Обеспечение авиационной безопасности кем работать


УИ ГА

Подробности Создано 15.01.2014 13:15 Опубликовано 15.01.2014 13:33

 

Направление подготовки бакалавриата: 25.03.03 АэронавигацияПрофиль подготовки:  Обеспечение авиационной безопасностиПолучаемая квалификация: академический бакалаврФормы обучения: очная и заочная

Цель обучения: подготовка специалистов обеспечения безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности, предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность авиации с использованием электронных средств обеспечения авиационной безопасности.

Служба авиационной безопасности выполняет следующие функции:

  • предотвращение доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемые зоны аэропорта;
  • охрана и досмотр воздушного судна на стоянке;
  • исключение возможности незаконного проноса на воздушное судно оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других опасных предметов.

Кроме этого, специалисты по авиационной безопасности востребованы в системе обеспечения транспортной безопасности на всех видах транспорта: железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном. Выпускники также могут работать в службах безопасности различных структур: банках, офисах, силовых структурах.

Кафедра обеспечения авиационной безопасности была создана 1 ноября 2006 года и входит в состав факультета подготовки авиационных специалистов УВАУ ГА (И). В штатном составе кафедры 90 % профессорско-преподавательского состава имеют ученые степени и звания, среди них 2 заслуженных работника транспорта, 2 заслуженных работника высшей школы, заслуженный врач России. 

Учебно-лабораторная база кафедры отвечает самым современным требованиям образовательного процесса. Все аудитории оснащены техническими средствами обучения, занятия проводятся с использованием мультимедийных систем. 

Во время обучения в институте курсанты проходят производственную практику в течение 4-6 месяцев в аэропортах России в должностях:

  • инженер по авиационной безопасности;
  • инженер по инженерно-техническим средствам охраны;
  • инженер по организации внутриобъектового режима;
  • инженер по разработке и поддержанию мер противодействия актам незаконного вмешательства;
  • инженер по специальным техническим средствам досмотра;
  • инспектор по информационному обеспечению службы авиационной безопасности;
  • инспектор службы авиационной безопасности.

По окончании института выпускники трудоустраиваются в службы авиационной безопасности аэропортов России, в том числе международных, в которых осуществляется пограничный и таможенный контроль.

Трудоустройство.В ближайшие годы потребность в наших специалистах будет очень высока. В настоящее время выпускники работают в ЗАО «Домодедово эрпорт «Авиэйшн секьюрити» (г. Москва), ОАО «Аэропорт Внуково» (г. Москва), ОАО «Аэропорт Толмачево» (г. Новосибирск), ОАО «Авиалинии Чувашии» (г. Чебоксары), ОСП «Международный аэропорт Ульяновск-Восточный» (г. Ульяновск), ОАО «Аэропорт - Ульяновск» (г. Ульяновск).

Контактная информация:Кафедра обеспечения авиационной безопасности (ОАБ)432071, г. Ульяновск, ул. Можайского, 8/8, учебный корпус № 1, каб.116, 230 тел.: 8 (8422) 39-82-01, 39-82-94

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Опыт: как работать в службе авиационной безопасности в аэропорту

В рубрике «Опыт» HLEB говорит с анонимными горожанами, которые рассказывают о том, как выглядит изнутри та или иная профессия. Сегодня работник службы авиационной безопасности в аэропорту рассказывает о любви к авиации, погоде и модификациях самолетов

Никогда не думала об авиации как о своем будущем. Но вот, в один прекрасный момент, мне в шутку предложили стать стюардессой. Сначала я не обратила на это внимания, но потом как-то загорелась этой мыслью. Чтобы стать ближе к небу, после школы я поступила на специальность «Организация перевозок на воздушном транспорте». После первой практики в аэропорте что-то во мне перевернулось, и я безумно полюбила авиацию и всё, что с ней связано.

Сейчас я работаю в аэропорте инспектором службы авиационной безопасности по досмотру воздушных судов. Устроилась туда, потому что специальность, на которой я учусь, очень близкая к этой профессии, и благодаря графику 2/2 я могу совмещать работу и учебу.

Работа довольно интересная и необычная для простого человека, никак не связанного с авиацией. Но мне, если честно, сначала казалось, что это безумно скучно, я думала, что меня ничем не удивить, однако работа оказалось очень даже интересной.

Особенная атмосфера аэродрома, на котором находишься почти весь день, незабываема. Люди, работающие в аэропорте, добрые, отзывчивые, всегда улыбаются, даже заботятся в некотором роде.

В обязанности входит ходить по самолетам, их досматривать, охранять, следить за работой других служб. Работа проходит так: сел самолет, а точнее, твой рейс — и ты идешь с группой досмотра к месту его стоянки и работаешь по плану: досмотр, охрана, контроль.

