Обоснование безопасности опасного производственного объекта


Обоснование безопасности ОПО – нормативный документ, необходимой для эксплуатации опасного объекта в рамках закона - МТК Эксперт

В ряде случаев при эксплуатации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами. Чтобы закрепить специальные требования ПБ для таких объектов, на стадии проектирования разрабатывается специальный документ – обоснование безопасности ОПО.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности…» обоснование безопасности опасного производственного объекта – это нормативный документ, который включает:

  • сведения о результатах оценки риска аварии на ОПО и связанной с ней угрозы;
  • условия безопасной эксплуатации ОПО;
  • требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ОПО.
В обосновании безопасности ОПО, как правило, устанавливаются организационные и технические требования к конкретному опасному производственному объекту в дополнение к установленным или отсутствующим в нормативных актах.

Зачем разрабатывать обоснование безопасности ОПО

Обоснование безопасности ОПО разрабатывается в случаях, когда при эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации ОПО требуется  отступление от требований промышленной безопасности, установленных ФНП и иными нормативными актами (либо таких требований недостаточно и/или они не установлены). Об этом говорит п. 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности…».

Как разрабатывается обоснование безопасности ОПО

Обоснование безопасности ОПО разрабатывает лицо, осуществляющее подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта. Обязательные требования к обоснованию безопасности ОПО установлены Приказом Ростехнадзора от 15 июля 2013 г. № 306 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта». Разработчик обоснования безопасности перед подготовкой документа должен провести анализ нормативной базы в отношении конкретного ОПО, а также определить принципиальные технические решения применительно к ОПО в целом, его частям, техническим устройствам, отдельным зданиям и сооружениям. Результаты анализа нормативно-технических актов служат основой для разработки как отступлений от установленных требований ПБ, так и недостающих либо отсутствующих требований. Обоснование безопасности ОПО включает следующие разделы:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Раздел 1 «Общие сведения» – содержит данные о местонахождении ОПО, реквизиты заказчика, проектной организации, разработчика обоснования безопасности. Раздел также включает описание ОПО и условий его строительства и эксплуатации, перечень отступлений от требований ФНП, в том числе обоснование необходимости таких отступлений.

4. Раздел 2 «Результаты оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы» – содержит методологию анализа опасностей и оценки риска аварии на ОПО, в т.ч. исходные данные для проведения такого анализа. В разделе приводятся результаты оценки риска аварии, список наиболее значимых факторов риска аварии с учетом специфики конкретного ОПО и т.д.

5. Раздел 3 «Условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта» – содержит перечень организационных и технических мер безопасности, сведения о режимах нормальной эксплуатации ОПО, параметры и основные показатели безопасной эксплуатации объекта и т.д.

6. Раздел 4 «Требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта» – содержит требования промышленной безопасности, связанные с отступлениями от требований ФНП, их недостаточностью или отсутствием. Раздел включает перечень и обоснование достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от требований ФНП.

Содержание частей обоснования безопасности ОПО подробно расписано в разделе II Федеральных норм и правил в области ПБ «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта» (п. 5-11 ФНП). Важно понимать, что обоснование безопасности ОПО – это не просто теоретические выкладки проектировщика. Каждое отступление от требований ПБ должно быть обосновано результатами исследований, расчетов, испытаний, моделирования аварийных ситуаций, оценки риска или анализа опыта эксплуатации подобных ОПО. Аналогичным образом подтверждается уместность вновь установленных требований ПБ, которые отсутствуют в действующих нормативно-технических документах (п. 15 Раздела III ФНП «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта»). В обоснование безопасности ОПО могут вноситься изменения. Документ подлежит корректировке после:
  • реконструкции, технического перевооружения ОПО (при условии, что для объекта ранее было составлено обоснование безопасности);
  • изменения условий безопасной эксплуатации ОПО, которые могут повлечь отступления от требований обоснования безопасности.
Обоснование безопасности ОПО, а также вносимые в документ изменения подлежат обязательной экспертизе промышленной безопасности. Об этом говорят п. 4 статьи 3 и п. 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности…». Применение обоснования безопасности ОПО без положительных заключений экспертизы промбезопасности не допускается.

