Цели создания системы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты


1.3. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты

Если первая подсистема «Предотвращение пожара» полностью выполняет свою задачу, то отпадает необходимость во второй подсистеме, ведь пожара нет. Очевидно, что показателем выполнения задачи первой подсистемой является количество (n) пожаров в стране. При полном (100 %) выполнении задачиn = 0, то есть вероятность предотвращения пожараРп = 1 или, соответственно, частота (вероятность) пожаров вi-мгоду –Qп,i = 0. При этом для человека вероятность пострадать (погибнуть – индивидуальный пожарный риск) при пожареQв,i – также нулевая. В качестве показателя полноты выполнения задачи первой системой примем вероятность пожаров,произошедшихвстраневi-мгодуQп,i.Согласноданным,приведеннымв[7],ее значение в настоящее время может быть принято равным4 ∙ 10–4.

Статистические данные показывают, что только подсистема «Предотвращение пожара» неспособна полностью выполнить задачу, поставленную перед всей системой «Обеспечение пожарной безопасности». Для ее более успешного решения необходимо подключение и подсистемы «Противопожарной защиты» с применением первичных средств пожаротушения и использованием АУП.

Данные опроса (анкетирования) людей, переживших пожар, показывают, что из 45,5 % людей, остававшихся в здании во время пожара, около 21 % самостоятельно тушили пожар [8]. Однако эффективность таких действий зависит от личных качеств людей, оказавшихся в помещении, где возник очаг пожара, и ограничена «пятном горения» – диаметром и высотой примерно в ступню человека. При большей площади горения в очаге пожара индивидуальная борьба с огнем чревата угрозой для жизни человека.

Статьей 8 [2] требуется «ограничение образования и распространения ОФП в пределах очага пожара». Согласно [5], ОФП являются:

«1)  пламя и искры; 2)  тепловой поток;

3)  повышенная температура окружающей среды; 4)  повышенная концентрация токсичных продуктов горения и терми-

ческого разложения; 5)  пониженная концентрация кислорода;

6)  снижение видимости в дыму.

К сопутствующим проявлениям ОФП относятся:

1)  осколки,частиразрушившихсязданий,сооружений,строений,транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

2)  радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

3)  вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

Организация системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты

Поиск Лекций

Пожарная безопасность объекта должна соответствовать положениям Федерального закона от 22 августа 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

СОПБ объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров.

Исключение условий возникновения пожаров достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

Состав и функциональные характеристики систем предотвращения пожаров на объекте защиты установлены Техническим регламентом. Правила и методы исследований (испытаний и измерений) характеристик систем предотвращения пожаров определяются в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

Исключение условий образования горючей среды должно обеспечиваться одним или несколькими из следующих способов:

применение негорючих веществ и материалов;

ограничение массы и (или) объема горючих веществ и материалов;

использование наиболее безопасных способов размещения горючих веществ и материалов, а также материалов, взаимодействие которых друг с другом приводит к образованию горючей среды;

изоляция горючей среды от источников зажигания (применение изолированных отсеков, камер, кабин);

поддержание безопасной концентрации в среде окислителя и (или) горючих веществ;

понижение концентрации окислителя в горючей среде в защищаемом объеме;

поддержание температуры и давления среды, при которых распространение пламени исключается;

механизация и автоматизация технологических процессов, связанных с обращением горючих веществ;

установка пожароопасного оборудования в отдельных помещениях или на открытых площадках;

применение устройств защиты производственного оборудования, исключающих выход горючих веществ в объем помещения, или устройств, исключающих образование в помещении горючей среды;

удаление из помещений, технологического оборудования и коммуникаций пожароопасных отходов производства, отложений пыли, пуха.

Исключение условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания должно достигаться одним или несколькими из следующих способов:

применение электрооборудования, соответствующего классу пожароопасной и (или) взрывоопасной зоны, категории и группе взрывоопасной смеси;

применение в конструкции быстродействующих средств защитного отключения электроустановок и других устройств, приводящих к появлению источников зажигания;

применение оборудования и режимов проведения технологического процесса, исключающих образование статического электричества;

устройство молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования;

поддержание безопасной температуры нагрева веществ, материалов и поверхностей, которые контактируют с горючей средой;

применение способов и устройств ограничения энергии искрового разряда в горючей среде до безопасных значений;

применение искробезопасного инструмента при работе с легковоспламеняющимися жидкостями и горючими газами;

ликвидация условий для теплового, химического и (или) микробиологического самовозгорания обращающихся веществ, материалов и изделий;

исключение контакта с воздухом пирофорных веществ;

применение устройств, исключающих возможность распространения пламени из одного объема в смежный.