Когда самолет готов к посадке пассажиров, наша задача — досмотреть их посадочные талоны. Нужно проверить, стоит ли печать досмотра пассажира (то есть проходил ли он досмотр). Нас не волнует, что еще у него написано в посадочном. И тут начинается. Для многих людей это же целая проблема — показать посадочный талон. Это довольно простая процедура, и она обязательна, но людям это бывает сложно объяснить. Сразу начинаются крики: «В других аэропортах такое не требуют!», «Я знаю свое место!» и так далее.

Интересно работать с экипажами. Экипаж бывает местный, а бывает, что из совсем далеких городов.

Самая частая тема разговора на аэродроме — это погода. Я всегда в курсе погоды в других дальних городах. Пока Хабаровск считаю одним из самых холодных.

Интересно, что любая девушка на такой работе начнет разбираться в типах самолетов. В целом, если видишь летящий в небе самолет, несложно определить авиакомпанию, тип самолета да еще и модификацию.

Бывает, что мы сталкиваемся с необычным «багажом». Случается, что в самолетах перевозят необычных животных. Не так давно перевозили питон и рысь. Питона увидеть не удалось, а вот на рысь мы налюбовались. Конечно, целиком ее разглядеть не удалось, но через щелочку было все хорошо видно. Такая большая, красивая, немного опасная.

Мне очень нравится моя работа. Именно обстановка, атмосфера, коллектив и, конечно, самолеты.

Особенно люблю наблюдать за тем, как взлетает самолет. Такой огромный, массивный, как целый дом, выруливает на взлетную полосу — и вот момент, когда он отталкивается от земли. В эту секунду у меня останавливается сердце и замирает дыхание.

Я думаю, на аэродроме может работать только тот человек, которому искренне нравятся самолеты. Равнодушному к ним человеку будет просто неинтересно. И еще считаю, что работать инспектором можно только во время учебы. Зарплаты здесь небольшие, поэтому приходится довольно туго.

Расскажи друзьям:

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

Специальность "Аэронавигация" (бакалавриат)

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза
  • Физика - по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - по выбору вуза
  • Химия - по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза

Аэронавигация – научная область, объектом изучения которой являются методы и средства управления воздушными суднами. Для эффективного функционирования отрасли важно освоение величин, значения которых играют ключевую роль в навигации. Специальность 25.03.03 «Аэронавигация» выпускает профессионалов области, готовых координировать скорость и высоту полетов и обеспечивать их безопасность. Это весьма узкоспециализированная научная сфера, которая нуждается в свежих кадрах на постоянной основе. Если вы решили освоить данное направление, то смело можете рассчитывать на достойные позиции в профессиональном будущем.

Условия поступления

Поскольку каждый вуз вправе устанавливать свой перечень экзаменов, рекомендуем заблаговременно уточнять информацию о том, какие конкретно предметы вам предстоит сдавать.

Список дисциплин для поступления, как правило, выглядит следующим образом:

  • математика (профильный уровень);
  • русский язык;
  • физика или информатика и ИКТ.

В некоторых случаях образовательные учреждения могут потребовать предъявить баллы по химии и иностранному языку.

Будущая профессия

В процессе обучения студенты осваивают основы обеспечения и обслуживания навигации воздушных судов. Кроме того они изучают правила организации полетов и принципы их управлением. Немаловажным блоком образовательной программы является обеспечение безопасности полетов и основы организации поисковых работ при авариях.

Куда поступать

В Москве располагается всего один вуз, имеющий в своем распоряжении заданное направление. Всего же в стране насчитывается пять учебных заведений, готовых выпустить специалистов по «Аэронавигации». Среди них:

  • Московский государственный технический университет гражданкой авиации;
  • Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт);
  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации;
  • Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Красноярский филиал Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

Срок обучения

Продолжительность образовательной программы в бакалавриате на очном отделении составляет 4 года, на заочной – 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Программа подготовки будущих специалистов включает в себя такие важные предметы, как:

  • авиационная безопасность;
  • авиационная метеорология;
  • авиационный английский язык;
  • аэродромы и аэропорты;
  • воздушное право;
  • воздушные перевозки и авиационные работы;
  • метрология, стандартизация и сертификация;
  • механика;
  • прикладная геометрия и инженерная графика;
  • электротехника и электроника.