В рамках экспертизы обоснования безопасности ОПО проводится:

  • оценка полноты и достоверности информации, представленной в обосновании безопасности;
  • оценка перечня опасностей, возникающих в связи с отступлениями от норм и правил в области промышленной безопасности;
  • оценка тяжести последствий инцидентов и аварий, возникающих в связи с отступлениями от норм и правил промышленной безопасности;
  • оценка полноты событий при развитии аварии, возникающих в связи с отступлениями от норм и правил промышленной безопасности;
  • оценка величины приемлемого риска аварии, связанной с отступлениями от норм и правил промышленности безопасности;
  • оценка полноты и достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от норм и правил  промышленной безопасности;
  • оценка обоснованности результатов оценки риска аварий, в том числе адекватности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета по оценке риска,  правильности и достоверности этих расчетов, а также полноты учета всех факторов, влияющих на конечные результаты;
  • оценка учета в обосновании безопасности современного опыта эксплуатации ОПО;
  • оценка полноты требований к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации или ликвидации ОПО, установленных в обосновании безопасности.
Обоснование безопасности ОПО, получившее положительное заключение ЭПБ, направляется в Ростехнадзор при регистрации ОПО. Изменения, внесенные в обоснование безопасности, также передаются во ФСЭТАН в течение 10 рабочих дней со дня получения положительного заключения экспертизы промбезопасности. Если в общем виде говорить о «жизненном цикле» обоснования безопасности ОПО и о лицах, которые принимают участие в его разработке и применении, то можно выстроить следующую схему.

Проектировщик:

  • разрабатывает проектную документацию на строительство или реконструкцию ОПО;
  • определяет в процессе проектирования необходимость разработки обоснования безопасности ОПО;
  • разрабатывает обоснование безопасности ОПО;
  • дорабатывает проектную документацию на строительство или реконструкцию ОПО с учетом требований, установленных обоснованием безопасности.
Экспертная организация:
  • проводит экспертизу промышленной безопасности обоснования безопасности ОПО;
  • регистрирует заключение экспертизы промышленной безопасности в Ростехнадзоре.
Владелец ОПО/эксплуатирующая организация:
  • направляет обоснование безопасности ОПО в Ростехнадзор (при регистрации, перерегистрации ОПО);
  • исполняет требования обоснования безопасности ОПО в процессе эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации объекта;
  • применяет результаты анализа риска аварии на ОПО в рамках системы управления промышленной безопасностью, декларирования промышленной безопасности, страхования ОПО.
Владельцу ОПО также будет нужно:

Страхование ОПО

Получение Лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО

Аттестация по промышленной безопасности

Полезная информация:

Разработка ПМЛАС по новым правилам

Положение о производственном контроле на ОПО (ППК) 

Положение о расследовании причин аварий и инцидентов на ОПО

Как определить и присвоить класс опасности ОПО

Обоснование безопасности опасного производственного объекта

В новой редакции Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» введен принципиально новый документ — обоснование безопасности опасного производственного объекта,  который должен содержать:

  • сведения о результатах оценки риска аварии на опасном производственном объекте (далее ОПО) и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации ОПО;
  • требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ОПО.

Поскольку такой документ введен впервые, отсутствие опыта его применения вызывает вопросы у практиков и специалистов. Попытаемся выделить и обсудить аспекты применения обоснования безопасности в свете появившихся законодательных и нормативных новаций .

Научная основа обоснования безопасности - анализ опасностей и оценка риска аварий с учетом примененных и реализованных на ОПО компенсирующих мероприятий. Применение результатов расчета риска не впервые регламентировано отечественным законодательством. Так, действующая с 10 июля 2012 г. редакция Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет два альтернативных условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности при полном выполнении требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»):

  • пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом 123-ФЗ;
  • выполнены требования, установленные нормативными документами по пожарной безопасности.

Фактически подтверждение расчетом не превышения допустимых значений пожарного риска эквивалентно выполнению требований нормативных документов по пожарной безопасности.

Рассмотрим основные  аспекты применения нового документа.

1)   Обоснование безопасности, согласно Закону № 116-ФЗ - это документ, разработанный для конкретного ОПО и содержащий для этого объекта дополнительные требования промышленной безопасности. Он включает сведения о результатах оценки риска аварии на ОПО и связанной с ней угрозы,  а также  условия  безопасной  эксплуатации ОПО. Для конкретизации положений Закона № 116-ФЗ Ростехнадзор приказом от 15 июля 2013 г. № 306 (зарегистрирован в Минюсте России 20 августа 2013 г., регистрационный № 29581) утвердил федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта». В соответствии с ними обоснование безопасности должно включать четыре раздела:

  • общие сведения;
  • результаты оценки риска аварии на ОПО и связанной с ней угрозы;
  • условия безопасной эксплуатации ОПО;
  • требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ОПО.

