Обеспечение государственной безопасности рф


46.Органы обеспечения безопасности

Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» закрепил правовую основу обеспечения безопасности личности, общества и государства, определил систему безопасности и ее функции, установил порядок организации, контроля и надзора за их деятельностью.

В соответствии с Законом РФ *О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Основной субъект обеспечения безопасности - государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения считаются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством республик всоставе РФ, нормативными актами органов государственной власти и управле-' ния краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с Законом РФ «О безопасности» (ст. 2).

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экоч комического, политического и организационного характера. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности.

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных Законом РФ «О безопасности», не допускается (ст. 8).

Основные функции системы органов обеспечения безопасности:

• выявление и прогнозирование внутренних и внешних угрозжизненно важным интересам объектов безопасности;

• осуществление комплекса оперативных и долговременныхмер по их предупреждению и нейтрализации;

• создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

• управление силами и средствами безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

• осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

• участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Россией.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который возглавляет Совет Безопасности РФ; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности и принимает необходимые оперативные решения.

Правительство РФ в пределах своей компетенции обеспечивает руководство федеральными органами исполнительной власти, организует и контролирует реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности. 1 Совет Безопасности РФ - конституционный орган, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Совет Безопасности РФ формируется Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О безопасности»:

Основными задачами Совета безопасности РФ считаются:

• определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутреннихивнешних угроз объектам безопасности;

• разработка основных направлений стратегии обеспечениябезопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

• подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения и оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и организации их ликвидации;

В Совет Безопасности РФ входят председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности. Председателем Совета Безопасности РФ является по должности Президент РФ. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета Безопасности -РФ осуществляет его аппарат, возглавляемый секретарем Совета Безопасности РФ.

•В целях более углубленной подготовки вопросов, выносимых на заседания Совета Безопасности РФ, созданы межведомственные комиссии по отдельным направлениям его деятельности. В их числе межведомственные комиссии по общественной безопасности, экологической безопасности; конституционной безопасности; безопасности в сфере экономики; военной безопасности и ряд других.

Персональный состав каждой комиссии утверждается секретарем Совета Безопасности РФ по представлению руководителей фе1-деральных органов государственной власти, должностные лица ко^-торых включены в ее состав. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет Безопасности РФ может привлекать к участию в заседании на правах консультантов и других лиц.

Современная ситуация в этой области и ее прогноз актуализируют проблему завершения формирования единой государственной системы противодействия терроризму в нашей стране. Целый ряд важных элементов общегосударственной системы борьбы с терроризмом в России начал складываться уже в 1990-е гг. Этот процесс включал в себя создание механизмов руководства антите'ррористи-ческоЙ деятельностью на федеральном уровне, формирование органов координации субъектов антитеррористической деятельности, выработку основных форм участия органов исполнительной власти в борьбе с терроризмом и др. Однако в современных условиях принятых ранее мер для противодействия терроризму недостаточно: они носили в ряде случаев непоследовательный характер, не в достаточной степени отражали необходимость учета изменений в самой системе терроризма.

Приведенное ранее содержание ст. 2 и 8 Закона РФ «О безопасности» позволяет относить к системе безопасности все государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Следует иметь в виду, что в рамках курса рассматриваются не все органы власти, причастные к обеспечению безопасности, а только те из них, для которых это направление деятельности является приоритетным . К ним относятся:

• органы Федеральной службы безопасности РФ;

• органы внешней разведки;

• федеральные органы государственной охраны.

12.2. федеральная служба безопасности РФ

Органы Федеральной службы безопасности РФ (далее - ФСБ России) считаются составной частью сил обеспечения безопасности РФ и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Руководство деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Правовую основу деятельности органов ФСБ России составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти. Деятельность органов ФСБ России осуществляется также в соответствии с международными договорами РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» деятельность органов безопасности осуществляется на основе принципов:

• законности;

• уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

• гуманизма;

* единства системы органов федеральной службы безопасности и централизации управления ими;

• конспирации, сочетания гласных и' негласных методов исредств деятельности.

Органы ФСБ России представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

1) ФСБ РОССИИ;

2) управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам исубъектам РФ (территориальные органы безопасности);

3) управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ,других войсках и воинских формированиях, а также их органах управления (органы безопасности в войсках);

4) управления (отделы, отряды) ФСБ России по пограничной- службе (пограничные органы). В подчинении пограничных органов

находятся пограничные войска;

5) другие управления (отделы), выполняющие отдельные пол^номочия органов ФСБ России и пограничных войск (другие opra-iны безопасности); }

6) авиационные подразделения, центры специальной подготов-'ки, предприятия, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, экспертные и иные учреждения и подразделения, обеспечивающие деятельность ФСБ России (рис. 12.1)!

Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности находятся в прямом подчинении подразделения непосредственно реализующие основные направления деятельности органов ФСБ России, управленческие и обеспечивающие функции.

Согласно Указу Президента РФ от 11 августа 2003 Е № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» руководство ФСБ России и подразделения, непосредственно входящие в ее структуру, составляют центральный аппарат ФСБ России.

ФСБ России возглавляет директор на правах федерального министра, назначаемый на должность Президентом РФ. Должность директора ФСБ России соответствует воинскому званию «генерал армии».