Безопасные значения параметров источников зажигания определяются условиями проведения технологического процесса на основании показателей пожарной опасности обращающихся в нем веществ и материалов.

Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.

Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара.

Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.

Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов:

применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага;

устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;

устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;

применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и строений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации;

применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций;

устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры;

устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты;

применение первичных средств пожаротушения;

применение автоматических установок пожаротушения;

организация деятельности подразделений пожарной охраны.

Организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности должны включать:

организацию пожарной охраны, организацию ведомственных служб пожарной безопасности в установленном порядке;

паспортизацию веществ, материалов, изделий, технологических процессов, зданий и сооружений объектов в части обеспечения пожарной безопасности;

привлечение общественности к вопросам обеспечения пожарной безопасности;

организацию обучения работающих правилам пожарной безопасности на производстве, а остального населения в порядке, установленном Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации;

разработку и реализацию норм и правил пожарной безопасности, инструкций о порядке обращения с пожароопасными веществами и материалами, о соблюдении противопожарного режима и действиях людей при возникновении пожара;

изготовление и применение средств наглядной агитации по обеспечению пожарной безопасности;

порядок хранения веществ и материалов, тушение которых недопустимо одними и теми же средствами, в зависимости от их физико-химических и пожароопасных свойств;

нормирование численности людей на объекте по условиям безопасности их при пожаре;

разработку мероприятий по действиям администрации, рабочих, служащих и населения на случай возникновения пожара и организацию эвакуации людей;

основные виды, количество, размещение и обслуживание пожарной техники, применение которой должно обеспечивать эффективное тушение пожара, быть безопасной для природы и людей.

Организация пожарной охраны.Общие требования к пожарной охране организаций и иных юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности установлены Федеральным законом «О пожарной безопасности».

Пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

государственная противопожарная служба;

муниципальная пожарная охрана;

ведомственная пожарная охрана;

частная пожарная охрана;

добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

В Государственную противопожарную службу входят:

федеральная противопожарная служба;

противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Федеральная противопожарная служба включает в себя:

структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора;

пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения);

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения);

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Ведомственная пожарная охрана. Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.

Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

Добровольная пожарная охрана создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».

Организация противопожарного режима.В каждой организации должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим.

Противопожарный режим - требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (ст. 1 ФЗ-69).

Противопожарный режим на объектах защиты регламентируетсяпостановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», которым утверждены«Правила противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - ППР-2012).

При установлении противопожарного режима руководителем организации должны быть:

1) утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности;

2) назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте;

3) определен порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума;

4) создана пожарно-техническая комиссия (на объектах с массовым пребыванием людей);

5) знаки пожарной безопасности и таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны.

6) планы эвакуации людей при пожаре (на объектах с массовым пребыванием людей);

7) определены и оборудованы места для курения;

8) определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

9) установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

10) определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

11) порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;

12) порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

13) обеспечен порядок содержания систем и средств предотвращения пожара и противопожарной защиты;

14) определены действия работников при обнаружении пожара.

Организация работы пожарно-технических комиссий.В целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на производственных объектах, объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей, руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию (далее - ПТК) (ст.5 ППР-2012).

Организацию работы ПТК рекомендуется осуществлять на основании разрабатываемых в организациях Положений о пожарно-технических комиссиях. ПТК создается из работников организации и назначается приказом ее руководителя в составе главного инженера (председатель), начальника пожарной охраны (ДПД), ИТР - энергетика, технолога, механика, инженера по технике безопасности, специалиста по водоснабжению и другие лица по усмотрению руководителя организации.

В своей практической работе ПТК должна поддерживать постоянную связь с местными органами ГПН и подразделениями ГПС.

Основными задачами ПТК являются:

выявление нарушений требований пожарной безопасности в технологических процессах производства, в работе агрегатов, установок, лабораторий, мастерских, на складах базах и т.п., которые могут привести к возникновению пожара, взрыва или аварии, а также разработка мероприятий, направленных на устранение этих нарушений;

содействие пожарной охране предприятий в организации и проведении пожарно-профилактической работы и установлении строгого противо-пожарного режима в производственных цехах, складах, административных и жилых зданиях;

организация рационализаторской и изобретательской работы по вопросам пожарной безопасности;

проведение массово-разъяснительной работы среди рабочих, служащих и ИТР по вопросам соблюдения противопожарного режима.

