Режим обеспечения безопасности государства


Тема 4. Режимы обеспечения безопасности государства

Режим защиты госсекретов – это установленная нормативными актами высших органов законодательной и исполнительной власти РФ система организационных, административно-правовых, инженерно-технических и иных мер, устанавливающая порядок обеспечения сохранности сведений, составляющих государственную тайну.

Нормативной базой этого режима являются: законы РФ: «О безопасности» - 1997 г., «О государственной тайне» 1993 г., «Об информации, информатизации и защите информации» - 2006 г., , Постановление Правительства РФ № 63 от 06 февраля 2010 г., объявляющее Инструкцию о порядке, допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне, а также ведомственные приказы, изданные на основании упомянутой Инструкции.

Законом определено, что государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. То есть в самом определении дается исчерпывающий перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, защита которых обеспечивается комплексом режимных мер.

Систему защиты государственной тайны составляет совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях,

Засекречивание сведений и их носителей заключается во введе­нии ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью руководителями органов государственной власти, включенными в Перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне (Распоряжение Президента РФ № 151-рп от 16 апреля 2005 г.).

Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений, межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Этот Перечень утверждается Президентом РФ, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости (Указ № 61 от 24 января 1998г.).

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие их разглашения. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим сведениям грифы секретности для носителей указанных сведений «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Использовать эти грифы для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается. К сведениям особой важности относятся сведения, распространение которых может нанести ущерб Российской Федерации.

К совершенно секретным относятся сведения, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства РФ или отрасли экономики. К секретным сведениям относятся все иные сведения из перечня составляющих государственную тайну. Ущерб в этом случае может быть нанесен интересам предприятия, учреждения, организации.

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

 1.о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

2. о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; 

3. о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

4.о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

5. о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

6. о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

7. о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

К органам защиты государственной тайны законодательно отнесены:

– межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

– органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и их органы на местах);

– органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Полномочия каждого из этих органов определяются законами либо положениями, утвержденными Президентом РФ.

Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на руководителей, а в войсковых частях – на командиров.

Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

– принятие обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

– согласие на частичные, временные ограничения их прав, в частности, права на выезд за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте);

– письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

– определение видов, размеров и порядка получения льгот, установленных законодательством;

– ознакомление с нормами законодательства о государственной тайне, предусматривающими ответственность за их нарушение (статьи 283, 283.1, 284 Уголовного кодекса РФ);

– принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения, организации о допуске оформляе­мого к государственной тайне.

Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан РФ, соответствующие трем степеням секретности сведений:

– к сведениям особой важности – форма № 1

– к совершенно секретным – форма № 2

– к секретным – форма № 3

Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

- права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

- права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

- права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Статья 22 Закона дает исчерпывающий перечень условий, при которых должностные лица и граждане не допускаются к секретным работам и документам. Такими основаниями являются:

– признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

– наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утвержденному Министерством здравоохранения РФ;

– постоянное проживание его самого, и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

– выявление в результате проводимых мероприятий действий проверяемого лица, создающих угрозу безопасности РФ.

– уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Постановлением Правительства РФ № 1003 от 22 августа 1998 г. утверждено Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне. Лица, имеющие двойное гражданство, полученное в соответствии с Законом «О гражданстве РСФСР», допускаются к сведениям с грифом «секретно» в порядке, установленном для должностных лиц и граждан РФ только после проведения проверочных мероприятий органами Федеральной службы безопасности.

Иностранные граждане допускаются к государственной тайне на основании международного договора, предусматривающего обязательства иностранного государства или международной организации по защите передаваемых им сведений, составляющих государственную тайну.

Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими соответствующих лицензий в порядке, определенном постановлением Правительства РФ № 333 от 15 апреля 1995 г.

Лицензии выдаются на основании специальных экспертиз предприятий и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, на бланках строгой отчетности, имеющих степень защиты, со сроком действия не более 5 лет. На каждый вид деятельности выдается отдельная лицензия.

Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, вправе отказать в выдаче лицензии в следующих случаях:

– наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;

– отрицательное заключение экспертизы, установившей отсутствие условий, необходимых для осуществления заявленного вида деятельности;

– отрицательное заключение по результатам государственной аттестации руководителя предприятия.

Административная ответственность за нарушения правил оборота информации охраняемой законом в соответствии с КоАП РФ:

1. Ст. 5.39.Отказ в представлении гражданину информации (судья).

