Блок управления подушками безопасности


Как работает блок управления подушками безопасности, его роль в SRS

Практически каждый владелец автомобиля при его покупке задумывается о сбережении жизней. Поэтому если есть средства, предпочтение отдается транспорту, оборудованному подушками безопасности. Но для того, чтобы правильно подойти к вопросу выбора оборудования, необходимо знать о его устройстве и принципе действия, а также связанных с этим опасностей. Рассмотрим все по порядку.

Блок управления подушками безопасности

Система безопасности

Система безопасности автомобиля включает в себя два направления: активное и пассивное. К пассивному относятся разработка дизайна и технические решения в оформлении конструкции автомобиля, которые сводят к минимуму последствия автомобильной катастрофы для человека. Это и элементы кузова, которые поглощают часть энергии при столкновении, и смягчающие, без острых углов фрагменты интерьера, и ремни безопасности.

Помимо этого предусмотрена система подушек безопасности, известная как SRS. Ее назначение заключается в том, чтобы фиксировать положение пассажиров и водителя при столкновении, предотвращая их инерционное движение в салоне. Система включает в себя основные компоненты, такие как: механизмы управления самих подушек, датчики, ремни безопасности и блок управления. Стоит отметить, что ремни являются неотъемлемой часть безопасности пассажиров и системы SRS.

Что касается расположения подушек безопасности, то здесь стоит отметить следующие части кузова автомобиля:

  1. Панель приборов и ступица руля – это фронтальные подушки, предназначенные обеспечить безопасность водителя и пассажира на переднем сидении. Водительская подушка, как правило, имеет объем ок. 50 л, а пассажирская – ок. 80-90 л, поскольку расстояние от панели до человека больше, чем у водителя до руля. Защита приходится на грудь, плечи и голову.
  2. Над проемами дверей, а также в боковой части спинок сидений – это боковые подушки. Они обеспечивают дополнительную безопасность, защищая область таза.
  3. Нижняя часть панели приборов и пол – нижние, напольные подушки безопасности. Их задача обезопасить от травм область ног.

Теперь немного о датчиках. Их основная задача заключается в том, чтобы передавать сигналы на блок управления. Они бывают двух типов: механические и электронные. Усовершенствуя систему SRS, разработчики позаботились о том, чтобы в новых поколениях системы использовалось большее количество датчиков и более усовершенствованных моделей.

Задачей блока управления является прием сигналов датчиков, их обработка и, в случае опасности, запуск необходимого участка системы безопасности (преднатяжители ремней, подушки и пр.). Помимо этого, блок управления подушками безопасности проводит диагностику всей системы, сообщая о неисправностях световым сигналом. Ввиду особой важности роли блока в системе, его устанавливают в наиболее защищенном месте: в полу, под панелью или же рядом с коробкой переменных передач.

Принцип работы

Вот основные элементы системы SRS и принцип их работы:

Подушки безопасности

К сожалению, на сегодняшний день нет нормативных актов, позволяющих установить единые нормы для разработки подушек. Тем не менее разработчики стараются обезопасить жизнь пассажиров, совершенствуя систему. Сама подушка представляет собой оболочку и механизм, подающий наполнение. Шлейф подушки безопасности подключает ее к пиропатрону.

Когда срабатывает система, под сильным воздействием поступающего наполнителя, подушка вскрывает элементы интерьера салона автомобиля в местах ее установки. Система сможет активироваться только при повороте ключа зажигания в положение старт.

В самых распространенных SRS скорость отклика подушек при лобовом столкновении составляет ок. 0,04-0,05 с, сдувается же по истечении 4-9 с. Такая реакция во многом зависит от самой системы, конструкции автомобильного кузова, расположения некоторых его узлов и материала, из которого выполнены деформируемые зоны. Задачей подушки при столкновении является расправиться раньше, чем она коснется тела человека. В противном случае при выстреле произойдет откидывание пассажира. Это может быть не только травмоопасно, но даже смертельно, поскольку раскрытие оболочки осуществляется со скоростью ок. 300 км/ч.

