Лекции по безопасности дорожного движения


Подъемщиков а.Н.,

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Политехнический институт

Кафедра «Автомобили и автомобильное хозяйство»

доцент, канд. техн. наук

«ОРГАНИЗАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА»

Конспект лекций

Направление подготовки:

190700 Технология транспортных процессов

Профиль подготовки:

Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте;

Организация и безопасность движения

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная

Тула 2012 г.

Рассмотрено на заседании кафедры АиАХ

факультета транспортных и технологических систем

Протокол № ___ от «____»_________ 201___.г.

Зав. кафедрой ________________ Фролов Н.Н.

Содержание

ЛЕКЦИЯ 1. Тема 1. Факторы, влияющие на безопасность движения. Автомобиль, водитель, пешеходы, дорога 4

ЛЕКЦИЯ 2. Тема 1. Факторы, влияющие на безопасность движения. Автомобиль, водитель, пешеходы, дорога (продолжение) 9

ЛЕКЦИЯ 3. Тема 2. Характеристики дорожного движения 22

ЛЕКЦИЯ 3. Тема 1. Характеристики дорожного движения (продолж.) 31

ЛЕКЦИЯ 5. Тема 3. Дорожные условия и безопасность движения 37

ЛЕКЦИЯ 6. ТЕМА 3. Дорожные условия и безопасность движения (продолжение) 42

ЛЕКЦИЯ 7. ТЕМА 3. Дорожные условия и безопасность движения (продолжение) 47

ЛЕКЦИЯ 8. Тема 4. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий 53

ЛЕКЦИЯ 9. Тема 4. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий (продолжение) 61

ЛЕКЦИЯ 10. Тема 4. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий (продолжение) 67

ЛЕКЦИЯ 11. Тема 5. Психофизиологические основы деятельности и подготовки водителя 74

ЛЕКЦИЯ 12. Тема 6. Безопасность транспортных средств, ее роль в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения 80

ЛЕКЦИЯ 13. Тема 7. Виды безопасности автомобиля и нормативные документы по конструктивной безопасности 86

ЛЕКЦИЯ 14. Тема 7. Виды безопасности автомобиля и нормативные документы по конструктивной безопасности (продолжение) 92

ЛЕКЦИЯ 15. Тема 8. Управляемость автомобиля 98

ЛЕКЦИЯ 16. Тема 9. Роль организационных мероприятий в повышении безопасности движения 106

ЛЕКЦИЯ 17. Тема 9. Роль организационных мероприятий в повышении безопасности движения (продолжение) 116

Основная литература 130

Дополнительная литература 130

Периодические издания 130

Лекция 1. Тема 1. Факторы, влияющие на безопасность движения. Автомобиль, водитель, пешеходы, дорога

План

1. Введение. Система ВАДС

2. Факторы, связанные с транспортным средством

3. Размеры и масса транспортного средства

4. Мощность двигателя и скоростные характеристики

5. Техническое состояние и оборудование транспортных средств

1. Введение. Система вадс

Сфера ОБДД представляет собой сложную многоотраслевую совокупность функциональных элементов дорожно-транспортного комплекса (ДТК), состоящую из субъектов транспортной, дорожной, образовательной, медицинской и иной деятельности, формирующих и управляющих подсистемой дорожного движения. К объектам ОБДД относятся транспортные средства; участники дорожного движения; дороги и придорожные устройства и оборудование; технические средства; специалисты по организации и управлению дорожным движением и т.д.

На БДД оказывает влияние множество факторов как объективных (конструктивные параметры и состояние дороги, интенсивность движения транспортных средств и пешеходов, обустройство дорог сооружениями и средствами регулирования, время года, суток), так и субъективных (состояние водителей и пешеходов, нарушение ими установленных правил). Таким образом, на дорогах существует сложная динамическая система, включающая в себя совокупность элементов «человек», «автомобиль», «дорога», функционирующих в определенной «среде». Эти элементы единой дорожно-транспортной системы находятся в отношениях и связях друг с другом и образуют определенную целостность.

С точки зрения БДД для системного изучения интерес представляют как сами факторы риска ДТП, так и их сочетания:

  • человек—автомобиль;

  • автомобиль—дорога;

  • дорога — человек.

На рис. 1 представлена роль разных факторов как причин ДТП:

в 57 % случаев главная причина ДТП — ошибка человека; в 27 % случаев причиной ДТП является проблема взаимодействия человека и дороги; в 6 % случаев причиной ДТП является проблема взаимодействия человека и автомобиля; в 3 % случаев причиной ДТП является проблема сложного взаимодействия человека, автомобиля и дороги.

Для планирования мероприятий по снижению влияния факторов аварийности необходим прежде всего их детальный анализ.

Рис.1. Роль факторов риска и их сочетаний в возникновении ДТП

Степень изученности влияния сочетаний факторов риска ДТП в настоящее время и результаты мировых исследований приведены в табл. 1.

Таблица 1.

