Российской Федерации «О недрах» (1992 г.) и «Об экологической экспертизе» (1995 г.). До принятия соответствующих документов РФ продолжает действовать закон СССР «Об охране атмосферного воздуха» (1980 г.).

Среди законодательных актов по охране труда отметим Основы законодательства РФ по охране труда (1993 г) и Кодекс законов о труде РСФСР (с изменениями и дополнениями 1992 г.), устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда.

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «Об использовании атомной энергии» (1995 г.). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995 г.).

  1. Нормативно-техническая документация (НТД).

Эта документация по охране окружающей среды включает федеральные, республиканские, местные санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РФ, строительные нормы и правила Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ, систему стандартов «Охрана природы», документы Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающий среды, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Эти ведомства частично используют документацию организаций, правоприемниками которых они являются Минздрава СССР, Госстроя СССР, Госстандарта СССР, Госкомприроды СССР и Госгидромета СССР.

Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений от различных источников, ионизирующих излучений).

В системе строительных норм и правил рассмотрены нормы проектирования сооружений различного назначения, учитывающие требования охраны окружающей среды и рационального природопользования. В группе 12 части 2 системы представлены нормы отвода земель под различные строительные объекты. Особо отметим СНиП 2.04.03–85 «Канализация. Наружные сети и сооружения», в котором подробно рассмотрены мероприятия и устройства по очистке сточных вод, их обеззараживанию, а также по утилизации осадков, полученных при очистке (группа 04 части 2 системы СНиПов).

  1. Система стандартов «Охрана природы»

Система стандартов «Охрана природы» – составная часть государственной системы стандартизации (ГСС), ее 17-я система. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов–совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Эта система разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.

Система стандартов в области охраны природы состоит из 10 комплексов стандартов. Кодовое название комплекса: 0 – организационно-методические стандарты; 1 –гидросфера, 2–атмосфера, 3 –биологические ресурсы, 4 –почвы, 5 –земли, 6 –флора, 7 – фауна, 8–ландшафты, 9–недра. Каждый комплекс стандартов, начиная с комплекса «гидросфера» и кончая комплексом «недра», включает в себя шесть групп стандартов (табл. 1).

Таблица 1. Классификация системы стандартов в области охраны природы

Шифр группы

Группа стандартов

0

Основные положения

1

Термины, определения, классификация

2

Показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов и показатели интенсивности использования природных ресурсов

3

Правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов

4

Методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий

5

Требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды

6

Требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений

7

Прочие стандарты

Обозначение стандартов в области охраны природы состоит из номера системы по классификатору, шифра комплекса, шифра группы, порядкового номера стандарта и года регистрации стандарта. Так, стандарт на предельно допустимый выброс СО бензиновых двигателей автомобилей стоит в комплексе 2 группа 2, обозначение его ГОСТ 17.2.2.03–87.

Нормативно-техническая документация по охране труда включает правила по технике безопасности и производственной санитарии, санитарные нормы и правила, стандарты системы стандартов безопасности труда, инструкции по охране труда для рабочих и служащих.

Согласно ст. 143 КЗОТ РСФСР правила по охране труда подразделяются на единые, межотраслевые и отраслевые. Единые распространяются на все отрасли экономики. Они закрепляют важнейшие гарантии обеспечения безопасности и гигиены труда, которые одинаковы для всех отраслей. Межотраслевые закрепляют важнейшие гарантии обеспечения безопасности и гигиены труда в нескольких отраслях, либо в отдельных видах производства, либо при отдельных видах работ (например, на отдельных типах оборудования во всех отраслях).

Инструкции по охране труда делятся на типовые (для рабочих основных профессий отраслей) и действующие в масштабах предприятия, организации или учреждения.

  1. Система стандартов безопасности труда (ССБТ)

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) –одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр (номер) этой системы ГСС–12. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как федерального, так и отраслевого значения. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда.

Стандарты подсистемы 0 устанавливают: цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ; терминологию в области охраны труда; классификацию опасных и вредных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности. Большую часть этой подсистемы составляют стандарты предприятий (СТП).

Объектами стандартизации на предприятиях являются: организация работ по охране труда, контроль состояния условий труда, порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда; организация обучения и инструктажа работающих по безопасности труда; организация контроля за безопасностью труда и всех других работ, которыми занимается служба охраны труда.

Стандарты подсистемы 1 устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы и средства защиты работающих от их воздействия; методы контроля уровня указанных факторов. Стандарты подсистемы 2 устанавливают: общие требования безопасности к производственному оборудованию; требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования; методы контроля выполнения этих требований.

