Экспертиза промышленной безопасности кранов


Экспертиза промышленной безопасности кранов

Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) грузоподъемных кранов позволяет оценить их фактическое состояние и соответствие действующим требованиям, когда техрегламентом не предусмотрена иная форма оценки. Ее осуществление доступно только тем организациям, которые обладают лицензией Ростехнадзора нового образца.

Наша компания имеет не только переоформленную лицензию, но и аттестованных по новым требованиям экспертов, которые готовы грамотно и качественно провести ЭПБ, чтобы сэкономить ваше время и денежные средства путем сокращения рисков аварий, связанных с функционированием кранов с завершающимся расчетным сроком безопасной эксплуатации.

Если же Вас интересует общая информация, перейдите в раздел экспертизы промышленной безопасности .

Краны – объекты ЭПБ

Согласно приказу Ростехнадзора №533 от 12.11.2013 г. и техническому регламенту ТР ТС 010/2011 , краны делятся на подлежащие и неподлежащие экспертизе промышленной безопасности.

Краны, требующие проведения ЭПБ:

  • Все грузоподъемные типы (башенный, козловой и прочие):
  • манипуляторы;
  • подъемники, применяемые в строительстве;
  • краны-экскаваторы, ограниченные работой с крюком, подвешенным на канате или электромагнитах;
  • сменные грузозахватные устройства и приспособления (грейферы, траверсы, захваты, стропы и прочее);
  • съемные кабины и люльки, используемые для перемещения людей.

Краны, не требующие проведения ЭПБ:

  • мостового и консольного типа грузоподъемностью до 10 т включительно,
  • стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;
  • стрелового типа с постоянным вылетом или без поворотного механизма;
  • мобильные краны, устанавливаемые на монтируемом сооружении;
  • использующиеся в качестве тренажеров на учебных полигонах;
  • установленные на технологических машинах и используемые исключительно в целях их ремонта;
  • манипуляторы, установленные на фундаменте, и манипуляторы грузоподъемностью до 1 т. или с грузовым моментом до 4 т. м включительно;
  • грузовые подъемники для строительства;
  • мостовые краны-штабелеры;
  • краны-трубоукладчики.

Не подлежат ЭПБ краны, область применения которых связана с оборонными интересами государства и его безопасностью; атомной энергетикой (исключая ПС общепромышленного назначения); грузоподъемными устройствами с ручным приводом (лифты, канатные дороги, эвакуаторы, фуникулеры и прочие); с установкой в шахтах, на судах и других плавсредствах; с работой, исключающей применение грузозахватных устройств.

Видеокомментарий руководителя отдела промышленной безопасности грузоподъемных механизмов

Краны, относящиеся к категории опасных производственных объектов, подпадают под действие Федерального закона  №116 . В соответствии с его положениями их ЭПБ проводится:

  1. Перед началом эксплуатации;
  2. До применения на ОПО подъемных сооружений, предназначенных для собственных нужд;
  3. По завершении расчетного срока или при превышении нагрузочных циклов, установленных производителем и указанных в техпаспорте объекта;
  4. При отсутствии расчетного срока службы, если по факту объект эксплуатируется свыше 20 лет;
  5. После конструкционных изменений объекта или замены материалов его несущих элементов;
  6. После восстановительного ремонта и устранения неисправностей, возникших по причине аварии на ОПО.

Что делают на этапе подготовки

В процессе подготовки к ЭПБ заказчик предоставляет экспертной компании технический паспорт и сведения о параметрах исследуемого грузоподъемного механизма. Он также издает внутренний приказ о проведении ЭПБ с указанием лиц, ответственных за технику безопасности и обеспечение контроля над качеством выполнения предполагаемых работ. Заказчик подготавливает пакет документов, который помимо техпаспорта включает в себя:

  1. Действующий акт сдачи-приемки в эксплуатацию кранового пути;
  2. Предыдущий акт нивелировки крановых путей, а также проверки изоляции (при ее наличии);
  3. Документы, связанные с ремонтом или реконструкцией, сертификаты металла, если он использовался;
  4. Справку о характере работ, выполняемых исследуемым объектом;
  5. Журнал, содержащий сведения о текущих ремонтах и техобслуживании;
  6. Руководство и другие документы по эксплуатации ГПМ;
  7. Акты и заключения предыдущих экспертиз.