Для осуществления поставленных задач ПТК должна:

не реже 2-4 раз в год производить детальный осмотр всех производственных зданий, баз, складов, лабораторий и др. служебных помещений организации с целью выявления нарушений требований пожарной безопасности в производственных процессах, агрегатах, складах, лабораториях, электрохозяйстве, отопительных системах, вентиляции и других объектах и установках. Намечать пути и способы устранения выявленных нарушений и устанавливать сроки выполнения необходимых противопожарных мероприятий;

проводить с рабочими, служащими и ИТР беседы и лекции на противопожарные темы;

ставить вопросы о противопожарном состоянии объектов организации на обсуждение руководству, а также производственных совещаний;

принимать активное участие в разработке совместно с администрацией инструкций, правил пожарной безопасности для цехов, складов, лабораторий и других объектов организации;

проводить пожарно-технические конференции с участием специалистов пожарной охраны, научно-технических работников, актива трудящихся по вопросам пожарной безопасности как организации в целом, так и отдельных ее участков, цехов, складов;

проводить общественные смотры противопожарного состояния цехов, складов организации и боеготовности ДПД, а также проверять выполнение противопожарных мероприятий, предложенных органами ГПН.

Все противопожарные мероприятия, намеченные ПТК к выполнению, оформляются актом, утверждаются руководителем организации и подлежат выполнению в установленные сроки. Повседневный контроль за выполнением противопожарных мероприятий, предложенных ПТК, возлагается на начальника пожарной охраны (ДПД) организации или лицо, его заменяющее.

ПТК не имеет права отменять или изменять мероприятия, предусмотренные предписаниями ГПН. В тех случаях когда по мнению комиссии имеется необходимость изменения или отмены этих мероприятий, комиссия представляет свои предложения руководителю организации, который согласовывает этот вопрос с органами ГПН.

Акты ПТК также могут составляться по фактам нарушения работающими противопожарного режима и по проверкам фактов пожаров на объекте. Во всех случаях, наличие акта ПТК является юридическим основанием для принятия решения руководителем организации о привлечении к ответственности правонарушителей или о выделении дополнительных финансовых средств для устранения нарушений противопожарного режима на объекте.

Разработка инструкций о мерах пожарной безопасности.В отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР-2012, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.

Инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе Правил противопожарного режима, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:

а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;

б) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;

в) порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

г) порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;

д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ, в том числе временных;

е) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

ж) допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

з) порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

и) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

к) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).

В инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:

а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта;

б) организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств;

в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;

д) прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

е) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

ж) осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;

з) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

и) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;

к) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

л) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;

м) по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;

н) организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

Декларирование пожарной безопасности.В соответствии со ст. 144 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - ФЗ-123). одной из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах, нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров является декларирование пожарной безопасности.

Юридическим лицом - собственником объекта защиты (зданий, сооружений, строений и производственных объектов) в рамках реализации мер пожарной безопасности должна быть разработана декларация пожарной безопасности (ст. 64 ФЗ-123).

Декларация пожарной безопасности составляется в отношении:

1. Объектов капитального строительства, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы.

2. Зданий детских дошкольных образовательных учреждений.

3. Специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирные).

4. Больниц.

5. Спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

Декларация пожарной безопасности предусматривает:

1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);

2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

В случае, если собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, выполняют требования федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается только перечень указанных требований для конкретного объекта защиты.

Декларация пожарной безопасности на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.

Собственник объекта защиты, или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, или орган управления многоквартирным домом, разработавшие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Декларация подается в уведомительном порядке. Собственник уведомляет надзорные органы о том, что он на конкретном объекте выполняет задекларированные требования пожарной безопасности. Не предусматривается согласование или рассмотрение декларации пожарной безопасности в каких либо инстанциях.

Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более трех этажей.

Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности.

Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждены приказом МЧС России от 24 февраля 2009 г. № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности»

Функции системы обеспечения пожарной безопасности – основные элементы, цель создания

Главная > Охрана труда > Пожарная безопасность > Функции системы обеспечения пожарной безопасности – основные элементы, цель создания

Прямой обязанностью государства в сфере пожаробезопасности является обеспечение условий осуществления трудовой деятельности работниками и предприятиями в целом с высокой эффективностью работы посредством мер контроля, проверки и пропаганды.

Такое обязательство выражается в создании системы обеспечения пожарной безопасности в отдельных отраслях и во всей промышленности и иных секторах экономики и жизни в целом.

Уважаемые читатели! Статья описывает типовые ситуации, но каждый случай уникальный.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - воспользуйтесь формой онлайн-консультанта в правом нижнем углу сайта или позвоните по прямым телефонам:

+7 (499) 653-60-72 доб.445 - Москва - ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 426-14-07 доб.394 - Санкт-Петербург - ПОЗВОНИТЬ

Задайте вопрос бесплатно здесь - если вы проживаете в другом регионе.