Стандарты подсистемы 3 устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности. Стандарты подсистемы 4 устанавливают требования безопасности к средствам защиты; подсистемы 5 – к зданиям и сооружениям.

В ССБТ принята следующая система обозначений (рис. 1).

Таким образом, если нас интересуют требования безопасности к электросварочным работам, ищем стандарт класса 12 подсистемы 3 (производственные процессы), где он фигурирует под номером 3 (ГОСТ 12.3.003–86*). Стандарт требований к защитному заземлению и занулению (их применению, устройству) следует искать в подсистеме 1 – это ГОСТ 12.1.030–81* «ССБТ. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление». Нельзя путать стандарты такого рода со стандартами требований безопасности к средствам защиты (подсистема 4), например, ГОСТ 12.4.021–75* «ССБТ. Системы вентиляционные. Общие требования». Стандарт на обучение работающих безопасности труда, метрологическое обеспечение охраны труда следует искать в подсистеме 0 как стандарты на организационные вопросы. Это ГОСТ 12.0.004–90 и ГОСТ 12.0.005–84.

Рис.1. Система обозначений в ССБТ

Если перечень методов и средств защиты, необходимых для обеспечения требований безопасности по рассматриваемому фактору оказывается емким, его стандартизуют в рамках отдельного стандарта подсистемы 1. Примером такого документа является ГОСТ 12.1.029–80 «ССБТ. Средства и методы защиты от шума. Классификация». Так же поступают при информативно емких методах контроля требований безопасности. Так, в подсистеме 1 имеются отдельные стандарты на метод измерения на рабочих местах шума (ГОСТ 12.1.050–86), шумовых характеристик машин (ГОСТ 12.1.023–80*, ГОСТ 12.1.024–81*, ГОСТ 12.1.025–81*, ГОСТ 12.0.026–80; ГОСТ 12.1.027–80, ГОСТ 12.1.028–80) и т. д.

Требования безопасности устанавливают применительно к производственному, а не технологическому оборудованию, к производственным, а не технологическим процессам. Так, требования ГОСТ 12.2.009–80* «ССБТ. Станки металлообрабатывающие. Общие требования безопасности» относятся к станкам всех типов (токарным, сверлильным, шлифовальным, заточным и т. п.); ГОСТ 12.3.025–80* «ССБТ. Обработка металлов резанием. Требования безопасности» относится ко всем видам металлообработки резанием.

Стандарты предприятий по безопасности труда разрабатываются непосредственно на предприятии и согласовываются с профсоюзным комитетом. Они регламентируют принципы работ по обеспечению безопасности труда: организацию контроля условий труда; надзора за установками повышенной опасности; обучение работающих безопасности труда; аттестации лиц, обслуживающих установки повышенной опасности, проведение аттестации рабочих мест на предприятии и т. д.

  1. Комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС)

Основные нормативно-технические документы по чрезвычайным ситуациям объединены в комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС).

Основные цели комплекса:

– повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС; предотвращение или снижение ущерба в ЧС;

– эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Задача комплекса – установление:

– терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС, номенклатуры и классификации ЧС, источников ЧС, поражающих факторов;

– основных положений по мониторингу, прогнозированию и предотвращению ЧС, по обеспечению безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства в ЧС, по организации ликвидации ЧС;

– уровней поражающих воздействий, степеней опасности источников ЧС;

– методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС;

– способов обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства, а также требований к средствам, используемым для этих целей.

Обозначение отдельного стандарта в комплексе состоит из индекса (ГОСТ Р), номера системы по классификатору (ГСС–22), номера (шифра) группы (табл. 2), порядкового номера стандарта в группе и года утверждения или пересмотра стандарта. Например, ГОСТ Р 22.0.01–94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения.