Директор ФСБ России: руководит органами ФСБ России; информирует Президента РФ и Правительство РФ и по их поручению органы власти субъектов РФ об угрозах безопасности России; принимает решения о создании территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках; зачисляет в установленном порядке граждан на военную службу в органах ФСБ России и осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральными законами.В ФСБ России установлены должности двух первых заместителей директора - руководителей служб.

Структура ФСБ РОССИИ включает восемь служб: пограничную; контрразведки; по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом; экономической безопасности; анализа, прогнозов и стратегического планирования; организационно-кадровой работы и де-партаментпо обеспечению деятельности ФСБ России; контрольную. В состав служб входят департаменты, управления и отделы по соответствующим направлениям деятельности служб.

В ФСБ России образуется коллегия, численность и состав которой утверждает директор ФСБ России. Коллегия на своих заседа-ниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов ФСБ России. Решения коллегии оформляются приказом директора ФСБ, России. В случае разногласий между директором и коллегией перг вый реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту РФ. Члены коллегии также могут сообщить свое мнение Президенту РФ.

Органы внешней разведки в соотвфдвии с Законом РФ «О безопасности» включены в систему орга^ор безопасности.

Органы внешней разведки согласно Федеральному закону от 10 января 1996г. № 5-ФЗ «О внешнвй-разведке» осуществляют разведывательную деятельность посредством добывания и обработки информации о затрагивающих жизцфно важные интересы Российской Федерации реальныхи потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; оказания содействия в реализации мер, осуществляемых в интересах безопасности РФ.

Разведывательная деятельнос^ьЬсуществляется Службой внешней разведки и подразделениямйУвходящими в структуры других федеральных органов исполнительной власти. Осуществление разведывательной деятельности в пределах их полномочий возложено на подразделения и органы внешней разведки:

• Службы внешней разведки РФ - в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, сфере шифровальной, засекреченной и иных видах специальной связи с использованием радиоэлек-' тронных средств связи за пределами Российской Федерации, а также в части обеспечения безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за рубежом и имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

• Министерства обороны РФ - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;

• пограничных органов ФСБ России - в сфере охраны Государственной границы РФ, ее исключительной экономическойзоны и континентального шельфа.

Разведывательная деятельность органов ФСБ России осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки, которым в настоящее время передана часть функций упраздненного Федерального агентства связд и информации при Президенте РФ по использованию радиоэлектронных средств для получения разведывательной информации. 1,,

Общее руководство органами внешней разведки осуществляет Президент РФ. Особое мёсгго в системе разведывательных органов занимает возглавляемая директором Служба внешней разведки' РФ (далее - СВР Росии), явлЬЙщаяся своего рода высшим звеном системы внешней разведки.

Реферат: Система обеспечения государственной безопасности в Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Читинский Государственный Университет»

(ЧитГУ)

Заочный факультет

Кафедра Государственное

Контрольная работа

По дисциплине: Экономическая теория

Чита 2009

Содержание

Введение

1. Роль и место органов местного самоуправления в системе обеспечения общественной безопасности Российской Федерации

2. Система обеспечения общественной безопасности в субъектах Российской Федерации

3. Направления совершенствования правового регулирования деятельности органов управления в области обеспечения общественной безопасности

Заключение

Список литературы

Введение

Начало XXI в. ознаменовалось резко возросшим интересом мирового сообщества к проблемам безопасности. Во многом это обусловлено кризисными явлениями (природными катаклизмами, техногенными катастрофами, международным терроризмом и др.), переживаемыми человечеством. Особенно обострились эти проблемы в российском обществе, которое, пережив в последние полтора десятка лет глубочайшие потрясения, связанные с коренными изменениями в политике, экономике, социальной и духовной сферах, оказалось лицом к лицу с реальными угрозами национальной безопасности государства практически во всех сферах жизнедеятельности.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Структура национальной безопасности Российской Федерации условно состоит из государственной и общественной безопасности.

Государственная безопасность:

внутриполитическая безопасность;

экономическая безопасность;

военная безопасность;

пограничная безопасность;

международная безопасность и др.

Общественная безопасность:

безопасность личности (права, свободы, здоровье, жизнь);

природная безопасность;

техногенная безопасность;

экологическая безопасность и др.

Государственная безопасность есть состояние защищенности основ конституционного строя, политического, экономического, оборонного, научно-технического и информационного потенциала страны от внешних и внутренних угроз, исходящих от иностранных спецслужб и организаций, а также преступных сообществ, групп и отдельных лиц.

Под общественной безопасностью следует понимать состояние защищенности населения страны от преступных посягательств на права граждан и их объединений, а также от угроз природного и техногенного характера.

Основу национальной безопасности составляет единая государственная политика, являющаяся частью общегосударственной политики РФ и подчиненная главным стратегическим целям России, обусловленным российскими национальными интересами.

Обеспечение национальной безопасности России — это систематическая деятельность государственных органов, общественных институтов и отдельных граждан, направленная на надежную защиту национальных интересов РФ от внешних и внутренних угроз и эффективное противодействие им. Обеспечение безопасности личности, общества и государства (национальной безопасности) достигается государственным управлением системой обеспечения национальной безопасности.

