Личная гигиена как фактор влияющий на безопасность пациента и персонала


Методическая разработка на тему: ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПАЦИЕНТА И ПЕРСОНАЛА

Автор презентации: Бережная Валентина Владимировна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

занятия

По ПМ .04ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

МДК 04.02. БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА ДЛЯ ПАЦИЕНТА И ПЕРСОНАЛА

Раздел 2: Обеспечение безопасной среды для пациентов и

медицинского персонала

Тема: ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА КАК ФАКТОР,

ВЛИЯЮЩИЙ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПАЦИЕНТА И ПЕРСОНАЛА

Специальность: 34.02.01Сестринское дело

(базовой подготовки)

Купино

Рассмотрено на заседании ПЦМК профессиональных модулей

Протокол № ____

От «____» _______ 20_____г.

Председатель: Н.В. Скитович

Автор: Бережная В.В. преподаватель высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

к методической разработке по профессиональному модулю ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными по теме: Личная гигиена как фактор, влияющий на безопасность пациента и персонала.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения34.02.01 «Сестринское дело» (базовый уровень подготовки).

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен знать: факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала.

Лекция проводится с применением мультимедийной презентации.

Методическая разработка состоит из: «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала», (приложение № 1 ), «Изложение нового материала» (приложение №2),«Физкультминутка» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение №4), Подведение итогов (приложение № 5),Самостоятельная внеаудиторная работа (Приложение №6)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: «Личная гигиена как фактор, влияющий на безопасность пациента и персонала».

Место проведения: кабинет лечение пациентов терапевтического профиля.

Продолжительность проведения занятия: 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала.

Цели занятия:

1.Образовательная: после изучения темы студент должен знать: фактор, влияющий на безопасность пациента и персонала: личная гигиена (самоуход, жизненная потребность каждого человека, бельевой режим стационара, приготовление постели, смена нательного и постельного белья, смена нательного белья и одежды тяжелобольному).

2.Воспитательная: Воспитание бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия (ОК7)

3.Развивающая:Развивать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК1), организация собственной деятельности исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем (ОК 2), осуществление поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК4)

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

студент должен знать:

- факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала

Формируемые компетенции: ОК 1,ОК 2,ОК 4,0К 7. ПК 4.8

Междисциплинарная интеграция:

Внутридисциплинарная интеграция

Основы профилактики ВБИ при приёме в стационар. Лечебно-охранительный режим как фактор, влияющий на безопасность пациента и персонала. Основы эргономики.

Личная гигиена, как фактор, влияющий на безопасность пациента и персонала

Методические обеспечения занятий: Вопросы для входного контроля, методическая разработка для преподавателя, тестовые задания для закрепления материала, мультимедийная презентация

Техническое оснащение: проектор, ноутбук,

Самостоятельная внеаудиторная работа: конспект лекции, Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник.-2-е изд., исп. И доп.-М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. 2. Мухина С.А. Тарновская И.И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». Москва Издательская группа «Гэотар-медиа» 2008. стр.225-231.

Выполнение тестовых заданий

Перечень литературы:

Основная: 1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник.-2-е изд., исп. И доп.-М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. 2. Мухина С.А. Тарновская И.И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». Москва Издательская группа «Гэотар-медиа» 2008.

Описание хода занятия

Основные этапы занятия.

Коды формируемых

компетенций

Ориентирово

чное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии. Проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование ОК

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

Осмысление теоретического материала (приложение №1) ОК 4

Цель: выявить уровень знаний, оценить степень подготовки к занятию

20 мин.

Выполнение заданий при

Изложение нового материала (приложение №2)

Цель: сформировать знания по факторам влияющим на безопасность пациента и персонала, основам эргономики.

40 мин.

Преподаватель объясняет материалс

использованиеммультимедийной презентации

Физкультминутка

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей(приложение №3)

3 мин.

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений

Осмысление и систематизация полученных знаний

Реализация ОК 4; ОК 2,ОК7,ПК 4.8

(приложение №4)

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания

15 мин.

Закрепление материала осуществляется: путём выполнения задания на определении последовательности действий

Подведение итогов

(приложение №5)

5 мин.

Обсуждаются итоги работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятий.

Самостоятельная внеаудиторная работа

2 мин.

Л.И. Кулешова, Е.В.

Путоветова Основы

сестринского дела курс

лекций сестринского

технологии. «Феникс».

Ростов-на-Дону. 2011. Стр.356-385.

Выполнение тестовых заданий

Всего

90 мин.

Приложение №1

«Теоретическое осмысление учебного материала»

Тема: «Лечебное питание как принцип санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения»

Выберите один неправильный ответ – четвертый лишний

1.Механическое щажение – это приготовление пищи

А) жидкой

Б) твердой

В) полужидкой

Г) пюреобразной

2.Химическое щажение пищи исключает из рациона

А) маринады

Б) молоко

В) копчености

Г) пряности

3.Термическое щажение пищи рекомендовано при острых воспалительных заболеваниях

А) глотки

Б) пищевода

В) мозга

Г) желудка

4.При составлении диеты учитывают

А) состав пищи

Б) аппетит

В) суточный рацион

Г) калорийность

5.Источники белков в рационе питания

А) мясо

Б) соки

В) молоко

Г) рыба

6.Источники углеводов

А) крупы

Б) молоко

В) фрукты

Г) мед

7.Режим питания предполагает

А) кратность приема

Б) время приема

В) интервал приема

Г) состав пищи

8.Для организации правильного питания сестре необходимо получить информацию у пациента

А) о любимых блюдах

Б) о паттернах

В) об аппетите

Г) о результатах анализов

9.Для удовлетворения потребности пациента в питании и питье необходимо учитывать возможность