Сочетание факторов риска (удельный вес в содействии возникновениюДТП)

Отрасль-руководитель исследований

Степень изученности

Результат

Человек-автомобиль

6%

Автомобилестроительная

Активные исследования с высокой степенью изученности

Стандарты безопасности, правила и руководства по технической эксплуатации транспортных средств

Человек-дорога

1%

Автомобилестроительная,

дорожная

То же

Стандарты безопасности, ПДД, нормы дорожного проектирования

Дорога-человек

27%

Дорожная с привлечением специалистов других отраслей, например психологов

Стадия сбора информации и теоретических обоснований

Отсутствие норм и стандартов

Все разнообразие мер, применимых в качестве основных инструментов для повышения БДД, можно подразделить по основным факторам риска ДТП на три группы:

  • для повышения безопасности поведения участников дорожного движения (фактор «человек») — предназначены для проведения мероприятий в рамках воспитательной, образовательной, законотворческой, политической, общественной деятельности, нацеленной на формирование безопасной модели поведения участников дорожного движения, посредством воспитания желательного и корректировки нежелательного поведения, а также для деятельности дорожных организаций в рамках аудита безопасности;

  • повышения безопасности транспортных средств (фактор «автомобиль») — предназначены для проведения мероприятий в рамках деятельности, направленной на повышение надежности и безопасности как самих транспортных средств, так и их эксплуатации;

  • • повышения безопасности дорожной инфраструктуры (фактор «дорога») — предназначены для проведения мероприятий в рамках деятельности, связанной с планированием, проектированием, строительством, содержанием и эксплуатацией как отдельных объектов улично-дорожной инфраструктуры, так и целых сетей.

Следует отметить, что среди приведенных инструментов, реализуемых через различные мероприятия, нет единственного и радикального средства для повышения БДД. Высокий уровень БДД обеспечивается посредством:

сотрудничества и единства цели для всех институтов, служб и организаций, имеющих отношение к проблеме ДТП, определения курса для инициатив в разных секторах бизнеса (кино, мода, реклама, музыка, литература, проектирование и т.д.) в качестве поддержки деятельности по повышению БДД;

проведения последующего мониторинга для анализа результативности мероприятий и использования приобретенного опыта при планировании последующей деятельности;

оптимизации решения главной задачи любой транспортно-дорожной сети — обеспечения транспортных операций с минимальными затратами для общества и безопасностью выполнения этих операций.

Лекция по ПДД для родительского собрания

лекция для родителей

подготовил и провел

учитель технологии и ОБЖ

Ярцев Владимир Иванович

Как защитить ребёнка от дорожно- транспортных происшествий

(лекция для родителей )

Установлено, что причиной ДТП является неправильное (опасное) поведение человека в период подготовки, организации или участия в дорожно-транспортном процессе. Следствием такого неправильного поведения выступает нарушение норм безопасности движения (Правила: дорожного движения, технической эксплуатации транспортных средств, перевозки пассажиров и грузов, Технические условия, ГОСТы, Строительные нормы и правила на проектирование, строительство и эксплуатацию автодорог и инженерных сооружений, технических средств регулирования движения и т.д., и т.п.). Результат опасного поведения человека - возникновение аварийной ситуации, которая очень часто переходит в дорожно-транспортное происшествие.

В дорожном движении человек может вести себя опасно (неправильно) по следующим причинам: незнание мер обеспечения безопасного движения; отсутствие навыков выполнения безопасных действий; нежелание (пренебрежение) выполнять безопасные действия; неумение прогнозировать обстановку; подчинение старым опасным привычкам поведения; потеря бдительности и самоконтроля; неумение действовать безопасно в резко (внезапно) изменяющейся окружающей среде. Безусловно данный перечень можно продолжить. Но и без этого видно, что причиной ДТП является неправильное (опасное) поведение человека, будь то водитель, пешеход или пассажир. Именно опасные действия человека, вызванные незнанием, неумением или нежеланием (пренебрежением) правильно оценить дорожную обстановку, принять единственно правильное решение и выполнить безопасные действия, являются причиной страдания и болью многих участников движения.

Системно-структурный анализ ДТП показывает, что наезды на пешеходов составляют около 30% от всех видов дорожно-транспортных происшествий и происходят в основном из-за ошибок в поведении участников движения. Для предупреждения таких происшествий был выявлен характер и причины ошибок, совершаемых пешеходами.

Наибольшее количество погибших пешеходов приходится, как правило, на возраст до 10 лет и старше 64 лет. Это наиболее уязвимые участники движения, так как дети еще не осознают всей опасности дорожного движения, а у пожилых снижается скорость ходьбы, ухудшается реакция, ослабляются зрение и слух.

Почти 80% всех наездов происходит при внезапном появлении пешехода перед движущимся транспортным средством. Выявлено, что при скорости до 15 км/ч пешеходы получают в основном легкие телесные повреждения (последствия легкой тяжести), 15 - 25 км/ч - менее тяжкие (последствия тяжелой степени). Наезды на пешеходов при скорости автомобиля более 40 км/ч зачастую вызывают последствия особо тяжелой степени, что приводит к смертельному исходу.

Свыше 60% всех травм пешеходы получают при ударе о дорожное покрытие и окружающие предметы. Отмечаются случаи перемещения пешехода при наезде передней частью легкового автомобиля по капоту на крышу и далее - по крыше кузова до падения с крыши на проезжую часть. При этом пешеход получает тяжкие телесные повреждения жизненно важных органов: головы, груди и др. Как правило, последствия в этих случаях особо тяжкие.

В результате исследований установлена локализация травм, вызывающих смертельный исход. Видно, что наиболее часто к такому исходу приводят травмы головы (черепно-мозговые травмы) и травмы нескольких областей тела (сочетанные). Данные являются обобщенными всех исследуемых ДТП.

При технико-медицинском анализе телесных повреждений пострадавших установлено следующее распределение травм по степени тяжести: легкие - 21%, менее тяжкие - 17,2%, тяжкие - 43,3%, смертельные -18,8%.

Особую тревогу вызывают дорожно-транспортные происшествия с участием детей. Из-за неумения применять знания безопасного поведения в конкретной дорожной ситуации погибают и получают травмы соответственно 44% и 53% детей до 16 лет от числа всех погибших и раненных в ДТП.

