Профилактические мероприятия по пожарной безопасности


Основные мероприятия по пожарной профилактике.

Основные мероприятия по пожарной профилактике подразделяются на:организационные,технические,режимные,эксплуатационные.

  1. Организационные мероприятия предусматривают правильную эксплуатацию оборудования и транспорта предприятия, правильное содержание зданий и территорий, противопожарный инструктаж рабочих и служащих.

  2. К техническим мероприятиям относятся соблюдение противопожарных норм и правил при проектировании при проектировании зданий, устройства электропроводки, оборудования, отопления, вентиляции, освещения и т.д.

  3. Режимные мероприятия – запрещение курения в неустановленных местах, запрещение сварочных и других огневых работ в пожароопасных помещениях.

  4. Эксплуатационные мероприятия – своевременные профилактические осмотры и ремонт технологического оборудования.

При разработке мероприятий по пожарной безопасности учитывают следующие факторы:

  1. Возможность возгорания строительных материалов.

  2. Огнестойкость зданий и сооружений.

  3. Степень пожарной опасности технологического процесса, сырья и готовой продукции.

  4. Плотность застройки территорий предприятия.

  5. Метеоусловия.

По возгораемости все строительные материалы подразделяют на три группы:

  1. Несгораемые строительные материалы – это материалы, которые под действием огня или высоких температур не возгораются и не обугливаются.

  2. Трудносгораемые материалы – это материалы способные возгораться и поддерживать горение при постоянном воздействии источника возгорания.

  3. Сгораемые материалы – это материалы способные самостоятельно гореть после удаления источника возгорания.

Огнестойкость зданий и сооружений.

Огнестойкость – способность конструкции сопротивляться воздействию пожару в течении определенного времени при сохранении эксплуатационных функций.

Предел огнестойкости – это время (в часах) от начала испытания конструкции по стандартному температурному режиму до образования в ней трещины или отверстия, повышения температуры на поверхности больше чем на 1400С или до потери конструкцией несущей способности. В зависимости от величины предела огнестойкости основных строительных конструкций, все здания и сооружения подразделяются на пять степеней:

  1. Здания, основные элементы которых изготовлены из несгораемых материалов, а несущие конструкции обладают повышенной сопротивляемостью к воздействию огня.

  2. Здания, основные элементы которого изготовлены из несгораемых материалов.

  3. Здания с каменными стенами и деревянными, оштукатуренными перегородками и перекрытиями.

  4. Деревянные, оштукатуренные здания.

  5. Деревянные, неоштукатуренные здания и строения.

Некоторые мероприятия по профилактике пожара.

  1. Повышение огнестойкости зданий и сооружений.

  2. Зонирование территорий.

  3. Противопожарные разрывы.

  4. Противопожарные преграды.

  5. Разработка путей эвакуации людей.

  6. Разработка способов удаления газа и дыма из помещений при пожаре.

Система и аппараты пожаротушения.

В практике тушения пожаров наибольшее распространение получили следующие принципы прекращения горения:

  1. изоляция горения от воздуха или разбавление воздуха с целью снижения концентрации кислорода до значений, при которых горение невозможно;

  2. охлаждение очага горения ниже определенных температур;

  3. интенсивное торможение (ингибирование) скорости химических реакций в пламени;

  4. механический срыв пламени, при воздействии на него мощной струи газа или воды;

  5. создание условий огнепреграждения.

Тушение пожаров осуществляется водой,пеной,газами илипорошками. Тушение водой осуществляется установками водного пожаротушения, пожарными автомобилями и водяными стволами (ручными). Для подачи воды в установке пожаротушения используются устраиваемые на предприятии и населенных пунктах водопроводы. К установкам водяного пожаротушения относятсяспринклерные идренчерные установки.

Спринклерная установка – это разветленная система труб, заполненная водой и оборудованнаясплинклерными головками. Выходные отверстия сплинклерных головок закрываются специальными легко плавкими замками, которые при воздействии высокой температуры расплавляются, и вода под действием давления выходит из отверстия головки и орошает помещение. Легкоплавкие замки сплинклерных головок рассчитаны на температуры 345, 366, 414, 450 К.

