Подразделения транспортной безопасности это


О подразделениях транспортной безопасности

Понятия «подразделения транспортной безопасности» и «силы обеспечения транспортной безопасности» были введены первой редакцией Федерального закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности» и более полно уточнены крайней редакцией — Федеральным законом от 3 февраля 2014 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности». Список нормативно-правовых актов значительно расширился, многие документы ещё не утверждены.

В связи с вступлением в силу изменений в Федеральный закон №16-ФЗ  «О транспортной безопасности», введенных Федеральным законом от 3 февраля 2014 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности», список нормативно-правовых актов в сфере обеспечения транспортной безопасности значительно расширился, многие документы из этого списка ещё не разработаны, возникло много вопросов, требующих изучения и осмысления. С целью систематизации информации по изменениям нормативно-правовой базы в сфере обеспечения транспортной безопасности, начнем анализировать информацию по нововведениям. Одной из основных тем вопросов являются «подразделения транспортной безопасности», по этой теме есть полезное разъяснение со стороны Росавтодора (смотреть здесь),  часть статьи приведена ниже:

Вопрос: Что такое подразделения транспортной безопасности?

Ответ: Подразделения транспортной безопасности — осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица (пункт 7.1 статьи 1 Федерального закона). Подразделения транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств первой и второй категорий от актов незаконного вмешательства, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, имеют право на приобретение, хранение и ношение специальных средств и служебного огнестрельного оружия (пункт 1 статьи 12.3 Федерального закона).

Работники подразделений транспортной безопасности обязаны ежегодно проходить медицинские осмотры, а также периодические проверки на годность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и служебного огнестрельного оружия. Указанные осмотры и проверки осуществляются в порядке, установленном Министерство здравоохранения Российской Федерации и МВД России (пункт 2 статьи 12.3 Федерального закона).

tbexpert.ru

Подразделения транспортной безопасности. Через тернии к звездам?

Зориков Константин Валерьевич, генеральный директор Северо-Западного учебно-методического центра «Транспортная безопасность»

Рассматривая вопрос об ак-кредитации подразделений транспортной безопасности, нужно с удовлетворением отметить, что за последние полгода вышли практически все недостающие нормативные правовые акты в сфере транспортной безопасности, которые должны определять и регулировать механизм возникновения или, в большинстве случаев, все-таки превращения «Золушки ЧОП» в «прекрасную принцессу Подразделение ТБ».

Прошу великодушно извинить автора за некоторое ерничество, просто за то время, за которое эти документы появились, с момента выхода ФЗ-15 в феврале 2014 года могли произойти и более сказочные перемены.

Но, тем не менее, процесс пошел.

Итак, подразделения транспортной безопасности - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства и аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица. Порядок аккредитации обозначен в Приказе Минтранса РФ от 01.04.2015 № 145 «Об утверждении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним». В соответствии с положениями этого документа, юридическое лицо, которое аккредитуется в подразделение ТБ, должно выполнить ряд требований, одно из основных - наличие в штате подразделения сотрудников, прошедших аттестацию. Это условие на данный момент не так-то просто реализовать, даже не потому, что еще нет аттестующих организаций, они, скорее всего, появятся в ближайшее время, а потому, что механизм хоть и обозначен, но еще далек от совершенства. Первопроходцам на данном пути будет или очень легко, как в мутной воде, или очень тяжело, скорее второе.

Давайте попробуем разобраться. На предварительном этапе для допуска сотрудника к аттестации необходимо собрать ряд документов, среди которых: справка об отсутствии судимости; медицинское заключение, подтверждающее отсутствие психических заболеваний,алкоголизма, наркомании, токсикомании либо прекращение диспансерного наблюдения в отношении указанных заболеваний; медицинское заключение, подтверждающее отсутствие противопоказаний к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности; заключение органов внутренних дел о возможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности; а также документы, удостоверяющие личность, трудовой стаж и образование аттестуемого лица (приказ Минтранса от 03.11.2015 № 325 «Об утверждении документов, связанных с аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности и обработкой персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности или выполняющих такую работу, проведению аттестации которых предшествует обработка персональных данных»).