Стандарты группы 0 устанавливают:

– основные положения (назначение, структуру, классификацию) комплекса стандартов;

– основные термины и определения в области обеспечения безопасности в ЧС;

– классификацию ЧС;

Таблица 2. Классификация стандартов, входящих в комплекс стандартов БЧС

Номер группы

Группа стандартов

Кодовое наименование

0

Основополагающие стандарты

Основные положения

1

Стандарты в области мониторинга и прогнозирования

Мониторинг и прогнозирование

2

Стандарты в области обеспечения безопасности объектов народного хозяйства

Безопасность объектов народного хозяйства

3

Стандарты в области обеспечения безопасности населения

Безопасность населения

4

Стандарты в области обеспечения безопасности продовольствия, пищевого сырья и кормов

Безопасность продовольствия

5

Стандарты в области обеспечения безопасности сельскохозяйственных животных и растений

Безопасность животных и растений

6

Стандарты в области обеспечения безопасности водоисточников и систем водоснабжения

Безопасность воды

7

Стандарты на средства и способы управления, связи и оповещения

Управление, связь, оповещение

8

Стандарты в области ликвидации чрезвычайных ситуаций

Ликвидация чрезвычайных ситуаций

9

Стандарты в области технического оснащения аварийно-спасательных формирований, средств специальной защиты и экипировки спасателей

Аварийно-спасательные средства

10,11

Резерв

– классификацию продукции, процессов, услуг и объектов народного хозяйства по степени их опасности;

– номенклатуру и классификацию поражающих факторов и воздействий источников ЧС;

– предельно допустимые уровни (концентрации) поражающих факторов и воздействий источников ЧС;

– основные положения и правила метрологического контроля состояния технических систем в ЧС.

Содержание остальных групп стандартов определяется их кодовым наименованием (см. табл. 2).

Лекция 3. Негативные факторы техносферы и их воздействие на человека, техносферу и природную среду

  1. Классификация негативных факторов производственной среды.

  2. Понятие о критериях безопасности техносферы.

Безопасность жизнедеятельности в техносфере

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ

Направление подготовки (специальность)

Техносферная безопасность»

код и наименование направления

Профиль подготовки (уровень бакалавриата)

Безопасность жизнедеятельности в техносфере

Квалификация (степень) выпускника

________________бакалавр_________________

(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с Перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 12.09.2013 № 1061)

Форма обучения

Очная, заочная

(очная, очно-заочная, заочная)

Пермь, 2016

Программа практики составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность»

Профиль подготовки «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»

Разработчик: к.т.н. доцент Крашевский Л.В

Ученая степень, должность, Ф.И.О.

Рецензенты к.т.н. доцент директор ООО «Текос» Ковин М.И.

Рабочая программа дисциплины рекомендована к использованию в учебном процессе на заседании кафедры Безопасности жизнедеятельности.

Протокол от 29.04.2016 г. № 8.

Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании методической комиссии инженерного факультета _04.05.2016 , отвечающего за подготовку выпускника данного направления подготовки/специальности. Протокол от 04. 05. 2016 г. № 9.

Согласовано:

1. Культурно-информационный центр ______________/__________

«__» _______ 2016 г.

2. Отдел качества и информатизации ______________/_____________

«__» _______ 2016 г.

© ФГБОУ ВО Пермская ГСХА,2016 © __________, 2016 Ф.И.О. разработчика

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1. Место практики в структуре ОПОП

Цель практики

Задачи практики

1.4. Место практики в профессиональной подготовке выпускника

Вид практики

Способы проведения практики

Формы проведения практики

Место и время проведения практики

СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

Структура практики

Содержание практики

Организация практики

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

(ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ)

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

5. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРАКТИКЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ

7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Практика является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) бакалавриата. Направлена на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее – ФГОС ВО) и ОПОП вуза.

Место практики в структуре ООП бакалавриата

Производственная практика базируется на гуманитарном, социальном и экономическом цикле, а так же на математическом и естественнонаучном циклах. Прохождение практики студентами направленно на приобретение практических знаний и навыков работы по специальности, изучение организации производства, методов и средств обеспечения безопасности управления производством, анализ технико-экономических показателей работы отдельных участков, цехов и предприятий в целом, приобретение навыков применение средств индивидуальной защиты, первичных средств пожаротушения. Производственная практика является основой профессионального образования студентов и дает представление об основных задачах профессиональных дисциплин: «Безопасность жизнедеятельности», «Надзор и контроль в сфере безопасности», «Теория горения и взрыва», «Экология», «Ноксология», «Электробезопасность», «Безопасность жизнедеятельности в ЧС», «Управление техносферной безопасностью».

Цель производственной практики

Закрепить и расширить теоретические знания:

- В области оценки опасных и вредных факторов среды обитания на промышленном объекте, в районе, городе;

- Структуры производства и основных технологических процессов;

- Функционирования служб охраны окружающей среды, охраны труда и гражданской обороны.

Приобрести практические навыки:

- Методов и средств защиты окружающей среды, используемых на объекте;

- Действие систем обеспечения безопасности объекта;

- Определение качественных и количественных показателей промышленной безопасности на предприятии;

- Порядка составления и оформления ПДВ, ПДС, ПДР промышленного объекта

- Приемов ликвидации последствий аварий и несчастных случаев.