1. Роль и место органов местного самоуправления в системе обеспечения общественной безопасности Российской Федерации

Эффективность функционирования органов государственной власти Российской Федерации с неоднородностью ее экономического пространства, многонациональным и многоконфессиональным составом, особенностями и традициями, огромной территорией и богатейшими природными ресурсами во многом зависит от взаимоотношений центра и регионов, от региональной политики государства. Эта политика имеет ряд уровней реализации: государственную стратегию регионального развития, межрегиональную политику, региональную политику субъектов Российской Федерации, политику местного самоуправления. От деятельности всей системы органов государственной власти, в особенности в современных социально-экономических условиях развития России, в период осуществления полномасштабной административной реформы во многом зависит эффективность обеспечения безопасности граждан, общества и государства.

Представление общественной безопасности в виде системы дает уникальную возможность увидеть все составляющие элементы безопасности личности, общества и государства, исследовать связи между элементами общей системы, смоделировать сложные процессы обеспечения общественной безопасности, спрогнозировать возможные состояния системы, а также помогает выработать необходимые рекомендации органам государственной власти.

Основные понятия, употребляемые в сфере обеспечения безопасности, определены Законом Российской Федерации «О безопасности». Так, безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность (ст.1).

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Органы законодательной власти определяют основные направления и приоритеты в защите жизненно важных интересов объектов безопасности; формируют сферу правового регулирования отношений обеспечения безопасности; устанавливают порядок организации и функционирования органов обеспечения безопасности; осуществляют контроль за их деятельностью и т.д.

Реализация положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, других нормативных правовых актов возложена на исполнительную власть в лице Президента и Правительства Российской Федерации.

Судебные органы обеспечивают: защиту конституционного строя в Российской Федерации, осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены, и т.д.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством органов власти субъектов Российской Федерации, их нормативными правовыми актами, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Основные задачи в области обеспечения общественной безопасности осуществляет Президент Российской Федерации. Он возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, определяет стратегию внутренней и внешней безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности; представляет Федеральному Собранию ежегодный доклад об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации и основных задачах политики национальной безопасности на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Координирующим межведомственным органом системы обеспечения национальной безопасности является Совет Безопасности Российской Федерации. Он обеспечивает реализацию функций Президента Российской Федерации по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан.

государственная безопасность местное самоуправление

Как было отмечено ранее, в систему обеспечения общественной безопасности должно быть включено законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Одним из главных направлений совершенствования системы обеспечения общественной безопасности является создание научно обоснованной концепции законодательства в этой области, которая должна способствовать укреплению системных связей, выработке стратегических и тактических приоритетов законотворческой деятельности в этой области, определить последовательность принятия и совершенствования необходимых законов, исходя из потребности граждан, общества и государства в целом. В законодательство по обеспечению общественной безопасности должно органично вписаться «чрезвычайное» законодательство.

За последнее десятилетие в сфере обеспечения общественной безопасности принято 50 федеральных законов, десятки указов Президента Российской Федерации, более 100 постановлений Правительства РФ, значительное количество нормативных актов субъектов РФ.

Юридической базой формирования законодательства в исследуемой области является Конституция РФ, что в определенной мере обеспечивает целостность всей системы общественной безопасности, взаимную согласованность разноуровневых нормативных правовых актов, общность их исходных принципов. Систему статусных нормативных правовых актов Российской Федерации составляют федеральные конституционные законы. Федеральные законы охватывают конкретную сферу общественных отношений.

На сегодняшний день сложилась ситуация, когда не только не существует целостной системы законодательства в сфере обеспечения общественной безопасности, но и правовое регулирование охватывает только часть общественных отношений, связанных с противодействием различного рода опасностям и угрозам. Для подтверждения этого факта можно привести лишь некоторые нормативные правовые акты, принятые и вступившие в действие в последние годы.

Конституция РФ 1993 г. отражает те изменения, которые произошли в экономике, политике, идеологии России за предшествующие годы. Она закрепляет основные права и свободы гражданина, органически включает их во все остальные конституционные институты, создает структуры, процедуры и нормы, необходимые для защиты и осуществления конституционных прав и свобод человека.

Основные положения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов в области обеспечения общественной безопасности раскрывают законы низшего уровня.

Следует оговориться, что такое деление достаточно условно, поскольку часть законов («О Правительстве Российской Федерации», «О безопасности», «О милиции», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О государственной границе Российской Федерации», а также ряд других законов) рассматривает проблему, учитывая весь спектр проблем обеспечения общественной безопасности.

Но есть достаточно большое количество законов, которые можно уверенно отнести к той или иной части законодательства по обеспечению общественной безопасности. К ним можно отнести Законы «О чрезвычайном положении», «О судебной системе Российской Федерации», «О борьбе с терроризмом», «О противодействии экстремистской деятельности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «Об использовании атомной энергии», «О радиационной безопасности», «Об информации, информатизации и защите информации» и некоторые другие.

Представляется необходимым коротко охарактеризовать некоторые из перечисленных выше Законов.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, принципами деятельности которого являются верховенство Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов, народовластие, федерализм, разделение властей, ответственность, гласность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» определяет задачи милиции; принципы ее деятельности; обязанности и права ее сотрудников; условия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; порядок прохождения службы и гарантии правовой и социальной защиты сотрудников. Круг других задач сотрудников милиции определяется обязанностью принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра; участвовать в соответствии с законом в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения, а также при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий (п.13, ст.10).

