Положение о производственном контроле по промышленной безопасности


Положение о производственном контроле по промышленной безопасности.

Положение о производственном контроле (ППК) по промышленной безопасности – внутренний документ предприятия, разрабатываемый с целью контроля соблюдения на опасном производственном объекте (ОПО) мероприятий по обеспечению промышленной безопасности. Разрабатывается данный документ предприятиями, эксплуатирующими объекты, относящиеся к ОПО.

Это можно сделать самостоятельно при полной уверенности в своих силах, а можно доверить стороннему специалисту, прошедшему жесткую школу общения с органами Ростехнадзора и знающему все тонкости процесса. Второй вариант будет стоить 25000 рублей и займет 7 рабочих дней после предоставления исходных сведений.

Составление ППК способствует успешному функционированию системы промбезопасности на ОПО и необходима им для:

  • соблюдения требований законодательства;
  • обеспечения сохранности здоровья и жизни населения, а также качества окружающей среды;
  • передачи отчетности о выполнении мероприятий Порядка в Ростехнадзор;
  • успешного прохождения внешних проверок;
  • контроля за возникновением возможных аварий и инцидентов, своевременном их предупреждении или ликвидации;
  • получения ОПО, относящимися к I-III классам опасности Лицензии Ростехнадзора на деятельность, связанную с вызрывоопасным или химически опасным производством.

Основные законы по разработке Положения на ОПО.

Основным законом, регламентирующим требования по разработке Положения, является Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ (ст.11). Требования к содержанию Положения определяются Приказом Правительства РФ №263 от 10.03.1999 г., организация контроля регламентируется Приказом Госгортехнадзора РФ от 26.04.2000 N 49.

Разрабатывается Положение на опасный производственный объект с учетом вида деятельности опасного производственного объекта, а также условиями его эксплуатации. Кроме того, документ в обязательном порядке должен быть утвержден руководителем.

После этого копия передается в департамент Ростехнадора по месту расположения объекта с приложенным сопроводительным письмом на фирменном бланке предприятия, в котором требуется также указать специфику деятельности. Второй экземпляр хранится непосредственно на самом эксплуатируемом объекте.

Задачи контроля промышленной безопасности.

Контроль в сфере обеспечения промбезопасности, как и любой другой вид производственного контроля, в первую очередь направлен на обеспечение безопасности окружающей среды и здоровья населения, безопасности штатных сотрудников и привлекаемых к работам на ОПО специалистов сторонних организаций.

Среди задач производственного контроля по промбезопасности можно выделить:

  1. Контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
  2. Анализ функционирования действующей на ОПО системы промбезопасности.
  3. Формирование мероприятий по улучшению и совершенствованию состояния промбезопасности на ОПО, позволяющих предотвратить возможный ущерб окружающей среде и состоянию здоровья населения.
  4. Контроль исполнения законодательных требований в области промбезопасности.
  5. Разработка и контроль мероприятий по предупреждению возможных аварийных ситуаций, их локализации и ликвидации.
  6. Поддержание исправности технического обеспечения, своевременные проверки и ремонт оборудования ОПО.
  7. Контроль выполнения технических регламентов производства.

Кем может разрабатываться Положение о производственном контроле?

Составляться документ может силами самого предприятия с привлечением квалифицированных специалистов, в первую очередь, по охране труда и промбезопасности, сотрудников технического отдела или отдела экологии. Также он может быть разработан и опытной в данном вопросе специализированной компанией ,чей опыт огромен. Сроки разработки при этом оговариваются договором, и могут значительно сократиться, составляя от 7 дней. Стоимость разработки – 25000 рублей.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №526 от 21.06.13 г., согласуется промышленной ППК только руководителем и не требует дополнительного согласования в контролирующих государственных организациях.

Содержание и перечень исходников.

Содержание документа определяется вышеуказанным Приказом №263. В соответствии с его требованиями, в состав ППК входит информация, в основе которой лежит следующий перечень.

  1. Структурная схема предприятия.
  2. Свидетельство о регистрации опасного производственного объекта в госреестре.
  3. Сведения, характеризующие объект.
  4. Карта учета.
  5. Приказ или список лиц, на которых возложены функции по организации и осуществлению производственного контроля, аттестованных в соответствии с требованиями приказа РТН № 37:
    • фамилия работника, ответственного за осуществление производственного контроля, его должность, образование, стаж работы по специальности, дата последней аттестации по промышленной безопасности;
    • подготовка и аттестация руководителей, специалистов и других работников, занятых на опасных производственных объектах, в области промышленной безопасности.
  6. Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта.
  7. Сведения о состоянии технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.
  8. Сведения об инцидентах и несчастных случаях на опасных производственных объектах за.
  9. Сведения о выполнении предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
  10. План мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на опасный объект.
  11. Сведения о проведении Технических освидетельствований.
  12. Сведения о проведенных проверках за год.