Дренчерные установки представляют собой систему трубопроводов, на которых расположены специальные головки –дренчеры с открытыми выходными отверстиями лопастного или расточного типа. Наиболее распространенными являются дренчерные головки с продольными или винтовыми щелями. Дренчерная головка свинтовыми щелями дает возможность получить распыленную воду мелкой дисперсности. По конструкции головки схожи с винтовыми щелями, но меньше по размеру.

Дренчеры устанавливаются как для тушения пожаров, так и для создания водяных завес для изоляции очага загорания и предотвращения дальнейшего горения. Дренчерные установки бывают ручного и автоматического действия. Дренчерная установка ручного типа приводится в работу открыванием специальной задвижки, после чего вода заполняет систему трубопроводов и выливается в помещение через дренчеры. Дренчерные установки автоматического типа устраиваются автономно или объединено со сплинклерными с общими питательными трубопроводами и контрольно-сигнальными платами.

Тушение твердых и жидких веществ, не вступающих во взаимодействие с водой, осуществляетсяпеной. В зависимости от способа и условий получения огнетушащие пены делят нахимические ивоздушно-механические.Химическая пена образуется при взаимодействии кислот и щелочей в присутствии пенообразующего вещества, а представляет собой концентрированную эмульсиюСО2 в водном растворе минеральных солей. Применение химической пены в настоящее время сокращается.

Воздушно-механическая пена получается с помощью специальной пенообразующей аппаратуры и пенообразователей. При тушении пожаров газообразными разбавителями воздуха (инертными) используются СО2,N2, дымовые газы,Arи некоторые другие инертные газы. Их огнетушащее действии заключается в разбавлении воздуха и снижение в нем концентрации О2.

В настоящее время наибольшее применение в пожаротушении находят ингибиторы. Благодаря своей эффективности они являются наиболее перспективными средствами пожаротушения. Этохладоны игалидоуглеводороды. В качестве средств пожаротушения применяются и порошковые составы на основе неорганических щелочных металлов, обладающих наивысшей эффективностью и способностью тушить любые материалы, и те, которые невозможно тушить иначе.

Аппараты пожаротушения делят на

передвижные (автомобильные),

стационарные установки,

огнетушители.

Автомобильныеделятся на автоцистерны, доставляющие на пожар воду и раствор пенообразователей, и специальные автомобили, предназначенные для других огнетушащих средств.

Стационарныеустановки предназначены для тушения пожаров в начальной стадии их возникновения без участия людей. Они делятся на водные, пенные, газовые, порошковые и паровые. Могут быть ручные с дистанционным управлением и автоматические.

Огнетушители по виду огнетушащих средств делят нажидкостные,углекислотные,химические,воздушно-пенные,хладоновые,порошковые икомбинированные. Огнетушители маркируются буквами, характеризующими вид огнетушителя и числом, указывающего его вместимость или объем.

Углекислотные огнетушители предназначены для тушения загорания различных материалов и электроустановок, напряжением до 100В.

Ручные ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8.

Передвижные ОУ-25, ОУ-80, ОУ-400.

Химпенный ОХП-10, предназначен для тушения загорания твердых материалов и горючих жидкостей на площади до 1 м2.

Воздушно-пенный используется для тушения загорания легковоспламеняющихся горючих жидкостей, твердых и клеющих материалов.Недопустимо использовать для тушения установок под напряжением (ОВП-5, ОВП-10).

Хладоновые используются для тушения легковоспламеняющихся горючих жидкостей (ОАХ0.5, ОХ3, ОХ7).

Порошковые огнетушители применяются для тушениявсехматериалов и установок. Комбинированные огнетушители – тушением порошком и воздушно-механической пеной.

Профилактические мероприятия - залог пожарной безопасности!

07 Октября 10:00

 К сожалению, в обществе существует явная недооценка значений реальности угрозы пожара, его опасных факторов. Гибель людей на пожарах во многом обусловлена отсутствием элементарных противопожарных знаний и навыков самозащиты у населения. Статистика показывает, что большинство людей не задумываются о том, как легко может возникнуть пожар, и поэтому не уделяют должного внимания организации безопасности своего жилья, пренебрегая собственной безопасностью и здоровьем, а также жизнями и здоровьем окружающих. Об этом свидетельствует, например, отсутствие огнетушителей в квартирах, которые позволили бы без проблем потушить возникшее возгорание.

