Обеспечение ядерной и радиационной безопасности


Обеспечение ядерной и радиационной безопасности

Наиболее значимые результаты 2010 года:

  • создание 1-й очереди системы общесплавной канализации с отводом очищенных вод в левобережный канал ФГУП «ПО «Маяк»;
  • реконструкция «мокрого» хранилища ОЯТ ВВЭР-1000 на ФГУП «ГХК», в результате которой мощность хранилища увеличена до 8 400 т;
  • строительство хранилища твердых РАО в отделениях ФГУП «РосРАО» в городах Саратов, Екатеринбург, Сосновый Бор и Хабаровск общим объемом 10 тыс. м3;
  • выведение из эксплуатации семи ЯРОО, подготовка к выводу из эксплуатации 18 ЯРОО;
  • вывоз ОЯТ исследовательского реактора ВВР-2 РНЦ «Курчатовский институт» на ФГУП «ПО «Маяк»;
  • извлечение РАО из временного хранилища химико-металлургического завода ОАО «СХК»;
  • демонтаж 10 РИТЭГ, снятых с объектов навигационного обеспечения Северного морского пути на побережье Карского моря (всего выведено из эксплуатации 780 РИТЭГ, из них 66 — в 2010 году);
  • сопряжение ведомственных систем Госкорпорации «Росатом» и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации с ЕГАСКРО;
  • интеграция территориальных АСКРО Мурманской и Архангельской областей;
  • создание четырех автоматизированных систем контроля радиационной обстановки (АСКРО) и четырех локальных ситуационно-кризисных центров на предприятиях судостроительной промышленности («ОАО «Севмаш», «Центр судоремонта «Звездочка», «Судоремонтный завод «Нерпа» и «Дальневосточный завод «Звезда»).

Результаты выполнения Подпрограммы «Промышленная утилизация АПЛ, НК с ЯЭУ, судов АТО и реабилитация береговых технических баз (2005–2010 годы)»

В 2010 году выполнены следующие работы:

  • утилизировано семь АПЛ (в том числе четыре — за счет средств международной технической помощи);
  • сформирован и подготовлен к размещению в пункте изоляции трехотсечный блок аварийной АПЛ зав. № 175;
  • блок утилизированной АПЛ зав. № 900 размещен в сухом доке СД-10, начаты работы по подготовке блока к выгрузке отработавшей выемной части реактора с ЖМТ;
  • выгружено ОЯТ из реакторов пяти утилизируемых АПЛ (в том числе из трех — за счет средств международной технической помощи);
  • утилизированы четыре судна АТО;
  • продолжена утилизация одного надводного корабля с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ).
Сведения о состоянии АПЛ, выведенных из состава ВМФ
АПЛ, единиц Всего Северный регион Тихоокеанский регион
Выведено из состава ВМФ 198 120 78
Утилизировано 190 117 73
В стадии утилизации 3 2 1 (аварийная)
В отстое (ждут утилизации) 5 1 4 (в том числе одна аварийная)

Были продолжены работы по повышению безопасности береговых технических баз, на которых осуществляется временное хранение ОЯТ и РАО АПЛ и надводных кораблей с ЯЭУ, в том числе:

  • семь реакторных отсеков утилизированных АПЛ, подготовленных к долговременному хранению, размещены на площадке в пункте долговременного хранения реакторных отсеков, губа Сайда (общее количество установленных на долговременное хранение отсеков достигло 40 единиц);
  • впервые выполнен вывоз ОЯТ из пункта временного хранения, губа Андреева (шесть контейнеров ТК-18);
  • вывезена партия некондиционного ОЯТ с бывшей береговой технической базы в пос. Гремиха (общий объем вывоза составил 92 % ранее накопленного ОЯТ);
  • выполнен вывоз шести эшелонов с ОЯТ, в том числе один рейс за счет средств международной технической помощи;
  • переработано 217 м3 жидких радиоактивных отходов (ЖРО), кондиционировано 1 190 м3 твердых радиоактивных отходов (ТРО);
  • завершено строительство ПДХ РО в Северо-Западном регионе;
  • завершено создание пускового комплекса ПДХ РО утилизируемых АПЛ на мысе Устричный (Приморский край);
  • переработано 5,3 т ОЯТ, выгруженного из реакторов АПЛ.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2009 года № СИ-П7-5900 Госкорпорацией «Росатом» разработан проект новой подпрограммы «Промышленная утилизация атомных подводных лодок, надводных кораблей с ядерной энергетической установкой, судов атомного технологического обслуживания и реабилитация радиационно-опасных объектов на 2011–2015 годы и на период до 2020 года» в составе ФЦП «Промышленная утилизация вооружения и военной техники ядерного комплекса на 2011–2015 годы и на период до 2020 года».

Обеспечение ядерной и радиационной безопасности объектов атомной энергетики

Радиационная обстановка вблизи АЭС в 2010 году была на уровне естественного фона.

За последние годы количество учетных отклонений на АЭС стабилизировалось на уровне 30–40 в год. В 2010 году 29 отклонений в работе АЭС были классифицированы уровнем 0 по Международной шкале ядерных событий ИНЕС (не существенные для безопасности), 14 отклонений не подпадали под критерии. Три отклонения, классифицированные уровнем 1 ИНЕС, зафиксированы на энергоблоках № 4 Балаковской АЭС, № 4 Ленинградской АЭС и № 1 Курской АЭС. Отклонения не привели к изменению радиационной обстановки или иным последствиям, влияющим на безопасность.

Количество отклонений в работе российских АЭС

В последние пять лет отклонения выше уровня 1 по шкале ИНЕС отсутствуют, что подтверждает высокую безопасность российских АЭС.

Все случаи отклонений в работе АЭС тщательно анализируются с привлечением специалистов проектных, конструкторских и научно-исследовательских организаций, разрабатывающих корректирующие меры. В настоящее время большое внимание уделяется анализу отклонений и более низкого уровня, так называемых «цеховых отказов», которые могут предшествовать нарушениям в работе энергоблока в целом. Высокая степень безопасности АЭС обеспечена глубокоэшелонированной защитой, которую составляют: механизмы самозащищенности реакторной установки, наличие нескольких барьеров безопасности и многократное дублирование каналов безопасности. Также применяются активные (требующие вмешательства персонала и наличия источника энергоснабжения) и пассивные (не требующие вмешательства персонала и источника энергоснабжения) системы безопасности.

Для быстрой остановки цепной реакции необходимо поглощение выделяемых нейтронов (в качестве поглотителя используется, как правило, карбид бора). Стержни с поглотителем вводятся в активную зону, нейтронный поток поглощается, реакция замедляется и прекращается. Для того чтобы стержни попали в активную зону при любых обстоятельствах, на российских АЭС их размещают над реактором и удерживают электромагнитами. Такая схема гарантирует опускание стержней даже при обесточивании энергоблока: электромагниты отключатся и стержни войдут в активную зону под действием силы тяжести (без вмешательства персонала). В этом отличие отечественных проектов от американского, использованного в Японии на АЭС «Фукусима-1», который предполагает введение стержней снизу.

