Система коллективной безопасности это


СИСТЕМА «КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

СИСТЕ́МА «КОЛЛЕКТИ́ВНОЙ БЕЗОПА́СНОСТИ»

Система «коллективной безопасности» – состояние международных отношений, при котором совместные усилия государств исключают нарушение всеобщего мира в мировом или региональном масштабе. В 1930-х годах к созданию такой системы стремились СССР и Франция, нацеленные на сдерживание агрессии, прежде всего германской. Главными идеологами «коллективной безопасности» в межвоенный период были премьер-министр Франции Л. Барту и народный комиссар иностранных дел СССР М. М. Литвинов.

Путь к идее «коллективной безопасности»

Нападение Японии на Маньчжурию в 1931 году и особенно приход нацистов к власти в Германии в 1933 году заставили СССР переосмыслить прежние внешнеполитические установки. Новое германское руководство открыто заявляло о своём негативном отношении к советской идеологии и не отказывалось от сформулированной Гитлером цели завоевать для Германии «жизненное пространство на Востоке». Это создавало потенциальную опасность для СССР. От поддержки пересмотра Версальского порядка советская внешняя политика перешла к позиции защиты основ послевоенного статус-кво. На XVII съезде партии Сталин сказал, что «дело идёт к новой империалистической войне». Он назвал несколько возможных сценариев начала конфликта и высказал мнение, что любой из этих сценариев будет плачевен для его организаторов. По поводу Германии Сталин заметил, что подозрительность СССР по отношению к новым властям этой страны обусловлена не столько сущностью фашистской идеологии, сколько завоевательными планами Гитлера. Более жёсткую позицию занял Н. И. Бухарин: зачитав несколько выдержек из «Майн кампф» Гитлера и других работ нацистских и японских авторов, главред «Правды» заявил: «Вот кто стоит перед нами, и вот с кем мы должны будем, товарищи, иметь дело во всех тех громаднейших исторических битвах, которые история возложила на наши плечи».

Ещё в июне 1933 года СССР заявил Германии о прекращении с сентября военного сотрудничества между странами. После этого Москва вступила в консультации с французской стороной о заключении договора о взаимопомощи. 29 декабря 1933 года, выступая на IV сессии ЦИК СССР, нарком иностранных дел М. М. Литвинов наметил «новый курс» советской внешней политики на ближайшие годы. Предполагалось, что СССР будет, во-первых, придерживаться принципа ненападения и соблюдать нейтралитет в любом конфликте; во-вторых, проводить политику умиротворения в отношении Германии и Японии; в-третьих, участвовать в создании системы коллективной безопасности; в-четвёртых, вести себя открыто в диалоге с западными демократиями. За два года «новый курс» принёс советской дипломатии ряд успехов: Ещё в ноябре 1933 года СССР признали США, чему способствовал визит в Вашингтон Литвинова и его переговоры с президентом Ф. Рузвельтом, а летом 1934 года – Румыния, Чехословакия и Болгария. В сентябре того же года Советский Союз вступил в Лигу Наций и сразу был принят в постоянные члены Совета Лиги как великая держава.

«Коллективная безопасность»: достижения и издержки

Принимая во внимание то, что 26 января 1934 года Германия заключила пакт о ненападении с Польшей, в Москве нацелились на более интенсивное сближение с Францией. Советское руководство поддержало предложения французского министра иностранных дел Л. Барту. Первое из них заключалось в том, что все государства Восточной и Центральной Европы, включая Германию и СССР, должны подписать соглашение об обязательстве оказывать взаимную помощь тому из них, которое станет жертвой агрессии. Это соглашение, так называемый «Восточный пакт», должен был стать аналогом Локарнских соглашений для Западной Европы. Второе предложение предусматривало, что Франция и СССР подпишут двусторонний договор о взаимопомощи в случае военной агрессии в Европе и, таким образом, свяжут между собой две системы коллективной безопасности, восточно- и западноевропейскую (локарнскую). Французская и советская стороны занялись совместной выработкой проекта Восточного пакта, однако Германия сразу наотрез отказалась подписывать подобное соглашение, о своём нежелании делать это заявила и Польша. 9 октября 1934 года в Марселе Л. Барту был убит вместе с королём Югославии Александром I хорватскими террористами. К проекту Восточного пакта новый глава МИД Франции П. Лаваль возвращаться не стал, но идею советско-французского договора поддержал. После того, как Германия, нарушив одно из условий Версальского договора, восстановила обязательную воинскую повинность, СССР и Франция подписали двусторонний договор о взаимопомощи в случае военного нападения в Европе. Это произошло 2 мая 1935 года, а ещё спустя две недели СССР подписала аналогичный пакт с Чехословакией. Параллельно шло и советско-британское сближение, апогеем которого стал визит в Москву министра иностранных дел Великобритании Э. Идена в марте 1935 года.

3 октября 1935 года итальянские войска вторглись в Эфиопию, началась итало-эфиопская война. Советские дипломаты в Лиге Наций выступили за применение к агрессору санкций вплоть до эмбарго на поставки нефти, которых опасался Муссолини. Однако из-за нерешительности действий Франции и Великобритании осуществить нажим на Италию не удалось.