По возрасту детский дорожно-транспортный травматизм в процентном отношении распределяется примерно следующим образом:

Следует отметить, что предрасположенность ребенка к несчастным случаям на дороге обусловлена такими особенностями его психофизиологического развития, как:

- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

- неспособность адекватно оценивать обстановку;

- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

- процессы возбуждения сильнее процессов торможения;

- потребность в движении преобладает над осторожностью;

- стремление подражать взрослым;

- недостаток знаний об источниках опасности;

- отсутствие способности выделять главное от второстепенного;

- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

- неадекватная реакция на резкие сильные раздражители и др.

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности. Устранить эту причину, равно как и другие, перечисленные вше, ограничиваясь только беседами с детьми и словесными наставлениями невозможно. При движении по дороге, как и при любом другом движении, действуют не столько знания, сколько привычки и стереотипы поведения, которые можно выработать только в реальных условиях улицы. Вот почему у детей необходимо формировать навыки наблюдения за дорожным процессом, анализа ситуаций и ориентирования в них, самоконтроля .

Правила дорожного движения

      Ежегодно на дорогах и улицах городов и сел совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают и сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения на государственном уровне, при всеобщем участии и самыми эффективными.

   Существует такая житейская аксиома: чем раньше начнешь готовить ребенка к самостоятельной жизни, тем более развитого, жизнеспособного человека получишь.

   Начинать изучать ПДД и основы безопасности дорожного движения надо как можно раньше, т.е. в детских дошкольных учреждениях, а закреплять в школе – на практическом уровне. Формирование у детей особых навыков транспортного наблюдения и транспортных движений лучше всего происходит в семье, но до семьи достучаться – ой, как не просто. Детский сад, школа – «организует» родителей, они бывают там ежедневно и ежедневно проделывают с детьми путь из детского сада домой. Этот путь и должен стать тем «полигоном», где мамы, бабушки, отцы ежедневно будут приучать детей к грамотному транспортному поведению. Остается лишь, чтобы родители сами были готовы к этому. А чтобы были готовы родители, прежде других должны быть готовы воспитатели детских садов и школ!

   Школа особое внимание уделяет совместной работе по обеспечению безопасности дорожного движения педагогов и родителей,   цель  нашей   работы:  «Вместе с родителями – за безопасность детей на дорогах». Классные руководители  ведут  беседы   с  родителями  на собраниях,  с детьми  на  классных  часах,   уроках, занятиях. Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам хорошо разбираться в них и всегда последовательно следовать им на дороге.

Помните:

1.     Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны.

2.     Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части, по левому краю дороги, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону.

3.     Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а не на  перекрёстках с необозначенными переходами – по линии тротуара.

4.     Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности.

5.     Запрещается пересекать путь движущимся транспортным средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть.

6.     В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком).

7.     В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота.

Правила  катания на велосипеде (самокате, роликах)

1.     На велосипеде (роликовых коньках) можно кататься только по тротуару; нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора.

2.     Катаясь, дети должны правильно вести себя по отношению к прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, соблюдать меры предосторожности (сбавлять скорость, объезжая маленьких детей, женщин с детьми, пожилых людей).

3.     В случае ушиба или травмы при падении с велосипеда, самоката нужно зразу обратиться к кому-либо из взрослых для оказания первой помощи.

«Советы родителям по соблюдению Правил дорожного движения»

Любое правило, изложенное скучно, неинтересно, назидательно, с трудом воспринимается ребенком. Поэтому не только в детском саду воспитателям, но и дома родителям с малышами лучше играть, вместе с ними разучивать веселые стишки, читать им сказки, где заложены мысли, правила, поучения, которые необходимо внушить ребенку

Прочтите  детям:

 Очень шумный перекресток,

Где машин не сосчитать,

Перейти не так уж просто,

Если правила не знать.

Пусть запомнят твердо дети:

Верно поступает тот,

Кто лишь при зеленом свете

Через улицу идет.

                              * * *

Где кататься детворе?

На спортплощадке во дворе!

Нет машин, асфальт прекрасный,

Там и ездить безопасно.

Велик, ролики, скейтборд...

Это все дворовый спорт

                         * * *

Я гоню мяч со двора:

Ну,  какая здесь игра?

Скучно мне играть в футбол -

Очень просто забить гол.

Глупый мальчишка

играет в футбол.

Хочется очень забить ему гол!

Гонит по улице мяч со двора...

Разве для улицы эта игра?

Здесь не футбольное поле с травой,

Мчатся машины по мостовой.

Стой! Ты рискуешь,

дружок, головой!

Лишь во дворе,

хоть вприпрыжку, хоть вскачь,

Можешь гонять

в безопасности мяч.

Памятка для родителей по ПДД

 ГИБДД опубликовала памятку для детей и их родителей, которая предостережет их от аварий. В памятку для родителей Инспектора ГИБДД включили семь правил.

 1. Родителям необходимо постоянной напоминать детям о правилах поведения на дороге. Желательно приобрести обучающие детские книги и видеофильмы. Начинать знакомить нужно с самого раннего возраста, чтобы сразу откладывалось в памяти.

 2. Перед началом учебного года до 1 сентября, родителям требуется пройти с ребенком по маршруту от дома до школы, туда и обратно. Желательно несколько раз. Обратить его внимание на сложные и опасные участки на дороге, пешеходные переходы, светофоры, разметку на дороге и дорожные знаки.

 3. Во время передвижения на авто, обязательно используйте детские кресла и ремни безопасности.

 4. При перевозке маленьких детей, аккуратно и плавно совершайте маневры без резких движений. Не забывайте, что вы отвечаете за безопасность всех пассажиров.

 5. Во время езды на авто, когда мимо проезжаете детские сады, школы, различные детские учреждения заблаговременно снижайте скорость, будьте внимательней и не забывайте, что от детей ожидать можно все что угодно.

