Международная экономическая безопасность


Международная экономическая безопасность

Международная экономическая безопасность представляет собой состояние международных и экономических отношений мирового хозяйства, при котором обеспечено устойчивое экономическое развитие стран и созданы условия для взаимовыгодного сотрудничества, которое исключает противоправное приложение экономической силы. Конечный результат международной экономической безопасности выражается в экономическом росте и сбалансированном развитии, обеспечивающим рост уровня благосостояния мирового населения.

Определение 1

Международная экономическая безопасность — это система правил, основанная на равенстве и взаимном доверии которые создают институциональные и экономические условия устойчивого мира.

Международная экономическая безопасность является своего рода гарантом того, что никакая сторона не может извлечь односторонних экономических или политических преимуществ из существующих экономических зависимостей в мировом хозяйстве.

Структура международной экономической безопасности включает три уровня:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • национальная экономическая безопасность;
  • региональная экономическая безопасность;
  • собственно международная экономическая безопасность.

Основные задачи международной экономической безопасности

Замечание 1

Международная экономическая безопасность поддерживает стабильность мирового хозяйства и позволяет создавать условия, способствующие росту производства, науки и благосостояния стран мира, а также ограничивает стихийные колебания глобального рынка, не допускает их перерастание в глобальный экономический кризис.

Сложность реализации данной задачи обусловлена сочетанием на глобальном рынке двух явлений: принципиальной неустойчивости рыночных механизмов и исторически сложившейся международной системы, основанной на национальном суверенитете. Если в отдельных государствах кризисы и сбои в рыночном механизме может компенсировать государство, то в масштабах всего мира эта возможность отсутствует.

Замечание 2

Международная экономическая безопасность вырабатывает ту или иную форму совместного или согласованного принятия решений в рамках экономической политики.

Юрисдикция каждого государства ограничивается его границами, поэтому государства не могут целенаправленно воздействовать на глобальный экономический процесс.

Следующие задачи по обеспечению международной экономической безопасности связаны с предотвращением международных конфликтов в экономике, а также с установлением правил применения различных инструментов для защиты национальных интересов. Международный экономический конфликт может возникнуть из-за принятия отдельным государством решений по урегулированию внешних или внутренних экономических проблем. При этом способы, методы и цели решения проблем могут противоречить экономическим интересам других стран, становится угрозой для их экономической безопасности. Подобные задачи требуют консолидации усилий международного сообщества.

Последняя задача обеспечения международной экономической безопасности связана с борьбой с преступностью, выходящей за границы одной страны. Отличительным признаком транснациональной экономической преступности является цель, связанная с получением экономической выгоды незаконным путем.

Принципы международной экономической безопасности

Основные принципы формирования системы международной экономической безопасности:

  • свобода выбора и осуществление всеми государствами стратегии социально-экономического развития;
  • нацеленность на разрешение глобальных проблем, стоящих перед человечеством;
  • суверенитет государств над их природными, производственными, демографическими и экономическими ресурсами;
  • отсутствие исключительных приоритетов в экономическом развитии группы государств или отдельных стран;
  • взаимовыгодное сотрудничество всеми мирового сообщества;
  • ответственность отдельных государств перед всем мировым сообществом за результаты производимой экономической политики;
  • мирное регулирование проблем экономики.

1.4. Экономическая взаимозависимость. Национальная и международная безопасность.

Экономическая взаимозависимость стран – это растущие хозяйственные взаимодействие и взаимосвязь стран всего мира в результате возрастания объема и разнообразия поставок товаров и услуг, международного потока капитала и рабочей силы, а также благодаря достижениям НТП, в частности, быстрой передаче технологий.

Современная экономика – это совокупность взаимосвязанных экономик.

Для группы стран роль внешнеэкономического фактора меньше, для маленьких стран – больше. Но в мире в целом роль внешнеэкономического фактора растет.

Страна, проводящая политику закрытости:

  1. снижение возможности потребления

  2. медленный рост уровня жизни

  3. снижение ресурсных возможностей

Сейчас главный фактор, влияющий на МРТ – Это НТП.

Преимущества взаимозависимости:

    • Более полно и эффективно используются ресурсы

    • Рост потребления

    • Экономический подъём идёт от одной стрнаны к другой.