На российских АЭС в основном применяются двухконтурные схемы, в которых тепло может отводиться в воздух без участия внешних источников водоснабжения. Двухконтурная схема принципиально более безопасна, чем использованная в Японии одноконтурная, так как все радиоактивные среды находятся внутри защитной оболочки (контайнмента), а в первом контуре нет пара и риск «оголения» топлива и его перегрева существенно ниже. Кроме того, реакторы ВВЭР комплектуются четырьмя парогенераторами, а также многопетлевыми системами отвода тепла.

На российских АЭС с ВВЭР с учетом принципа единичного отказа и возможного необнаруживаемого отказа предусмотрены три независимых канала систем безопасности, каждый из которых может выполнить функции всей системы. Системы безопасности рассчитаны на ликвидацию максимальной проектной аварии с разрывом главного циркуляционного трубопровода 1-го контура максимального диаметра. Запасы воды также обеспечены многократно: сначала она будет подана из резервных емкостей, установленных в самом энергоблоке; если этой воды будет недостаточно, она начнет подаваться из трех дополнительных резервуаров. Питание всех резервных насосов обеспечивается также автономно: каждый работает от своего дизель-генератора. Все генераторы располагаются в отдельных строениях, что не допускает их одномоментного выхода из строя. Любой из этих каналов (в случае отказа остальных) обеспечивает полный отвод тепла.

Глубокоэшелонированная защита предусматривает не только средства предотвращения аварий, но и средства управления последствиями запроектных аварий, обеспечивающих локализацию радиактивных веществ в пределах гермооболочки. К ним относятся системы удаления водорода (с пассивными рекомбинаторами); защиты 1-го контура от превышения давления; отвода тепла через парогенераторы; отвода тепла от защитной оболочки и устройство локализации расплава (УЛР, так называемая «ловушка расплава»). Система отвода тепла от защитной оболочки обеспечивает долговременный отвод тепла при любых аварийных ситуациях, в том числе и при полном обесточивании АЭС. Что касается УЛР, то оно обеспечивает локализацию расплава и исключает возможность его выхода за пределы гермооболочки при любых сценариях. Впервые им была оснащена АЭС «Тяньвань» в Китае, построенная по российскому проекту (УЛР предусмотрено также в новом проекте АЭС-2006). Фактически это холодный тигель, расположенный под реактором, в него производится прием и размещение твердых и жидких составляющих кориума. Его функции: защита шахты реактора от термомеханического воздействия кориума, уменьшение выхода водорода и радионуклидов под защитную оболочку, обеспечение теплоотвода из кориума к охлаждающей воде. Наличие УЛР гарантирует, что расплавленное топливо, упав в огнеупорный стакан, останется в стабильном состоянии, то есть будет сохранена подкритичность расплава. Кроме того, в УЛР присутствует так называемый «жертвенный материал» — специальный материал из оксидов железа и борной кислоты, позволяющий мгновенно заглушить реакцию.

Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на предприятиях ЯТЦ

В 2010 году на предприятиях ЯТЦ Госкорпорации «Росатом» не зафиксировано аварий, а также фактов превышения безопасных и допустимых параметров ядерной безопасности. Состояние ядерной и радиационной безопасности удовлетворительное.

В отчетном году выполнялись работы, направленные на повышение ЯРБ, среди них:

  • модернизация на ОАО «ЭХЗ» блока газоцентрифужного оборудования с заделом для оборудования еще нескольких блоков;
  • модернизация проектов систем аварийной сигнализации (САС) ядерно опасных участков подразделений ОАО «МСЗ», ОАО «ГНЦ НИИАР», ФГУП «ГХК», ОАО «НЗХК», ФГУП «ГНЦ РФ-ФЭИ», а также проекта САС СЦР для комплекса оборудования безопасной разделки ОЯТ реакторов АМБ Белоярской АЭС с целью упаковки отрезанных частей с топливом в пеналы и последующей отправки для переработки на ФГУП «ПО «Маяк»;
  • проведено обоснование ядерной безопасности:
    • опытно-демонстрационного центра по переработке ОТВС ВВЭР-1000 на ФГУП «ГХК»,
    • производства МОX-топлива для БН-800 на ФГУП «ГХК»,
    • хранилища гарантированного запаса урана в объеме достаточном для одной загрузки топливом реактора ВВЭР-1000 на базе ОАО «Международный центр по обогащению урана» в г. Ангарск,
    • вывоза ОЯТ АПЛ с площадок ФГУП «СевРАО».
Динамика числа отклонений в работе предприятий ЯТЦ в 2003–2010 гг.

В 2010 году зафиксировано 17 отклонений в работе предприятий ЯТЦ. На ФГУП «ПО «Маяк», ОАО «ЭХЗ», ФГУП «ДальРАО» и ОАО «ЦС «Звездочка» произошло 11 отклонений. Все случаи классифицируются как отклонения вне шкалы ИНЕС.

В 2010 году в работе промышленных реакторов произошло шесть отклонений. Из них три случая классифицируются как отклонения заводского уровня (вне шкалы ИНЕС), три случая классифицируются по шкале ИНЕС уровнем 0.

Два отклонения в работе промышленных реакторов произошли на реакторной установке ФГУП «ПО «Маяк»: случай срабатывания аварийной защиты в результате сбоев насосного оборудования и случай вследствие падения стержня СУЗ.

На промышленном реакторе АДЭ-2 ФГУП «ГХК» произошли четыре неплановые кратковременные остановки. Все остановки произошли в результате снижения расхода теплоносителя в отдельных каналах. В соответствии с требованиями «Положения о порядке расследования и учета отклонений в работе объектов ядерного топливного цикла» (НП-047-03) комиссиями предприятий проведены расследования этих нештатных ситуаций и осуществлены необходимые корректирующие мероприятия.

Обеспечение ЯРБ исследовательских ядерных установок

 

Из 85 российских исследовательских ядерных установок (ИЯУ) 53 действуют, две реконструируются, восемь находятся на консервации, 19 выводятся из эксплуатации, три строятся.

Число ИЯУ, входящих в информационную систему отраслевого центра сбора и анализа информации по безопасности ИЯУ России (ОАО «ГНЦ «НИАР»), в 2010 году уменьшилось на одну установку: снят с учета в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору критический стенд СТРЕЛА (ФГУП «ГНЦ РФ-ФЭИ», г. Обнинск). Начат вывод из эксплуатации ПКС Стенд СПИМаш. (ЛМЗ-ВТУЗ), находившийся до этого на консервации.