Ремни безопасности

Чаще всего комплектуются предварительными натяжителями. Это позволяет обеспечить удерживание пассажиров на месте, а в подходящий момент (по истечении примерно 0,03 с), слегка отпуская, обеспечить точное попадание в подушку. Это очень важный момент, поскольку при столкновении автомобиля с неподвижной поверхностью на скорости 50 км/ч происходит надавливание тела на ремень безопасности с силой равной почти трем тоннам. Без ремня же безопасности, при таком столкновении организм человека способен выдержать нагрузку только в 300-400 кг. Поэтому очевидно, что пассажиры, которые не пристегиваются ремнями безопасности, повышают шанс летального исхода во много раз.

Датчики

Отклик датчиков происходит, как правило, на снижение скорости движения автомобиля при столкновении. В среднем порог отклика составляет 15g5. Такой величины можно достичь только при ударе. Это защищает от ложного срабатывания датчика при заносе автомобиля, или же резком торможении.

Блок управления подушками безопасности

Можно сказать, что это центр обработки всей, поступающей от системы, информации. На него возложена процедура анализа силы и длительности сигнала, подаваемого датчиками. Блоком игнорируются определенные всплески сигналов. Для того чтобы сигнал был принят к действию, необходимо преодолеть порог в 0,003 с. Помимо этого, инженерами были разработаны дополнительные блокираторы импульсов.

Так, если скорость автомобиля менее 20 км/ч, то датчик не сработает. Это позволяет обезопасить пассажиров от последствий ложных сигналов, например, при парковке.

Комплектация в автомобиле

Согласно требованиям, предъявляемым всемирной организацией ЕЭК, на всех местах установки системы безопасности внутри автомобиля должны находиться специальные указатели. Такими обозначениями могут служить надписи SRS или “AirBag”. Их можно увидеть на панели приборов, бардачке, ступице руля, козырьках, защищающих от солнца и спинках кресел. Также, о наличии в автомобиле системы подушек безопасности свидетельствует специальные буквенные обозначения SRS на ремнях безопасности.

Помимо прочего, размещают указатель, предупреждающий о недопустимом размещении развернутого кресла для малыша на переднем пассажирском сидении. Порой разработчики предусматривают и отключение передней подушки, для подобных случаев, при помощи специальной клавиши.

На панели приборов располагается сигнальная лампа, которая при включении зажигания загорается на несколько секунд. Блок управления проводит проверку работоспособности всей системы и, если все в порядке, лампа гаснет.

Симптомы сработавшей системы

При покупке не нового автомобиля может возникнуть вопрос работоспособности системы. Как не попасть впросак и быть уверенным, что в случае аварии система постарается вас защитить?

Одним из признаков, что система SRS сработала, являются разорванные фрагменты интерьера салона. Мембрану подушки могут уложить на место, а фрагменты обивки зашить или заклеить. Однако следы будут заметны.

Другим признаком, выдающим уже используемую систему, является отличие по тону и оттенку, а также степени изношенности материала оформления салона. Это может быть заметно на руле, сидениях и деталях декора, как, например, на передней панели.

Помимо этого сигнальная лампа может не отключаться после старта или же спонтанно включаться во время движения транспорта. А может не включаться вообще, что является признаком принудительного ее отключения.

Блок управления подушками безопасности — теперь работает! — бортжурнал Renault Laguna III 2.0Turbo 2008 года на DRIVE2

Продолжаю разгребать гадости, оставленные прошлым хозяином. На этот раз досмотрелся, что при диагностике ЭБУ выскакивает ошибка блока управления подушками. Пишет. блок подлежит замене. Все подушки целы, датчик удара говорит, что удар не обнаружен. На приборке индикация по подушкам не горит. Пробую сначала перепрошить этот блок. Говорят они часто сами по себе глючат. Надеюсь прошивка поможет и не придется покупать новый блок.Так что пока жду результатов прошивки и езжу без него с горящими подушками, стремнинько.

