История становления и развития органов безопасности россии


ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ

Анализ процессов становления и развития российской государственной службы

Казначейство прошло длинный и сложный путь развития. Его история неотделима от истории развития Российского государства в целом. Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси...

Анализ процессов становления и развития российской государственной службы (на примере Федерального казначейства Российской Федерации)
1.1 История развития казначейской системы в России

Казначейство прошло длинный и сложный путь развития. Его история неотделима от истории развития Российского государства в целом. Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси...

Государственное управление в сфере внутренних дел
2.1 История становления и развития органов внутренних дел в России

Вопросам развития органов внутренних дел посвящены многочисленные исследования, в рамках данной работы автор ограничивается рассмотрением становления органов внутренних дел в их современном виде. В связи с распадом СССР в феврале 1992г...

Исполнение наказания в виде лишения свободы
1.2 История развития пенитенциарной системы России

Уголовно-исполнительное законодательство и пенитенциарные учреждения в России возникают в период образования и укрепления русского централизованного государства. Основным источником права этого периода были Судебники 1497 и 1550 гг...

История становления и развития судебной власти в России
§1. История развития судебной системы в России до 1917 года

Науке на сегодняшний день неизвестно, когда возник первый суд. По всей видимости, люди вначале сами разрешали все свои конфликты, а затем для этой цели стали приглашать третье, независимое лицо...

История страхования в России
1. История появления и развития системы социального страхования в России

Рассмотрев особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования...

Организация контроля товаров и транспортных средств
Глава 1. История развития таможенного дела в России и формирование современной системы таможенных органов

...

Органы обеспечения безопасности
Глава 1. История развития и общее понятие органов обеспечения безопасности в России

...

Органы предварительного следствия
1.1 История развития органов предварительного следствия в России

Как известно, в зависимости от того, в какой форме производится предварительное расследование, оно осуществляется или органом предварительного следствия, или органом дознания...

Основные тенденции и направления развития пенитенциарной системы в России
1.1 История развития пенитенциарной системы в России

Для рассмотрения данной темы необходимо начать с истории, так...

Парламентаризм как система осуществления государственной власти в Российской Федерации
1. История становления и развития представительных органов в России

...

Приемная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей
ГЛАВА 1. История становления и развития системы приемной семьи в России

приемная семья правовое...

Роль нотариуса в сделках с недвижимостью
1.2 История развития системы нотариата в России до 1917 г.

История нотариата в Российском государстве ведет свое начало с XV в. История российского нотариата довольно богата и разнообразна. Многое было заимствовано из зарубежного нотариата...

Система государственного управления в сфере социального обеспечения
Глава 1. История развития системы социального обеспечения в дореволюционной России

...

Учреждения и органы, исполняющие наказания
1.1 История создания и развития учреждений и органов, исполняющих наказания в России

Социально-экономическими предпосылками возникновения исполняющих наказания учреждений и органов в России предстали экономические возможности их строительства и содержания...

Особенности развития органов государственной безопасности

Особенности развития органов государственной безопасности

Завершение войны и начало работ по восстановлению разрушенного народного хозяйства внесли изменения в содержание деятельности органов государственной безопасности и внутренних дел.

Основные изменения в деятельности органов государственной безопасности и внутренних дел в период с 1945 по 1953 г. состояли в следующем. В марте 1946 г. НКВД СССР и НКГБ СССР преобразуются соответственно в МВД СССР (возглавил генерал-полковник С. Круглов) и МГБ СССР (В. Абакумов).

В связи с тем, что МВД СССР главным образом стало заниматься строительством особо важных государственных объектов и организацией производства, основанного на труде заключенных, милиция, уголовный розыск и внутренние войска (части оперативного предназначения) с 1949 по 1953 г. находились в составе МГБ СССР.

В августе 1950 г. МГБ СССР осуществило реорганизацию Главного управления милиции, которое стало состоять из трех управлений:

– Управление милицейской службы (охрана общественного порядка и безопасности в стране, проведение административных мероприятий по исполнению законов и распоряжений центральных и местных органов власти, регулирующих управление в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью);

– Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией;

– Управление уголовного сыска.

Аналогичные организационные изменения были произведены в нижестоящих структурах.