Приобретаемые навыки

В результате обучения выпускники приобретают следующие умения и навыки:

  1. Эксплуатация воздушных судов.
  2. Обеспечение и обслуживание полетов.
  3. Обслуживание воздушного движения.
  4. Осуществление авиационных работ и организация воздушных перевозок.
  5. Составление планов полетов для реализации воздушных перевозок.
  6. Проведение мер по обеспечению воздушной безопасности.
  7. Умение эффективно справляться с чрезвычайными ситуациями.
  8. Проведение мер по расследованию аварийных ситуаций и катастроф.
  9. Совершенное владение английским языком.
  10. Соблюдение всех норм воздушного права РФ.

Перспективы трудоустройства по профессии

Кем работать по окончании университета? В результате прохождения подготовки по специальности выпускники могут осуществлять свою деятельность по таким профессиям, как:

  • авиадиспетчер;
  • штурман воздушного судна;
  • пилот;
  • авиамеханик;
  • инженер-радист;
  • авиационный инженер;
  • лоуд-мастер.

Эксперты направления могут занимать должности в конструкторских бюро, технических центрах и авиакомпаниях. Зарплата начинающего специалиста составляет 20 000 – 25 000 рублей. В зависимости от величины компании более опытные профессионалы могут рассчитывать на оклад в 40 000 – 50 000 рублей.

Преимущества поступления в магистратуру

Зачастую студенты-бакалавры принимают решение продолжить свое обучение в магистратуре, что открывает перед ними целый ряд перспектив:

  1. Право на осуществление научно-исследовательской деятельности.
  2. Возможность более быстрого карьерного роста, шанс занять руководящий пост за короткий срок.
  3. Право на осуществление преподавательской деятельности в вузах.
  4. Умение контролировать испытательные процессы и совершенствовать методы управления воздушными суднами.

Авиационная безопасность: правила и требования :

В глазах обывателя авиационный транспорт является одним из самых опасных средств перевозки. Трагедии, которые случаются в воздухе, привлекают к себе повышенное внимание. Отчасти это связано с гибелью десятков пассажиров одновременно, но главным привлекающим фактором является именно редкость таких явлений. Воздушные суда на основе статистических данных можно поставить на место наименее рискованного транспорта. Во многом этому способствует авиационная безопасность, включающая многоплановые нормативы и правила организации перевозок. Их соблюдение позволяет минимизировать возможные угрозы как в работе аэропортов, так и в процессе перелетов.

Кто обеспечивает безопасность в аэропортах?

За безопасность в аэропортах отвечают специальные службы, уполномоченные соответствующими органами. Как предписывают инструкции, служба авиационной безопасности должна обеспечивать охрану объектов аэропорта, осуществлять досмотр экипажа и эксплуатирующего персонала, проверять ручную кладь, багажи, бортовые запасы и грузы. Кроме этого, представители таких служб производят контроль воздушных судов и поддерживают меры, направленные на предотвращение попыток захвата воздушного транспорта.

Важно отметить, что сотрудники, входящие в персонал охранного блока, имеют особую подготовку. Согласно нормативам, служба авиационной безопасности должна комплектоваться кадрами, прошедшими обучение в сертифицированных центрах.

Требования к инфраструктуре аэропортов

Для полноценной эксплуатации и обеспечения безопасности комплекса современного аэропорта необходимо наличие следующих объектов на его территории:

  • Зона для досмотра багажа и пассажиров, оснащенная соответствующим оборудованием. В зависимости от масштаба комплекса их может быть несколько.
  • Комната для персонального осмотра пассажиров.
  • Специальные помещения, в которых могут храниться боеприпасы и оружие.
  • Помещения для проверки грузов.
  • Служебные помещения, в которых размещается персонал охраны.
  • Помещения, предназначенные для отдыха обслуживающего персонала.
  • Контрольно-пропускные пункты.

Вышеперечисленные требования авиационной безопасности к инфраструктурному обеспечению комплексов аэропортов согласуются с конкретными предприятиями в виде проекта. Например, региональный аэропорт должен получить соответствующее разрешение на строительство, а в дальнейшем - и на эксплуатацию объектов в отделении авиационного надзора территориального значения.

Организация пропускного режима

Организация работы пропускных пунктов осуществляется в соответствии с нормативами, которые регулируют территориальный надзор. В пропускном режиме, в частности, предполагается ограничение нахождения и проезда наземного транспорта на рулежные дорожки и перроны. Также авиационная безопасность аэропорта предусматривает монтаж ограждений в зонах совместного базирования аэродромов. Все въезды и выезды являются подконтрольными относительно местных служб безопасности. Персонал, а также обслуживающие работники, деятельность которых предполагает нахождение на территории аэропорта, должны соблюдать правила пропускного и внутриобъектного режимов. Для членов экипажей, выполняющих полетные задачи и другие служебные функции в контролируемой зоне, предусматриваются специальные пропуска и удостоверения.