Среди перечисленных справок и заключений в настоящий момент отсутствует только утвержденный Перечень медицинских противопоказаний к выполнению работ и порядок выдачи соответствующего заключения. Процедура выдачи всех остальных документов имеет утвержденные регламенты. Так что можно трубить сбор.

Напомним, аттестация проводится органами аттестации - компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, их территориальными подразделениями, а также аттестующими организациями - юридическими лицами, аккредитованными для этих целей компетентными органами. Как уже было сказано, в настоящий момент аккредитованных аттестующих организаций еще нет, но они вот-вот появятся, и тогда препятствия для непрохождения этой процедуры будут устранены.

После формирования пакета документов и положительного решения аттестующей организации о допуске к аттестации сотрудник приступает к сдаче испытаний в соответствие с приказом Минтранса от 21.08.2014 № 231 «Об утверждении Требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта».

В процессе реализации этих мероприятий можно столкнуться с некоторыми нюансами. Во-первых, федеральные транспортные агентства не торопятся утверждать и размещать на своих интернет-ресурсах вопросы к аттестации. На сегодняшний день это сделано только у Росжелдора. Но среди этих вопросов встречаются, например, такие, которые не обозначены в тематике типовых программ повышения квалификации специалистов по транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса от 08.09.2014 № 243 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности». Значит, при выборе образовательной организации, которая будет проводить обучение сотрудников, необходимо внимательно знакомиться с программой обучения, которая реализуется в данном учебном учреждении, чтобы тематика программы включала материал аттестационных вопросов соответствующего агентства.

Во-вторых, представим такую ситуацию. Документы все собраны, подготовка проведена, затрачены моральные и финансовые ресурсы, сотрудник направляется на аттестацию. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности», сотрудники подразделений транспортной безопасности (так называемые отдельные категории) проходят аттестацию в три последовательных этапа: определение соответствия личностных (пси-хофизиологичских) качеств, определение уровня физической подготовки, определение уровня знаний, умений, навыков. На каждом этапе, кроме последнего, принимается решение о допуске к последующему этапу. Но, если знания или «физику» еще можно как то подтянуть и натренировать, то в случае, если аттестуемый не прошел первый этап - психофизиологическое обследование, к следующим проверкам он не допускается, и здесь уже ничем не поможешь, эти «кондиции» исправить практически невозможно. Значит все, что было сделано и затрачено на этого сотрудника, можно забыть. Вывод: при правильном подходе к вопросу аттестации, для страховки своего собственного финансового риска, не исключена процедура так называемой предаттестации, в процессе которой потенциальный сотрудник в условно легкой форме проходит психофизиологическое обследование, по результатам которого принимается решение о целесообразности привлечения его в ряды подразделения ТБ. Может быть это относится не ко всем сотрудникам, но к вновь принимаемым на службу, как минимум, рекомендуется.

И, в качестве предложения, тот же самый принцип - предварительной проверки - должен применяться и перед направлением сотрудника на подготовку по программам повышения квалификации. То есть подготовку должен проходить сотрудник, который однозначно не имеет ограничений на выполнение работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, установленных пунктами 1-7 части 1 статьи 10 ФЗ-16 или, как минимум, имеющий заключение органов внутренних дел о возможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности. В противном случае мы можем подготовить не того, кого нужно, и столкнуться с ситуацией из детского анекдота: «Вовочка, давай с тобой повторим те слова, которые ты не должен говорить».

Что касается самой подготовки, то многие нынешние ЧОП, потенциальные кандидаты в аккредитованное подразделение ТБ, сталкиваются вот с каким вопросом. Сотрудник ЧОП в настоящий момент достаточно универсальный солдат: сегодня он обеспечивает объектовый режим, завтра - в составе группы быстрого реагирования, а вчера подменял заболевшего коллегу на посту оператора технических средств. Если все то же самое он собирается осуществлять на объекте транспортной инфраструктуры, то и подготовку он должен пройти по всем соответствующим программам.

