Служба национальной безопасности республики узбекистан


СНБ преобразована в Службу госбезопасности

Служба национальной безопасности преобразована в Службу государственной безопасности Узбекистана. Указ о совершенствовании системы государственной безопасности в среду подписал президент Шавкат Мирзиёев, сообщила программа «Ахборот 24» телеканала «Узбекистан 24».

Служба определена специальным уполномоченным органом, осуществляющим защиту конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и интересов Республики Узбекистан от внешних и внутренних угроз.

Как говорится в официальном комментарии к указу, исключение из названия ведомства понятия «национальная безопасность» связано с необходимостью устранения фактора, который способствовал необоснованному расширению его полномочий, поскольку любая проблема локального масштаба могла рассматриваться как угроза национальной безопасности.

Преобразование сосредоточит внимание ведомства на реальных угрозах государственной значимости. Термин «государственная безопасность» четко обозначит пределы обеспечения безопасности и разграничит направления работы в данной сфере.

Указом определены приоритетные направления организации деятельности Службы государственной безопасности.

Во-первых, предусматривается разработка и принятие закона «О Службе государственной безопасности Республики Узбекистан» с определением статуса, полномочий и направлений деятельности данного ведомства. Действующее положение о Службе национальной безопасности, принятое 26 лет назад, не способствует эффективной организации деятельности и не отражает произошедших значительных изменений в общественно-политической и социально-экономической жизни страны.

Во-вторых, определена необходимость внедрения действенных форм и методов противодействия современным вызовам и угрозам, формирования в этих целях эффективной организационной структуры ведомства.

В-третьих, отмечена особая важность неукоснительного соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан. Исходя из этого, Службой государственной безопасности приоритетное значение будет придаваться строгому выполнению законодательных гарантий прав человека.

В-четвертых, будет создана принципиально новая система отбора и подготовки кадров и усилена социальная защита военнослужащих. При этом подчеркнут статус представителей ведомства в качестве военнослужащих, что подразумевает распространение на них всех ограничений и обязанностей, связанных с несением воинской службы.

В-пятых, определено, что Служба государственной безопасности организует свою деятельность на основе принципа конспирации, исключающего огласку сведений о формах и методах работы ведомства и ведомственной принадлежности военнослужащих. Это обеспечит наиболее эффективное использование имеющихся сил и средств в решении задач по обеспечению государственной безопасности.

Основными задачами и направлениями деятельности Службы госбезопасности определены:

  • обеспечение государственной безопасности и защиты интересов Республики Узбекистан от внешних и внутренних угроз, укрепление законности и верховенства закона, предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в данной сфере;
  • осуществление разведывательной и контрразведывательной деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению посягательств на конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность Республики Узбекистан;
  • охрану и защиту государственной границы Республики Узбекистан;
  • ограждение Вооруженных Сил и оборонно-промышленного комплекса Республики Узбекистан от вызовов, рисков и угроз государственной безопасности, участие в реализации стратегических инициатив по укреплению обороноспособности страны;
  • борьба с терроризмом, экстремизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ;
  • предупреждение, выявление и пресечение деструктивной деятельности, направленной на пропаганду национальной, этнической и религиозной вражды, представляющей угрозу государственным интересам и безопасности;
  • обеспечение государственной безопасности в экономической, научно-технической, социальной и информационной сферах, защита культурно- исторического и богатого духовного наследия народа Республики Узбекистан;
  • противодействие проявлениям коррупции в государственных органах и иных организациях, представляющим угрозу государственным интересам и безопасности;
  • обеспечение государственной безопасности в сфере телекоммуникаций и транспорта, предупреждение, выявление и пресечение предпосылок к чрезвычайным ситуациям;
  • осуществление оперативно-розыскной деятельности, проведение доследственной проверки и предварительного следствия по делам о преступлениях, расследование которых отнесено к компетенции службы;
  • контроль за обеспечением сохранности государственных секретов, безопасности специальной связи и организацией криптографической защиты информации в государственных органах и иных организациях;
  • выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, представляющих угрозу государственным интересам и безопасности;
  • совершенствование и поддержание состояния боевой и мобилизационной готовности службы, подготовка сил и средств к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и введении военного положения.

www.gazeta.uz

О службе государственной безопасности Республики Узбекистан

ЗАКОН

Республики Узбекистан

О службе государственной безопасности Республики Узбекистан

Принят Законодательной палатой 15 марта 2018 года Одобрен Сенатом 29 марта 2018 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1.  Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование деятельности Службы государственной безопасности Республики Узбекистан (далее – Служба государственной безопасности).