В 2010 году на 20 предприятиях России, эксплуатирующих ИЯУ, зарегистрировано 13 отклонений, из них 11 отклонений произошло на предприятиях Госкорпорации «Росатом», два — на предприятиях других ведомств. Из 13 отклонений 12 классифицировано по шкале ядерных событий ИНЕС уровнем 0 (не существенно для безопасности), 1 отклонение (категории П04) — уровнем 1 (отклонение от разрешенного режима эксплуатации). 24 марта 2010 годапроизошла остановка реакторной установки ВВР-ц (ФГУП «НИФХИ им. Карпова»), вызванная отклонениями в работе системы управления и защиты. Нарушение связано с неисправностью двух из трех каналов контроля скорости нарастания мощности СУЗ (ЗПТ № 1 и ЗПТ № 3), что обусловило присвоение отклонению категории П04 по НП-027-01 и уровня 1 по шкале ИНЕС. Были приняты корректирующие меры — проведение ревизий блоков питания БНВ2-19, БНВ2-20 каналов измерения уровня мощности и скорости нарастания мощности.

Количество отклонений в работе ИЯУ России в 2006–2010 гг.

Общее количество отклонений в течение пяти лет снижается, а два последних года держится на уровне более чем в 3,5 раза ниже уровня 2006 года.

Ядерная и радиационная безопасность

Результаты этой работы по всем направлениям обеспечения безопасности впечатляют: за последние 16 лет на российских АЭС не зафиксировано ни одного нарушения безопасности, классифицируемого выше первого уровня («аномалия») по Международной шкале оценки ядерных событий INES (International Nuclear Events Scale).

Обеспечение ядерной и радиационной безопасности включает в себя несколько направлений. Первая - это обеспечение текущей безаварийной эксплуатации действующих объектов атомной промышленности и других ядерно и радиационно опасных объектов (ЯРОО). Достижению этой цели способствует не только правильное проектирование и лицензирование всех этапов жизненного цикла объектов, от проектирования до эксплуатации подобных объектов (а также задействованных в этом предприятий Госкорпорации «Росатом» и сторонних организаций), но и соблюдение всех регламентов и правил при эксплуатации. Лицензированием деятельности в области использования атомной энергетики, равно как и надзором за текущей деятельностью проектных, строительных и эксплуатирующих организаций занимается независимый государственный орган – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Кроме того, организации ядерного топливного цикла получают заключения по ядерной безопасности и разрешения на ввод в эксплуатацию ЯРОО от Госкорпорации «Росатом»

Накопленный многолетний опыт, а также комплекс реализуемых на системной основе мероприятий позволяет предприятиям и организациям российской атомной отрасли добиваться высокой культуры безопасности при работе с ядерными материалами и радиоактивными отходами (РАО). К примеру, по критерию надежности работы АЭС Россия прочно занимает место в первой тройке стран с развитой ядерной энергетикой. Более того, в развитии технологий обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) мы продвинулись существенно дальше многих из них.

Второе важное направление – это проблема ликвидации наследия советского «атомного проекта». Реабилитация загрязненных территорий (отвалов, хвостохранилищ, береговых баз Военно-морского флота), долговременное хранение реакторных отсеков и топлива списанных атомных подводных лодок – все это требует не только существенных финансовых затрат, но и применения новых, зачастую нестандартных подходов к решению накопившихся проблем. Для решения этих непростых проблем Правительство Российской Федерации в 2007 году утвердило Федеральную целевую программу «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» с бюджетом 145,3 млрд рублей.

В ее рамках были профинансированы первоочередные меры по таким направлениям, как реконструкция «мокрого» и строительство нового «сухого» хранилища ОЯТ на ГХК, консервация озера Карачай и создание первой очереди системы канализации с отводом очищенных вод на ПО «Маяк»  (г. Озерск, Челябинская область) и многие другие. Кроме того, финансовые ресурсы были направлены на создание Опытно-демонстрационного центра по переработке ОЯТ на основе инновационных технологий на ГХК; изучение возможности создания объекта по захоронению высокоактивных отходов в Нижнеканском массиве (Красноярский край); строительство комплекса цементирования низко- и среднеактивных отходов на ПО «Маяк», а также создание на этом же предприятии установок по переработке низкоактивных отходов с высокой степенью очистки.

Эффективность выполнения ФЦП составила рекордные 108,5%. Было проведено более 300 мероприятий на 400 предприятиях, реабилитировано 279 га земель, выведено из эксплуатации 53 ядерных объекта. Достигнуть высоких показателей удалось в первую очередь за счет взвешенных управленческих решений, позволивших объединить усилия институтов Госкорпорации «Росатом», Академии наук РФ, Ростехнадзора и других участников ФЦП, а также создания центров компетенций. За восемь лет было разработано более 50 технологий в сфере завершающей стадии ядерного топливного цикла (ЯТЦ), в том числе 10 — по переработке ОЯТ. Разработаны типовые решения для всех категорий РАО, они апробированы и планомерно внедряются на объектах Росатома.

Перспективные планы Росатома в сфере обеспечения безопасности включают в себя дальнейшее совершенствование культуры безопасной эксплуатации ядерный объектов, продолжение работ по ликвидации наследия советского «атомного проекта», внедрение современных систем управления безопасностью.

Автоматизированная система контроля радиационной обстановки на предприятиях Росатома (АСКРО)  

Ежегодные отчеты по безопасности:

2014 год pdf, 25.62 Мб

2013 год pdf, 1.2 Мб

2012 год pdf, 1 Мб

2011 год pdf, 2.5 Мб

2010 год pdf, 5.37 Мб

2009 год pdf, 6.06 Мб

2008 год pdf, 1.42 Мб

2007 год pdf, 3.12 Мб

2006 год pdf, 1.63 Мб

2005 год pdf, 9.68 Мб

Каталог-справочник «Средства индивидуальной защиты персонала предприятий атомной промышленности и энергетики» pdf, 11.35 Мб

Доклады об осуществлении лицензионного контроля деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях и об эффективности такого контроля

Доклад об осуществлении лицензионного контроля деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ ... в 2017 году docx, 0.34 Мб

Ядерная и радиационная безопасность

I. Общие положения

1. Настоящие Основы определяют цель, приоритетные направления, основные принципы и задачи государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации (далее – ядерная и  радиационная безопасность), а также направления программно-целевого планирования и управления в этой области.

2. Правовой базой настоящих Основ являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также международные договоры, соглашения и конвенции в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, участницей которых является Российская Федерация.

3. Обеспечение ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии является одной из важнейших составляющих обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

4. Общее руководство реализацией настоящих Основ осуществляет Президент Российской Федерации.

II. Основные факторы, определяющие государственную политику в  области обеспечения ядерной и радиационной безопасности

5. Чрезвычайные ситуации, связанные с ядерно и радиационно опасными объектами (включая ядерное оружие и его компоненты), ядерными материалами, радиоактивными веществами и отходами, источниками ионизирующих излучений (далее – ядерно и радиационно опасные объекты и материалы) и имеющие долговременные негативные последствия, представляют серьезную угрозу национальной безопасности, социально-экономическому развитию Российской Федерации.