Вот эта хрень противная

Стояла здесь

Пришлось разобрать всю консоль, чтоб добраться до него

Светит в глаз и нервирует

Долго тянулась эта неделя ожидания и езды с горящими подушками на приборке, но, наконец-то электрик смог найти нужную прошивку и все перешить. Как оказалось, очень редкостная прошивка стоит в этом блоке.Приехал, разобрал туннель, прикрутил на место блок, подключил, и все заработало, как нужно.Теперь нет ни одной ошибки у моей машинки)))При этом удалось сэкономить кучу денег, так как новый блок обошёлся бы мне в 3000грн., а эта операция затянула всего на 540грн.

Надеюсь, что больше подобных внутренних глюков в этом блоке не будет!

Теперь все на своих местах

Пробег: 108250 км

Техничка.Блок управления дополнительной системы удержания (SRS) — бортжурнал Volvo S60 ॐRа-designॐ 2012 года на DRIVE2

Всем привет!Сегодня говорим о блоке управления подушками безопасности (SRS), зачем это нужно? Данная информация поможет в понимании почему следует для исправного функционирования блока держать АБ в тонусе (заряженной), а если нет то, что делать чтобы глаз не мозолили ошибки на приборке, попадание на монету в сервисе по сбросу ошибки или упаси… замену блока.Итак,

Модуль управления дополнительной системы удерживания

Система защиты от ударов, прежде всего, предназначена для защиты водителя и пассажиров от травм при авариях различного типа. С этой целью модуль управления дополнительной системы удерживания (SRS) анализирует потерю скорости, возникающую при столкновении, и выбирает предупреждающие меры.

Модуль управления использует как наружные, так и внутренние датчики. Используя данные, собранные этими датчиками, модуль управления выбирает, какое из перечисленного оборудования следует активировать:

-передние надувные подушки безопасности-подушки SIPS (Система защиты при боковом ударе)-надувные занавесы-натяжные устройства ремней безопасности-регулируемая рулевая колонка (только для США/Канады)

-адаптивный ограничитель силы действия ремня.

Если торможение превышает определенный уровень, проводится расчет, в результате которого оценивается, достаточна ли сила столкновения для активирования одной из систем защиты.

Подушки безопасности водителя и пассажира, а также преднатяжители ремней безопасности и противоударный занавес предназначены для включения в случае необходимости при фронтальном столкновении. Также активируются регулируемая рулевая колонка и функция регулируемого ограничения усилия ремня безопасности.

При боковом столкновении в случае необходимости срабатывают боковая подушка безопасности и надувной занавес на той стороне, где произошло столкновение, а также преднатяжитель переднего ремня безопасности (если находящиеся в автомобиле пристегнуты ремнями безопасности).

При наезде сзади активируются только преднатяжители ремней безопасности спереди (если находящиеся в автомобиле пристегнуты ремнями безопасности).

Модуль дополнительной системы удерживания (SRS) может также регистрировать, продолжает ли транспортное средство крениться. В качестве помощи для этого модуль управления оснащен датчиком крена.Если энергия вращения транспортного средства превысит определенный уровень, модуль управления начинает расчет, должна ли сработать защита от крена. Все преднатяжители ремней и боковые шторки безопасности срабатывают, если защита от крена активируется.

Модуль дополнительной системы удерживания (SRS) также имеет функцию регистрации при ударе, которая сохраняет информацию системы при столкновении. Целью этого является обеспечение анализа данных при столкновении для дальнейшего развития системы удерживания Volvo. Модуль управления способен хранить информацию о двух столкновениях.

Автомобили на рынке США/Канады устанавливают нестираемый код неисправности при столкновении, в результате которого сработала подушка безопасности (не касается сработавшей подушки безопасности колена). В этих случаях необходимо заменить модуль дополнительной системы удерживания (SRS).