 6. Если собираетесь приобрести велосипед или мотороллер, не забудьте проинструктировать о правилах дорожного движения.

 7. Самое главное правило - самим показывать пример детям, не нарушать ПДД в присутствии детей и пользоваться данной памяткой для родителей.

приложения

Рекомендации для родителей

по соблюдению правил дорожного движения

 Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.

 Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

 Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.

 Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».

 Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

 Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

 Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.

 Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

Берегите ребёнка!

Оградите его от несчастных случаев.

Конспекты занятий по Правилам Дорожного Движения

Конспекты занятий по Правилам дорожного движения — результат труда преподавателей теории и инструкторов вождения, по сути это и есть сами занятия по ПДД в сжатой форме. Предлагаемые Вам конспекты по ПДД ни в коей мере не заменяют и не могут заменить Правила дорожного движения, это лишь маленький путеводитель для тех кто учится в автошколе, призванный облегчить понимание сухого и официального текста ПДД. На занятиях хорошие преподаватели стараются не вдалбливать пункты Правил, а стараются добиться их понимания, так как именно понимание Правил дорожного движения помогает Вам на дороге.

Представьте двух людей говорящих на абсолютно разных языках, много ли они поймут при общении? Весьма сомнительно… Правила дорожного движения по сути, язык общения водителей, кстати сказать международный. Вам не составит труда, зная Правила, разобраться в дорожной ситуации в любой стране и на любом континенте. Да, все очень просто, Правила нужны для взаимопонимания, зная намерения остальных водителей, а правильнее сказать – участников движения, легко спланировать свои действия. В нашем случае взаимопонимание и безопасность синонимы. Естественно, безопасность обеспечивается не только Правилами дорожного движения. Наличие дорожных знаков, дорожной разметки, средств регулирования вносят неоспоримый вклад в безопасность дорожного движения, так же как и техническое состояние транспортного средства, и профессиональные качества самого водителя. Даже сам факт наличия дорог упорядочивает транспортный поток, тем самым обеспечивая безопасность. Представьте, что бы происходило, если бы на большой асфальтированной площадке, между знаков и светофоров разъезжало три-четыре сотни автомобилей… На протяжение нашего обучения мы постараемся в легкой и доступной форме научиться правильно понимать дорожную ситуацию, оценивать все риски и принимать правильное решение на дороге. В дальнейшем мы будем использовать следующие сокращения и обозначения:

ПДД или Правила — Правила дорожного движения; БД — безопасность движения; ГИБДД — Государственная инспекция безопасности дорожного движения; ДПС — Дорожно-патрульная служба; ж/д — железнодорожный переезд; ДТП — дорожно-транспортное происшествие; КоАП — Кодекс РФ об административных правонарушениях; ОСАГО —обязательное страхование автогражданской ответственности; ТС — транспортное средство; МТС — маршрутное транспортное средство

движение разрешено, ТС имеет преимущество
движение разрешено, водитель ТС обязан уступить дорогу
движение запрещено
  1. ПДД, общие положения, основные понятия и термины
  2. Общие обязанности водителей, пассажиров и пешеходов
  3. Дорожные знаки
  4. Дорожная разметка
  5. Применение специальных сигналов
  6. Сигналы светофора и регулировщика
  7. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки
  8. Начало движения и маневрирование
  9. Расположение ТС на проезжей части
  10. Скорость движения
  11. Обгон и встречный разъезд
  12. Остановка и стоянка
  13. Проезд перекрестков
  14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных ТС
  15. Движение через железнодорожные пути
  16. Движение по автомагистралям
  17. Движение в жилых зонах
  18. Приоритет маршрутных ТС
  19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
  20. Буксировка механических ТС
  21. Учебная езда
  22. Перевозка людей
  23. Перевозка грузов
  24. Дополнительные требования к движению велосипедов
  25. Неисправности и условия, при которых запрещается эксплуатация ТС
  26. Основы безопасности дорожного движения
  27. Оказание первой помощи пострадавшим
  28. Ответственность водителя.
Обсудить на форуме

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ для проведения уроков по безопасности дорожного движения - PDF

1 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ для проведения уроков по безопасности дорожного движения Родители - главные учителя безопасного поведения на дороге для своих детей Самое основное, что должен запомнить каждый родитель: главным учителем безопасного поведения на дороге для его ребенка будет не школа, а именно он. Школа может лишь закреплять те навыки и устойчивые привычки дорожной безопасности, которые вы сформируете в семье. Пока, к сожалению, педагоги вынуждены переучивать школьников или отучать от неправильных знаний и вредных привычек, привитых взрослыми. Ведь если родители считают возможным нарушать правила дорожного движения, то и их дети будут вести себя точно так же. Они просто повторяют все, что делают мама и папа. Главным в воспитании у ребенка навыков безопасного поведения на дороге для родителей должен стать принцип «Делай, как я». Чтобы ребенок не нарушал правила дорожного движения, он должен их не просто знать у него должно войти в привычку их соблюдать. Даже если вы опаздываете, все равно переходите дорогу только там, где это разрешено; пристегивайтесь ремнями безопасности, не превышайте скорости одним словом, не нарушайте правил дорожного движения. Ваш пример будет куда более наглядным, чем сотни раз повторенные слова «не ходи на красный свет». Необходимо запомнить самому и внушить ребенку: дорожное движение начинается не с проезжей части, а с первых шагов от порога или подъезда дома. Пройдите с ребенком весь путь до школы и ненавязчиво укажите на наиболее опасные участки нерегулируемый перекресток, узкий тротуар, подъезд грузового транспорта к магазину, припаркованные автомобили и т.д. Учите детей наблюдать за движением на улице, прислушиваться к звукам приближающегося транспорта. Объясните, какую опасность для пешехода могут представлять предметы, ограничивающие обзор, в том числе зонты, надетые на голову капюшоны, а также отвлечение внимания при переходе проезжей части на разговоры по мобильному телефону, игры и шалости, прослушивание музыки через наушники. Предупредите, если какой-либо переносимый предмет упал на проезжую часть, то прежде чем поднять, надо убедиться что это безопасно. Обязательно обратите внимание на возникающие опасности при посадке и высадке из общественного транспорта. Обходить стоящий автобус или троллейбус ни в коем случае нельзя. Нужно дождаться, пока транспорт отъедет, и только после этого переходить дорогу по пешеходному переходу. При движении в темное суток и в условиях недостаточной видимости, пешеходы должны принимать меры к тому, чтобы четко выделить себя на дороге. С этой целью, по возможности, следует прикреплять к своей одежде световозвращающие элементы, позволяющие водителям распознать пешеходов в свете фар. В качестве этих элементов могут быть использованы специальная

