Экспертиза промышленной безопасности пс когда проводить


Экспертиза промышленной безопасности подъемных сооружений и устройств. - «ХИМНЕФТЕАППАРАТУРА» - Экспертиза промышленной безопасности

Цель проведения экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений – оценка соответствия подъемного сооружения, применяемого на ОПО, обязательным требованиям к такому подъемному сооружению. Необходимость и порядок проведения ЭПБ устанавливаются требованиями Федерального закона №116-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. N 538.

Подъёмное сооружение – это единая система, сочетающая в себе строительные конструкции и сооружения, с отведенными границами, обусловленными технологическими процессами производства и характеристиками, в состав которых включена грузоподъёмная машина.

Основные контрольные мероприятия, проводимые в период эксплуатации подъемного сооружения, определяются требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», введенных Приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. N 533 (ФНП ПС). К ним относятся:

  • техническое освидетельствование (ТО);
  • экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ).

Кем проводится экспертиза промышленной безопасности?

Экспертизу проводят специализированные организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению ЭПБ, за счет средств заказчика на основании договора.

Случаи, когда необходимо проведение экспертизы подъемных сооружений:

а до начала применения на опасном производственном объекте;

б по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки подъемного сооружения, установленных производителем;

в при отсутствии в технической документации данных о сроке службы подъемного сооружения, если фактический срок его службы превышает 20 лет;

г после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов подъемного сооружения, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых подъемное средство было повреждено.

Для каких подъемных сооружений обязательно проведение ЭПБ?

ЭПБ проводится только для подъемных сооружений, которые подлежат учету в органах Ростехнадзора. Подъемным сооружениям, перечисленным в п. 148 ФНП ПС и не подлежащим учету в органах Ростехнадзора, экспертиза промышленной безопасности не проводится. По истечении срока службы, назначенного изготовителем подъемного сооружения и отсутствии указаний по дальнейшей эксплуатации ПС, необходимо провести техническое диагностирование с целью определения дальнейшего срока службы.

После проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов подъемного сооружения, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое подъемное сооружение, при проведении экспертизы промышленной безопасности должны быть выполнены следующие работы:

  • полное техническое освидетельствование;
  • оценка качества завершенного монтажа, ремонта, реконструкции ПС;
  • оценка комплектности и работоспособности системы управления, указателей, ограничителей и регистраторов;
  • проверка комплектности и качества болтовых соединений;
  • подтверждение качества ремонта, реконструкции подъемного сооружения, либо приостановка эксплуатации ПС и отправка его на исправление отмеченных несоответствий, либо допуск к дальнейшей эксплуатации подъемного сооружения со снижением показателей назначения ПС (грузоподъемности, скоростей механизмов).

Объем, состав и характер работ по экспертизе промышленной безопасности зависят от типа подъемного сооружения, его фактического состояния и технологии, в которой подъемное сооружение применяется на опасном производственном объекте.

Здания и сооружения на ОПО, где установлены подъемные сооружения подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с требованиями, установленными Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».

При отсутствии требований в проектной и эксплуатационной документации на здания и сооружения ОПО, где установлены подъемные сооружения, применяются нормы браковки зданий и сооружений, в соответствии с Приложением № 14 к ФНП ПС.

О проведении экспертизы ПБ подъемных сооружений

О проведении экспертизы ПБ подъемных сооружений

Ростислав ЛЕВКОВИЧ, эксперт ООО «Центр городских экспертиз-Север» (г. Санкт-Петербург)

Дмитрий НАУМОВ,

эксперт ООО «Центр городских экспертиз-Север» (г. Санкт-Петербург)

Ахияр ГАЙНУЛЛИН,

ведущий эксперт ООО «Промэкспертиза» (г. Петрозаводск)

Александр БОГДАНОВ,

ведущий эксперт ООО «Промэкспертиза» (г. Петрозаводск)

Проанализирована процедура экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) подъемных сооружений (ПС) согласно Правилам безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (приказ ФСТН №533 от 12 ноября 2013 года). Определены вопросы, касающиеся объемов проведения ЭПБ ПС.

Ключевые слова: экспертиза промышленной безопасности подъемных сооружений.