Статья 2. Основные задачи Службы государственной безопасности

Основными задачами Службы государственной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и иных государственных интересов Республики Узбекистан от внешних и внутренних угроз, укрепление законности и обеспечение верховенства закона, а также предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, отнесенных к полномочиям Службы государственной безопасности.

Статья 3. Законодательство о Службе государственной безопасности

Законодательство о Службе государственной безопасности состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Статья 4. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

государственная безопасность – состояние защищенности конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и иных государственных интересов Республики Узбекистан от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее ее устойчивое развитие и реализацию конституционных прав и свобод граждан;

государственные интересы (государственные интересы Республики Узбекистан) – осознанные потребности государства в обеспечении верховенства закона, безопасности и стабильности в обществе, защиты конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности Республики Узбекистан от внешних и внутренних угроз;

контрразведывательная деятельность – деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение разведывательной, диверсионной, подрывной и иной деструктивной деятельности иностранных государств, международных и иностранных организаций, групп и отдельных лиц, причиняющей или могущей причинить вред государственным интересам и безопасности;

разведывательная деятельность – деятельность, направленная на добывание и обработку информации, затрагивающей государственные интересы, отражающей реальные вызовы, риски и угрозы, исходящие от специальных служб иностранных государств, организаций, групп и отдельных лиц, а также оказание содействия в реализации мер по обеспечению государственной безопасности и продвижению государственных интересов.

Статья 5. Правовой статус и основные направления деятельности Службы государственной безопасности

Служба государственной безопасности является специально уполномоченным государственным органом, осуществляющим свою деятельность специальными средствами, формами и методами в целях обеспечения государственной безопасности.

Служба государственной безопасности реализует единую государственную политику в области обеспечения государственной безопасности и в пределах своих полномочий осуществляет деятельность по следующим основным направлениям:

обеспечение государственной безопасности и защиты государственных интересов Республики Узбекистан от внешних и внутренних угроз, укрепление законности и верховенства закона, предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в данной сфере;

осуществление разведывательной и контрразведывательной деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению посягательств на конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность Республики Узбекистан;

охрана и защита Государственной границы Республики Узбекистан;

ограждение Вооруженных Сил и оборонно-промышленного комплекса Республики Узбекистан от вызовов, рисков и угроз государственной безопасности, участие в реализации стратегических инициатив по укреплению обороноспособности страны;

борьба с терроризмом, экстремизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ;

предупреждение, выявление и пресечение деструктивной деятельности, направленной на пропаганду национальной, этнической и религиозной вражды, представляющей угрозу государственным интересам и безопасности;

обеспечение государственной безопасности в экономической, научно-технической, социальной и информационной сферах, защита культурно-исторического и богатого духовного наследия народа Республики Узбекистан;

противодействие проявлениям коррупции в государственных органах и иных организациях, представляющим угрозу государственным интересам и безопасности;

обеспечение государственной безопасности в сфере телекоммуникаций и транспорта, предупреждение, выявление и пресечение предпосылок к чрезвычайным ситуациям;

осуществление оперативно-розыскной деятельности, проведение доследственной проверки и предварительного следствия по делам о преступлениях, расследование которых отнесено к полномочиям Службы государственной безопасности;

контроль за обеспечением сохранности государственных секретов, безопасности специальной связи и организацией криптографической защиты информации в государственных органах и иных организациях;

выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, представляющих угрозу государственным интересам и безопасности;

совершенствование и поддержание состояния боевой и мобилизационной готовности Службы государственной безопасности, подготовка сил и средств к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и введении военного положения.

Статья 6. Основные принципы деятельности Службы государственной безопасности

Основными принципами деятельности Службы государственной безопасности являются законность, соблюдение и уважение прав, свобод и законных интересов граждан, опора на помощь граждан, приоритет предупреждения и профилактики правонарушений, единство, независимость, конспирация.

Статья 7. Принцип законности

Военнослужащие Службы государственной безопасности в своей деятельности обязаны неукоснительно соблюдать и исполнять требования Конституции Республики Узбекистан, настоящего Закона и иных актов законодательства.