Это быстро и бесплатно!

Федеральное законодательство, ФЗ «О пожарной безопасности» регулирует данную сферу деятельности и обязывает государственные органы, и иные заинтересованные органы осуществлять комплексный подход в реализации мер, противодействующих возгораниям или пожарам.

Системный подход позволяет обеспечивать высокую эффективность всего комплекса событий, как в отношении рядовых граждан, так и целых производств.

Система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность мер, событий и инструментария, при помощи которого заинтересованные организации, прежде всего государственные, осуществляют контроль и обеспечивают безопасность жизнедеятельности и трудовой деятельности.

Реализация комплекса закреплена в федеральном противопожарном законодательстве, региональных нормативных актах, рекомендациях отраслевых министерств и ведомств, локальных нормативных актах в сфере пожарной безопасности.

Большая часть работ в данном направлении возложена на государственные органы инспекции, однако и сами организации могут создавать в рамках своей деятельности структуры, которые будут проводить и осуществлять работу в данном направлении наравне с государственными подразделениями.

В отношении действия системы на предприятиях инспекционные органы могут оценивать и направлять действия таких подразделений на соблюдение норм и правил законодательства, а также наказывать в случае выявленных нарушений.

Такие меры контроля в сфере пожарной безопасности, а также тесное взаимодействие во время проверочных мероприятий позволяют добиваться высоких результатов эффективности, а именно устранения пожароопасных ситуаций в организациях.

Поэтому меры по реализации комплексного подхода лежат не только в компетенции органов проверки, но и на самих производственных комплексах, организациях и предприятиях, которые  также должны обеспечивать усиленные меры контроля и проверки в области пожарной безопасности.

Что является основными элементами?

Система обеспечения противопожарного состояния, как комплекса мер по обеспечению пожарной безопасности включает в себя:

  • Нормативные инструменты регулирования данной сфер деятельности. К данным средствам относятся федеральные законы и нормативные акты отраслевых ведомств и министерств, которые регламентируют как деятельность самих государственных органов, так и правила и стандарты обеспечения охраны на производственных комплексах. Также посредством издания и разработки таких правил обеспечивается высокий уровень эффективности действия всей системы.
  • Государственные органы и органы местного самоуправления в сфере обеспечения пожаробезопасности. Такие элементы являются главной составной частью, так как посредством реализации своих прямых полномочий осуществляют контроль и проверку состояния пожарной опасности в компаниях и у индивидуальных предпринимателей. Также при проявлении негативных последствий, таких как возгорания или пожары, иные нарушения режима безопасности, а также осуществляют профилактические события и пропаганду безопасного поведения во время осуществления трудовой деятельности.
  • Предприятия и организации также являются составными элементами системы, так как в рамках своих полномочий и компетенции осуществляют контроль за действиями своих ответственных служб и подразделений, которые обеспечивают установленный режим во время осуществления работы.

При этом в рамках правового поля компании могут издавать локальные нормативные акты, регулирующие действия своего персонала в сфере пожарной безопасности, которые, однако, не должны противоречить нормам федерального законодательства.

Цель создания для объекта защиты

Целью реализации такой системы являются:

  • недопущение возникновения негативных последствий, выраженных в проявлении возгораний, пожаров, нештатных и чрезвычайных ситуаций, связанных с причинением вреда здоровью и нанесения ущерба производственному оборудованию;
  • недопущение нарушений законодательства, а именно норм и правил при обращении с горючими и опасными веществами, соблюдение норм информационного обеспечения, правил обучения и знаний среди персонала, осуществление профилактических и надзорных мероприятий в данной области;
  • осуществление пропаганды среди населения посредством распространения методических материалов об опасности при нарушении правил и норм обращения с опасными веществами;
  • контроль и надзор за соблюдением правил в различных сферах и отраслях производства. Борьба со случаями возникновения пожаров или возгораний на предприятиях, в домовладениях и на территориях. Обеспечение безопасности жизнедеятельности и рабочего процесса путем предотвращения проявления нарушений законодательства.
Функции

Функционал данной системы противодействия возгораниям характеризуется следующими элементами:

  • разработка эффективных прикладных и теоретических мер по противодействию негативным последствиям, которое выражается в создании эффективного набора инструментария по борьбе со случившимися возгораниями, а также в части методических рекомендаций разработка действий в случае проявления нештатной ситуации;
  • осуществление проверки нормотворчества в сфере издания локальных актов предприятиями в ходе реализации контрольных и проверочных событий в части недопущения искажения или нарушения норм и правил поведения и трудовой деятельности, а также недопущения нарушения прав рабочих;
  • проведение обучающих акций и мероприятий в отношении ответственных должностных лиц организаций по вопросам обучения персонала нормативному поведению при проявлении фактов возгораний, а также осуществление аттестации и выдачи лицензий образовательным и иным учреждениями с учетом специфики деятельности;
  • информирование населения и юридических лиц об изменениях в законодательстве, выработке и реализации новых форм противодействия пожарам и пропаганда правильных действий в случае нарушения нормативных актов.