28 февраля 1936 года – спустя девять месяцев после подписания – был ратифицирован советско-французский договор о взаимопомощи. Гитлер использовал это как предлог для ремилитаризации Рейнской области. 7 марта 1936 года, заявив, что на заверения Германии о дружбе Франция ответила «открывающим ворота Европы большевизму» альянсом с Советским Союзом, он приказал ввести войска не территорию Рейнской области. Тем самым власти Германии нарушили Версальский договор и Локарнские соглашения. В Москве на шаг Гитлера отреагировали заявлением о готовности предпринять совместно с Францией и Великобританией в рамках Лиги Наций все необходимые меры для обеспечения соблюдения существующих договоров. Что касается великих держав Запада, то они уклонились от активных действий, не желая связывать себя обязательствами с СССР.

В июле 1936 года началась гражданская война в Испании. Италия и Германия поддержали мятежников, выступивших против законного республиканского правительства в Мадриде. Со временем итало-германская помощь Франко становилась всё более существенной. Несмотря на то, что установление режима Франко в Испании создавало Лондону и Парижу большую угрозу, чем Москве, Франция и Великобритания предложили международные обязательства по невмешательству. СССР был вынужден присоединиться, хотя в самом начале войны в Испании и дал понять, что занимает сторону законного правительства. Несмотря на то, что к обязательствам формально примкнули и Германия с Италией, они продолжали поддерживать мятежников. С учётом этого осенью 1936 года в Москве решили самостоятельно оказывать помощь республиканскому правительству: посылать оружие, направлять инструкторов, а также добровольцев, из которых формировались интернациональные бригады.

В октябре 1936 года Германия и Италия заключили соглашение о военно-политическом сотрудничестве, создав так называемую Ось Берлин – Рим. 25 ноября 1936 года в Берлине Германия и Япония подписали Антикоминтерновский пакт. Через год к нему присоединилась и Италия. В результате образовался блок, который под лозунгами борьбы с коммунизмом начал активную подготовку к войне. В марте 1938 года Германия осуществила «аншлюс» Австрии – территория республики вошла в состав северного соседа. Французское и британское правительства ограничились формальным осуждением аншлюса. СССР призвал к коллективному отпору агрессии, однако его предложение не встретило поддержки.

Мюнхенское соглашение и крах политики «коллективной безопасности»

Западные державы, рассчитывая на то, что Гитлер ограничит свои экспансионистские планы восточным направлением, взяли курс на проведение политики уступок нацистской Германии. В сентябре 1938 года Гитлер потребовал от властей Чехословакии передачи Германии Судетской области, где немцы составляли большинство населения. Прага была готова обороняться, но Франция отказалась от своих союзнических обязательств и вместе с Великобританией убедила чехословацкое правительство уступить Судетскую область. Советская сторона предложила державам Запада совместными усилиями защитить Чехословакию, но те, не заинтересованные в падении национал-социалистического режима в Германии, ответили отказом. Отказалась от помощи СССР и Чехословакия, власти которой опасались, что это создаст условия для советской интервенции. В ночь с 29 на 30 сентября 1938 года на конференции глав правительств и министров иностранных дел четырёх государств в Мюнхене было подписано соглашение, которое в советской историографии  было принято называть «Мюнхенским сговором». По его условию, Судетская область переходила в состав Германии. Представители СССР в Мюнхен приглашены не были, а сам Советский Союз оказался единственным государством, отказавшимся признать последствия достигнутой в Мюнхене договорённости. Пример Германии развязал руки итальянскому диктатору Б. Муссолини: в апреле 1939 года итальянские войска оккупировали Албанию.

Мюнхенское соглашение показало, что западные державы не готовы сотрудничать с СССР в рамках системы коллективной безопасности, и это заставило советское руководство пересмотреть принципы внешней политики страны. Москва взяла курс на нейтралитет в случае конфликта между капиталистическими державами, рассчитывая на извлечение выгоды из будущей войны. В апреле 1939 года, в условиях нарастания военной угрозы, СССР начал переговоры с Великобританией и Францией о взаимных обязательствах в оказании помощи в случае агрессии против любой из трёх стран в Европе, но попытки договориться зашли в тупик. Великобритания, тем временем, тайно вела переговоры с Германией с целью направить агрессию Гитлера против СССР. В августе 1939 года советская сторона предложила тем же государствам подписать военную конвенцию, предусматривающую совместные действия вооружённых сил трёх держав в случае германской агрессии. Предполагалось, что СССР получит возможность провести войска через территорию Польши, чтобы выйти к границе Германии. Варшава, к тому моменту уже имевшая гарантии Франции и Великобритании о защите в случае нападения Германии, категорически отказалась, а французское и британское правительства не пытались убеждать её в обратном. Переговоры вновь потерпели неудачу, и это перечеркнуло последнюю попытку создать единый антигитлеровский фронт в Европе.