Всякое отступление от точного исполнения и соблюдения законов, какими бы мотивами оно ни было вызвано, является нарушением законности и влечет за собой установленную ответственность.

Статья 8. Принцип соблюдения и уважения прав, свобод и законных интересов граждан

Военнослужащие Службы государственной безопасности осуществляют свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав, свобод и законных интересов граждан.

Служба государственной безопасности обеспечивает защиту прав, свобод и законных интересов граждан независимо от их пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.

Военнослужащие Службы государственной безопасности не имеют права разглашать сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, относящиеся к его частной жизни, если иное не предусмотрено законом.

Статья 9. Принцип опоры на помощь граждан

Служба государственной безопасности в своей деятельности поддерживает тесную связь с населением и опирается на помощь граждан.

Статья 10. Принцип приоритета предупреждения и профилактики правонарушений

Предупреждение и профилактика правонарушений, выявление и устранение способствующих им причин и условий являются приоритетами в деятельности Службы государственной безопасности по борьбе с преступностью.

Статья 11. Принцип единства

Служба государственной безопасности составляет единую централизованную систему, возглавляемую председателем Службы государственной безопасности.

Председатель Службы государственной безопасности при осуществлении своей деятельности подчиняется непосредственно Президенту Республики Узбекистан.

Статья 12. Принцип независимости

Служба государственной безопасности осуществляет свои полномочия независимо от каких бы то ни было государственных органов, иных организаций и должностных лиц, подчиняясь только закону.

Вмешательство государственных органов, иных организаций и должностных лиц в деятельность Службы государственной безопасности запрещается.

Статья 13. Принцип конспирации

Служба государственной безопасности осуществляет свою деятельность на основе принципа конспирации, то есть с установлением особого порядка своей деятельности, получения, оформления, хранения и использования оперативно-служебной информации, а также правил обращения с оперативно-служебными документами.

Статья 14. Использование достижений науки, современных технологий и информационных систем

Служба государственной безопасности в своей деятельности использует достижения науки, инновационные идеи, технологии и разработки, а также информационные системы.

Военнослужащие Службы государственной безопасности при выполнении возложенных на нее задач могут использовать технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, криптографические и иные специальные средства.

Глава 2. Служба государственной безопасности

Статья 15. Система Службы государственной безопасности

Систему Службы государственной безопасности составляют центральный аппарат Службы государственной безопасности, управления Службы государственной безопасности по Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкенту, их отделы (отделения) по районам (городам), пограничные войска Службы государственной безопасности и иные органы, создаваемые для выполнения возложенных на Службу государственной безопасности задач.

Статья 16. Назначение и освобождение от должности должностных лиц Службы государственной безопасности

Службу государственной безопасности возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан. Указы Президента Республики Узбекистан о назначении и освобождении от должности председателя Службы государственной безопасности утверждаются Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Председатель Службы государственной безопасности имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Республики Узбекистан.

Статья 17. Коллегия Службы государственной безопасности

В Службе государственной безопасности образуется коллегия в составе председателя Службы государственной безопасности, его заместителей, начальников подразделений центрального аппарата и органов Службы государственной безопасности. Персональный состав коллегии утверждается Президентом Республики Узбекистан.

Коллегия Службы государственной безопасности является совещательным органом и рассматривает вопросы, касающиеся состояния обеспечения государственной безопасности, исполнения актов законодательства, приказов и указаний председателя Службы государственной безопасности, подбора, расстановки кадров, и иные вопросы, связанные с выполнением возложенных задач.

В пограничных войсках Службы государственной безопасности образуется Военный совет, состав и порядок деятельности которого определяется председателем Службы государственной безопасности.

Статья 18. Подчинение и подотчетность Службы государственной безопасности

Служба государственной безопасности подчиняется и подотчетна непосредственно Президенту Республики Узбекистан.

Служба государственной безопасности регулярно информирует Комитет Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам обороны и безопасности по основным направлениям своей деятельности.

Статья 19. Оценка эффективности деятельности органов Службы государственной безопасности

Основным критерием оценки эффективности деятельности органов Службы государственной безопасности является состояние защищенности конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и иных государственных интересов Республики Узбекистан от внешних и внутренних угроз.

Статья 20. Общественный совет при Службе государственной безопасности

Общественный совет при Службе государственной безопасности осуществляет консультативно-совещательные и иные функции.

