Определение объекта обороны и безопасности


Закрепленние понятия «объекты гражданского назначения», "объекты обороны и безопасности"

На сайтеhttp://regulation.gov.ru размещен текст проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Градостроительный кодекс Российской Федерации содержит разночтения с подзаконными актами Российской Федерации в части круга объектов, в отношении которых Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность издания указов Президента Российской Федерации о передаче иным федеральным органам исполнительной власти полномочий по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой документации.

Предлагаемые постановлением Правительства Российской Федерации изменения посредством указания на установление указанными органами в соответствии с действующим законодательством дополнительных требований к объектам обороны и безопасности, а также связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), обусловленных военным и (или) иным специальным назначением данных объектов, позволяет наиболее корректно провести разграничение между такими объектами и объектами гражданского назначения.

http://regulation.gov.ru/projects#npa=47138 

На сайтеhttp://regulation.gov.ru размещен текст проекта Указа Президента Российской Федерации ‎«О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

Проект Указа Президента Российской Федерации «О внесении изменений ‎в некоторые акты Президента Российской Федерации» (далее – проект Указа) разработан во исполнение пункта 3 раздела II протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака ‎от 3 февраля 2016 г. № ДК-П9-17пр.

Принимая во внимание отсутствие нормативно закрепленного понятия «объекты гражданского назначения», полагается целесообразным определение компетенции Минобороны России, ФСБ России и МВД России путем уточнения круга объектов обороны и безопасности, в отношении которых указанные органы уполномочены на проведение государственной экспертизы проектной документации (инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой документации) и проверки достоверности определения сметной стоимости, ‎с учетом положений пунктов 1, 2 статьи 5 Федерального закона ‎пунктов 4, 5 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Кроме того, внесение изменений в соответствующие положения о ФСБ России и МВД России, позволит устранить правовую неопределенность в части полномочий указанных органов в отношении проведения проверки достоверности определения сметной стоимости, отнесенных к их ведению объектов обороны ‎и безопасности, которые отсутствуют в действующей редакции положений, несмотря на их фактическое осуществление указанными органами в соответствии с Положением о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427.

http://regulation.gov.ru/projects#npa=47136 

На сайтеhttp://regulation.gov.ru размещено уведомление о начале разработки проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта 

пункт 3 раздела 2 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 3 февраля 2016 г. № ДК-П9-17пр

Краткое описание проблемы

Градостроительный кодекс Российской Федерации содержит разночтения с подзаконными актами Российской Федерации в части круга объектов, в отношении которых Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность издания указов Президента Российской Федерации о передаче иным федеральным органам исполнительной власти полномочий по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой документации

Круг лиц

лица, участвующие в строительстве

Краткое изложение целей регулирования

предлагаемые постановлением Правительства Российской Федерации изменения посредством указания на установление указанными органами в соответствии с действующим законодательством дополнительных требований к объектам обороны и безопасности, а также связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), обусловленных военным и (или) иным специальным назначением данных объектов, позволяет наиболее корректно провести разграничение между такими объектами и объектами гражданского назначения

Планируемый срок вступления в силу

Август 2016

http://regulation.gov.ru/projects#npa=47138

Лекция 3. Средства системы защиты объектов

1. Структура комплексной защиты объектов.

2. Системы и средства охранно-пожарной сигнализации.

3. Системы и средства защиты объектов уголовно-исполнительной системы.

1. Структура комплексной защиты объектов

Система комплексной защиты объектов – это совокупность технических и инженерных средств, а также соответствующих тактических приемов и методов их применения, направленных на обеспечение установленного порядка на обслуживаемой территории. Эти системы можно условно разделить на две группы: 1) системы и средства контроля и управления доступом, 2) системы и средства противопожарной защиты объектов, к которым относятся:

- система управления и контроля доступа;

- система охранной сигнализации;

- система пожарной сигнализации;

- система видеонаблюдения;

- система защиты информации;

- система жизнеобеспечения;

- персонал службы безопасности;

- спецсредства досмотра, отражения и ликвидации угроз;

- процедурные средства;

- система оперативной и громкоговорящей связи;

- элементы строительных конструкций;

- инженерные средства защиты.

Система управления и контроля доступа (СКУД) на объекте предназначена для исключения несанкционированного доступа персонала и посетителей на территорию, локальные охраняемые участки, в его режимные категорированные помещения, а также для предупреждения злоумышленных нарушений персоналом установленного порядка работы в особо важных зонах и предотвращения хищений товарно-материальных ценностей посетителями в рабочее время.