Стремясь предотвратить реальную угрозу войны, советское правительство вступило в диалог с Германией. Переговоры начались 15 августа 1939 года, а уже 23 августа стороны подписали в Москве Пакт о ненападении сроком на десять лет, а одновременно с ним – дополнительный секретный протокол, в котором оговаривалось разграничение сфер интересов обоих государств в Восточной Европе. С германской стороны подпись на документах поставил глава МИД страны И. Риббентроп, с советской – его коллега В. М. Молотов. Ещё в мае 1939 года он сменил на посту наркома иностранных дел СССР главного идеолога политики коллективной безопасности в Европе М. М. Литвинова. Заключение советско-германского договора о ненападении поставило точку в планах СССР по созданию системы коллективной безопасности в Европе.

Исторические источники

Коллонтай А. М. Из моей жизни и работы. М., 1974.

Литвинов М. Против агрессии. М., 1938.

Майский И. М. Воспоминания советского дипломата. М., 1971.

Литература

  • Боффа Д. История Советского Союза. В 2-х тт. Т. 1. М., 1994.
  • Верт Н. История Советского государства. 1990–1991. М., 1998.
  • Дюллен С. Сталин и его дипломаты: Советский Союз и Европа, 1930–1939 гг. М., 2009.
  • Кен О. Н., Рупасов А. И. Политбюро ЦК ВКП(б) и отношения СССР с западными соседними государствами (конец 1920–1930-х гг.). Проблемы. Документы. Опыт комментария. СПб., 2000.
  • Шейнис З. Максим Максимович Литвинов: революционер, дипломат, человек. М., 1989.

w.histrf.ru

Система коллективной безопасности

система сотрудничества государств по поддержке мира и, в случае необходимости, подавления актов агрессии, которые смогли бы разрушить сами государства или развязать войну

Источник: Термины и понятия по истории России, проект RusHistory

состояние международных отношений, исключающее нарушение всеобщего мира или создание угрозы безопасности народов в какой бы то ни было форме и реализованное усилиями государств в мировом или региональном масштабе. Обеспечение коллективной безопасности опирается на принципы мирного сосуществования, равенства и одинаковой безопасности, на уважение суверенитета и границ государств, взаимовыгодное сотрудничество и военную разрядку. Вопрос о создании системы коллективной безопасности впервые был поставлен в 1933—1934 гг. на переговорах СССР и Франции о заключении многостороннего регионального европейского договора о взаимопомощи (впоследствии получил название Восточного пакта) и переговорах СССР с правительством США о заключении регионального тихоокеанского пакта с участием СССР, США, Китая, Японии и других государств. Однако в Европе настойчивое противодействие Великобритании, маневры французского правительства, пытавшегося договориться с Германией, и уловки А. Гитлера, требовавшего равноправия Германии в области вооружения, — все это сорвало заключение регионального пакта и обсуждение вопроса о коллективной безопасности вылилось в бесплодную дискуссию. Растущая угроза агрессии со стороны гитлеровской Германии заставила СССР и Францию начать создание системы коллективной безопасности с заключения советско-французского договора о взаимной помощи (2 мая 1935 г.). Хотя он не предусматривал автоматизма действия обязательств о взаимопомощи в случае невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства и не сопровождался военной конвенцией о конкретных формах, условиях и размерах военной помощи, тем не менее это был первый шаг в организации системы коллективной безопасности 16 мая 1935 г. был подписан советско-чехословацкий договор о взаимной помощи. Однако в нем возможность оказания Чехословакии помощи со стороны СССР, равно как и чехословацкой помощи Советскому Союзу, была ограничена непременным условием распространения аналогичного обязательства и на Францию. На Дальнем Востоке СССР предложил заключить тихоокеанский региональный пакт СССР, США, Китая и Японии, чтобы предотвратить агрессивные замыслы японского милитаризма. Предполагалось подписать договор о ненападении и неоказании помощи агрессору. Первоначально США положительно встретили данный проект, но, в свою очередь, предложили расширить состав участников пакта, включив Великобританию, Францию и Голландию. Однако английское правительство уклонилось от ясного ответа по вопросу создания тихоокеанского пакта региональной безопасности, так как потворствовало японской агрессии. Гоминьдановское правительство Китая не проявило достаточной активности в поддержке советского предложения, так как надеялось на сговор с Японией. Учитывая рост японских вооружений, США встали на путь гонки морских вооружений, заявив, что «пактам верынет» и что действенным гарантом безопасности является только сильный флот. В результате к 1937 г. переговоры о заключении регионального пакта для коллективного обеспечения мира на Дальнем Востоке зашли в тупик. Во второй половине 1930-х гг. вопрос о системе коллективной безопасности не раз обсуждался на Совете Лиги Наций в связи с нападением Италии на Эфиопию (1935), вводом немецких войск в демилитаризованную Рейнскую область (1936), дискуссией об изменении режима Черноморских проливов (1936) и безопасности судоходства на Средиземном море (1937). Проведение западными державами политики «умиротворения» Германии и натравливания ее на СССР накануне Второй мировой войны 1939 1945 гг. привело к затягиванию английским и французским правительствами переговоров о заключении с СССР соглашения о взаимной помощи и о военной конвенции в случае нападения на одну из трех стран. Нежелание содействовать организации коллективного отпора фашистской агрессии проявили также Польша и Румыния. Бесплодные переговоры военных миссий СССР, Великобритании и Франции (Москва, 13—17 августа 1939) стали последней попыткой в межвоенный период создания системы коллективной безопасности в Европе. В послевоенный период для поддержания мира и международной безопасности была создана Организация Объединенных Наций. Однако достижение системы коллективной безопасности было затруднено в связи с развертыванием «холодной войны» и созданием двух противостоящих военно-политических группировок — НАТО и ОВД. На Женевском совещании 1955 г. СССР внес проект Общеевропейского договора о коллективной безопасности, в котором Предусматривалось, что государства — участники военно-политических блоков возьмут на себя обязательства не применять вооруженную силу против друг друга. Однако западные державы отклонили это предложение. Разрядка международной напряженности, достигнутая во второй половине 1960-х — первой половине 1970-х гг., способствовала созданию политических гарантий международной безопасности. Важным итогом в этом процессе стало в августе 1975 г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, с 1990 г. — ОБСЕ). «Заключительный акт...» СБСЕ включал Декларацию принципов взаимоотношений между государствами: суверенное равенство; неприменение силы или угрозы силой; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела др. государств; развитие взаимовыгодного сотрудничества в политической, Экономической и культурно-гуманитарной сферах. Реализация этих принципов на практике открывает широкие возможности для решения важнейшей ||ркду народ ной задачи — упрочение мира и безопасности народов.

Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие

interpretive.ru

Системы коллективной безопасности: исторический экскурс и современные реалии

Проблема обеспечения мирного сосуществования различных государств до сегодняшнего дня остается самой глобальной. Первые попытки создания организаций для защиты от внешней агрессии появились после окончания Первой мировой войны. Каждое военное вторжение приводило к наступлению плачевных последствий для жизни и здоровья различных национальностей, а также для экономики государств. Система коллективной безопасности была создана для устранения угрозы миру в планетарном масштабе. Впервые вопрос о создании такой системы был вынесен на обсуждение в ходе переговоров СССР и Франции.

Создание комплекса коллективной безопасности предусматривает принятие всеобъемлющих мер, которые внедряются различными государствами на универсальном или региональном уровнях. Целью создания такого защитного комплекса является устранение угрозы мирному сосуществованию, подавление актов внешней агрессии, а также создание необходимого уровня глобальной безопасности. На сегодняшний день в практике под комплексом коллективной безопасности понимается совокупность форм и методов борьбы стран мира с проявляемой агрессией.

Как развивалась система безопасности на межгосударственном уровне?

Как уже говорилось, первые попытки создания в Европе системы коллективной безопасности были предприняты в 1933 году. Между Советским Союзом и Францией был заключен договор о предоставлении взаимопомощи. Впоследствии этот документ получил название Восточный пакт. Далее проводились многосторонние переговоры, в которых участвовали, помимо указанных стран, США, Китай, Япония и ряд других государств. В результате была достигнута договоренность о заключении тихоокеанского пакта.

Тихоокеанский пакт так и не был заключен из-за воздействия Германии и ее требований о равноправии в сфере вооружения. Из-за проявления агрессии с германской стороны, Советский Союз заключил ряд договоров о военной взаимопомощи с европейскими странами. Это были первые шаги на пути становления соединенной схемы безопасности.

Исторические факты указывают на то, что СССР выполнялись действия, направленные на подписание мирных соглашений и пактов о ненападении.

После 1935 года вопросы обеспечения международной защиты стали предметом неоднократного обсуждения в Совете Лиги Наций. Предполагалось расширить состав стран-участниц таких переговоров. Однако Великобритания воздержалась от подписания каких-либо соглашений. Многочисленные попытки Советского Союза по созданию общественной системы международной безопасности в межвоенный период оказались напрасными. После Второй мировой войны была создана Организация Объединенных Наций, которая документально утвердила соглашение о коллективной безопасности.

Элементный состав и классификация систем общественной безопасности

Объединенная защита прав и интересов всего населения на межгосударственном уровне включает в себя ряд компонентов:

  • Соблюдение принципов международного права;
  • Соблюдение суверенности и неприкосновенности границ;
  • Невмешательство во внутриполитические дела страны;
  • Принятие общих мер, направленных на борьбу с агрессией и устранение угрозы мировому сообществу;
  • Ограничение и сокращение вооружений.

Основой создания такого масштабного комплекса стал принцип неделимости мира. Общепринято выделять два основных вида систем общественной безопасности:

  • Универсальный;
  • Региональный.