Особенности разработки положения производственного контроля.

При эксплуатации нескольких опасных объектов, расположенных на одной территории, достаточно разработки одного Положения. Если же объекты располагаются на разных территориях есть 2 варианта: Положение разрабатывается как единым для всех объектов, так и для каждого из них отдельно. Во второй ситуации документ будет более информативным, учитывающим специфику деятельности конкретного объекта, с прописанными подробно мероприятиями по обеспечению промбезопасности непосредственно для него.

Годовой отчет по выполнению производственного контроля.

На основании Постановления Правительства №526 от 21.06.2013 г. по результатам ППК в контролирующую организацию (Ростехнадзор) по месту расположения объекта, ежегодно, в срок до 1 апреля сдается соответствующий отчет «Сведения об организации производственного контроля». Возможна передача отчета как в электронной форме, так и в бумажном варианте. В обоих случаях отчет должны быть заверен подписью руководителя.

В отчет войдут такие данные, как:

  • сведения о соблюдении плана мероприятий по обеспечению промбезопасности, и непосредственно сам план;
  • перечень об ответственных сотрудниках за организацию контроля;
  • подведение итогов внутренних проверок соблюдения промбезопасности на объекте;
  • уровень готовности объекта к возможным аварийным ситуациям и устранению их последствий;
  • данные о повышении квалификации сотрудников;
  • информация о произошедших на инцидентах и авариях;
  • сведения о проверках и выявленном текущем состоянии оборудования.

Ответственность в случае отсутствия Положения.

При выявлении контролирующими организациями, например, в ходе проведения внутренних проверок, отсутствия разработанного ППК на ОПО, возможно привлечение его к административной ответственности в виде штрафа в размере от 200 до 300 тысяч для юридических лиц, и от 20 до 30 тысяч для ответственного должностного лица согласно статье 9.1 Кодекса об административных правонарушениях.

Положение о производственном контроле по промышленной безопасности

Для обеспечения функционирования на предприятии системы производственного контроля требуется формирование Положения о производственном контроле (ППК) по промбезопасности. Требования к содержанию такого положения содержатся в Приказе Правительства РФ №263 от 10.03.1999 г.

Быстро и профессионально можно разработать такой документ, только имея за плечами большой послужной список. Если на предприятии пока не появился такой человек, имеет смысл заказать Положение на ОПО в специализированной организации. Заплатить за это придется 25000 рублей. В течение 7 рабочих дней (иногда и меньше) Вы получите готовый документ, которые сможете применять еще долгое время.

Что такое Положение о производственном контроле?

Опасные производственные объекты (ОПО) – это такие объекты, которые могут нанести значительный вред окружающей среде или здоровью человека в результате своей деятельности, либо в случае возникновения непредвиденных аварийных ситуаций. Соответственно, Законодательство РФ содержит серьезные требования касательно обеспечения промышленной безопасности данных объектов.

При этом основным Законом, регулирующим деятельность ОПО, выступает Закон №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Поддержание систем промбезопасности, их усовершенствование и предвидение рисков достигается путем регулярного контроля, производимого со стороны руководства и сотрудников предприятий, в том числе и опасных производственных объектов. Требования о регулярном контроле, проводимом на ОПО, содержатся в статье 11 вышеуказанного Закона №116-ФЗ, а к его организации в Приказе Госгортехнадзора РФ №49 от 26.04.2000 г.

ППК – это документ, регламентирующий внутреннюю деятельность предприятия по контролю выполнения мероприятий, направленных на повышение уровня промышленной безопасности ОПО, позволяющий распределять уровень ответственности сотрудников за проведение контроля, а также содержащий сведения о документальном оформлении его результатов.

Разрабатывается ППК всеми предприятиями, эксплуатирующими ОПО, с учетом специфики их деятельности, а также условиями эксплуатации.

Какие преимущества дает Положение на ОПО?

Помимо соблюдения требований Законодательства РФ разработка документа позволяет предприятиям получить ряд преимуществ.

  1. Главное преимущество, которое дает разработка Положения, и в целом контроль состояния промбезопасности на ОПО - обеспечение благоприятной экологической обстановки, а также отсутствие вреда и угрозы для жизни и здоровью населения и сотрудников объекта.
  2. Копия ППК должна содержаться в пакете документации, предоставляемом при получении лицензии на осуществление деятельности взрывоопасных и пожароопасных производственных объектов I-III классов опасности. Соответственно, без разработанного документа получение данного вида лицензии невозможно.
  3. Сведения, содержащиеся в Положении, помогают при формировании отчета о проведении производственного контроля на ОПО, ежегодно передаваемого в органы Ростехнадзора.
  4. Своевременная разработка требуемой законодательством документации, а также соблюдение мероприятий, прописанных в ней, позволяет успешно проходить проверки, приводимые контролирующими организациями, в лице, например, Ростехнадзора.
  5. Предупреждение возникновения аварийных ситуаций, несчастных случаев на ОПО.
  6. Поддержание исправности оборудования в результате его своевременно производимого осмотра и ремонта при необходимости.