Недостатки взаимозависимости:

  • спад в одной стране влияет на другие

  • существуют страны с узкой специализацией, взаимозависимость создает зависимость страны от мирового рынка (чем уже специализация, тем сильнее зависимость), для развивающихся стран экспортным товаром является один или несколько товаров и приходится на одну страну; чем слабее экономика страны, тем меньше преимуществ на мировом рынке

  • чем мощнее страна, чем шире диверсификация экономических связей, тем легче перенести негативные последствия.

Экономическая безопасность.

Вопрос о безопасности возник у развивающихся стран в середине 70-х годов. В 1974 был сырьевой кризис. В 1984 году вопрос был поставлен в СЭВ, и в 1985 году этот вопрос вынесен на рассмотрение ООН.

Национальная экономическая безопасность – защищенность экономики от внутренних и внешних факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса производства и уменьшают уровень жизни, что ведет к социальной напряженности в обществе и угрожает государству.

  1. традиционный подход: через понятие устойчивость(на пример, во время кризиса, войны, чтобы выжить в природно-экологических катастрофах). Устойчивость должна быть сопряжена сразвитием.

  2. через понятие интереса. Безопасность – система, гарантирующая защиту национальных интересов.

Целиэкономической безопасности: минимизировать потери, которые могут быть нанесены дестабилизирующими факторами как внутреннего, так и внешнего характера.

Главный гарант – экономический потенциал, он и сказывается на положении страны в мировой экономике. Также экономическая безопасность обеспечивается широкими и дифференцированнымимеждународными экономическими связями.

Экономика должна развиваться, в ней необходима устойчивость.

Показатели экономической безопасности:

  • Показатели экономического роста

  • Показатели, характеризующие ресурсный и производственный потенциал.

  • Показатели, характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственных механизмов.

  • Показатели качества жизни.

1996 год «Доклад о проблемах экономической безопасности»

Показатели

Пороговые значения

Фактическое состояние

Соотношение

1

Объем ВВП к мировому ВВП

100

25

0,25

2

Объем ВВП на душу

50

19

0,38

3

Продолжительность жижни

70 л.

64

0,91

4

Доля обрабатывающей продукции в производстве

70

50

0,71

5

Доля машиностроения в производстве

20

15

0,75

6

Объем инвестиций в процентах к ВВП

25

13

0,6

7

Расходы на научные исследования в % к ВВП

2

0,5

0,25

8

Доля новых видов продукции в машиностроении

6

2,6

0,43

9

Доля населения, имеющего доход ниже минимума

7

22

0,32

10

Разрыв между доходами 10% самых богатых групп населения и 10% самых бедных

8

13

0,62

11

Уровень безработицы

7

9,3

0,75

12

Уровень инфляции

20

11,5

0,57

13

Объём внутреннего долга (в % к ВВП)

30

33

0,9

14

Доля внешних взаимствований в покрытии бюджетного дефицита

25

10,6

0,42

15

Объем иностранной валюты в денежной массе

10

50

0,2

16

Доля импорта во внутреннем потреблении

30

53

0,56

17

Доля импорта во внутреннем продовольствии

25

30

0,83

18

Отношение объёма наличной иностранной валюты к наличному рублю

25

19,3

0,77

Международная экономическая безопасность – создание , обеспечение и функционирование системы мирохозяйственных связей, а также взаимодействие национальных экономик, обеспечивающее устойчивое хозяйственное развитие мирового сообщества в целом, его регионов и национальных экономик стран.

Международная экономическая безопасность–обеспечение такого экономического взаимодействия стран, которое исключало бы преднамеренное нанесение ущерба экономическим интересам какой-либо страны (например, нарушение нормального течения международной торговли; нарушение нормального движения капитала и миграции населения).

Способы обеспечения международной экономической безопасности:

  1. создание международных механизмов регулирования – международные организации (ВТО, ООН).

  2. создание международных региональных интеграционных организаций (ОПЕК, ЕС и др.)

  3. необходимо сдерживать нежелательные действия путём различных средств давления (санкции, квоты и др.)

Международная экономическая безопасность: анализ сущности, подходов и факторов

Экономическая безопасность

УДК 330

А.А. Ананьев

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: АНАЛИЗ СУЩНОСТИ, ПОДХОДОВ И ФАКТОРОВ

Одним из направлений изучения экономической безопасности, по которым ученые выполняют исследования, является безопасность экономических систем, относящихся к мега-уровню.