Итак, подготовка осуществлена, аттестация пройдена, остались мелочи -формируем пакет документов для аккредитации в соответствие с разделом 2 приказа Минтранса РФ от 01.04.2015 № 145 «Об утверждении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности...», направляем в соответствующее (в зависимости от отрасли транспорта) федеральное агентство и ждем положительного решения, которое в течение 5 лет предоставит нам право осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства в статусе подразделения транспортной безопасности.

И в завершение. Формируя подразделение транспортной безопасности, необходимо учитывать положение статьи 5.5 из 40-х приказов «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности...», в которой говорится: «Образовать (сформировать) в соответствии с особыми уставными задачами и/или привлечь в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности...», где главная фраза: «в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности». То есть штат подразделения ТБ должен полностью обеспечивать выполнение Плана. Поэтому, при намерении взять под охрану какой-нибудь объект, нужен соответствующий штат сотрудников. Причем, по логике вещей, проще аккредитовать подразделение из 10 сотрудников, а потом под конкретный План конкретного объекта добавлять в штат аттестованных сотрудников, чем аккредитовать подразделение из 100 человек.

Все. Поехали.

 Подписывайтесь на рассылку Новости СМИ. 

avtoritet.net

Предоставление услуг подразделения транспортной безопасности

Федеральный Закон РФ № 16-ФЗ от «09» февраля 20017 года «О транспортной безопасности» даёт следующее определение:

Подразделения транспортной безопасности – осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

Фактически, функции подразделения транспортной безопасности гораздо шире указанного определения и устанавливаются такими нормативно-правовыми актами, как:

  • Приказ Министерства Транспорта Российской Федерации от «31» июля 2014 года № 212 «Об утверждении порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности»;
  • Приказ Министерства Транспорта Российской Федерации от «21» августа 2014 года № 231 «Об утверждении требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта»;
  • Приказ Министерства Транспорта Российской Федерации от «01» апреля 2015 года № 145 «Об утверждении порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним»;
  • Приказ Министерства Транспорта Российской Федерации от «23» июля 2015 года № 227 «Об утверждении правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности».

Несмотря на наличие в настоящее время различных охранных структур, имеющих зачастую бравурные и кричащие названия, с полным реестром аккредитованных подразделений транспортной безопасности, Вы можете ознакомиться в открытом доступе на официальном сайте одного из профильных агентств Министерства транспорта РФ (РОСЖЕЛДОР, РОСАВТОДОР, МОРРЕЧФЛОТ, РОСАВИАЦИЯ).

Действующее законодательство определяет подразделения транспортной безопасности не как силовую и вооруженную «до зубов» военизированную структуру, а в первую очередь, как высококлассных специалистов в области обеспечения транспортной безопасности, которым при исключительных обстоятельствах дозволено применять огнестрельное оружие, наличие которого совершенно не обязательно для аккредитации и осуществления защиты от актов незаконного вмешательства.

При выборе подразделения транспортной безопасности в первую очередь стоит обратить внимание на наличие в штате подразделения транспортной безопасности подразделения, предназначенного для осуществления координации и обеспечения деятельности по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также реагирования на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства.

Высокое качество услуг подразделения транспортной безопасности нашей организации определяется в первую очередь тем, что мы являемся первой частной организацией, которая имеет право и опыт выполнения всех работ в области обеспечения транспортной безопасности, а именно:

  • проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
  • разработка планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, с последующим их утверждением в Федеральном дорожном агентстве Министерства транспорта РФ;
  • проведение проверки в целях аттестации лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или осуществляющих такую работу, а также обработки персональных данных отдельных категорий указанных лиц;
  • проведение проектно – изыскательских работ в области обеспечения транспортной безопасности.

www.transport-safety.ru

В Госдуме РФ рассматривают законопроект регулирующий вопросы деятельности подразделений транспортной безопасности.

