Культура безопасности жизнедеятельности


Культура безопасности жизнедеятельности - Стр 3

туаций и аварий, четкую регламентацию действий, особенно связанных с высокими рисками, контроль за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, охрану труда.

При формировании корпоративной культуры безопасности жизнедеятельности большое значение для обеспечения безопасности организации имеет применение таких приемов, как:

передача новых знаний, организация информирования и обучения персонала безопасному поведению и правильному выполнению работы;

поддержка мотивации безопасной работы у подчиненных; порицание работников равнодушных к вопросам личного участия в повы-

шении безопасности на рабочих местах (участках); внимательное отношение к проблемам подчиненных;

терпимое отношение к работнику, непроизвольно совершившему ошибку, оказание помощи в анализе причин неправильного действия и т.д.

И, наконец, не вызывает сомнения то, что именно система социальных и государственных ценностей и приоритетов является фактором, образующим систему обеспечения безопасности жизнедеятельности. Поэтому необходимо рассматривать КБЖ и на общественно-государственномуровне.

На этом уровне развитие КБЖ должно осуществляться путем формирования социального сознания в области безопасности жизнедеятельности, развития нормативного правового поля, проведения политики обеспечения безопасности общества и человека, природной и техногенной сфер, развития науки, снижения рисков и защиты от чрезвычайных ситуаций, привле- чения религиозных институтов, совершенствования системы духовно-нрав-ственного и патриотического воспитания, пропаганды, социальной рекламы, общественного и государственного стимулирования в области безопасности жизнедеятельности, страховых механизмов обеспечения безопасности и др.

Социальные ценности, формируемые на общественно-государственномуровне, можно объединить в несколько основных групп.

Во-первых,это ценности личности как гражданина своей страны. Главными составляющими этой группы должны быть: патриотизм, верность Конституции Российской Федерации, готовность служить Отечеству, уважение к законам государства, нормам права и общественной морали, национальное самосознание, гордость за принадлежность к России, уважение национальных чувств, языка и культуры народов России,религиозно-конфессиональ-ная терпимость, высокая культура поведения, этика общения и др.

Вторую группу составляют профессиональные ценности. Это, прежде всего, высокое профессиональное мастерство, профессиональная культура, служебная компетентность, стремление осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне, высокая дисциплина и организованность, чувство профессиональной чести и достоинства.

Третья группа — общечеловеческие ценности. Их содержание составляют научно-мировоззренческиезнания и представления граждан о противоре- чивом, но целостном и взаимосвязанном мире. Важными из них являются: решительное осуждение всех форм человеконенавистничества, расизма, нацио-

studfiles.net

3. Пути формирования и составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности

Итак, можно назвать такие составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности:

- на индивидуальном уровне - это мировоззрение, нормы поведения, индивидуальные ценности и подготовленность человека в области безопасности жизнедеятельности ;

- на коллективном уровне -корпоративные ценности, профессиональная этика и мораль, подготовленность персонала в указанной области;

- на общественно-государственном уровне - традиции безопасного поведения, общественные ценности, подготовленность всего населения в сфере безопасности жизнедеятельности.

Наше министерство на протяжении всего времени своего существования, а особенно активно - в течение последних десяти лет, уделяет значительное внимание вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности на всех уровнях. Примерный перечень методов и средств ее формирования у населения страны, который активно использует МЧС России при поддержке специалистов Минобнауки России и других федеральных органов исполнительной власти, можно свести к следующему.

- На индивидуальном уровне - семейное воспитание, обучение и воспитание в ходе проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), подготовка учащихся в кадетских корпусах, школах, классах, центрах, полевых лагерях, а также в общественных движениях.

- На коллективном уровне -развитие системы корпоративных ценностей, профессиональной этики и морали, подготовка персонала потенциально опасных и других объектов.