Основные понятия, используемые исследователями при изучении экономической безопасности, являются: для мировой экономики -«международная экономическая безопасность» и для региональных экономик, сформированных в рамках интеграции двух или более национальных экономик, - «региональная экономическая безопасность».

В условиях холодной войны политики использовали понятие «международная безопасность», которое определялось только через политические и военные факторы. В 80-х гг. ХХ в. развитие сотрудничества между социалистическими и капиталистическими странами обусловило формирование нового подхода к определению международной безопасности, который был связан с невоенными факторами (среди которых экономический фактор получил большое значение), и создание понятия «международная экономическая безопасность».

Экономисты и политики рассматривали международную экономическую безопасность в рамках двух подходов.

Первый подход - это «экономические отношения между государствами, которые способствуют достижению более широкой цели обеспечения мира и процветания» [6, с. 68]. В рамках первого подхода сущность международной экономической безопасности выражалась через экономические факторы, влияние которых было

направлено на избежание конфликтов и ослабление тенденций отвлечения экономических ресурсов на гонку вооружений. Например, N. БеЬаг определял международную экономическую безопасность с использованием первого подхода как «систему правил и соглашений, основанных на взаимном доверии и равенстве, создающих экономические и институциональные условия прочного мира» [2, с. 51].

Второй подход - это «инструменты и виды политики, которые способствуют достижению большей безопасности и стабильности в международных экономических отношениях» [6, с. 68]. В рамках второго подхода сущность понятия определялась через политические факторы, влияние которых должно быть направлено на развитие международных экономических отношений.

В современных условиях иностранные исследователи продолжают рассматривать международную экономическую безопасность в рамках двух следующих подходов [10].

Первый подход заключается в том, что действия одного государства могут нанести ущерб экономическому положению другого государства. Этот подход используется в рамках решения вопросов об энергетической безопасности, особенно в рамках консультаций между Россией и ЕС.

Второй поход выражается в том, что экономические проблемы в отдельных странах и регионах могут обусловить формирование военно-политических угроз международной экономической безопасности для других стран и регионов.

При сравнении подходов, которые иностранные экономисты использовали для рассмотрения международной экономической безопасности в прошлом, и подходов, используемых ими на текущий период времени, можем сделать следующий вывод: представители развитых стран продолжают использовать два подхода; в рамках одного подхода международная экономическая безопасность выражается в большей степени через экономические факторы, в рамках другого - через политические и военные факторы.

Российские исследователи используют для определения международной экономической безопасности один подход, в рамках которого это понятие выражается с использованием в большей степени экономических факторов.

По мнению Л.П. Гончаренко, «международная экономическая безопасность представляет собой такой комплекс международных условий сосуществования договоренностей и институциональных структур, при котором каждому государству - члену мирового сообщества обеспечивается возможность свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития без внешнего давления и вмешательства, в обстановке взаимопонимания и сотрудничества» [9, с. 30].

Г.С. Вечканов определяет международную экономическую безопасность как «совокупность международных условий сосуществования договоренностей и институциональных структур, при которой каждому государству -члену мирового сообщества обеспечивается возможность свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему давлению, рассчитывая на невмешательство, понимание, взаимоприемлемое и взаимовыгодное сотрудничество со стороны остальных стран мира» [1, с. 65].

В условиях глобализации с целью увеличения или как минимум сохранения уровня экономической конкурентоспособности страны, расположенные на территории одного географического региона, начали создавать наднациональные экономические организации, в рамках

которых осуществляется интеграция национальных экономических систем. Например, Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизстан и Таджикистан создали в октябре 2000 г. международную экономическую организацию «Евразийское экономическое сообщество», в рамках которой проводится формирование региональной экономической системы.

Учитывая это, исследователи стали разрабатывать теорию экономической безопасности для региональных экономик, которые сформированы в рамках интеграции двух или более национальных экономик, расположенных в одном географическом регионе.

Е.Г. Моисеенко полагает, что «экономическая безопасность регионального объединения стран (международная региональная безопасность) - это состояние и динамика социально-экономической системы, сформировавшейся в результате интеграции государств, общественных отношений между индивидуумом, национальными и региональными, наднациональными и межнациональными политическими государственными, общественными, экономическими институтами, странами-членами, позволяющие объективно определять и эффективно реализовывать региональные экономические цели и интересы, устранять угрозы в экономической сфере регионального объединения стран и обеспечивать его стабильное сосуществование и прогрессивное развитие в качестве самостоятельного субъекта международных отношений» [1, с. 65].