В октябре 1952 г. решением Правительства СССР на милицию была возложена охрана некоторых учреждений и промышленных предприятий, а также торговых объектов. В связи с этим в составе Управления милицейской службы был организован Отдел вневедомственной наружной сторожевой охраны и соответствующие подразделения на местах.

В январе 1954 г. органы госбезопасности были выведены из системы МВД, а Главное управление лагерей (ГУЛАГ) из Министерства юстиции СССР возвращено в состав МВД СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1955 г. образован Комитет государственной безопасности при Совете министров СССР (КГБ СССР).

В связи с реализацией курса на расширение прав республик решением Совета министров СССР от 11 апреля 1955 г. было образовано Министерство внутренних дел РСФСР во главе с Н. П. Стахановым.

В конце 50-х гг. партийно-государственным руководством СССР была реанимирована идея привлечения населения к отправлению отдельных государственных функций. Одной из ее организационно-правовых форм явились добровольные народные дружины (ДНД) по охране общественного порядка, которые стали повсеместно создаваться с ноября 1958 г.

В целом на изменение компетенции и структуры органов внутренних дел и государственной безопасности значительное влияние оказало в тот период то обстоятельство, что сильнейшие проявления произвола и беззакония, допущенные советским тоталитарным режимом, связывались именно с этими органами.

Следующая глава

История отечественных органов государственной безопасности

21 сентября 2016 г. 10:58:48

https://osfsb.ru/press-center/...

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТРЕБУЕТ КАЧЕСТВЕННОЙ ПЕРЕОЦЕНКИ...

31 ДЕКАБРЯ 2015 ГОДА ПРЕЗИДЕНТ ВЛАДИМИР ПУТИН УТВЕРДИЛ УКАЗОМ № 683 СТРАТЕГИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В КОТОРОЙ СРЕДИ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ УКАЗАНЫ «ПОПЫТКИ ФАЛЬСИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ И МИРОВОЙ ИСТОРИИ». ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ - ПРОБЛЕМА НЕ НОВАЯ, СТОЛЕТИЯМИ ТАЙНЫЕ И ЯВНЫЕ НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛИ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАЛИ ИЗВРАЩЕННУЮ ТРАКТОВКУ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ КАК СПОСОБ НАНЕСТИ УРОН АВТОРИТЕТУ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ, И ВНУТРИ СТРАНЫ. ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ МИШЕНЕЙ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ ПРОТИВ ЦАРСКОЙ, СОВЕТСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РОССИИ БЫЛИ И ОСТАЮТСЯ ЕЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Александр КАЛГАНОВ

Против искажения российской истории выступали многие русские ученые, в том числе Михаил Ломоносов и Василий Татищев, - последний так характеризовал летописца Нестора и его труды: «Нестор преподобный видно довольно, что немного учен был... все манускрипты, колико я в руках моих имел, хотя Несторово начало имеют, но в продолжении ни един с другим не сходен: в одном то, в другом другое прибавлено или сокращено; иное пропущено или потеряно; инде обстоятельство невероятное прибавлено».

Достижению истины нередко мешало и личное предвзятое отношение исследователей к тем или иным историческим персонам. 

Так, укоренилось мнение о беспримерной и неоправданной жестокости первого русского царя Ивана Грозного, якобы утопившего в крови всю страну, которое с удовольствием поддерживают все недруги России, объясняющие опричный террор в правление Грозного свойствами «русской души».

Речь идет об эпохе Средневековья, когда в «просвещенной» Европе буйствовала инквизиция, и человеческая жизнь не стоила и гроша. 

Только в Испании в период с 1481 до 1498 года было сожжено на кострах инквизиции около 8800 человек. 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея, католики во Франции устроили массовую резню гугенотов, убив за ночь около 40 тысяч человек, большинство из которых составляли женщины и дети. В правление английского короля Генриха VIII было повешено около 80 тысяч бродяг - разорившихся крестьян и ремесленников. 16 февраля 1658 года «Святая инквизиция» приговорила к смерти всех жителей Нидерландов, и герцог Альба во главе испанских войск уничтожал население целых городов, количество убитых голландцев достигло 90 тысяч человек. Знаменитый король-рыцарь Ричард Львиное Сердце, захватив одну из сарацинских крепостей, остался неудовлетворен захваченными трофеями и приказал вспороть животы нескольким сотням жителей, чтобы посмотреть, не проглотили ли они драгоценности.