2 ткань, световозвращающая пленка, предметы, обработанные люминесцентными красителями, и т.д. Для школьников приобретать специальные ранцы с вставками катафотами. При отсутствии вышеуказанных элементов необходимо надевать яркую верхнюю одежду, которая хорошо выделялась бы на фоне покрытия дороги. Такие меры особенно необходимы при мокрой дороге, когда распознать пешехода на дороге очень трудно. Вместе с тем, не надо прививать детям излишнее чувство страха перед дорожным движением, движущимися автомобилями. Пусть все, что связано со школой, в том числе и дорога, у ребенка ассоциируется с ярким и добрым. При этом надо научить его быть внимательным, а это непростая вещь. Процессы восприятия, внимания и реакции у ребенка и у взрослого совершенно разные. Опытные водители знают, например, что подавать звуковой сигнал при виде бегущего через проезжую часть ребенка опасно. Ребенок может поступить непредсказуемо вместо того, чтобы остановится, он может понестись без оглядки под колеса другому автомобилю. Даже те дети, которые знают правила безопасного поведения на дороге, случается, их нарушают. Не сочтите за труд помочь детям. Может быть, вам придется остановить ребенка, который не хочет дождаться сигнала светофора. Или помочь школьнику перейти через проезжую часть. Делайте это доброжелательно! Об основных ошибках, допускаемых при обучении детей основам безопасного поведения на дороге «Красный стой, желтый жди, а зеленый проходи» «Трамвай обходи спереди, а троллейбус сзади» «Дорога не тропинка, дорога не канава, сперва смотри налево, потом смотри направо». Родители сегодняшних школьников, наверное, помнят эти утверждения еще из собственного детства. Нас учили именно таким дорожным правилам, и когда-то считалось, что это правильно. Но с тех пор многое изменилось: в разы выросла автомобилизация и интенсивность дорожного движения, обстановка на дорогах стала несравнимо более жесткой, и то, что еще вчера считалось верным, сегодня уже признано ошибочным, либо, более того, вообще опасным. Действительно, сегодня обучение школьников навыкам безопасного поведения на дороге важнейшая задача, и главная причина тому слишком большое количество дорожных трагедий, участниками которых, что самое ужасное, становятся самые беззащитные дети. Во многих школах этому вопросу уделяется самое серьезное внимание, но, в целом, уровень обучения детей основам дорожной безопасности в общеобразовательных учреждениях в нашей стране крайне недостаточен. Не хватает методических материалов для педагогов и учебных пособий для детей, а те, что есть, зачастую морально устарели, поскольку были написаны еще в 70

3 80-ых годах прошлого века, либо содержат неточности и некорректные формулировки. Поэтому хотелось бы более подробно остановиться на наиболее распространенных ошибках, которые допускаю педагоги и родители, пытаясь объяснить детям, как правильно вести себя на дороге. Так, одна из основных ошибок утверждение, что стоящий безрельсовый транспорт (автобус, троллейбус) следует обходить сзади, а рельсовый (трамвай) спереди. Как показывает практика, такая установка не только в корне неверна, но и опасна, поскольку может привести к дорожнотранспортному происшествию. В действительности, необходимо объяснить ребенку: при выходе из любого маршрутного транспорта (будь то трамвай, троллейбус или автобус), если необходимо перейти на противоположную сторону проезжей части, нельзя обходить его ни спереди, ни сзади. В этом случае следует дойти до ближайшего пешеходного перехода, а если его нет, подождать, пока транспортное средство отъедет от остановки и удалится на безопасное расстояние, и только потом переходить дорогу, причем в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны. Еще одна из типичных ошибок возникает при объяснении детям правил перехода проезжей части. Неверно объяснять школьникам, что сначала следует посмотреть налево, а дойдя до середины проезжей части направо. Напротив, детям следует объяснить, что транспортное средство может появиться неожиданно с любой стороны. Поэтому прежде чем переходить дорогу, нужно остановиться, посмотреть сначала налево, затем направо, затем еще раз налево и только, убедившись в своей безопасности со всех сторон, начинать переход через проезжую часть. При этом следует постоянно контролировать ситуацию, смотреть по сторонам и, по возможности, не останавливаться посередине. Также довольно часто неправильно объясняется значение желтого сигнала светофора как предупреждающего («желтый жди», или «желтый приготовиться»). В этом случае необходимо объяснить, что желтый сигнал, как и красный, тоже является запрещающим, и только зеленый разрешающим. Однако в реальных дорожных условиях зеленый сигнал светофора также не гарантирует безопасности движения, если пешеход не соблюдает необходимые меры предосторожности. Пешеход должен убедиться в том, что все машины остановились, и только тогда переходить проезжую часть дороги. «Дорожные ловушки» Многие считают, что несчастье на дорогах случайность, и уберечься от нее невозможно. На самом деле это не так: порядка 95% ДТП с участием детей-пешеходов происходят в примерно одинаковых, повторяющихся ситуациях так называемых «дорожных ловушках». Существует несколько основных дорожных ситуаций-«ловушек», и очень важно самому научиться хорошо ориентироваться в них, и научить этому своего ребенка.