Ознакомиться:

- С мерами обеспечения надежности функционирования объектов в промышленном производстве;

- С системой контроля за показателями состояния среды обитания на промышленном предприятии в городе, районе;

- С экспертной процедурой определения экологической и промышленной безопасности, действующих, реконструируемых или проектируемых объектов;

ОПК-5: готовностью к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе

ПК -19: способностью ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности

ПК-8: способностью выполнять работы по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

ПК-6: способностью принимать участие в установке (монтаже), эксплуатации средств защиты

ПК-11: способностью организовывать, планировать и реализовывать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды

Задачи производственной практики

- Закрепить теоретические знания, полученные в вузе, на основе изучения работы предприятия, организации, учреждения, на которых студенты проходят практику;

- Овладеть производственными навыками в процессе прохождения практики на конкретном рабочем месте;

- Овладеть передовыми методами труда, приобрести опыт организаторской и воспитательной работы;

- Изучить основы производственного процесса, функционирование служб охраны окружающей среды, охраны труда и гражданской обороны;

- Получить практические навыки составления и оформления соответствующих нормативных документов;

- Получить практические навыки ликвидации опасных последствий аварий и оказания первой помощи пострадавшим в результате несчастных случаев.

Графики прохождения производственной практики составляются руководителем практики от вуза и предприятия, исходя из условий и организационной специфики проведения практики, не менее, чем за две недели до её начала. Этот график утверждается зав.кафедрой и руководством предприятия, принимающего студентов-практикантов.

Вид практики.

Производственная практика

Способы проведения практики

Выездная

Формы проведения практики

Основной формой проведения практики является самостоятельная работа студентов на рабочих местах по выполнению индивидуальных заданий.

СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

Структура практики

Общая трудоемкость практики составляет 2 з. е., 14 дней, 2 (недели).

Содержание практики

Этапы и распределение часов по практике представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Содержание практики

№ п/п Этапы практики (Указываются разделы (этапы) практики. Например: подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, экспериментальный этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета по практике и т.д.) Трудоем-кость, дней Форма текущего контроля Время проведения и форма промежу-точной аттестации
Организационное собрание на кафедре по проведению учебной практики. Знакомство с целями и задачами практики. Проведение инструктажа. За 2 недели до начала практики Отметка в журнале регистрации инструктажей. Ответственный по практике на кафедре.  
Групповое занятие по ознакомлению с с/х предприятиями, на которых будет проходить практика. Прохождение инструктажа по технике безопасности и противопожарнрго инструктажа. 1-ый день практики Отметка в путевке Студент  
Экскурсии по с/х предприятиям. Знакомство с системами охраны труда,безопасности оборудования и технологических процессов.   2-6-ой день практики Отметка в журнале регистрации вводных инструктажей по ОТ Специалисты предприятия по охране труда  
Составление отчета по 1-му этапу практики. 7-ой день практики Отметка в журнале регистрации инструктажа по ОТ на рабочем месте Руководитель практики от предприятия  
Прибытие на предприятие ( в организацию)для выполнения индивидуального задания по учебной практике. Прохождение вводного и первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте, получение спецодежды. Знакомство с деятельностью предприятия (организации). 8-ой день практики Отметка в журнале Руководитель практики от предприятия, студент  
  Выполнение программы практики: Изучение технологической схемы предприятия; Изучение источников вредных и опасных факторов; Знакомство с работой систем безопасности, методами и средствами защиты персонала; Знакомство с нормативными документами по безопасности труда, промышленной безопасности; Изучение работы служб и должностных лиц по охране труда; Освоение порядка проведения инструктажей; Изучение причин травматизма, аварий и пожаров; Ознакомление с системой контроля по охране труда. 9-13-ый день практики В течение практики  
Составление отчета по 2-му этапу практики. Получение характеристики от руководителя практики от предприятия. 14-ый день практики В течение практики  
Сдача отчета по практике. В соответствии с графиком учебного процесса В последний день практики  

Приложение 1

Приложение 1

КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ

Код и название КОМПЕТЕНЦИИ:

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕРКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПО МЕРЕ

РЕАЛИЗАЦИИ ОПОП:

Итоговый контроль сформированности компетенции ОПК-5,ПК-19, ПК-8, ПК-6, ПК-11 осуществляется в форме дифференцированного зачета

§ Отчет и защита

§ Проведение конференций по результатам практики

§ Дифференцированный зачет

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ

Направление подготовки (специальность)