На других рынках устанавливается стираемый код неисправности при столкновении. Код неисправности может быть удален только после считывания данных о столкновении и разблокирования памяти. Разблокирование означает, что память может быть вновь использована для хранения данных о столкновении. Если модуль управления подвергался четырем столкновениям, в результате которых произошла активация какой-либо системы защиты, то устанавливается нестираемый код неисправности. В этих случаях модуль дополнительной системы удерживания (SRS) необходимо заменить.

При достаточно сильном фронтальном столкновении, боковом столкновении, столкновении сзади или кручении сигнал столкновения передается от модуля дополнительной системы удерживания (SRS) на модуль телефона (PHM) и центральный электронный модуль (CEM) по подсоединенному напрямую кабелю. Целью этого сигнала является:

-выключение топливного насоса-выключение стеклоочистителей ветрового стекла, если автомобиль неподвижен-выключение дефростера стекол и зеркал заднего вида, если автотранспортное средство стоит -неподвижно-включение внутреннего освещения-включение фонарей указателей поворота-отпирание центрального замка-если автомобиль оборудован Volvo On Call (Plus), отправление автоматического аварийного сигнала в службу обслуживания клиентов CSC (Customer Service Center) после столкновения.

-отключить топливный нагреватель блока цилиндров

Сигнал столкновения также посылается на модуль телефона (PHM) и центральный электронный модуль (CEM) по контроллерной локальной сети.

Модуль дополнительной системы удерживания (SRS) решает вызвать срабатывание надувных подушек безопасности и/или преднатяжителей ремней безопасности в случае фронтального столкновения.Это решение базируется, в том числе, и на следующих факторах:

-пристегнуты или нет ремни безопасности водителя и пассажира-отключена или нет подушка безопасности пассажира впереди-статус замков ремней безопасности

-статус коммуникации в сети CAN.

В зависимости от описанных выше ситуаций при слабом столкновении преднатяжитель ремня безопасности, может, например, активироваться на стороне водителя, в то время как подушка безопасности активируется на стороне пассажира.

Модуль дополнительной системы удерживания (SRS) связывается с модулем предельной скорости (CVM), основной задачей которого является помешать или свести к минимуму повреждения при фронтальных столкновениях.Модуль предельной скорости (CVM) непрерывно посылает информацию на модуль дополнительной системы удерживания (SRS).

Модуль дополнительной системы удерживания (SRS) использует информацию как раннее указание того, предстоит ли столкновение транспортного средства, и может таким образом подготовиться к возможному действию. Кроме этого, модуль предельной скорости (CVM) постоянно посылает информацию на модуль дополнительной системы удерживания (SRS) о его статусе и доверии.

Предупреждающая лампа SRS горит при включении зажигания. Если модуль управления не обнаружил неисправности, внутренней или датчиков, кабелей или активатора, через сеть CAN на модуль снабжения водителя информацией (DIM) направляется сигнал о выключении предупреждающей лампы. Если неисправность обнаружена, модуль дополнительной системы удерживания (SRS) направляет информацию на модуль снабжения водителя информацией (DIM) о том, какой текст следует показать на дисплее модуля снабжения водителя информацией и какую из следующих ламп следует включить:

-предупреждающую лампу системы SRS-лампу общего предупреждения или

-желтую информационную лампу.

Модуль снабжения водителя информацией (DIM) непрерывно передает на модуль управления дополнительной системы удерживания (SRS) по контроллерной локальной сети информацию о состоянии индикаторной лампы дополнительной системы удерживания (SRS).Если предупреждающая лампа SRS по какой-то причине выходит из строя, вместо нее задействуется общая красная предупреждающая лампа.

Обратите внимание на то, что после столкновения может потребоваться замена жгута проводов сработавшей системы защиты. Это делается потому, что разъем может расплавиться в момент срабатывания. Если разъем расплавился, примыкающий к разъему жгут проводов необходимо заменить.