А) самостоятельно принимать пищу

Б) самостоятельно пить жидкость

В) обеспечивать себя разнообразной пищей

Г) соблюдать личную гигиену

10.В холодильнике хранят

А) молоко

Б) печенье

В) мясо

Г) рыбу

11.При назначении диеты учитывают

А) особенности заболевания

Б) состояние нервной системы

В) обмен веществ

Г) усвояемость пищи

Питание обеспечивает человеку егоА) жизнедеятельность

Б) рост и развитие

В) работоспособность

Г) профессиональную принадлежность

Характер питания человека определяет егоА) обмен веществ

Б) функции органов и систем

В) конституцию

Г) структуру клеток и тканей

Источники жиров в рационе питанияА) майонез

Б) соя

В) сметана

Г) масло

Источники растительных жиров в рационе питания – маслаА) оливковое

Б) кукурузное

В) подсолнечное

Г) сливочное

Для искусственного питания используютА) зонд

Б) поильник

В) стому

Г) капельницу

Психологические проблемы пациента с гастростомойА) отсутствие аппетита

Б) дефицит общения

В) страх потерять работу

Г) стеснение перед родственниками

При зондовом питании используют А) жидкую пищу

Б) энтеральные составы

В) парентеральные растворы

Г) питательные смеси

Стомированным пациентам через стому вводятА) калорийные взвеси

Б) питательные растворы

В) водно-солевые составы

Г) инъекционные препараты

Физиологические проблемы пациента с зондовым питаниемА) позывы к рвоте

Б) страх проглотить зонд

В) прерывистый сон

Г) отсутствие аппетита

Эталон ответов по теме: «Лечебное питание как принцип санитарно-гигиенического в...

Реферат: Личная гигиена пациентов и обслуживающего персонала

Витебский государственный медицинский университет

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

Зав. кафедрой пропедевтики

внутренних болезней,

д.м.н., профессор Г.И. Юпатов

Реферат

Тема: Личная гигиена пациентов и обслуживающего персонала.

Выполнила

студентка 20 группы

курса лечебного факультета

Подгурская А.И.

Витебск,

Введение

гигиена медицинский персонал пациент

Медицинский персонал должен строго соблюдать правила личной гигиены, ведь личная гигиена медицинского персонала это то, чем ни в коем случае нельзя пренебрегать. Это необходимо как для самого работника, так и для всех обслуживаемых им больных. И по этой причине каждый медицинский работник обязан являться самым настоящим живым образцом высочайшей санитарной культуры.

Опрятный и культурный внешний вид, безукоризненное выполнение правил личной гигиены медицинским персоналом являются необходимыми условиями при обслуживании пациентов. Медицинский персонал должен являться образцом для больных в деле соблюдения правил личной гигиены, что имеет большое значение для профилактики внутрибольничных инфекций, как среди персонала, так и среди пациентов.

Общий уход за пациентами

Положение тела пациента

Основным местом пребывания пациента в лечебном учреждении является кровать. В зависимости от состояния пациента и врачебных назначений его положение может быть активным, пассивным и вынужденным.

В активном состоянии пациент может самостоятельно вставать с постели, сидеть, ходить и пользоваться уборной.

При пассивном положении пациент лежит в постели и самостоятельно не может встать, повернуться, изменить положение. Вынужденное положение пациента в постели характеризуется тем, что он сам занимает такое положение, при котором чувствует себя лучше и при котором уменьшаются или исчезают боли. Например, при резких болях в животе пациент лежит, подтянув ноги к животу, а при отдышке садится на кровать, опираясь руками на ее край.

Кровать

Кровати в лечебных учреждениях используются обычно стандартные. Некоторые кровати имеют специальные приспособления для поднимания ножного и головного конца.

При кормлении пациента иногда применяют небольшие столики, которые ставят на постель перед головой пациента.

Для того чтобы придать пациенту полусидячее положение, под подушку подкладывают подголовник, а для упора ног кладут деревянный ящичек перед ножной спинкой кровати.

В прикроватном столике имеется отделение для хранения разрешенных личных вещей.

Матрац должен быть гладким, без впадин и бугристости. Подушки желательно иметь перовые или пуховые. В последнее время появились подушки из синтетических материалов. Они наиболее гигиеничны.

Одеяла пациентам подбирают по сезону (байковые или шерстяные).

Постельное белье

Постельное белье состоит из наволочек для подушек, простыни и пододеяльника (можно заменить второй простыней). Белье меняют еженедельно или чаще, если оно загрязняется. Простыни у тяжелобольных должны быть без швов и рубцов.

Каждому пациенту дают полотенце.

Пациентам с непроизвольным мочеиспусканием и другими выделениями под простыни подкладывают клеенку. Неопрятная постель, грязное, в складках постельное белье часто могут быть причиной появления пролежней и гнойничковых заболеваний кожи у слабых пациентов.

Постели пациентов не менее 2 раз в сутки перестилают. Слабых пациентов (пассивно лежащих) систематически силами младшего персонала следует переворачивать с бока на бок с учетом характера заболевания.

Смена постельного белья

Смену простыни у тяжелобольных производят обычно одним из следующих двух способов.

По первому способу пациента поворачивают на бок к одному из боковых краев кровати. Грязную простыню свертывают по направлению к больному, а затем чистую простыню, скатанную валиком в длину, раскатывают по матрацу и ее валик укладывают рядом с валиком грязной простыни. Больного поворачивают через оба валика на другую сторону кровати, уже покрытую чистой простыней, после чего снимают грязную простыню и полностью раскатывают валик чистой простыни.

По второму способу поочередно поднимают ноги и таз пациента и по направлению к его голове сворачивают валиком грязную простыню, а вместо нее раскатывают свернутую в поперечный валик чистую простыню. Затем поднимают туловище больного, снимают грязную простыню и на ее место раскатывают вторую половину чистой простыни. При наличии двух санитаров при смене постельного белья лучше всего на это время переложить пациента на каталку.

Смена рубашки у тяжелобольного.

Пациента приподнимают над подушкой, сзади снизу поднимают рубашку до затылка, снимают ее через голову, а затем поочередно высвобождают рукава. При надевании рубашки поступают наоборот. Сначала поочередно вдевают руки в рукава, а затем надевают рубашку через голову и расправляют вниз. При больной руке снимают рукав рубашки со здоровой рукой, а затем с больной, а надевают рукав раньше на больную руку, а затем на здоровую. Для удобства рекомендуется тяжелобольным надевать рубашки типа детских распашонок.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ПАЦИЕНТА

Уход за кожей

Если пациенту разрешено ходить, он ежедневно утром умывается и принимает один раз в неделю гигиеническую ванну. Пациентам, длительно находящимся в постели, необходимо протирать кожу. Для этого в каждом отделении должен быть дезинфицирующий раствор, в который входит камфорный спирт. Перед употреблением следует подогреть его под струей горячей воды или поставить на теплый радиатор.

