Педагогическое образование безопасность жизнедеятельности кем работать


Педагогическое образование. Безопасность жизнедеятельности, физическая культура

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает образование в сфере безопасности жизнедеятельности и физической культуры, социальную сферу, культуру.

Объекты профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются процессы обучения безопасности жизнедеятельности, физической культуре, развитие, просвещение, образовательные системы.

Вид(ы) профессиональной деятельности выпускников

Основным видом деятельности выпускников является педагогическая, проектная, научно-исследовательская и культурно-просветительская, в том числе организация обучения и воспитания в сфере общего, специального и дополнительного образования; организация безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении (взаимодействие с общественными, государственными (учреждения МЧС, МВД, ГИБДД, Министерства обороны) и образовательными организациями, родителями) для решения задач обеспечения безопасности обучающихся; осуществление физкультурно-оздоровительного, спортивно-туристического, военно-патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования.

Какие дисциплины изучаются?

В период обучения студенты изучают как базовые общие дисциплины (история, философия и др.), так и дисциплины профессионального блока, включая психолого-педагогические (психология, педагогика, теория обучения, теория и методика воспитания, социальная педагогика и другие), и профильные дисциплины. При обучении дисциплинам по профилю Безопасность жизнедеятельности» студентам предлагается изучить как теоретические основы, так и методику преподавания каждого учебного модуля в программе образовательных учреждений. Будущие бакалавры изучают: Теоретические основы и понятийный аппарат БЖ. Методика обучения; Теоретические основы национальной безопасности. Методика обучения; Теоретические основы опасных ситуаций природного характера и защита от них. Методика обучения; Теоретические основы опасных ситуаций техногенного характера и защита от них. Методика обучения; Теоретические основы опасных ситуаций социального характера и защита от них. Методика обучения; Теоретические основы организации и обеспечения пожарной безопасности. Методика обучения; Теоретические основы обеспечения безопасности образовательного учреждения. Методика обучения; Методика обучения оказанию медицинской помощи при неотложных состояниях; Содержание и методика обучения противодействию терроризму и другие.

При подготовке по профилю «Физическая культура» изучаются следующие дисциплины: Теория и методика физической культуры и спорта; Физиология; История физической культуры и спорта; Методика обучения физической культуре; Психология физического воспитания и спорта; Физиология физического воспитания и спорта; Базовые и новые физкультурно-спортивные виды: гимнастика, спортивные игры, легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, туризм; Гигиена физического воспитания и спорта; Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование; Внеклассная работа по физической культуре; Технические средства, тренажеры и тренировочные устройства в спорте и методика обучения; Спортивная работа в детском оздоровительном лагере; Физкультурно-спортивные сооружения; Физиология обмена веществ и энергии при мышечной деятельности; Гомеопатия. Лечебная физическая культура и массаж; Рефлекторно-сегментарный массаж; Физическая культура: гимнастика, баскетбол, ручной мяч, лыжный спорт, туризм, плавание, волейбол, подвижные игры, теннис, фитнес, футбол.

Продолжение обучения: Выпускник бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности. Физическая культура» может продолжить обучение в магистратуре по направлениям «Педагогическое образование», «Организация работы с молодежью», «Техносферная безопасность», «Физическая культура», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура» и др., а затем поступить в аспирантуру.

Где работать?

Выпускники бакалавриата по данному профилю могут работать учителями и преподавателями ОБЖ и физической культуры, педагогами-организаторами безопасности жизнедеятельности, педагогами дополнительного образования. Выпускники данного профиля востребованы на рынке труда, как нашего региона, так и за его пределами в связи с малочисленностью вузов, ведущих подготовку педагогов такой направленности.

Трудоустройство выпускников возможно на следующих предприятиях и в организациях:

  • государственных, частных и специализированных школах, гимназиях, лицеях, ССУЗах, ВУЗах;
  • организациях дополнительного образования: дворцах творчества, детско-юношеских центрах, социально-культурных центрах, военно-патриотических и поисковых клубах; клубах спортивно-туристического направления
  • учреждениях интернатного типа.
  • Фитнес-центрах,
  • Государственных учреждениях и органах местного, регионального управле-ния по физической культуре.

Квалификационная характеристика бакалавра педагогического образования, профиль безопасность жизнедеятельности

Сохрани ссылку в одной из сетей:

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

бакалавра педагогического образования,

профиль безопасность жизнедеятельности

На современном этапе научно-технического прогресса деятельность человека, направленная на повышение комфортности его существования, одновременно становится потенциальным источником формирования многочисленных вредных и опасных факторов новой антропогенной среды обитания, что обуславливает необходимость обеспечения личной и общественной безопасности каждого человека. В этой связи существенно возросла социальная потребность в педагогических кадрах высшей педагогической квалификации профиля безопасность жизнедеятельности, что открывает широкие перспективы трудоустройства и достойной заработной платы. В настоящее время институт физической культуры и спорта осуществляет набор по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профилю подготовки «Безопасность жизнедеятельности», квалификации «бакалавр педагогики (учитель безопасности жизнедеятельности)».