2. Ст. 13.11.Незаконный оборот информации (ФСТЭК России).

3. Ст. 13.11.1. Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера

3. Ст. 13.12.Нарушение правил защиты информации (ФСТЭК России, ФСБ РФ).

4. Ст. 13.13.Незаконная деятельность в области защиты информации (ФСТЭК России, ФСБ РФ).

5. Ст. 13.14.Разглашение информации с ограниченным доступом (ФСБ РФ, СВР РФ, ФСТЭК России).

6. Ст. 13.15. Злоупотребление свободой массовой информации (судья).

8. Ст. 17.13.Разглашение сведений о мерах безопасности (судья).

9. Ст. 19.7.Не предоставление информации (судья)

Административно-правовые режимы особых состояний государства и обеспечения его безопасности

Безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В свою очередь, жизненно важные интересы – это потребности, удовлетворение которых необходимо для существования и развития личности, общества и государства.

Для создания и поддержания необходимого уровня безопасности в Российской Федерации существует и постоянно совершенствуется система безопасности, включающая в себя:

– правовые нормы, регулирующие отношения в сфере безопасности и определяющие основные направления деятельности;

– субъекты, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом (органы государственной  власти, государственные, общественные и иные организации, граждане);

– и механизм контроля за их деятельностью.

Одним из средств обеспечения безопасности являются административно–правовые режимы особых состояний государства и обеспечения его безопасности

Элементы административно-правовых режимов  имеются в законах о чрезвычайных ситуациях, обороне, мобилизации. В этих сферах и ситуациях нужны специальные правовые регуляторы.

В числе особых государственных состояний, обеспечивающих безопасность, необходимо назвать чрезвычайное положение. Согласно ст. 88 Конституции РФ Президент при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. В соответствии с п.п. «б» и «в» части первой ст. 102 Конституции РФ непосредственное утверждение соответствующих указов Президента РФ входит в компетенцию Совета Федерации.

Этот режим имеет все особенности правового режима (особый правовой режим деятельности органов государственной власти и других организаций, установленные законом ограничения прав и свобод, является временной мерой, вводится в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя). Используются как традиционные, так и особые административно-правовые меры.

Еще одной разновидностью административно-правового режима, связанного с безопасностью, является обеспечение мобилизационной системы страны  (нормативное правовое регулирование в указанной области, определение условий работы в период мобилизации и в военное время; перевод органов власти и организаций на работу в условиях военного и формирований к мобилизации и ее проведение, разработка мобилизационных планов экономики всех уровней).

Следующим аспектом безопасности является безопасность границ государства, для обеспечения которой применяются: режим государственной границы, пограничный и таможенный режимы.

Режим государственной границы устанавливается законодательными актами РФ  и международными договорами.

Правилами содержания Государственной границы регулируются порядок сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержания пограничных просек, проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения Государственной границы.

Пограничный режим – это режим пограничной полосы, территориальных вод, внутренних вод, имеющих выход к Государственной границе, который служит интересам создания необходимых условий для охраны Государственной границы (включает правила: въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной полосе; хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной полосе и ряд иных норм).

Таможенный режим  обеспечивает таможенные границы и таможенное пространство государства (включает: административное воздействие на ввоз и вывоз товаров путем запретов или ограничений, лицензирование, квотирование и применение иных способов административного регулирования экономических процессов; таможенное оформление; таможенные платежи; таможенный контроль; правила пользования и распоряжения затаможенными товарами и транспортными средствами).

В зависимости от конкретного содержания  перечисленных элементов таможенный режим может быть  льготным,  обычным и усиленным.

Полномочия органов Федеральной службы безопасности в обеспечение режима защиты государственной тайны (стр. 1 из 6)

План

Введение

Глава I. Общая характеристика режима защиты государственной тайны

1.1 Понятие режима защиты государственной тайны и его содержание

1.2 Органы, защищающие государственную тайну и распределение полномочий между ними

Глава II. Компетенция Федеральной службы безопасности в обеспечение режима государственной тайны

2.1. Задачи Федеральной службы безопасности в режиме государственной тайны

2.2. Права Федеральной службы безопасности в режиме государственной тайны

Заключение

Введение

Не секрет что наша страна занимает одно из ведущих мест в области военной промышленности, экономике и иных сферах развития. Исходя из этого можно сделать вывод, что для достижения таких результатов страна обладает некоторыми секретными сведениями, обнородование приведет к потери данного престижа. Эти сведения и являются государственной тайной.