- На общественно-государственном уровне - проведение государственной политики, развитие общенациональной идеологии безопасности, нормативной правовой базы, научно-техническая деятельность в области управления рисками, социальная реклама безопасности. Как видим, формирование культуры безопасности жизнедеятельности носит глобальный характер, имеет многоаспектное значение. Отсюда деятельность по формированию культуры безопасности должна носить системный, междисциплинарный и межведомственный характер.

Особую роль в этом играют мероприятия по разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Что касается формирования в КБЖ объектом начального (индивидуального) уровня целесообразно рассматривать личность. Ее качества служат определяющими факторами предотвращения угроз и развития опасных и чрезвычайных ситуаций, минимизации их негативных последствий. А доминанта безопасного поведения коллективов, социальных групп и общества в целом в значительной степени определяется личностными качествами составляющих их людей.

Высший уровень формирования КБЖ - общество и государство, а системообразующий фактор обеспечения безопасности - социальные и государственные ценности и приоритеты.

На каждом уровне можно выделить наиболее существенные элементы культуры безопасности жизнедеятельности, методы и средства ее формирования. См. Таблица 1.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности

Уровни

Элементы

Методы и средства

Индивидуальный

Мировоззрение

Нормы поведения

Индивидуальные ценности

Подготовленность в области безопасности

Воспитание и обучение в:

- семье;

- учреждениях общего

и профессионального образования в рамках общеобязательных курсов ОБЖ и БЖД;

- кадетских корпусах, школах, классах;

- центрах, полевых лагерях;

- общественных организациях и движениях

Коллективный

Корпоративные ценности

Профессиональные этика и мораль

Подготовленность персонала в области безопасности

Развитие системы корпоративных

ценностей

Воспитание и обучение

Обучение персонала потенциально опасных объектов

Общественно-государственный

Нормативно-правовое регулирование Государственное управление

Традиции и ценности безопасной жизнедеятельности

Подготовленность населения в области безопасности

Совершенствование нормативно-правовой базы

Реализация государственной политики

Научно-техническая деятельность в области управления рисками

Развитие общенациональной идеологии безопасности Социальная реклама безопасности

Система подготовки в области ГО и защиты от ЧС

Ведущую роль по организации формирования КБЖ в соответствующих сферах должны взять на себя федеральные органы исполнительной власти. МЧС России, Минтранс России и МВД России, Минприроды России, Минздравсоцразвития России и Минспорттуризм России, Минэнерго, Минпромторг России, Минсвязи России.

При этом решающий вклад в формирование КБЖ призвано внести Минобрнауки России. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

- ключевым звеном формирования КБЖ является обучение, которое наиболее эффективно в детском и юношеском возрасте. Обучение неразрывно связано с воспитанием, и проводятся они наиболее интенсивно и всеохватывающе в образовательных учреждениях дошкольного, общего и профессионального образования, деятельность которых в конечном счете подведомственна Минобрнауки России;

- обучение в интересах формирования КБЖ в образовательных учреждениях уже сейчас осуществляется в рамках курса ОБЖ и дисциплины БЖД;

- осуществляя надзор за лицензированием образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, Минобрнауки России имеет возможность содействовать решению вопросов формирования культуры безопасности жизнедеятельности граждан и в ходе их трудовой деятельности, так как повышение квалификации проходят практически все работающие.

Таким образом, Минобрнауки России в состоянии влиять на качество и интенсивность воздействия на всех членов общества и практически на протяжении всей жизни человека как в целях получения ими знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности, так и в целях воспитания внутренней осознанной потребности следовать существующим нормам и правилам безопасного поведения.

Говоря о формирования КБЖ в сфере полномочий МЧС России, то есть о формировании культуры безопасности в области гражданской защиты, необходимо отметить, что около 80% ЧС техногенного характера и пожаров обусловлено человеческим фактором. При этом только 30% из этого числа ЧС и бытовых пожаров связано с психологическим, эмоциональным состоянием и усталостью человека, а остальные – с недостаточной обученностью и низкой культурой.