Разработка положения о производственном контроле на ОПО.

Составление документа может быть проведена двумя способами.

В первую очередь, силами самого предприятия при привлечении штатных технических специалистов. Второй вариант - специализированной коммерческой организацией, предоставляющей данную услугу на основании заключенного с ней договора.

Что касается первого варианта, на первый взгляд, не предвидится дополнительных затрат. Да и разработка документа будет проводится сотрудниками, прекрасно знающими особенности технологии предприятия. Но отсутствие опыта в разработке такого рода документации может негативно сказаться на ее качестве, увеличить время на разработку, и, в конечном итоге, повлечь за собой дополнительные траты в результате непредусмотренных мероприятий по производственному контролю или не просчитанных рисков. Кроме того, отрыв от производственной деятельности ведущих специалистов может негативно скажется на производственном процессе в целом.

В случае обращения к спецорганизации, при незначительных затратах (стоимость разработки Положения составит 25000 рублей), значительно сокращаются сроки разработки (от 7 дней), а также уменьшается вероятность недочетов и ошибок. Это объясняется опытностью специалистов таких организаций в разработке документации по промбезопасности, а также их регулярным взаимодействием с контролирующими организациями.

Содержание Положения о производственном контроле.

Основные требования к содержанию Положения определяются Приказом №263. Обычно в состав данного документа, входят следующие разделы:

  1. Общие положения. В этом разделе приводятся:
    • цели разработки Положения, определяемые в соответствии со сферой деятельности ОПО;
    • нормативная документация, Законы РФ, послужившими основанием к формированию Положения или определяющие требования к его содержанию;
    • структура предприятия, а также сфера деятельности объекта, согласно которой он был определен как ОПО;
    • задачи, которые ставит перед собой организация, разрабатывая такой документ, как ППК.
  2. Права и обязанности лиц, ответственных за проведение производственного контроля на объекте.

Например, в Положении прописывается, что ответственные работники, обязаны проводить внутренние проверки на объекте, участвовать в расследовании причин инцидентов и аварий, организовывать спецподготовку и аттестацию сотрудников и т.п.

Также данная категория сотрудников имеет право, например, беспрепятственного доступа на объект, ознакомления с технической документацией, внесения предложений об улучшении состояния системы промбезопасности.

  1. Порядок обмена и сбора информации о промбезопасности внутри предприятия. В разделе прописываются обязанности ответственных лиц и подразделений о предоставлении необходимой (в том числе отчетной) информации руководству предприятия, заинтересованным отделам и контролирующим организациям.
  2. Порядок расследований инцидентов, несчастных случаев и аварий. В разделе указывается на основании какого законодательного документа формировался данный порядок, а также допускается ссылаться на ранее разработанное предприятием положении о порядке технического расследования инцидентов.
  3. Внутренняя организация систем производственного контроля. В разделе прописывается ответственность за организацию и проведение контроля на объекте для каждого сотрудника с учетом должности и уровня компетенции.
  4. Оценка уровня готовности ОПО к возможным авариям, и разработка мероприятий по их предупреждения, ликвидации, локализации.В разделе приводится разработанный план действий и мероприятий, направленных на предупреждение нештатных ситуаций, а также на уменьшение их последствий.
  5. Оценка проведенного на объекте контроля промбезопасности. Раздел содержит сведения о плане действий ответственных лиц и подразделений в случае выявления при внутренней проверке нарушений требований промбезопасности.
  6. Подготовка и аттестация сотрудников, порядок принятия решения о необходимости проведения экспертизы промбезопасности. В разделе дается описание законодательным актам, в соответствии с которыми проводится подготовка и аттестации сотрудников ОПО. Даются рекомендации по привлечению сторонних организаций для осуществления экспертизы промбезопасности.
  7. Мероприятия по информированию контролирующих организаций. В разделе приводятся данные по подготовке и передаче в Ростехнадзор отчетной документации об осуществлении производственного контроля и реализации документа.

Особенности разработки ППК.

Составляется документация в двух экземплярах. Один из них хранится на предприятии и служит инструкцией к проведению внутреннего контроля на предприятии. Второй вместе с сопроводительным письмом передается в департамент Ростехнадзора, расположенный по месту размещения ОПО.

Кроме того, ежегодно, до 1 апреля сотрудниками опасного объекта сдается в Ростехнадзор отчет о производственном контроле.

Меры ответственности за отсутствие.