2) Федеральным Законом № 116-ФЗ (п. 4 статьи 3) введен принципиально новый вид документа, в котором могут содержаться требования промышленной безопасности. С 15 марта 2013 г. требования промышленной безопасности могут находиться в федеральных законах, нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (далее ФНП), федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии1 (для объектов использования атомной энергии), а также в обосновании безопасности опасного производственного объекта (или в изменениях к обоснованию безопасности).

Это существенная новация, поскольку в период действия Закона № 116-ФЗ с 1997 по 2011 г. требования промышленной безопасности могли быть в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые приняты в установленном порядке. Фактически (не считая законов и актов Правительства Российской Федерации) это были принятые Госгортехнадзором России (и СССР) и другими органами исполнительной власти нормативные технические документы (правила, инструкции, требования и т.п.), причем только часть из них прошла регистрацию в Минюсте России и получила статус нормативных правовых актов Российской Федерации. Затем с 19 июля 2011 г. по 15 марта 2013 г. список документов, содержащих требования промышленной безопасности, резко сократился и был ограничен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации и ФНП (с учетом продолжения действия документов, имеющих статус нормативных правовых актов Российской Федерации и быстрой трансформации их в ФНП). Теперь в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется с применением обоснования безопасности ОПО, то предметом проверки инспектором Ростехнадзора является соблюдение требований такого обоснования безопасности (естественно, помимо действующих требований промышленной безопасности, которые не противоречат требованиям обоснования безопасности, при этом требования обоснования безопасности являются главенствующими).

3) В Законе № 116-ФЗ явно не указано, по чьей инициативе разрабатывается обоснование безопасности. Для действующего ОПО, эксплуатируемого с отступлениями от требований ФНП, существуют три пути: прекратить эксплуатацию ОПО; привести ОПО в соответствие с требованиями ФНП; разработать для данного ОПО обоснование безопасности. Инициаторами разработки обоснования безопасности могут быть как минимум 4 категории:

  • владелец (собственник) ОПО;
  • эксплуатирующее ОПО юридическое лицо или индивидуальный предприниматель; застройщик;
  • технический заказчик;
  • лицо, осуществляющее подготовку проектной документации.

То есть лица, так или иначе связанные с эксплуатацией ОПО. Ростехнадзор не может требовать разработки обоснования безопасности хотя бы по двум причинам. Во-первых, в Законе № 116-ФЗ в случае обоснования безопасности применен модальный глагол «могут» в отличие, например, от Закона № 123-ФЗ, в котором употреблен модальный глагол «должны»

для случая разработки специальных технических условий (СТУ) (табл. 2). Поэтому разрабатывать обоснование безопасности можно по «доброй воле», а не по требованию исполнительного органа государственной власти. Во-вторых, Ростехнадзор обладает нормотворческой возможностью. Его обязанность формировать и пополнять нормативную базу, в случае если требований ФНП недостаточно и (или) они вообще не установлены для каких-то ОПО. Если же на действующем ОПО есть отступления от требований промышленной безопасности, то Ростехнадзор посредством проверок и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер должен пресекать и предупреждать выявленные нарушения.

4) Законом № 116-ФЗ (п. 4 статьи 3) определен разработчик обоснования безопасности — лицо, осуществляющее подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию ОПО.

В статье 48 «Архитектурно-строительное проектирование» Градостроительного кодекса Российской Федерации сказано: «Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц». Причем, указанные требования гласят, что виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполнять только индивидуальные предприниматели или юридические лица, имеющие выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Представляется, что разработать обоснование безопасности могут любые лица, имеющее указанный допуск к ведению проектных работ для строительства или реконструкции ОПО. В их число могут входить лица, которые разрабатывают (или разрабатывали): проект строительства нового ОПО; проект реконструкции действующего ОПО (причем это может быть разработчик проекта строительства данного ОПО или другой проектировщик); документацию на техническое перевооружение ОПО, в случае если это перевооружение происходит без реконструкции ОПО; документацию на капитальный ремонт, консервацию или ликвидацию ОПО. Поскольку в Законе № 116-ФЗ использовано единственное число для ОПО, а именно: «...лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта» (а не опасных производственных объектов), вправе предположить, что разработчиком обоснования безопасности для конкретного ОПО может быть только разработчик проектной документации на строительство, реконструкцию этого единственного конкретного ОПО. Но такое предположение, скорее всего, излишне, поскольку нельзя разумно аргументировать, чем такой разработчик лучше любого другого участника рынка, имеющего соответствующий допуск.

