Роль добровольной помощи горожан в обеспечении пожарной безопасности


О важности развития добровольной пожарной охраны

31 Октября 2013

Создание добровольной пожарной охраны в России было предусмотрено еще в Федеральном законе от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». На территории нашего региона действуют добровольные пожарные формирования. Положения об их создании содержится, в частности, в Законе от 2 октября 2000 года № 105-ОЗ «О пожарной безопасности в Псковской области».

Гораздо позднее в стране был принят правовой акт, полностью посвященный деятельности подобных формирований – Федеральный закон от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране». Согласно ему данные социально ориентированные общественные объединения осуществляют работу в сфере профилактики пожаров, участвуют в их тушении и проведении аварийно-спасательных работ, а также в спасении людей и имущества в случае чрезвычайных ситуаций и оказании первой помощи пострадавшим. В нашем регионе также принят соответствующий правовой акт – Закон Псковской области «О добровольной пожарной охране в Псковской области» от 6 октября 2011 года № 1103-ОЗ.

Возрождение и развитие добровольной пожарной охраны в настоящее время является одним из важных направлений государственной политики в сфере пожарной безопасности. Об этом речь идет в федеральной целевой программе «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года», утвержденной Постановлением Правительства России от 30 декабря 2013 года № 1482. Программа, в целом, направлена на качественное повышение уровня защищенности населения и объектов экономики от пожаров. Для достижения этой цели выделено несколько основных задач, одной из которых является разработка и внедрение технических и организационных мероприятий по эффективному формированию инфраструктуры добровольной пожарной охраны и культуры пожаробезопасного поведения населения. Актуальность данного направления обусловлена необходимостью системного подхода к решению задач в области обеспечения пожарной безопасности.

Программа предполагает создание и развитие добровольной пожарной охраны в сельских поселениях и других населенных пунктах, расположенных в труднодоступной местности, где пожарная безопасность обеспечена не на должном уровне.

Подобная программа существует и в нашем субъекте. Она утверждена Постановлением Администрации Псковской области от 5 июля 2012 года № 337 «Об утверждении областной долгосрочной целевой программы «Пожарная безопасность Псковской области на 2012-2015 годы». В частности, в ней указывается, что многие населенные пункты Псковской области расположены далеко от районных центров – на расстоянии более 50 километров. А это значит, что последствия пожаров в таких местах носят необратимый характер, поскольку регулярные подразделения пожарной охраны не могут прибыть туда в нормативный срок.

Актуальность данного вопроса на сегодняшний день подтверждается фактами из реальной жизни. Небольшие подразделения добровольцев зачастую оказываются гораздо ближе к месту происшествия, чем профессиональные огнеборцы, а значит, могут быстрее выполнить задачу по ликвидации огня еще до приезда сил регулярной пожарной охраны.

В качестве доказательной базы сказанного можно привести статистические данные по участию добровольцев в тушении пожаров. С начала 2013 года добровольные пожарные команды Псковской области принимали участие в тушении 52 пожара. При этом было задействовано 52 единицы пожарной техники и 90 человек личного состава ДПО. Добровольцами на пожарах спасено 5 человек и материальных ценностей на сумму более 1,5 миллиона рублей.

Только что на этой неделе, 29 октября, в Псковской области добровольцы участвовали в тушении сразу двух пожаров: в деревне Мустошиво Лавровской волости Печорского района и деревне Тишихино Верхнемостской волости Порховского района. К счастью, в обоих случаях горели нежилые постройки, и никто не пострадал. Именно благодаря специалистам добровольных пожарных команд «Лидва» и «Заря», находящихся гораздо ближе, чем регулярные пожарные части, распространение огня было остановлено и предотвращено причинение значительного имущественного вреда.

Практически каждый случай выезда на происшествие добровольных пожарных подтверждает необходимость и значимость развития добровольчества. Такие небольшие мобильные формирования держатся на самоотверженных людях, считающих дело спасения своим моральным долгом. Ярким примером этого является также недавно произошедший случай в Круппской волости Печорского района. В этой местности к ликвидации последствий пожаров привлекается добровольная команда «Крупп». В ней зарегистрирован только один участник – заместитель директора по хозяйственной части местной общеобразовательной школы. Неизменным напарником в деле борьбы с пожарами является его сосед и начальник – директор этого же учебного заведения, который принимает участие в этой работе по велению сердца.

Все чаще и чаще подобного рода небольшие и мобильные группы оказываются в эпицентре событий и своим посильным вкладом способствуют повышению уровня защищённости населения нашего региона.