Кроме документов собственник крана или использующее его предприятие подготавливает на период проведения ЭПБ кран, грузы для тестирования и выделяет опытного оператора грузоподъемной машины.

Основные этапы

  1. На предварительном этапе экспертная компания, основываясь на законодательных требованиях, запрашивает сведения об исследуемом объекте, проектно-техническую документацию, техпаспорта, сертификаты, протоколы предыдущих испытаний и прочие материалы необходимые для проведения ЭПБ.
  2. Полученная документация исследуется в целях определения ее полноты, правдивости и соответствия требованиям промышленной безопасности. При необходимости эксперты выезжают к месту нахождения объекта для его визуального осмотра. Они наблюдают за ним в процессе функционирования и проводят его техническое обследование с помощью прогрессивных методов неразрушающего контроля.
  3. Заключение ЭПБ подготавливается экспертной компанией, излагающей в нем аргументированные выводы о соответствии/не соответствии объекта требованиям промышленной безопасности и возможности его дальнейшей эксплуатации. Для изучения выводов копия документа передается заказчику, который в течение 14 дней имеет возможность направить свои замечания экспертной компании. После согласования документ печатается в двух экземплярах, заверяется печатью и подписью руководителя экспертной компании. Затем документы прошиваются, на них указывается дата, количество сшитых страниц и один экземпляр вручается заказчику.
  4. На финальном этапе экспертным центром составляется заявление о внесении заключения ЭПБ в официальный реестр Ростехнадзора от имени предприятия-заказчика и на электронный носитель записывается экспертиза. Затем все три документа: заявление, заключение экспертизы и ее запись на электронном носителе подаются для регистрации в территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения заказчика, не позднее 3 месяцев со дня подписания приказа на проведение ЭПБ. Положительному экспертному заключению присваивается индивидуальный номер, после чего выдается письмо, подтверждающее его регистрацию в официальном реестре, означающее возможность дальнейшей безопасной эксплуатации объекта.
Эксперты нашей компании, аттестованные в соответствии с новыми требованиями, готовы качественно провести экспертизу промышленной безопасности крана с регистрацией заключения в Ростехнадзоре. В нашем разделе новостей есть примеры проведенных работ по ЭПБ кранов http://www.serconsrus.ru/press_centr/intervyu_s_klientami/nasha_kompaniya_provele_e/ http://www.serconsrus.ru/press_centr/intervyu_s_klientami/eksperty_serkons_proveli_epb_kranov_na_niz...

Методика проведения экспертизы промышленной безопасности мостового крана

Гарькин И. Н., Агафонкина Н. В., Глухова М. В. Методика проведения экспертизы промышленной безопасности мостового крана // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 150-155. — URL https://moluch.ru/archive/114/29217/ (дата обращения: 07.10.2018).



Методика проведения экспертизы промышленной безопасности мостового крана

Гарькин Игорь Николаевич, старший преподаватель;

Агафонкина Наталья Викторовна, кандидат технических наук, доцент;

Глухова Мария Вячеславовна, ассистент

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

В статье рассматривается метод проведения экспертизы промышленной безопасности мостового крана на примере обследования конструкций крана, расположенного на предприятии ОАО «Пачелмский завод ЖБИ». Указываются основные возможные причины возникновения аварийных ситуаций.

Ключевые слова: экспертиза промышленной безопасности, мостовой кран, опасный производственный объект, грузоподъёмный механизм, обследование конструкций, подкрановая балка, крановый путь.