Техносферная безопасность»

код и наименование направления

Профиль подготовки (уровень бакалавриата)

Безопасность жизнедеятельности в техносфере

Читайте также:

Тягунов Г. В., Фетисов И. Н., Цепелев В. С.Безопасность жизнедеятельности в техносфере. В 2 частях. Часть 1. Основные сведения о БЖД

Скачать полностью

На окружающий человека мир нельзя смотреть как на безграничную и безопасную кладовую энергии. Время неуёмного потребительства природы человеком уже прошло, а современная его деятельность приводит к изменениям в биосфере (глобальное загрязнение воды, воздуха и почвы, опустынивание планеты, загрязнение Мирового океана, повышение температуры поверхности Земли, разрушение озонного слоя). Поэтому современные концепции природопользования должны базироваться на принципах гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой.

Количество опасностей в техносфере непрерывно растёт, а методы и средства защиты от них создаются и совершенствуются с опозданием. Остроту проблем безопасности практически всегда оценивали последствиями воздействия негативных факторов (число жертв, потеря качества компонентов биосферы, материальный ущерб).

Проводившиеся на такой основе защитные мероприятия оказывались несвоевременными и недостаточно эффективными. Оценка последствий воздействия негативных факторов по конечному результату явилась грубейшим просчетом человечества. Это привело к огромным жертвам и кризису биосферы. Очевидно, решение проблем безопасности жизнедеятельности необходимо вести на научной основе [1].

Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании наука о техносферной безопасности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения.

В современных условиях введения балльно-рейтинговой системы – системы определения уровня успешности студента на основе накопительного принципа оценивания учебной деятельности и ее результатов – сжато поданная информация в виде учебного пособия, на наш взгляд, будет востребована студенческим сообществом.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы обеспечения безопасности человека приобрели повышенную остроту: растёт производственный и бытовой травматизм, не снижается и количество аварий, пожаров. На производстве в России ежегодно погибает до 10 тыс. чел., травмируется 350 тыс. чел., а от несчастных случаев, не связанных с производством, погибает и травмируется в 15 раз больше. Значительно меньшие потери на производстве связаны с развитой структурой обучения, контроля и наказания за нарушение нормативных документов по безопасности труда. Ситуация осложняется ростом стихийных бедствий на планете, ухудшением состояния окружающей среды. Ежегодно от экологических заболеваний в мире умирает 1,6 млн. чел.

От сложности технологических процессов, использования в производстве опасных веществ зависят условия труда и безопасность не только непосредственно на рабочем месте, но и в дальних сферах обитания [2]. Так, результаты трудовой деятельности, выполняемой на конкретном рабочем месте (где условия труда могут быть различными), способны оказать неблагоприятное воздействие через производственную продукцию (или при использовании техники) на огромное количество людей, никак не связанных с этим рабочим местом (взрывы на газопроводе Челябинск–Уфа; авария в Бхопале (Индия), где из-за утечки ядовитого вещества (метилизоцианат) погибло 3150 чел., 20 тыс. стали инвалидами, 200 тыс. получили заболевания). Аварии типа Чернобыльской показали, что бедствия носят зачастую интернациональный характер.

В мире характерна тенденция: вероятность каждого отдельного происшествия уменьшается, а масштабы последствий возрастают, что хорошо иллюстрируется (рис. I).

Обеспечение безопасности, сохранение биосферы и здоровья человека – сложные комплексные задачи.

Содержание курса:

– теоретические основы безопасного и безвредного взаимодействия человека со средой обитания;

– правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

– методы идентификации опасных и вредных факторов технических систем;

– основы проектирования защитной техники и средств повышения безопасности и экологичности технических систем;

– методы прогнозирования и ликвидации ЧС.

Рис. I. Риск аварий и число погибших пассажиров в ходе развития авиации

Цель курса БЖД – вооружить специалистов знаниями:

– необходимыми для идентификации опасностей;

– разработки методов и средств защиты путём проектирования новой техники и технологических процессов в соответствии с требованиями безопасности, в т. ч. и экологической, на основе сопоставления затрат и выгод;

– прогнозирования и принятия грамотных решений в условиях ЧС по защите населения от возможных последствий аварий, стихийных бедствий, а также в ходе ликвидации этих последствий.

Условия достижения безопасности:

– общественное осознание абсолютного приоритета жизни человека;

– юридическое закрепление прав человека в области безопасности;

– наличие механизма экономического регулирования взаимоотношений в области безопасности между человеком и обществом.