Персональный состав, основные задачи, полномочия и порядок организации деятельности Общественного совета при Службе государственной безопасности определяются Президентом Республики Узбекистан.

Глава 3. Взаимодействие Службы государственной безопасности с государственными органами и иными организациями, а также гражданами

Статья 21. Взаимодействие Службы государственной безопасности с государственными органами и иными организациями, институтами гражданского общества и гражданами

Служба государственной безопасности при выполнении возложенных задач взаимодействует с государственными органами и иными организациями, институтами гражданского общества и гражданами в порядке, установленном законодательством.

Государственные органы и иные организации в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие Службе государственной безопасности при выполнении задач по обеспечению государственной безопасности.

Статья 22. Обязательность выполнения законных требований Службы государственной безопасности

Законные требования Службы государственной безопасности, в том числе о соблюдении закона, представлении документов, материалов проверок и других сведений, выделении специалистов, явке и даче объяснений по фактам правонарушений, устранении способствующих им причин и условий, обязательны для выполнения всеми государственными органами и иными организациями, должностными лицами и гражданами.

Документы, материалы и иные сведения, предусмотренные в части первой настоящей статьи, представляются безвозмездно.

Обжалование законных требований Службы государственной безопасности не приостанавливает их выполнение.

Глава 4. Права и обязанности Службы государственной безопасности

Статья 23. Права Службы государственной безопасности

Служба государственной безопасности при выполнении возложенных задач по обеспечению государственной безопасности имеет право:

проверять у должностных лиц и граждан документы, в том числе удостоверяющие личность, осуществлять их личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств и провозимых грузов, при этом могут применяться технические и иные средства контроля;

требовать от должностных лиц и граждан покинуть место проведения оперативно-розыскных, поисковых и иных мероприятий, доследственных проверок и следственных действий;

входить беспрепятственно, при необходимости с повреждением запирающих устройств и других предметов, в жилые помещения и иные объекты физических и юридических лиц, осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено такое преступление, или находится лицо, скрывшееся от правоохранительных органов, либо если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, с последующим сообщением об этом прокурору в течение двадцати четырех часов, а также с возмещением причиненного вреда в порядке, установленном законодательством;

временно находиться в жилых помещениях и иных объектах физических и юридических лиц с их согласия в целях предотвращения преступлений, обнаружения и задержания лиц, их совершивших или находящихся в розыске;

посещать государственные органы и иные организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, запрашивать и получать от государственных органов и иных организаций, граждан сведения и другие необходимые документы и материалы;

вызывать граждан, должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве Службы государственной безопасности, безвозмездно получать необходимые документы, сведения и копии с них;

привлекать граждан с их согласия к содействию, поощрять граждан, оказавших содействие Службе государственной безопасности;

вносить в государственные органы и иные организации или должностным лицам обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

безвозмездно использовать возможности средств массовой информации, учрежденных государственными органами и иными организациями, для установления обстоятельств преступлений и розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия, суда и уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, а также предупреждения преступлений;

в ходе осуществления лицензирования и выдачи документов разрешительного характера проводить проверки соблюдения лицензионных требований и условий, применять меры правового воздействия в порядке, установленном законодательством.

Служба государственной безопасности может иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Председатель Службы государственной безопасности вправе обратиться к Президенту Республики Узбекистан с предложением о созыве заседания Совета безопасности при Президенте Республики Узбекистан в случаях возникновения угрозы государственной безопасности.

Статья 24. Обязанности Службы государственной безопасности

Служба государственной безопасности при выполнении возложенных задач по обеспечению государственной безопасности обязана:

принимать все необходимые меры по защите конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и иных государственных интересов Республики Узбекистан от внешних и внутренних угроз, конституционных прав и свобод граждан;

обеспечивать неукоснительное соблюдение основных принципов деятельности Службы государственной безопасности;

информировать Президента Республики Узбекистан об угрозах государственной безопасности;

обеспечивать охрану и защиту Государственной границы Республики Узбекистан;

участвовать в разработке и реализации государственных программ в сфере обеспечения государственной безопасности;

осуществлять взаимодействие и координацию деятельности информационно-аналитических подразделений государственных органов и организаций в сфере обеспечения государственной безопасности;

организовать контроль за обеспечением режима секретности в государственных органах и организациях;

осуществлять научно-исследовательскую и организационно-методическую деятельность по проблемам обеспечения государственной безопасности;

регистрировать обращения и сведения о преступлениях и правонарушениях, своевременно принимать по ним меры в порядке, установленном законодательством;

уведомлять в письменной форме в течение двадцати четырех часов прокурора обо всех случаях проникновения военнослужащими Службы государственной безопасности в жилые помещения и иные объекты физических и юридических лиц вопреки воле собственников и их представителей или в их отсутствие;

принимать меры по предупреждению правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших их совершению;

принимать меры по обеспечению собственной безопасности.