При анализе определений международной и региональной экономической безопасности будем использовать следующие критерии:

- существенный признак - элемент определения, который в наибольшей степени выражает сущность понятия;

- объект - экономическая система, имеющая специфические интересы;

- субъект - национальный или наднациональный институт, функционирование которого направлено на обеспечение безопасности реализации интересов объекта;

- цель - результат, который объект должен получить в условиях обеспечения субъектом безопасности экономической системы;

- фактор времени - выражается через статичный или динамичный подход.

Большинство исследователей определяют сущность международной экономической безопасности как комплекс международных условий, не имеющий прямой связи с фактором времени. Это значит, что в рамках определения понятия они используют в большей степени статичный подход: объект - это совокупность государств, являющихся членами международного сообщества; субъект - это международные институциональные структуры, деятельность которых направлена на создание и сохранение комплекса условий, наличие которых обеспечивает объекту удовлетворение его экономических интересов; цель, которая должна быть достигнута в рамках обеспечения международной экономической безопасности, - это возможность для каждого государства, являющегося членом международного сообщества, свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и

экономического развития без внешнего давления и вмешательства, в обстановке взаимопонимания и сотрудничества

Е.Г. Моисеенко рассматривает понятие «международная региональная безопасность» через сочетание состояния и динамики наднациональной социально-экономической системы, сформированной в рамках интеграции двух и более национальных социально-экономических систем.

Он определяет в качестве объекта социально-экономическую систему, созданную в результате интеграции стран, являющихся членами региональной международной организации. Субъектом являются национальные и региональные институты, деятельность которых направлена на обеспечение экономической безопасности интеграционного объединения стран.

В следующей таблице представлено сравнение наиболее распространенных определений понятия, созданных для мегауровня.

Критерий Международная экономическая безопасность Региональная экономическая безопасность

N. БеЬаг Л.П. Гончаренко Г.С. Вечканов Е.Г. Моисеенко

Существенный признак Система правил и соглашений, основанных на взаимном доверии и равенстве Комплекс международных условий сосуществования договоренностей и институциональных структур Совокупность международных условий сосуществования договоренностей и институциональных структур Состояние и динамика региональной социально-экономической системы

Объект Государства, которые являются членами мирового сообщества Государства, которые являются членами мирового сообщества Региональная социально-экономическая система

Субъект Международные институциональные структуры международные институциональные структуры Национальные, региональные и наднациональные институты

Цель Создание экономических и институциональных условий для прочного мира Свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития Свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития Определять и эффективно реализовывать региональные экономические цели и интересы, устранять угрозы в экономической сфере, обеспечивать сосуществование и прогрессивное развитие

Фактор времени Статичный Статичный Статичный Статичный и динамичный

Сравнение характеристик определений понятий «международная экономическая безопасность» и «региональная экономическая безопасность»

В результате анализа определений международной и региональной экономической безопасности можно сделать следующие выводы:

1. Большинство российских исследователей международной экономической безопасности выражают сущность понятия как совокупность международных условий сосуществования договоренностей и институциональных структур, которая является статичной категорией, не имеющей прямой связи с фактором времени.

2. Исследователи определяют объектом международной экономической безопасности государства - члены мирового сообщества.

3. Объект региональной экономической безопасности - наднациональная экономика, которая сформирована в рамках интеграции двух и более национальных экономик.

4. Субъект международной экономической безопасности - международные институциональные структуры.

5. Субъект региональной экономической безопасности - национальные и наднациональные институты, к компетенции которых отнесено обеспечение экономической безопасности.

6. Цель обеспечения международной экономической безопасности, которую установил N. БеЬаг, в значительной степени является политической целью, частично соответствующей требованиям, предъявляемым к целям.

7. Цели деятельности, направленной на обеспечение международной экономической безопасности, которые установлены российскими исследователями, - в большей степени экономические, имеющие невысокий уровень определенности.

8. Исследователи определяют сущность международной экономической безопасности через систему правил и соглашений или комплекс (систему) международных условий существования, т. е. внешних проявлений деятельности, направленной на обеспечение безопасности наднациональной экономической системы.