Важнейшими условиями нормальной деятельности кожи являются ее чистота и целость. Для сохранения упругости, мягкости и гибкости кожи важное значение имеет функция сальных и потовых желез. Однако сало и пот, скапливаясь на поверхности кожи, способствует ее загрязнению. Вместе с салом и потом на коже скапливается пыль, микроорганизмы. Загрязнение ее вызывает ощущение зуда. Зуд ведет к расчесам, ссадинам, т.е. к нарушению целости кожи, что в свою очередь способствует проникновению вглубь кожи всевозможных микробов, находящихся на ее поверхности. Уход за кожей имеет цель обеспечить ее чистоту и целостность.

Техника протирания кожи

Берут один конец полотенца, смачивают дезинфицирующим раствором, слегка отжимают и начинают протирать шею, за ушами, спину, переднюю поверхность грудной клетки и в подмышечных впадинах. Особое внимание следует обращать на складки под молочными железами, где у тучных женщин и очень потливых больных могут образоваться опрелости. Затем кожу вытирают насухо в том же порядке. Ноги пациенту моют 1 - 2 раза в неделю, поставив тазик в постель, после чего коротко остригают ногти.

Подмывание пациентов

Подмывание производят слабым раствором перманганата калия или другого дезинфицирующего раствора. Раствор должен быть теплым (30 - 40 градусов). Для подмывания пациента нужно иметь кувшин, корнцанг и стерильные ватные шарики.

В левую руку берут кувшин с раствором и поливают наружные половые органы, а ватный тампон, зажатый в корнцанг, направляют от половых органов к промежности (сверху вниз); после этого сухим ватным тампоном протирают в том же направлении, чтобы не занести инфекцию из области заднего прохода в мочевой пузырь. Подмывание можно производить также из кружки Эсмарха, снабженной влагалищным наконечником. Струю воды направляют на промежность и одновременно ватным тампоном, зажатым в корнцанг, производят несколько движений в направлении от половых органов к заднему проходу.

Уход за полостью рта

В полости рта даже у здоровых людей скапливается много микробов, которые при ослаблении организма могут вызвать какие-либо заболевания полости рта и ухудшить общее состояние человека. Поэтому понятно, как важно следить за гигиеническим состоянием полости рта у пациентов.

Ходячие пациенты ежедневно утром и вечером чистят зубы и полощут рот слегка подсоленной (1/4 ложки поваренной соли на стакан воды) или слабым раствором перманганата калия. Рекомендуется пользоваться мягкими зубными щётками, которые не травмируют слизистую оболочку десен. Щетки нужно тщательно промывать чистой водой.

Тяжелобольные не могут самостоятельно чистить зубы, поэтому медицинская сестра обязана обработать рот больному после каждого приёма пищи. Для этого следует взять пинцетом ватный шарик, смочить его в 5% растворе борной кислоты или 2% растворе натрия гидрокарбоната, или в слабом растворе перманганата калия, или теплой кипяченой водой и протереть вначале щечные поверхности зубов, а потом каждый зуб в отдельности. После этого больной прополаскивает рот. Если язык покрыт толстым налётом, его удаляют 2% раствором соды пополам с глицерином. При высыхании губ и появлении трещин их смазывают борным вазелином или глицерином.

У тяжелобольных часто возникают воспалительные явления на слизистой оболочке полости рта - стоматиты. Появляются, боль во время приема пищи, слюнотечение, может незначительно повыситься температура. Медикаментозное лечение стоматитов заключается в применении аппликаций и орошении слизистой оболочки содовым раствором.

Зубные протезы на ночь следует снимать, тщательно промывать щеткой с зубной пастой и до утра хранить в чистом стакане с кипяченой водой.

Уход за глазами

Особого внимания требует уход за глазами тяжелобольных, у которых в уголках глаз по утрам скапливается гнойное отделяемое, образующие даже корочку. Таким пациентам ежедневно следует промывать глаза из глазной пипетки или стерильным марлевым тампоном. Смоченным теплым раствором 3% борной кислоты тампоном осторожно проводят от наружного угла глаза к внутреннему (по направлению к носу).

Уход за ушами

Если пациент не может самостоятельно промывать уши, младшая медицинская сестра марлей, смоченной мыльной водой, протирает начальную часть слухового прохода.

Уход за полостью носа

У тяжелобольного на слизистой оболочке носа скапливается большое количество слизи и пыль, что затрудняет дыхание и отягощает состояние больного. Слизь легко удалить спринцеванием полости носа теплой водой. Можно свернуть марлевую салфетку в трубочку (турунда), смочить ее вазелиновым маслом и вращательными движениями поочередно удалять корочки из носа.

Уход за волосами

Пациенты, находящиеся длительное время в постели, нуждаются в постоянном уходе за волосами. Нужно следить, чтобы в волосах не образовалась перхоть и не появились насекомые. Мужчин стригут коротко и раз в неделю моют им голову во время гигиенической ванны. Тем больным, которым ванны запрещены, можно вымыть голову в кровати, если состояние их позволяет. Гораздо сложнее следить за чистотой головы у женщин, имеющих длинные волосы.

Волосы следует расчесывать ежедневно, чтобы удалить пыль и перхоть. Для этого берут частый гребешок, который должен имеется у каждой больной (пользоваться чужими гребешками категорически запрещается). Короткие волосы расчесывают от корней к концам, а длинные разделяют на параллельные пряди и медленно расчесывают с концов к корням, стараясь не выдергивать их. Гребешки и расчёски следует содержать в чистоте, периодически протирать их спиртом, уксусом и мыть в горячей воде с содой или нашатырным спиртом. Для мытья головы следует применять различные шампуни, детское мыло.

Если состояние пациентки позволяет, то моют голову во время гигиенической ванны, но можно вымыть голову и в постели, поставив тазик у головного конца кровати, на возвышение и запрокинув голову пациентки. Во время намыливания следует хорошо протереть кожу под волосами, после чего их ополаскивают и насухо вытирают, а затем расчесывают. После мытья головы женщине надевают косынку.