Актуальность темы в том, что, защита интересов страны и важнейших сведений касающихся ее безопасности является главной задачей власти. В виду сложившейся обстановки в мире, когда существует угроза со стороны терроризма, действия разведывательных организаций других стран, утеря сведений составляющих государственную тайну может привести не только к угрозе безопасности страны, но и поставит под удар жизнь граждан.

В основу исследования положены такие методы , как общенаучный, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие.

Объектом исследования полномочия федеральной службы безопасности в сфере защиты режима государственной тайны.

Предмет исследования нормативные правовые акты, регулирующие режим защиты Государственной тайны органами ФСБ.

Цель курсовой работы – комплексное структурно-логическое исследование режима защиты Государственной тайны органами ФСБ.

Задачи курсовой рассмотреть полномочия федеральной службы безопасности в обеспечении режима защиты государственной тайны.

Положения выносимые на защиту: 1.Дать характеристику режиму защиты государственной тайны.

2.Компенция органов Федеральной службы безопасности в обеспечение режима государственной тайны.

Глава 1 Общая характеристика режима защиты Государственной тайны

1.1 Понятие режима защиты Государственной тайны и его содержание

В начале необходимо дать ответ на вопрос что же все-таки такое Государственная тайна. Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации

Отнесение тех или иных сведений к государственной тайне продиктовано необходимостью обеспечения безопасности государства, что влечет за собой законодательное ограничение права граждан, закрепленного в ст. 29 (ч.ч. 1, 4) Конституции Российской Федерации о том, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.1 При этом эта же статья содержит указание на то, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Понятие обеспечения безопасности государства весьма широко. Имеется в виду обеспечение безопасности в военной сфере, в сфере науки и техники, экономической безопасности, безопасности во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности РФ, безопасности в разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Государство призвано защищать своих граждан, себя, свой конституционно-правовой строй от каких-либо посягательств как внешних, так и внутренних врагов. Одним из главных методов такой государственной защиты является отнесение сведений из той или иной указанной сферы к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой. В связи с отнесением сведений из указанных областей к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой, возникают правовые отношения. Правоотношения - это отношения, которые порождают взаимные права и обязанности участвующих в них сторон. Например, отнесение сведений к государственной тайне влечет обязанность должностных лиц, государственных органов, имеющих к ним доступ, граждан, получивших к ним доступ, не разглашать эти сведения неопределенному кругу лиц. Главной и определяющей целью законодательства о государственной тайне является задача - избежать возникновения угрозы для безопасности РФ. Угроза безопасности есть совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

При этом реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, должна определять содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности. Поэтому главным при решении вопроса об отнесении сведений к государственной тайне, принятии мер по их защите является правильная оценка возможной угрозы объекта безопасности и принятие адекватных мер. Тайной может стать определенная информация, которая может передаваться как в устной, письменной, так и цифровой электронной форме. Эта информация подлежит государственной защите, представляющей собой систему норм, правил, ограничений, предписывающих различным лицам, имеющим допуск к государственной тайне, не разглашать и не передавать эту информацию лицам, не имеющим к ней допуск, под страхом наказания за нарушение данных запретов. Государственная защита тайны обеспечивается государственными правоохранительными и военизированными органами исполнительной власти (Министерством обороны, ФСБ, службой внешней разведки и др.), которые осуществляют контроль за ее соблюдением и уголовное преследование лиц ее нарушивших. Надзор за соблюдением законодательства по защите государственной тайны указанными органами власти и их должностными лицами осуществляет прокуратура РФ.

Перечень сведений составляющих государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:

-о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому,

оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом “Об обороне”, об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

-о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

-о разработке, технологии, производстве, об объемах производства,

о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

-о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах , рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

- о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для их объектов;

-о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

-о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям ,о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

- об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

-о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

-об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном и натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

-о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

- об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

3) сведения в области внешней политики и экономики:

Общие административно-правовые режимы обеспечения общественной безопасности

Проблема обеспечения общественной безопасности требует особого подхода к правовому регулированию в различных сферах государственного управления. Следует согласиться с позицией профессора С.А. Старостина, что все правовые режимы подразделяются на две группы:

а) первичные, или общие;

б) вторичные.