Единицы граждан обеспечивают свой дом имеющимися в продаже автономными пожарными извещателями, работающими от обычной батарейки. Они при появлении дыма издают резкий звук, достаточно громкий, чтобы привлечь внимание и разбудить спящих. А между тем, пожарный извещатель – необходимый элемент в быту, поскольку помогает обнаружить возгорание на начальной стадии и немедленно предпринять необходимые действия, чтобы не дать огню распространиться на большие площади.

Мы уже не раз говорили о том, что в Санкт-Петербурге проводится работа по безвозмездной установке автономных дымовых пожарных извещателей в квартирах, где проживают многодетные семьи и социально незащищенные группы населения.

Так, на минувшей неделе, сотрудники Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Калининского района совместно со специалистами отделения Всероссийского добровольного пожарного общества и работниками Отдела социальной защиты населения провели профилактический рейд по семьям, относящимся к категории социально незащищенных. В ходе рейда с родителями и детьми проводились профилактические беседы о соблюдении правил пожарной безопасности в быту, им были вручены информационные листовки на противопожарную тематику. Наряду с этим, на безвозмездной основе в каждой семье были установлены автономные пожарные извещатели.

Во Фрунзенском районе также освежили знания горожан в сфере пожарной безопасности. Основной темой профилактического рейда стало отопление, ведь в холодное время года увеличивается количество пожаров. В рамках операции «Отопление» и в целях безаварийного прохождения отопительного сезона организовано информирование населения по вопросам соблюдения пожарной безопасности в жилье, в том числе при эксплуатации газового оборудования и приборов, а также о необходимых действиях при обнаружении пожара. На постоянной основе при взаимодействии с ООО «ПетербургГаз» проводятся осмотры газифицированных многоквартирных домов, а также при взаимодействии с органами внутренних дел и социальной защиты населения проведены профилактические обходы жилых помещений занимаемых социально неблагополучными семьями и гражданами.

Спасибо, Ваш комментарий принят!

Основные задачи пожарной профилактики

Профилактика пожаров – совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.

  • организация и осуществление наблюдения за противопожарным состоянием объекта;
  • разработка и реализация мер пожарной безопасности;
  • осуществление контроля за выполнением требований пожарной безопасности;
  • разработка предложений по предупреждению пожаров;
  • обучение мерам пожарной безопасности и действиям при пожаре;
  • проведение противопожарной пропаганды;
  • контроль за состоянием и работоспособностью систем и средств противопожарной защиты.

Задачи лиц ответственных за пожарную безопасность

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Задачи, стоящие перед лицами, ответственными за пожарную безопасность, вытекают из возложенных на них обязанностей и предоставленных прав.

Лица, ответственные за пожарную безопасность, в том числе и руководители организаций имеют право:

  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;
  • вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
  • устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
  • получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Лица, ответственные за пожарную безопасность, в том числе и руководители организаций обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  • включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
  • предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
  • предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
  • незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
  • содействовать деятельности добровольных пожарных;
  • обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными, постановление Правительства РФ “О противопожарном режиме” от 25.04.2012 № 390 руководители организаций, а также лица, ответственные за пожарную безопасность должны выполнять следующие основные обязанности:

Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации.

Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте.

Руководитель организации обеспечивает выполнение на объекте требований, предусмотренных статьей 6 Федерального закона “Об ограничении курения табака”.

Руководитель организации обеспечивает устранение нарушений огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад, а также осуществляет проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки). Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 2 раз в год.

Руководитель организации организует проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями.

Руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего акта испытаний.

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

Руководителем организации, на объекте которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара.

Руководитель организации обеспечивает исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.

Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны.

Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.

Руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год).

Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.

Руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).

 Руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам.

Руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам.

При проведении ремонтных работ дорог или проездов, связанных с их закрытием, руководитель организации, осуществляющей ремонт (строительство), предоставляет в подразделение пожарной охраны соответствующую информацию о сроках проведения этих работ и обеспечивает установку знаков, обозначающих направление объезда, или устраивает переезды через ремонтируемые участки дорог и проездов.

Руководитель организации обеспечивает своевременную очистку объектов от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев и сухой травы.

Вам также может быть интересно:

3.2. Профилактика пожарной безопасности в образовательных учреждениях

Общие требования

Вековой опыт борьбы с огнем определяет следующие основные правила борьбы с пожарами:

необходимо применять все возможные меры для предупреждения возникновения пожара – меры пожарной профилактики;

если пожар уже возник, выполняются необходимые мероприятия для его локализации и полного прекращения (ликвидации) пожара – меры пожарной обороны или репрессии.