4 Как показывает статистика, одной из основных причин дорожнотранспортных происшествий с участием детей-пешеходов является неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящих автомобилей, деревьев, остановок. Это и есть типичная «дорожная ловушка», в которую дети, к сожалению, попадают очень часто. Действительно, казалось бы чем может быть опасна стоящая машина? Прежде всего тем, что она мешает вовремя заметить опасность например, закрыть собой другой автомобиль, движущийся с большой скоростью. Поэтому ни в коем случае нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин, деревьев, кустов, остановок, домов, заборов. Для перехода нужно выбрать такое место, где дорога хорошо просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу. Остановка вообще, как ни странно, одно из наиболее аварийно опасных мест на дороге. В зоне остановок дети попадают в ДТП даже чаще, чем на перекрестках, и причин тому несколько. Прежде всего, когда ребенок спешит, например, на автобус, он вообще не видит ничего вокруг. Кроме того, стоящие на остановке «крупногабаритные» маршрутные транспортные средства закрывают собой довольно большой участок дороги, по которому в этот момент, вполне возможно, едут другие автомобили. Поэтому необходимо научить ребенка быть особенно осторожным в этой ситуации, не спешить и внимательно смотреть по сторонам. Нельзя обходить автобус, трамвай, троллейбус ни спереди, ни сзади. Для того, чтобы перейти дорогу, необходимо дойти до ближайшего пешеходного перехода. Или, по крайней мере, подождать, пока транспортное средство отъедет от остановки, убедиться в безопасности и только после этого переходить проезжую часть. Весьма обманчивым может быть и автомобиль, движущийся на небольшой скорости. «Машина едет медленно, успею перебежать», - думает ребенок и попадает под колеса. Во-первых, дети еще зачастую не могут правильно определить ни скорость автомобиля, ни расстояние до него. А вовторых медленно движущаяся машина может скрывать за собой другую, идущую на большой скорости, о чем ребенок даже не подозревает. Выход из этой «дорожной ловушки» - даже если машина приближается на небольшой скорости, ее все равно необходимо пропустить и обязательно убедиться, что за ней нет других автомобилей. Еще одна типичная аварийно опасная ситуация ребенок, пропустив машину, тут же бежит через дорогу. «Ловушка» здесь заключается в том, что в первые мгновения только что проехавший автомобиль нередко закрывает собой машину, движущуюся во встречном направлении под нее и может попасть ребенок, если сразу побежит через дорогу. «Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя. На улице, где автомобили появляются редко, дети зачастую выбегают на дорогу, не посмотрев по сторонам, и попадают под машину. Выработайте у

5 ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться - и только тогда переходить через проезжую часть. «Дорожная ловушка» может поджидать и у светофора: зеленый сигнал еще не гарантия безопасности. Сегодня на дорогах мы довольно часто сталкиваемся с тем, что водители нарушают правила дорожного движения: едут с превышением скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки пешеходного перехода. Недостаточно только научить детей ориентироваться на «зеленый свет», необходимо убедиться, что все автомобили остановились, никто не мчится на высокой скорости и опасности для перехода дороги нет. Дойдя до середины проезжей части, дети обычно следят только за машинами, двигающимися справа, и забывают об автомобилях, проезжающих у них за спиной. Опасность здесь заключается в том, что, испугавшись, ребенок может отскочить назад прямо под колеса. Поэтому если уж пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности. Во дворе Говоря о безопасности детей на дорогах, необходимости соблюдать дорожные правила, мы часто забываем об этом у себя во дворе. Действительно, казалось бы все привычное и знакомое, нет такого интенсивного движения автомобилей, как на дороге. Мы уверены, что находимся в безопасности, и даже не предполагаем ничего плохого. «Что может случиться с ребенком возле собственного подъезда?» - думаем мы. И ошибаемся. Статистика показывает, что до 80-ти % детей-пешеходов, погибших или пострадавших в результате ДТП, попадают под колеса автомобилей, находясь в радиусе не более километра от своего дома во дворе, на автомобильной парковке, по дороге в ближайший магазин или школу. Там, где машина обычно движется не очень быстро. Часто там, где за рулем родственник. Ребенок в силу своих возрастных особенностей не осознает опасность и попадает в ловушку собственного любопытства. Ему всѐ кажется родным и абсолютно безобидным - он же знает, что папа и мама никогда не причинят ему вреда. И попадает - под машину своего родного отца. Наши дворы давно перестали быть безопасными. Большое количество припаркованных автомобилей, деревья и кустарники, гаражи и «ракушки», а где-то между ними резвятся дети. Знакомая картина, не так ли? А между тем все эти дворовые «нагромождения» часто создают «слепые» зоны места с ограниченной видимостью. Даже гуляя вместе со своим ребенком и внимательно наблюдая за ним, иногда бывает трудно своевременно среагировать на то, как ребенок бросится на улицу или дорогу, пытаясь догнать ускакавший мячик или заигравшись в догонялки. А если там машина? Необходимо, чтобы ребенок очень четко усвоил, что нельзя без оглядки выбегать из подъезда, арки, из-за гаража или стоящей машины, прятаться за автомобили, цепляться за них. Конечно, дети с трудом воспринимают «лекции»