5) В Федеральном Законе № 116-ФЗ явно не указано, что предшествует разработке обоснования безопасности, но можно предположить, что в случае эксплуатации ОПО обоснование безопасности невозможно без реконструкции и технического перевооружения. Обоснование безопасности, согласно ФНП «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта», должно обязательно включать:

  • условия безопасной эксплуатации ОПО (в том числе перечень организационных и технических мер безопасности, набор параметров и выбор основных показателей безопасной эксплуатации ОПО);
  • требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ОПО (в том числе перечень и обоснование достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от требований ФНП).

Понятно, что организационные и технические меры безопасности, параметры и показатели безопасной эксплуатации ОПО, а также мероприятия, компенсирующие отступления от требований ФНП должны быть документированы. Кроме того, по Закону № 116-ФЗ (п. 1 статьи 8) техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация

и ликвидация ОПО осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном Законом № 116-ФЗ, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение ОПО осуществляется одновременно с его реконструкцией, то документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Таким образом, разработке обоснования безопасности обязательно должна предшествовать разработка проектной документации на строительство, реконструкцию ОПО или документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО. Следует заметить, что из текста Закона № 116-ФЗ прямо не следует, что техническое перевооружение в случае, если оно происходит без реконструкции ОПО должно предшествовать разработке обоснования безопасности, но согласно п. 19 ФНП «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта» изменения в обоснование безопасности вносят в случаях ре-* конструкции, технического перевооружения ОПО, для которого ранее было утверждено положительное заключение экспертизы промышленной безопасности обоснования его безопасности. То есть для случая изменения в обоснование безопасности возможны как реконструкция, так и техническое перевооружение ОПО. Поскольку изменения в обоснование безопасности и само обоснование безопасности - документы одного уровня, вполне уместно предположение, что возможна разработка обоснования безопасности при техническом перевооружении в случае, если оно происходит без реконструкции ОПО.

6) Законом № 116-ФЗ (п. 4 статьи 3) определены четыре случая, связанных с возникновением потребности установления требований промышленной безопасности в обосновании безопасности:

  • эксплуатация,
  • капитальный ремонт,
  • консервация
  • ликвидация.

Фактически это стадии жизненного цикла ОПО. Заметим, что в статье 6 Закона № 116-ФЗ есть еще два вида деятельности в области промышленной безопасности, которые явно не упомянуты в п. 4 статьи 3 и которые тоже можно отнести к стадиям жизненного цикла ОПО:

  • проектирование
  • техническое перевооружение.

Как указано в п. 5 настоящей статьи, техническое перевооружение предшествует разработке обоснования безопасности для действующего (эксплуатируемого) ОПО и, согласно Закону № 116-ФЗ, может осуществляться только на документированной основе, т.е. техническое перевооружение начинается фактически с проектирования. Таким образом, обе стадии - проектирование и техническое перевооружение непосредственно связаны с разработкой обоснования безопасности. Понятно, что особенности строительства нового ОПО, для которого необходимо отступление от требований1 или требований недостаточно и (или) требования не установлены, разумнее учесть на стадии проектирования этого ОПО (бессмысленно строить по действующим требованиям, а после ввода в эксплуатацию осуществлять его техническое перевооружение и разрабатывать обоснование безопасности). С учетом того, что разработчиком обоснования безопасности является лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе предположить, что обоснование безопасности можно разработать на стадии проектирования ОПО, чтобы потом применить на стадиях его эксплуатации, капитального ремонта, консервации или ликвидации. (Повторим, если деятельность на ОПО осуществляется с применением обоснования безопасности, то предметом проверки инспектором Ростехнадзора является соблюдение требований такого обоснования безопасности.)

7) Законом № 116-ФЗ (п. 4 статьи 3) определены три условия, при которых может возникнуть потребность установления требований промышленной безопасности в обосновании безопасности: отступление от требований промышленной безопасности, установленных ФНП, требований ФНП недостаточно и (или) требования не установлены. Причем следует помнить, что до дня вступления в силу соответствующих ФНП положения п. 4 статьи 3 Закона № 116-ФЗ применяются в отношении требований промышленной безопасности, установленных нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании». Другими словами, под термином «требования ФНП» надо понимать все требования к эксплуатации ОПО, приведенные в документах, включенных в подраздел 2 «Промышленная безопасность» раздела IV Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор») П-01-01— 2013, утвержденного приказом от 21 октября 2013 г. № 485.