Служба государственной безопасности может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

Глава 5. Применение военнослужащими Службы государственной безопасности физической силы, специальных сил и средств, огнестрельного оружия, использование ими транспортных средств организаций и граждан

Статья 25. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Военнослужащие Службы государственной безопасности имеют право при исполнении служебных обязанностей на ношение, хранение закрепленного за ними огнестрельного оружия и специальных средств, применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение о намерении их применить, за исключением случаев, когда такое предупреждение невозможно, либо когда промедление создает непосредственную опасность для жизни и здоровья граждан и военнослужащих Службы государственной безопасности и может повлечь иные тяжкие последствия.

Применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия должно соответствовать создавшейся обстановке, характеру и степени опасности действий лиц. При этом военнослужащий Службы государственной безопасности обязан стремиться к минимизации любого вреда.

Военнослужащий Службы государственной безопасности имеет право подготовить специальные средства или огнестрельное оружие к применению и привести их в боевую готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для их применения, предусмотренные настоящей статьей и статьями 27 и 28 настоящего Закона.

Гражданам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, должна быть оказана или организована экстренная медицинская помощь.

О каждом случае применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия военнослужащий Службы государственной безопасности обязан незамедлительно доложить непосредственному начальнику.

О каждом случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу физических либо юридических лиц в результате применения физической силы и специальных средств, а также обо всех случаях применения огнестрельного оружия орган Службы государственной безопасности немедленно сообщает соответствующему прокурору.

Статья 26. Применение физической силы

Военнослужащие Службы государственной безопасности имеют право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнение возложенных на них обязанностей, в следующих случаях:

пресечения преступлений и иных правонарушений;

доставления лиц, совершивших преступления или иные правонарушения, и задержания этих лиц;

преодоления противодействия законным требованиям военнослужащего Службы государственной безопасности.

Военнослужащие Службы государственной безопасности имеют право применять физическую силу также в случаях, когда настоящим Законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Запрещается применять физическую силу в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с видимыми признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения нападения, реально угрожающего жизни и здоровью граждан или военнослужащих Службы государственной безопасности.

Статья 27. Применение специальных средств

Военнослужащие Службы государственной безопасности имеют право применять следующие специальные средства:

а) резиновые палки, травматическое оружие, наручники или иные средства связывания, электрошоковые устройства, служебных животных в случаях:

отражения нападения на гражданина или военнослужащего Службы государственной безопасности;

пресечения преступления;

пресечения сопротивления, оказываемого военнослужащему Службы государственной безопасности;

задержания лица, застигнутого при совершении преступления или сразу после его совершения, пытающегося скрыться;

задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

защиты охраняемых объектов;

блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;

б) специальные окрашивающие и маркирующие средства, средства защиты охраняемых объектов (территорий) и блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия в случаях:

защиты охраняемых объектов;

блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;

в) светозвуковые устройства отвлекающего воздействия в случаях:

освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

защиты охраняемых объектов;

блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;

г) бронемашины и катера в случаях:

задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

обеспечения охраны и защиты Государственной границы Республики Узбекистан.

Военнослужащие Службы государственной безопасности имеют право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Запрещается применять специальные средства, включая травматическое оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с видимыми признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден либо известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления или группового нападения, реально угрожающего жизни и здоровью граждан либо военнослужащих Службы государственной безопасности.

Запрещается нанесение человеку ударов резиновой палкой по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца, за исключением случаев оказания человеком вооруженного сопротивления или группового нападения, реально угрожающего жизни и здоровью граждан либо военнослужащих Службы государственной безопасности.

Перечень специальных средств, состоящих на обеспечении Службы государственной безопасности, утверждается Президентом Республики Узбекистан.