Охрана воздушных судов и аэропортов

Воздушные суда находятся под постоянным контролем со стороны служб безопасности. Это относится и к обслуживающим машинам с горюче-смазочным материалом. Процедуры приема и передачи транспорта осуществляются также с участием представителей охранных служб. Отдельные правила авиационной безопасности распространяются на организацию мест стоянки воздушных судов. Такие зоны в обязательном порядке обеспечиваются контрольно-пропускными пунктами, системами освещения, видеонаблюдения, средствами защитной сигнализации и т. д. Вдоль периметров объектов аэропорта для охраны транспорта иногда предусматривают наличие смотровых площадок, пунктов со служебными собаками, постовых вышек, а также электронных приборов для выявления фактов проникновения на территорию нарушителями.

Предполетный досмотр транспорта

Процедуре предполетного досмотра подвергаются пассажиры, почта, грузы, а также авиационный обслуживающий персонал и члены экипажа. Непосредственно проверку осуществляют уполномоченные лица. Также авиационная безопасность предусматривает возможность подключения к досмотру сотрудников спецслужб. Работники авиапредприятий и представители обслуживающего персонала подвергаются осмотру на контрольно-пропускных пунктах. Члены экипажа не всегда проходят такой досмотр, но, согласно общим правилам, они должны проверяться на КПП. В качестве информационного обеспечения в зонах продажи авиабилетов и в пунктах регистрации пассажиров должны устанавливаться плакаты и таблички с указанием названий предметов и веществ, которые не допускаются к перевозкам. Лицам, осуществляющим предполетный досмотр, предписано быть вежливыми и внимательными по отношению к пассажирам.

Правила досмотра воздушного транспорта

Досмотр воздушных судов осуществляется в процессе его подготовки к полету, а также после совершения рейса. Относится это и к промежуточным стоянкам в ходе совершения транзитных перелетов. В соответствии с инструкцией, досмотр выполняется по следующим правилам:

  • Проведение досмотра возможно только при условии, что борт покинули все пассажиры и обслуживающий персонал.
  • В ходе мероприятия участвуют только сотрудники инженерно-технического отдела, а также члены летного экипажа. При выполнении международных рейсов безопасность на авиационном транспорте предусматривает участие в проверках сотрудников пограничных и таможенных служб.
  • При обнаружении признаков возможной угрозы транспорту и пассажирам воздушное судно проходит дополнительную проверку на специальной стоянке.

Для упрощения и повышения эффективности процедуры досмотра на борту предусматривается схематичная информация с указанием мест, наиболее подверженных опасности.

Урегулирование чрезвычайных ситуаций

Под чрезвычайными ситуациями в данном случае понимаются акты незаконного вмешательства в работу персонала, обеспечивающего авиационные перевозки. Для урегулирования таких случаев разрабатывается соответствующий план действий. В нем учитываются мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение захвата и угона транспорта. Также авиационная безопасность в этой части предполагает разработку систем связи и оповещения, инструкции действий для служб охраны и дежурных смен после получения информации об угрозах захвата и т. д. Не менее важен инструктаж в самом аэропорту на случай незаконного вмешательства злоумышленников. Функция урегулирования на земле отводится оперативному штабу, который посредством телефонной связи, радиосигнала и электронной почты может координировать и корректировать действия персонала на борту.

Безопасность в аэропортах федерального значения

В аэропортах, обслуживающих международные перевозки и имеющих статус федеральных, предусматриваются более жесткие меры по предотвращению террористических актов. В частности, авиационная безопасность требует выполнения следующих условий:

  • Организация работы кинологической службы.
  • Оснащение контрольно-пропускных пунктов автоматизированными средствами для управления допуском персонала.
  • Пропускные пункты для воздушного транспорта оснащаются системами для принудительной остановки. Данная мера введена для возможности предотвращения угонов воздушных судов прямо до совершения взлета.
  • Для предотвращения рисков проноса взрывчатых веществ для аэроузлов предусматривается организация трехуровневого досмотра грузов и багажей.

Заключение

Технические средства и организационные методы предотвращения угроз в процессе работы авиационного транспорта и сопутствующих объектов постоянно совершенствуются, повышая уровень защиты. Важно учитывать, что обеспечение авиационной безопасности ведется в разных направлениях. Это и внедрение контролирующих объектов в общую инфраструктуру аэропорта, и повышение эффективности работы служб безопасности, и введение новых средств коммуникации между сотрудниками. Вместе с этим регулярно совершенствуются средства безопасности на бортах авиационного транспорта, что способствует предотвращению различных угроз уже в процессе полета.


Смотрите также