Изучение курса БЖД позволяет получить, расширить и углубить знания в области анатомо-физиологических свойств человека и его реакций на воздействие негативных факторов, комплексного представления об источниках, о количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания, принципов и методов качественного и количественного анализа опасностей; сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций.

Федеральные государственные образовательные стандарты для высшего профессионального образования предъявляют высокие требования к подготовке дипломированных специалистов по направлениям бакалавриата. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» определяет объем необходимых знаний: человек и среда обитания; характерные состояния системы «человек – среда обитания»; основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере; критерии комфортности; негативные факторы техносферы, их воздействия на человека, техносферу и природную среду; критерии безопасности; опасности технических систем: отказ, вероятность отказа, качественный и количественный анализ опасностей; средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем; безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств; безопасность в чрезвычайных ситуациях; управление безопасностью жизнедеятельности; правовые и нормативно-технические основы управления; системы контроля – выполнения требований безопасности и экологичности; профессиональный отбор операторов технических систем; экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности; международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

БЖД – это область знаний, в которой изучаются опасности и нежелательные последствия их воздействия на человека и объекты среды обитания, закономерности их проявления и способы защиты от них.

К нежелательным последствиям относятся: ущерб здоровью человека или его смерть, пожары, аварии и т. д.

Процессы, явления и различное воздействие на организм человека и объекты окружающей среды, вызывающие нежелательные последствия, называются опасностями. Опасности хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также вещества и объекты с характеристиками, не соответствующими условиям жизнедеятельности человека.

Различают опасности реальные и потенциальные (скрытые). Чтобы потенциальная опасность реализовалась, нужны соответствующие условия, которые называются причинами.

Причины – это совокупность обстоятельств, при которых опасности проявляются и вызывают нежелательные последствия.

Триада «опасность – причины – нежелательные последствия» – это логический процесс развития потенциальной опасности в реальное последствие, как то: несчастный случай, пожар, чрезвычайная ситуация и т. д. Например: яд (опасность) – ошибка провизора (причина) – отравление (нежелательное последствие) или электроток – короткое замыкание – смерть человека.

Поиск и устранение причин лежит в основе профилактики проявления опасности, а следовательно, и в предотвращении несчастных случаев, пожаров, катастроф и т. д.

2. КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР БЖД

2.1. Аксиома о потенциальной опасной деятельности

Человеческая практика дает основания для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна. Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, можно сформулировать следующее заключение: любая деятельность потенциально опасна. Это хорошо иллюстрируется данными японских исследователей.

Среднее число погибших за 10 часов в разных видах деятельности

Идентификация опасностей – это процесс выявления и установления временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности человека.

В процессе идентификации выполняется паспортизация опасностей и выявляется их номенклатура. Номенклатура опасностей – перечень названий, терминов, систематизированных по определенному признаку, например: ядовитые вещества, пестициды и т. д. При выполнении конкретных исследований составляется номенклатура опасностей для отдельных производств, цехов, профессий и т. д. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) имеет номенклатуру опасностей в алфавитном порядке, например: алкоголь, вибрация и т. д. Поскольку опасность – понятие сложное, имеющее много признаков, опасности классифицируются и систематизируются.

Наука о классификации и систематизации сложных явлений, объектов, понятий называется таксономией.

Таксономия (классификация) опасностей:

1) опасности бывают реальные и потенциальные;

2) по происхождению:

– естественные (природные) – землетрясения и т. д.;

– технические (движущиеся части машин);

– антропогенные (обрушение зданий, отравление рыбой);

– экологические (загрязнения биосферы);

– смешанные;

– по локализации (месту существования) – в литосфере, гидросфере, космосе, атмосфере;

3) по виду источника:

– физические (различные излучения);

– химические (химические вещества);

– биологические (бактерии, микробы);

– психофизиологические (эпилепсия, лунатизм, усталость, монотонность);

4) по времени проявления последствий:

– мгновенные (действующие сразу, так называемые импульсивные);

– кумулятивные (действующие с запаздыванием);

5) по вызываемым последствиям:

– утомление;

– травмы;

– заболевания;

– стресс;

– летальные исходы;

6) по виду ущерба:

– технический;

– экономический;

– экологический;

– социальный;

7) сферы проявления:

– бытовая;

– производственная;

– дорожно-транспортная;

– спортивная – и т. д.;

8) по структуре (строению):

– простые;

– сложные, порождаемые взаимодействием простых;

9) по характеру воздействия:

– активные (воздействуют сами);

– пассивные, активизирующиеся за счёт энергии человека (колющие, режущие, неподвижные элементы; неровности, уклоны, по которым перемещается человек).