Эти правила обязательны и для борьбы с пожарами в образовательных учреждениях. В силу особенностей объекта для противопожарной защиты должны быть выработаны и продуманы специальные мероприятия и способы борьбы.

В ППБ 01–03 изложены следующие требования пожарной безопасности к территориям:

не разводить костры;

не использовать открытый огонь;

курить только в отведенных местах;

не ставить автомобили ближе чем на 15 м от здания, так как они могут мешать подъезду пожарной техники.

По окончании рабочего дня необходимо проводить осмотр помещения. При осмотре следует особо обращать внимание на выполнение следующихтребований:

в помещениях произведена уборка;

корзины для сбора мусора должны быть пусты;

все электроприборы должны быть обесточены (штепсельные вилки вынуты из розеток);

окна и форточки должны быть плотно закрыты;

проходы и пространство у выходов из помещений должны быть свободны;

электроосвещение должно быть отключено;

входные двери должны быть закрыты на ключ;

автоматическая сигнализация должна быть включена и исправна;

первичные средства пожаротушения должны находиться в специально отведенных для них местах, доступ к ним должен быть свободен.

С целью предупреждения пожара в помещениях запрещается:

пользоваться нагревательными электроприборами для отопления помещений;

пользоваться электроприборами (электрочайниками, электрообогревателями и т. п.), потребляемая мощность которых превышает допустимую потребляемую мощность электросети;

включать в электросеть одновременно несколько электроприборов, суммарная потребляемая мощность которых превышает допустимую;

оставлять без присмотра по окончании рабочего дня любые электроприборы и устройства, находящиеся под напряжением;

включать электроприборы без стандартных штепсельных подключающих устройств;

пользоваться неисправными выключателями, розетками и штепсельными вилками (с разбитыми корпусами, обгоревшими и закопченными контактами, с незакрепленными искрящими и нагревающимися в месте контакта проводами);

производить монтаж и перемонтаж электросетей без соблюдения требований ПУЭ. Эти работы должны выполняться специалистами, имеющими допуск к работе с устройствами, находящимися под напряжением;

подключать к электросети неисправные электроприборы;

использовать для защиты электросети некалиброванные плавкие вставки или автоматические выключатели, ток срабатывания которых превышает максимально допустимое для данной электросети значение;

курить в рабочих кабинетах, учебных классах, туалетах, коридорах, производственных и складских помещениях, на лестницах, в учебных корпусах, на балконах общежитий; курение разрешается только в специально отведенных помещениях;

бросать на пол, в урны и мусоросборники непогашенные сигареты и спички;

приносить, хранить и использовать горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, огнеопасные предметы и материалы, горючие газы;

хранить емкости с горючими, легковоспламеняющимися жидкостями, баллоны с горючими газами, горючие предметы на путях эвакуации (в коридорах, на лестничных клетках, в вестибюле, в тамбурах эвакуационных выходов), а также в подвалах, на чердаках, в технических помещениях (электрощитовых, вентиляционных камерах и т. п.);

загромождать мебелью, материалами и оборудованием пути эвакуации (коридоры, лестничные клетки, вестибюли, тамбуры эвакуационных выходов из здания), доступ к первичным средствам пожаротушения, электрораспределительным щитам и отключающим устройствам;

закрывать на трудно открываемые запоры двери эвакуационных выходов в период нахождения людей в здании;

использовать имеющиеся средства пожаротушения не по прямому назначению.

Для проведения мероприятий с массовыми скоплениями людей допускается использовать только помещения с не менее чем двумя эвакуационными выходами, без решеток на окнах. Ответственные за мероприятие обязаны не допускать заполнения помещений людьми сверх установленной нормы. При проведении мероприятий на сцене и в помещениях для зрителей должно быть организовано дежурство ответственных лиц, членов добровольной пожарной дружины или работников пожарной охраны предприятия.

Все образовательные учреждения подлежат автоматической противопожарной защите: оснащение установками автоматической пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, дымоудаления.

Знаки пожарной безопасности

В образовательном учреждении необходимо использовать установленные знаки пожарной безопасности (табл. 3).