Первые являются такими комплексами правовых средств, которые выражают общие и исходные соотношения способов правового регулирования на некотором участке общественной жизни (отраслевые режимы).

Вторые представляют собой известные модификации общих режимов, вносящие либо особые льготы и преимущества, состоящие в дополнительных правах, либо особые ограничения, которые заключаются в дополнительных запретах и позитивных обязываниях (внутриотраслевые режимы).

Так, под юридическим режимом отрасли «следует понимать особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования – особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм».

На наш взгляд, подобная характеристика является универсальной и вполне приемлема к любому, а не только отраслевому правовому режиму. Административному праву присущ свой отраслевой режим, в основе которого лежат принципы административно-правового регулирования, методы и способы административно-правового воздействия, правовое положение участников административно-правовых отношений, в том числе и в сфере обеспечения общественной безопасности.

Справедливость заявленного тезиса, можно аргументировать позицией С.А. Старостина, который также отмечает, что цели административно-правовых режимов полностью лежат в сфере национальной безопасности. Административно-правовые нормы служат защите определенного государственного распорядка, гарантиям правопорядка и общественной безопасности.

Административно-правовой режим обеспечения общественной безопасности сопровождает деятельность органов и должностных лиц исполнительной власти при их взаимодействии с гражданами и организациями, а также между собой при реализации ими своих должностных обязанностей, регулировании различных социальных объектов и процессов. Это режим, который, на наш взгляд, может быть обозначен как общий режим деятельности государственной администрации в сфере обеспечения общественной безопасности. Он рассчитан на повседневную административную деятельность, типичные социально-управленческие ситуации и выполняет роль одного из элементов в системе организационно-правовых средств, используемых для упорядочения отдельных видов исполнительно-распорядительной деятельности государственной администрации.

В то же время, когда требуются специальные и особые меры исполнительной деятельности, применяемые на определенной территории в отношении определенного объекта безопасности, на который направлено воздействие угроз посягающих на общественную безопасность, устанавливаются специальные или особые административно-правовые режимы.

При таком подходе, ключевым здесь является формирование комплексного административно-правового режима обеспечения общественной безопасности, объединяющего множество различных административно-правовых режимов, упорядочивающих и закрепляющих правовой статус субъекта обеспечения общественной безопасности, объект управляющего воздействия, требуемую степень их подчиненности, информационного взаимодействия, как в повседневной деятельности государственной администрации по обеспечению общественной безопасности, так и при возникновении угроз на нее посягающих.

Можно с уверенностью констатировать, что административно-правовой режим обеспечения общественной безопасности является сложным комплексным образованием, включающим в себя множество юридически оформленных как общих, специальных, так и особых административно-правовых режимов, установленных нормами субинститутов административного права.

Конституционной основой исследуемых режимов являются нормы, устанавливающие неприкосновенность основных прав и свобод личности, интересов общества и государства. Данные режимы обладают определенным набором средств правового регулирования, свойственных отношениям в сфере государственного управления: регистрацией, лицензированием, комплексом мер технического регулирования, квотированием, государственной экспертизой, государственным мониторингом, системой контроля и надзора за выполнением режимных требований. Функционирование режимов обеспечивается материальными, финансовыми, правовыми, информационными, кадровыми и иными ресурсами.

Для обеспечения функционирования специальных административно-правовых режимов общественной безопасности субъекты исполнительной власти наделяются специальными полномочиями либо создаются органы исполнительной власти специальной компетенции. Данные административно-правовые режимы обеспечиваются системой мер административного принуждения, что не исключает и наличия системы поощрений, льгот, иных способов стимулирования правомерного поведения управляемых субъектов.

Нельзя не согласиться с мнением правоведов, считающих, что административно-правовые режимы - это не только целесообразное, но и необходимое комплексное средство правового регулирования, поскольку определенные отношения в административной сфере испытывают необходимость в особом целевом предназначении, особой процессуальной регламентации, особом правовом статусе субъектов правоотношений, особом механизме реализации их правосубъектности и комплексе мер защиты их прав, особых ресурсах. В данных случаях устанавливаются особые административно-правовые режимы обеспечения общественной безопасности.

Таким образом, представляется целесообразным классифицировать административно-правовые режимы обеспечения общественной безопасности на: общие, специальные и особые.