После мытья медицинская сестра стрижет или помогает стричь пациентам ногти на руках и ногах.

ПРОЛЕЖНИ, ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛЕЧЕНИЕ

У истощенных тяжелобольных в результате длительного лечения в местах наибольшего давления на коже (чаще всего на крестце и в области больших седалищных бугров) могут образовываться глубокие медленно заживающие язвы, называемые пролежнями.

Их возникновение связано с малой подвижностью слабых пациентов, ухудшением общего и местного обмена веществ в коже и подлежащих тканях. Одним из факторов появления пролежней является нарушение трофики в результате повреждений или заболеваний нервной системы. Образованию пролежней также способствует грязное в складках постельное белье и потливость пациентов.

Первым признаком, указывающим на образование пролежней, служит покраснение кожи.

Появление пролежней можно предупредить правильным уходом за пациентом. Для предупреждения пролежней постельное и нательное белье должно быть сухим и чистым, без швов и складок. Санитарка или медицинская сестра должны следить за состоянием белья и периодически поворачивать пациента с одного бока на другой или изменять положение его тела. При общем истощении и слабости, начинающемся покраснении кожи под пациента подкладывают (под простыней) специальные резиновые, надуваемые воздухом круги. Поверхность тела такого пациента надо ежедневно осматривать. При покраснении кожи эту область протирают слабым раствором перманганата калия, 2% раствором перекиси водорода или камфорным спиртом. Особое внимание в этом отношении уделяется пациентам, находящимся без сознания. При образовании язв прибегают к помощи врача-хирурга. Образование пролежней у пациента является свидетельством плохого ухода за ним, о чем всегда должны помнить медицинские сестры, обеспечивающие уход.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА

Все сотрудники, поступающие на работу в больницу, подлежат обязательному медицинскому осмотру. В дальнейшем сотрудники пищевого блока и младший персонал, непосредственно обслуживающий больных, ежемесячно подвергаются медицинскому осмотру, а раз в полгода - исследованию па бациллоносительство.

Младший персонал должен быть грамотным в области санитарных знаний.

Медицинский персонал лечебных учреждений должен быть обеспечен комплектами сменной одежды: халатами, шапочками или косынками, масками, сменной обувью (тапочками) в количестве, обеспечивающем ежедневную смену одежды. Хранение ее надлежит осуществлять в индивидуальных шкафчиках. В наличии постоянно должен быть комплект санитарной одежды для экстренной ее замены в случае загрязнения. Специальная санитарная одежда персонала служит защитой от переноса инфекций и отличает должность сотрудника. Санитарная одежда должна быть белоснежно чистой, выглаженной, соответствующего размера.

Верхняя одежда хранится в гардеробе для персонала.

Не медицинский персонал, выполняющий работу (в т.ч. временную) в подразделениях лечебных учреждений, должен иметь сменную одежду и обувь. Сменная одежда и обувь должна быть предусмотрена также и для медицинского персонала других подразделений, оказывающего консультативную и другую помощь.

Ногти должны быть коротко подстрижены. Технический персонал, занятый уборкой помещений, не допускается к раздаче пищи.

Персонал, обслуживающий секцию с одной инфекцией, не должен во время работы иметь контакта с персоналом и больными другой секции инфекционного отделения.

Для персонала инфекционного и дезинфекционного отделений устраиваются душевые пропускного типа.

В целях предупреждения различных заболеваний, связанных с медицинскими манипуляциями, персонал обязан:

использованный медицинский инструментарий сразу после окончания манипуляции или процедуры погружать в емкость с дезинфицирующим раствором;

при загрязнении рук кровью, сывороткой, выделениями тщательно протирать их тампоном, смоченным кожным антисептиком, после чего мыть проточной водой с мылом. Перчатки обрабатывать салфеткой, смоченной дезинфектантом, затем мыть проточной водой, снимать их и руки мыть и обрабатывать кожным антисептиком;

при попадании биологической жидкости пациента на слизистые ротоглотки немедленно рот и горло прополоскать 70% спиртом или 0,05% раствором марганцовокислого калия; при попадании биологических жидкостей в глаза промыть их раствором марганцовокислого калия в воде в соотношении 1:10000;

при уколах и порезах вымыть руки, не снимая перчаток, проточной водой с мылом, снять печатки, выдавить из ранки кровь, вымыть руки с мылом и обработать ранку 5% спиртовой настойкой йода;

при наличии на руках микротравм, царапин, ссадин заклеивать поврежденные места лейкопластырем;

для ухода за кожей рук использовать смягчающие и защитные кремы, обеспечивающие эластичность и прочность кожи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Соблюдение правил личной гигиены, удобная кровать, чистая постель создают условия для скорейшего выздоровления пациентов и предотвращения различных осложнений. Большое значение имеет правильный уход за пациентами. Чем тяжелее состояние пациента, тем сложнее за ним ухаживать и тем тщательнее должен осуществляться этот уход. Поэтому медицинская сестра должна хорошо усвоить методику проведения всех манипуляций по уходу за больным и уметь четко их выполнять.

Соблюдение основных требований личной гигиены обеспечивает правильное физическое развитие организма и способствует ослаблению неблагоприятных воздействий внешней среды. Четкое выполнение этих правил обеспечивает сохранение здоровья и работоспособности, а также продления жизни человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гребнев А.Л., Шептулин А.А. Основы общего ухода за больными. М., 1991.

.Заликина Л.С. Домашний уход за больными. М., 1993.

.Мурашко В.В. с соавт. Общий уход за больными. М., 1988.

.Мухина С.А., Тарновская И.И. Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода. М., 1995.

.О пролежнях. М., 2001.

.Садикова Н.Б. 10000 советов медсестре по уходу за больными. Минск, 2000.

.Современный справочник медицинской сестры. Автор - составитель Садикова Н.Б. Минск, 1999.

.Справочник медицинской сестры по уходу. М., 1994.