9. Региональная экономическая безопасность определяется через использование сочетания статичного и динамического подходов, для того чтобы установить соответствие между понятием и региональной экономикой как динамической системой.

С учетом вышеизложенного определения международной экономической безопасности,

в которых сущность понятия выражена через совокупность международных условий, имеют, на наш взгляд, следующие недостатки.

Во-первых, понятие выражено через внешние проявления деятельности, направленной на обеспечение международной экономической безопасности, что не позволяет получить полное и точное представление о сущности понятия.

Во-вторых, применен статичный подход для определения понятия, которое имеет отношение к наднациональной экономике, являющейся сложной, вероятностной и динамической системой.

В-третьих, объект «международная экономическая безопасность» определен как «совокупность государств, входящих в международное сообщество», что является в большей степени политической категорией.

В-четвертых, цели, установленные в определениях, имеют невысокий уровень определенности и достижимости.

С учетом этого можем сделать следующие выводы:

1. В рамках определения понятия «международная экономическая безопасность», которое имеет отношение к наднациональным экономическим системам, целесообразно в большей степени использовать динамический подход. Это обусловлено тем, что мегаэкономические системы являются динамическими системами. Следовательно, международная экономическая безопасность должна быть тоже динамической категорией.

2. Объектом международной экономической безопасности как экономического понятия целесообразно определять мировую экономику, которая является экономической категорией.

3. В современных условиях цель, которая должна быть достигнута в рамках обеспечения международной экономической безопасности, должна быть связана с получением положительного синергетического эффекта для мировой экономики и наднациональных и национальных экономик, которые интегрированы в нее, а также иметь более высокий уровень определенности и достижимости.

Завершение формирования мировой экономики как единой мегаэкономической системы началось в 80-х гг. ХХ в. «Еще полвека назад она представляла собой рыхлую совокупность более или менее взаимосвязанных, но достаточно авто-

номных национальных хозяйств, развитие которых определялось преимущественно их внутренними факторами. Но примерно с середины 1980-х годов мир трансформируется в целостную экономическую систему, где национальные хозяйства постепенно становятся составными элементами всемирного экономического организма» [8, с. 4].

По оценкам экономистов завершение формирования мировой экономики произошло в наибольшей степени под влиянием следующих факторов:

- в индустриальных центрах мировой экономики произошел стремительный рост выпуска продукции обрабатывающей промышленности, что обусловило дифференциацию готовой и промежуточной продукции и, соответственно, открыло новые возможности для расширения международной производственной кооперации;

- были созданы новые поколения авиационного, автомобильного, водного и железнодорожного видов транспорта, обеспечивавшие продолжение развития мировой транспортной инфраструктуры, что позволило уменьшить время и стоимость перевозки пассажиров и грузов;

- произошло создание и развитие мировой телекоммуникационной инфраструктуры, использование которой позволило получать информацию в режиме реального времени независимо от расстояния, что существенно упростило международную кооперацию производства и перемещение финансов в мировом масштабе;

- увеличилось количество транснациональных корпораций, как главных субъектов международной хозяйственной деятельности, и направлений их деятельности в масштабе мировой экономики;

- расширились масштабы международной производственной кооперации, что обусловило формирование наднациональной финансовой отрасли, которая обеспечила глобальный доступ к финансовым ресурсам.

В совокупности все перечисленные факторы обеспечили завершение формирования мировой экономики, в рамках которой размещение элементов международных контуров производства, а также наднациональной финансовой и транспортной инфраструктур определяются с учетом мировой экономической конъюнктуры.

«Все эти объективные факторы, переплетаясь и усиливая друг друга, достигли в 80-х годах

прошлого столетия такого уровня, когда их развитие приобрело характер самонастраивающегося и необратимого процесса. Взаимозависимость всех национальных экономик перешагнула тот рубеж, после которого не только малые и средние, но и крупные страны не могут не зависеть от значительных экономических и политических событий в других странах и в других частях планеты» [Там же, с. 4].

Исходя из этого, целесообразно рассматривать мировую экономику в качестве объекта международной экономической безопасности.

«Экономическая действительность динамична по своему существу. Мир хозяйственных явлений, говорили мы, текуч и изменчив. Явления хозяйственной жизни могут иногда быть более или менее устойчивыми и как бы приближаться к статичному состоянию. Но, строго говоря, они никогда не бывают в таком состоянии, как нет абсолютного покоя в мире физическом. Отсюда - в действительности существует, в сущности, динамика явлений» [4, с. 53].