Спасибо, Ваш комментарий принят!

60.mchs.gov.ru

Формы участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, а также в деятельности добровольной пожарной охраны на территории городского округа город Воронеж

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Утверждено

постановлением администрации

городского округа город Воронеж от _24.10. 2013 № 961

ФОРМЫ

участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, а также в деятельности добровольной пожарной охраны

на территории городского округа город Воронеж

1. Формами участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории городского округа город Воронеж на работе и в быту являются:

- соблюдение требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом от 21.12.1994 № 69 «О пожарной безопасности» и иными нормативными правовыми актами;

- наличие в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря;

- уведомление пожарной охраны при обнаружении пожаров;

- принятие посильных мер по спасению людей, имущества и тушению пожаров до прибытия пожарной охраны;

- оказание содействия пожарной охране при тушении пожаров;

- выполнение предписания, постановления и иных законных требований должностных лиц государственного пожарного надзора;

- предоставление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможности должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки, принадлежащих гражданам производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

- осуществление дежурства совместно с органом территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) и патрулирования с первичными средствами пожаротушения в пожароопасный период, при введении особого противопожарного режима, на пожароопасных объектах, проведение соответствующей разъяснительной работы среди населения;

- выполнение мероприятий, исключающих возможность при лесных пожарах распространение огня на здания и сооружения населенных пунктов, расположенных вблизи лесных массивов (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление сухой растительности в летний период);

- оказание помощи органам местного самоуправления в проведении противопожарной пропаганды с целью формирования общественного мнения и психологических установок на личную и коллективную ответственность за пожарную безопасность, в изготовлении и распространении среди населения противопожарных памяток, листовок, в изготовлении и размещении плакатов, стендов, баннеров, установки пожарных щитов и укомплектованность их немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем в местах общего пользования, осуществление подворных обходов с целью проведения бесед о соблюдении мер пожарной безопасности;

- чистка в зимний период от снега и льда дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения;

- обеспечение своевременной очистки территорий населенных пунктов в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участков, прилегающих к жилым домам, дачным и иным постройкам, от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы.

2. Формы участия граждан в добровольной пожарной охране:

- вступление граждан, способных по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с участием в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, на добровольной основе в индивидуальном порядке в добровольные пожарные по достижению возраста восемнадцати лет;

- участие в установленном порядке в деятельности общественных объединений добровольной пожарной охраны;

- участие в деятельности добровольной пожарной охраны в форме безвозмездного труда как путем личного участия в деятельности существующих общественных объединений добровольной пожарной охраны, так и путем объединения с целью создания общественного объединения добровольной пожарной охраны.

3. Администрация городского округа город Воронеж обеспечивает соблюдение прав и законных интересов граждан, участвующих в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, предусматривает систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных и оказывает поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Воронежской области и муниципальными правовыми актами.

Руководитель МКУ «Управление по

делам ГО ЧС г. Воронежа» С.И. Хомук

gigabaza.ru

Развитое добровольчество – защищенная от пожаров страна

В последние годы в Белгородской области значительно снизилось количество пожаров и погибших на них людей. Во многом это связано с созданием на территории региона подразделений добровольной пожарной охраны. Зачастую именно добровольцы первыми принимают на себя удар стихии и первыми приходят на помощь людям.

Активное развитие пожарное добровольчество в регионе получило с принятием Федерального закона «О добровольной пожарной охране» от 6 мая 2011 года №100-ФЗ. А ведь создание подобных добровольческих обществ для Белгородской области далеко не в новинку.

Еще в советские годы и только в нашем регионе они существовали на машинных дворах колхозов. И не только существовали, но и принимали самое активное участие как в профилактике, так и в ликвидации всевозможных возгораний, будучи по-настоящему боеспособными пожарными подразделениями. С распадом СССР и изменением законодательства льготы для добровольцев были упразднены, значительно сократилось количество подразделений и ресурсы добровольной пожарной охраны.

В Белгородской области всегда понимали, что у всякого пожара есть момент, когда его можно потушить стаканом воды. Оперативное прибытие пожарных частей на место происшествия – это не просто пожарная статистика. Это сохранённые жизни и материальные ресурсы. Именно поэтому, ещё до выхода закона «О добровольной пожарной охране» в регионе действовало аналогичное Постановление губернатора от 2005 года, чьи положения во многом повторяли федеральное законодательство. А значит, белгородцам не пришлось начинать с нуля.