Запись в монастырском Синодике опальных людей, вписанных по указу Ивана Грозного

Таким образом,  достоверно известно, что в правление Ивана Грозного было казнено ВСЕГО около 4 тысяч человек (включая жителей разоренного Великого Новгорода) . Эта цифра, конечно, не оправдывает царя, отдававшего приказы о массовых убийствах невинных людей, но вместе с тем лишает его лавров главного злодея Ев¬ропы.

Неразрывной частью образа «дикой и беззаконной» страны времен Ивана Грозного стали опричники, демонстрировавшие «собачью преданность» царю в борьбе с «изменой», что некоторые историки посчитали достаточным основанием для провозглашения опричного войска первым органом безопасности России.

С этого ошибочного утверждения начались искажения в истории отечественных специальных служб (которые правильнее было бы, исходя из характера их деятельности, называть секретными службами) - многие авторы, не разбираясь в сущности обеспечения безопасности государства, свели ее к единственной карательной функции, как будто не существовало ни разведки, ни контрразведки, ни защиты государственной тайны.

Также некоторые историки неверно истолковали причины создания царем Алексеем Михайловичем Приказа тайных дел, проведя неуместную аналогию с деятельностью Преображенского приказа и Тайной канцелярии. На самом деле, в отличие от органов государственной безопасности времен Петра I, Приказ тайных дел редко и только по поручениям главы государства занимался расследованием дел об особо важных преступлениях. В отличие от всех других приказов у Приказа тайных дел даже не было собственного места для заключения задержанных.

-обеспечение справедливого рассмотрения поступавших на царское имя челобитных о коррупции чиновников; 

-контроль за деятельностью других учреждений; 

-организация деятельности государственных хозяйств и предприятий; 

-руководство системой безопасности государства  

-выполнение разнообразных личных заданий Алексея Михайловича. 

Тайный дьяк и подьячие были наделены  правом выступать в официальных и тайных переговорах от имени царя.  Их главными задачами были получение полной и достоверной информации о положении внутри страны и за ее пределами и защита интересов Российского государства всеми возможными средствами.

Сразу после смерти Алексея Михайловича Приказ тайных дел поспешили упразднить. Отсутствие органа контроля за внутриполитической ситуацией явилось одной из причин успешного заговора, результатом которого стал стрелецкий бунт - фактически военный переворот - несколько месяцев столица находилась в руках мятежных стрельцов во главе с князьями Хованскими.

Все три императора являлись сторонниками распространившихся в обществе идей о том, что сложившаяся система политического сыска приносит больше вреда, чем пользы, но вместо того, чтобы заняться ее модернизацией, предпочитали игнорировать вопросы обеспечения государственной безопасности. 

По тому же пути позднее пошел Николай II, фактически запретивший «по моральным соображениям» придание в России военной контрразведке функции политического сыска. 

В результате армия в условиях боевых действий оказалась наводнена агентами иностранных разведок и революционными агитаторами, о чем с горечью писали в мемуарах бывшие сотрудники царских спецслужб.  Само вынужденное отречение последнего российского императора от престола стало итогом заговора с участием высокопоставленных военачальников.

В период революционного террора конца XIX - начала XX века многие представители российской интеллигенции рукоплескали «героям», убивавшим царских чиновников, а заодно с ними и попавших под руку обывателей. Сами понятия добра и зла как будто поменялись местами.

Так, известный издатель А.С. Суворин 

записал в дневнике разговор, состоявшийся у него с Ф.М. Достоевским вскоре после взрыва, произведенного террористом Халтуриным в Зимнем дворце:

Ф.Д.: «Представьте себе, что мы с Вами стоим у окон магазина Дациано и смотрим картины. Около нас стоит человек, который притворяется, что смотрит... Вдруг поспешно подходит к нему другой человек и говорит: «Сейчас Зимний дворец будет взорван. Я завел машину». Мы это слышим... Пошли бы мы в Зимний дворец предупредить о взрыве или обратились к полиции, городовому, чтобы он арестовал этих людей? Вы пошли бы?» 