6. Основными факторами, определяющими государственную политику в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, являются:значительное увеличение в последние годы на территории Российской Федерации ядерно и радиационно опасных объектов и материалов, предназначенных для ликвидации и утилизации и не используемых в интересах обороны и экономики страны;необходимость переработки большого количества ядерных материалов, облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов, радиоактивных отходов, накопленных в результате создания ядерного оружия и производства ядерных оружейных материалов, функционирования предприятий атомной энергетики и промышленности, эксплуатации подводных лодок, надводных кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, а также в результате иных видов деятельности в области использования атомной энергии в Российской Федерации;усиление угроз со стороны радикальных террористических организаций, в том числе международных, в отношении ядерно и радиационно опасных объектов и материалов;физическое старение ядерно и радиационно опасных объектов, а также систем, комплексов и средств физической и противопожарной защиты и охраны таких объектов (далее – системы защиты);необходимость реабилитации территорий Российской Федерации, на которых сложилась неблагополучная радиационная обстановка в результате несовершенства ядерных технологий на первых этапах деятельности по использованию атомной энергии, имевших место аварий на объектах использования атомной энергии, испытаний ядерного оружия и воздействия природных источников ионизирующих излучений при осуществлении деятельности в нефтегазовом комплексе, топливно-энергетическом комплексе, горнодобывающей промышленности и строительной индустрии;существенное увеличение масштабов международного сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности, необходимость повышения эффективности этого сотрудничества;

недостаточность финансовых средств, выделяемых на решение проблем в области ядерной и радиационной безопасности.

III. Цель и приоритетные направления государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности

7. Целью государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности является последовательное снижение до приемлемого уровня техногенного воздействия на население и окружающую среду при использовании атомной энергии и снижение до допустимых норм воздействия природных источников ионизирующего излучения.

8. Для достижения этой цели необходимо обеспечить концентрацию усилий и ресурсов на следующих приоритетных направлениях:совершенствование государственного управления и координации работ в области ядерной и радиационной безопасности, в первую очередь государственной системы обеспечения радиационной безопасности Российской Федерации, осуществляемое с учетом международной практики;совершенствование государственного регулирования в области использования атомной энергии, включая повышение эффективности лицензионной деятельности и экспертиз безопасности в этой области;усиление защиты ядерно и радиационно опасных объектов от вредного влияния техногенных, природных факторов и террористических проявлений, повышение защищенности населения и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов, связанных с использованием атомной энергии, и природных источников ионизирующих излучений;совершенствование систем и средств физической защиты объектов использования атомной энергии, повышение их противодиверсионной и антитеррористической устойчивости;интенсификация и совершенствование организации работ по  утилизации выведенных из эксплуатации ядерно опасных объектов и материалов;реабилитация территорий Российской Федерации, на которых сложилась неблагополучная радиационная обстановка;проведение радиационно-эпидемиологических исследований для оценки состояния здоровья лиц, подвергшихся радиационному воздействию;совершенствование медицинского обеспечения и системы реабилитации персонала ядерно и радиационно опасных объектов и населения;

повышение эффективности международного сотрудничества в  области ядерной и радиационной безопасности.

IV. Основные принципы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности

9. Основными принципами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются:соблюдение законодательства Российской Федерации, а также международных договоров, соглашений и конвенций, участницей которых является Российская Федерация;обеспечение ядерной и радиационной безопасности как непременное условие осуществления любой деятельности в области использования атомной энергии;централизованное государственное управление ядерно опасными объектами и контроль их деятельности в условиях рыночной экономики;рациональное сочетание федеральных и региональных интересов с обеспечением приоритета федеральных интересов при решении вопросов обеспечения ядерной и радиационной безопасности;соблюдение баланса интересов государства, прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций, участвующих в деятельности по использованию атомной энергии и радиоактивных материалов, взаимная ответственность личности, общества и государства за обеспечение ядерной и радиационной безопасности, персонификация ответственности должностных лиц;реализация концепции социально приемлемого риска, имеющей целью минимизацию ядерного и радиационного рисков (как компонентов совокупного техногенного риска), в том числе поддержание на возможно низком уровне (с учетом экономических и социальных факторов) допустимых индивидуальных доз облучения и сокращение числа облучаемых лиц при использовании атомной энергии и источников ионизирующего излучения;гарантированное государством соблюдение допустимых пределов радиационного облучения, получаемого гражданами от всех источников ионизирующего излучения, запрещение всех видов деятельности в области использования атомной энергии, при которых получение положительного результата не компенсирует риска возможного вреда;концентрация усилий и ресурсов (в том числе бюджетных и внебюджетных средств) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, собственников ядерно и радиационно опасных объектов и эксплуатирующих их организаций на приоритетных направлениях обеспечения ядерной и радиационной безопасности;обеспечение комплексной защиты ядерно и радиационно опасных производств, объектов и материалов от всех возможных негативных воздействий, в том числе от террористических угроз;обеспечение разрешительного характера деятельности в области атомной энергии с использованием механизмов лицензирования и сертификации;сохранение федеральной собственности на все ядерно опасные объекты и материалы военного и двойного назначения, а также возможность передачи в установленном порядке не имеющих военного и двойного назначения радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и собственность юридических лиц при обеспечении ими установленного порядка учета, отчетности, сохранности и использования по назначению перечисленных источников, веществ и отходов и при осуществлении контроля за их деятельностью со стороны уполномоченных федеральных органов исполнительной власти;разделение функций между органами государственного надзора и контроля за ядерной и радиационной безопасностью, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление деятельностью по использованию атомной энергии, собственниками ядерно и радиационно опасных объектов и эксплуатирующими их организациями;доступность информации о состоянии ядерной и радиационной безопасности при соблюдении законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны;недопущение зависимости от иностранных государств при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии и обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

поддержание в постоянной готовности сил и средств ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с использованием атомной энергии.