Федеральное законодательство (Закон от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране») придало добровольчеству организационную форму, а областной закон (Закон Белгородской области от 01.11.2011 №66 «О добровольной пожарной охране Белгородской области») закрепил за добровольными помощниками огнеборцев право на социальную поддержку. А именно: выплаты на случай увечья или гибели. Такая защита необходима людям, чья деятельность сопряжена с повышенной опасностью. О важности этого закона неоднократно говорил и настаивал на его принятии областной Думой V созыва начальник Главного управления МЧС России по Белгородской области Сергей Петрович Потапов. Стоит отдать должное и главам администраций районов области, которые активно способствуют развитию добровольчества на местах.

Данные Главного управления МЧС РФ по Белгородской области говорят о том, что с принятием областного закона число добровольных помощников пожарных неуклонно растёт. На сегодняшний день в области уже создано 658 добровольных формирований численностью более девяти тысяч человек. Во всех высших и средне-специальных учебных заведениях Белгородской области созданы подразделения добровольной пожарной охраны в виде добровольных пожарных дружин. В Белгородском государственном технологическом университете им. В.Г. Шухова создана добровольная пожарная команда, имеющая на вооружении пожарных автомобиль.

В Главном управлении МЧС России по Белгородской области ведется сводный реестр добровольных пожарных, также ведомство приняло на себя работу по первоначальной подготовке добровольцев в соответствие с установленными требованиями на базе подразделений Государственной противопожарной службы.

А все это значит, что роль добровольной пожарной охраны в защите региона от огня будет только возрастать.

Радует это и не только как показатель безопасности людей, но еще и как показатель общественной активности. Добровольные пожарные дружины – это проявление гражданской позиции и готовности местных жителей брать на себя ответственность за то, что происходит в твоём селе или округе.

Так, по статистике, только за истекший период 2012 года добровольные огнеборцы приняли участие в тушении 248 пожаров, 20 из них были потушены ими самостоятельно, были спасены 2 человека.

Помогать предупреждать, обнаруживать, ликвидировать возникновение пожаров в населённых пунктах – вот задача и причина, по которой простые жители, деятельность которых не связана с пожарной охраной, вступают в ряды добровольцев. Решение общих задач, связанных с обеспечением пожарной безопасности в городах, поселках, деревнях области и подтолкнуло к идее создания клубов добровольных пожарных.

Клубы добровольных пожарных начали создаваться в Белгородской области в октябре 2011 года. Основной идеей клубов, по замыслу их основателей, является воспитание у населения культуры пожароопасного поседения. Но за время существования клубы для их участников стали чем-то большим, а именно местом личных встреч друзей – ветеранов спасательной и противопожарной службы, а также ныне работающих коллег и добровольных помощников. На сегодняшний день клубы уже обеспечены всем необходимым: здесь есть и специальное боевое снаряжение, одежда, литература в области пожарной безопасности, и что особенно важно – подготовлены теоретическая и практическая базы для подготовки добровольных бойцов.

На сегодняшний день таких клубов в области насчитывается 56 с общей численностью участников 826 человек.

central.mchs.ru

История добровольной пожарной охраны

История добровольческого движения в России насчитывает более 165 лет. В 1844 году в городе Осташково Тверской губернии было создано первое добровольное пожарное общество. Добровольцы или «охотники» были простые рабочие, ремесленники, крестьяне, мелкие домовладельцы - люди из народа, которые по личному желанию решили посвятить свою жизнь благородному делу борьбы с пожарами.

От момента зарождения до конца 19 века формирование добровольных пожарных дружин шло за счет инициативы снизу, когда население огромной страны само решало проблемы защиты от пожаров своих городов, сел, деревень. На начало 90х годов 19 века приходится период наивысшего подъема движения ДПД. И именно тогда оно получило поддержку Высочайшей власти. В 1892 году возникла идея создания объединяющего всероссийского центра добровольной пожарной охраны, а в 1893 году было создано Соединенное Российское пожарной общество. Добровольные пожарные формирования стали получать юридическую, финансовую и техническую поддержку своей деятельности со стороны государства. Неудивительно, что в течение следующего десятилетия количество местных пожарных организаций возросло с 70 до 3600. Число действительных членов Российского пожарного общества к 1914 году достигло 400 тысяч человек. Это было действительно всенародное движение в борьбе с огненной стихией.

В современной России государственная противопожарная служба является мощной, передовой системой. Профессиональные пожарные день и ночь несут службу, спасая людей, материальные ценности от огня.