Подъемные сооружения (ПС) широко используются в отечественной промышленности. Данный вид оборудования отличает многообразие типов подъемных сооружений. Практически в каждой отрасли имеются подъемные сооружения, разработанные для выполнения узко направленных функций, что определяет особенности их конструкции и эксплуатации. Все виды ПС попадают под действие Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (приказ ФСТН № 533 от 12 ноября 2013 года), за исключением ПС, перечисленных в главе 4 данных правил. Согласно требованиям п.5 статьи 7 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 97 года № 116-ФЗ (в редакции от 4 марта 2013 года), технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия таких технических устройств обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами. В соответствии с требованиями главы 260 (б) Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (приказ ФСТН № 533 от 12 ноября 2013 года), ПС подлежит экспертизе промышленной безопасности в следующих случаях: а) до начала применения на ОПО ПС, изготовленных для собственных нужд; б) по истечении срока службы или превышении количества циклов нагрузки такого ПС, установленных производителем; в) при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого ПС, если фактический срок его службы превышает 20 лет; г) после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого ПС либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое ПС. В соответствии с требованиями главы 263 Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (приказ ФСТН № 533 от 12 ноября 2013 года), при проведении экспертизы промышленной безопасности ПС в случаях, изложенных в подпункте «г» главы 260 ФНП, должны быть выполнены следующие работы: ■ полное техническое освидетельствование; ■ оценка качества завершенного монтажа, ремонта, реконструкции ПС; ■ оценка комплектности и работоспособности системы управления, указателей, ограничителей и регистраторов; ■ проверка комплектности и качества болтовых соединений; ■ подтверждено качество ремонта, реконструкции ПС, либо сделано указание на приостановку эксплуатации ПС и отправку его на исправление отмеченных несоответствий, либо разрешена дальнейшая эксплуатация ПС со снижением показателей назначения ПС (например, грузоподъемности, скоростей механизмов). Согласно требованиям главы 84 Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (приказ ФСТН М> 533 от 12 ноября 2013 года), для обеспечения продолжения эксплуатации ПС, отработавших срок службы, установленный изготовителем, дополнительно должны быть проведены капитально-восстановительный или полнокомплектный ремонты. Иными словами, по завершении срока эксплуатации владелец ПС обязан про-вести капитально-восстановительный или полнокомплектный ремонты. Полнокомплектный ремонт выполняется на смонтированном ПС, капитально-восстановительный - с возможной его разборкой. В этом случае ЭПБ проводится в объеме, включающем полное техническое освидетельствование ПС. Объемы и порядок проведения технического освидетельствования установлены в главах 168-194 Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (приказ ФСТН № 533 от 12 ноября 2013 года). Если восстановительный ремонт проведен не был, то процедура проведения ЭПБ изменится. Как правило, капитальный ремонт ПС проводится его владельцем по критерию «Технического состояния», то есть когда на ПС выйдет из строя какой-либо узел или возникнут дефекты металлоконструкции. Во всех остальных случаях ПС, эксплуатируемое в нормальных условиях, подвергается техническому обслуживанию согласно графику ППР или иному документу, регламентирующему техническое обслуживание. Из этого можно сделать вывод, что экспертизе промышленной безопасности иногда подвергаются ПС, ни разу не прошедшие капитально-восстановительного или полнокомплектного ремонта (таких записей в паспортах ПС не было обнаружено). РД 10-112-96 «Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы», устанавливающий общие требования к периодичности, организации и методам обследования машин с истекшим нормативным сроком службы для определения возможности их дальнейшей эксплуатации, утратил силу. На сегодняшний день отсутствуют нормативные документы, регламентирующие проведение ЭПБ ПС. При отсутствии действующих нормативных документов по оценке технического состояния ПС, отработавших нормативный срок службы, перед экспертными организациями стоит проблема определения объема проведения ЭПБ ПС, если ПС не подвергалось восстановительному ремонту. Выводы: для определения процедуры оценки технического состояния ПС по истечении нормативного срока службы органам Ростехнадзора совместно с головными организациями по краностроению необходимо разработать нормативные документы, регламентирующие объем работ по ЭПБ ПС, либо распространить действие требований, изложенных в подпункте «г» главы 260 Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (приказ ФСТН № 533 от 12 ноября 2013 года), и на подпункт «б».

Данные предложения появились в результате опыта работы по ЭПБ ПС специалистов ООО «Городской центр экспертиз - Север», г. Санкт-Петербург, и ООО «Промэкспертиза», г. Петрозаводск, и согласно Правилам безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (приказ ФСТН № 533 от 12 ноября 2013 года). Их цель - упорядочить процесс экспертизы ПС и привести его в соответствие с нормативными документами по безопасности.

Литература: 1. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». 2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 533 от 12 ноября 2013 года).