V. Основные задачи государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности

10. Для решения задач по совершенствованию государственного управления, координации и контроля в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности необходимо:1) усилить роль государственного управления в сфере использования атомной энергии и государственного регулирования в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии, совершенствовать взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, распределить полномочия и установить ответственность должностных лиц этих органов, обеспечить концентрацию усилий и ресурсов (в том числе бюджетных и внебюджетных средств) на приоритетных направлениях обеспечения ядерной и радиационной безопасности;2) разработать проекты федеральных законов о ядерной и  радиационной безопасности, о ядерных установках военного назначения, об обращении с радиоактивными отходами, о создании, эксплуатации, транспортировке, обеспечении безопасности и утилизации ядерного оружия и внести их в установленном порядке на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;3) обеспечить развитие государственной системы ядерной и радиационной безопасности, в первую очередь в части, касающейся совершенствования ее структуры и уточнения задач, обеспечения иерархической подчиненности и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;4) добиться выделения необходимых для обеспечения ядерной и радиационной безопасности бюджетных средств и их рационального использования;5) разработать и внедрить в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №  184-ФЗ «О техническом регулировании» технические регламенты и стандарты обеспечения деятельности в области использования атомной энергии, в том числе связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных установок военного и двойного назначения, а также деятельности по обращению с радиоактивными материалами и радиоактивными отходами, образующимися при использовании атомной энергии;6) усилить контроль на таможенной границе Российской Федерации за транспортировкой ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе;7) провести инвентаризацию ядерно и радиационно опасных объектов и материалов (включая выведенные из эксплуатации) и на этой основе:разработать перечень ядерно и радиационно опасных объектов Российской Федерации, являющийся составной частью перечня опасных объектов Российской Федерации;разработать единую методику категорирования ядерно и радиационно опасных объектов и на ее основе – перечень критически важных ядерно и радиационно опасных объектов, включив в него объекты, наиболее опасные и (или) наиболее значимые для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и безопасности ее населения (в составе перечня критически важных объектов Российской Федерации);усовершенствовать государственную систему учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;создать и ввести в действие отраслевой медико-дозиметрический регистр работников атомной промышленности в целях определения групп потенциального радиационного риска;усовершенствовать систему мер по защите информации, касающейся безопасности ядерно опасных объектов и ядерного оружия, обеспечить защиту этой информации от несанкционированного доступа в системах учета и контроля ядерно опасных объектов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;8) обеспечить совершенствование и развитие:системы обеспечения качества объектов использования атомной энергии в мирных и военных целях, необходимой для подтверждения соответствия установленным требованиям систем качества организаций, осуществляющих деятельность по созданию, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации указанных объектов;системы гарантированного государственного страхования и  социальной защиты граждан, профессиональная деятельность или условия проживания которых связаны с повышенным радиационным воздействием, а также граждан, подвергшихся сверхнормативному радиационному воздействию по вине государства; системы страхования ядерных и радиационных рисков;системы лицензирования деятельности в области использования атомной энергии в мирных целях и обеспечения ядерной и радиационной безопасности;единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения населения и персонала ядерно и радиационно опасных объектов;9) установить административно-правовой статус зон безопасности вокруг ядерно и радиационно опасных объектов с учетом необходимости повышения их защищенности в условиях усиления террористических угроз;10) обеспечить поддержание необходимого уровня готовности сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а  также террористических актов на особо ядерно и радиационно опасных объектах;11) обеспечить социальную защищенность лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, в том числе совершенствовать механизмы дополнительного экономического стимулирования и социальной защиты персонала ядерно и радиационно опасных объектов, включая персонал, обеспечивающий защиту и охрану этих объектов, а также медицинский персонал, входящий в формирования повышенной готовности;12) повысить эффективность научно-методического, финансово-экономического, нормативного, материально-технического, организационного обеспечения деятельности, осуществляемой по следующим основным направлениям:освоение и внедрение критических технологий Российской Федерации, к числу которых относятся технологии, обеспечивающие безопасность атомной энергетики;разработка и реализация долгосрочной стратегии обеспечения безопасности ядерно и радиационно опасных объектов, населения и окружающей среды при использовании атомной энергии в различных отраслях экономики и медицины;безопасное обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом;контроль за радиационной обстановкой окружающей среды на территории Российской Федерации, предотвращение ее загрязнения, реабилитация загрязненных территорий;снижение риска и уменьшение негативных последствий природных и техногенных катастроф на ядерно и радиационно опасных объектах, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций радиационного характера;поддержание на необходимом уровне готовности системы медицинского обеспечения предприятий Министерства Российской Федерации по атомной энергии к проведению комплекса социальных, лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий в случае возможных чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с террористическими актами в отношении ядерно и радиационно опасных объектов;защита населения от сверхнормативного радиационного воздействия всех видов источников ионизирующих излучений;охрана здоровья населения и персонала ядерно и радиационно опасных объектов, включая персонал, обеспечивающий защиту и охрану этих объектов;

13) обеспечить государственный контроль за транспортировкой ядерно и радиационно опасных объектов и материалов на территории Российской Федерации, включая непрерывный автоматизированный мониторинг их местоположения и состояния в процессе транспортировки.

11. Для решения задач по повышению уровня ядерной и радиационной безопасности населения и окружающей среды необходимо:1) внедрить современные методы и средства комплексного анализа и прогнозирования состояния ядерной и радиационной безопасности, а также управления им с использованием показателей рисков, в первую очередь обеспечить развитие научно-методической базы и программных средств в целях анализа безопасности ядерно и радиационно опасных объектов и материалов;2) обеспечить разработку и внедрение:перспективных установок, оборудования, технологических процессов с повышенным уровнем безопасности, в том числе ядерно и радиационно безопасных, а также взрыво- и пожаробезопасных технологий, современных технологий безопасного ведения работ в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, их утилизации и надежной изоляции, перспективных ядерных реакторов с повышенным уровнем ядерной и радиационной безопасности, улучшенными технико-экономическими и эксплуатационными характеристиками;систем, комплексов и средств оперативной диагностики состояния оборудования атомных электростанций, ядерных энергетических установок (в том числе исследовательских);основанных на различных физических принципах перспективных средств и методов радиационного контроля ядерно и радиационно опасных объектов и материалов;коллективных и индивидуальных средств защиты персонала ядерно и радиационно опасных объектов и населения, в том числе специальных медицинских средств защиты от воздействия ионизирующих излучений (радиопротекторы, средства борьбы с первичной реакцией на облучение, препараты выведения радионуклидов, медицинские диагностические и терапевтические средства с малым побочным радиологическим эффектом);средств и технологий, обеспечивающих повышение эффективности использования радиационной диагностики и  радиоизотопной продукции в науке, промышленности, здравоохранении и сельском хозяйстве;систем и средств обеспечения изъятия, сохранности и  утилизации радиоактивных источников, в первую очередь радиоизотопных термоэлектрических генераторов;средств и методов снижения уровня облучения граждан на территории Российской Федерации радоном и другими природными радионуклидами, поступившими в среду обитания человека из недр в результате природных процессов и деятельности по добыче, переработке и применению нефтепродуктов, других видов минерального сырья и строительных материалов;3) организовать и провести широкомасштабные обследования в целях выявления жилых и производственных помещений, характеризующихся неприемлемо высокими уровнями облучения радоном и продуктами его распада, организовать осуществление защитных мероприятий, разработать систему нормативных документов, касающихся снижения риска, связанного с облучением от природных источников ионизирующего излучения, сформировать необходимую информационно-аналитическую базу и обеспечить ее ведение;4) совершенствовать систему обучения персонала ядерно и радиационно опасных объектов технике безопасности, в том числе с применением современных специализированных технических средств и учебно-методических разработок, а также с использованием элементов психологической подготовки к деятельности в экстремальных условиях;

5) создать тренажерную базу в области ядерной и радиационной безопасности, включая систему унифицированных индивидуальных и групповых тренажеров.