Стоящая перед социумом задача рационального и продуманного формирования техносферы, обеспечивающей приемлемые для человека и природных экосистем условия существования, исключительно сложна. Она предусматривает осуществление целого комплекса разноплановых и взаимосвязанных мероприятий: разумное ограничение потребностей человека; создание новых технических объектов и технологий, ориентированных на малоотходность и ресурсосбережение; минимизацию воздействия техники и технологий на человека и природную среду; создание комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере. Всему этому можно научиться в процессе освоения основной образовательной программы направления профессиональной подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Безопасность жизнедеятельности» с присвоением квалификации (степени) «бакалавр» педагогического образования.

Квалификация (степень) бакалавра с профилем безопасность жизнедеятельности характеризуется освоенностью, главным образом, интеллектуальных (система знаний в области обеспечения личной и общественной безопасности) и педагогических ценностей культуры безопасности (знаниями и умениями использовать средства, методы, принципы и формы организации) в формировании культуры безопасности личности.

Областью профессиональной деятельности выпускника являются образование, социальная сфера, культура, безопасность. Его профессиональная деятельность после окончания ВУЗа будет ориентирована на обеспечение личной и общественной безопасности, на сохранение и укрепление индивидуального здоровья средствами здоровьесберегающих технологий, на формирование мышления, основанного на глубоком осознании главного принципа — безусловности приоритетов безопасности при решении любых профессиональных и личностных задач, на сохранение окружающей природной среды и рациональное использование ее ресурсов, на формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям. В этой связи выпускник с квалификацией «бакалавр педагогики (учитель безопасности жизнедеятельности)» будет подготовлен:

- к педагогической деятельности во всех типах и видах образовательных учреждений, организациях различной формы собственности, что позволит:

  • формировать личность человека;

  • пропагандировать общечеловеческие ценности, здоровый образ жизни, толерантность, любовь к Родине;

  • владеть технологиями обучения различных категорий населения действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях, сохранению жизни и здоровья, различным видам (национальной, пожарной, информационной, экономической, продовольственной) обеспечения безопасности;

  • оценивать физическое и функциональное состояние человека;

  • определять цели и задачи учебного и воспитательного процессов;

  • подбирать адекватные поставленным целям и задачам средства и методы учебного занятия;

  • организовывать взаимодействие с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

  • осуществлять профессиональное самообразование и личностный рост, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

- к управленческой деятельности в сфере безопасности жизнедеятельности оптимизирующей развитие отрасли безопасности жизнедеятельности на региональном и местном уровнях на основе развития умений организации и проведения:

  • работ по оценке опасных и вредных факторов техносферы, окружающей природной среды;

  • физкультурно-массовых, патриотических и антитеррористических мероприятий;

  • мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

- к культурно-просветительской деятельности, что позволит:

  • изучать и формировать потребности детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

  • организовывать культурное пространство;

  • разрабатывать и реализовывать культурно-просветительских программ для различных социальных групп.

- к выполнению научно-исследовательской деятельности в области безопасности жизнедеятельности в отношении:

  • выделения и формулировки актуальных проблем в сфере безопасности жизнедеятельности;

  • логики и методологии научных исследований в сфере безопасности жизнедеятельности;

  • определения целей и задач научно-исследовательской деятельности с применением адекватных методов и методик исследования.

Полученная квалификация (степень) «бакалавр педагогики (учитель безопасности жизнедеятельности)» позволит выпускнику нашего института успешно работать:

– в системе дополнительного образования в качестве педагога дополнительного образования по профилю безопасности жизнедеятельности;

– в системе среднего (общего) и профессионального образования в качестве учителя-предметника, педагога – организатора, классного руководителя;

– на предприятиях различных отраслей, профиля и форм собственности как сотрудник отдела охраны труда, промышленной и экологической безопасности, гражданской обороны;

– в системе силовых структур и ведомств Российской Федерации (в Вооруженных сил РФ, МВД, МЧС, ФСБ и т.д.) как действующий сотрудник специализированных отделений.

Кроме того, освоение ООП бакалавра педагогического образования позволяет продолжить обучение в магистратуре и, по окончанию последней, поступать в аспирантуру для получения ученой степени кандидата педагогических наук.

Вступительные экзамены по очной и заочной формам обучения в текущем году указаны в Правилах приема в ОГПУ на нашем сайте

  1. Документ

    1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: область педагогической антропологии, где он является активным субъектом приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) всех нозологических форм,

  2. Документ

    Производство строительных материалов и конструкций, проектирование технологических линий по производству строительных материалов и конструк­ций, строительство, среднее профессиональное образование в области техноло­гии строительных

  3. Основная образовательная программа

    Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее – ООП) по направлению подготовки бакалавров 050100.62 Педагогическое образование

  4. Основная образовательная программа

    Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее – ООП) по направлению подготовки бакалавров 050100.62 Педагогическое образование

  5. Основная образовательная программа

    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая филиалом федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»

География и Безопасность жизнедеятельности

Направление подготовки – «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки). Профиль – «География и Безопасность жизнедеятельности». Форма обучения – очная. Срок обучения – 5 лет. Квалификация выпускника – бакалавр.

