Для каких опасных производственных объектов обязательна разработка декларации промышленной безопасности
Декларация промышленной безопасности: для каких производственных объектов обязательна ее разработка - Юридический справочник бизнеса
Разработка декларации промышленной безопасности осуществляется в обязательном порядке в случае принадлежности опасных производственных объектов к 1-у либо 2-у классам опасности. На таких предприятиях, как правило, применяются опасные вещества, которые могут подлежать добыче, переработке, хранению, транспортировке либо уничтожению. Количество таких веществ, находящихся в наличии на предприятии, оговаривается во 2-м приложении к 116-му Федеральному закону от 21 июля 1997 года.
Что включает в себя такая декларация, кто ее утверждает и когда может понадобиться ее повторная разработка, читайте в нашем материале.
Содержание и утверждение декларации
В декларацию промышленной безопасности включают разделы, посвященные:
- оценке риска возможной аварии и возникновению связанных с ней угроз;
- анализу полноты принятых мер, связанных с предотвращением аварии, обеспечением готовности к эксплуатации опасного промышленного объекта, с учетом соответствующих требований промышленной безопасности, ограничений либо ликвидации последствий аварии;
- подготовке мероприятий, связанных со снижением масштабности аварийных последствий и получением возможного ущерба.
Перечень сведений, которые должны быть отражены в декларации, равно как и порядок ее оформления, устанавливается на федеральном уровне органом исполнительной власти.
Декларацию промышленной безопасности обычно включают в перечень проектной документации, подготовленную для строительства, реконструкции, перевооружения, консервации либо ликвидации опасного объекта.
Утверждение рассматриваемой декларации – прерогатива руководителя, управляющего опасным промышленным объектом.
В соответствии с действующим законодательством, именно он отвечает за достоверность и полноту сведений, которые содержаться в декларации. Подробнее об утверждении декларации промышленной безопасности читайте здесь.
Порядок представления
Готовую декларацию вместе с приложениями первоначально представляют для изучения экспертной организации, которая будет проводить экспертизу промышленной безопасности. Сама экспертиза декларации, осуществляемая с целью предупреждения (ликвидации, локализации) ЧС, появление которых связано с авариями, производится при наличии у организации заключения МЧС и отсутствии фактического участия в разработке декларации (приложений к ней).
После экспертизы декларация должна быть представлена в Ростехназдор. В ее представлении участвует лично руководитель предприятия, эксплуатирующего опасный производственный объект.
В число документов, необходимых для рассмотрения Ростехнадзором, входят и результаты экспертизы промышленной безопасности.
В пятидневный срок с момента представления документов в реестр деклараций промышленной безопасности должна быть внесены соответствующие сведения. Подача рассматриваемой декларации и экспертного заключения в другие компании может осуществляться исключительно по их мотивированному запросу.
Повторная разработка декларации
Повторная разработка декларации может понадобиться в следующих случаях:
- когда с момента внесения сведения в реестр прошло десять лет;
- на опасном промышленном объекте были изменены технологические процессы;
- количество опасных веществ, которые находятся на ОПО, увеличилось больше чем на 20%;
- изменениям были подвержены требования промышленной безопасности;
- надзорный орган выдал соответствующее предписание, что связано с выявлением несоответствия сведений, оговоренных декларацией промышленной безопасности, тем, которые были получены в ходе госнадзора в сфере промышленной безопасности.
61 Порядок разработки и содержание деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Содержание
1. Уточнение критериев и обоснование обязательности декларирования
2. Уточнение или разработка вновь деклараций
3. Представление деклараций
4. Сведения о компетентности организации и квалификации разработчиков
5. Перечень сведений, включаемых в декларацию
6. Повышение требований к количественной оценке риска
Декларирование промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО) одна из немногих отечественных процедур, правила проведения которой на законодательном уровне гармонизированы с международными документами (конвенция МОТ № 174 «О предотвращении крупных промышленных аварий», конвенция ООН «О трансграничном воздействии промышленных аварий», директивы ЕС «Севезо» № 82/501/ЕЭС и № 96/82/ЕЭС и др.). В результате внедрения этой процедуры получена более точная оценка риска аварий на большинстве крупных промышленных предприятий, созданы основы нормативно-методической базы и появились организации и специалисты в области анализа риска и т.д. [1, 2].
Основная цель декларирования промышленной безопасности - информирование (эксплуатирующей организацией или заказчиком проекта, застройщиком, владельцем объекта) исполнительных органов власти (в том числе надзорных органов), общества и населения о рисках крупных аварий и безопасности ОПО. Декларация промышленной безопасности (далее - декларация) регистрируется и рассматривается федеральным органом по промышленному надзору, который утверждает заключение независимой экспертизы декларации (тем самым повышается ответственность за объективность и достоверность представленных в декларации сведений).
Практика показывает, что эффективность декларирования промышленной безопасности существенно зависит от контроля этой процедуры, проводимого Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), особенно на стадии принятия решения об утверждении заключения экспертизы декларации, а также непосредственных заказчиков декларации - эксплуатирующих организаций или заказчиков проекта, в составе которого должна быть разработана декларация.
В целях совершенствования этой процедуры и в соответствии с планом Ростехнадзора в ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность» совместно с управлениями центрального аппарата Ростехнадзора разработан РД 03-14-2005 «Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений» (утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. № 893, зарегистрированным Минюстом России 17.01.06, регистрационный № 7375), введенный в действие вместо РД 03-315-99 [3]. Необходимость разработки нового документа обусловлена рядом факторов:
расширением надзорных функций Ростехнадзора;
совершенствованием нормативной и методической базы в области безопасности и оценки риска аварий на ОПО;
уточнением процедурных элементов декларирования, требующих определения в рамках нормативного правового акта;
обновлением отдельных требований к оформлению декларации, исходя из накопленного опыта декларирования.