В центральном управляющем компьютере (сервере) системы архивируется вся информация не только о перемещениях персонала через границы охраняемых зон, но и о состоянии других систем защиты объекта, что позволяет дежурному оператору сервера оценивать оперативную обстановку, выявлять угрозы и управлять системой комплексной защиты объекта.

Система охранной сигнализации предназначена для обнаружения в период охраны попыток проникновения или совершения краж материальных ценностей, сбора, обработки, передачи и представления информации с системы управления и контроля доступа. В состав системы входят охранные извещатели, которые размещаются вдоль периметра участков местности, зданий и сооружений, в категорированных помещениях. При обнаружении нарушителя система формирует сигнал тревоги, фиксирующий место и время нарушения. Вся информация о сигналах тревоги и состоянии элементов системы архивируется на сервере системы контроля и управления доступа и может быть использована для анализа и прогнозирования складывающейся ситуации.

Система пожарной сигнализации предназначена для обнаружения возгорания, сопровождающегося повышенной температурой или выделением дыма, сбора, обработки, передачи и представления информации в систему управления и контроля доступа. В состав системы входят пожарные извещатели, которые размещаются в помещениях и функционируют круглосуточно.

Система видеонаблюдения предназначена для ведения дистанционного визуального контроля за ситуацией на участках охраняемой территории или в его режимных помещениях и для архивации видеоинформации в конкретные промежутки времени.

Система защиты информации представляет собой комплекс специальных средств и правил, обеспечивающих противодействие несанкционированному получению, искажению или уничтожению злоумышленниками конфиденциальной информации, хранимой на бумажных, магнитных носителях и в ПК, а также информации с закрытых совещаний и информации, передаваемой по различным каналам связи.

Система жизнеобеспечения объекта предназначена для контроля и поддержания нормального режима снабжения объекта электроэнергией, освещением, чистым воздухом, а также контроля теплоснабжения, водоснабжения, радиационной обстановки и т. д. В помещениях объекта в необходимых случаях устанавливаются датчики ядовитых газов, температуры и уровня воды, дозиметры и терморегуляторы.

Персонал службы безопасности (руководитель службы, дежурный администратор базы данных, оператор сервера системы управления и контроля доступа, дежурные охранники, тревожная группа) защищает объект от внешних и внутренних злоумышленников, анализирует складывающуюся ситуацию, разрабатывает и реализует меры по снижению вероятности совершения злоумышленниками действий, ведущих к аварийным и чрезвычайным ситуациям или к значительному материальному ущербу.

Спецсредства досмотра, отражения и ликвидации угроз включают в себя: средства индивидуальной защиты персонала (бронежилеты, каски) и активной обороны (дубинки, газовое и огнестрельное оружие и т. д.), средства досмотра посетителей и транспорта, химические ловушки, автотранспорт и средства пожаротушения.

Процедурные средства представляют собой комплект организационно-распорядительной документации, который регламентирует деятельность персонала службы безопасности в процессе несения службы, при организации противодействия внешним и внутренним нарушителям, проведении аналитической работы по выявлению и предотвращению угроз объекту, взаимодействии с внешними организациями и службами. Этот комплект документов включает в себя: требования к персоналу, методику его тестирования и тренировки, тактические планы, оперативные процедуры, инструкции по управлению в кризисных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при нарушениях общественного порядка. Эффективность деятельности персонала зависит от качества системы связи и используемых специальных и технических средств.

Система оперативной и громкоговорящей связи предоставляет возможности для централизованного управления сотрудниками, находящимися на различных участках объекта, обеспечивая службе безопасности необходимые мобильность и маневренность, а также служит для оповещения на объекте об аварийных и чрезвычайных ситуациях и управления действиями персонала в этих условиях.

Элементы строительных конструкций включают в себя: основное, вспомогательное и дополнительное ограждения, ворота и калитки периметра объекта, стены и перекрытия зданий.

Инженерные средства защиты объекта содержат: решетки оконных проемов, водозаборных и вентиляционных сооружений, подземных и наземных коммуникаций; металлические двери, ставни, замки и сейфы в помещениях; контрольно-пропускные пункты для прохода людей, автомобильного и железнодорожного транспорта.