В программу подготовки бакалавров входят дисциплины общекультурной, языковой, психолого-педагогической и предметной подготовки, включающей в себя изучение геологии, общего землеведения, картографии, географии почв, физической географии материков, физической географии России, экономической географии России и зарубежных стран, болезней цивилизации, основ радиационной безопасности, опасностей социального характера, техногенных опасностей Омского Прииртышья и др. Полученные в ходе обучения знания закрепляются на полевых и педагогической практиках, на промышленных предприятиях, учреждениях по чрезвычайным ситуациям.

Обучение осуществляется с использованием современных информационных технологий. Студенты имеют доступ к большому количеству учебных материалов на образовательном портале ОмГПУ, получают онлайн-консультации у преподавателей по проблемным вопросам.

Преимущества выпускников

Выпускники получают профильное образование в области географии и безопасности жизнедеятельности,  которое можно применить не только в педагогической, но и в туристской деятельности, а также в сфере безопасности жизнедеятельности. Полученное образование может служить хорошей базой для дальнейшей специализации.

Перспективы трудоустройства

Выпускники могут работать в учебных организациях различного типа и уровня. Кроме того, выпускники получают возможность работать организаторами туристско-краеведческой работы в системе школьного образования, вести туристическую и экскурсионную работу в туристической фирме и других организациях, связанных с туристическим бизнесом.

Выпускники могут работать в органах власти и управления субъектов РФ, муниципальных образований (отделах, управлениях и организациях, занимающихся охраной жизнедеятельности, организациях защиты населения от чрезвычайных ситуаций).

050104 Безопасность жизнедеятельности. Государственный образовательный стандарт

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждаю

Заместитель Министра образования

Российской Федерации

______________

В.Д. Шадриков

14_____04______2000 г.

Номер государственной регистрации

379 пед/сп_

Государственный образовательный

стандарт

Высшего профессионального образования

Cпециальность 033300 Безопасность жизнедеятельности

Квалификация

учитель безопасности жизнедеятельности

Вводится в действие с момента утверждения

Москва 2000

1.

Общая характеристика специальности

033300

Безопасность жизнедеятельности

1.1.

Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 г.

1.2.

Квалификация выпускника - учитель безопасности жизнедеятельности

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя безопасности жизнедеятельности по специальности 033300 Безопасность жизнедеятельности при очной форме обучения – 5 лет.

1.3

Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник, получивший квалификацию учитель безопасности жизнедеятельности, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации “Об образовании”, Конвенцией о правах

ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими) выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Выпускник, получивший квалификацию учитель безопасности жизнедеятельности, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления Образования по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предмета и воспитательную работу; программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускник подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа. Видами профессиональной деятельности специалиста являются:

преподавательская,

научно-методическая,

социально-педагогическая,

воспитательная,

культурно-просветительская,

коррекционно-развивающая,

управленческая.

1.4.

Возможности продолжения образования выпускника - учителя безопасности жизнедеятельности, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 033300 Безопасность жизнедеятельности

Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

2.1.

Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.

2.2.

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3. Общие требования к основной образовательной программе

подготовки выпускника по специальности

033300 Безопасность жизнедеятельности

3.1.

Основная образовательная программа подготовки учителя безопасности жизнедеятельности разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2.

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя безопасности жизнедеятельности, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3.

Основная образовательная программа подготовки учителя безопасности жизнедеятельности состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4.

Основная образовательная программа подготовки учителя безопасности жизнедеятельности должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины;

цикл ДПП – дисциплины предметной подготовки;

ФТД – факультативы.

3.5.

Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки учителя безопасности жизнедеятельности должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

учителя безопасности жизнедеятельности

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 033300 Безопасность жизнедеятельности

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1500

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1050

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.

Понятие об основных способах словообразования.

Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

340

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.

Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

408

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Х

I - XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра

I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство.

Становление индустриального общества в России: общее и особенное.

Общественная мысль и особенности общественного движения в России

XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

 

ГСЭ.Ф.04

Культурология

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и “серединные” культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современной процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

 

ГСЭ.Ф.05

Политология

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические

школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления

гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.

Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса.

Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

 

ГСЭ.Ф.06

Правоведение

Государство и право. Их роль в жизни общества.

Норма права и нормативно-правовые акты.

Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права.

Закон и подзаконные акты.

Система российского права. Отрасли права.

Правонарушение и юридическая ответственность.

Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство.

Конституция Российской Федерации - основной закон государства.

Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности.

Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право.

Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.

Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

Административные правонарушения и административная ответственность.

Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.

Экологическое право.

Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

 

ГСЭ.Ф.08

Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

 

ГСЭ.Ф.09

Социология

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки

. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.

Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.

Социальные движения.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики,

социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального

прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.

ГСЭ.Ф.10

Философия

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

 

ГСЭ.Ф.11

Экономика

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

 

ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

225

ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

225

ЕН

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

1000

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент

850

ЕН.Ф.01

Математика

Аналитическая геометрия и линейная алгебра; дифференциальное и интегральное исчисления; дифференциальные уравнения; элементы теории вероятностей и статистики.

200

ЕН.Ф.02

Информатика

Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации; компьютерный практикум.

150

ЕН.Ф.03

Физика

Физические основы механики; колебания и волны; молекулярная физика и термодинамика; электричество и магнетизм; оптика; атомная и ядерная физика; физический практикум.