Но, вместе с тем, вследствие особенностей географического положения нашей страны, её огромной территории, низкой плотности населения, значительное количество малых населенных пунктов не имеют профессиональной противопожарной защиты. Удаленность от пожарных частей зачастую приводит к трагическим последствиям, когда начавшееся небольшое возгорание перестает в большой пожар, распространяясь беспрепятственно, создаёт угрозу всему населенному пункту.

Защитить наши деревни, сёла и призвана современная система Добровольной пожарной охраны. Сами жители сельской местности при организационной и финансовой поддержке органов государственной власти могут успешно решать задачи по охране своей малой Родины от пожаров.

6 мая 2011 года вступил в действие Федеральный закон № 100 «О добровольной пожарной охране».

Этот закон юридически определяет статус добровольного пожарного, взаимоотношения добровольного пожарного формирования и государства, правовую основу создания ДПО и основные принципы её деятельности. Закон предусматривает целый ряд льгот для добровольных пожарных, порядок их обучения, страхования, материального стимулирования.

В нашей республике добровольная пожарная охрана развивается поступательно и динамично уже на протяжении более чем 100 лет. Впервые на территории Олонецкой губернии 10 декабря 1897 года было открыто Пудожское добровольное пожарное общество. Через год, добровольное пожарное общество начало действовать в Петрозаводске, а за несколько следующих лет количество пожарных дружин в губернии увеличилось в несколько раз. Дружины появлялись повсюду, в каждом крупном селении: в Шуе, Ладве, Остречинах, Святнаволоке, Юстозере, Покровском, Паданах, Шуньге, Выгозере, Важинах и во многих других селах. В небольших селениях дружинниками являлись все крестьяне.

Финансовая деятельность добровольных пожарных дружин координировалась Олонецким губернским земским собранием, которое рассматривало и утверждало ходатайства о выделении материальных пособий на различные нужды дружинников. Земства выделяли средства на приобретения новых машин, ремонт вооружения, на строительство пожарных депо, но не вмешивались в вопросы тушения пожаров. Ежегодная сумма поддержки добровольцев из местных средств превышала 100 тысяч рублей серебром.

Добровольные пожарные дружины в селах и деревнях Карелии не прекращали своей деятельности даже в период революционных потрясений и гражданской войны, а начиная с 1925 года, вновь началось массовое возрождение ДПД под лозунгом защиты социалистической собственности.

Сегодня в нашей Республике добровольные пожарные формирования играют важнейшую роль в деле обеспечения противопожарной защиты небольших населенных пунктов. Добровольцы Карелии имеют на вооружении технику в т. ч. и мотопомпы, а также другое пожарно-техническое вооружение, участвуют в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, повышают свое образование и профессиональную подготовку. 

Первое добровольное пожарное общество Олонецкой губернии было создано 10.12.1897 года в г. Пудоже, содержалось оно за счёт страховых сборов, пожертвований, средств от общественных работ. С 1898 года добровольные пожарные команды стали создаваться в г. Петрозаводске и других населённых пунктах. Ппосле революции добровольческое движение прекратило своё существование в прежней форме. И только 15.03.1925 г. добровольное пожарное общество было вновь открыто в г. Петрозаводске. В настоящее время в Республике Карелия создано 770 подразделений ДПО, которые занимаются профилактикой и тушением пожаров.

Для закрепления юридического статуса добровольных пожарных формирований республики был разработан проект закона «О некоторых вопросах деятельности добровольной пожарной охраны на территории Республики Карелия», который 14 июля 2011 года был принят в первом чтении в Законодательном собрании Республики Карелия. Окончательно Карельский закон о добровольной пожарной охране будет принят на ближайшей сессии органа законодательной власти.

С принятием этого закона будут решены многие вопросы по организации и деятельности ДПО, и в конечном итоге, со временем, будет выполнена важная задача по защите удаленных сельских населенных республики от пожаров.

Закон Республики Карелия «О некоторых вопросах добровольной пожарной охраны в Республике Карелия» №1539-ЗРК был принят 29.09.2011 г.

- первое добровольное пожарное общество Олонецкой губернии было создано 10.12.1897 года в г. Пудоже, содержалось оно за счёт страховых сборов, пожертвований, средств от общественных работ. С 1898года добровольные пожарные команды стали создаваться в г. Петрозаводске и других населённых пунктах;

- после революции добровольческое движение прекратило своё существование в прежней форме. И только 15.03.1925г. добровольное пожарное общество было вновь открыто в г. Петрозаводске;

- в настоящее время  в Республике Карелия работу в области пожарной безопасности осуществляет Карельское республиканское отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество»; создано 857 подразделений ДПО, которые занимаются  профилактикой и тушением пожаров.

10.mchs.gov.ru


Смотрите также