При отсутствии на ОПО Положения о производственном контроле его ожидает штраф по статье 9.1 КоАП. Для самого предприятия от составит до 300 тысяч рублей, а должностному лицу обойдется в сумму до 30 тысяч рублей.

Положение о производственном контроле

за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте

Наши ИКЦ «ЭкспертПро» обладают обширными знаниями в области промышленной безопасности, а так же большим опытом, что позволит в оптимальные сроки разработать для Вас Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО.

Успешно разработаем Положения о производственном контроле для предприятий расположенных во всех регионах России

Обязанность организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты (эксплуатирующей организации) организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности определена Федеральным Законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Для чего нужно разрабатывать Положение о производственном контроле

Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.03.1999 г. № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», основными задачами Производственного контроля являются:

  • обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;

  • анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации, в том числе путем организации проведения соответствующих экспертиз;

  • разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде;

  • контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

  • координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий;

  • контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;

  • контроль за соблюдением технологической дисциплины.

* Сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно, до 1 апреля, в Ростехнадзор или его территориальные органы в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

Преимущества работы с нами: 

  • минимальная стоимость работ – в связи с востребованностью наших услуг, мы не пытаемся «навариться» на «редких» Клиентах, 
  • максимально короткие сроки разработки – наши специалисты обладают достаточным опытом работы, а так же необходимыми знаниями в области промышленной безопасности для того, чтобы оперативно принимать решения по возникающим в ходе работ вопросам, 
  • учет специфики организации при разработке – мы не работаем по «шаблонам», 
  • бесплатные консультации– обширные знания в области промышленной безопасности по вопросу эксплуатации ОПО, постоянное отслеживание изменений в законодательстве, а так же периодическое повышение квалификации наших сотрудников позволяет нам помочь в решении вопросов Наших Клиентов.

Согласование Положения о производственном контроле на ОПО

В соответствии с внесенными в Постановление Правительства РФ от 10.03.1999 г. № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» изменениями от 21.06.2013 г. (Постановление Правительства РФ № 526), согласование Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах в Ростехнадзоре не требуется.

Однако, эксплуатирующая организация обязана разработать такое Положение, а затем заверенную копию направить в уведомительном порядке в территориальной орган Ростехнадзора.

Штраф за отсутствие Положения о производственном контроле

За отсутствие Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО эксплуатирующая организация может быть привлечена к административной ответственности, в соответствии со ст. 9.1 КоАП от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.

п.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей;
  • на должностных лиц - от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;
  • на юридических лиц - от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

п.3. Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
  • на юридических лиц - от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Примечание 1. В соответствии с Постановлением Правительства от 10.06.2013 г. № 492, отсутствие на предприятии производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности может относится к грубым нарушениям лицензионных требований, повлекшим за собой последствия, установленные ч.11 ст.19 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Примечание 2. За административные правонарушения, предусмотренные ст. 9.1 КоАП, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) несут административную ответственность как юридические лица.

Разработка Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО

Организация (обособленные подразделения юридического лица в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях), эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, осуществляются на основании следующих нормативно-правовых актов:

  1. Федеральный закон от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
  2. Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 года № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» (далее по тексту – правила).
  3. Приказ от 23 января 2014 г. № 25 «Об утверждении требований к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору».

Правила устанавливают обязательные требования к организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты.

Эксплуатирующая организация на основании настоящих Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации.

В соответствии с п.3 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 года № 263:

  • положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица);
  • заверенная руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица) копия положения о производственном контроле представляется в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по месту нахождения опасных производственных объектов, а в отношении эксплуатирующих организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, — также в эти федеральные органы исполнительной власти.

Производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.

Положение о производственном контроле содержит:

  • должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля или описание организационной структуры службы производственного контроля;
  • права и обязанности работника или должностных лиц службы производственного контроля, ответственных за осуществление производственного контроля;
  • порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности, а также подготовки и регистрации отчетов об их результатах;
  • порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на опасных производственных объектах;
  • порядок принятия и реализации решений по обеспечению промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля;
  • порядок принятия и реализации решений о диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;
  • порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах;
  • порядок организации расследования и учета аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
  • порядок учета результатов производственного контроля при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников эксплуатирующей организации;
  • порядок принятия и реализации решений о проведении экспертизы промышленной безопасности;
  • порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
  • порядок подготовки и представления сведений об организации производственного контроля.

Основными задачами производственного контроля являются:

  • обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;
  • анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации, в том числе путем организации проведения соответствующих экспертиз;
  • разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде;
  • контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
  • координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий;
  • контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;
  • контроль за соблюдением технологической дисциплины.

Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Специалисты организации ООО «АСФ «Сервис Безопасности» имеют практический опыт разработки Положений о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.


Смотрите также