12. Для решения задач по совершенствованию систем физической защиты ядерно и радиационно опасных объектов и материалов необходимо:совершенствовать нормативно-правовую базу в области обеспечения физической защиты и охраны ядерно и радиационно опасных объектов и материалов;разработать перечень угроз ядерно и радиационно опасным объектам, а также типовые модели нарушителя с их последующей детализацией в качестве проектных угроз конкретным ядерно и радиационно опасным объектам и объектовых моделей нарушителя в целях анализа уязвимости этих объектов и принятия адекватных мер по их физической защите;разработать критерии оценки эффективности систем физической защиты и охраны ядерно и радиационно опасных объектов и материалов, разработать типовые тактико-технические требования к системам защиты таких объектов и материалов, в том числе касающиеся их унификации;

осуществить организационные и технические мероприятия по защите информации, касающейся защиты и охраны ядерно и радиационно опасных объектов и материалов, а также ядерного оружия.

13. Для решения задач по утилизации ядерно и радиационно опасных объектов и материалов и реабилитации территорий Российской Федерации необходимо:1) провести инвентаризацию радиационно загрязненных территорий Российской Федерации, осуществить их категорирование по уровням потенциальной опасности для населения, разработать перспективный план реабилитации этих территорий, выделив первоочередные направления работ;2) обеспечить оптимальные темпы переработки ядерных материалов, облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов, радиоактивных отходов, накопленных в результате создания ядерного оружия и производства ядерных оружейных материалов, функционирования предприятий атомной энергетики и  промышленности, эксплуатации подводных лодок, надводных кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, а также в результате иных видов деятельности в области использования атомной энергии в Российской Федерации;3)  обеспечить в необходимых объемах устойчивое финансирование мероприятий по утилизации выведенных из  эксплуатации ядерных установок различного назначения, являющихся источниками повышенной ядерной и радиационной опасности, а также атомных подводных лодок, находящихся в  пунктах базирования и отстоя с невыгруженным ядерным топливом;4) разработать и осуществить комплекс мер:по улучшению состояния окружающей среды, реабилитации и возврату в сферу хозяйственной деятельности подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате реализации оборонных программ или чрезвычайных ситуаций радиационного характера промышленных объектов, сельскохозяйственных угодий и других территорий, в том числе с использованием механизмов межведомственных и межрегиональных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных территорий;по переработке радиоактивных отходов в целях выделения полезной сырьевой составляющей и возвращения в хозяйственный оборот очищенных металлов, а также по компактированию и  изолированию (захоронению) не подлежащих дальнейшему использованию радиоактивных материалов;по реконструкции и модернизации хранилищ твердых и жидких радиоактивных отходов, исчерпавших проектные сроки эксплуатации, в том числе в местах отстоя атомных подводных лодок и на предприятиях, занятых их утилизацией после вывода из  эксплуатации;по развитию методов оценки радиационной безопасности при проведении работ с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;

5) разработать и внедрить механизмы экономического стимулирования при осуществлении природоохранных работ, направленных на минимизацию и ликвидацию радиоактивного загрязнения окружающей природной среды.

14. Для решения задач по подготовке и повышению квалификации кадров необходимо:совершенствовать систему отбора, подготовки и аттестации высококвалифицированных кадров, в том числе руководящего звена, в  области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

осуществлять обучение населения способам защиты от воздействия негативных факторов при обращении с ядерными материалами, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами и источниками ионизирующего излучения, при угрозах чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

15. Для решения задач по повышению эффективности международного сотрудничества необходимо:1) обеспечить реализацию международных договоров, соглашений и конвенций, участницей которых является Российская Федерация, а также расширение договорной базы в части, касающейся обеспечения ядерной и радиационной безопасности;2) совершенствовать механизмы учета, контроля и использования финансовых и иных средств, получаемых Российской Федерацией по международным договорам и соглашениям, участницей которых она является, в интересах обеспечения ядерной и радиационной безопасности;3) обеспечить эффективное участие специалистов Российской Федерации в деятельности международных организаций, занимающихся вопросами ядерной и радиационной безопасности, в осуществлении контроля, экспертиз, инспекций, связанных с исполнением международных договоров, соглашений и конвенций, участницей которых является Российская Федерация, в проведении совместных учений, учебно-методических, научных и других мероприятий;4) обеспечить ратификацию Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21 мая 1963 г. (с поправками, внесенными в нее Протоколом 1997 года) и Объединенной конвенции о безопасности обращения с радиоактивными отходами;5) совершенствовать формы, способы и механизмы международного сотрудничества по следующим основным направлениям:выработка и реализация скоординированной в масштабах мирового сообщества стратегии обеспечения сохранности и утилизации ядерно и радиационно опасных объектов и  материалов;вывод из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов;защита ядерно и радиационно опасных объектов от террористических актов;повышение безопасности работ с ядерно и радиационно опасными объектами и материалами на всех стадиях их жизненного цикла;обеспечение ядерной и радиационной безопасности при обращении с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, образующимися в результате сокращения деятельности в области ядерного оружия, а также при эксплуатации ядерных энергетических установок;осуществление (при необходимости) совместных действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с ядерно и радиационно опасными объектами, развитие аварийно-спасательных и противопожарных формирований;

совершенствование механизмов предоставления (получения) международной помощи при чрезвычайных ситуациях, связанных с ядерными установками, в том числе сложившихся в результате террористических актов.

VI. Основные механизмы и этапы реализации настоящих Основ

16. Настоящие Основы реализуются в рамках:государственной программы вооружения;федеральных целевых программ, направленных на решение проблем обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

плана мероприятий по реализации настоящих Основ, утверждаемого Правительством Российской Федерации.

17. В целях совершенствования механизмов реализации настоящих Основ необходимо:развивать программно-целевые методы управления обеспечением ядерной и радиационной безопасности, обратив особое внимание на среднесрочное планирование;

разработать и принять концептуальные и программные документы, определяющие долгосрочные перспективы развития ядерного энергетического комплекса, ядерного топливного комплекса и ядерного оружейного комплекса.

18. Настоящие Основы реализуются поэтапно.

19. На первом этапе (2004 – 2005 годы) необходимо обеспечить:проведение инвентаризации ядерно и радиационно опасных объектов и материалов, разработку и утверждение перечня ядерно и радиационно опасных объектов Российской Федерации, а также перечня критически важных ядерно и радиационно опасных объектов Российской Федерации;проведение инвентаризации радиационно загрязненных территорий Российской Федерации, их категорирование по уровням потенциальной опасности для населения и окружающей среды;корректировку и реализацию федеральных целевых программ в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;совершенствование нормативно-правовой базы в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;разработку и реализацию комплекса мер по повышению эффективности регулирования, координации и контроля в области ядерной и радиационной безопасности со стороны государства, совершенствование структуры государственного управления и государственного регулирования в области использования атомной энергии, распределение полномочий и ответственности в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, совершенствование механизмов гражданской ответственности за ущерб, причиненный в результате деятельности в области использования атомной энергии;

создание и совершенствование государственной системы защиты информации о ядерно и радиационно опасных объектах и материалах.