Полезное видео

Об обеспечении пожарной безопасности руководителями организаций, рассказано в данном видео:

Выводы

Данная система позволяет эффективно бороться с негативными факторами в повседневной жизни и на производстве и позволяет обеспечить должный уровень пожарной безопасности на объекте защиты.

Не нашли в статье ответ на Ваш вопрос?

Получите инструкции, как решить именно Вашу проблему. Позвоните по телефону прямо сейчас:

+7 (499) 653-60-72 доб.445 - Москва - ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 426-14-07 доб.394 - Санкт-Петербург - ПОЗВОНИТЬ

Задайте вопрос бесплатно здесь - если вы проживаете в другом регионе.

Это быстро и бесплатно!

Глава 7. Система обеспечения пожарной безопасности

7.1.Понятие, основные элементы и функции системы обеспечения пожарной безопасности в рф

Элементы и функции системы обеспечения ПБ в нашей стране определены Федеральным Законом №69-ФЗ «О пожарной безопасности». Система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами этой системы являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

1) нормативно - правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности(разработка ГОСТов, НПБ, ППБ,ФЗ и т.п.);

2) создание пожарной охраны и организация её деятельности;

3) разработка и осуществление мер пожарной безопасности (просеки в лесах, пожарные пруды на селе, пожарный водопровод с гидрантами и т.п.);

4) реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности (дисциплинарной, административной, материальной и уголовной);

5) проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности (обучение в школах, ВУЗах, на курсах, через СМИ);

6) содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

7) научно-техническое обеспечение пожарной безопасности (книги, справочники, памятки, новые пожаробезопасные материалы, совершенные системы автоматической сигнализации и тушения пожаров);

8) информационное обеспечение в области пожарной безопасности (видеофильмы, плакаты);

9) осуществление государственного пожарного надзора;

10) производство пожарно-технической продукции (огнезащитные пропитки, краски, огнетушители, рукава, стволы и т.п.);

11) выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

12) лицензирование деятельности, продукции и услуг в области пожарной безопасности;

13) тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

14) учёт пожаров и их последствий, анализ их причин;

15) установление особого противопожарного режима (на пожаровзровоопасных объектах, в лесах в период засухи и т.п.).

7.2.Виды и основные задачи пожарной охраны в рф. Права государственного инспектора по пожарному надзору

Согласно №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная охрана в нашей стране подразделяется на следующие виды:

1) государственную пожарную службу, включающую в себя:

-федеральную противопожарную службу (аппарат МЧС, подразделения территориальных органов МЧС, научно-исследовательские и образовательные учреждения);

-противопожарную службу субъектов (областей, краёв) РФ;

2) муниципальную (городскую, районную) пожарную охрану;

3) ведомственную пожарную охрану (в г. Ярославле это пожарная охрана объектов повышенной пожарной опасности: ЯШЗ, ЯМЗ, нефтеперерабатывающий завод);

4) частная пожарная охрана;

5) добровольная пожарная охрана (в сельском поселении, на предприятии - ДПД).

Задачи пожарной охраны:

1) организация и осуществление профилактики пожаров;

2) спасение людей и имущества при пожарах;

3) организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Одна из ключевых фигур в организации и осуществлении профилактики пожаров - государственный пожарный инспектор. Рассмотрим его права.

Права госпожинспектора

Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право:

1)организовывать разработку, утверждать обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности;

2)осуществлять государственный надзор за соблюдением требований ПБ федеральными органами исполнительной власти (министерствами), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (областей, краев), органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

3) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях контроля за соблюдением требований ПБ;

4) входить беспрепятственно в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований ПБ, создающих угрозу возникновения пожара;

5) участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок под строительство, а также комиссий по приемке завершенных строительством объектов;

6) рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований ПБ документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию зданий;

7) проводить в организациях, выполняющих проектные работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой ими проектной документации требованиям ПБ;

8) давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований ПБ;

9) производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований ПБ;

10) налагать административные взыскания на граждан и юридических лиц за нарушение требований, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнения предписаний должностных лиц государственного пожарного надзора.


Смотрите также