200

ЕН.Ф.04

Химия

Химические системы: растворы, дисперсные системы, электрохимические системы, катализаторы и каталитические системы, полимеры и олигомеры; химическая термодинамика и кинетика: энергетика химических процессов, химическое и фазовое равновесие, скорость реакции; реакционная способность веществ: химия и периодическая система элементов, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ, химическая связь, комплементарность; химическая идентификация: качественный и количественный анализ, аналитический сигнал, химический, физико-химический и физический анализ; химический практикум.

150

ЕН.Ф.05

Биология с основами экологии

Живые системы, физиология и экология человека, экология и охрана природы. Биолого-экологический практикум.

150

ЕН.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

150

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины

1600

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

1280

ОПД.Ф.01

Психология

Общая психология.

Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии.

Проблема человека в психологии. Человек – индивид – личность – индивидуальность – субъект. Психика человека как предмет системного исследования. Проблема и природа психического.

Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности. Жизненный путь личности. Основные психологические теории личности. Направленность и ее психологические проявления. Потребности. Мотивация.

Деятельность: структура, виды, характеристики. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Системогенез деятельности.

Общение: функции, средства, структура, психологические характеристики.

Познавательная сфера. Сенсорно-перцептивные процессы.

Виды, свойства, закономерности ощущений. Характеристика, свойства, особенности восприятия. Процессы, виды, типы, качества, закономерности памяти. Виды, процессы, формы, свойства мышления. Мышление и речь. Виды, функции, характеристики речи. Виды, функции, свойства, природа воображения. Сущность, виды, характеристики внимания.

Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Мотивация и характер.

Способности: определение, структура, виды, происхождение, характеристики, механизмы.

Экспериментальная психология.

Предмет экспериментальной психологии. Научное исследование: принципы, структура, виды, этапы, направления, типы. Валидность. Научная проблема. Гипотезы: виды, типы, содержание. Общенаучные исследовательские методы. Психологический эксперимент. Психологическое измерение. Психологическое тестирование. Тестовые нормы. Результаты исследования: интерпретация, представление. Этические принципы проведения исследования на человеке.

Возрастная психология.

Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Социально-историческая природа детства. Биогенетические и социогенетические концепции, теория конвергенции двух факторов. Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая теория развития личности. Генетическая эпистемология: учение об интеллектуальном развитии ребенка. Культурно-историческая концепция. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Кризисы в психическом развитии ребенка. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Кризис новорожденности. Младенчество. Комплекс оживления. Кризис одного года. Раннее детство. Развитие предметно-орудийной деятельности. Кризис трех лет. Игровая деятельность. Эгоцентризм детского мышления. Развитие мотивов поведения и формирование самосознания в дошкольном возрасте. Эмоциональная сфера дошкольника. Кризис семи лет. Психологическая готовность к школьному обучению. Младший школьный возраст. Учебная деятельность. Подростковый возраст. Чувство взрослости. Проблемы общения в подростковом возрасте. Самосознание подростков. Потребность в самоутверждении. Теоретическое мышление. Период юности. Ранняя юность. Формирование мировоззрения. Выбор профессии. Проблема юношеского самоопределения. Этап взрослости. Проблемы акмеологии. Кризисы на этапе взрослости. Возраст и проблемы смысла жизни. Пожилой возраст. Старость как социальная и психологическая проблема. Жизненный путь личности.

Социальная психология

. Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Общение и деятельность. Структура общения. Общение как обмен информацией. Речь как средство коммуникации. Невербальная коммуникация. Общение как взаимодействие. Общение как познание людьми друг друга. Социальная перцепция. Каузальная атрибуция. Межличностная аттракция.

Группа как социально-психологический феномен. Большие социальные группы. Стихийные группы и массовые движения. Малые группы. Феномен группового давления. Феномен конформизма. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Стиль лидерства. Принятие группового решения. Эффективность деятельности малой группы. Стадии и уровни развития группы. Феномен межгруппового взаимодействия. Этнопсихология.

Проблемы личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение.

Межличностный конфликт.

Педагогическая психология

. Педагогическая психология в системе психологической науки и человекознании. Предмет и задачи педагогической психологии.

Психологическая сущность и структура процесса учения. Проблема соотношения обучения и развития. Актуальные вопросы и трудности развивающего обучение. Общие и частные цели обучения. Уровни возможной обученности и их психологическая обусловленность.

Психологическая сущность программированного обучения. Психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебного процесса.

Психологическая сущность и организация проблемного обучения, этапы его протекания.

Поэтапное формирование умственных действий.

Проблема содержательного обобщения в обучении.

Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Мотивация учения.

Психологическая сущность воспитания, его критерии. Воспитание как путь к сознанию и смыслу.

Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности, ее компоненты, функции и формы. Понятие о стилях педагогической деятельности

.

Психология личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста.

370

ОПД.Ф.02

Педагогика

Введение в педагогическую деятельность.

Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.

Общие основы педагогики.

Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Понятие “методология педагогической науки”. Методологическая культура педагога. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Методы и логика педагогического исследования.

Теория обучения.

Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения.

Теория и методика воспитания.

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы воспитания: персонифицикация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. Национальное своеобразие воспитания. Система форм и методов воспитания. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

Педагогика межнационального общения.

Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости, толерантности.

История образования и педагогической мысли.