Таблица 3

Знаки пожарной безопасности

Примеры знаков пожарной безопасности представлены на рис. 11–15.

Рис. 15. Указательные знаки: «Эвакуационный (запасный) выход», «Направление к эвакуационному выходу», «Дверь эвакуационного выхода», «Направление к эвакуационному выходу (по лестнице вниз)», «Разбей стекло»

Эвакуационные знаки устанавливаются в положениях, соответствующих направлению движения к эвакуационному выходу. Из-за отсутствия таких знаков человек может не найти эвакуационного выхода, что может привести к печальным последствиям.

Противопожарные инструктажи

Согласно Правилам пожарной безопасности все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем организации.

Для изучения правил пожарной безопасности все работники образовательных учреждений должны проходить противопожарный инструктаж: вводный, первичный и повторный.

При проведении вводного инструктажа инструктируемые должны быть ознакомлены со следующими темами:

общие меры пожарной безопасности;

возможные причины возникновения пожаров и меры по их предотвращению;

практические действия в случае возникновения пожара.

Вводный инструктаж допускается проводить одновременно с инструктажем по охране труда (технике безопасности). О проведении вводного противопожарного инструктажа и поверке знаний производится запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательными подписями инструктировавшего и инструктируемого.

Первичный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. При этом инструктируемые должны быть ознакомлены:

с планом эвакуации и порядком действий в случае возникновения пожара;

с образцами всех имеющихся в образовательном учреждении первичных средств пожаротушения, оповещения людей о пожаре, а также со знаками безопасности, пожарной сигнализации и связи.

Повторный инструктаж все работники должны проходить не реже одного раза в шесть месяцев.

О проведении первичного и повторного инструктажей делается запись в журнале регистрации инструктажей по охране труда (технике безопасности).

Проведение противопожарного инструктажа в обязательном порядке должно сопровождаться практическим показом способов использования имеющихся средств пожаротушения.

Обеспечение эвакуации при пожаре

Для предотвращения воздействия на людей ОФП, организованного движения людей при эвакуации и выносе материальных ценностей в зданиях предусматриваются эвакуационные пути и выходы. Для каждого этажа издания составляется план эвакуации людей и материальных ценностей. Количество эвакуационных выходов из зданий, помещений и с каждого этажа зданий принимается на основании расчетов; обычно оно должно быть не менее двух. При составлении плана эвакуации принимается во внимание необходимое время эвакуации, категория производства и объем помещения. Требования к устройству путей эвакуации и эвакуационных выходов из зданий и помещений изложены в соответствующих СНиП. После утверждения плана эвакуации необходимо отработать его практически, включая подачу команд, вызов пожарных подразделений, оповещение о пожаре, открывание выходов и вывод людей из помещений.

В каждом образовательном учреждении разрабатывается и вывешивается на видном месте план эвакуации людей при пожаре.

В плане эвакуации должны быть отражены:

способы быстрого оповещения всех педагогов и учащихся о пожаре;

пути выхода школьников из горящих или находящихся под угрозой огня и дыма помещений;

запасные и основные выходы.

План эвакуации состоит из двух частей – графической и текстовой. В графической части показывается планировка этажей здания. Планы можно упрощать, изображая конструкции в одну линию, исключать небольшие помещения, не связанные с пребыванием людей. Но все эвакуационные пути и выходы должны быть обязательно показаны на плане.

Наименование помещений обозначают непосредственно на планах этажей либо все помещения нумеруют и прилагают пояснение к плану. Эвакуационные выходы и лестницы нумеруют. Это позволяет сохранить и упростить пояснительную записку к плану эвакуации. Двери на плане эвакуации показывают в открытом виде. Если при эксплуатации отдельные выходы закрыты, на плане эвакуации дверной проем изображают закрытым и отмечают местонахождение ключей с надписью: «Ящик с ключом от наружной двери».

На план наносят стрелки, указывающие маршруты движения людей исходя из наименьшего времени выхода и наибольшей надежности путей эвакуации.

Пути эвакуации делят на основные, которые обозначают сплошными зелеными линиями со стрелками, и резервные, которые обозначают пунктирными линиями со стрелками.

Практика показывает, что при пожаре не всегда удается вывести людей наружу через лестницы. Нередко люди спасаются, выходя на кровлю и в другие воздушные зоны. Если такие зоны имеются, то выходы на них показывают на плане эвакуации как резервные.