В связи с широким использованием современных электронных компонентов и цифровых методов обработки информации в настоящее время происходит существенная «интеллектуализация» системы защиты объектов. Техническая система защиты объекта в общем случае состоит из следующих компонентов:

- сеть информационных датчиков-извещателей для получения полной информации о состоянии оперативной обстановки на объекте;

- исполнительные устройства, которые включаются автоматически или по команде оператора;

- пункты контроля и управления системой отображения информации, поступающей от сети датчиков, которые позволяют операторам управлять исполнительными устройствами и персоналом службы безопасности;

- центральный процессор (сервер) для накопления информации по всем вопросам безопасности и обеспечения заданных режимов работы элементов всей системы;

- коммуникации, обеспечивающие обмен информацией между всеми элементами системы и должностными лицами, участвующими в защите объекта.

2. Системы и средства охранно-пожарной сигнализации

В основе системы охраны объектов лежит принцип создания последовательных рубежей защиты, в которых угрозы должны быть своевременно обнаружены, а их распространению будут препятствовать надежные преграды. Такие рубежи защиты (зоны безопасности) должны располагаться последовательно – сначала основное ограждение территории объекта, затем территория объекта, отдельные здания объекта, коридоры и смежные помещения внутри зданий и, наконец, главное, особо важное помещение – хранилище материальных ценностей и информации.

Чем сложнее и надежнее защита каждой зоны безопасности, тем больше времени требуется на ее преодоление и тем вероятнее, что расположенные в зонах средства обнаружения угроз подадут сигнал тревоги, следовательно, у сотрудников охраны останется больше времени для определения причин тревоги и организации эффективного отражения и ликвидации угрозы.

Для обеспечения требуемой надежности обнаружения проникновения нарушителя на объект при разработке схемы охраны объекта используется концепция многорубежной сигнализации. Использование принципа многорубежной охраны позволяет практически исключить возможность обхода нарушителем одновременно всех рубежей сигнализации.

Важной составляющей частью системы охраны объекта являются технические средства охраны, которые образуют систему охранной сигнализации.

Охранная сигнализация – совокупность совместно действующих технических средств для обнаружения проникновения или попытки проникновения на охраняемые объекты и (или) пожара на них; для сбора, обработки, передачи и представления в заданном виде потребителям информации о проникновении, неисправности или другой служебной информации.

В состав системы входят комплекс охранной сигнализации, устанавливаемый на охраняемом объекте, и система передачи извещений, приемная часть которой размещается в пункте охраны.

По принципу построения и виду охраняемого объекта охранная система может быть автономной или централизованного наблюдения. При использовании автономной сигнализации извещения с выхода одного объектового комплекса выдаются охранной системой на этом же охраняемом объекте в виде звуковых или световых сигналов тревоги. Субъектом автономной охраны является объектовое подразделение охраны (сторож, пост милиции, частная охранная фирма, пожарное подразделение предприятия) или дежурная часть, например, органа внутренних дел, куда передается тревожное извещение.

Охранная система централизованного наблюдения применяется для контроля большого количества объектов, расположенных на расстоянии нескольких километров в пределах одного населенного пункта. Субъектом такой охранной системы являются подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел.

Технические средства и системы контроля и управления доступом предназначены для контроля и санкционирования доступа людей, транспорта и других объектов в (из) помещения, здания, на территории. Такие современные системы с компьютерным управлением в соответствии с ГОСТом Р должны обеспечивать следующие функции:

- регистрацию и протоколирование тревожных и текущих сообщений;

- приоритетное отображение тревожных событий;

- управление работой преграждающих устройств в точках доступа по командам оператора;

- возможность задания временных режимов идентификаторов пользователей в точках доступа и уровней доступа;

- защиту от несанкционированного доступа к элементам управления, установки режимов и к информации;

- автоматический контроль исправности средств, входящих в систему, и линий передачи информации;

- возможность автономной работы контроллеров системы с сохранением ими основных функций при отказе связи с пунктом централизованного управления;

- установку с пункта управления режима свободного доступа при аварийных ситуациях и чрезвычайных происшествиях (пожар, землетрясение, взрыв и т. д.);

- осуществление в случае нападения блокировки прохода по команде с пункта управления;

- возможность подключения дополнительных средств специального контроля и досмотра.

Средства охранно-пожарной сигнализации классифицируются по двум признакам: области применения и функциональному назначению.

По области применения технические средства охранно-пожарной сигнализации делятся на три группы: 1) охранные; 2) охранно-пожарные; 3) пожарные.