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» является базовым в области ЧС природного и техногенного характера. Он определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах России или ее части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. «Об обороне» устанавливает основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти России, функции органов власти субъектов РФ, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства в этой области.

Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. «О гражданской обороне» установил систему общегосударственных мероприятий, реализуемых в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей, территории страны от опасностей, возникающих в чрезвычайных ситуациях, в том числе и при военных действиях и вследствие этих действий.

Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» определил назначение, правовые основы, принципы деятельности, полномочия внутренних войск МВД России, порядок выполнения ими возложенных задач, установил гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» закрепил принципы осуществления судебной власти и единство всей судебной системы, определил ее структуру (федеральные суды, суды субъектов РФ), статус судей и т.д. Закон ввел институт мировых судей, осуществление судопроизводства с участием присяжных, народных и арбитражных заседателей, предусмотрел учреждение специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел.

Федеральный закон от 25 июля 1998 г. «О борьбе с терроризмом» является базовым законом в системе правового обеспечения борьбы с терроризмом. В нем изложены порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности. В Законе впервые сформулированы понятия терроризма, террористической деятельности и акции, контртеррористической операции и др.

Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии» определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии, призван способствовать развитию атомной науки и техники, содействовать укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии.

Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве» устанавливает общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и обновления запасов государственного материального резерва и регулирует отношения в данной области.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» определяет обстоятельства, порядок введения чрезвычайного положения — особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, вводимого на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях и допускающего отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

2. Система обеспечения общественной безопасности в субъектах Российской Федерации

Существенную часть законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения общественной безопасности составляет законодательство субъектов России. В силу ограниченности рамок настоящей работы рассмотрим лишь некоторые нормативные правовые акты отдельных субъектов России.

Меры по обеспечению законности, правопорядка, общественной безопасности (п. «б»); по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (п. «д»); осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий (п. «з») находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст.72 Конституции). Органы местного самоуправления (ст.132 Конституции) осуществляют охрану общественного порядка, меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и борьбе с преступностью.

Общественная безопасность в административно-правовом и управленческом аспектах представляет собой состояние защищенности нормами административного и информационного права определенной совокупности общественных отношений, складывающихся в области жизнедеятельности личности и общества, безопасного функционирования государственных органов, общественных организаций (объединений) и граждан, реализации их прав, свобод и законных интересов (Воронов А. М.).

Достаточно близким к понятию «общественная безопасность» является понятие «общественный порядок» — система общественных отношений, закрепленная нормами права, морали и правилами общежития, определяющая права и обязанности участников этих отношений, призванная обеспечить жизнь, неприкосновенность, честь, достоинство и иные права граждан, охрану государственного и общественного имущества, спокойствие в общественных местах, поддержание необходимых условий для нормального функционирования предприятий, организаций и должностных лиц (А.П. Коренев). К тому же деятельность по охране общественного порядка является важнейшей частью обеспечения общественной безопасности, поскольку подчинена в значительной степени защите норм организации социального бытия, представляющих, по сути, условия и факторы общественной безопасности.

В связи с этим представляется необходимым принять специальный нормативный правовой акт, который бы определил условия, порядок организации органов охраны общественного порядка, их цели, задачи и функции, условия деятельности и т.д.

Основой системы органов охраны общественного порядка в Российской Федерации должны стать органы охраны общественного порядка в муниципальных образованиях как наиболее многочисленная часть всей системы, выполняющая основные задачи и функции. Руководить ими должны органы местного самоуправления.

При организации взаимодействия муниципальных органов охраны общественного порядка сложнейшим остается вопрос их взаимоотношений и взаимодействия с федеральными и территориальными органами охраны общественного порядка, другими органами системы обеспечения общественной безопасности. Видимо, на уровне органов местного самоуправления должен быть создан орган управления, который бы взял на себя выполнение этих и других управленческих функций.

Основными функциями муниципальных органов охраны общественного порядка должны стать предупреждение и пресечение преступлений, охрана общественного порядка и безопасности, особенно в общественных местах.

Понятно, что в целях формирования муниципальных органов охраны общественного порядка потребуется значительно изменить действующее законодательство, а также принять ряд новых нормативных правовых актов.

В заключение хотелось бы высказать ряд проблем по поводу формирования общефедеральной системы обеспечения общественной безопасности.

При формировании разноуровневой системы обеспечения общественной безопасности требуется учитывать два, казалось бы, противоречивых принципа: единоначалия и распределения полномочий. С одной стороны, руководитель высшего уровня должен быть наделен всей полнотой власти и ответственности, с другой — без передачи части функций на более низкий уровень, без консультаций и согласований невозможно устранить неизбежные разногласия и конфликты при принятии и исполнении решений. Чем выше степень угрозы общественной безопасности, тем сложнее должна быть система ее обеспечения, больше создается уровней управления, а следовательно, и процесс обеспечения общественной безопасности более сложен и длителен.