Мониторинг декларирования промышленной безопасности и анализ поступающих в Ростехнадзор деклараций и заключений экспертизы по ним, осуществляемый ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность», позволил в процессе разработки РД 03-14-2005 отредактировать требования к структуре и содержанию документа с точки зрения конкретизации отдельных положений и сокращения объема и дублирования представляемых сведений.
В соответствии с п. 16 РД 03-14-2005 структурные элементы декларации сохранились неизменными: она состоит из пяти основных разделов и двух обязательных приложений (расчетно-пояснительная записка и информационный лист), оформляемых отдельно от основной части декларации.
Ниже рассмотрены некоторые положения нового документа, по которым поступают вопросы от разработчиков деклараций и которые требуют, на наш взгляд, пояснений
Декларация промышленной безопасности
Деятельность на предприятиях с опасными производственными объектами (ОПО) всегда связана с определенной опасностью и рисками. Для того чтобы минимизировать несчастные случаи и травмы, улучшить показатели безопасности и снизить воздействие аварий с учетом различных аспектов необходима - разработка Декларации промышленной безопасности.
Которая должна проводиться непременно для ОПО 1-го и 2-го класса опасности, на которых уровень количества опасных веществ увеличен в соответствии с требованиями, указанными в приложении №2 от 21.07.1997 ФЗ - N 116.
Документ «Декларация промышленной безопасности» создан с целью:
- оценить риск аварий и возможные угрозы, которые могут последовать;
- облегчить контроль над тем, чтобы соблюдались меры безопасности;
- понять, достаточно ли проводится мероприятий для предотвращения и ликвидации опасных ситуаций на предприятии;
- осуществлять действия по обеспечению безопасности и готовности к эксплуатации ОПО в связи с требованиями ПБ.
Сведения, которые содержатся в декларации ПБ и система их оформления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Декларация промышленной безопасности разрабатывается:
- в случае изменений каких-либо технологических процессов на ОПО;
- в составе проектной документации на строительство, восстановление, техническое перевооружение, приостановление и уничтожение опасного производственного объекта;
- в случае изменения данных в декларации ПБ и изменения требований ПБ;
- по истечении 10 лет со дня занесения сведений в реестр деклараций;
- при выявлении соответствующими надзорными органами несоответствия сведений, указанных в декларации.
Шаги для правильной разработки и регистрации Декларации промышленной безопасности:
- Обратиться в нашу организацию и направить нашему менеджеру информацию об ОПО;
- Мы разработаем Декларацию ПБ, Проведем экспертизу промышленной безопасности на эту декларацию в установленном порядке;
- Зарегистрируем Заключение Экспертизы и саму Декларацию промышленной безопасности в управлении МЧС России;
- Декларацию с приложениями и заключением экспертизы передадим в Ростехнадзор на рассмотрение, регистрацию и утверждение;
- Передадим Вам готовый результат!
Декларация утверждается руководителем организации, который непосредственно эксплуатирует опасный производственный объект и несет полную ответственность за достоверность сведений, указанных в декларации ПБ.
Стоимость на разработку декларации промышленной безопасности?
Стоимость разработки декларации - 110 000 рублей (стоимость может меняться в зависимости от объекта).
Разработка декларации промышленной безопасности очень трудоемкий и длительный процесс, с множеством подводных камней и течений. И учитывая какие профессиональные навыки и опыт необходим, мы ставим перед собой задачу – помочь Вам в разработке декларации ПБ, соблюдая требования промышленной безопасности.
В итоге Вы получите качественно проработанный документ – Декларацию, прошедшую все необходимые согласования и утверждения, которые позволят поддерживать высокий уровень промышленной безопасности и послужат гарантией, что Ваше предприятие будет успешным и устойчивым в экономическом плане, а также позволят избежать штрафных санкций!
Обращайтесь за консультацией к менеджерам по телефону: +7 (495) 22-55-295 Или напишите нам: [email protected]
Деятельность «Евраз НТМК» приостановлена за отсутствие декларации промышленной безопасности, озвучены суммы штрафов за 400 нарушений
Уральское управление произвело выезд с намеченной проверкой на 18 опасных объектов производства «Евраз НТМК», где обнаружила почти 400 нарушений требований пром. безопасности при эксплуатации ОПО.
Надзорное ведомство Уральска обнаружило ряд грубых нарушений и неисполнение требований в законодательстве РФ в отсутствии положения о системе управления ПБ и Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах.
Не корректно проводилась идентификация ОПО и не сочли нужным обеспечить рабочий персонал безопасным электроснабжением, что спровоцировало остановку оборудования в различных цехах на длительное время.
Помимо всех нарушений была проигнорирована разработка декларации пром. безопасности на ОПО 2 класса опасности, не проведена экспертиза ПБ для оборудования, применяющегося с 2013 года и самым распространенным нарушением - эксплуатация техустройств с истекшим сроком службы.
В результате обнаружения многочисленных недостатков и ошибок на предприятии, Уральское управление привлекло руководящих лиц «Евраз НТМК» к административной ответственности и штрафу на 245 000 рублей по статье 9.1, 9.2 и 9.11 части 1.
Также в районный суд Нижнего Тагила составлены и направлены протоколы о приостановлении деятельности. Помимо этого предписали выплатить штраф должностным лицам на сумму – 340 000 рублей.