Содержание общих административно-правовых режимов обеспечения общественной безопасности составляют режимы деятельности государственной администрации, а именно режимы организации государственного административного контроля и надзора в целях обеспечения общественной безопасности: лицензионно-разрешительный режим; паспортно-регистрационный режим; паспортно-визовый режим; противопожарный режим; правовой режим информации, санитарно-эпидемиологический; обеспечения безопасности дорожного движения и проч.

Содержание специальных административно-правовых режимов обеспечения общественной безопасности составляют режимы деятельности государственной администрации на определенных территориях, имеющих стратегическую важность для реализации интересов личности, общества, государства, а именно: режим Государственной границы; пограничный режим; режим закрытых территориальных образований; таможенный режим, режим особо охраняемых природных объектов и т.п.

Содержание особых административно-правовых режимов обеспечения общественной безопасности составляют режимы деятельности государственной администрации, регламентирующие чрезвычайный (экстраординарный) режим осуществления государственной власти в различных ситуациях, когда нормальное функционирование общества и государства становится невозможным: режим чрезвычайного положения, режим военного и особого положения.

Рассмотрению общих административно-правовых режимов обеспечения общественной безопасности в контексте режимов деятельности государственной администрации по осуществлению государственного административного надзора и контроля на современном этапе развития нашей государственности посвящены работы в рамках монографических исследований С.М. Зырянова, А.В. Мартынова и др.

Как справедливо отмечают авторы, современная жизнь сопряжена с множеством самых разнообразных угроз, непосредственно связанных с деятельностью человека. Безопасность как состояние защищенности личности, общества и государства от этих угроз обеспечивается установлением технических регламентов, стандартов, правил, нормативов, введением юридических запретов, ограничений, правил и условий осуществления различных видов деятельности. Все более точной и адресной год от года становится юридическая, преимущественно административная ответственность за нарушение установленных запретов, несоблюдение правил и превышение ограничений, размеры административных наказаний повышаются, значительно опережая темпы инфляции.

К сожалению, как показывает практика, предпринимаемых усилий явно недостаточно. Техногенные катастрофы, дорожно-транспортные происшествия, пожары, обрушения зданий, невосполнимое ухудшение состояния окружающей природной среды, эпидемии, эпизоотии и прочие напасти становятся нормой нашей жизни. И причины подобных происшествий обычно кроются в элементарном несоблюдении обязательных требований их адресатами, в пренебрежительном отношении к требованиям безопасности. Первейшее условие обеспечения безопасности – строжайшее исполнение законов всеми субъектами права.

Таким образом, научная разработка интегрирующих элементов административно-надзорной деятельности в значительной мере влияет в целом на публичное управление, на эффективность деятельности государственных администраций, на позитивное развитие социально-экономических процессов в целом, а также состояние защищенности личности, общества и государства.

Представляется целесообразным раскрыть сущность некоторых из административно-правовых режимов, составляющих содержание общего административно-правового режима обеспечения общественной безопасности, являющихся на наш взгляд, наиболее характерными для данного блока режимов.

Сущность лицензионно-разрешительного режима заключается в законодательном установлении особой процедуры приобретения права на занятие отдельными видами деятельности, которые либо имеют повышенную опасность, либо затрагивают интересы широкого круга лиц и потому требуют государственного контроля, либо для исполнения которых необходима соответствующая квалификация. Процедура лицензирования, во-первых, позволяет исключить допуск к занятию данными видами деятельности лиц, склонных к антиобщественному поведению, во-вторых, способствует установлению государственного контроля за выполнением лицензиатом лицензионных требований.

В правовой литературе высказаны различные точки зрения на понятие лицензирования. Так, по мнению О.М. Олейник, лицензирование представляет собой правовой режим начала и осуществления признанных законодательством видов предпринимательской деятельности, предполагающий, во-первых, государственное подтверждение и определение пределов права на ведение хозяйственной деятельности, во-вторых, государственный контроль осуществляемой деятельности и, в-третьих, возможность прекращения деятельности по особым основаниям органами государства. При этом, по мнению автора, принципиальным является вопрос о необходимости включения в понятие лицензирования последующего контроля деятельности и возможности ее прекращения ввиду несоответствия лицензионным требованиям.

Ж.А. Ионова под лицензированием понимает такой «способ регулирования предпринимательской деятельности, который заключается в установлении правового режима осуществления ее отдельных видов только при наличии специальных разрешений (лицензий), выдаваемых уполномоченными органами публичной власти при выполнении заранее определенных требований и условий».