Статья 28. Применение огнестрельного оружия

Военнослужащие Службы государственной безопасности имеют право применять огнестрельное оружие при:

защите граждан либо себя от нападения, если оно сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

освобождении заложников;

задержании лица, застигнутого при совершении особо тяжкого преступления и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

пресечении попытки завладения огнестрельным оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, транспортным средством, специальной и боевой техникой;

отражении группового или вооруженного нападения на жилища граждан, охраняемые объекты, грузы, транспортные средства и помещения;

задержании лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнять законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

пресечении побега из-под стражи лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу, а также пресечении попыток насильственного освобождения этих лиц;

необходимости предупреждения о намерении применить оружие, а также подаче сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

Перед применением огнестрельного оружия военнослужащий Службы государственной безопасности обязан сделать предупреждение, за исключением случаев, когда его жизни или жизни граждан угрожает непосредственная опасность.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с видимыми признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления или совершения группового нападения, реально угрожающего жизни и здоровью граждан либо военнослужащих Службы государственной безопасности.

Военнослужащие Службы государственной безопасности не имеют права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица, за исключением случаев предотвращения террористического акта, освобождения заложников, отражения вооруженного нападения.

Перечень видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении Службы государственной безопасности, утверждается Президентом Республики Узбекистан.

Статья 29. Применение специальных сил

В целях проведения специальных операций по своевременному предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, представляющих угрозу государственной безопасности, могут привлекаться специальные группы оперативного реагирования Службы государственной безопасности и иных государственных органов.

Специальные группы оперативного реагирования Службы государственной безопасности образуются из числа психологически устойчивых лиц, обладающих высокими морально-волевыми качествами, имеющих специальную подготовку, годных по состоянию здоровья к службе в специальных боевых подразделениях Вооруженных Сил Республики Узбекистан.

Статья 30. Использование транспортных средств государственных органов, иных организаций и граждан

Служба государственной безопасности может в принудительном порядке использовать транспортные средства государственных органов, иных организаций и граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения, для проезда к месту доставления в медицинские учреждения граждан, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в органы Службы государственной безопасности, проезда к месту происшествия, с выдачей документа, подтверждающего факт их использования и идентифицирующего военнослужащего Службы государственной безопасности, использовавшего транспортное средство.

Имущественный вред, причиненный в результате принудительного использования транспортных средств, возмещается Службой государственной безопасности в порядке, установленном законодательством.

Глава 6. Содействие Службе государственной безопасности

Статья 31. Лица, оказывающие содействие Службе государственной безопасности

Служба государственной безопасности при выполнении возложенных задач может привлекать отдельных лиц к содействию на гласной и негласной основе, в том числе в качестве внештатных сотрудников.

Права и обязанности лиц, привлеченных Службой государственной безопасности к содействию, определяются законодательством.

Статья 32. Социально-правовая защита лиц, оказывающих содействие Службе государственной безопасности, обеспечение их безопасности

Лицам, оказывающим содействие Службе государственной безопасности, гарантируется конфиденциальность отношений. Сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) Службе государственной безопасности содействие на конфиденциальной основе, составляют государственные секреты и не могут быть преданы огласке.

При наличии достаточных данных, свидетельствующих, что лицам, оказывающим (оказывавшим) содействие Службе государственной безопасности на конфиденциальной основе, а также их близким родственникам реально угрожают насилием или уничтожением имущества, Служба государственной безопасности обязана принять необходимые меры по защите их жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества.

Посягательства на лиц, оказывающих (оказывавших) содействие Службе государственной безопасности на конфиденциальной основе, и их близких родственников, совершаемые в связи с их участием в обеспечении государственной безопасности, влекут ответственность, установленную законодательством.

Меры социальной защиты лиц, оказывающих (оказывавших) содействие Службе государственной безопасности, определяются законодательством.

Глава 7. Военнослужащие Службы государственной безопасности, их правовое положение и социально-правовая защита

Статья 33. Военнослужащие Службы государственной безопасности

Военнослужащие Службы государственной безопасности состоят на действительной военной службе.

Порядок прохождения службы в Службе государственной безопасности регламентируется законодательством о всеобщей воинской обязанности и военной службе, за исключением случаев, установленных законодательством с учетом особенностей исполняемых военнослужащими Службы государственной безопасности обязанностей.