Настоящая работа является логическим продолжением работ посвящённых проведению экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) грузоподъёмных механизмов [1..3]. Данная работа посвящена проведению ЭПБ мостовых кранов, на примере мостового крана, расположенного в ОАО «Пачелмский завод ЖБИ» (обследование проводилось в 2015 году).

Безопасность работников промышленных предприятий, эксплуатирующих мостовые краны, одинаково зависит, как и от состояния подкрановых конструкций, так и от состояния самих кранов. В Пензенском государственном университете архитектуры и строительства проводится большая научная работа по повышению безопасности подкрановых конструкций, т. к. доказано в работах [4,5], что долговечность подкрановых конструкций во много раз ниже, чем других металлических элементов каркаса здания и не превышает 5–10 лет. В цехах с тяжелым режимом работы кранов (8К, 7К) усталостные трещины могут возникнуть через 1–3 года эксплуатации (0,7...0,75 млн. циклов).

Однако для повышения безопасности труда на предприятии, необходимо обратить самое пристальное внимание на грузоподъёмные механизмы эксплуатирующихся на предприятиях. Рассмотрим ход проведения экспертизы промышленной безопасности мостового крана. Экспертиза начинается с рассмотрения эксплуатационной и проектной документации. После предоставления (не предоставления) документации, необходимо провести дефектоскопию визуально-измерительным, и ультразвуковым методом наиболее опасных узлов и конструкций крана (рис.3). Наиболее распространённые дефекты изображены на рис.1а и 1б

Рис.1а

Зона к проходной галереи

Рис.1б

Узел примыкания главной балки к концевой

После определения дефектов производится нивелировка крановых путей. Так на обследуемом предприятии крановый путь имеет следующие прогибы (рис.2).

Рис. 2. Прогибы главных балок по высоте, ОАО «Пачелмский завод ЖБИ»

Пример расчёта остаточного ресурса конструкций мостового крана (на примере расчёта, выполненного в ходе ЭПБ мостового крана ООО ЦНЭПБ «ПРОМТЭК» в 2015 году на предприятии ОАО «Пачелмский завод ЖБИ») приведён ниже.

Характеристическое число за весь период эксплуатации (27) лет NТ = 7533, что соответствует фактическому расчетному режиму работы крана А1 при выполненном количестве циклов СТ = 81000 и коэффициента нагружения крана КР = 0,093. По данным паспорта режим работы крана А5 характеристическое число при этом Nи = 128000 и число допустимых рабочих циклов Си =500000 при Кр = 0,125–0,250, если относительная масса поднимаемых грузов не превышает 0,5.

До начала проведения капитально-восстановительного ремонта (КВР), кран может эксплуатироваться согласно паспортным данным, приближенное время, определяемое по формуле:

(Nи — Nт) / (Ст х Qch4) = (128000–7533) / (81000 x 0,53) ≈ 12 лет

Вывод: Согласно рассчитанного, приближенного времени принимаем остаточный ресурс крана до КВР 12 лет.

Рис. 3. Тупиковый упор ударного типа

Рис. 4. Схема мест проведения контроля

Рис. 5. Общий вид мостового крана

Рис. 6. Тупиковый упор безударного типа

Помимо непосредственно самого крана необходимо обследовать конструкцию тупикового упора. Тупиковый упор крановых (и железнодорожных) путей является важной конструкцией, обеспечивающей безопасную эксплуатацию грузоподъёмных (и железнодорожных) механизмов (виды тупиковых упоров на рис.5, 6). Стоит отметить, что согласно правилам промышленной безопасности у эксплуатирующей (грузоподъёмные механизмы) организации в обязательном порядке должен быть проект, паспорт и журнал ремонта тупиковых упоров. Регулярно должно проводиться обследования тупиковых упоров. В ходе обследования должны быть выявленные дефекты должны незамедлительно быть устранены ремонтной службой предприятия, или специализированной службой. Обследование тупиковых упоров должно включать в себя визуальную и инструментальную часть, с составлением актов натурного и инструментального обследования. Все приборы инструменты должны быть поверенны, а организация, проводящая обследования должна иметь собственную аттестованную лабораторию неразрушающего контроля и аттестованных специалистов.