На видео – о системе коллективной безопасности в Европе:

На сегодняшний день Организация Объединенных Наций является гарантом соблюдения норм международного права и принципов мирного сосуществования. Коллективные мероприятия, которые выполняются для поддержания мира, закреплены в Уставе ООН. Уставным документом предусмотрены следующие положения:

  • Перечень запретных мер (угроза силой или ее применение в межгосударственных отношениях);
  • Меры мирного урегулирования спорных вопросов;
  • Перечень мер по разоружению держав;
  • Создание и функционирование региональных защитных организаций;
  • Принудительные меры реагирования без использования вооружения.

Поддержание мира в планетарном масштабе осуществляется Советом Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеей. К задачам, поставленным перед международной организацией в рамках универсальной системы, относятся:

  • Расследование случаев и инцидентов, угрожающих миру;
  • Проведение дипломатических переговоров;
  • Проверка выполнения соглашений о прекращении огня или военном вторжении;
  • Поддержание законности и правового порядка государств-участников организации;
  • Гуманитарная помощь нуждающимся субъектам;
  • Контроль над сложившейся ситуацией.

Региональные системы безопасности представлены в виде организаций или соглашений, которые регулируют мирное сосуществование в отдельном регионе либо континенте. В региональные комплексы может входить несколько участников. Компетенция такой организации распространяется исключительно на страны, которые подписали соответствующее соглашение.

На видео – речь В.В. Путина на пленарном заседании Совета коллективной безопасности:

Условия деятельности международной организации в сфере поддержания мира

С момента создания ООН и до сегодняшнего дня, в случае возникновения военных ситуаций или внешнего вторжения, организация может выполнять миротворческие операции. Условиями проведения таких операций являются:

  • Обязательное согласие обеих сторон конфликта на выполнение каких-либо регулирующих действий;
  • Прекращение ведения огня и гарантия обеспечения защиты и безопасности миротворческим подразделениям;
  • Принятие Советом Безопасности соответствующего решения по проведению операций, контроль над которыми осуществляет лично Генеральный Секретарь;
  • Согласованная деятельность всех сформированных воинских подразделений, которые направлены на урегулирование конфликта;
  • Беспристрастность и невмешательство во внутриполитические дела миротворческих организаций и подразделений;
  • Финансирование деятельности регулирующих международных органов посредством финансовой помощи и специальных взносов.

Принципы построения и функционирования общественного комплекса защиты

Среди принципов построения коллективной системы охраны и ее функционирования выделяют следующие:

  • Разработку определенных подходов, документов, концепций, взглядов на возникающие проблемы мирного сосуществования;
  • Обеспечение национальной (внутригосударственной) и мировой безопасности;
  • Военное строительство, формирование штабов и подготовку квалифицированных военных кадров;
  • Разработку нормативных документов в государстве, которые соответствуют нормам международного права в области обороны и обеспечения мира;
  • Двустороннее или многостороннее сотрудничество государств в содружествах;
  • Совместное мирное использование составных элементов военизированной инфраструктуры, водного и воздушного пространств.

Создание мирного пространства в СНГ

В 1991 году Россия, Украина и Беларусь подписали соглашение о формировании Содружества Независимых Государств. Позже к данному Союзу присоединились  другие страны постсоветского пространства (например, Азербайджан, Армения, Молдова, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан). Определяющим направлением деятельности СНГ является поддержание мира и создание безопасных условий жизни для населения.

В рамках СНГ выделяют два основных механизма регулирования.

На видео – о сотрудничестве России и Казахстана:

Первый механизм предусмотрен Уставом. В случае возникновения угрозы конституционному строю или внешнего вмешательства, страны-участницы обязательно консультируются друг с другом и принимают меры по мирному урегулированию спорных вопросов. При необходимости может выполняться миротворческая миссия с использованием вооруженных подразделений. При этом действие вооруженных сил должно быть четко согласованным между всеми участниками.

Второй механизм был закреплен в договоре об обеспечении общей безопасности. Этот документальный акт был принят в 1992 году. Договор предусматривает отказ стран от принятия участия в проявлении агрессии со стороны какого-либо государства. Особенностью заключенного соглашения является то, что если одно из государств проявит агрессивные действия, то это будет расценено как проявление агрессии в отношении всего Содружества. Государству, которое подвергнется агрессии, будет оказана любая необходимая помощь, в том числе и военная. В указанных документах механизм управления и регулирования обеспечения мира четко не закреплен и может содержаться в других международных документах. Вышеуказанный Устав и Договор имеют отсылочный характер на другие нормативные акты СНГ.

Оценка статьи:

Загрузка...

camafon.ru

Система коллективной безопасности ООН: основные черты и характеристики

Аннотация. Универсальная система коллективной безопасности, закрепленная в Уставе ООН, является уникальным явлением развития международных отношений после второй мировой войны. Система коллективной безопасности, закрепленная в Уставе ООН, создает не только нормативные, но и политические, военные предпосылки для того, чтобы Организация Объединенных Наций могла в современных условиях противодействовать попыткам угрозы силой или ее применению, актам агрессии и другим нарушениям мира. Эта особенность системы коллективной безопасности в рамках ООН стала особенно отчетливо проявляться после «холодной войны», когда на смену идеологическому противоборству стало развиваться сотрудничество государств не только по вопросам обеспечения коллективной безопасности во всемирном масштабе, но и по проблемам экономического и социального развития, экологии, борьбы с бедностью и отсталостью, которые требуют коллективных усилий международного сообщества.