2.2. Классификация оборудования по степени опасности (критичности)

Имеется 4 класса опасности оборудования:

I – безопасный. Состояние, связанное с ошибками персонала, конструктивными недостатками, которые не приводят к существенным нарушениям, не вызывают повреждений оборудования и несчастных случаев;

II – граничный. Состояние, приводящее к нарушению работы оборудования, которое может быть взято под контроль, без повреждения оборудования и несчастных случаев;

III – критический. Состояние, приводящее к нарушениям в работе оборудования, его повреждению, появлению опасной ситуации, требующей немедленного спасения персонала;

IV – катастрофический. Состояние, приводящее к утере оборудования, гибели людей или массовому травматизму.

При прогнозировании и моделировании условий возникновения опасных ситуаций в первую очередь необходимо проводить анализ опасностей IV класса.

2.3. Стадии изучения опасностей

Изучение опасностей осуществляется в 3 стадии.

Стадия 1 – предварительный анализ опасностей, разбита на 3 этапа:

а) выявление источников опасностей (утечка, коррозия и др.);

б) определение конкретных частей системы, которые могут вызвать эти опасности (ёмкости, трубопроводы и др.);

в) введение ограничения на анализ, т. е. исключаются опасности, которые не будут изучаться (диверсии, землетрясения и др.).

Стадия 2 – выявление последовательности опасных ситуаций, построение деревьев причин и опасностей (попадание воды → появление ржавчины, утонение стенки, разрыв ёмкости и др.), (попадание воды → образование ржавчины, попадание ржавчины в предохранительный клапан, перекрытие клапана, разрыв ёмкости и др.).

Стадия 3 – анализ последствий аварии (выброс химических веществ, отравление людей, ударная волна, разлетание осколков и др.).

В последующем, исходя из сопоставления затрат и выгод, разрабатываются и внедряются мероприятия по предотвращению аварий.

2.4. Построение дерева причин и опасностей

Любая опасность может перейти в нежелательное событие из-за какой-то причины или нескольких причин, которые, в свою очередь, являются следствием других причин. Причины и опасности образуют цепные структуры или системы. Графическое изображение таких зависимостей напоминает ветвящееся дерево. Для построения и анализа деревьев используют символы событий (логические символы) и логические операции. Чаще всего употребляются «И» и «ИЛИ» (рис. 2.1), а также другие символы (рис. 2.2).

Рис. 2.1. Логические операции для анализа методом дерева отказов

Операция (или вентиль) «И» указывает на то, что, для того чтобы произошло событие А, должны произойти оба события: Б и В. Операция «ИЛИ» указывает, на то, что для того чтобы произошло событие Г, должно произойти одно из событий: Д или Е.

Вероятность событий А или Г рассчитывается по формулам:

где Р(А) – вероятность события А.

Построим дерево событий на примере полученной на производстве травмы (рис. 2.3).

Рис. 2.2. Символы для построения дерева событий:

1 – символ какого-либо события; 2 – символ «И»; 3 – символ «ИЛИ»; 4, 5 – символы, обозначающие исходные события, обеспеченные (достаточными) данными; 6 – домик, событие, которое может случиться или не случиться

Рис. 2.3. Дерево событий на примере полученной травмы

2.5. Методы анализа безопасности

Анализ безопасности осуществляется априорно или апостериорно, т. е. до или после нежелательного события.

При априорном анализе рассматривают такие нежелательные события, которые являются потенциально возможными для данной системы, и пытаются составить набор различных ситуаций, приводящих к их появлению (например, горение газа (Ch5) → сгорит футеровка печи).

Априорный анализ особенно эффективен, когда анализируются системы или оборудование, у которых есть аналоги, т. е. продолжительный опыт эксплуатации аналогичных систем и механизмов.

При анализе сложных систем, новой техники (и тем более при отсутствии опыта их эксплуатации) используют апостериорный анализ – определяют причину после свершившегося нежелательного события (например, авария на подводной лодке «Курск»).

2.6. Анализ безопасности методом дерева отказов

Данный вид анализа предполагает сначала установление определенного нежелательного события, так называемого «венчающего» события (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Схема венчающего события

Венчающим событием работы блока питания реактора будет взрыв из-за неправильного соотношения в нём «топливо – окислитель». Для предотвращения реактора от этой опасности используют защитную цепь, в состав которой входят установленные на линиях подачи топлива и окислителя два датчика расхода ДР-2 и ДРЗ-4 и два регистрирующих регулятора расхода РР-1 и РР-3 (рис. 2.5). Венчающее событие – взрыв – происходит, когда во взрывчатой смеси возникает зажигание, а также когда интенсивна подача топлива или слишком низка подача окислителя.