А.С: «Нет, не пошел бы...»

Ф.Д.: «И я не пошел бы. Почему? Ведь это ужас. Это преступление... Просто боязнь прослыть доносчиком... Разве это нормально, оттого все и происходит, и никто не знает, как ему поступить не только в самых трудных обстоятельствах, но и в самых простых».

Российское общество конца XIX века вместо того, чтобы объединиться перед лицом террористической угрозы, как будто начало жить по неписанным законам уголовного мира, оказывая поддержку не государству, а его врагам. В будущем многие заплатили за эту трагическую ошибку своими жизнями, пав жертвами революционного хаоса и беззакония.

После государственного переворота февраля 1917 года одним из первых шагов Временного правительства стало упразднение Департамента полиции Министерства внутренних дел, центрального звена органов государственной безопасности, и Отдельного корпуса жандармов.

Начав с разрушения системы обеспечения безопасности царской Рос¬сии, Временное правительство не смогло справиться со сложной внешне- и внутриполитической ситуацией и еще больше подтолкнуло страну к гибели. Неспособность пришедших к власти политиков управлять государством вскоре стала очевидна: бывшая Российская империя разваливалась на глазах. В конце августа 1917 года занимавший должность Верховного главнокомандующего генерал от инфантерии Л.Г. Корнилов поднял мятеж с целью «сохранения великой России», а в октябре того же года Временное правительство было свергнуто новыми политическими силами во главе с В.И. Ульяновым (Лениным), который прекрасно представлял себе, что «всякое государство лишь тогда чего-нибудь стоит, если оно может защищаться».

Новое правительство, опираясь на органы государственной безопасности - Всероссийскую чрезвычайную комиссию и чрезвычайные комиссии на местах - смогло сделать невозможное: сохранить и защитить страну в условиях мировой и Гражданской войн и интервенции бросившихся на растерзание России с Запада и Востока английских, французских, американских и японских оккупационных войск.

Органы федеральной службы безопасности не случайно ведут свою историю со дня образования Всероссийской чрезвычайной комиссии при Совете народных комиссаров РСФСР -здесь нет никакой идеологической подоплеки, а только значимые для истории Отечества факты: в течение 1917-1920 гг. в России была создана первая полноценная специальная служба, к компетенции которой были отнесены разведка, контрразведка, защита государственной тайны, борьба с терроризмом, охрана руководителей государства, и ни в одной стране в мире в то время не было такой же высокоэффективной и развитой системы обеспечения государственной безопасности.

К сожалению, в советское время были незаслуженно опорочены учреждения и государственные деятели обеспечивавшие безопасность Российской империи. Резко отрицательный характер приобрели слова и словосочетания «охранка», «жандармы», «политический сыск», «политический розыск», которые сами по себе должны были внушать ужас и свидетельствовать о жестокости и несправедливости соответствующих государственных органов. На самом деле, ни охранные отделения, ни жандармские управления не обладали репрессивными полномочиями, их задачей был сбор информации об угрозах безопасности и при необходимости задержание преступников с последующей передачей их судебным органам.

Бывший начальник Кишиневского, Донского, Варшавского и Московского охранных отделений П.П. Заварзин, находясь в эмиграции во Франции, писал в своих воспоминаниях в 1930 году: «Под понятием «политический розыск» подразумеваются действия, направленные к выяснению существования революционных и оппозиционных правительству партий и групп, а также готовящихся различных выступлений, как то: убийств, грабежей, называемых революционерами «экспроприациями», пропаганды, шпионажа в пользу иностранных государств и организации всевозможных выступлений, нарушающих порядок и экономическую жизнь страны. Розыск по политическим преступлениям одно, а возмездие по ним совершенно другое, почему никаких карательных функций у политического розыска не было, а осуществлялись они судебными или административными инстанциями».

Обычной практикой в советской историографии стало замалчивание преступлений разного рода революционеров, любые злодеяния которых неизменно оправдывались «борьбой за великую идею». Одновременно вырывались из исторического контекста и извращались факты о деятельности учреждений и лиц, противодействовавших развалу российского государства. Умышленно очернялись имена и преуменьшались заслуги выдающихся руководителей и сотрудников органов государственной безопасности царской России, таких как: А.Х. Бенкендорф, М.Т. Лорис-Меликов, Г.П. Судейкин, СВ. Зубатов и другие.