В процесс поддержания коллективной безопасности вовлечены все главные органы ООН. 

Организация Объединенных Наций играет огромную роль в поддержании международной безопасности, так как предлагает комплексные мерырешения проблем. Организация Объединенных Наций легитимизирует новые международно-правовые нормы, структуры и процессы для международного сотрудничества. Также ООН является центром дипломатических контактов и проведения международных дискуссий, встреч, конференций. Своей работой ООН обеспечивает необходимые условия для мирного разрешения споров. ООН содействует укреплению мира всеми своими действиями: предпринимает усилия по защите прав человека; осуществляет превентивные дипломатические меры для того, чтобы предотвратить конфликт; оказывает помощь в проведении выборов и поддерживает процессы демократизации; содействует экономическому и социальному развитию; предоставляет гуманитарную помощь; занимается репатриацией беженцев; помогает восстанавливать государственные инфраструктуры и содействует процессу восстановлению.

Поистине судьбоносное значение имела в свое время выработка «Большой тройкой» принципа единогласия постоянных членов Совета Безопасности, которому суждено было стать одной из несущих конструкций всей системы международных отношений, сложившейся по итогам Второй мировой войны. ООН не просто накопила большой опыт, но формально занимает центральное место в иерархии международных институтов. Это универсальная организация, сфера ответственности которой охватывает практически все области межгосударственных отношений и человеческой деятельности, а решения ее Совета Безопасности обязательны для государств-членов [1].

В 1990-х гг. она оказалась неспособна предотвратить ряд кровопролитных конфликтов. Это ставит фундаментальный вопрос о причинах недостаточной эффективности ООН как органа глобального управления. Критики ООН обычно приводят в качестве доказательства ее эффективности нападение НАТО на СРЮ в 1999 году и военную интервенцию США и ряда, примкнувших к ним стран против Ирака в 2003 году, которые Всемирная организация не смогла предотвратить. Но в этих ситуациях виновата не ООН, а те государства постоянные члены Совета Безопасности (прежде всего США), которые сознательно вышли за рамки международного права ради осуществления акций, которые им казались обоснованными, отвечающими их национальным интересам. В обоих случаях они отбросили принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН, предпочтя действовать в духе нравов и обычаев доправовой эпохи. Это то самое положение, своего рода политический цугцванг, когда эффективность ООН напрямую зависит от готовности постоянных членов Совета Безопасности выполнить свои уставные обязанности и приложить все усилия, чтобы найти согласованное решение, а если этого сделать не удается, то отказаться от действий, против которых возражает кто-либо из постоянных членов СБ.

На фоне кризиса ООН во второй половине 1990-х гг. более выигрышной многим аналитикам виделась роль промышленно развитых государств, объединенных в тандем «НАТО семерка» [2]. Однако политические реалии поставили под сомнение эффективность в современных условиях одностороннего регулирования или управления на основе узких коалиций. США ослабили свои позиции, увязнув в Ираке. Пример Афганистана, где операция Вашингтона и его союзников продолжается с конца 2001 г., указывает на неподготовленность к глобальной роли и НАТО.

С 2006 г. функционирует Комиссия по миростроительству, занимающаяся координацией усилий и выработкой рекомендаций по стабилизации постконфликтных государств (фактически речь об управлении их восстановлением).

Постоянные члены Совета Безопасности своими действиями не должны давать повода для новых нападок на свои уникальные прерогативы, выстраданные поколением победителей во-Второй мировой войне и остающиеся в их руках бесценным инструментом в вопросах поддержания мира и безопасности. Постоянные члены Совета Безопасности, на которых ориентируются остальные страны мира, призваны служить эталоном поведения на международной арене, четко и скрупулезно выполнять Устав ООН, другие нормы и принципы международного права. И уж, конечно, исключить из своего арсенала действия, связанные с применением военной силы либо использованием иных форм принуждения, не получивших санкции Совета Безопасности ООН.

В согласованности действий пятерки постоянных членов Совета Безопасности, основанной на взаимном учете интересов и взаимопонимании, строгом соблюдении ими норм и принципов международного права, залог процветания ООН, сохранения ее позиций как стержня современной системы международных отношений. ООН нужна мировому сообществу сильной, эффективной, авторитетной организацией.

У ООН есть огромный ресурс для дальнейшего эволюционного развития, которое не следует замыкать на понятие «реформа». Организация имеет все необходимые возможности для успешной адаптации к реалиям современного мира как нынешним, так и тем, которые могут возникнуть в перспективе. По мере вызревания необходимых для этого условий, связанных с достижением широкого согласия государств, Совет Безопасности могут пополнить новые страны, в том числе на правах постоянных членов. Это только укрепит Организацию, повысит легитимность ее Совета Безопасности, прежде всего в глазах развивающихся стран. При этом непреходящее значение имеет сохранение в будущем базовых принципов ООН, заложенных в ее фундамент «отцами-основателями» при создании Организации, в числе которых особое, ключевое место по-прежнему занимает принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности. 