Вот в общих чертах, как работает блок и его основные функции, теперь про его демонтаж:Блок находится в напольном тоннеле под подлокотником, для его снятие1. отключаем АБ2. Снимаем центральную консоль3. Далее по схеме:

Индикация дополнительной системы удерживания (SRS)

Модуль дополнительной системы удерживания (SRS) непрерывно проверяет систему. Регистрируется код неисправности и производится индикация дополнительной системы удерживания (SRS).Индикация дополнительной системы удерживания (SRS) сопровождается текстовым сообщением в модуле снабжения водителя информацией (DIM), и в этом участвуют:

-лампа предупреждения дополнительной системы удерживания (SRS)-лампа общего предупреждения

Лампы включаются в зависимости от степени важности неисправности: информация о том, какая лампа должна загореться, передается модулем дополнительной системы удерживания (SRS) по контроллерной локальной сети.

Индикаторная лампа дополнительной системы удерживания (SRS) загорается при включении зажигания. Если модуль управления не зарегистрировал никаких неисправностей, ни внутри, ни от датчиков, проводки или воспламенителей, сигнал передается по контроллерной локальной сети на модуль снабжения водителя информацией (DIM), подтверждая, что индикаторная лампа дополнительной системы удерживания (SRS) может быть выключена. Если никаких неисправностей не обнаружено при включении зажигания, лампа продолжает гореть в течение нескольких секунд. Лампа гаснет, когда система проверена и работает без неисправностей.

В модуле управления есть память EEPROM, которая сохраняет данные о кодах неисправности даже при отсоединенном аккумуляторе.

Модуль снабжения водителя информацией (DIM) непрерывно извещает модуль дополнительной системы удерживания (SRS) о функционировании индикаторной лампы дополнительной системы удерживания (SRS). Если эта лампа по какой-либо причине перестает работать, загорается лампа общего предупреждения и на дисплее появляется сообщение.

Теперь про ошибки:Тут я постараюсь объяснить почему вдруг появляются ошибки — на пустом месте и что с этим делать.Вы должны понимать, что модуль (SRS) это сердце системы дополнительной системы удержания, а то, что относится к безопасности контролируется очень тщательно и по многим электрическим параметрам, система само диагностики не пропустит незамеченным любое отклонение этих параметров и бережно запишет во встроенную память EEPROM блока управления (SRS).Таких параметров много останавливаться на каждом это долго, укажу только те которые наиболее часто встречаются и приносят определенную головную боль нам:

Отклонение напряжение:

Модуль дополнительной системы удерживания (SRS) контролирует напряжение в собственной системе.Код неисправности подается в том случае, если модуль управления обнаружит, что:— Системное напряжение ниже 9,0 В.— Неправильное значение более 10 секунд.

код неисправности SRS-U300316

Возможные причины:— Короткое замыкание на массу в кабеле электропитания.— Контактное сопротивление или окисление на выводах.— Слабый аккумулятор— Поврежденный генератор.Модуль дополнительной системы удерживания (SRS) контролирует напряжение в собственной системе.Код неисправности подается в том случае, если модуль управления обнаружит, что:— Системное напряжение выше 16,0 В.— Неправильное значение более 10 секунд.

код неисправности SRS-U300317

Возможные причины:— Поврежденный генератор.

— Поврежденный аккумулятор.

Модуль дополнительной системы удерживания (SRS) контролирует напряжение в собственной системе, сравнивая постоянное напряжение с системным, в центральном электронном модуле (CEM). Информация о системном напряжении в центральном электронном модуле (CEM) передается через CAN на модуль дополнительной системы удерживания (SRS).Код неисправности подается в том случае, если модуль управления обнаружит, что:— Системное напряжение отличается более, чем на 2,0 В.— Неправильное значение более 10 секунд.