История образования и педагогической мысли как область научного знания. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в античном мире. Воспитание и образование в эпоху Средневековья. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII века). Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX веке (до 80-х годов). Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX века. Зарубежная педагогика и школа в конце XIX века. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале ХХ вв. (до 1917 г.). Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми войнами. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.). Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

Социальная педагогика.

Социальное воспитание и социализация личности Сущность, принципы, ценности, механизмы и факторы социального воспитания. Взаимодействие в социальном воспитании. Жизнедеятельность институтов социального воспитания. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Оказание индивидуальной помощи в различных институтах воспитания.

Коррекционная педагогика с основами специальной психологии.

Предмет, задачи, принципы, категории, основные научные теории коррекционной педагогики. Норма и отклонение в физическом, психологическом, интеллектуальном и моторном развитии человека. Первичный и вторичный дефект. Комбинированные нарушения, их причины. Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей. Девиантное поведение детей. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы.

Педагогические технологии.

Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные. Проектирование и процесс решения педагогических задач. Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические педагогические технологии. Технология педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса. Технология контроля образовательного процесса.

Управление образовательными системами.

Понятие управление и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль. Принципы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления. Управленческая культура руководителя. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Повышение квалификации и аттестация работников школы.

Психолого-педагогический практикум.

Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности, моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта. Развитие интеллектуально-творческого, диагностического, коммуникационного, мотивационно-профессионального потенциала личности педагога.

370

ОПД.Ф.03

Основы специальной педагогики и психологии

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их психического развития в процессе воспитания и образования.

Категории развития специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтогенеза). Параметры дизонтогенеза. Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоническое развитие. Понятие “Аномальный ребенок”. Особенности аномального развития. Отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП), психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития.

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Понятия коррекции и компенсация.

Социальная реабилитация и социальная адаптация.

Основные отрасли специальной педагогики: сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика.

72

ОПД.Ф.04

Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности

Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся безопасности жизнедеятельности. Структура школьного курса основ безопасности жизнедеятельности. Межпредметные связи. Учебно-материальная база кабинета по безопасности жизнедеятельности. Урок безопасности жизнедеятельности. Технические средства обучения. Методика планирования и проведения занятий по обеспечению безопасности и поведения учащихся в повседневной жизни, в школе, при проведении массовых мероприятий. Методика организации и проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера. Методика проведения занятий с учащимися по организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения. Методика проведения занятий по гражданской обороне. Передовой педагогический опыт. Работа с родителями по вопросам поведения детей в быту. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности. Методика организации проведения учебных сборов на базе воинских частей. Методика проведения “Дня защиты детей”.

324

ОПД.Ф.05

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Предмет и содержание курса. Общие закономерности роста и развития организма. Анатомия и физиология нервной системы. Высшая нервная деятельность. Нейрофизиологические основы поведения человека. Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем. Гигиена учено-воспитательного процесса в школе. Гигиенические основы режима дня учащихся. Анатомия и физиология желез внутренней секреции. Анатомия, физиология и гигиена опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к оборудованию школ. Гигиена внеклассной и внешкольной работы.

Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и пищеварения. Обмен веществ и энергии. Возрастные особенности крови. Гигиенические требования к воздушной среде учебных заведений. Анатомия, физиология и гигиена кожи ребенка. Гигиена одежды и обуви. Состояние здоровья детей и подростков. Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся. Гигиенические требования к планировке школьного здания, земельного участка.

72

ОПД.Ф.06

Технические и аудиовизуальные средства обучения

Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая), звукозапись (аналоговая и цифровая); телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства.

Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудио-, видео-, компьютерных материалов; дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий. Интерактивные технологии обучения.

72

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

160

ОПД.В

.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

160

ДПП

Дисциплины предметной подготовки

4334

ДПП.Ф.00

Федеральный компонент.

3934

ДПП.Ф.01

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

Понятие безопасности. Терминология. Безопасность в системе “Природа – Общество – Человек”. Диалектика взаимоотношений. Философский аспект безопасности. Объекты, субъекты, предмет, методы, теория, практика и системы безопасности.

Предмет национальной безопасности, безопасность страны, общества, государства, личности. Безопасность и теория риска. Вероятностная оценка события опасного типа. Дестабилизирующие факторы современности, причины их возникновения, характеристика, превентивные меры. Источники опасности, причины их возникновения, детерминизм опасностей. Функционирование органов системы безопасности, принципы их построения.

Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций.

72

ДПП.Ф.02

Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них

Опасные чрезвычайные ситуации в природе. Их классификация и характеристика, закономерности проявления. Объект, субъект, предмет, методы, теория и практика безопасности жизнедеятельности (природный аспект). Понятие опасной и чрезвычайной ситуации природного происхождения. Опасные природные явления: землетрясение, наводнение, ураган, лесной пожар, гроза, сильный ветер, лавина снежная (камнепад), оползни, несчастный случай на воде. Способы, средства и методы коллективной и индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций природного происхождения. Психологический аспект чрезвычайных ситуаций природного происхождения. Организация помощи и эвакуация населения.

Морские природные явления.