Теги: Личная гигиена пациентов и обслуживающего персонала  Реферат  Медицина, физкультура, здравоохранение

Методическая разработка на тему: ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПАЦИЕНТА И ПЕРСОНАЛА

Автор материала: Бережная Валентина Владимировна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

занятия

По ПМ .04ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

МДК 04.02. БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА ДЛЯ ПАЦИЕНТА И ПЕРСОНАЛА

Раздел 2: Обеспечение безопасной среды для пациентов и

медицинского персонала

Тема: ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА КАК ФАКТОР,

ВЛИЯЮЩИЙ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПАЦИЕНТА И ПЕРСОНАЛА

Специальность: 34.02.01Сестринское дело

(базовой подготовки)

Купино

Рассмотрено на заседании ПЦМК профессиональных модулей

Протокол № ____

От «____» _______ 20_____г.

Председатель: Н.В. Скитович

Автор: Бережная В.В. преподаватель высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

к методической разработке по профессиональному модулю ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными по теме: Личная гигиена как фактор, влияющий на безопасность пациента и персонала.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения34.02.01 «Сестринское дело» (базовый уровень подготовки).

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен знать: факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала.

Лекция проводится с применением мультимедийной презентации.

Методическая разработка состоит из: «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала», (приложение № 1 ), «Изложение нового материала» (приложение №2),«Физкультминутка» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение №4), Подведение итогов (приложение № 5),Самостоятельная внеаудиторная работа (Приложение №6)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: «Личная гигиена как фактор, влияющий на безопасность пациента и персонала».

Место проведения: кабинет лечение пациентов терапевтического профиля.

Продолжительность проведения занятия: 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала.

Цели занятия:

1.Образовательная: после изучения темы студент должен знать: фактор, влияющий на безопасность пациента и персонала: личная гигиена (самоуход, жизненная потребность каждого человека, бельевой режим стационара, приготовление постели, смена нательного и постельного белья, смена нательного белья и одежды тяжелобольному).

2.Воспитательная: Воспитание бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия (ОК7)

3.Развивающая:Развивать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК1), организация собственной деятельности исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем (ОК 2), осуществление поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК4)

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

студент должен знать:

- факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала

Формируемые компетенции: ОК 1,ОК 2,ОК 4,0К 7. ПК 4.8

Междисциплинарная интеграция:

Внутридисциплинарная интеграция

Основы профилактики ВБИ при приёме в стационар. Лечебно-охранительный режим как фактор, влияющий на безопасность пациента и персонала. Основы эргономики.

Личная гигиена, как фактор, влияющий на безопасность пациента и персонала

Методические обеспечения занятий: Вопросы для входного контроля, методическая разработка для преподавателя, тестовые задания для закрепления материала, мультимедийная презентация

Техническое оснащение: проектор, ноутбук,

Самостоятельная внеаудиторная работа: конспект лекции, Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник.-2-е изд., исп. И доп.-М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. 2. Мухина С.А. Тарновская И.И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». Москва Издательская группа «Гэотар-медиа» 2008. стр.225-231.

Выполнение тестовых заданий

Перечень литературы:

Основная: 1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник.-2-е изд., исп. И доп.-М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. 2. Мухина С.А. Тарновская И.И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». Москва Издательская группа «Гэотар-медиа» 2008.

Описание хода занятия

Основные этапы занятия.

Коды формируемых

компетенций

Ориентирово

чное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии. Проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование ОК

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

Осмысление теоретического материала (приложение №1) ОК 4

Цель: выявить уровень знаний, оценить степень подготовки к занятию

20 мин.

Выполнение заданий при

Изложение нового материала (приложение №2)

Цель: сформировать знания по факторам влияющим на безопасность пациента и персонала, основам эргономики.

40 мин.

Преподаватель объясняет материалс

использованиеммультимедийной презентации

Физкультминутка

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей(приложение №3)

3 мин.

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений

Осмысление и систематизация полученных знаний

Реализация ОК 4; ОК 2,ОК7,ПК 4.8

(приложение №4)

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания

15 мин.

Закрепление материала осуществляется: путём выполнения задания на определении последовательности действий

Подведение итогов

(приложение №5)

5 мин.

Обсуждаются итоги работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятий.

Самостоятельная внеаудиторная работа

2 мин.

Л.И. Кулешова, Е.В.

Путоветова Основы

сестринского дела курс

лекций сестринского

технологии. «Феникс».

Ростов-на-Дону. 2011. Стр.356-385.

Выполнение тестовых заданий

Всего

90 мин.

Приложение №1

«Теоретическое осмысление учебного материала»

Тема: «Лечебное питание как принцип санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения»

Выберите один неправильный ответ – четвертый лишний

1.Механическое щажение – это приготовление пищи

А) жидкой

Б) твердой

В) полужидкой

Г) пюреобразной

2.Химическое щажение пищи исключает из рациона

А) маринады

Б) молоко

В) копчености

Г) пряности

3.Термическое щажение пищи рекомендовано при острых воспалительных заболеваниях

А) глотки

Б) пищевода

В) мозга

Г) желудка

4.При составлении диеты учитывают

А) состав пищи

Б) аппетит

В) суточный рацион

Г) калорийность

5.Источники белков в рационе питания

А) мясо

Б) соки

В) молоко

Г) рыба

6.Источники углеводов

А) крупы

Б) молоко

В) фрукты

Г) мед

7.Режим питания предполагает

А) кратность приема

Б) время приема

В) интервал приема

Г) состав пищи

8.Для организации правильного питания сестре необходимо получить информацию у пациента

А) о любимых блюдах

Б) о паттернах

В) об аппетите

Г) о результатах анализов

9.Для удовлетворения потребности пациента в питании и питье необходимо учитывать возможность

А) самостоятельно принимать пищу

Б) самостоятельно пить жидкость

В) обеспечивать себя разнообразной пищей

Г) соблюдать личную гигиену

10.В холодильнике хранят

А) молоко

Б) печенье

В) мясо

Г) рыбу

11.При назначении диеты учитывают

А) особенности заболевания

Б) состояние нервной системы

В) обмен веществ

Г) усвояемость пищи

Питание обеспечивает человеку егоА) жизнедеятельность

Б) рост и развитие

В) работоспособность

Г) профессиональную принадлежность

Характер питания человека определяет егоА) обмен веществ

Б) функции органов и систем

В) конституцию

Г) структуру клеток и тканей

Источники жиров в рационе питанияА) майонез

Б) соя

В) сметана

Г) масло

Источники растительных жиров в рационе питания – маслаА) оливковое

Б) кукурузное

В) подсолнечное

Г) сливочное

Для искусственного питания используютА) зонд

Б) поильник

В) стому

Г) капельницу

Психологические проблемы пациента с гастростомойА) отсутствие аппетита

Б) дефицит общения

В) страх потерять работу

Г) стеснение перед родственниками

При зондовом питании используют А) жидкую пищу

Б) энтеральные составы

В) парентеральные растворы

Г) питательные смеси

Стомированным пациентам через стому вводятА) калорийные взвеси

Б) питательные растворы

В) водно-солевые составы

Г) инъекционные препараты

Физиологические проблемы пациента с зондовым питаниемА) позывы к рвоте

Б) страх проглотить зонд

В) прерывистый сон

Г) отсутствие аппетита

Эталон ответов по теме: «Лечебное питание как принцип санитарно-гигиенического в...