Реализуя мероприятия по формированию культуры безопасности в области гражданской защиты, МЧС России учитывает не только те угрозы, которые напрямую ведут к гибели человека, но и те, которые нарушают, ослабляют или создают предпосылки к деградации системы обеспечения безопасности в этой области.

Сегодня совершенствование системы обеспечения безопасности в области гражданской защиты осуществляться посредством: совершенствования правового обеспечения и административного воздействия; внедрения научно-технических достижений в интересах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также пожаров; формирования культуры безопасности в области гражданской защиты.

Основными направлениями формирования КБЖ в сфере деятельности МЧС России являются: формирование государственной политики в этой области; обучение всех категорий населения в области гражданской защиты; духовно-нравственное, психологическое и патриотическое воспитание; надзор и контроль за формированием культуры безопасности в области гражданской защиты.

Пути реализации основных направлений КБЖ населения в сфере полномочий МЧС России показаны ниже:

studfiles.net

Культура безопасности жизнедеятельности.

С развитием техногенной культуры и в ситуации, которая оценивается как период глобального кризиса цивилизации, все более актуальными становятся вопросы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения.  Очевидным становится тот факт, что деятельность по недопущению грядущего общепланетарного кризиса не может ограничиваться только нормативными правовыми, организационно-техническими и образовательными мероприятиями.

Культура безопасности человека – уровень потребности личности в получении и применении знаний для обеспечения безопасности, в постоянном совершенствовании умений и навыков при реализации человеко- и природно-защитной деятельности.

Обеспечение безопасности окружающей среды должно стать приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Данная задача может быть решена путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения.

Важное значение приобретает и научное обоснование создания системы противодействия опасностям и угрозам современного мира. Для этого, прежде всего следует выделить компоненты и качества личности, влияющие на степень сформированности культуры безопасности жизнедеятельности.

По выражению культуролога Гарри Триандиса (Harry C. Triandies) «культура является одним из тех определений, которые всегда присутствуют в работе социальных исследователей, но которые определяются таким количеством различных способов, что консенсус и не предвидится».  Проанализировав ряд источников отечественных и зарубежных авторов, можно определить, культуру безопасности жизнедеятельности как способность пользоваться знаниями и умениями в практической деятельности, можно утверждать, что культура безопасности жизнедеятельности включает в себя знания, мировоззрение и, как следствие, безопасный тип поведения.

Основываясь на этом, можно предположить, что культура безопасности жизнедеятельности включает:

  • вопросы обеспечения собственной безопасности, безопасности окружающих людей, природной среды;

  • умения и навыки безопасного поведения;

  • знание способов и средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях,

  • совокупность экологических и природоохранных представлений являются основой снижения рисков жизнедеятельности людей.

Существенным фактором является подготовленность человека, уровень знаний, умений и навыков. Не вызывает сомнения, что глубина и прочность усвоения способов и средств защиты от опасных и чрезвычайных ситуаций, развития умений и навыков безопасного поведения в различных условиях является основой снижения рисков жизнедеятельности людей.

Рассматривая структуру культуры безопасности жизнедеятельности человека следует отметить, что она включает в себя: компоненты деятельности, свойства личности и приоритетные направления базовой культуры личности. Охарактеризуем состав и содержание данных составляющих культуры безопасности человека. С учетом структуры деятельности содержание культуры безопасности жизнедеятельности по параметру «компоненты деятельности» включает в себя:

  • мотивацию;

  • знания, представления, образы;

  • умения, навыки, практический опыт;

  • творчество;

  • самоконтроль.

Под мотивацией мы понимаем стремление предвидеть и предупредить вредные и опасные факторы, преодолеть с наименьшими потерями (если предупредить не удалось), уменьшить отрицательные последствия вредных и опасных факторов. А также стремление человека к овладению системой знаний о безопасности, совершенствованию практического опыта, личностных качеств для безопасной жизнедеятельности, творческому самостоятельному применению правил и норм безопасности, совершенствованию готовности к самоконтролю в опасных ситуациях.