Отметим, что регламентация на законодательном уровне действий в условиях отсутствия (недостатка) нормативных требований или отступления от них появилась с введением технического регулирования. Сначала это относилось только к отсутствию нормативных пожарных требований (хотя, конечно, сюда же можно добавить и «недостаточность требований», поскольку «отсутствие требований» включает «недостаточность требований»). Так, согласно Закону № 123-ФЗ пожарная безопасность обеспечена при условии соблюдения требований технических регламентов, а отсутствие нормативных требований пожарной безопасности компенсируется подтверждением, что пожарный риск не превышает допустимых значений, при этом специфика обеспечения пожарной безопасности и комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности должны быть изложены в СТУ. Затем по Закону № 384-ФЗ стало возможным прямое отступление от требований безопасности для зданий и сооружений, установленных национальными стандартами и сводами правил, при условии разработки СТУ. При этом следует отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047 в отношении ОПО наряду с требованиями национальных стандартов и сводов правил применяются требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных технических документов в области промышленной безопасности. Хотя в противоречие этому в части 3 статьи 3 Закона № 384-ФЗ однозначно указано, что «настоящий Федеральный закон не распространяется на безопасность технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений. Учету подлежат лишь возможные опасные воздействия этих процессов на состояние здания, сооружения или их частей». Кроме того, часть 2 статьи 5 Закона № 384-ФЗ дает исчерпывающий перечень источников требований для безопасности зданий и сооружений: сам Закон № 384-ФЗ, стандарты и своды правил, включенные в соответствующий перечень, а также СТУ.

Подводя итог, можно предложить общие принципы алгоритма разработки и применения обоснования безопасности.

Для действующих ОПО владельцем ОПО или эксплуатирующим ОПО юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, для строящихся ОПО застройщиком или техническим заказчиком, или лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, принимается решение разработать обоснование безопасности. Основные условия принятия такого решения: отступление от установленных ФНП требований промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены. Причинами создания этих условий могут быть, например, применение новых инновационных технологий и желание инвестора применить иностранные требования в российских условиях.

Разработке обоснования безопасности предшествует подготовка проектной документации на строительство, реконструкцию или документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию или ликвидацию ОПО.

После принятия решения о разработке обоснования безопасности необходимо:

1)  Разработать документацию на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию или ликвидацию ОПО, которая должна включать организационные и технические меры безопасности, а в случае отступлений от ФНП — также компенсирующие мероприятия.

2) Провести экспертизу документации, при этом возможны два варианта:

  • Экспертиза в соответствии с законодательством  о   градостроительной   деятельности,   если рассматривается случай строительства или реконструкции ОПО.
  • Экспертиза промышленной безопасности, если рассматривается случай консервации или ликвидации ОПО или техническое  перевооружение ОПО осуществляется без реконструкции.

При этом представляется, что на экспертизу одновременно должны быть направлены документация на консервацию или ликвидацию ОПО или техническое перевооружение ОПО, осуществляемое без реконструкции, и обоснование безопасности, поскольку документация содержит технические решения, соответствующие «новым» требованиям промышленной безопасности, принятым в обосновании безопасности. Иначе положительное прохождение экспертизы невозможно.

3)  Разработать обоснование безопасности на базе подготовленной документации.

4) Провести экспертизу промышленной безопасности обоснования безопасности

5)Направить обоснование безопасности вместе с заключением экспертизы промышленной безопасности в Ростехнадзор.

Обоснование безопасности опасного производственного объекта

Быстро и профессионально разработаем обоснование безопасности опасного производственного объекта. Стоимость – от 25 т.р. Экспертиза промышленной безопасности оплачивается отдельно. Сроки – от 7 дней.

В каких ситуациях требуется обоснование безопасности ОПО?

Случается, что при разработке или изменении документации по опасным производственным объектам возникают ситуации, требующие отступления от установленных законодательством правил и норм. Это возможно при эксплуатации любого опасного объекта и возникает повсеместно. В таких случаях разработчиком проектной документации подготавливается такой документ, как обоснование безопасности производственного объекта. 

Ситуациями, когда требуется отступление от требований промышленной безопасности, могут стать:

  • непосредственно строительство,
  • процесс его реконструкции или капремонта,
  • консервация и  ликвидация.