После окончания «холодной войны» резко расширилась деятельность ООН, связанная с поддержанием мира и безопасности. Окончание «холодной войны» сняло ограничения, которые сдерживали конфликты в бывшем Советском Союзе и в других странах. В результате внутри некоторых ставших независимыми государств разгорелись войны, которые зачастую носят религиозный или этнический характер и связаны с необычайным насилием и жестокостью.

За время деятельности ООН определился набор инструментов для контроля и урегулирования конфликтов между государствами и внутри государств. Такими средствами выступают превентивная дипломатия и миротворчество, поддержание мира, миростроительство, разоружение, санкции и принуждение к миру. Превентивная дипломатия и миротворчество регулируются положениями главы VI Устава ООН и могут быть использованы только по соглашению сторон. Санкции и принуждение к миру регулируются главой VII Устава ООН о принудительных мерах в случае угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии с использованием вооруженной силы или без таковой и не требуют согласия сторон. Разоружение осуществляется по соглашению сторон или в контексте принудительных действий в соответствии с главой VII Устава. Поддержание мира и миростроительство в постконфликтный период требуют согласия сторон, проводятся с помощью военных наблюдателей или войск ООН и не предусмотрены в Уставе ООН. Их правовое регулирование осуществляется обычными нормами. С учетом широкого распространения в современных условиях операций ООН по поддержанию мира и постконфликтному миротворчеству, а также отсутствием их прямого уставного регулирования, возникает острая потребность в нормативном регулировании порядка проведения этих операций с целью повышения их эффективности, в соответствии с Уставом ООН и возможностями Организации Объединенных Наций в этой области [3].

Анализ деятельности ООН по обеспечению международного мира и безопасности имеет большое значение не только для разработки научных рекомендаций по повышению эффективности ООН, но и для теоретического обоснования внешней политики государств, приоритетным направлением деятельности которых является активное участие в миротворческой работе ООН, направленной на предотвращение и урегулирование международных конфликтов, обеспечение международной безопасности.

Универсальная система коллективной безопасности, закрепленная в Уставе ООН, является уникальным явлением развития международных отношений после второй мировой войны. Совместные действия государств, в рамках ООН, для поддержания всеобщего мира и безопасности основано на четкой и детально определенной системе функций и полномочий главных органов ООН в этой области и на соответствующих обязательствах государств членов ООН.

В международно правовой литературе общепризнано, что в многогранных полномочиях, разработанных и зафиксированных в Уставе ООН и направленных непосредственно на защиту мира, следует выделить тот комплекс положений, который предусматривает совместные действия государств для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира, т.е. составляет собственно систему коллективной безопасности.Такой подход дает возможность, с одной стороны, четко рассмотреть и оценить основные аспекты коллективной безопасности в соответствии с Уставом ООН после окончания «холодной войны» и провести различия системы коллективной безопасности от сложившихся в результате практики государств других видов деятельности ООН по поддержанию и укреплению мира. С другой стороны, система коллективной безопасности является механизмом для осуществления всей миротворческой деятельности ООН и укрепление эффективности Организации в качестве инструмента международного мира и безопасности непосредственно зависит от совершенствования этого механизма деятельности.

Система коллективной безопасности, закрепленная в Уставе ООН, создает не только нормативные, но и политические, и военные предпосылки для того, чтобы Организация могла в современных условиях противодействовать попыткам угрозы силой или ее применению, актам агрессии или другим нарушениям мира. Эта особенность системы коллективной безопасности в рамках ООН стала особенно отчетливо проявляться после «холодной войны», когда на смену идеологическому противоборству стало развиваться сотрудничество государств не только по вопросам обеспечения коллективной безопасности во всемирном масштабе, но и по проблемам экономического и социального развития, экологии, борьбы с бедностью и отсталостью, которые требуют коллективных усилий международного сообщества.

25 января 2012 г. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун представил Генеральной Ассамблее ООН План работы на ближайшие пять лет [4]. В целом этот план построен на пяти приоритетах: устойчивое развитие; активизация мер по предотвращению конфликтов и кризисов, нарушений прав человека и экономических потрясений; построение более безопасного мира; оказание помощи странам в переходный период; продвижение прав женщин и молодежи. Большинство задач, поставленных Генеральным секретарем ООН перед международным сообществом, касается именно вызовов и угроз глобальной международной безопасности. Некоторые из них:

