Промышленная и радиационная безопасность


Химическая и радиационная безопасность

Если посмотреть на показатели аварийности и травматизма в динамике, то в целом следует отметить стабилизацию показателей нарушений и происшествий в работе, например, количество групповых несчастных случаев составило 5 в 2006 г. (4 в 2005 г.), количество пострадавших в 2006 г. составило 23 человека, что на 1 человека больше, чем в 2005 г., а вот погибло в 2006 г. 10 человек, на 5 меньше, чем в 2005 г. Состояние аварийности, производственного травматизма, нарушений в работе на предприятиях и объектах, поднадзорных Управлению по надзору за специальными и химически опасными производственными объектами.

На взрывоопасных предприятиях хранения и переработки растительного сырья в 2006 г. так же, как и в 2005 г., произошло 2 аварии. Количество случаев со смертельным исходом в 2005 г. составило 8, а в 2006 г. 6 случаев. Тут следует отметить, что это все происходит на фоне увеличения количества предприятий с 3532 в 2005 г. до 4188 в 2006 г. и объектов 10412 в 2005 г. до 11692 в 2006 г.

Политика Ростехнадзора в области надзора за специальными и химически опасными производственными объектами

К сфере деятельности Управления по надзору за специальными и химически опасными производственными объектами относятся организация и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при создании, эксплуатации и ликвидации взрывопожароопасных и химически опасных производств и объектов, включая объекты химического комплекса, спецхимии, спецтехнологий, химического разоружения, объекты производства, хранения и применения взрывчатых веществ и средств инициирования промышленного назначения, объекты хранения и переработки растительного сырья, а также при транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах, включая объекты и средства транспортирования опасных веществ.

Ростехнадзор решает задачи повышения эффективности государственного надзора за обеспечением промышленной безопасности, предупреждения техногенных аварий и катастроф, способных привести к значительному ущербу поднадзорным объектам, природной среде, отрицательному воздействию в демографической и социальной сфере; создания условий развития и модернизации промышленности на основе внедрения новейших научных достижений в области технического прогресса и путем активного участия в нормативном регулировании в области промышленной безопасности и в совершенствовании проектной и эксплуатационной документации.

Наша страна относится к ведущим государствам мира по объемам производства взрывных работ. Области применения энергии взрыва расширяются, массы ежегодно расходуемых взрывчатых веществ растут, и эта тенденция сохраняется. Взрывные работы ведут более 1200 предприятий и организаций. Общий годовой объем потребления взрывчатых материалов достигает почти 1 млн тонн.

Значительную опасность и риски содержат предприятия химического комплекса, включая предприятия и объекты по производству минеральных удобрений, аммиачные холодильные установки, хлорные объекты систем водоподготовки, целлюлозно-бумажные производства и другие производства и объекты, связанные с обращением или хранением токсичных и взрыво-, пожароопасных вещества, объекты спецхимии, уничтожения химического оружия и ликвидации последствий деятельности по его производству, другие объекты специального назначения. Количество предприятий, эксплуатирующих указанные производства и объекты, составляет около 5 тысяч. Тенденция ежегодного роста количества поднадзорных объектов составляет более 6% в год. Практически любой инцидент, не говоря об авариях, может привести к опасным последствиям.

К ведению Службы также относится надзор за производственными объектами хранения и переработки растительного сырья при их эксплуатации, применением технических устройств на этих объектах. В 2006 году число поднадзорных организаций составило 4063, которые эксплуатируют более 10400 взрывоопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья, в основном пищевой направленности. Безопасность таких производств — это вклад в продовольственную безопасность России.

Государственный надзор за промышленной безопасностью при транспортировании опасных веществ железнодорожным и автомобильным транспортом на опасных производственных объектах направлен на соблюдение организациями-изготовителями и перевозчиками опасных веществ специальных условий транспортирования, а именно: применения безопасных транспортных средств, защитной тары и упаковки, правильности классификации, маркировки опасных веществ, применения технологического оборудования при погрузочно-разгрузочных операциях, а также требований безопасности при организации движения на опасных производственных объектах.

В целом состояние промышленной безопасности на объектах, поднадзорных Управлению, находится на приемлемом уровне, о чем свидетельствует отсутствие длительное время крупных техногенных аварий и катастроф.