Мировая экономика является сложной, вероятностной и динамической мегаэкономиче-ской системой, находящейся в движении, имеющем неравномерную и колебательную форму. Исходя из этого определения, мировая экономика является динамической системой, т. е. для определения понятия «международная экономическая безопасность» целесообразнее использовать динамический подход, что позволит, в свою очередь, определить понятие, связанное с мировой экономикой, как категорию, имеющую прямую связь с фактором времени, влияние которого может изменить «... вектор, знак и, как следствие, эффективность функционирования системы в целом и отдельных ее подсистем» [5, с. 49].

Н.Д. Кондратьев разделял движение экономической системы на эволюционные (необратимые или неповторимые) и волнообразные (обратимые или повторимые) процессы [4, с. 58].

Он понимал под эволюционным движением те процессы, происходящие в экономической системе, которые в условиях отсутствия значительных отрицательных влияний обусловливают постоянное изменение значений параметров, характеризующих экономическую систему, в рамках одного направления. Например, постоянная тен-

денция роста населения, увеличение общего объема производства, внешней торговли и др.

Волнообразные (обратимые) процессы - это те «процессы изменений, которые в каждый данный момент имеют свое направление и, следовательно, постоянно меняют его, при которых явление, находясь в данный момент времени в данном состоянии и затем меняя его, рано или поздно может вернуться к исходному состоянию» [Там же, с. 59]. Например, процессы, обусловливающие изменения значений учетных ставок, мировых цен на природные ресурсы, промежуточные и конечные товары и других параметров, относящихся к количественным характеристикам.

«Взятая в целом экономическая действительность представляет из себя как бы целый поток непрерывных и многообразных качественных и количественных изменений. Так как в ней имеются хотя бы некоторые элементы, описывающие кривую необратимого процесса изменений, то и в целом процесс экономического развития представляется процессом необратимым» [Там же, с. 62].

Эволюционное движение мировой экономики осуществляется в рамках длинных волн экономической конъюнктуры. «Каждая длинная волна - это не только колебания конъюнктуры, но и целостный этап в технико-экономическом развитии» [3, с. 161].

Наднациональные цели эволюционного движения объекта международной экономической безопасности должны формироваться с учетом совокупности экономических, экологических и других видов национальных интересов всех стран, интегрированных в мировую экономику. Учитывая это, в рамках определения целей движения мировой экономики целесообразно использовать синергетический подход, применение которого позволяет устанавливать в качестве главной цели для стран, являющихся составными элементами мировой экономики, получение положительного синергетического эффекта, который может быть достигнут в рамках синтеза экономических, экологических, социальных и других факторов. Например, одним из результатов достижения положительного си-нергетического эффекта можно рассматривать минимизацию зависимости между развитием мировой экономической системы и разрушением мировой экологической системы.

Таким образом, международная экономическая безопасность - это сохранение эволюционного движения мировой экономики, в рамках которого должно обеспечиваться получение положительного синергетического эффекта для всех стран, национальные экономики которых интегрированы в мировую экономику.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вечканов, Г.С. Экономическая безопасность [Текст] : учебник для вузов / Г.С. Вечканов. - СПб.: Питер, 2007. - 374 с.

2. Вопросы экономической безопасности в зарубежной литературе : реф. сб. [Текст] / [ред.-сост. и авт. введ. Н.В. Никифорова]. - М.: ИНИОН РАН, 1988. -159 с.

3. Длинные волны : Научно-технический прогресс и социально-экономическое развитие [Текст] / С.Ю. Глазьев, Г.И. Микерин, П.Н. Тесля и др. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 224 с.

4. Кондратьев, Н.Д. Проблемы экономической динамики [Текст] / редкол.: Л.И. Абалкин (отв. ред.) и др. - М.: Экономист, 1989. - 526 с.

5. Кузнецов, Б. Л. Гипотеза синергетического рынка в свете феноменологической теории фазовых переходов Л. Ландау [Текст] / Б.Л. Кузнецов // Вопросы экономики. - 2005. - № 8. - С. 48-54.