  • наладить усиленное партнерство по поддержанию мира, опираясь при этом на возобновленную приверженность распределению нагрузки и тесному сотрудничеству с региональными организациями;
  • оживить глобальную повестку дня по вопросам разоружения и нераспространения в области ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также обычных вооружений и усилить роль ООН в работе над намечающимися смежными проблемами, включая ядерную безопасность и защищенность и торговлю оружием, равно как и над нерешенными региональными проблемами;
  • повысить слаженность и масштабность контртеррористических усилий ООН, чтобы полнее содействовать государствам-членам в осуществлении ими Глобальной контртеррористической стратегии ООН и их собственных национальных контртеррористических планов. Это должно включать рассмотрение соответствующими межправительственными органами вопроса о создании единого координатора ООН по борьбе с терроризмом;
  • к 2017 г. побороть болезни, уносящие жизни наибольшего числа людей: малярию, полиомиелит, ВИЧ/СПИД, послеродовой столбняк, столбняк новорожденных и корь;
  • содействовать обеспечению финансирования деятельности, связанной с изменением климата, путем введения в действие «Зеленого» фонда по борьбе с изменением климата и создать государственные и частные фонды с целью достижения к 2020 г. согласованного объема финансирования в размере 100 млрд. долларов США. Обеспечить эффективное предоставление средств в рамках всех программ ускоренного финансирования. Добиться более глубокого понимания экономических издержек, связанных с изменением климата, и соответствующих финансовых потребностей, в том числе путем выявления региональных и субрегиональных очагов уязвимости; подготовить к концу 2015 г. всеобъемлющее соглашение об изменении климата, применимое в отношении всех сторон, имеющее юридическую силу согласно Рамочной конвенции ООН об изменении климата;
  • мобилизовать усилия широкой многосторонней коалиции в рамках инициативы «Устойчивая энергетика для всех» с целью добиться к 2030 г. всеобщего доступа к современным услугам в области энергетики, удвоения показателей энергоэффективностии увеличения вдвое доли энергии из возобновляемых источников в мировом энергетическом балансе;
  • утвердить глобально согласованные цели по обеспечению безопасности в сфере продовольствия и питания, мобилизовать все ключевые заинтересованные стороны на оказание поддержки малоземельным сельским хозяевам и производителям готовых пищевых продуктов, а также повысить выносливость сообществ и государств, испытывающих периодические продовольственные кризисы.

Таким образом, вышеперечисленные проблемы обеспечения коллективной международной безопасности, объективно стоящие перед международным сообществом сегодня, красноречиво говорят о смене международно-правовой парадигмы глобальной безопасности. Если ранее, говоря о глобальной безопасности, имелась в виду лишь военно-политическая безопасность, то сегодня это также и продовольственная безопасность, и климатическая безопасность, и космическая безопасность, и энергетическая безопасность, и информационная безопасность. При этом необходимо отметить, что все эти подсистемы глобальной безопасности взаимосвязаны между собой и должны поддерживаться на основе международного права. Так, например, в итоговом документе «Будущее, которого мы хотим», принятом на Конференции ООН по устойчивому развитию, Рио-де-Жанейро, 22 июня 2012 г. [5], было отмечено, что именно совокупное решение таких глобальных вызовов, как экологическая безопасность, климатическая безопасность и продовольственная безопасность, на базе международного права, позволит обеспечить построение экономически, социально и экологически устойчивого будущего для нашей планеты и для нынешнего и будущих поколений.

Международно-правовые проблемы обеспечения коллективной безопасности в системе ООН обосновывается, что разрешение конфликта в обход Совета Безопасности или по средствам реализации концепций, не упомянутых в Уставе ООН («гуманитарная интервенция», «ответственность за защиту», «превентивная самооборона»), может привести к эрозии международного права и системы коллективной безопасности, функционирующих на основе Устава ООН.

Генеральная Ассамблея ООН, которая согласно положениям Устава ООН также наделена некоторыми полномочиями в отношении поддержания мира и безопасности, должна выдерживать баланс в «тонких вопросах» мира и безопасности и не совершать нелегитимных действий, ведущих к подрыву международной безопасности.

Таким образом, в процесс поддержания коллективной безопасности вовлечены все главные органы ООН. В этой сфере они должны действовать исключительно в рамках своей компетенции, определенной в Уставе ООН.

  1. Фёдоров В.Н. Организация Объединённых Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. – М.: Логос, – 906 с.
  2. Богатуров А.Д. «Стратегия разравнивания» в международных отношениях и внешней политике США /А.Д.Богатуров // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. – №2. – С. 20.
  3. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Международное право в документах. 3-еизд. – М., Гл. VIII. Ст. 52. – С. 252.
  4. The Secretary-General’s five-year action agenda. URL: http://www.un.org/sg/priorities/index.shtml (дата обращения 12.09.2015).
  5. Итоговый документ Конференции «Будущее, которого мы хотим» (Рио-де-Жанейро, Бразилия 20–22 июня 2012 г.). URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/CONF.216/L.1 (дата обращения 09.2015).

Фамилия автора: Искакова Д., Асылбекова Ж.М.А.

Page 2

Кризис в начале двадцатого века системы традиционных, связанных с изоляцией в специальные учреждения, наказаний одновременно способствовал появлению в уголовно-правовой карте и науке пенитенциарного права поиску новых идей, видов наказаний, связанных с реакцией государства на преступления, главным образом, небольшой и средней тяжести

Рахимжанова Г.М., 2010

articlekz.com


Смотрите также