Тема 3.4. Личная гигиена пациента Лекция

Оренбургского института путей сообщения –

филиала Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

« Самарский государственный университет путей сообщения»

Оренбургский медицинский колледж

ПМ.04, ПМ.07 Выполнение работ по профессии

Младшая медицинская сестра

МДК 04.03, МДК 07.03

Решение проблем пациента посредством сестринского ухода.

По специальности 060501 Сестринское дело

По специальности 060101 Лечебное дело

Подготовил преподаватель

Марычева Н.А.

Согласовано

на заседании ЦМК

протокол №___

От «___» ___________2014

председатель ЦМК

Тупикова Н.Н

Оренбург -2014 г.

Занятие №4 Лекция

Тема 3.4. Личная гигиена пациента

Студент должен иметь представление:

о видах ухода за пациентом, о методике определения степени развития пролежней, профилактике и лечении пролежней и опрелостей.

Студент должен знать:

- принципы гигиенического ухода;

- значение личной гигиены пациента;

- бельевой режим стационара (требования к постельному белью);

- правила сборки и транспортировки грязного белья;

- режим дезинфекции предметов ухода

- факторы риска образования пролежней;

- места возможного образования пролежней;

- стадии образования пролежней.

План лекции

  1. Введение.

  2. Виды ухода за пациентом.

  3. Принципы гигиенического ухода.

  4. Значение личной гигиены пациента.

  5. Бельевой режим стационара(требования к постельному белью).

  6. Правила сборки и транспортировки грязного белья.

  7. Режим дезинфекции предметов ухода.

  8. Места возможного образования пролежней.

  9. Факторы риска образования пролежней.

  10. Методика определения степени развития пролежней.

  11. Стадии образования пролежней.

  12. Профилактика и лечение пролежней и опрелостей.

Уход за больными является неотъемлемой составной частью лечения. В повседневной жизни под уходом понимают оказание больному помощи в удовлетворении им различных потребностей. В медицине понятие «уход за больным» трактуется более широко. Под уходом понимают целый комплекс лечебных, профилактических, гигиенических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на облегчение страданий больного, скорейшее его выздоровление и предупреждение осложнений заболевания.

Больной человек часто нуждается в помощи при осуществлении личной гигие­ны: умывании, бритье, уходе за полостью рта, волосами, ногтями, подмывании, приеме ванны, а также при осуществлении продуктов жизнедеятельности. В этой части ухода руки сестры становятся руками пациента. Но помогая пациенту, нужно максималь­но стремиться к его самостоятельности и поощрять это желание.

Уход за больными подразделяется на общий и специальный.

Общий уход включает в себя мероприятия, в которых нуждается любой больной независимо от характера заболевания. Всем больным необходимы лекарственные средства, смена белья и т.д.

Специальный уход включает в себя мероприятия, которые применяются только по отношению к определенной категории больных (например, промывание мочевого пузыря больному с заболеваниями мочеполовых органов).

Составляющие ухода:

  • Безопасность больного

  • Гимнастика

  • Досуг

  • Инфекционный контроль

  • Контроль за приемом лекарственных препаратов

  • Массаж

  • Наблюдение за больным

  • Обучение пациентов

  • Общение

  • Питание

  • Процедуры лечебные

  • Процедуры общего ухода

  • Реабилитация

  • Режимы больного

  • Собственная безопасность

  • безопасность (предупреждение травматизма пациента);

  • конфиденциальность (подробности личной жизни не должны быть известны посторонним);

  • уважение чувства достоинства (выполнение всех процедур с согласия паци­ента, обеспечение уединения, если необходимо);

  • общение (расположение пациента и членов его семьи к беседе, обсуждение хода предстоящей процедуры и плана ухода в целом);

  • независимость (поощрение каждого пациента к самостоятельности);

  • инфекционная безопасность (осуществление соответствующих мероприятий).

Цель помощи пациенту — осуществление личной гигиены, обеспечение ком­форта, чистоты и безопасности.

  1. Значение личной гигиены пациента.

Личная гигиена пациентаимеет огромное значение в процессе его лечения. Прежде всего, стоит понимать, что понятия о чистоте у каждого больного индивидуальны. Именно поэтому медицинскому персоналу нужно расспросить его о привычках по уходу за собой, а также оценить, насколько пациент способен самостоятельно следовать тем правилам гигиены, которые позволят наиболее эффективно осуществлять его лечение.

Одной из важных частей личной гигиены пациента является уход за его кожными покровами. Для того чтобы поддерживать кожу в чистоте, необходимо ежедневно умываться утром и вечером и принимать гигиеническую ванну один раз в неделю. Конечно, это касается тех больных, которые по состоянию здоровья могут сами осуществлять гигиенические процедуры. Не стоит забывать и об уходе за ротовой полостью, чистить зубы необходимо два раза в день, при этом уделяя внимание чистоте языка и дёсен.