Кроме маршрутов движения, обозначают места нахождения ручных пожарных извещателей, огнетушителей, пожарных кранов, телефонов и другого пожарно-технического оборудования.

Графическую часть плана эвакуации в рамке под стеклом вывешивают на видном месте, обычно при входе на этаж. Текстовая часть плана эвакуации утверждается руководителем объекта и представляет собой таблицу, содержащую перечень действий при пожаре, порядок и последовательность действий, должности и фамилии исполнителей. Предписываемые действия должны быть тщательно продуманы и указаны конкретно.

Первое действие – вызов пожарной охраны. Для того чтобы вызов был четким, приводят текст вызова. Второе действие –объявление об эвакуации. Объявление должно делаться спокойно, но внушительным и повелительным тоном. Это может происходить по громкоговорящей системе оповещения, при этом по всему зданию транслируется заранее подготовленный текст.

При эвакуации учащихся из учреждения преподаватели обязаны:

подготовить детей к эвакуации: прекратить занятия, игры, прием пищи; при необходимости быстро одеть детей;

объявить порядок, направление движения и место сбора;

открыть двери в направлении движения в соответствии с планом эвакуации;

вывести детей;

закрыть дверь после вывода детей в целях уменьшения скорости распространения пожара по зданию;

собрать всех детей в предусмотренном планом эвакуации месте;

оказать при необходимости первую помощь пострадавшим;

проверить наличие детей по списку, результаты доложить руководителю образовательного учреждения, командиру прибывшего пожарного подразделения или руководителю тушения пожара.

До прибытия пожарных учащихся старших классов можно привлекать для оказания помощи учителям в организации эвакуации малышей: помочь их одеть, отвести в теплое помещение, вызвать «скорую помощь» для оказания медицинской помощи пострадавшим, выполнять другие отдельные поручения.

Каждое школьное здание должно иметь не менее двух эвакуационных выходов. В случае если один из них отрезан огнем, для спасения людей и имущества используется второй.

Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению к выходу из здания. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания, возможность их свободного открывания изнутри без ключа.

По согласованию с Государственной противопожарной службой МЧС России допускается закрывать запасные эвакуационные выходы на внутренний механический замок. В этом случае на каждом этаже здания назначается ответственный дежурный из числа обслуживающего персонала, у которого постоянно имеется при себе комплект ключей от всех замков на дверях эвакуационных выходов. Другой комплект ключей должен храниться в помещении дежурного по зданию. Каждый ключ в обоих комплектах должен иметь обозначение о принадлежности соответствующему замку.

Действия при пожаре

Исход любого пожара во многом зависит от того, насколько своевременно была вызвана пожарная помощь и приняты меры поэвакуации людей, от готовности всего обслуживающего персонала к действиям по тушению пожара. Поэтому каждый учитель, воспитатель должен хорошо знать и четко выполнять свои обязанности при возникновении пожара.

В практике не единичны случаи, когда пожар в первоначальной стадии бывает никем не замечен, огонь распространяется на большой площади, и тогда справиться с ним очень трудно. Бывает, что признаки горения или даже небольшой очаг пожара, т. е. пожар в начальной стадии его возникновения, обнаружены, но пожарную помощь не вызывают, а пытаются справиться с очагом возгорания своими силами при помощи первичных средств пожаротушения. Это не всегда удается, и пожар может принять большие размеры. Нередко пожарную помощь вызывают со значительным опозданием, затрачивая дорогое время на выяснение причины задымления или места возникновения пожара.

Во всех случаях независимо от размера пожара или загорания и даже при обнаружении хотя бы признаков горения (дыма, запаха горения резиновой изоляции проводов), необходимо немедленно вызвать пожарную помощь. Для этого следует подать сигнал тревоги для добровольной пожарной дружины (при ее отсутствии – позвонить в соседнюю дружину) и обязательно сообщить в ближайшую пожарную часть.

При вызове пожарной помощи по телефону необходимо четко назвать адрес учреждения, по возможности – место возникновения пожара, что горит и чему пожар угрожает (главным образом, какая угроза создается для людей), а также сообщить свою фамилию.

Вызвать пожарную охрану необходимо даже в том случае, когда пожар потушен своими силами, так как огонь может остаться незамеченным в скрытых местах (в пустотах деревянных перегородок, под полом и т. п.) и через некоторое время может разгореться вновь в еще больших размерах. Поэтому место пожара должно быть обязательно осмотрено специалистами пожарной охраны, которые подтверждает, что пожар действительно полностью ликвидирован.