Для повышения безопасной эксплуатации мостовых кранов и крановых путей авторы предлагают использовать ряд наработок учёных Пензенского государственного университета архитектуры и строительства [6].

Литература:

1. Гарькин И. Н., Еркин Д. В., Наумов В. А. Экспертиза промышленной безопасности конструкций козлового крана // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 179–181.

2. Гарькин И. Н., Еркин Д. В., Наумов В. А. Обследование конструкций башенного крана // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 279–282.

3. Гарькин И. Н., Еркин Д. В., Артюхина О. В. Обследование конструкций железнодорожных кранов, использующихся в строительстве // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 276–279.

4. Нежданов К. Н., Кузьмишкин А. А., Гарькин И. Н. Предотвращение усталостных трещин в узле соединения рельса с подкрановой балкой // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1; URL: http://www.science-education.ru/121–18215 (дата обращения: 01.04.2015).

5. Нежданов К. К., Кузьмишкин А. А., Гарькин И. Н., Курткезов Д. Х. Быстро сооружаемая подкрановая балка с высоким техническим ресурсом эксплуатации // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3; URL: http://www.science-education.ru/117–13115 (дата обращения: 16.05.2014).

6. Данилов А. М., Гарькин И. А., Гарькин И. Н. Защита от удара и сопровождающей вибрации: экспоненциально-тригонометрическая аппроксимация функций // Региональная архитектура и строительства. 2012– № 3. — С.85–89.

Основные термины (генерируются автоматически): мостовый кран, промышленная безопасность, Пачелмский завод, тупиковый упор, Пензенский государственный университет, крановый путь, характеристическое число, предприятие ОАО, приближенное время, конструкция.

Ростехнадзор разъясняет: Крановые пути - экспертиза или комплексное обследование

01.08.2013 редакция от 25.01.2018

В Заволжском филиале ООО «УАЗ-Техинструмент» используют мостовые краны, отработавшие нормативный срок службы. В соответствии с тре­бованиями Правил устройства и безопасной эксплу­атации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382—00) про­ведена экспертиза промышленной безопасности гру­зоподъемных мостовых кранов. Ее заключения заре­гистрированы в органах Ростехнадзора. Согласно требованиям Рекомендаций по экспертному обсле­дованию грузоподъемных машин.

Общие положения (РД 10-112-1—04) при обследовании мостовых кра­нов, установленных на надземных рельсовых путях, проверке подлежал участок путей, равный трем ба­зам крана. Остальные рабочие рельсовые пути, на которых работают мостовые краны, прошли ком­плексную проверку согласно требованиям докумен­та «Комплексное обследование крановых путей гру­зоподъемных машин» (РД 10-138—97). Организация, проводившая обследование, выдала заключение, ко­торое было направлено в органы Ростехнадзора для рассмотрения и утверждения в установленном по­рядке. Но в утверждении заключения экспертизы промышленной безопасности было отказано, так как проведение экспертизы промышленной безопас­ности крановых путей законодательством Россий­ской Федерации не предусматривается.

Прошу разъяснить, необходимы ли проведение экспертизы промышленной безопасности крановых путей, утверждение заключения экспертизы про­мышленной безопасности крановых путей в орга­нах Ростехнадзора? Действительны ли заключения промышленной безопасности крановых путей без утверждения в органах Ростехнадзора?

А.В. Рабеко, гл. инженер Заволжского филиала ООО «УАЗ-Техинструмент»

На вопросы читателя отвечает начальник Управления государ­ственного строительного надзо­ра Ростехнадзора А.Н. Горлов.

Крановые пути обследуют в соответствии с мето­дическими указаниями, изложенными в документе «Комплексное обследование крановых путей грузо­подъемных машин» (РД 10-138—97). Результаты об­следования оформляют согласно РД 10-138—97.