20. На втором этапе  (2006 – 2010 годы) необходимо обеспечить:1) создание и (или) совершенствование:государственной системы обеспечения ядерной и радиационной безопасности;единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;системы учета и контроля ядерно и радиационно опасных объектов и материалов;единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения населения и персонала ядерно и радиационно опасных объектов;системы медицинского обеспечения ядерной и радиационной безопасности;унифицированной системы защиты ядерно и радиационно опасных объектов и материалов;автоматизированной системы непрерывного мониторинга ядерно и радиационно опасных объектов (грузов) и материалов, в том числе при их транспортировке всеми видами транспорта (с  реализацией пилотного проекта этой системы в 2004 – 2005 годах);2) завершение формирования научно обоснованных долгосрочных прогнозов безопасного развития ядерного энергетического комплекса, ядерного топливного комплекса и  ядерного оружейного комплекса Российской Федерации с учетом перспектив их социально-экономического развития;3) выполнение основного объема работ по утилизации выведенных из эксплуатации ядерно опасных объектов и материалов и реабилитации наиболее радиационно загрязненных территорий Российской Федерации, в том числе реализацию комплекса мер по улучшению состояния окружающей среды, реабилитации и возврату в  сферу хозяйственной деятельности промышленных объектов, сельскохозяйственных угодий и других территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению;4) реализацию мероприятий по оптимизации участия государства в регулировании и координации работ в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, а также контроле за их проведением;5) выполнение запланированных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию высокоэффективных технологий в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности для производства высокотехнологичной продукции, конкурентоспособной на мировом рынке;

6) отработку эффективных механизмов международного сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности.

Развитие системы управления ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года»

Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ Российской Федерации достаточно жестко регламентирует требования к государственному заказчику, режим годового финансирования, отчетность и ответственность, а также внесение изменений в программу.

Единственным инструментом оценки результатов реализации ФЦП считаются целевые индикаторы и показатели программы. Если они не будут достигнуты в предусмотренный программой срок, Минэкономразвития России может вносить в Правительство Российской Федерации самые различные предложения – от корректировки целей и срока реализации ФЦП и ее мероприятий до изменения государственного заказчика или сокращения финансирования программы за счет средств федерального бюджета. В крайних случаях предусмотрены досрочное прекращение реализации программы и дисциплинарная ответственность ее руководителя.

Руководитель программы отвечает за ее реализацию и конечные результаты, рациональное использование выделяемых финансовых средств, определяет формы и методы управления ФЦП.

Государственный заказчик должен сообщать обо всех финансовых затратах на реализацию программы в Министерство экономического развития Российской Федерации и Военно-промышленную комиссию при Правительстве Российской Федерации. Практически все решения, касающиеся изменения мероприятий ФЦП, требуют качественного обоснования для согласования с этими ведомствами, одобрения Минфина России, а на завершающей стадии – утверждения Правительством Российской Федерации.

Государственные  заказчики с учетом хода реализации ФЦП в текущем году уточняют объем средств, необходимых в следующем финансовом году, и представляют соответствующие предложения в Министерство экономического развития Рос­сийской Федерации, Военно-промышленную комиссию при Правительстве Российской Федерации и субъектам бюд­жетного планирования. Мин­экономразвития России сов­­местно с комиссией и государственными заказчиками готовят и направляет в Министерство финансов России предложения по перечню ФЦП, предлагаемых к финансированию за счет федерального бюджета в очередном финансовом году и на плановый период, а также по объемам финансиро­вания.

На следующем этапе Мин­эко­номразвития России и Мин­фин Рос­сии с участием Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации на основе уточненных параметров ФЦП, с учетом хода их выполнения, привлечения средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, а также предельных сумм, планируемых на реализацию ФЦП, определяют объемы капитальных вложений, расходы на НИОКР и прочие нужды, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.

От государственного заказчика может потребоваться дополнительное привлечение внебюджетных средств. Он, в частности, должен разработать дополнительные меры по привлечению средств субъектов федерации и иных источников для реализации мероприятий программы в установленные сроки при сокращении объемов бюджетного финансирования по сравнению с предусмотренными. Если такие меры не приняты, Минэкономразвития России может подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения о целесообразности дальнейшей реализации отдельных мероприятий программы.

Государственные заказчики ФЦП ежеквартально (ежегодно), до конца месяца, следующего за отчетным периодом, направляют в Минэкономразвития России, Минфин России, Военно-промышленную комиссию при Правительстве Российской Федерации, а также в Минобрнауки России (по НИОКР гражданского назначения) доклады о ходе работ по реализации программ и эффективности использования финансовых средств.

Ледокол «Арктика» и судно для перевозки ОЯТ и РАО «Россита» Строительство судна-контейнеровоза для РАО и ОЯТ

Руководство ФЦП ЯРБ

Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» имеет ряд особенностей, которые предъявляют дополнительные требования к системе управления. Наиболее значимые следующие:

  • значительное число государственных заказчиков мероприятий программы (9), с которыми необходимо согласовывать любые изменения в ФЦП;
  • большое количество мероприятий (более 300) и «адресность» многих из них;
  • обязательное привлечение средств субъектов Россий­ской Федерации и иных источников финансирования, что предполагает координацию между Госкорпорацией «Росатом» (заказчиком-координатором) и субъектами Рос­сийской Федерации, а также организациями-донорами;
  • отсутствие четкого экономического показателя реализации программы и, как следствие, наличие специальных индикаторов  и показателей.

Сегодня основные элементы управления сосредоточены в Дирекции по ядерной и радиационной безопасности Госкорпорации «Росатом» – проектных офисах по видам деятельности (РАО, ОЯТ, ВЭ, АПЛ) и Управлении реализации программ ЯРБ. Проектные офисы ответственны за постановку технических требований к результатам мероприятий и их увязку с планами создания соответствующих систем по завершающим стадиям жизненного цикла ядерных объектов. Управление реализации программ ЯРБ обеспечивает  планирование и формирование бюджетной заявки на очередной финансовый год и плановый период, осуществляет мониторинг реализации мероприятий, подготовку более 10 видов отчетности, корректировку ФЦП по предложениям проектных офисов, взаимодействие со всеми федеральными органами исполнительной власти, привлечение средств резервов и специальных резервных фондов Госкорпорации «Росатом».

Согласно новому положению об управлении ФЦП, координация деятельности государственных заказчиков, в основном, осуществляется посредством проведения межведомственных совещаний уполномоченных представителей заказчиков. Первый опыт проведения таких совещаний на этапе корректировки программы в 2012 году показал свою эффективность.