По функциональному назначению они также подразделяются на три группы, включающие в себя средства:

1) обнаружения (извещатели), предназначенные для получения информации о состоянии контролируемых параметров (световой луч, СВЧ-поле, инфракрасное излучение и т. д.);

2) оповещения (приемно-контрольные приборы, оповещатели), предназначенные для приема и преобразования служебной и тревожной информации и выдачи оповещения;

3) передачи информации (системы передачи извещений в составе – оконечные устройства, ретрансляторы и пульты централизованного наблюдения), предназначенной для передачи по каналам связи, обработки и хранения информации (извещений о проникновении, служебных и контрольно-диагностических извещений, а также для передачи и приема команд телеуправления).

Извещатели охранные различают по виду контролируемой зоны (точечные, линейные, поверхностные и объемные) и принципу действия (магнитно-контактные, ударно-контактные, электроконтактные, звуковые, вибрационные, ультразвуковые, радиоволновые, комбинированные и т. д.).

В соответствии с нормативными требованиями, а также сложившейся практикой автоматические пожарные извещатели классифицируются по следующим основным признакам: вид контролируемого признака пожара, способ питания, принцип действия, вид зоны обнаружения.

Срабатывание автоматических извещателей происходит при достижении контролируемого параметра окружающей среды установленного порогового значения. В качестве контролируемых признаков пожара могут выступать: повышенная температура воздуха, выделение продуктов горения, турбулентные потоки горячих газов, электромагнитное излучение и др.

Основными характеристиками датчиков охранно-пожарной сигнализации (извещателей) являются чувствительность, инерционность, форма и размеры зоны обслуживания, помехозащищенность. Кроме того, немаловажны такие характеристики, как надежность, конструктивное исполнение для работы в установленных условиях окружающей среды, параметры электропитания, массогабаритные показатели и др.

3. Системы и средства защиты

объектов уголовно-исполнительной системы

Основываясь на Законе Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, Наставлении по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы и Руководстве по технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора, применяемых для оборудования объектов уголовно-исполнительной системы, инженерно-технические средства охраны и надзора (ИТСОН) должны обеспечивать:

- необходимые условия для выполнения задач охраны минимальной численностью караулов в любое время суток и года;

- повышение эффективности работы персонала по поддержанию установленного порядка отбывания наказания;

- управление составом караула, дежурной смены при несении ими службы и действиях при чрезвычайных обстоятельствах;

- обнаружение осужденного (нарушителя) при различных способах преодоления им линии охраны или при его несанкционированном выходе (входе) из специальных зданий, таких как КПП, ПКТ и ШИЗО, административных зданий и помещений хранения товарно-материальных ценностей, транспортных средств;

- оповещение караула, дежурной смены, администрации объекта о нарушении линии охраны, несанкционированном выходе (входе) из специальных зданий и транспортных средств или об угрожающих действиях осужденных по отношению к лицам, находящимся на объекте;

- задержание осужденного в пределах запретной зоны объекта на время, необходимое для действий караула, дежурной смены и администрации объекта по предотвращению или пресечению побега;

- регистрацию (документирование) сигналов, распоряжений, команд и переговоров должностных лиц;

- установленный режим пропуска людей, условий для досмотра транспорта на КПП, обнаружение запрещенных предметов при попытке их проноса (передачи) через пункты контроля и утаивания, воспрепятствование перебросу через запретную зону;

- дистанционное наблюдение за территорией объекта охраны и поведением осужденных;

- условия для применения служебных собак на объекте охраны;

- изоляцию друг от друга групп осужденных в соответствии с установленным режимом их содержания;

- маскировку объекта и предупреждение осужденных и посторонних лиц о границах запретной зоны;

- управление лицами суточного наряда;

- подачу команд и распоряжений осужденным.

Учитывая эти требования, рассматриваемые средства можно условно разделить на инженерно-технические средства охраны и надзора и специальные технические средства охраны и обеспечения установленного режима.

Инженерно-технические средства охраны и надзора, в свою очередь, подразделяются на инженерные и технические средства.

Инженерно-техническими средствами оборудуются:

- объекты учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственные изоляторы;

- транспорт для перевозки осужденных;

- специальные (военные) склады и базы.

Комплексное использование ИТСОН позволяет создать непреодолимый барьер для нарушителей. При этом технические средства гарантируют обнаружение нарушителя, а инженерные – максимально замедляют скорость его передвижения.

Категории и классы защиты охраняемых объектов

В соответствии с ГОСТ Р 78.36.032-2013 «Инженерно-техническая укрепленность и оснащение техническими средствами охраны объектов, квартир и МХИГ, принимаемых под централизованную охрану подразделениями вневедомственной охраны» охраняемые объекты делятся на следующие категории:

— Объекты категорий A1, А2 и АЗ (А1 категория — наивысшая) — это объекты Государственной Власти, критически важные объекты, особо важные объекты, потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения, государственные, а также коммерческие объекты, преступные посягательства на которые могут привести к особо крупному экономическому ущербу государству или собственнику имущества и иметь широкий международный и общественный резонанс.