260

ДПП.Ф.03

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения, их характеристика, закономерности проявления. Понятие опасной и чрезвычайной ситуации техногенного происхождения. Объект, субъект, предмет, методы, теория и практика безопасности жизнедеятельности (техногенный аспект).

Чрезвычайные ситуации на системах жизнеобеспечения. Чрезвычайные ситуации, связанные с внезапным обрушением сооружений. Чрезвычайные ситуации на промышленных объектах, связанные с залповым выбросом экологически опасных веществ. Чрезвычайные ситуации на транспорте. Пожары и взрывы. Гидродинамические аварии. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ. Аварии с выбросом возбудителей инфекционных заболеваний.

Способы коллективной и индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения. Психологический аспект чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения. Организация эвакуации населения.

260

ДПП.Ф.04

Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них

Опасные и чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. Их классификация и характеристика, закономерности проявления. Понятие опасной и чрезвычайной ситуации социального происхождения. Объект, субъект, предмет, методы, теория и практика безопасности жизнедеятельности как научной дисциплины (социальный аспект). Способы коллективной и индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций социального происхождения. Психологический аспект чрезвычайных ситуаций социального характера. Мотив деятельности, самооценка результатов деятельности. Организация эвакуации населения. Личность безопасного типа. Социальная и психологическая характеристика личности безопасного типа. Характеристика среды обитания.

Общая криминогенная ситуация в городе, области. Безопасность в квартире и других закрытых помещениях. Зоны повышенной криминогенной опасности. Уголовные элементы. Самооборона и ее правовые основы. Оружие самообороны и порядок его применения.

Региональные конфликты, локальные вооруженные конфликты, терроризм, массовые беспорядки. Причины их возникновения и защита от них.

260

ДПП.Ф.05

Опасные ситуации в населенных пунктах: на улице, дома, в школе, на дороге, в транспорте

Безопасность на улицах и дорогах. Нападения на улице, опасность толпы, изнасилования, терроризм, кражи, взаимоотношение с милицией, конфликты в сфере услуг. Ваш дом. Безопасность в быту. Пожарная безопасность. Газ. Домашние животные. Криминальная безопасность. Наркомания. Безопасность в общественном транспорте. Ваш автомобиль.

138

ДПП.Ф.0

6

Способы автономного выживания человека в природе

Основы автономного существования в различных климато-географических условиях. Правила поведения при вынужденном автономном существовании. Проблемы вынужденного автономного существования. Организация, подготовка и проведение турпоходов. Методика подготовки учащихся по правилам поведения в туристическом походе в различных ситуациях.

174

ДПП.Ф.07

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях: структура, организация, цели, задачи, деятельность, ее формы.

92

ДПП.Ф.08

Правовые, нормативно-технические и организационные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Конституция Российской Федерации об основных правах, свободе и обязанности граждан. Законодательство Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Кодекс законов о труде. Основы военного законодательства. Законодательство в области защиты от ЧС и по гражданской обороне. Основы жилищного и брачно-семейного законодательства. Основы гражданского законодательства. Основы законодательства: административного, земельного и по охране природы. Производственная санитария. Организация охраны труда учащихся и персонала в учебном заведении.

130

ДПП.Ф.09

Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Организация подготовки населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Подготовка детей дошкольного возраста к защите от ЧС. Подготовка учащихся и студентов к защите от ЧС. Подготовка преподавателей-организаторов ОБЖ. Подготовка руководителей, специалистов, работников РСЧС и формирований сил РСЧС. Подготовка населения, занятого и незанятого в сферах производства и обслуживания. Региональная программа обеспечения безопасности жизнедеятельности.

72

ДПП.Ф.10

Гражданская оборона

Гражданская оборона, её структура и задачи. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Организация эвакомероприятий населения. Организация работы по гражданской обороне в учебном заведении. Пожарная безопасность. Локализация и тушение пожаров. Устойчивость функционирования промышленного и сельскохозяйственного объекта в чрезвычайной ситуации. Организация ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

400

ДПП.Ф.11

Экология

Экология. Структура, содержание, предмет и задачи экологии. Краткая история экологии. Методы экологических исследований. Экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Биологическая продуктивность. Понятие о популяции в экологии. Популяционные законы. Биосфера – глобальная экосистема. Геохимическая работа

живого вещества. Общие закономерности организации биосферы Земли. Антропогенное воздействие на природу. Экологические проблемы современности. Экологические проблемы и политика России. Экология человека. Экологическая напряженность и генофонд человека. Факторы экологического риска. Сохранение здоровья человека в условиях экологического кризиса. Законы социальной экологии. Экологические основы рационального природопользования. Концепция устойчивого развития. Экологизация промышленности и сельского хозяйства. Природоохранная деятельность. Экология культуры. Педагогическая экология.

Международное сотрудничество в области окружающей среды. Организация школьной и внешкольной работы в вопросах безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды.

420

ДПП.Ф.12

Основы медицинских знаний и профилактика болезней

Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы, их вызывающие. Организационные основы оказания первой медицинской помощи при возникновении массовых поражений. Оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Подростковая наркомания, токсикомания, алкоголизм. Физиологические пробы определения здоровья. Меры воздействия на кровообращение. Применение лекарственных средств. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики. Первая медицинская помощь при закрытых и открытых повреждениях, наружных и внутренних кровотечениях, при переломах и повреждениях позвоночника, головы, груди, живота, верхних и нижних конечностей. Терминальные состояния. Принципы и методы реанимации.