Личная гигиена тяжелобольного пациента

Так как при ряде заболеваний человек не может самостоятельно ухаживать за собой, личной гигиеной тяжелобольного пациентазанимается медицинская сестра. Стоит отметить, что причиной невозможности осуществлять процедуры личной гигиены может стать не только тяжёлое физическое, но и психическое состояние, например депрессия. Уход за кожными покровами у тяжёлых больных с постельным режимом пребывания в стационаре имеет ряд особенностей. Для того чтобы из-за загрязнения кожи не возник риск инфицирования, следует проводить ежедневное обтирание мыльным раствором с помощью губки или салфеток. Особое внимание нужно уделить местам, где скапливаются выделения потовых желез. Чистить зубы таким больным следует два раза в день. Помимо этого ротовую полость обрабатывают ватным шариком, смоченным в растворе марганцовки или борной кислоты. Также в обязанности медперсонала входит уход за глазами, ушами и полостью носа тяжелобольных пациентов.

Личная гигиена пациента в стационаре

Местом, где больной проводит большую часть своего времени, находясь на лечении в медицинском учреждении, является его кровать. Именно поэтому помимо основных правил личной гигиены пациента в стационаре необходимо заботиться о чистоте постельного белья. Его нужно менять по мере загрязнения, а у лежачих больных тщательно расправлять все складки, так как даже самая маленькая из них может стать причиной повреждения кожи. Простыни на кроватях таких пациентов должны быть очень мягкими, без рубцов и швов, так как зачастую вследствие болезни они обладают повышенной чувствительностью.

  1. Бельевой режим стационара (требования к постельному белью).

Медицинские организации должны быть в достаточном объеме обеспечены бельем.

Сбор, транспортировка и хранение белья

В стационарах и поликлиниках оборудуют центральные кладовые для чистого и грязного белья. В медицинских организациях малой мощности чистое и грязное белье может храниться в раздельных шкафах, в том числе встроенных. Кладовую для чистого белья оборудуют стеллажами с влагоустойчивой поверхностью для проведения влажной уборки и дезинфекции.

В «грязных» помещениях (помещения разборки и хранения грязного белья) отделка подразумевает обеспечение влагостойкости на всю их высоту. Полы следует покрывать водонепроницаемыми материалами. Допускается устройство подвесных, натяжных, подшивных и других видов потолков, обеспечивающих гладкость поверхности и возможность проведения их влажной очистки и дезинфекции.

Транспортировка чистого белья из прачечной и грязного белья в прачечную должна осуществляться в упакованном виде (в контейнерах) специально выделенным автотранспортом. Перевозить грязное и чистое белье в одной и той же таре нельзя. Стирка тканевой тары (мешки) осуществляется одновременно с бельем.

Грязное белье собирают в закрытую тару (клеенчатые или полиэтиленовые мешки, специально оборудованные и маркированные бельевые тележки или другие аналогичные приспособления) и передают в центральную кладовую для грязного белья. Временное хранение грязного белья в отделениях (не более 12 часов) допускается в помещениях для грязного белья с водостойкой отделкой поверхностей, оборудованных раковиной и устройством для обеззараживания воздуха.

В кладовых для хранения белья должны быть полки с гигиеническим покрытием, доступным для влажной уборки и дезинфекции.

Выдача и смена белья пациентам

При поступлении в стационар пациенту выдают комплект чистого нательного белья, пижаму/халат, тапочки. Личную одежду и обувь больные оставляют в специальной упаковке с вешалками (полиэтиленовые мешки, чехлы из плотной ткани) в помещении для хранения вещей пациентов или передают родственникам (знакомым). Допускается нахождение больных в стационарах в домашней одежде. Личная одежда больных инфекционного профиля в случаях, предусмотренных санитарными правилами, подвергается камерной дезинфекции. Смену белья пациентам проводят по мере загрязнения, регулярно, но не реже 1 раза в 7 дней. Перед поступлением больного меняют постельные принадлежности (матрас, подушка, одеяло) и кровать застилают чистым комплектом постельного белья (простыня, наволочка, пододеяльник). Загрязненное белье подлежит немедленной замене. Смену постельного белья родильницам следует проводить 1 раз в 3 дня, нательного белья и полотенец ежедневно, подкладных пеленок не менее 4-5 раз в сутки и по мере необходимости. Допускается использование прокладок промышленного производства.

Перед возвращением пациента в палату после хирургического вмешательства проводится обязательная смена белья. В послеоперационном периоде смена белья пациентам должна проводиться систематически до прекращения выделений из ран.

В операционных, акушерских стационарах (родильные блоки, а также палаты для новорожденных) используют стерильное белье. Для новорожденных допускается применение памперсов.

При проведении лечебно-диагностических манипуляций, в частности в условиях амбулаторно-поликлинического приема, пациента обеспечивают индивидуальным комплектом белья (простыня, подкладная пеленка, салфетка, бахилы), в том числе разового.

Одежда медперсонала

Медицинский персонал должен быть обеспечен комплектами сменной одежды халатами, шапочками и сменной обувью. Смена одежды персонала в подразделениях хирургического и акушерского профиля осуществляется ежедневно и по мере загрязнения. В учреждениях терапевтического профиля ее проводят 2 раза в неделю и по мере загрязнения. Многоразовые салфетки при невозможности использования одноразовых тканевых подлежат стирке.

Стирку одежды персонала осуществляют централизованно и отдельно от белья пациентов. Стирают белье в специальных прачечных или прачечной в составе медицинской организации. Режим стирки белья должен соответствовать действующим гигиеническим нормативам. Запрещается стирка спецодежды в домашних условиях.

Обеззараживание белья

  Обеззараживание загрязненных выделениями и биологическими жидкостями изделий из текстильных материалов (нательное, постельное белье, полотенца, спецодежда медицинского персонала и т.д.) осуществляют в прачечных, замачивая в растворах дезинфицирующих средств перед стиркой, или в процессе стирки с использованием разрешенных для этих целей дезинфекционных средств в стиральных машинах проходного типа по программе № 10 (90°С) согласно технологии обработки белья в медицинских организациях. Белье новорожденных обрабатывают так же, как инфицированное.

После выписки пациентов, а также по мере загрязнения матрасы, подушки, одеяла должны подвергаться дезинфекционной камерной обработке. В случае использования для покрытия матрасов чехлов из материала, допускающего влажную дезинфекцию, камерная обработка не требуется. При наличии на матрасах и подушках чехлов из влагонепроницаемых материалов их обеззараживают раствором дезинфицирующего средства методом протирания. В медицинской организации должен быть обменный фонд постельных принадлежностей, для хранения которого предусматривается специальное помещение.