— Объекты категорий Б1 и Б2 — это объекты организаций различных форм собственности, преступные посягательства на которые могут привести к крупному и значительному материальному ущербу предприятию или собственнику.

Объекты, не вошедшие в перечни, классифицируются по ближайшему аналогу с учетом возможного риска и ущерба вследствие преступного посягательства на них.

Объекты категории А1 (наивысшая):

Специальные помещения, расположенные на территории (в зданиях, сооружениях) объектов критически важных, особо важных и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации, объектов подлежащих обязательной охране полицией, определенных перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации:

— Хранилища и кладовые (сейфовые комнаты) денежных и валютных средств, ценных бумаг

— Хранилища (сейфовые комнаты), ювелирных изделий, драгоценных металлов и камней

— Помещения с оборотом сведений, составляющих государственную тайну

— Хранилища (склады) огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, сильнодействующих, ядовитых, бактериологических, токсичных веществ

— Хранилища наркотических и психотропных веществ и препаратов

— Хранилища федеральных государственных музеев, государственных архивов и федеральных библиотек

Объекты категории А2:

Государственные и коммерческие объекты с оборотом денежных средств, драгметаллов, драгоценных камней, ювелирных изделий и иных материальных и культурных ценностей, преступные посягательства на которые могут привести к особо крупному экономическому ущербу государству или собственнику имущества (не вошедшие в категорию А1):

— Обособленные помещения (здания) критически важных объектов, особо важных и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации, объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации

— Объекты кредитно-финансовой системы (банки, операционные кассы, дополнительные офисы, кассы самообслуживания, банкоматы)

— Помещения для хранения наличных денежных средств (хранилища, кассы) коммерческих банков, предприятий, организаций и учреждений

— Объекты (комнаты) хранения оружия и боеприпасов, наркотических, сильнодействующих и психотропных веществ и препаратов, драгоценных металлов, камней и изделий из них

— Ювелирные магазины, базы, склады, и другие объекты, использующие в своей деятельности ювелирные изделия, драгоценные металлы и камни

— Объекты (помещения) с обработкой сведений, составляющих персональные данные граждан

— Объекты с хранением и экспонированием предметов старины, искусства и культуры

— Помещения с хранением документов строгой отчетности или спецпродукции

— Объекты отправления религиозного культа, представляющие историческую ценность

Объекты категории А3:

Критически важные и потенциально опасные объекты, объекты, подлежащие обязательной охране полицией, в соответствии с соответствующими перечнями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, особо важные объекты, объекты жизнеобеспечения, а также объекты с массовым пребыванием граждан, на которых охрана общественного порядка и материальных ценностей обеспечивается постами физической охраны и выводом тревожной сигнализации на ПЦО подразделений вневедомственной охраны:

— Контрольно-пропускные пункты охраны (службы безопасности) объекта

— Служебные помещения и посты охраны (службы безопасности) объекта

— Иные служебные помещения внутри объекта

— Объекты образования, здравоохранения, культуры и спорта

Объекты категории Б1:

Объекты организаций различных форм собственности с сосредоточением материальных ценностей, преступные посягательства на которые могут привести к крупному или значительному ущербу собственнику имущества:

— Объекты с хранением, размещением и реализацией товаров, предметов повседневного спроса, продуктов питания, табачной и алкогольной продукции

— Объекты организаций различных форм собственности (в том числе расположенные в жилых домах и в квартирах, выведенных из жилого фонда)

— Объекты мелкооптовой и розничной торговли

— Иные объекты потребительского рынка

— Объекты ЖКХ (ТСЖ, управляющие компании)

Объекты категории Б2:

Государственные или коммерческие объекты, собственниками которых принято решение об установке системы тревожной сигнализации:

— Служебные помещения охраны ГСК, автостоянок, помещения консьержей в подъездах жилых домов

— Объекты капитального строительства (строительные площадки)

— Объекты, подходящие по своему функциональному назначению и наличию материальных ценностей под категории Б1, администрация которых направила заявку на оборудование объекта только системой тревожной сигнализации

Инженерно-техническая укрепленность: классы защиты

Строительные конструкции 1 класса защиты (минимально необходимая степень защиты объекта от проникновения):

— Гипсолитовые, гипсобетонные толщиной не менее 75 мм;

— Щитовые деревянные конструкции толщиной не менее 75 мм;

— Конструкции из бревен или бруса толщиной 100 мм;

— Каркасные перегородки толщиной не менее 20 мм с обшивкой металлическими, в том числе профилированными листами толщиной не менее 0,55 мм;

— Кирпичные перегородки толщиной 138 мм;

— Перегородки из легких теплоизоляционных бетонов толщиной не менее 300 мм;

— Внутренние стеновые панели толщиной 100 мм;

— Пустотные железобетонные конструкции толщиной 160 мм;

— Перегородки из стеклопрофилита и стеклоблоков.