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Человек и окружающая среда. Система “природа – человек”. Здоровье и факторы, его определяющие. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни. Этапы формирования здоровья. Психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни. Мотивация и здоровье. Понятие о стрессе и дистрессе. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваний.

Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Характеристика соматических и инфекционных заболеваний. Факторы, их определяющие. Проблемы мониторинга здоровья. Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Профилактики соматических и инфекционных заболеваний.

Физическая культура и ее оздоровительное значение. Ведущие факторы, определяющие болезни современности: гиподинамия, нерациональное питание, вредные привычки. Проблемы репродуктивного здоровья.

420

ДПП.Ф.13

Основы военной службы

Вооруженные силы Российской Федерации. История создания вооруженных сил России. Организационная структура. Виды Вооруженных Сил. История их создания и предназначение. Функции и основные задачи. Их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Боевые традиции Вооруженных Сил. Символы воинской чести. Воинская обязанность. Военнослужащий – защитник своего Отечества. Правовые основы военной службы. Конституция РФ, федеральные законы “Об обороне”, “О статусе военнослужащих”, “О воинской обязанности и военной службе”. Международное гуманитарное право. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ. Военная присяга. Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Прохождение военной службы по контракту. Права и ответственность военнослужащих.

400

ДПП.Ф.14

Техника безопасности на производстве

Основы охраны труда. Основные понятия (термины) и определения. Вредные и опасные производства и факторы Производственная деятельность человека (в создании материальных и духовных ценностей). Особенности условий труда, травматизм и заболеваемость на особо опасных производствах. Трудовой коллектив. Антропометрические характеристики некоторых орудий труда.

СН и П для опасных производств. Вредные вещества на производстве.

Основные законодательные акты РФ по охране труда. Государственный, ведомственный и общественный надзор за охраной труда.

Производственная санитария, гигиена труда и личная гигиена.

Техника безопасности, ее задачи и значение. Методы и средства обеспечения труда учащихся в учебном процессе и на производстве.

Организация охраны труда учащихся и персонала в учебном процессе

100

ДПП.Ф.15

Информационные технологии в управлении средой обитания

Источники загрязнения среды обитания. Мониторинг среды обитания. Средства и методы управления. Базы данных (БД) общие, региональные, местные (локальные). Количественная характеристика состояния воздушной и водной среды, почвы. Разработка превентивных мер, управленческих решений. Принципы обратной связи.

236

ДПП.ДС

Дисциплины специализации

500

ДПП.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

200

ДПП.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

200

ФТД.00

Факультативы

450

ФТД.01

Военная подготовка

450

Итого 8884 ч.

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 033300 Безопасность жизнедеятельности

5.1

Срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя безопасности жизнедеятельности при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

теоретическое обучение, включая

научно-исследовательскую работу студентов,

практикумы, в том числе лабораторные 156 недель;

экзаменационные сессии 27 недель;

практики не менее 20 недель;

итоговая государственная аттестация,

включая подготовку и защиту выпускной

квалификационной (дипломной) работы не менее 8 недель;

каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска)

не менее 38 недель.

5.2.

Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки учителя безопасности жизнедеятельности по очно-заочной (вечерней) и заочной форме обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2. настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3.

Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4.

Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5.

При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6.

При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.7.

Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период.

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 033300 Безопасность жизнедеятельности

6.1.

Требования к разработке основной образовательной программы подготовки учителя безопасности жизнедеятельности

6.1.1.

Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки учителя безопасности жизнедеятельности на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).

Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.

Часы, отводимые на дисциплины специализации, могут использоваться для углубления предметной подготовки.

6.1.2.

При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%;

формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из десяти базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: “Иностранный язык” (в объеме не менее 340 часов), “Физическая культура” (в объеме не менее 408 часов), “Отечественная история”, “Философия”. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или предметной подготовки, выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.

Занятия по дисциплине “Физическая культура” при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;

осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин предметной подготовки;

устанавливать наименование специализаций по специальностям высшего профессионального образования, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, а также форму контроля за их освоением студентами;

реализовывать основную образовательную программу подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

6.2.

Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

6.3.

Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться соответствующим перечнем лабораторно-практических работ, а также доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.

Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий, а к моменту аттестации направления – уровень обеспеченности учебно-методической литературой должен быть не менее 0,5 экземпляра на 1 студента дневного отделения.

6.4.

Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.

6.5.

Требования к организации практик

Практики должны обеспечить практическое закрепление теоретических знаний и способствовать приобретению практического опыта в сфере будущей профессиональной деятельности. Обязательные виды учебных практик предусматриваются по следующим дисциплинам: педагогика, психология, методика обучения безопасности жизнедеятельности, экология, чрезвычайные ситуации.

Решения о формах и порядке проведения практик принимаются вузом.

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 033300 Безопасность жизнедеятельности

7.1.

Требования к профессиональной подготовленности специалиста

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

Специалист должен знать:

государственный язык Российской Федерации – русский язык;

свободно владеть языком, на котором ведется преподавание;

Специалист должен уметь:

осуществлять процесс обучения учащихся средней школы с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности школьников и с учетом специфики преподаваемого предмета:

стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению;

анализировать собственную деятельность, с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений;

выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания.