Скачать и распечатать публикацию

Когда нужна экспертиза ПС

Довольно часто техническая грамотность лиц, «ответственных за производственный контроль» на предприятиях, намного ниже, чем у людей, которые занимаются обслуживанием и эксплуатацией подъемных сооружений. Это значит, что так называемые специалисты назначаются по принципу «чтобы были». Они по старинке ждут, когда придут эксперты, найдут множество дефектов и несоответствий в конструкции крана и его эксплуатации, а потом дадут почти три месяца на устранение выявленных повреждений и выдадут положительное заключение. Причем о большинстве дефектов, как впоследствии выясняется, заказчик осведомлен, но не торопится их устранять до получения дефектной ведомости. Можно много рассуждать по поводу различий ПБ 10-382-00 [1] и Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности [2], но одно несомненно: новые Правила [2] предназначены в основном для персонала, занятого эксплуатацией подъемных сооружений. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности [2] четко определяют принципы безопасности подъемного сооружения, одним из которых является соответствие заявленного изготовителем фактического срока службы подъемного сооружения (ПС), исчисляемого с момента его изготовления, если фактический срок службы не продлевался по результатам проведения экспертизы промышленной безопасности. Данное требование содержится в пункте 10 (д) Правил [2]. Это является основанием для проведения экспертизы промышленной безопасности подъемного сооружения. Также обратимся к разделу III пункта 23 (а) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности [2]. Он гласит, что организация, эксплуатирующая ОПО с подъемными сооружениями, должна «поддерживать эксплуатируемые ПС в работоспособном состоянии, соблюдая графики выполнения технических освидетельствований, технического обслуживания и планово- предупредительных ремонтов, а также не превышать срок службы (период безопасной эксплуатации), заявленный изготовителем в паспорте ПС без наличия заключения экспертизы промышленной безопасности о возможности его продления». Другими словами, нет ОПО - нет экспертизы, и это приятный момент для владельца подъемного сооружения. Еще один такой момент - пункт 264 Правил [2], который говорит, что экспертиза промышленной безопасности проводится для подъемных сооружений, которые подлежат учету в Ростехнадзоре. На этом все приятное для владельца заканчивается. Раздел VII пункта 260 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности [2] устанавливает, согласно Федеральному закону № 116-ФЗ [3], необходимость экспертизы промышленной безопасности для подъемных сооружений, у которых истек срок службы, была проведена реконструкция, замена материалов несущих элементов либо восстановительный ремонт после аварии или инцидента с повреждением подъемного сооружения. Какой из этого можно сделать вывод? Экспертиза нужна, если вышел срок службы ПС или была произведена реконструкция или ремонт несущих конструкций. А теперь об ответственности. Пункт 138 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности [2] определяет порядок пуска в работу подъемных сооружений. Решение о пуске в работу выдается специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, с записью в паспорте подъемного сооружения. Следовательно, вся ответственность за последствия эксплуатации ПС, то есть крана, лежит на этом «лице». И если уголовная ответственность не прописана в Правилах [2], это не означает, что ее нет. В заключение несколько слов по поводу порядка проведения экспертизы. Экспертиза промышленной безопасности выполняется в соответствии с «Программой проведения экспертизы промышленной безопасности», согласованной с заказчиком, где прописан перечень работ при осуществлении экспертизы, сроки выполнения и методики обследования.

  1. ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» (не действуют).
  2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора 12 ноября 2013 года № 533.
  3. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Скачать и распечатать публикацию

Проведение экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений, не подлежащих учету в Ростехнадзоре

Управление общепромышленного надзора рассмотрело обращение, поступившее по Информационным системам общего пользования по вопросам проведения экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений.

Статьей 7 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определено, что обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В случаях, если Техническими регламентами не установлены иные формы оценки соответствия технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к таким техническим устройствам, то они подлежат экспертизе промышленной безопасности по позициям, установленным в п.2 статьи 7 вышеуказанного Федерального закона.

Положения Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533, зарегистрированным в Минюсте России 31.12.2013, № 30992, (далее - Федеральные нормы и правила), распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения.

В соответствии с требованиями п. 264 Федеральных норм и правил экспертиза промышленной безопасности проводится для подъемных сооружений, которые подлежат учету органами Ростехнадзора, при этом подъемные сооружения, не подлежащие учету, перечисленные в пункте 148, экспертизе промышленной безопасности не подлежат.

Также учитывается, что подъемные сооружения в комплекте (оснащении) зданий и сооружений, используемых при эксплуатации опасных производственных объектов, учитываются при проведении экспертиз промышленной безопасности опасных производственных объектов, зданий и сооружений, в которых они размещаются (согласно комплектности).

При осуществлении на опасном производственном объекте работ по транспортированию, погрузке, разгрузке опасных веществ с применением подъёмных сооружений, как подлежащих учету, так и не подлежащих учету, должны соблюдаться положения указанных Федеральных норм и правил, а также иных нормативных актов, в том числе требований по погрузке, разгрузке транспортных средств, установленных соответствующими стандартами, правилами перевозок опасных грузов, и иными документами, соблюдение которых позволяет обеспечивать безопасность на опасном производственном объекте.

Следует также учитывать, что в соответствии с требованиями п.23 Федеральных норм и правил организация (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующая опасный производственный объект с подъемными сооружениями (без выполнения собственными службами работ по их ремонту, реконструкции или модернизации), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии подъемных сооружений и поддерживать их в работоспособном состоянии, соблюдая графики выполнения технических освидетельствований, технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов, а также, учитывая сроки службы (период безопасной эксплуатации), заявленные изготовителем в паспорте подъемного сооружения, не допускать эксплуатацию без наличия заключения экспертизы промышленной безопасности как основания для принятия решений о возможности их продления.

Вместе с тем, основные требования к объектам и к техническим устройствам, на них применяемым, как правило обосновываются и определяются, с учётом особенностей технологических процессов, факторов опасностей и анализа рисков при эксплуатации объектов, в проектной и проектно-конструкторской документации, с подтверждением принятых решений, в установленных случаях, результатами соответствующих испытаний, расчётов, экспертиз, процедур сертификации, и иных необходимых и достаточных по условиям безопасности мероприятий, с учётом нормативных требований, а также указаний, содержащихся в технических заданиях, технических условиях, стандартах, и иных документах, регламентирующих условия проектирования, изготовления, приёмки, поставки, ремонтов, монтажа, обслуживания оборудования.


Смотрите также