Рис. 2.5. Структурная схема защитной цепи

Имея дерево отказов для анализа взрыва в химическом реакторе (см. рис. 2.6), можно (при проектировании) заранее предусмотреть мероприятия, которые бы или предотвращали, или своевременно информировали о появлении опасности, например, установку звуковой сигнализации при нарушении работы задвижек и т. п.

Основной проблемой при анализе безопасности является установление параметров или границ системы. Если система будет чрезмерно ограниченна, некоторые опасные ситуации могут оставаться без внимания; если рассматриваемая система слишком обширна, то результаты анализа могут оказаться крайне неопределёнными.

До какого уровня следует вести анализ, зависит от конкретных его целей, уровня квалификации, предшествующего опыта работы аналога, и обычно он выполняется с использованием сложных компьютерных программ.

Общий же подход к анализу безопасности состоит в том, чтобы выявить главные события, на которые с учётом класса опасности в данной конкретной ситуации можно влиять посредством предупредительных мер.

Рис. 2.6. Дерево отказов для анализа взрыва в химическом реакторе:

1 – испортился датчик расхода РР3 и даёт завышенные показания; 2 – испортился преобразователь РР3 и даёт сигнал уменьшить подачу; 3 – испортился регулятор РР3 и даёт сигнал уменьшить подачу; 4 – испортился клапан РР3, заедает в закрытом положении; 5 – испортился нагнетатель окислителя; 6 – не работает задвижка, ДР3-4; 7 – не полностью открылась задвижка после пуска ДР3-4; 8 – испортился датчик расхода РР1 и даёт заниженные показатели; 9 – испортился преобразователь РР1 и даёт заниженные показатели; 10 – испортился регулятор РР1 и даёт сигнал увеличить подачу; 11 – испортился клапан РР1 и заедает в открытом положении; 12 – не работает задвижка ДР3-2; 13 – воспламенение

2.7. Принципы обеспечения безопасности

О значении принципов французский философ Гельвеций (1715– 1771) писал: «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов»11   Энциклопедия мудрости. Тверь: РООССА, [б. г.]. С. 814.

[Закрыть]

.

Принцип – это идея, мысль, основное положение теории, основа устройства, действия.

Имеется 4 основных вида принципов обеспечения безопасности.

1. Ориентирующие принципы:

– активность оператора;

– гуманизация деятельности;

– замена оператора;

– ликвидация опасности;

– системность;

– снижение опасности;

– классификация (категорирование) (например, классификация помещений по пожаровзрывоопасности – 5 классов);

– деструкция (разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо).

2. Технические принципы:

– блокировка;

– вакуумирование;

– герметизация;

– увеличение расстояния;

– компрессия (сжатие газа);

– прочность;

– слабое звено;

– флегматизация;

– экранирование.

3. Организационные принципы:

– защита временем;

– информацией (передача знаний, обеспечивающих безопасность);

– резервированием;

– несовместимостью;

– нормированием;

– подбор кадров;

– последовательности;

– эргономичность.

4. Управленческие принципы:

– контроль;

– адекватность (соответствующий, равный);

– обратная связь;

– ответственность;

– планирование (например, нагрузки на рабочих);

– стимулирование;

– автоматизация;

– управление;

– эффективность.

2.8. Методы обеспечения безопасности

Метод – это путь, способ достижения цели, исходящий из знаний наиболее общих закономерностей.

Для раскрытия применяемых на практике методов обеспечения безопасности необходимо ввести два новых понятия.

Гомосфера – пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности. Ноксосфера – пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.

Метод А состоит в пространственном и (или) временном разделении гомосферы и ноксосферы. Совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо с позиции безопасности (кран – стропальщик). Реализация метода А осуществляется с помощью автоматизации средств дистанционного управления и т. д.

Метод Б состоит в нормализации ноксосферы путём исключения или в значительном снижении опасностей. Реализуется через совокупность мероприятий, защищающих человека от пыли, шума, излучений и т. д.

Метод В – повышение адаптации человека к среде – осуществляется при помощи средств индивидуальной защиты (СИЗ), профотбора, обучения и т. д.

В реальных условиях используется комбинация этих методов.


Смотрите также