Знания, представления, образы в структуре культуры безопасности представляется нам как система достоверных научных знаний о видах вредных и опасных факторов жизнедеятельности, причинах их возникновения, характере их влияния на человека, о типичных ошибках людей при столкновении с опасными и вредными факторами, о содержании и последовательности действий при профилактике и преодолении вредных и опасных факторов, о путях уменьшения отрицательных последствий вредных и опасных факторов. К этому же направлению будут относиться: 1) Комплекс житейских знаний и представлений о безопасности, вытекающих из собственного и чужого практического опыта. 2) Художественные и эстетические представления, образы, чувства, отражающие опыт успешного и неудачного поведения человека в опасных ситуациях, ориентирующие в путях профилактики и преодоления опасных и вредных факторов жизнедеятельности. 3) Знания о философских, нравственных, психологических, правовых, естественнонаучных, политехнических, эстетических, экологических, валеологических, медицинских, экономических, политических, военных, профориентационных, физических, информационных аспектах безопасности.

Умения, навыки, практический опыт в данной структуре будет включать в себя: умение ставить цели самосовершенствования готовности к безопасной жизнедеятельности; умение пополнять знания об опасности и безопасности; умение предвидеть и предупредить воздействие вредных и опасных факторов; умение замечать опасность и возможность причинения вреда; умение готовить, выбирать и использовать средства, снаряжение с учетом характера опасности; умение уменьшить отрицательные последствия вредных и опасных факторов; умение и навык правильных действий в опасных и экстремальных ситуациях; умение помогать другим людям в опасных ситуациях; умение учиться на опыте других в обеспечении безопасности; умение делиться опытом безопасного поведения. Вместе с этим опыт подразумевает применение знаний о: философских, нравственных, психологических, правовых, естественнонаучных, политехнических, эстетических, экологических, валеологических, медицинских, экономических, политических, военных, профориентационных, физических, информационных аспектах безопасности в обычных, трудных, опасных и экстремальных ситуациях.

Творчество рассматривается как опыт самостоятельного анализа противоречивости опасных ситуаций, комбинирования новых средств безопасности из известных с учетом конкретных условий, разработки принципиально новых подходов, стратегий и средств безопасного поведения. Творческие способности человека могут быть показателем готовности к нестандартному решению познавательных и практических проблем безопасности непосредственно в опасных и экстремальных ситуациях и при взаимодействии с контркультурой деструктивности.

Самоконтроль как одна из наиболее важных составляющих в системе безопасности включает: адекватный пошаговый и прогностический самоконтроль при профилактике и преодолении вредных и опасных факторов, умение учиться на своих ошибках, извлекать уроки из опыта поведения в опасных ситуациях.

1 (от лат. Futurum — будущее и греч. Λόγος — учение) — прогнозирование будущего.

2Региональная деградация— разрушение или снижение сложившегося уровня территориальной организации.

studfiles.net

1. Введение

Размещено на http://www.allbest.ru/

По оценкам ученых, в первой половине 21 века может произойти эволюционный кризис всего человечества как биологического вида. Одной из основных причин является нежелание промышленно развитых государств сократить уровень потребления природных ресурсов, а большинства развивающихся государств - темпы прироста населения.

Современный стиль жизни населения планеты, ведущий к недопустимому уровню расхода природных ресурсов и выброса веществ, загрязняющих окружающую среду, характеризуется главенствующим императивом потребительства, мгновенным устареванием вещей, массовым изготовлением полуфабрикатов, быстродействующих лекарств, значительной частотой смены прихотей и мод на предметы потребления и т.п. Результатом этого является исчерпание в самое ближайшее время запасов невозобновляемых природных ресурсов Земли.

Есть понимание и того, что формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно осуществляться на протяжении всей жизни человека и в нем должны принимать активное участие семья, школы, органы местного самоуправления, органы государственной власти всех уровней, а также общественные организации.