Обоснование безопасности ОПО разрабатывается в соответствии с Приказом Ростехнадзора №306 от 15.07.2013 г. Основные требования по необходимости разработки данного документа лежат в основе статьи 3 п. 4 Закона №116-ФЗ от 21.07.2013 г.

Собственно обоснование безопасности опасного производственного объекта – это документ предприятия, содержащий в себе такие сведения, как:

  • результаты оценки риска аварий,
  • условия безопасной эксплуатации,
  • данные о технических и организационных требованиях, предъявляемых к эксплуатации, ремонту и  к прочим процессам, связанным с конкретным объектом.

Какие процедуры предшествуют разработке обоснования?

Решение о необходимости разработки обоснования безопасности объекта может быть приятно его владельцем, эксплуатирующей организацией, проектировщиком документации, либо техническим заказчиком. 

При принятии решения о необходимости разработки обоснования безопасности, на предприятия должна быть подготовлена проектная документация на тот процесс, следствием которого стало принятие такового решения (реконструкция, консервация, ликвидация ОПО). Соответственно, последовательность процедур внедрения обоснования безопасности для предприятия будет следующая:

  1. Разработка документации на реконструкцию, строительство, ремонт, ликвидацию ОПО, включая организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности, а при отступлении от действующих норм – компенсирующие их.
  2. Направление данного пакета документов на экспертизу в контролирующую организацию и получение ее заключения.
  3. Разработка на базе собранной документации обоснования и проведение уже его экспертизы.
  4. Направление заключения экспертизы промбезопасности вместе с обоснованием в Ростехнадзор.

Подготовка технического задания для разработки обоснования безопасности.

Также при принятии решения о разработке обоснования безопасности, службой промышленной безопасности подготавливается техническое задание. Оно составляется на основании проведенной на ОПО оценки рисков и в обязательном порядке содержит в себе:

  • описание объекта;
  • сведения о применяемом технологическом процессе;
  • перечень всех отступления от действующего законодательства, характерных для исследуемого объекта;
  • обоснование необходимости внедрения отступлений;
  • требования к разработке обоснования и его структуре.

Это необходимо для разработки компенсирующих мероприятий, предлагаемых для каждого отступления. Недостоверность  и неполнота представленных отступлений от законодательных норм может послужить отказом  в выдаче положительного заключения экспертами.

Содержание обоснования промышленной безопасности.

В целом в состав обоснования безопасности ОПО, входят следующие разделы:

Первоначально оформляется титульный лист и оглавление.

  1. Первый раздел посвящен общим сведениям об объекте и включает в себя такие данные, как его наименование, месторасположение, заказчик, разработчик обоснования, генеральная проектная организация. Раздел дает полную характеристику объекта и необходимых для него отступлений от законодательства, а также обоснование этой необходимости.
  2. Второй раздел посвящен методам анализа оценки риска аварийных ситуаций и опасностей, связанных с деятельностью ОПО. В состав раздела входят используемые исходные данные, полученные результаты оценки риска, а также перечень наиболее значимых для объекта факторов риска аварий.
  3. Третий раздел содержит в себе данные о перечне организационных и технических мероприятий по обеспечению безопасности, данные о режимах эксплуатации объекта, основные показатели и параметры безопасной эксплуатации ОПО, а также сведения, дающие обоснование решению о безопасной эксплуатации;
  4. В последний раздел войдут сведения о вновь установленных требованиях по обеспечению промбезопасности, связанных с отступлением от основных норм, их отсутствием или недостаточностью. В состав раздела также войдет перечень мероприятий, направленных на компенсацию недостающих отступлений.

При разработке обоснования требуется представить ссылки на нормативные документы, от которых необходимы отступления.

За всю информацию, представленную разработчиком в составе обоснования безопасности, ответственность несет непосредственный руководитель опасного объекта.

На кого ложится ответственность  в случае возникновения аварии?

Недостаточно просто разработать обоснование безопасности.  Необходимо еще четко следовать прописанным в нем мерам, компенсирующим законодательные требования.

При возникновении на эксплуатируемом объекте аварии организация несет ответственность только в случае несоблюдения компенсирующих мер, предусмотренных обоснованием. А в случаях, когда разработанных компенсирующих мероприятий оказалось недостаточно для предотвращения аварийной ситуации, ответственность за ее возникновение ложится уже на эксперта, проводившего экспертизу промбезопасности обоснования и выдавшему объекту положительное заключение.

Процедура согласования и внесения изменений в обоснование.

Разработанный документ подлежит обязательной экспертизе промбезопасности, о чем свидетельствуют требования статьи 13 п.1 Закона №116-ФЗ от 21.07.2013 г. Экспертиза проводится Ростехнадзором или организациями, имеющими лицензию.