Пульт управления энергоблоком БиАЭС

Изменения в управлении программой

Из прошедших в последние годы изменений в управлении мероприятиями ФЦП ЯРБ наиболее важны следующие.

Во-первых, произошел переход от преимущественно годового к среднесрочному планированию работ. Переход на формирование трехлетнего бюджета потребовал от системы управления программой определения результатов мероприятий на такой же период. Данное обстоятельство, а также громоздкость обязательных конкурсных процедур стимулировали расширение горизонта планирования работ и услуг по контрактам. При этом уточнение работ текущего года осуществлялось через подписание дополнительных соглашений к контрактам. До 2012 года работы по многолетним контрактам уточнялись только на текущий год. Начиная с 2012 года, в рамках дополнительных соглашений уточняются все работы государственного контракта. Это позволило уточнить конечные результаты по заключенным контрактам и более обоснованно подойти к определению требований к новым работам. 

Во-вторых, из-за уменьшения объемов финансирования программы в 2009-2012 годах на 2,1, 4,0, 1,3 и 1,6 млрд рублей соответственно сроки завершения многих мероприятий были увеличены, другие проекты не смогли начаться в первоначально установленные сроки. Поэтому в текущем году акцент перенесен не на развертывание работ по новым проектам, а на определение конечных состояний мероприятий при заданном графике их финансирования в 2012-2015 годах. Результатом этой деятельности стали подготовленные организациями совместно с проектными офисами паспорта мероприятий, которые легли в основу подготовки последней (пятой) корректировки программы. Она учитывает следующие существенные  обстоятельства:

  • формируемый бюджет Российской Федерации на 2013-2015 годы полностью покрывает сроки реализации программы и требует ликвидации «отложенных решений»;
  • принятый в 2011 году закон об обращении с РАО (190-ФЗ) предусматривает ограничение сроков и объемов хранения РАО и переход к практике их захоронения, что привело к необходимости пересмотра многих мероприятий;
  • проведенные в рамках ФЦП исследования и проектно-изыскательские работы позволили уточнить содержание и стоимость мероприятий (так, стоимость строительства ОДЦ на ФГУП «ГХК» увеличилась более чем в два раза, реконструкции полигона по захоронению твердых радиоактивных отходов ОАО «Машиностроительный завод» – в полтора раза);
  • состояние некоторых ЯРОО требует дополнительных мер, первоначально не предусмотренных в программе (завершение вывода из эксплуатации корпуса «Б» в ОАО «ВНИИНМ», вывоз ОЯТ из здания 177 ОАО «НИИАР» и здания 125 ГНЦ РФ – ФЭИ с последующей ликвидацией хранилищ, реабилитация территорий ОАО «Мосрентген» и Вольгинского поля и т.д.).

Корректировка охватывает более 50% мероприятий и приводит к изменению отдельных показателей и индикаторов программы.

Вследствие принятия закона 190-ФЗ показатель «Ввод в эксплуатацию мощностей хранилищ радиоактивных отходов» уменьшился с 165 тыс. м3 до 149 тыс. м3. Однако за счет оптимизации работ по другим мероприятиям удалось увеличить значения показателей «Ликвидация ядерно и радиационно опасных объектов» и «Проведение инвентаризации ядерно и радиационно опасных объектов» соответственно на 5 и 40 единиц, не ухудшить значения других показателей и тем самым запланировать полное достижение основной цели программы. В целом выполнение ФЦП ЯРБ обеспечит решение около 11% объема проблем «ядерного наследия».

В-третьих, доля внебюджетных источников финансирования программы составляет 9,7% и она будет расти (по варианту корректировки – до 12,7%). Поэтому Госкорпорация «Росатом» уделяет особое внимание совершенствованию методов управления внебюджетными средствами – это, в основном, средства специальных резервных фондов Госкорпорации «Росатом» (25,6% в 2011 году), организаций (30,2%) и их резервов (41,5%), международной технической помощи (2,7%). Обновлены и уточнены соглашения с субъектами Российской Федерации, финансирующими мероприятия программы (0,9%), налажена устойчивая «обратная связь».

В-четвертых, получили дальнейшее развитие методы проектного управления. По всем государственным контрактам с 2012 года в качестве обязательного приложения введены сетевые графики. Идет мониторинг ключевых событий на уровне заказчиков-застройщиков и Дирекции по ядерной и радиационной безопасности, что позволяет более объективно отражать ход выполнения работ и принимать своевременные управленческие решения.

В первой половине 2012 года Госкорпорацией «Росатом» было заключено новых или пролонгировано действующих государственных контрактов на общую сумму 11,3 млрд рублей (79,3% от годового объема), в том числе по капитальным вложениям – 8,5 млрд рублей (88,8%), НИОКР – 0,6 млрд рублей (79,4%). Новые контракты заключаются в основном на два года и более. Незаключенные контракты (инвестиционные соглашения) находятся на заключительных стадиях оформления и будут подписаны в ближайшее время.

Билибинская АЭС

Оценка эффективности управления

В целом, можно говорить о высокой эффективности руководства Федеральной целевой программой «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года». Это подтверждается следующими объективными факторами. Несмотря на существенное сокращение объемов бюджетного финансирования программы в 2008-2012 годах на 9,0 млрд рублей и неполное восстановление финансирования в 2013-2015 годах (1,5 млрд рублей  неиндексированных бюджетных средств) основная цель программы будет достигнута.

Сроки утверждения ежегодных корректировок программы имеют положительную динамику и изменялись с декабря (2008, 2009 годы) до августа (2011 год).

Сокращаются сроки заключения государственных контрактов на работы, финансируемые из федерального бюджета, и договоров, оплачиваемых из внебюджетных источников.

В течение всего периода реализации программы сроки представления докладов о ходе работ и эффективности использования финансовых средств не нарушались.

Система управления программой обеспечивает своевременное и качественное формирование отчетности по другим инструментам государственного регулирования, ориентированным на конечные результаты (Программа деятельности Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» на долгосрочный период (2009-2015 годы), карта проекта «Развитие атомного энергопромышленного комплекса»).

Дальнейшее решение проблем «ядерного наследия» будет осуществляться в рамках государственной программы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» в виде подпрограммы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на период до 2020 года», проект которой находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации. Документ предусматривает решение еще 10% объема проблем «ядерного наследия», завершение начатых мероприятий, начало вывода из эксплуатации крупных объектов, включая ПУГР, переработку ОЯТ, находящегося в федеральной собственности, захоронение не менее 22 тыс. м3 ТРО, перевод около 50 пунктов размещения особых (неудаляемых) РАО в пункты консервации. Для гарантированного бюджетного финансирования этих работ необходима разработка ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2025 года», концепция которой должна быть утверждена в 2014 году.  Программа одобрена Правительством Российской Федерации 13 июля 2012 года.

Авторы


Смотрите также