6 о том, как надо вести себя в той или иной дорожной ситуации и как избежать опасности. Поэтому психологи советуют объяснять ребенку эти правила с привязкой к конкретной местности и конкретным обстоятельствам. Например, во время прогулки показать ребенку опасные места, где и как можно попасть под машину. Заранее выбрать маршрут, по которому ребенок будет ходить в школу, объяснить и показать ему на конкретных примерах, как он должен вести себя в пути. Если у подъезда стоят автомобили или растут деревья, кусты, обратить на это внимание ребенка, остановиться, научить осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта. Одним словом, навыки безопасного поведения, и не только на дороге, но и во дворе это насущная необходимость. Основные правила дорожной безопасности для велосипедистов и мопедистов Не следует забывать, что велосипед это тоже транспортное средство, причем одно из самых неустойчивых и незащищенных, и даже незначительные столкновения могут повлечь за собой очень серьезные последствия. Поэтому родителям, прежде чем воплотить мечту ребенка в реальность и приобрести ему велосипед, следует выполнить несколько важных правил и позаботиться о безопасности юного велосипедиста. Правила дорожного движения Российской Федерации разрешают управление велосипедом по дорогам только подросткам, которым уже исполнилось 14 лет. До этого возраста ездить на велосипеде можно только во дворе, на стадионе, пришкольной территории, в парке либо на специальных площадках..дети до 7 лет должны передвигаться на велосипедах только в сопровождении взрослых. Поэтому в первую очередь родителям необходимо обратить внимание на район проживания и убедиться в наличии безопасных мест, где ребенок мог бы кататься на велосипеде без риска быть сбитым автомобилем. Даже в пределах собственного двора юный велосипедист не должен создавать помех другим участникам дорожного движения этого требуют и элементарные нормы вежливости, и правила дорожной безопасности. Однако даже подросток, которому уже исполнилось 14 лет, вряд ли осознает всю ответственность, обладает определенными способностями и достаточными психофизиологическими качествами для самостоятельных поездок в городских условиях. Дороги и улицы нашего города не слишком приспособлены для езды на велосипеде: специальные велосипедные дорожки большая редкость, дорожное движение очень интенсивное, а о вежливости и культуре поведения водителей и вовсе говорить не приходится. Еще большую опасность для подростков представляет мототехника. Анализ несчастных случаев с участием велосипедистов и мопедистов показывает, что большинство из них происходит в результате явного пренебрежения правилами маневрирования на дорогах, своевременной подачей

7 предупреждающих сигналов и правом преимущественного проезда других транспортных средств. Управлять мопедом или скутером можно только с 16 лет при условии соблюдения Правил дорожного движения. На скутерах и мопедах в любое время суток, наравне с иными транспортными средствами, обязательно должен быть включен ближний свет. Водителям велосипеда и мопеда запрещается: - ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой; - перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками; - перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению; - двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки; - поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении; - двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов). О намерении совершить поворот следует предупреждать других участников дорожного движения поднятой в сторону рукой (правой или левой, в зависимости от того, в какую сторону поворачиваем), а об остановке рукой, поднятой вверх. Если необходимо пересечь проезжую часть, следует доехать до пешеходного перехода, слезть с велосипеда (мопеда), перейти дорогу по «зебре» с соблюдением всех норм и правил безопасности, и только после этого вновь садиться за руль велосипеда. Кроме того, кроме шлема совершенно нелишними будут и специальные средства защиты: наколенники и налокотники. Конечно, они не решат всех проблем, но существенно снизят силу удара, а значит, и риск травмы при столкновении или случайном падении. Для сведения: В связи с вступлением в силу поправок в закон о безопасности дорожного движения, для управления мопедами и легкими квадрациклами была введена новая категория «М», при этом получить водительское удостоверение на скутер или мопед можно с 16 лет. Однако необходимо отметить, что требование о наличии у водителей мопедов водительского удостоверения будет контролироваться сотрудниками ГИБДД при надзоре за дорожным движением только после вступления в силу примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств категории «М» и обучения по этим программам граждан, желающих получить водительское удостоверение соответствующей категории. Всем, у кого есть «права» любой категории, открывать категорию «М» и сдавать экзамены на нее не нужно им достаточно уже имеющегося у них водительского удостоверения для управления мопедом, а при обмене водительского удостоверения категория «М» будет открыта им автоматически.

8 Безопасность детей в автомобиле Практически ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и получают увечья дети. В подавляющем большинстве случаев эти трагедии на совести взрослых, причем зачастую самых близких людей родителей. Дети и подростки самые уязвимые участники дорожного движения. Ребенок в салоне автомобиля целиком и полностью зависит от человека, сидящего за рулем. Именно халатность родителей, близких людей, пренебрегающих элементарными мерами безопасности не только для себя, но и для ребенка, становятся виновниками подобных трагедий. Для маленьких пассажиров основным и самым эффективным средством защиты является детское удерживающее устройство так называемое автокресло, сконструированное с учетом всех особенностей детского организма, индивидуально подобранное к росту и весу ребенка и, наконец, правильно установленное в машине. Правила дорожного движения Российской Федерации обязывают водителей использовать специальные удерживающие устройства при перевозке в салоне автомобиля детей в возрасте до 12 лет даже в поездках на самые незначительные расстояния. И это не прихоть законодателей, а жизненно необходимое условие. Многие ошибочно полагают, что смогут удержать ребенка на руках. Это не так. При столкновении, резком торможении или ударе со скоростью в 50 км/час вес пассажира возрастает примерно в 30 раз. Так, если вес ребенка 10 кг, то в момент удара он будет весить уже около 300 кг, и удержать его от резкого удара о переднее кресло или о ветровое стекло практически невозможно. Именно поэтому перевозка ребенка на руках считается самой опасной. По этой же причине нельзя пристегиваться и одним ремнем с ребенком при столкновении вы просто раздавите его своим весом. Немаловажная деталь способ установки детского автокресла в автомобиле. Опять же, многие специалисты сходятся в том, что ребенок первого года жизни должен путешествовать обязательно спиной к дороге (т.е. лежа или полулежа) и всегда лицом против направления движения. Дело в том, что если посадить грудного ребенка лицом вперед, то даже при незначительном торможении хрупкая шея не сможет удержать тяжелую голову. Разворачивать кресло по ходу движения можно уже, как правило, к полутора-двум годам жизни ребенка, когда мышцы достаточно окрепли. При этом детское кресло можно расположить как на переднем, так и на заднем сиденье. Но обязательно помните, что воздушная подушка безопасности должна быть отключена! А если ребенок уже вырос из детского кресла? В Правилах сказано: «Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и возрасту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности»