Граф А.Х. Бенкендорф

Эти люди видели свою цель в служении России на благо всего российского народа.

Так, заняв должность шефа жандармов, А.Х. Бенкендорф направил подчиненным инструкцию следующего содержания:

«Стараясь выполнить в точности Высочайше возложенную на меня обязанность и тем самым споспешествовать благотворительной цели Государя Императора и отеческому Его желанию утвердить благосостояние и спокойствие всех в России сословий, видеть их охраняемыми законами и возстановить во всех местах и властях совершенное правосудие, поставляю вам в непременную обязанность, не щадя трудов и заботливости, свойственных верноподданному, наблюдать по должности вашей следующее:
Органы безопасности современной демократической России построены на принципах законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и гражданина.

В конце 1980-х - начале 1990-х годов, когда «единый, могучий Советский Союз» начал распадаться на отдельные республики, в средствах массовой информации, поддерживавших процесс развала СССР, была развязана массированная кампания по дискредитации советских органов государственной безопасности, сотрудников которых призывали к покаянию за преступления времен правления Сталина. Цель этой кампании была очевидна: подорвать доверие общества к КГБ СССР и тем самым парализовать его работу. На собрании представителей подразделений центрального аппарата Комитета 23 февраля 1990 года было принято «Обращение к Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Верховного Совета СССР М.С. Горбачеву, Верховному Совету СССР и народным депутатам СССР», в котором, в частности, говорилось:

«В чекистских коллективах выражается недоумение по поводу того, что руководящие органы страны, располагая упреждающей информацией о назревающих негативных явлениях, явно запаздывают с принятием жизненно важных политических решений, проявляют медлительность и нерешительность, не используют силу действующих ныне законодательных актов. Затягивается принятие ряда важных для общества законов, в том числе по вопросам усиления борьбы с организованной преступностью, о Комитете государственной безопасности СССР, о преступлениях против государства, о преступлениях против мира и безопасности человечества. Отсутствие этих законов лишает правовой основы борьбу с наиболее опасными формами организованной преступности, коррупцией, с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности, не позволяет эффективно обеспечивать безопасность государства и граждан... Мы решительно заявляем, что нынешнее поколение сотрудников госбезопасности служит интересам своего народа и не имеет ничего общего с преступлениями времен сталинизма, безоговорочно, как все честные люди, их осуждает. Мы твердо стоим на позициях неукоснительного соблюдения закона, уважения к человеческой личности, торжества социальной справедливости...».

Снова, как и накануне краха Российской империи, политические деятели, нацеленные на уничтожение государства, занялись травлей отечественных органов безопасности, стали призывать к их упразднению, используя в качестве аргумента тему сталинского террора конца 1930-х годов. Никого не смущало, что главным исполнителем массовых репрессий были органы внутренних дел во главе с НКВД СССР, самостоятельных органов государственной безопасности в то время не существовало - Главное управление государственной безопасности было лишь одним из подразделений названного Наркомата (аналогичная структура, кстати, была в Российской империи, где Департамент (государственной) полиции входил в состав Министерства внутренних дел, но ему не ставили в вину деятельность всего министерства). Комитет государственной безопасности не только был создан после смерти Сталина, но и, без преувеличения, являлся одной из самых законопослушных организаций в СССР.

Органы безопасности современной демократической России построены на принципах законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и гражданина. Никакая идеология не определяет их деятельность, их предназначение -надежно обеспечивать защиту от современных угроз Российского государства, общества и каждого гражданина.

Но органы федеральной службы безопасности возникли не на пустом месте. Во все времена сотни тысяч преданных Родине людей боролись против подрывной деятельности враждебных государств и террористических организаций, многие отдали жизнь ради мирного будущего нашей страны.

Наш долг восстановить их честные имена, рассказать обществу об их победах в сражениях тайной войны, которую ведут против России на протяжении столетий.

Источник:  https://cont.ws

Понравилась статья? Поделись!


Смотрите также