Действующее законодательство не предусматри­вает отдельного проведения экспертизы промыш­ленной безопасности крановых путей, регистрация такого заключения экспертизы избыточна. При этом может быть проведена экспертиза промышленной безопасности здания, воспринимающего нагрузки от установленных в нем грузоподъемных механизмов.

Вопрос от 07.2017:

В Ростехнадзор поступило обращение гражданина с вопросом о возможности самостоятельного проведения организацией, эксплуатирующей подъемное сооружение, периодического комплексного обследования рельсовых путей?

Ответ на данный вопрос был подготовлен специалистами Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора.

Периодическое комплексное обследование рельсовых путей проводится специализированными организациями в соответствии с п.п. 216-218 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533 (далее - ФНП по ПС).

Действующими требованиями промышленной безопасности не предусмотрено специальных требований к организациям, занимающимся комплексным обследованием рельсовых путей.

На основании изложенного, если в организации, эксплуатирующей опасный производственный объект с подъемным сооружением, имеется структурное подразделение с обученным и аттестованным персоналом, а также с инструментальной базой, достаточной для проведения работ, указанных в п.п. 216-218 ФНП по ПС, то проведение комплексного обследования рельсовых путей допускается проводить силами упомянутого подразделения.

Экспертиза промышленной безопасности грузоподъемных кранов

Экспертиза промышленной безопасности грузоподъемных кранов позволяет оценить состояние техники. Данную работу может проводить только сертифицированный специалист, сотрудник компании, обладающей лицензией Ростехнадзора нового образца.

Благодаря экспертизе вы сможете понять, нуждается ли техника в ремонте, и если да, то в каком именно: капитально-восстановительном, полнокомплектном, сопровождаемом модернизацией и др., есть ли вероятность аварий по причине неисправности оборудования, соответствует ли техника предъявляемым к ней требованиям, федеральным нормам, техническим регламентам, правилам в области промышленной безопасности и др.

Экспертизе промышленной безопасности подлежат: непосредственно грузоподъемное оборудование и комплектующие, площадка, на которой эксплуатируется кран, проектная документация.

В каких случаях требуется экспертиза?

  1. Перед началом эксплуатации оборудования.
  2. Перед началом эксплуатации техники на опасном объекте.
  3. После истечения срока службы оборудования, в том числе если превышено количество указанных в техпаспорте циклов его нагрузки.
  4. Если в техпаспорте не указан срок службы крана, при этом он эксплуатируется более 20 лет.
  5. После модернизации, ремонта, реконструкции, замены элементов крана, после аварии и других ситуаций, при которых конструкция изделия потерпела изменения.
  6. Если специалист, работающий с оборудованием, обнаружил дефекты, препятствующие его дальнейшей эксплуатации.
  7. Если оценку запросили специалисты Ростехнадзора.

Этапы проведения экспертизы

  1. Подготовительные работы. Проведение экспертизы промышленной безопасности кранов начинается с изучения всей имеющейся документации: техпаспорта, сертификатов, актов испытаний и др.
  2. Непосредственно экспертиза. Специалист работает на месте эксплуатации объекта, запускает технику в работу и оценивает все необходимые показатели, также проводит диагностику при помощи специального оборудования.
  3. Выдача заключения. Мы описываем все выводы о проделанной работе, указываем срок безопасной эксплуатации объекта, все установленные неисправности и др.
  4. Согласование. Клиент может указать свои замечания к заключению — мы внесем или отклоним их, после чего предоставим заказчику окончательный вариант.
  5. Регистрация в Ростехнадзоре. Заключение мы передаем в орган Ростехнадзора, расположенный по месту осуществления деятельности предприятия, заказавшего оценку.

Мы готовы взять на себя все работы по экспертизе промышленной безопасности грузоподъемных кранов. Мы строго придерживаемся всех нормативов, работаем четко, грамотно и оперативно.


Смотрите также