Практика показала, что создаваемые системы, временные органы управления не всегда адекватны возникшей угрозе. Порой сил и средств одного субъекта РФ (одного уровня) достаточно, чтобы предотвратить или ликвидировать саму угрозу, а также возможные негативные последствия. Вместе с тем, создавая мощную группировку сил и средств различных министерств и ведомств РФ, приходится сталкиваться с многочисленными проблемами правового и организационного характера.

Практика подтвердила мнение, что система обеспечения общественной безопасности должна иметь как минимум три уровня управления.

Первый уровень, так называемый тактический (территориальный), — наиболее простой и включает в себя силы и средства территориальных подразделений, дислоцированных на этой территории. В этот уровень должны войти муниципальные органы охраны общественного порядка.

Второй уровень, региональный, является более высоким по сравнению с предыдущим, значительно отличается от него и включает в себя подразделения субъекта Федерации, расположенные в его границах. На наш взгляд, это основной уровень в первую очередь по объему решаемых задач.

Третий уровень управления, стратегический (в некоторых источниках его называют еще политическим), включается в работу, когда возникает угроза безопасности значительной части населения страны, требуются дополнительные и значительные усилия для устранения угрозы или ликвидации негативных последствий.

Руководит оперативным штабом Президент Российской Федерации или Председатель Правительства. В его состав входят представители министерств и ведомств, задействованных для ликвидации ЧС.

В последние годы все больше говорят и пишут еще об одном уровне управления. На сегодняшний день он в практической деятельности применяется крайне редко, хотя в последние годы получает все большую научную проработку и практическую реализацию. Это связано с введением в Российской Федерации института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральном округе, созданием правоохранительных структур в федеральных округах и т.д.

Для немедленного и адекватного реагирования на возникающие угрозы, которые охватывают территорию более одного субъекта РФ, в системе органов власти федеральных округов следует создать структуры, задачей которых было бы обеспечение общественной безопасности.

Следует еще раз подчеркнуть, что при создании различных структур на всех уровнях системы обеспечения общественной безопасности особое значение имеет функциональный подход. Все эти структуры должны в основном определяться задачами и функциями. Процесс формирования функциональной структуры должен идти снизу, с определения задач, стоящих перед низовыми элементами системы, в первую очередь в муниципальных образованиях. Задачи и функции элементов обеспечения общественной безопасности в субъекте Российской Федерации, в свою очередь, определяются общественно-политической, социально-экономической и т.д. ситуацией в субъекте.

Система обеспечения общественной безопасности в целом должна не только в полном объеме соответствовать общероссийской системе национальной безопасности, но и быть ее составной частью. Более того, следует проработать вопрос об органичном включении системы обеспечения общественной безопасности в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. РСЧС, изначально призванная противодействовать только ЧС природного и техногенного характера, в настоящее время все больше и больше принимает участие в противодействии ЧС и социального характера.

3. Направления совершенствования правового регулирования деятельности органов управления в области обеспечения общественной безопасности

В целях разрешения проблем в сфере государственного управления системой обеспечения национальной безопасности РФ считаем необходимым:

1. Законодательно закрепить центральное звено системы обеспечения национальной безопасности — Совет национальной безопасности России, который должен быть наделен правом не только давать рекомендации Президенту РФ по вопросам национальной безопасности, но и правом давать соответствующие заключения по данным вопросам, обязательные для учета в деятельности всех субъектов обеспечения национальной безопасности. На законодательном уровне должны быть определены и постоянные члены Совета безопасности РФ по должности.

2. Уточнить в Концепции национальной безопасности РФ круг основных сфер национальной безопасности, классифицировав их на два вида: государственная безопасность и общественная безопасность.

3. Придать Концепции национальной безопасности РФ высшую юридическую силу посредством принятия соответствующего федерального закона Федеральным собранием РФ.

4. Разработать и принять по каждому составному элементу национальной безопасности соответствующие доктрины и основные направления развития (стратегию) их составляющих (например, составляющими военной доктрины должны стать стратегия обороны, стратегия военно-технического сотрудничества и др.), а также федеральные программы с соответствующим финансовым обеспечением.

5. В целях совершенствования правового регулирования системы обеспечения национальной безопасности разработать и принять федеральный конституционный закон «О национальной безопасности», в котором закрепить законодательную основу ее обеспечения, систему и функции, силы и средства обеспечения национальной безопасности, определить полномочия и порядок взаимодействия органов государственной власти, установить порядок организации и финансирования сил обеспечения безопасности, контроля и надзора за их деятельностью.

6. Разработать теоретико-методологические основы формирования права национальной безопасности как комплексной отрасли российского законодательства, имеющего свой объект, предмет и метод правового регулирования.

7. В целях выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования, повышения эффективности обеспечения государственной безопасности образовать Министерство государственной безопасности РФ с находящимися в его ведении следующими федеральными службами и федеральными агентствами: Служба внешней разведки РФ (федеральная служба), Федеральная пограничная служба РФ (федеральная служба), Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (федеральная служба), Федеральное агентство охраны РФ (федеральное агентство).

8. Четко разграничить полномочия субъектов, участвующих в обеспечении национальной безопасности, определить правовой статус Советов безопасности в субъектах федерации.

9. Создать межведомственный механизм сотрудничества в решении проблем обеспечения национальной безопасности по конкретным направлениям.