В разработанный и утвержденный документ в дальнейшем возможно и даже необходимо вносить изменения при изменении на объекте технического оборудования или его реконструкции. Также внесение изменений возможно при изменении условий эксплуатации ОПО, последовавших в результате установленных отступлений. Данные об изменениях, внесенных в обоснование безопасности необходимо предоставить не позднее 10 дней с момента получения предприятием положительного заключения экспертизы.

Не допускается разработка для одного объекта нескольких обоснований промбезопасности. Каждое новое отступление от установленного законодательства необходимо вносить в единое обоснование в виде изменений.

Кто может разрабатывать обоснование безопасности?

Разработка обоснования безопасности опасного производственного объекта требует:

  • глубокого анализа нормативной базы,
  • ее сопоставления с деятельностью конкретного ОПО,
  • а также разработки технических решений для объекта в целом или его отдельным частям, техническим устройствам, площадкам, зданиям.

Проведенный анализ ложится в основу разработки необходимых отступлений от нормативных требований промышленной безопасности либо  в разработку требуемых документации предприятия дополнений.

Соответственно, предпочтительнее поручить разработку рассматриваемого документа специалистам в лице специализированной коммерческой организации. Сроки разработки обоснования при этом составляют от 7 дней.

Возможна ли разработка обоснования безопасности для эксплуатируемого ОПО?

Стоит отметить, что эксплуатировать действующий ОПО с отступлениями от правил промбезопасности запрещено. Также для данной ситуации законодательно не установлена возможность разработки документа по обоснованию промышленной безопасности. Она может последовать только при запланированной реконструкции или ремонта действующего объекта.

Ответственность за нарушение требований промышленной безопасности.

Отсутствие документа по обоснованию безопасности ОПО при эксплуатации объекта с отступлениями от нормативной базы может караться согласно 9 главы «Кодекса об административных правонарушениях» и обойтись предприятию значительным штрафом.

Обоснование безопасности опасного производственного объекта | экспертиза, разработка, образец 2018

Обоснование безопасности опасного производственного объекта (ОБОПО) – локальный документ, ставший актуальным после введения в действие в 2013 году редакции Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ. О сути ОБОПО и принципах разработки мы расскажем в этой статье.

В каких случаях разрабатывается обоснование безопасности опасного производственного объекта

Отступление от действующих федеральных требований и правил промбезопасности в настоящее время не редкость на предприятиях. Часто такое отклонение происходит не из-за того, что работодатель халатно относится к вопросам безопасности и не желает минимизировать риски. Причина – современные технологии, которые еще не успели найти отражение в нормативах.

Что делать, если базовые требования неполны или попросту еще не установлены для данной отрасли? Нужда в индивидуальном подходе, а не строгом следовании одним и тем же регламентам вызвана взрывным ростом технологий. Законодательная база «не успевает» соответствовать новейшим технологиям, станкам, их программному обеспечению, методам и приемам работ. Именно поэтому в России был внедрен уникальный метод – ОБОПО, позволяющий легализовать несоответствие объектов правилам промышленной безопасности.

Итак, обоснование безопасности введено для возможности предписывать отдельные, индивидуальные требования к безопасной эксплуатации, капремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта.

Если же у предприятия уже имеется ОБОПО, но планируется модернизация производства или переоснащение материальной базы, можно внести изменения в этот документ – процедура разработки и утверждения почти не изменится.

ОБОПО может быть создано на стадии проектирования объекта либо планирования его реконструкции, ремонта.

Кто должен разрабатывать ОБОПО

Закон не дает четкого ответа, кто должен инициировать разработку ОБОПО в организации. Это могут быть проектировщик, техзаказчик или застройщик, если речь идет о еще не введенном в эксплуатацию ОПО. Для действующего производственного объекта инициаторами разработки ОБОПО могут быть собственник либо арендатор (юрлицо либо ИП). Ростехнадзор и иные надзорные органы настаивать на разработке ОБОПО не могут.

Обоснование составляется организацией-проектировщиком на основании техзадания заказчика. Понятно, что она должна иметь свидетельство о допуске к работам по проектированию ОПО. На практике нередко составление конкретного ОБОПО делегируется экспертам, специализирующимся по промышленной безопасности и имеющим необходимую квалификацию.

Что должно содержать обоснование

Приказ Ростехнадзора от 15.07.2013 № 306 ввел в действие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта». ОБОПО пишется по правилам, зафиксированным в этом документе.