6. Международная экономическая безопасность [Текст] : [совмест. сов.-англ. исслед.] / Ин-т мировой

экономик и междунар. отношений АН СССР, Королев. ин-т междунар. отношений Великобритании. -М.; Лондон : ИМЭМО : ГПСИ, 1988. - 102 с.

7. Моисеенко, Е.Г. Формирование системы международной региональной экономической безопасности [Текст] : [моногр.] / Е.Г. Моисеенко. - Минск: ИНБ, 2006. - 278 с.

8. Шишков, Ю.В. Интернационализация производства - новый этап развития мировой экономики [Текст] / Ю.В. Шишков; Учреждение Российской акад. наук Ин-т мировой экономики и международных отношений РАН (ИМЭМО). - М.: ИМЭМО РАН, 2009. - 92 с.

9. Экономическая и национальная безопасность [Текст] : учебник / под ред. проф. Л.П. Гончаренко. -М.: Экономика, 2008. - 543 с.

10. Проблемы экономической безопасности евро-атлантического региона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://imemo.ru/ru/publ/ 2010/10052.рд1

Международная экономическая безопасность как важнейшая составляющая внешнеэкономической политики Азербайджанской Республики

Развитие экономических отношений в условиях глобализации мировой экономики происходит по определенным законам.

Процессы глобализации способствуют созданию беспрепятственного внедрения материальных ресурсов и продукции промышленности развитых стран на внутренний рынок Азербайджанской Республики. Таким образом создаются условия ускоренного развития промышленности развитых стран, увеличивая прибыльность их промышленности и количество рабочих мест. Это способствует обеспечению и усилению социальной защищенности граждан этих стран. При такой ситуации возникает ряд источников потенциального риска, которые могут дестабилизировать экономическую и национальную безопасность страны на международном уровне. Сегодня финансовые кризисы, переживаемые одной страной, могут иметь глобальные последствия для экономической и национальной безопасности всех регионов мира.

Международная экономическая безопасность

Рассмотрим пути обеспечения экономической безопасности страны в условиях глобализации, так как для обеспечения экономической и национальной безопасности в странах бывшего СНГ, в том числе и в Азербайджанской Республике, необходимо следовать критериям безопасности как подсистеме.

В этих условиях интеграция Азербайджанской Республики в мировую экономику становиться краеугольным камнем. Назревает необходимость в рамках существующих системы экономической и национальной безопасности создать механизмы борьбы с проявлениями внешних угроз экономике государства. Необходимость проведения такой экономической политики отражена в Концепции национальной безопасности Азербайджанской Республики, утвержденной Президентом страны в 2004 году. В этих условиях Азербайджану необходимо укреплять собственные позиции в мировой экономике, обеспечивая тем самым свою международную экономическую безопасность. Долгосрочная внешнеполитическая экономическая стратегия Азербайджанской Республики должна стать ключом развития экономической мощи государства с учетом реального положения мировой экономики. Становится очевидным, что вопросы экономической безопасности характеризуются глобальными масштабами проявления и большой взаимозависимостью.

Таким образом, международная экономическая безопасность Азербайджанской Республики в условиях глобализации – это комплекс международных условий сосуществования договоренностей и институциональных структур, при котором каждому государству – члену мирового сообщества обеспечивается возможность свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему и политическому давлению и рассчитывая на невмешательство, понимание и взаимоприемлемое и взаимовыгодное сотрудничество со стороны остальных государств.

Путь к осуществлению международной экономической безопасности лежит через отказ от навязывания определенных моделей развития, от экономического и политического принуждения, через признание права любого народа на выбор собственного пути. Речь также должна идти об уважении законности существования различных форм собственности и интересов, осознании того, что «мирный дивиденд» возможен не только в военно-стратегических, но и в экономических отношениях по мере освобождения их от конфронтации и ориентации на сиюминутную прибыль.

От выполнения этих условий в долгосрочном плане даже частный капитал выигрывает гораздо больше, чем от примитивного ограбления и эксплуатации.

Правовые гарантии международной экономической безопасности

Правовые гарантии осуществления международной экономической безопасности заключаются:

– в признании принципов равноправия государств вне зависимости от социального и политического строя, свободы выбора пути, развития и форм организации экономической жизни;

– в признании суверенного владения государств их природными ресурсами и экономическим потенциалом в своих странах;

– взаимовыгодном сотрудничестве и свободном развитии экономических, финансовых, научно-технических и иных мирных отношений между государствами;

– международном сотрудничестве в целях экономического развития и социального прогресса;

– в предоставлении специальных льгот менее развитым странам – членам мирового сообщества;

– мирном урегулировании экономических споров без применения силы и угроз.