Состояние аварийности, производственного травматизма и нарушений в работе на объектах, поднадзорных Управлению по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой

В целом в 2006 г. наблюдается положительная динамика. В течение 2006 г. зафиксировано 4 нарушения в работе объектов ядерного топливного цикла, что на 9 меньше, чем в 2005 г. Выявлено 850 нарушений требований норм, правил условий действия лицензий.

Политика Ростехнадзора в области управления и регулирования безопасности объектов ядерного топливного цикла, надзора за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой

Одним из основных направлений работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) является реализация Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года» и её части «Развитие и реконструкция производственных мощностей ядерного топливного цикла», то есть тех поднадзорных Службе объектов, регулирование безопасности которых осуществляет Управление по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой.

В рамках ФЦП предусматривается освоение месторождений по добыче природного урана в Читинской области, Бурятии и Курганской области. Развитие обогатительных производств урана на действующих производствах, развитие мощностей по изготовлению ядерного топлива на машиностроительном заводе г. Электросталь, Новосибирском заводе химконцентратов и Чепецком механическом заводе в Удмуртии.

Сейчас все указанные в программе предприятия имеют соответствующие лицензии Ростехнадзора на деятельность в области использования атомной энергии, а в рамках Программы эти предприятия должны получить заключение государственной экологической экспертизы, а также лицензию или изменение условий действующей лицензии на сооружение и последующую эксплуатацию новых или реконструируемых производственных мощностей.

О введении в действие Правил физической защиты радиоактивных веществ (РВ) и радиационных источников при транспортировании с 1 июня 2007 г. 

Согласно установленным приказом руководителя Ростехнадзора Константина Пуликовского нормам физическая защита при транспортировании РВ должна обеспечивать: предупреждение несанкционированных действий; своевременное обнаружение противозаконных действий; задержку проникновения нарушителя; реагирование на несанкционированные действия для их пресечения.

Кроме того, Правилами установлено количество некоторых ядерных материалов (ЯМ), подлежащих физической защите при транспортировании, — плутония, урана-233, -235, нептуния-237, америция-241, -243, калифорния-252, тория.

Правила разработаны в Научно-техническом центре ядерной и радиационной безопасности с учетом замечаний МВД России, Роспотребнадзора, Росстроя, Федеральной таможенной службы, Роспрома, концерна «Росэнергоатом», в соответствии с требованиями Федерального закона «Об использовании атомной энергии», рекомендациями ООН по перевозке опасных грузов, а также рекомендаций МАГАТЭ.

На федеральном уровне данные правила приняты впервые. Ранее организации, занимавшиеся транспортированием радиоактивных веществ и радиационных источников, пользовались ведомственными документами и правилами МАГАТЭ. Отныне Ростехнадзор вводит в действие единые требования к организациям всех ведомств и предприятиям любой формы собственности.

Правила прошли правовую экспертизу Министерства юстиции России.

Международное сотрудничество в области регулирования ядерной и радиационной безопасности

В вопросе международного сотрудничества следует отметить подписанную 21 марта 2007 г. Совместную декларацию о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Агентством по ядерной энергии Организации экономического сотрудничества и развития (АЯЭ ОЭСР) в области мирного использования атомной энергии.

Декларация будет содействовать дальнейшему развитию российской атомной отрасли и предоставит России статус постоянного наблюдателя во всех комитетах Агентства. Агентство по ядерной энергии включает 28 стран-участниц.

Ожидаемые высокие темпы развития атомной энергетики в ряде стран, расширение географии строительства атомных электростанций, в свою очередь, диктуют необходимость укрепления международного сотрудничества в данной области.

Основными задачами Агентства по ядерной энергии как раз и являются изучение долгосрочных аспектов мирного использования атомной энергии в контексте устойчивого развития, технических аспектов обеспечения ядерной и радиационной безопасности, проведение прикладных исследований, обмен опытом и информацией по вопросам регулирования ядерной и радиационной безопасности. Следует отметить, что в Агентстве аккумулированы опыт и знания экспертов ведущих мировых ядерных держав.