10. Совершенствовать механизм взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами в сфере борьбы с международным терроризмом и организованной преступностью.

В итоге можно сформулировать главный вывод: в современных условиях угрозы национальной безопасности России во всех сферах жизнедеятельности реальны как никогда. В этих условиях понятие национальной безопасности должно быть полностью переосмыслено и на этой основе выработаны новые подходы в определении стратегии ее обеспечения, строительства ее системы и правового сопровождения.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Общественная безопасность является важной составной частью национальной безопасности и включает в себя безопасность личности (права, свободы, здоровье, жизнь); природную безопасность; техногенную безопасность; экологическую безопасность и др.

Правовое регулирование деятельности органов управления в области их деятельности по обеспечению общественной безопасности включает в себя совокупность правовых актов как федерального уровня так и нормативно-правовые акты субъектов РФ.

Содействие в области обеспечения общественной безопасности несомненно в настоящее время является одним из приоритетных направлений в деятельности органов управления как на федеральном так и на местном уровнях.

Список литературы

1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000.18 янв.

2. Закон Российской Федерации «О безопасности» // Ведомости. 1992. № 15. Ст.769.

3. Степашин С.В., Шульц В.Л. Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации. СПб., 1994. С.123-251.

4. Конституция РФ 1993

5. Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»

Государственные органы обеспечения безопасности

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности. В системе бизнеса образуются свои структуры, в образовательном пространстве, в жилищном кооперативе или дачном поселке свои. Но есть общие цели и правила, которые в документах чаще называют принципами. Их очень много: общие, частные, специальные, для каждой сферы жизнедеятельности свои. Однако есть и общие идеи и правила.

Основными принципами обеспечения безопасности являются: 1. законность, т.е. все мероприятия по обеспечению безопасности осуществляются на основании нормативно-правовых актов, принцип законности обеспечивает верховенство и единство закона, равенство всех перед законом; 2. соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, т.е. при обеспечении безопасности не должны ущемляться интересы всех объектов безопасности, обеспечивающие их существование и возможность прогрессивного развития; 3. взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

4. интеграция с международными системами безопасности.

В разных источниках рассматривают и другие принципы БЖ: гуманность, демократичность, плановость, оперативность, приоритетность, научность, эффективность, дублирование защиты, системность, комплексность, экономичность, рациональность, надежность, непрерывность и иные.

При обеспечении безопасности допускается ограничение прав и свобод граждан, в случаях, предусмотренных законом (в соответствии со ст.55 Конституции РФ, ч. 3).

Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки. Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Закон дал четкое определение системы органов безопасности РФ.

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом, не допускается.

Таким образом, вся вертикаль власти, а также все организации и граждане, имеющие отношение к обеспечению безопасности, а также нормативные акты образуют общую систему безопасности нашего государства и общества. (Подробнее органы, входящие в систему безопасности рассмотрены в 5 и 6 главах настоящего учебного пособия).

Но все органы власти, организации и граждане имеют множество иных задач и функций помимо сферы безопасности, например экономические, производственные, технические, культурные и иные. Их реализация регулируется иными соответствующими актами. А в Законе «О безопасности» раскрываются направления деятельности всех подсистем государства и общества именно в интересах и в сфере обеспечения безопасности. Каковы же эти направления (функции).

Основными функциями системы безопасности (практически любого уровня и любого ведомства, организации, предприятия) являются: 1. выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; 2. создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; 3. управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях; 4. осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

5. участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными РФ.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который:

  1. возглавляет Совет безопасности РФ;
  2. контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;
  3. принимает оперативные решения по обеспечению безопасности.

Президент руководит работой Совета безопасности и его членов, принимает Указы по созданию и регулированию деятельности силовых структур, назначает и увольняет их руководителей.

Правительство РФ:

  1. обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности РФ;
  2. организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и другими подведомственными ему органами РФ, и субъектов РФ.

Министерства РФ:

  1. обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности;
  2. разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности.

Силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в РФ в соответствии с решениями Федерального Собрания РФ, указами Президента РФ, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.

Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

Службы РФ, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, такие как Федеральная служба безопасности (ФСБ), Министерства внутренних дел (МВД), иных органов исполнительной власти,действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством. Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности.

Административно-правовое обеспечение государственной безопасности Российской Федерации

Государственная безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

В соответствии с Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. к основным объектам безопасности относятся:

· личность — ее права и свободы;

· общество — его материальные и духовные ценности;

· государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии сКонституцией РФ и действующим законодательством. Основу этой системы составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности. Полномочия этих органов и сил, их состав, принципы и порядок действий определяются законодательными актами РФ.

ПрезидентРФ формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, который согласно п. «ж» ст. 83 Конституции РФ, Закону РФ «О безопасности» и Положению о Совете безопасности, утвержденному Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726, является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

Решения Совета безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента, иные решения — протоколами.

Специальными федеральными органами обеспечения государственной безопасности являются: Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, Государственная фельдъегерская служба.