код неисправности SRS-U300362

Код неисправности действует в текущем цикле движения и действовал уже продолжительный период времени.Возможные причины:— Короткое замыкание на массу в кабеле электропитания.— Контактное сопротивление или окисление на выводах.— Поврежденный генератор.

— Поврежденный аккумулятор.

Модуль дополнительной системы удерживания (SRS) контролирует внутренние компоненты в модуле управления.Код неисправности подается в том случае, если модуль управления обнаружит, что:— Внутренние компоненты не функционируют.— Неправильное значение более 2,5 секунд.

код неисправности SRS-U300097

Возможные причины

Поврежденный модуль дополнительной системы удерживания (SRS).

Выводы: Модуль дополнительной системы удерживания (SRS) как мы видим очень плотно контролирует значения отклонения напряжения 12В, +- 2В, при чем при длительных отклонениях более 10 секунд ошибка пишется во встроенную память модуля. Самые часто встречающиеся ошибки (SRS) которые плотно сидят в блоке и проявились на блоке DIM(приборная панель) это перечисленные выше ошибки, которые затираются сразу или после танца с бубном. Что это за танец: Если данная группа ошибок не стирается то как правило идут по цепи возможных причин, но в большинстве своем, это чистка контактов подвергшихся окислению на подушках и на входе блока, а также зарядка (замена) АБ. После этих процедур повторно пытаются снять эти ошибки, если не удача то программатором считывают софт с блока (SRS) чистят ошибки вручную и после этого загружают софт на место в блок, если вы обратитесь на сервис Вам как вариант, предложат выгрузить софт со всей машины и загрузят его снова (чистый) сервера volvocars. Если и это не помогло и ошибка горит как и горела -печаль, блок под замену, вы можете его отключить но в таком случае подушки работать не будут, да и (CEM) отсутствие данного важного модуля заметит и сообщит в DIM

Из выше сказанного думаю, становится понятно, что когда мы садимся в машину и нажимаем кнопку не нажимая педаль тормоза, смотри на приборку и если пишет, что низкий заряд АБ это не говорит, что нужно бросить все и заряжать — это говорит желательно зарядить, а то могут быть последствия, ЗАРЯДИТЬ при первой возможности…или будет головняк. Далее если приборка мертвая и кинулись к пусковому, подумайте насколько вы ему доверяете? Почти гарантированно букет ошибок появится, так как наглухо посаженная АБ не наберет заряд за 10 сек. Поэтому следите за состоянием АБ и избегайте кручение стартера на разряженной батарее, это почти гарантировано появление указанных ошибок.

Блок управления подушкой безопасности — бортжурнал Лада Гранта ГранТуризмо 2012 года на DRIVE2

С месяца полтора назад пришло письмо счастья о том, что машина попала под отзывную программу по подушке, просьба явиться в сервис для гарантийного устранения неполадки.

Самое главное! Советую проверить у себя! Я видимо такой лошара, но у меня очень давно перестали пищать и мигать индикатор непристегнутого ремня, а значок подушки я и не видел вообще. Думал — раз не мигает — значит все ОК. Оказалось по-другому: как раз таки и должен он загораться при запуске двигателя на пару секунд — тогда все ОК!

Приехал в сервис — показал письмо, все дела, бла-бла-бла, пошел посмотрел в машину, что ничего не загорается — ждите 2 недели надо полностью менять блок управления. Проходит 2 недели+еще 1 и я приехал по записи. По времени сказали 1час делать, но пофакту заняло 2 часа (при условии что час к ней не подходили просто — все заняты были).

Соответственно все поменяли, теперь все мигает, пищит и т.д. Жалко — привык уже что непроблематично проехать не пристегиваясь какое-то расстояние. Счас же пищит индикатор ремня:( Ну да ладно, главное я спокоен за безопасность!

Всем Грантоводам жму лапу, и респектую!

Цена вопроса: 0 ₽ Пробег: 12300 км


Смотрите также