С другой стороны, Россия является страной, вот уже более 50 лет масштабно использующей атомную энергию в мирных целях. Я думаю, что совместная работа российской атомной отрасли и АЯЭ ОЭСР будет содействовать экспериментальным и теоретическим исследованиям, промышленным разработкам, а также обмену информацией и передаче знаний с целью совершенствования существующих и разработки новых инновационных технологий, повышению безопасности атомной энергетики.

Мы рассматриваем сотрудничество с Агентством как возможность участвовать в приоритетных для России проектах и программах, дополняющих и оказывающих поддержку деятельности, осуществляемой в рамках Международного агентства по атомной энергии.

Хочу также отметить, что подписание Совместной декларации не является отправной точкой для начала нашего сотрудничества. Мы достаточно давно совместно работаем с Агентством и в рамках научных исследовательских проектов, и ряда программ. Постоянно участвуем в деятельности некоторых технических комитетов. С подписанием Совместной декларации наше сотрудничество будет только расширяться. Это необходимый положительный этап в общем процессе развития сотрудничества России с ОЭСР.

Ядерная и радиационная безопасность

Уведомление о проведении совещания

Совещание по обсуждению сводки отзывов, составленной по замечаниям и предложениям, поступившим на проект федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные требования к продлению срока эксплуатации блока атомной станции» (указанный проект был опубликован (размещен на сайте Ростехнадзора) 22 декабря 2017 г.), состоится 7 февраля 2018 г. в 10-00 по адресу: г. Москва, ул. Таганская, д. 34, стр. 1.

Ростехнадзор информирует

На проект приказа Ростехнадзора (размещен на сайте 24.03.2017) «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по выдаче разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии» получено заключение Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.06.2017 № 17863_ОФ/Д09и.

Концепция совершенствования нормативно-правового регулирования безопасности и стандартизации в области использования атомной энергии

План реализации Концепции совершенствования нормативно-правового регулирования безопасности и стандартизации в области использования атомной энергии, утвержденный руководителем Ростехнадзора А.В. Алёшиным 25 июня 2015 г. Реестр сведений об аттестации экспертов, привлекаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору к проведению мероприятий по контролю (надзору)

Радиационная безопасность и производственный контроль за радиационной безопасностью при обращении с генерирующими источниками ионизирующих излучений

Радиационная безопасность и производственный контроль за радиационной безопасностью при обращении с генерирующими источниками ионизирующих излучений

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 09.01.1996 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», Основными санитарными правилами и нормами обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ -99 / 2010), Нормами радиационной безопасности (НРБ-99 / 2009), СанПиН 2.6.1.1192-03 Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований.

Количество часов: от 72 часов

Форма обучения: очно-заочная

Периодичность обучения: 1 раз в пять лет

 Категория слушателей: руководители и специалисты предприятий, занятых проектированием, монтажом, эксплуатацией и утилизацией устройств с генерирующими источниками ионизирующих излучений: рентгеновских аппаратов, рентгеновских дефектоскопов, досмотровых установок и т.п.

Документы, выдаваемые по завершении обучения: — удостоверение о повышении квалификации.

Основные темы программы:

  • Организация государственного санитарного надзора за обеспечением радиационной безопасности (РБ) персонала и населения
  • Рентгеновское излучение: характеристики, взаимодействие с веществом, защита
  • Радиационный контроль: методики и приборная база
  • Действие ионизирующего излучения на организм человека
  • Законодательное и нормативное обеспечение РБ
  • Производственный и радиационный контроль при обращении с ИИИ
  • Обеспечение радиационной безопасности при обращении с ГИИИ
  • Радиационная безопасность при радиационных авариях и чрезвычайных ситуациях

Основы рентгеновской техники и её применения

Скачать заявку

Скачать учебный план

Радиационная безопасность - это... Что такое Радиационная безопасность?

Интернациональный знак радиоактивности — элемент системы.

Радиационная безопасность — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.

Основные принципы обеспечения радиационной безопасности

Радиационная безопасность персонала, населения и окружающей природной среды считается обеспеченной, если соблюдаются основные принципы радиационной безопасности (обоснование, оптимизация, нормирование) и требования радиационной защиты, установленные Федеральными законами РФ, действующими нормами радиационной безопасности и санитарными правилами.

  • Принцип обоснования—запрещение всех видов деятельности по использованию источников излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного облучением. Должен применяться на стадии принятия решения уполномоченными органами при проектировании новых источников излучения и радиационных объектов, выдаче лицензий и утверждении нормативно-технической документации на использование источников излучения, а также при изменении условий их эксплуатации.