Строительные конструкции 2 класса защиты (средняя степень защиты от проникновения):

— Конструкции из бревен или бруса толщиной не менее 200 мм;

— Кирпичные стены толщиной 250 мм;

— Пустотные железобетонные плиты толщиной 220 мм, 260 мм, 300 мм из легких бетонов и толщиной 160 мм из тяжелых бетонов;

— Сплошные железобетонные перекрытия толщиной 120 мм и 160 мм из легких бетонов;

— Стеновые наружные панели по ГОСТ 11024-84, внутренние панели, блоки стеновые из легких бетонов толщиной от 100 до 300 мм;

— Стены из монолитного железобетона, изготовленные из тяжелых бетонов, толщиной до 100 мм;

— Строительные конструкции 1 класса защиты, усиленные стальной сеткой с толщиной прута 8 мм и с ячейкой не более 100100 мм;

Строительные конструкции 3 класса защиты (высокая степень защиты объекта от проникновения):

— Кирпичные стены толщиной более 380 мм;

— Пустотные железобетонные плиты толщиной 220 мм, 260 мм, 300 мм из тяжелых бетонов;

— Сплошные железобетонные перекрытия толщиной 120 мм и 160 мм из тяжелых бетонов;

— Стеновые наружные панели, внутренние панели, блоки стеновые из легких бетонов толщиной более 300 мм;

— Стеновые панели наружные, панели внутренние, блоки стеновые и стены из монолитного железобетона из тяжелых бетонов толщиной от 100 до 300 мм;

— Строительные конструкции 1 класса защиты, усиленные стальной сваренной в соединениях решеткой из прута диаметром не менее 10 мм с ячейкой не более 150×150 мм;

— Строительные конструкции 2 класса защиты, усиленные стальной сеткой с диаметром прута 8 мм и ячейкой не более 100×100 мм.

Строительные конструкции 4 класса защиты (специальная степень защиты объектов от проникновения):

— Конструкции, соответствующие 5-му и выше классу устойчивости к взлому по ГОСТ Р 50862—05.

Понятие и основания классификации охраняемых объектов.

Одним из направлений осуществления государственной охраны является защита охраняемых объектов, под которой понимается совокупность мероприятий по охране и обороне охраняемого объекта, осуществляемых органами государственной охраны самостоятельно или с привлечением сил и средств других государственных органов обеспечения безопасности.

Понятие охраняемых объектов закреплено в ст. 1 ФЗ «О государственной охране». К ним относятся:

1) здания, строения, сооружения, прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны;

2) здания, строения, сооружения, находящиеся в оперативном управлении органов государственной охраны;

3) здания, строения, сооружения, земельные участки и водные объекты, предоставленные в пользование органам государственной охраны.

Классификация охраняемых объектов позволяет установить взаимосвязь между охраняемым объектом, с одной стороны, организацией его защиты, пропускным режимом и его технической оснащенностью, с другой стороны.

Охраняемые объекты могут быть классифицированы по следующим четырем основаниям:

а) по взаимосвязи с объектами государственной охраны;

б) по назначению охраняемого объекта;

в) по субъекту имущественных прав на охраняемый объект;

г) по уязвимости охраняемого объекта.

По взаимосвязи с объектами государственной охраны охраняемые объекты делятся на две группы:

1) объекты, защищаемые с целью обеспечения безопасности объекта государственной охраны. К таким объектам относятся объекты, на которых постоянного или временно пребывают охраняемые лица, например, официальные и загородные резиденции Президента РФ, Приемная Президента РФ, официальная резиденция Правительства РФ. Организация защиты подобных объектов, как правило, устанавливается приказом ФСО России.

2) Объекты на которых не пребывают охраняемые лица. Указанные объекты, как правило, принадлежащие на праве оперативного управления органам государственной охраны. Например, комплекс зданий академии ФСО России, здания центров специальной связи и информации ФСО России и т.д. Организация защиты подобных зданий определяется приказом начальника органа государственной охраны.