Исследование показывают, что обеспечение международной экономической безопасности будет способствовать ее институционализация в международных правовых нормах и на основе этих принципов через заключение двухсторонних и многосторонних договоров. Это зависит от деятельности международных межгосударственных организаций, которые будут способствовать содействию развитию сотрудничества и экономической безопасности стран-членов этих организаций.

Международная экономическая безопасность означает защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской деятельности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию. В данном случае имеется в виду борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих социальными потрясениями.

Это особенно важно в деле укрепления международной экономической безопасности в современном динамично развивающемся мире.

Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций в экономику Азербайджанской Республики, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и культурного уровня работников становятся обязательными условиями устойчивости и самосохранение национальной экономики.

Однако с течением времени параллельно с интеграцией Азербайджанской Республики в мировую экономику выяснилось, что экономическая безопасность – это слишком обширная категория, точнее, система, для лучшего понимания и обеспечение функционирования которой необходимо выделить ряд подсистем.

Международная экономическая безопасность является одной из самых важных подсистем экономической безопасности для любой страны.

В настоящее время процесс глобализации набирает силу, растет взаимозависимость национальной экономики, либерализуется торговля, унифицируется не только технология производства товаров и услуг, но и технология менеджмента. Одновременно с усилением миграционного влияния на экономику превращаются в самостоятельную политическую силу транснациональные корпорации, действующие в пределах республики. Исследования показывают, что происходит идентификация не только общественных, но и сугубо государственных институтов, вне зависимости от их первоначального культурно-политического содержания.

Проблемы и задачи

Проведенные исследования показывают, что издержки или выгоды глобализации усваиваются различными государственными системами по-разному. В результате этого, некоторые государства, более адаптированные к процессу глобализации, получают значительную долю выгоды. Но однако получение определенных преимуществ возможно только при наличии осознанной, заранее спланированной системы экономических индикаторов и рычагов, позволяющих ограничивать негативное влияние внешних явлений и одновременно усиливать положительный эффект от них. Этого можно достичь за счет создания подсистемы международной экономической безопасности в Азербайджанской Республике.

Исследования показывают, что данное понятие многогранно и здесь следует выделить несколько уровней его понимания. С формальной точки зрения под международной экономической безопасностью необходимо понимать степень устойчивости экономической системы страны к внешним угрозам, принимая во внимание объективные закономерности развития мировой экономики.

С другой стороны, данное понятие характеризует влияние мировой экономики на экономическую систему Азербайджанской Республики с учетом ее чувствительности или иммунитета к негативному воздействию данной системы.

Таким образом, проблемы и процессы глобализации и интернационализации становится все более актуальными.

Поэтому главная задача при обеспечении международной экономической, а, следовательно, и национальной безопасности Азербайджанской Республики, заключается в поддержании устойчивого экономического развития страны как части мировой экономической системы, с учетом внешних угроз ее развития при максимальном использовании их потенциальных возможностей.

В настоящее время степень экономической зависимости Азербайджанской Республики от внешнего мира является неприемлемо высокой: 86% продовольствия, потребляемого населением страны, поступает из-за рубежа, путем импортирования.

Азербайджанская Республика в данном случае не в состоянии пресечь массированный вывоз капитала. Экономическое развитие страны практически полностью зависит от ценовой конъюнктуры на внешних международных сырьевых рынках.

В условиях многоукладной рыночной экономики видно, что проблемы обеспечения экономической безопасности требуют детальной разработки государственной стратегии обеспечения экономической безопасности, способствующей устойчивому регулированию экономики Азербайджанской Республики на международном уровне. Это будет способствовать воздействию государства на макроэкономические параметры и целенаправленному регулированию структурных преобразований и денежно-финансовых потоков для поддержания международной экономической безопасности Азербайджанской Республики.

Вывод

В основу системы обеспечения международной экономической безопасности Азербайджанской Республики должен быть положен принцип взаимосвязи, сбалансированности и интеграции со всеми элементами проводимой экономической политики государства, хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств, отдельных граждан и общества в целом. 


Смотрите также