Итак, в структуру обоснования включают:

1. Основные сведения об объекте. Помимо описания техпроцессов и решений, связанных с безопасностью, в этот раздел входят перечень отступлений от федеральных норм и правил и сопутствующий им список компенсирующих мероприятий.

2. Риски вероятной аварии на объекте. Здесь описывается методика анализа рисков, перечисляются факторы риска.

3. Необходимые условия безопасного функционирования и эксплуатации объекта в виде перечня технических решений, которые необходимо реализовать. Также тут содержится оценка значений выбранных показателей безопасности до и после отступления от требований ПБ.

4. Требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ОПО. Это перечень и обоснование достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от нормативов промышленной безопасности.

Разработка обоснования безопасности ОПО

При наличии на функционирующем опасном объекте отступлений от федеральных норм и правил собственник должен принять решение: закрывать предприятие вообще, либо приводить его в соответствие с существующими требованиями, либо реконструировать и разрабатывать ОБОПО.

В отношении действующего опасного объекта, эксплуатация которого осуществляется с нарушением существующих норм промбезопасности, возможность обойти их за счет разработки ОБОПО законом не предусмотрена.

Алгоритм подготовки документа

Для лучшего понимания логики разработки ОБОПО представим алгоритм:

1. На предприятии исследуются актуальные требования по промышленной безопасности.

2. Определяются отступления проекта от требований безопасности.

3. Оценивается опасность таких отступлений: тип опасности, условия, возникновения и сценарий перехода инцидента в аварию.

4. На основе этой базы и перечня компенсирующих мероприятий рассчитываются риски. Делается это путем сравнения с признаками приемлемого, стандартного уровня.

5. Далее, при снижении риска, анализируется остаточный риск, устанавливаются дополнительные меры и ограничения. После этого процедура 3 повторяется.

6. Если риск остается на одном и том же уровне, фиксируются полученные условия, необходимые для безопасной эксплуатации.

Техническое задание на ОБОПО

Обоснование безопасности создается проектировщиком только на основе технического задания. Его предоставляет инициатор разработки. Следовательно, ответственность за объективность ТЗ несет организация, эксплуатирующая ОПО. Если в ходе написания ОБОПО или последующего экспертного анализа будут найдены несоответствия или ошибки, документ не утвердят и вернут на доработку.

Составить ТЗ поручается подразделению промышленной безопасности на предприятии. Это ответственный серьезный и достаточно длительный процесс, включающий:

  • Оценку рисков.
  • Выявление и фиксирование в ТЗ всех без исключения отхождений от правил и норм промбезопасности. Если же этих требований в данной отрасли еще не существует на законодательном уровне, за основу берутся требования, изложенные в руководствах по безопасности Ростехнадзора или международных стандартах.
  • Обоснование каждого отхождения.
  • Перечень компенсирующих мероприятий.

Помимо вышеперечисленных пунктов, в ТЗ вносятся общие пункты об ОПО – его описание, условия строительства и эксплуатации, сведения о необходимости разработки ОБОПО, требования и структура будущего документа.

Обратите внимание на сроки: разработка обоснования займет минимум неделю, и столько же времени – последующая экспертиза.

Экспертиза обоснования безопасности опасного производственного объекта

Готовые ОБОПО в обязательном порядке высылаются на экспертизу в лицензированную организацию. Только получив положительное заключение от экспертов, эксплуатант может направить обоснование в Ростехнадзор. Та же процедура действительна и при процедуре внесения изменений в ОБОПО.

После экспертной проверки требования обоснования становятся обязательными для предприятия и приобретают статус локального нормативного акта. Следовательно, исполнение ОБОПО строго контролируется, а нарушения наказываются.

Разработка и утверждение ОБОПО – процесс, в котором участвуют три стороны, и у каждой из них свои функции и зона ответственности. Проектировщик создает (или дорабатывает) всю необходимую документацию на строительство либо ремонт, разрабатывает ОБОПО. Эксперты осуществляют экспертизу ОБОПО. Предприятие-эксплуатант создает техническое задание, направляет итоговые документ в надзорные органы, соблюдает все требования промбезопасности и использует расчеты риска для эффективного управления производством.

Если же, несмотря на принятые компенсирующие меры, на предприятии произошла авария, ответственность будет лежать именно на эксперте, давшем заключение по ОБОПО. А если нарушения допущены самим предприятием – справедливо накажут именно его.


Смотрите также