Федеральная служба безопасности (ФСБ России). В соответствии с Федеральным законом «Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г. они представляют собой строго централизованную систему, т.е. они не подконтрольны и не подотчетны органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с названным Федеральным законом в систему органов ФСБ входят:

· Федеральная служба безопасности (центральный аппарат ФСБ России), имеющая в своем составе службы, департаменты, управления и другие подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов Федеральной службы безопасности, а также подразделения, исполняющие управленческие функции;

· управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Федерации (территориальные органы безопасности);

· управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

· управления (отряды, отделы) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы);

· другие управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия ФСБ России или обеспечивающие деятельность органов Федеральной службы безопасности и пограничных органов (другие органы безопасности);

· авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности, а также Академия криптографии РФ при ФСБ России и войска. Все названные органы, учреждения и организации находятся в прямом подчинении ФСБ России и ее директора.

Согласно Положению о Федеральной службе безопасности, утвержденному Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960, ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты и охраны Государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности, определенные законодательством РФ, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющихправо на ее осуществление.

В настоящее время деятельность ФСБ регулируется Федеральными законами «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г., «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г., «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г., «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г., «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г.

Органы ФСБ России в соответствии с законодательством призваны осуществлять:

1. контрразведывательную деятельность;

2. защиту и охрану Государственной границы РФ;

3. борьбу с преступностью;

4. разведывательную деятельность;

5. обеспечение информационной безопасности.

Эти направления деятельности ФСБ России определяют содержание ее основных задач.

Непосредственно Федеральной службой безопасности руководит директор в статусе федерального министра, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.

Органы ФСБ обеспечивают в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомнойпромышленности и энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок; участвуют в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности страны, по защите сведений, составляющих государственную тайну; в установленном порядке осуществляют меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну; осуществляют и организуют лицензирование отдельных видов деятельности, например, о допуске предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Органы ФСБ участвуют в решении вопросов, касающихся приема в гражданство России и выхода из него, предоставления политического убежища, выезда граждан России за пределы Российской Федерации и въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию, выезда их за ее пределы, оформления им разрешения на временное проживание и вида на жительство в России, а также их пребывания на территории Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 6 октября 2004 г. утверждено Положение о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. При этом установлено, что решения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, принятые в соответствии с ее полномочиями, обязательны для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами. Так, Комиссия формирует список должностных лиц, которые имеют полномочия засекречивать или рассекречивать сведения о чем-либо, определяют, может ли тот или иной гражданин выехать за рубеж, если он в свое время был допущен к совершенно секретным сведениям или сведениям особой важности.

Органы ФСБ организуют и осуществляют шифровальную работу в органах и войсках, обеспечивают эксплуатацию, безопасность, развитие и совершенствование открытой и засекреченной связи, систем оповещения и звукоусиления на объектах органов и войск. Они обеспечивают выявление на территории Российской Федерации радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности страны, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях, перехватывают передачи и пресекают работу на территории Российской Федерации средств радиосвязи и других передающих радиоэлектронных средств, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, осуществляют регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств.

Федеральным законом об органах ФСБ России они наделены широким кругом специальных и правоохранительных полномочий. Так, органы безопасности имеют право устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие; осуществлять проникновение в специальные служ-бы и организации иностранных государств, проводящих разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности России, а также в преступные сообщества и группы; проводить дознание и предварительное следствие по делам, отнесенным к ведению органов ФСБ, и др.

Отдельным направлением обеспечения безопасности, актуальность которого в России и во всем мире исключительно велика, является борьба с терроризмом. Правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, вопросы координации деятельности государственных органов в данной сфере определяются Федеральным законом «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. В ст. 6 этого Закона установлен круг субъектов, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом. К ним относятся ФСБ России, МВД России, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба охраны, Министерство обороны РФ. Созданы и функционируют также Федеральная антитеррористическая комиссия и региональные антитеррористические комиссии, призванные осуществлять координационные функции на соответствующем уровне.

Федеральные органы внешней разведки. Правовые основы осуществления внешней разведывательной деятельности определяются Федеральным законом «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ.

В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов внешней разведки является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации. Разведывательная деятельность осуществляется указанными органами посредством добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц, а также посредством оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Закона целями разведывательной деятельности являются:

1. обеспечение Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

2. обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики России в сфере безопасности;

3. содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности России.

Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки предоставляются соответствующие полномочия: по установлению на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими это согласие; осуществлению мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности; использованию в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки; организации и обеспечению защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории страны; обеспечению безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, и членов их семей в государстве пребывания и т.п.

В систему органов, осуществляющих внешнюю разведку, помимо ФСБ России входят следующие государственные органы.

Служба внешней разведки РФ (СВР России) осуществляет разведку в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов.

Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооруженных сил РФ (орган внешней разведки Министерства обороны РФ) осуществляет разведывательную деятельность в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

Общее руководство органами внешней разведки осуществляет Президент РФ. Он определяет задачи внешней разведывательной деятельности спецслужб; принимает решения о создании органов внешней разведки, контролирует и координирует их деятельность, назначает руководителей органов внешней разведки.

Федеральная служба охраны РФ (ФСО России). В соответствии с Положением о ФСО России, утвержденным Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 10131, Федеральная служба охраны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Федерации и другим государственным органам.

Руководство деятельностью ФСО России осуществляет Президент, который утверждает Положение о ФСО России и структуру федеральных органов государственной охраны.