Предметом правового регулирования проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» являются вопросы деятельности подразделений транспортной безопасности.

Законопроектом предлагается установить, что подразделениями транспортной безопасности могут быть созданные для этой цели и аккредитованные в установленном порядке юридические лица, за исключением частных охранных организаций.

Справочно: указанное изменение предполагает возложение полномочий по обеспечению транспортной безопасности исключительно на специализированные, обособленные юридические лица, что позволит обеспечить необходимый профессиональный уровень и надлежащий государственный контроль за их деятельностью.

Исключение из числа подразделений транспортной безопасности частных охранных организаций обусловлено спецификой охранной деятельности. Защита от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств не может быть предметом услуг, оказываемых частными охранными организациями в соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а статьей 151 данного Закона прямо установлено, что частная охранная организация не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной.

Предлагаемая редакция статьи 123 в законопроекте позволяет исключить имеющиеся в настоящее время противоречия между Федеральным законом «О транспортной безопасности» и Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии».

Справочно: в частности, действующая редакция части 9 статьи 123 Федерального закона «О транспортной безопасности» допускает предоставление работникам подразделений транспортной безопасности права на приобретение служебного оружия (в том числе короткоствольного нарезного). 

Кроме того, категории работников подразделений транспортной безопасности, которым предоставляется право на приобретение и ношение служебного оружия, согласно указанной норме определяются планами обеспечения транспортной безопасности, утверждаемыми компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

законопроектом предусматривается использование планов обеспечения транспортной безопасности как основания для выдачи ... работникам подразделений транспортной безопасности разрешений на хранение и ношение служебного оружия. 

Законопроектом предусматривается использование планов обеспечения транспортной безопасности как основания для выдачи определенным категориям работников подразделений транспортной безопасности разрешений на хранение и ношение служебного оружия.

В этой связи предлагается внести корреспондирующие изменения в часть 2 статьи 9 Федерального закона «О транспортной безопасности», установив, что приложения к планам обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, содержащие сведения о работниках юридических лиц, аккредитованных в качестве подразделений транспортной безопасности, которым для выполнения возложенных на них обязанностей по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства предоставлено право на хранение, ношение и применение служебного оружия, подлежат согласованию с соответствующими территориальными органами МВД России.

Законопроектом предполагается сохранение нормы, в соответствии с которой право на приобретение, хранение и использование служебного оружия и специальных средств предоставлено только юридическим лицам, аккредитованным в качестве подразделений транспортной безопасности, осуществляющим защиту от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств первой и второй категорий.

В этой связи предлагается определить на законодательном уровне критерии категорирования транспортной инфраструктуры и транспортных средств, что требует внесения изменений в часть 2 статьи 6 Федерального закона «О транспортной безопасности».

Новая редакция статьи 123 также учитывает особенности оборота оружия в подразделениях ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, относящихся к подразделениям транспортной безопасности, а также вопросы сдачи (продажи) оружия юридическими лицами, прекратившими осуществление защиты от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств либо лишенными статуса подразделения транспортной безопасности.

С целью обеспечения необходимого уровня контроля за деятельностью юридических лиц, аккредитованных в качестве подразделений транспортной безопасности, а также за сохранностью служебного оружия законопроектом предлагается установить в отношении данных юридических лиц их работников ряд дополнительных требований.

Так, предполагается определить, что юридическое лицо, аккредитованное в качестве подразделения транспортной безопасности, не может осуществлять иную деятельность, кроме защиты от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; учредителями (участниками) юридического лица, аккредитуемого в качестве подразделения транспортной безопасности, не могут являться иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица.

Устанавливается, что работниками юридического лица, аккредитованного в качестве подразделения транспортной безопасности, не могут являться иностранные граждане или лица без гражданства, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, а также лица, имеющие ограничения на выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, установленные пунктами 1 - 7 части 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности».

SecurityMedia Rus

www.securitymedia.ru


Смотрите также