В зависимости от назначения охраняемые объекты делятся:

на действующие – на них постоянно или временно находятся объекты государственной охраны;

резервные, предназначенные для размещения объектов государственной охраны в случаях военного положения или иных чрезвычайных случаях;

объекты обеспечения, предназначенные для размещения сотрудников органов государственной охраны или обсуживающего персонала, а также для выполнения вспомогательных функций.

Все охраняемые объекты, как правило, находятся в федеральной собственности. В зависимости от государственного органа реализующего право оперативного управления в отношении охраняемого объекта последние делятся на объекты, принадлежащие органам государственной охраны, или объекты, принадлежащие иным государственным органам (например, Управлению делами Президента РФ). Если имущественные права на охраняемый объект не принадлежат органу государственной охраны, то пропускной режим на это объект устанавливается совместным правовым актом органа государственной охраны и администрацией, владеющей охраняемым объектов.

По уязвимости все охраняемые объекты делятся на четыре группы. Отнесение охраняемого объекта к определенной степени защиты определяет техническую оснащенность охраняемого объекта. К объектам первой степени защиты относятся Московский Кремль, официальная резиденция Правительства РФ и ряд других объектов.

Наиболее уязвимые охраняемые объекты отнесены к четвертой степени защиты. К подобным объектам, например, относятся отдельные складские и хозяйственные помещения, принадлежащие органам государственной охраны.

Зависимость технической оснащенности охраняемого объекта от степени защиты регламентирована ведомственными нормативными правовыми актами.

2. Понятие, цели и задачи оперативно-розыскной деятельности оперативного подразделения органов государственной охраны.

Под ОРД понимается вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В органах государственной охраны оперативным подразделением является оперативное управление ФСО России, только оно уполномочено на проведение оперативно-розыскной деятельности.

Содержание ОРД составляют проводимые оперативно-розыскные мероприятия. ФЗ Об ОРД предусмотрен закрытий перечень, включающий в себя 14 оперативно-розыскных мероприятий.

Социальное назначение ОРД деятельности заключается в защите человека, общества и государства от преступных посягательств.

Цели ОРД указаны в ст. 1 ФЗ об ОРД и состоят в защите от преступных посягательств а) жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина; б) собственности; в) безопасности общества и государства.

Под задачами ОРД понимается способ достижения цели. Задачи оперативного управления ФСО России закреплены в положении о подразделении, утвержденном приказом ФСО России.

Основными задачами оперативного управления ФСО России являются:

предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;

предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах их проезда;

прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;

участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

участие в пределах своих полномочий в противодействии коррупции:

организация, координация и контроль мероприятий по защите государственной тайны в органах государственной охраны;

информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов государственной охраны в пределах своих полномочий;

обеспечение собственной безопасности органов государственной охраны.

По функциональной направленности задачи оперативного управления делятся на три группы:

- задачи превентивного значения. Задачи по предупреждению совершения преступлений и добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности объектов государственной охраны, охраняемых объектов или органов государственной охраны;

- задачи обнаружения. Задачи по выявлению правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах их проезда;

- задачи пресечения. Данную группу задач составляют меры указанные в ФЗ Об ОРД. К ним относится изъятие предметов, материалов и сообщений при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Билет 4(5,6).

1. Понятие и содержание принципов государственной охраны.

Принципы осуществления государственной охраны – это основополагающие идеи и правила, которыми руководствуются органы государственной охраны при решении поставленных перед ними задач. Закрепленные в ст. 3 Федерального закона «О государственной охране».

К таким принципам относятся: 1) законность; 2) уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; 3) централизованное руководство; 4) взаимодействие государственных органов обеспечения безопасности; 5) непрерывность, системность и комплексность применения правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер; 6) сочетание гласных и негласных методов деятельности; 7) подконтрольность и поднадзорность; 8) приоритет предупредительных мер.

Принципы осуществления государственной охраны можно классифицировать на две группы:

общие принципы – принципы, характерные для деятельности всех государственных органов;

специальные принципы – принципы, характерные только для деятельности органов государственной охраны.

К первой группе принципов относятся законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, подконтрольность и поднадзорность, а ко второй группе – централизованное руководство, взаимодействие государственных органов обеспечения безопасности, непрерывность, системность и комплексность применения правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер, сочетание гласных и негласных методов деятельности, приоритет предупредительных мер.