Вместе с тем единого мнения среди ученых и практиков по структуре и направлениям формирования культуры безопасности жизнедеятельности пока нет. В большинстве случаев искусственно выделяется его органическая часть, посвященная вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях. Этим нарушается исходная идея учета всех аспектов безопасности и совместных усилий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.

Однако гибель людей и материальный ущерб, связанные с иными опасностями, в том числе и несоблюдением норм здорового образа жизни, во многом превышают потери от ЧС. Так, в России ежегодно погибают в результате: ДТП – более 26 тыс. человек, производственного травматизма – около 25 тыс. человек, отравления алкоголем и передозировки наркотиков – до 300 тыс. человек, суицидов – более 49 тыс. человек, заболеваний, вызванных табакокурением, – более 70 тыс. человек, влияния неблагоприятной окружающей среды – более 28 тыс. человек.

Большая часть этих потерь связана с низкой культурой поведения в ходе трудовой и повседневной деятельности.

В наше время необходимо, чтобы обеспечение безопасности окружающей среды являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Для этого нужно развивать новое мировоззрение, систему идеалов и ценностей, формировать качества личности безопасного типа, создавать общество и государство, и, в конечном итоге, мировое сообщество безопасного типа. Одним из наиболее эффективных путем достижения этого является формирование соответствующей культуры как основы существования и важнейшего идентификационного признака любой цивилизации.

2. Составляющие культуры безопасности жизнедеятельности

Для установления основного содержания понятия «культура безопасности жизнедеятельности» нужно рассмотреть понятия «культура», «безопасность», «жизнедеятельность» и сопоставить эти понятия.

Итак, культура это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура — это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «Культура Древней Руси», «современная культура», и т.п. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: массовая культура, художественная культура, и т.п.

Безопасность – необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в целом. В настоящее время, решение проблем безопасности не возможно без учета человеческого фактора. Безопасность присуща всем индивидам, социальным группам и затрагивает все сферы жизни общества. Развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Практика показывает, что успех деятельности в любой области зависит от качеств и способностей человека, мотивов его поведения, уверенности в необходимости и действенности проводимых им мероприятий. Комплексное развитие всех этих качеств и свойств отдельных людей, социума в целом возможно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые было выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 г. в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии.

В настоящее время сложилось понимание того, что данная категория должна быть применима не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков.

«Жизнедеятельность» определяется как «существование и деятельность» людей, социальных групп, общества. Широкий контекст этого определения предполагает рассмотрение всех возможных условий обстановки, в которой отдельный человек, коллектив, сообщество людей может находиться.

Можно выделить следующие важнейшие компоненты определения культуры безопасности жизнедеятельности:

мирровоззренческая основа, система ценностей;

традиции, устойчивые правила поведения членов общества;

духовные, интелектуальные и материальные результаты деятельности людей в сфере безопасности.

Таким образом, проведя обобщение многочисленных определений понятия «культура» и выполнив его композицию с конструктами «безопасность» и «жизнедеятельность», можно дать следующее определение:

Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.

Основные направления деятельности КБЖ:

научно-методическое обеспечение формирования культуры безопасности жизнедеятельности;

патриотическое и нравственное воспитание молодежи, популяризация деятельности МЧС России;

научно-методическое обеспечение информационной политики в области безопасности жизнедеятельности;

научное и учебно-методическое сопровождение подготовки населения и специалистов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

развитие современных методов обучения населения и подготовки специалистов, в том числе с применением технических средств массовой информации, передовых информационно-коммуникационных технологий и дистанционных форм обучения;

совершенствование организации обучения подрастающего поколения в области безопасной жизнедеятельности;

разработка учебно-методической литературы, мультимедийных пособий, компьютерных обучающих программ;

популяризация профессии спасателя и пожарного.

studfiles.net


Смотрите также