В условиях радиационной аварии принцип обоснования относится не к источникам излучения и условиям облучения, а к защитному мероприятию. При этом в качестве величины пользы следует оценивать предотвращенную данным мероприятием дозу. Однако мероприятия, направленные на восстановление контроля над источниками излучения, должны проводиться в обязательном порядке.

  • Принцип оптимизации предусматривает поддержание на возможно низком и достижимом уровне как индивидуальных (ниже пределов, установленных действующими нормами), так и коллективных доз облучения, с учетом социальных и экономических факторов. В условиях радиационной аварии, когда вместо пределов доз действуют более высокие уровни вмешательства, принцип оптимизации должен применяться к защитному мероприятию с учетом предотвращаемой дозы облучения и ущерба, связанного с вмешательством. Также известен, в том числе в международной практике [1] как принцип ALARA(ALARP).
  • Принцип нормирования, требующий непревышения установленных Федеральными законами РФ и действующими нормами РБ индивидуальных пределов доз и других нормативов РБ, должен соблюдаться всеми организациями и лицами, от которых зависит уровень облучения людей.

Пути обеспечения радиационной безопасности

Радиационная безопасность на объекте и вокруг него обеспечивается за счет:

  • качества проекта радиационного объекта;
  • обоснованного выбора района и площадки для размещения радиационного объекта;
  • физической защиты источников излучения;
  • зонирования территории вокруг наиболее опасных объектов и внутри них;
  • условий эксплуатации технологических систем;
  • санитарно-эпидемиологической оценки и лицензирования деятельности с источниками излучения;
  • санитарно-эпидемиологической оценки изделий и технологий;
  • наличия системы радиационного контроля;
  • планирования и проведения мероприятий по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при нормальной работе объекта, его реконструкции и выводе из эксплуатации;
  • повышения радиационно-гигиенической грамотности персонала и населения.

Радиационная безопасность персонала обеспечивается:

  • ограничениями допуска к работе с источниками излучения по возрасту, полу, состоянию здоровья, уровню предыдущего облучения и другим показателям;
  • знанием и соблюдением правил работы с источниками излучения;
  • достаточностью защитных барьеров, экранов и расстояния от источников излучения, а также ограничением времени работы с источниками излучения;
  • созданием условий труда, отвечающих требованиям действующих норм и правил РБ;
  • применением индивидуальных средств защиты;
  • соблюдением установленных контрольных уровней;
  • организацией радиационного контроля;
  • организацией системы информации о радиационной обстановке;
  • проведением эффективных мероприятий по защите персонала при планировании повышенного облучения в случае угрозы и возникновении аварии.

Радиационная безопасность населения обеспечивается:

  • созданием условий жизнедеятельности людей, отвечающих требованиям действующих норм и правил РБ;
  • установлением квот на облучение от разных источников излучения;
  • организацией радиационного контроля;
  • эффективностью планирования и проведения мероприятии по радиационной защите в нормальных условиях и в случае радиационной аварии;
  • организацией системы информации о радиационной обстановке.

Организационные мероприятия, обеспечивающие радиационную безопасность работ

Согласно действующим в РФ нормам РБ организационными мероприятиями, обеспечивающими радиационную безопасность работ, являются:

  • оформление работы нарядом или распоряжением;
  • допуск к работе;
  • надзор во время работы;
  • оформление перерывов в работе;
  • оформление окончания работы.

Санкции за нарушение требований норм и правил по радиационной безопасности в РФ.

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии со статьей 55 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”. Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства:

  • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилищным помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;
  • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалами и изделиями, новым технологиям производства;
  • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений;
  • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитанию и обучению, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическим и микробиологическим организмам и их токсинам;
  • невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 51 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”. Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается законодательством Российской Федерации.

Действующие в России правила и нормы

  • Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010);
  • Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-2003);
  • Правила радиационной безопасности при эксплуатации атомных станций (ПРБ АС-99);
  • Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009).
  • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Действующие нормы Украины

  • Нормы радиационной безопасности Украины (НРБУ-97)[2];

Примечания

Ссылки

  • Каталог по безопасности жизнедеятельности

См. также


Смотрите также