Помещения и инвентарь для уборки прачечных, кладовых для временного хранения белья ежедневно моют и дезинфицируют. Уборочный инвентарь (тележки, мопы, емкости, ветошь, швабры) должен иметь четкую маркировку или цветовое кодирование с учетом функционального назначения и храниться в выделенном для этой цели помещении. Схема цветового кодирования размещается в зоне хранения инвентаря.

Стиральные машины для стирки мопов и другой ветоши устанавливают в местах комплектации уборочных тележек. Использованный уборочный инвентарь обеззараживают в растворе дезинфицирующего средства, затем прополаскивают в воде и сушат. 

Стирка белья в медицинских организациях осуществляется в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и МУ 3.5.736-99 «Технология обработки белья в медицинских учреждениях».

  1. Режим дезинфекции предметов ухода.

Оснащение: спецодежда, использованный предмет ухода; дезинфицирующее средство, разрешенное к применению в РФ (перечень основных средств дезинфекции и их характеристика дан в «Методических указаниях по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации предметов медицинского назначения», утвержденных МЗ России 30 декабря 1998 г., № МУ-287-113) (концентрация р-ра, экспозиция и способ обработки выбираются в зависимости от наличия крови и биологических выделений пациента на предметах ухода); ветошь — 2 шт.; емкость для дезинфекции с крышкой и маркировкой. Обязательное условие: предметы ухода дезинфицируются сразу после использования.

Подготовка к процедуре

  • Надеть спецодежду, перчатки.

  • Подготовить оснащение.

  • Залить в емкость дезинфицирующий р-р нужной концентрации.

  • Выполнить процедуру с использованием предмета ухода.

  • Выполнение дезинфекции методом полного погружения:

  • Погрузить полностью предмет ухода, заполняя его полости дезинфицирующим р-ром).

  • Снять перчатки.

  • Отметить время начала дезинфекции.

  • Выдержать 60 мин (или необходимое время процесса дезинфекции данным средством).

  • Надеть перчатки.

  • Вымыть предмет ухода под проточной водой, используя моющие средства, высушить.

  • Окончание процедуры

  • Вылить дезинфицирующий р-р в раковину (канализацию).

  • Хранить предмет ухода в специально, отведенном месте.

  • Снять спецодежду, вымыть и осушить руки.

  • Метод двукратного протирания:

  • Протереть последовательно двукратно предмет ухода дезинфицирующим р-ром с промежутком в 15 мин (см. «Методические указания по применению дезинфицирующего средства»).

  • Следить, чтобы не оставалось необработанных промежутков на предмете ухода.

  • Дать высохнуть.

  • Вымыть предмет ухода под проточной водой, используя моющие средства, высушить.

  • Окончание процедуры

  • Вылить дезинфицирующий раствор в раковину (канализацию).

  • Хранить предмет ухода в специально отведенном месте.

  • Снять спецодежду, вымыть и осушить руки.

  1. Факторы риска образования пролежней.

Кожа, чтобы нормально функционировать, должна быть чистой. Загрязнение кожных покровов секретом сальных и потовых желез, пылью и микробами, которые оседают на коже, может привести к появлению гнойничковой сыпи, шелушению, опрелости, изъязвле­ниям, пролежням.

Опрелость - воспаление кожи в складках, возникающее при трении влажных поверхностей. Развиваются под молочными желе­зами, в межягодичной складке, подмышечных впадинах, между пальцами ног при повышенной потливости, в паховых складках. Их появлению способствует избыточное выделение кожного сала, не­держание мочи, выделения из половых органов. Чаще возникают в жаркое время года у тучных людей, у грудных детей при неправиль­ном уходе. При опрелости кожа краснеет, ее роговой слой как бы размокает и отторгается, появляются мокнущие участки с неровны­ми контурами, в глубине кожной складки могут образоваться трещины. Нередко опрелости осложняются гнойничковой инфекци­ей или гнойничковыми заболеваниями. Чтобы предупредить разви­тие опрелостей, необходимы регулярный гигиенический уход за кожей, лечение потливости.

При предрасположенности к опрелостям кожные складки по­сле мытья и тщательного просушивания рекомендуется протирать прокипяченным растительным маслом (или детским кремом) и припудривать тальком.

Пролежни - это некроз мягких тканей, развивающийся вследствие их длительного сдавления, сдвига или трения из-за нарушения местного кровообращения и нервной трофики.

Длительное (более 1 - 2 ч) действие давления приво­дит к обструкции сосудов, сдавлению нервов и мягких тканей. В тканях над костными выступами нарушаются микроциркуляция и трофика, развивается гипоксия с последующим развитием про­лежней.

Повреждение мягких тканей от трения возникает при перемещении пациента, когда кожные покровы тесно соприкасаются с грубой поверхностью. Трение приводит к травме, как кожи, так и более глубоких мягких тканей.

Повреждение от сдвига возникает в том случае, когда кожные покровы неподвижны, а про­исходит смещение тканей, лежащих более глубоко. Это приводит к нарушению микроциркуляции, ишемии и повреждению кожи, чаше всего на фоне действия дополнительных факторов риска раз­вития пролежней.

  1. Места возможного появления пролежней.

В зависимости от расположения пациента (на спине, на боку, сидя в кресле) точки давления изменяются. На рисунках наиболее и наименее уязвимые участки кожи больного. (6)

В положении на спине — в области бугров пяточной кости, крестца и копчика, лопаток, на задней поверхности локтевых суставов, реже над остистыми отростками грудных позвонков и в области наружного затылочного выступа.

В положении на «животе» - на передней поверхности голеней, особенно над передними краями большеберцовых костей, в области надколенников, верхних передних подвздошных остей, у края реберных дуг.

При положении на боку - в области латеральной лодыжки, мыщелка и большого вертела бед­ренной кости, на внутренней поверхности нижних конечностей в местах тесного прилегания их друг к другую.

При вынужденном положении сидя - в области седалищных бугров. Для того чтобы опреде­лить есть ли у пациента риск развития пролежней необходимо выявить все факторы риска.

  1. Факторы риска образования пролежней.

Факторы риска развития пролежней могут быть обратимыми (например, обезвоживание, гипотензия) и необратимыми (например, возраст), внутренними и внешними.


Смотрите также