И.В. Ершова и Т.М. Иванова определяют лицензирование как вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обороноспособности страны и безопасности государства. По мнению Ю.А. Тихомирова, лицензирование - это особая процедура официального удостоверения (признания) права хозяйствующего субъекта на ведение определенного вида деятельности с соблюдением правил, нормативных требований и стандартов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что автор относит лицензирование к одному из видов административно-правовых режимов.

Д.В. Осинцев считает, что административно-правовой режим лицензирования отдельных видов деятельности представляет собой особую систему взаимодействия невластных субъектов и представителей исполнительной власти, когда нужно разрешение вопроса о допуске к определенным видам деятельности, требующим квалифицированного и профессионального ведения работ, контролирования их фактического осуществления и прекращения пребывания субъекта в качестве обладателя разрешительного правового статуса.

На основе анализа различных точек зрения авторов относительно понятия «лицензирование», можно сделать вывод о том, что практически все они формулируют его через призму административно-правового режима.

Итак, под административно-правовым режимом лицензирования в контексте теории административно-правовых режимов нами предлагается понимать совокупность административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления путем осуществления контрольно-разрешительных мероприятий в отношении отдельных видов деятельности в целях соблюдения хозяйствующими субъектами публичных интересов в сфере обеспечения общественной безопасности.

Таким образом, лицензирование является административно-правовым режимом, служащим обеспечению управленческой деятельности государства в сфере обеспечения общественной безопасности посредством выработки совокупности мероприятий, обеспечивающих приведение поведения определенных субъектов в соответствие с управленческими целями. Здесь уместно обратиться к положениям Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в ст. 2 которого конкретно прописаны эти мероприятия, идентифицирующие разрешительную процедуру как административно-правовой режим лицензирования, тем самым отличающие лицензирование от аналогичных процедурных режимов сертификации, аттестации, аккредитации, регистрации и т.п.

Следует обратить внимание на тот факт, что дозволительные нормы права содержат дозволение по собственному усмотрению строить свое поведение и осуществлять предусмотренную нормами права деятельность, то разрешительные нормы требуют на осуществление конкретной деятельности оформленного в законном порядке документа (разрешения). Подобные нормы регламентируют деятельность широкого круга органов, осуществляющих государственный надзор за производством и ведением конкретных работ, определенной деятельности различных предприятий, учреждений и граждан. Одним из элементов надзорных полномочий указанных органов является выдача специальных разрешений на занятие определенной деятельностью, на производство, приобретение, хранение, пользование, сбыт и перевозку определенных веществ и предметов, открытие и функционирование определенных предприятий и т.д. Эта сторона деятельности определенных государственных органов получила название разрешительной системы.

Относительно целей введения разрешительного административно-правового режима в научной литературе высказываются разные суждения. Следует согласиться с точкой зрения С.А. Тарасова в том, что социально-полезные свойства некоторых предметов при нарушении правил техники безопасности, использовании не по прямому назначению либо в преступных целях могут наносить существенный вред охраняемым государством интересам. В связи с этим Г.Г. Месхи подчеркивает, что опасность возникновения подобных обстоятельств обуславливает применение государством режимно-профилактических мер, имеющих целью предупреждение возможных негативных последствий.

М.И. Еропкин также связывает введение разрешительного режима с необходимостью обеспечить общественную безопасность, предупредить и пресечь возможное использование определенных объектов в преступных целях. Аналогичной точки зрения придерживается В.И. Краснов, уточняя, что общественная безопасность обеспечивается путем нормального функционирования определенных объектов или безопасного проведения некоторых видов работ.

На наш взгляд, наиболее полно основания введения разрешительного административно-правового режима определил Д.В. Осинцев. С его точки зрения, разрешительный режим устанавливается для обеспечения безопасности:

  • личности, если деятельность связана с эксплуатацией источника повышенной опасности либо опасен сам характер работ; направлена на подготовку специалистов-эксплуатантов источников повышенной опасности либо выполняющих опасные работы; имеет целью ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций;
  • общества, когда деятельность связана с использованием количественно ограниченных объектов национального достояния, представляющих культурную ценность;
  • государства, если деятельность связана с обращением предметов, представляющих угрозу национальной безопасности при их ненадлежащем использовании; либо связана с выполнением государственных программ; либо с обеспечением сохранности государственной тайны.


Смотрите также