После вызова пожарной помощи обеспечивается встреча пожарного подразделения. Для встречи пожарных выделяется специальное лицо из персонала учреждения. Встречающий должен четко проинформировать пожарных о сложившейся обстановке (все ли учащиеся и взрослые эвакуированы из горящего здания, если нет, то о степени угрозы учащимся и взрослым, сколько их осталось в здании, где они находятся, на каком этаже и в каких помещениях, как в эти помещения быстрее проникнуть). К моменту прибытия пожарной помощи желательно найти копию плана эвакуации или поэтажный план здания и передать его руководителю пожарного подразделения.

Кроме того, следует сказать, какие помещения охвачены огнем и куда огонь распространяется, а также о местах размещения наиболее ценного имущества, которое необходимо эвакуировать в первую очередь.

Одновременно с вызовом пожарной помощи необходимо без промедления приступить к подготовке, а в случае прямой угрозы – к непосредственной эвакуации людей из помещения.

При возникновении пожара в деревянном здании, где находятся учащиеся, эвакуация должна производиться немедленно из всего здания независимо от места и размера пожара в соответствии с заранее разработанным планом и особенностями развития пожара. Делать это нужно быстро и спокойно, принимая все меры для предотвращения паники.

При этом необходимо учитывать, что порядок вывода учащихся намечается в зависимости от места возникновения пожара и расположения выхода. В первую очередь эвакуация проводится из помещений, где в условиях возникшего пожара находиться опасно для жизни, а также из верхних этажей, причем первыми выводятся дети младших возрастов.

При эвакуации нельзя допускать скучивания ребят у выходов, а также возникновения паники.

Во время эвакуации нужно призывать к спокойствию. Все эвакуированные должны находиться под неослабным надзором. Для эвакуации надо использовать все выходы, в том числе не забывать о запасных, которыми в обычное время редко пользуются. В первую очередь для эвакуации с верхних этажей необходимо использовать лестничные клетки. Если лестница задымлена, надо быстро раскрыть или выбить стекла в окнах, находящихся на лестничной клетке, и дать приток свежему воздуху; двери помещений, откуда дым проникает на лестницу, плотно закрыть.

Если на внутренние лестницы проникает пламя или они уже охвачены огнем или очень задымлены, необходимо спасать учащихся через боковые окна и балконы с помощью стационарных и приставных лестниц. При этом следует плотно закрыть все неиспользованные для эвакуации балконные двери и окна, чтобы в помещение не проникал воздух, усиливающий огонь и направляющий дым в это помещение. Двери, ведущие в соседние помещения и коридор из помещения, где находятся учащиеся, во избежание проникновения дыма рекомендуется плотно закрыть, а щели в притворе и снизу двери заткнуть подручным материалом (шторы и т. п.), предварительно смочив их в воде.

Из задымленного помещения надо двигаться пригнувшись или ползком и держать голову ближе к полу, так как дым поднимается вверх, а внизу дыма меньше и легче дышать. Входя в сильно задымленное помещение, необходимо придерживаться стен и запоминать предметы по пути движения. Ориентироваться в задымленном помещении помогают направление настила досок и паркета пола, расположение окон, дверей и т. п.

По окончании эвакуации необходимо убедиться, что все учащиеся удалены из горящих и находящихся под угрозой огня помещений. Для этого нужно тщательно осмотреть все помещения, особенно задымленные, помня о том, что дети от испуга часто прячутся в укромные места (в темные углы, под столы, в шкафы, за шкафами и т. п.). Лица, ответственные за эвакуацию, должны лично убедиться в наличии полного состава каждой эвакуированной группы путем переклички по списку, выяснив тем самым, все ли спасены. Около выведенных из зданий учеников должен неотлучно находиться руководитель или учитель. Учащихся необходимо быстрее удалить от горящего здания в безопасное место, в установленный и заранее определенный пункт сбора. Это может быть клуб, столовая, административное здание, общежитие обслуживавшего персонала и т. п. Во всех случаях при тушении пожара необходимо действовать быстро, использовать все имеющиеся первичные средства пожаротушения, строго соблюдать правила безопасности.


Смотрите также