ФСО России входит в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации. ФСО России осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» от 27 мая 1996 г.2, который определяет назначение государственной охраны, ее объекты, полномочия и права службы. В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона под государственной охраной понимается функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.

В состав федеральных органов государственной охраны входят:

· ФСО России, имеющая в своей структуре службы, управления и другие подразделения, в том числе дислоцированные в субъектах Федерации, которые непосредственно реализуют деятельность федеральных органов государственной охраны, а также подразделения, исполняющие управленческие функции (центральный аппарат);

· управление специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, центры специальной связи и информации ФСО России (территориальные органы);

· подразделения связи специального назначения ФСО России;

· образовательные, научно-исследовательские и иные организации, подведомственные ФСО России, которые обеспечивают деятельность федеральных органов государственной охраны.

Основными задачами ФСО России являются:

· обеспечение безопасности объектов государственной охраны, т.е. должностных лиц, подлежащих государственной охране (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатели палат Федерального Собрания РФ, председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, Генеральный прокурор РФ) в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

· защита охраняемых объектов, т.е. зданий, строений, сооружений, в которых размещены федеральные органы государственной власти, территорий и акваторий, прилегающих к указанным объектам, подлежащих защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны;

· предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;

· предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах проезда;

· участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

· обеспечение собственной безопасности.

Положением о ФСО России детально регламентированы ее полномочия, права и организация деятельности.

В частности, ФСО России на основе предоставленных полномочий:

· осуществляет персональную охрану Президента РФ, членов его семьи, проживающих совместно с ним или сопровождающих его, Председателя Правительства и других объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания, в том числе на трассах проезда;

· осуществляет транспортное и бытовое обслуживание (включая безопасное питание) Президента, членов его семьи, проживающих совместно с ним или сопровождающих его, Председателя Правительства, а также транспортное обслуживание других объектов государственной охраны;

· обеспечивает Президента президентской связью, в том числе с главами иностранных государств и главами правительств иностранных государств, а также правительственной и иными видами специальной связи в местах его постоянного и временного пребывания и при его передвижениях;

· обеспечивает в соответствии с федеральным законодательством предоставление мер государственной охраны Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий;

· организует и осуществляет проведение охранных, режимных, технических и иных мероприятий в местах постоянного и временного пребывания, в том числе на трассах проезда, объектов государственной охраны, обеспечивает поддержание в указанных местах общественного порядка, принимает меры по устранению обстоятельств, препятствующих осуществлению государственной охраны;

· осуществляет функции специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области правительственной связи и информации, а также в установленном порядке международно-правовую защиту присвоений (назначений) радиочастот и радиочастотных каналов.

ФСО России обеспечивает также безопасность глав иностранных государств, правительств и иных лиц иностранных государств во время их пребывания на территории России.

ФСО России возглавляет директор в статусе федерального министра, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России). В соответствии с Положением о Государственной фельдъегерской службе РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 13 августа 2004 г. № 10741, ГФС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации. Эта служба — составная часть системы сил и средств обеспечения безопасности Российской Федерации. Руководство ее деятельностью осуществляет Президент РФ.

Основными задачами ГФС России являются:

1. обеспечение оперативной доставки и гарантированной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений: Президента, федеральных органов государственной власти; органов прокуратуры Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Федерации; органов местного самоуправления по решению Правительства; членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации; Минобороны России, органов управления видов Вооруженных Сил РФ, родов войск, военных округов, флотов, округов внутренних войск МВД России, территориальных органов ФСБ России; администраций промышленных и военных объектов, имеющих особо важное государственное значение, по решению Правительства;

2. доставка за рубеж корреспонденции, а также технической документации и образцов промышленных изделий по решению Президента или Правительства;

3. доставка корреспонденции глав зарубежных государств и глав правительств зарубежных государств, органов государственной власти государств — участников Соглашения о Межправительственной фельдъегерской связи;

4. доставка корреспонденции органов Содружества Независимых Государств, расположенных на территории Российской Федерации;

5. управление территориальными органами ГФС России и обеспечивающими деятельность ГФС России организациями, созданными для решения возложенных на службу задач.

ГФС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в эту систему территориальные органы и подведомственные организации, в которую входят центральный аппарат, территориальные органы, подведомственные организации.

В частности, для выполнения задач ГФС России функционирует федеральное государственное унитарное предприятие — Главный центр специальной связи, который имеет филиалы (управления) в большинстве субъектов РФ и занимает ведущее место в России в сфере перевозки ценных грузов. В управлениях Главного центра создана полная инфраструктура доставки отправлений, включающая в себя специальный транспорт, вооруженный, профессионально подготовленный персонал (более 5 тыс. человек), а также тщательно отработанные технологии, обеспечивающие доставку и гарантированную сохранность груза.

Главный центр специальной связи осуществляет внутрироссийские и международные перевозки корреспонденции и грузов органов государственной власти, судов и прокуратуры, учреждений, организаций, предприятий, войсковых частей и других юридических лиц, содержащих сведения и материалы, относящиеся к государственной тайне, а также перевозит опасные грузы и продукцию военно-промышленного комплекса.

ГФС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Государственную фельдъегерскую службу возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом. Директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ГФС России задач в установленной сфере деятельности.


Смотрите также