7.1.1.

Общие требования к образованности специалиста

Специалист отвечает следующим требованиям:

владеет знаниями об основных учениях в области гуманитарных, социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

осознает личную и социальную значимость своей профессии, обладает целостным представлением об образовании как особой сфере социальной практики, обеспечивающей передачу культурного наследия от поколения к поколению и формирования личности безопасного типа.

знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде (биосфере), умеет использовать их при разработке различных проектов по защите Природы, общества, личности и государства.

имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, владеет современными методами научного познания природы, общества и человека на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное значение и возникающих при выполнении профессиональных функций.

имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет знаниями, навыками и умениями умственного и физического самосовершенствования

.

владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в устной и письменной форме правильно (грамотно и логично) оформить результаты своего наблюдения.

умеет на научной основе организовать свой труд, владеет методами компьютерного сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, разработки блока данных (БД), применяемым в сфере его профессиональной деятельности.

способен к организационно-управленческой деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умения строить и использовать формализованные модели для описания и прогнозирования различных явлений, событий, процессов, происходящих в природе, обществе и государстве, осуществлять их качественный и количественный анализ.

подготовлен психологически и методически к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными предметами.

7.1.2.

Специалист должен иметь представление о:

закономерностях общения и способах управления индивидуумом и коллективом;

психологии поведения человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях различного происхождения.

поведении человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

нейрофизиологических основах поведения человека;

основных современных теориях и методах оздоровления, укрепления и сохранения здоровья

;

методах, средствах, способах и организации оказания первой медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций различного происхождения;

гигиенических нормах, требованиях и правилах сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза, профилактике соматических и инфекционных заболеваний;

современных теориях и практике обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального происхождения;

теории риска и факторах, обуславливающих возникновение чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального происхождения;

прогнозировании чрезвычайных ситуаций и их последствий, об основных способах, средствах и методах индивидуальной и коллективной защиты в чрезвычайных ситуациях.

Учащиеся должны знать:

государственную политику в области подготовки и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

права и обязанности граждан по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, ее структуру и задачи;

характеристики опасностей природного, техногенного и социального происхождения;

принципы, правила и требования безопасного поведения и защиты в различных условиях и чрезвычайных ситуациях;

формы и методы работы по патриотическому воспитанию молодежи;

7.1.3.

Специалист должен владеть навыками и умениями

психолого-педагогической диагностики;

управления индивидуумом и группой;

педагогического общения с учеником, группой учащихся;

оказания психологической помощи и социальной поддержки учащихся в экстремальных и чрезвычайных условиях различного происхождения;

в области современных психолого-педагогических технологий развивающего обучения;

уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей, поведения), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

знать психологию поведения человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях различного происхождения и уметь направлять его в нужное русло;

организации оказания первой медицинской доврачебной помощи пострадавшим в условиях массовых поражений при чрезвычайных ситуациях различного происхождения;

оказания первой медицинской доврачебной помощи пострадавшим при ряде инфекционных и неинфекционных заболеваний, ранений, травм, ушибов, повреждений и неотложных состояниях, а также их транспортировки в лечебное учреждение.

оценивать возможный риск появления локальных опасных и чрезвычайных ситуаций, применять своевременные меры по ликвидации их последствий;

владеть методикой формирования у учащихся психологической устойчивости поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях: бережного отношения к своему здоровью, окружающей среде;

грамотно применять практические навыки обеспечения безопасности в опасных ситуациях, возникающих в учебном процессе и повседневной жизни;

организовать спасательные работы в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера;

пользоваться приборами радиационного, химического и дозиметрического контроля.

7.2.

Требования к итоговой государственной аттестации специалиста

7.2.1.

Общие требования к итоговой государственной аттестации

Итоговая государственная аттестация учителя безопасности жизнедеятельности включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности учителя безопасности жизнедеятельности к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4. вышеупомянутого стандарта.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

7.2.2.

Требования к выпускной квалификационной (дипломной) работе специалиста

Дипломная работа специалиста должна быть представлена в форме рукописи.

Требования к объему, содержанию и структуре дипломной работы определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по специальности 033300 Безопасность жизнедеятельности и методических рекомендаций УМО вузов Российской Федерации по педагогическому образованию.

Время, отводимое на подготовку и защиту квалификационной работы, составляет не менее восьми недель.

7.2.3.

Требования к государственному экзамену учителя безопасности жизнедеятельности

Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальности 033300 Безопасность жизнедеятельности определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО вузов Российской Федерации по педагогическому образованию, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по специальности 033300 Безопасность жизнедеятельности.

СОСТАВИТЕЛИ:

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании учебно-методического совета по безопасности жизнедеятельности 16 ноября 1999 г., протокол №1

Председатель Совета УМО В.Л. Матросов

Заместитель председателя Совета УМО В.И. Жог

СОГЛАСОВАНО:

Управление образовательных программ

и стандартов высшего и среднего

профессионального образования Г.К. Шестаков

Начальник отдела педагогического образования В.Е. Иноземцева

Ведущий специалист Н.Н. Рыбакова


Смотрите также