9 Но что понимать под «иными средствами»? ПДД прямо это не регламентируют. Если подходить формально, то такими «иными средствами» может считаться, например, подушка или некая подстилка. Главное условие ребенок должен быть приподнят так, чтобы ремень безопасности проходил через плечо и грудную клетку, а не через шею юного пассажира. Иначе в случае аварии ремень просто превратиться в «удавку», и не только не спасет ребенка, но, напротив, может привести к тяжелой травме или даже гибели. Но это только формально. На самом деле ни подушку, ни подстилку использовать нельзя категорически. Ни то, ни другое не является удерживающим устройством. Краш-тесты показывают, что они не держат форму и не могут должным образом быть зафиксированными в автомобиле. В случае аварии существует большой риск того, что подушка просто выскользнет из-под ребенка, и ремень серьезно травмирует детскую шею. В этом случае специалисты рекомендуют использовать только так называемые бустеры специальные сиденья-подкладки без спинки, которые приподнимают ребѐнка так, чтобы его можно было безопасно зафиксировать автомобильным ремнем, рассчитанным на рост взрослого человека (от 150 см). Они надежно фиксируются и не выскальзывают из-под маленького пассажира при аварии или резком торможении. По стоимости бустеры значительно дешевле, чем детские кресла. Детское автокресло вещь не дешевая, но жизненно необходимая. Впрочем, уместно ли говорить о цене, когда речь идет о жизни ребенка? Но, наверное, все-таки лучше сэкономить на бесконечно ломающихся игрушках, чем на безопасности собственного ребенка. Правила безопасности для детей пассажиров общественного транспорта Казалось бы, в поездке в общественном транспорте ничего сложного нет: сел и поехал, а наша безопасность это забота водителя. Но это не так. Да и статистика аварийности говорит о том, что ДТП в таких ситуациях не редкость. Поэтому при поездке на общественном транспорте забывать о собственной безопасности все-таки не стоит. Когда мы едем в троллейбусе, трамвае или автобусе, то являемся пассажирами транспортного средства, а значит, для нас существуют определенные правила. И начинаются они с остановки. Прежде всего ожидаем общественный транспорт только на посадочной площадке, а если ее нет, то на тротуаре или обочине, но в любом случае подальше от проезжей части дороги. Опытный пассажир не стремится в первый ряд, зная, что напирающая толпа может случайно вытолкнуть его прямо под колеса. Что случится дальше, легко догадаться. Ни в коем случае не выходим на проезжую часть, даже если не терпится посмотреть, не идет ли там нужный транспорт. Это очень опасно: в этом случае можно легко поскользнуться и упасть, либо попросту не заметить едущую

10 машину и опять же попасть под колеса. Ведем себя спокойно, подходим к двери транспортного средства только после его полной остановки. Вход в маршрутный транспорт через среднюю и заднюю двери, выход через переднюю. Не задерживаясь, следует сразу пройти внутрь салона. Не надо стоять у дверей, мешая другим людям. Это и невежливо, и небезопасно: двери закрываются и открываются автоматически, могут и прищемить. Находясь в салоне, не стоит думать о том, что теперь-то мы в полной безопасности. И внутри пассажирского транспорта может произойти несчастье, если водителю вдруг придется резко затормозить, поэтому необходимо крепко держаться за поручни. В случае экстренного торможения хуже всего тем, кто не очень хорошо может отреагировать на внезапную остановку - это больные и пожилые люди. Поэтому уступать им места это, опять же, правило не только вежливости, но и безопасности. Правила дорожного движения запрещают отвлекать водителя от вождения, а также открывать двери транспортного средства во время его движения. К выходу следует подготовиться заранее, чтобы не пришлось спешить. Выйдя из транспорта, торопиться также не следует. Особенно, если нужно перейти на другую сторону дороги. Необходимо четко усвоить: переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу, а если это невозможно, то не раньше, чем транспорт отъедет от остановки. Для взрослых участников дорожного движения, едущих в общественном транспорте вместе с детьми, также существуют определенные правила безопасности. Они не сложные, но, вместе с тем, их соблюдение поможет уберечь маленького пассажира от несчастного случая. Выходить из общественного транспорта следует первым, впереди ребенка. В противном случае ребенок может упасть под колеса либо выбежать на проезжую часть. Подходить для посадки к двери можно только после полной остановки, но и садиться в общественный транспорт в последний момент не стоит может зажать дверями. И, наконец, следует и самому быть крайне внимательным в зоне остановки, и приучить к этому своего ребенка. Остановка это опасное место: здесь плохой обзор дороги, к тому же пассажиры могут вытолкнуть ребенка на проезжую часть либо под колеса подъезжающего транспортного средства.


Смотрите также