Под законностью следует понимать безусловное и точное соблюдение законов и иных актов всеми без исключения сотрудниками органов государственной охраны. Каждое действие и решение сотрудника должны основываться на законе. В тесной связи с законностью находится воинская дисциплина, под которой понимается строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, общевоинскими уставами и приказами командиров.

В ФЗ «О государственной охране» содержатся следующие положения, обеспечивающие соблюдение законности: четкое нормативное закрепление прав и обязанностей органов государственной охраны, ограничение круга должностных лиц, имеющих право вмешиваться в деятельность сотрудников, исчерпывающий перечень оснований применения сотрудниками оружия, специальных средств и физической силы.

Основными гарантиями реализации принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов государственной охраны являются:

право потерпевшего на обжалование неправомерных действий сотрудников их прямым начальникам, в суд или военную прокуратуру;

возложение на органы государственной охраны обязанности по возмещению материального ущерба причиненного их сотрудниками при выполнении служебных задач;

запрет на сообщение кому бы то ни было полученных в процессе деятельности сведений о частной жизни, привлечение к ответственности сотрудников, допустивших злоупотребление властью или превышение служебных полномочий.

Подконтрольность и поднадзорность. Государственный надзор в области государственной охраны осуществляют органы военной прокуратуры. При выявлении нарушений законодательства военные прокуроры вправе требовать отмены незаконных правовых актов должностных лиц, восстановления нарушенных прав и свобод граждан, и также принимать другие меры по привлечению к ответственности сотрудников.

Контроль над деятельностью органов государственной охраны осуществляют вышестоящие органы государственной охраны и Президент РФ, а в пределах полномочий, закрепленных в федеральных законах – Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы. Контролирующие органы в пределах своих полномочий вправе давать указания обязательные для исполнения.

При централизованном управлении различаются несколько форм подчинения: 1) прямое; 2) в оперативном отношении; 3) в специальном отношении.

Прямое подчинение означает подчинение во всех отношениях всем вышестоящим командирам (начальникам), начиная с непосредственного. Прямые начальники несут ответственность за все стороны деятельности подчиненных им подразделений.

Подчинение в оперативном отношении ест неполное и временное подчинение лицу, не являющемуся прямым начальником. Оперативный начальник имеет право ставить задачи подчиненному ему в этом отношении подразделению и несет ответственность за эту стороны деятельности. Так, например, при проведении охранных мероприятий в отношении Президента РФ все подразделения органов государственной охраны переходят в оперативное управление должностного лица СБП ФСО России, отвечающего за организацию охранного мероприятия. Подчинение в оперативном отношении реализуется и при создании сводных отрядов для обеспечения крупномасштабных охранных мероприятий.

Подчинение в специальном отношении предусматривает подчинение по какому-либо специальному кругу деятельности лицу, не являющемуся прямым начальником. Например, начальник отдела кадров службы ФСО России по вопроса кадровой работы подчинен начальнику УК ФСО России, не являющемуся для него прямым начальником.

Под взаимодействием следует понимать согласованное по задачам, целям, принципам, методам и средствам согласованное осуществление государственной охраны государственными органами обеспечения безопасности.

Наиболее часто органы государственной охраны взаимодействуют с органами внутренних дел, органами федеральной службы безопасности, подразделениями МЧС России, ВС РФ, внутренними войсками МВД России.

Непрерывность, системность и комплексность применения правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер.Данный принцип означает, что осуществление государственной охраны ведется независимо от времени года и суток. Кроме того, нахождение объекта государственной охраны в отпуске, освобождение его от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности не является основанием для прекращения мероприятий по охране данных лиц.

При осуществлении государственной охраны системно и комплексно используются правовые, организационные, охранные, режимные, оперативно-розыскные, технические, информационные и иные меры.

Сочетание гласных и негласных методов деятельности.Данный принципсостоит в использовании сотрудниками как открытых методов служебной деятельности, например, проверка документов, удостоверяющих личность, досмотр транспортных средств при их проезде на охраняемый объект, , так и скрытых методов – ведение негласного наблюдения сотрудником охраны, опрос и наведение справок оперативными сотрудниками.

Принцип приоритета предупредительных мер заключается в том, что органы государственной охраны должны уделять выявлению причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов, а также принимать меры к устранению (нейтрализации, ослаблению) этих причин и условий, недопущению реализации указанных угроз. Для решения данной задачи законодательство уполномочивает органы государственной охраны принимать меры административно-правового, оперативно-розыскного, охранного, режимного, оперативно-розыскного, технического и информационного характера.




Смотрите также