Военнослужащие Службы государственной безопасности на период прохождения службы не могут быть членами политических партий. На военнослужащих Службы государственной безопасности распространяются и иные ограничения, предусмотренные законодательством о всеобщей воинской обязанности и военной службе.

Введение и отмена усиленного режима, а также привлечение военнослужащих Службы государственной безопасности к участию в боевых действиях осуществляются на основании приказов председателя Службы государственной безопасности. Порядок введения и отмены усиленного режима в пограничных войсках Службы государственной безопасности определяется законодательством, в том числе внутриведомственными актами Службы государственной безопасности.

Прием граждан на службу, назначение их на должность, продвижение и перемещение в Службе государственной безопасности осуществляется независимо от их пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, личного и общественного положения. Специальные требования к военнослужащим Службы государственной безопасности устанавливаются председателем Службы государственной безопасности.

Военнослужащим Службы государственной безопасности выдаются служебные удостоверения установленного образца, порядок пользования которыми регламентируется внутриведомственными актами Службы государственной безопасности.

Военнослужащие Службы государственной безопасности имеют форменную одежду, образцы которой устанавливаются Президентом Республики Узбекистан.

Военнослужащие Службы государственной безопасности для решения задач по обеспечению государственной безопасности могут быть прикомандированы к государственным органам и иным организациям в установленном законодательством порядке с оставлением их на военной службе в действующем резерве.

Полномочия должностных лиц Службы государственной безопасности по утверждению должностных обязанностей, порядка применения поощрений и дисциплинарных взысканий в отношении подчиненных им военнослужащих, присвоения воинских званий, назначения и увольнения военнослужащих устанавливаются председателем Службы государственной безопасности.

Статья 34. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации военнослужащих Службы государственной безопасности

Граждане Республики Узбекистан, принятые в Службу государственной безопасности, проходят в установленном порядке специальную профессиональную подготовку или переподготовку либо повышение квалификации.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации военнослужащих Службы государственной безопасности осуществляется образовательными учреждениями Службы государственной безопасности и иными образовательными учреждениями, в том числе зарубежными.

Статья 35. Социальная защита военнослужащих Службы государственной безопасности

Государство гарантирует социальную защиту военнослужащих Службы государственной безопасности путем достойной оплаты труда, охраны их здоровья и членов их семей, обеспечения жильем и земельными участками, льготного долгосрочного ипотечного и транспортного кредитования, возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу, государственного пенсионного обеспечения, государственного страхования, оказания социальной помощи и иными видами социальной защиты.

Порядок реализации мер по социальной защите военнослужащих Службы государственной безопасности и предоставленных им льгот и преференций определяется законодательством о всеобщей воинской обязанности и военной службе.

Добросовестное исполнение военнослужащими Службы государственной безопасности служебных обязанностей и достигнутые ими положительные результаты могут быть отмечены мерами морального и материального поощрения.

За мужество и отвагу, проявленные в служебной деятельности, и иные заслуги перед Республикой Узбекистан военнослужащие Службы государственной безопасности могут быть представлены председателем Службы государственной безопасности к государственным наградам Республики Узбекистан.

Председатель Службы государственной безопасности вправе назначать единовременные пособия, оказывать другие виды социальной помощи военнослужащим Службы государственной безопасности, получившим телесные повреждения при исполнении служебных обязанностей, семьям погибших военнослужащих, а также в иных случаях в порядке и размерах, установленных ведомственными нормативно-правовыми актами.

Военнослужащим специальных групп оперативного реагирования Службы государственной безопасности в выслугу лет для назначения пенсий один день службы засчитывается за два дня, а во время участия в боевых действиях или в проведении антитеррористической операции один день службы за три дня.

Система социально-правовой защиты военнослужащих специальных групп оперативного реагирования Службы государственной безопасности определяется законодательством.

Статья 36. Гарантии правовой защиты военнослужащих Службы государственной безопасности

Военнослужащие Службы государственной безопасности находятся под защитой государства.

Военнослужащие Службы государственной безопасности при выполнении служебных обязанностей подчиняются только непосредственному или прямому начальнику.

Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность военнослужащего Службы государственной безопасности, кроме лиц, прямо уполномоченных законом, а также принуждать военнослужащего Службы государственной безопасности к выполнению обязанностей, которые законом не возложены на Службу государственной безопасности.

Военнослужащий Службы государственной безопасности не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Военнослужащий Службы государственной безопасности в установленном порядке имеет право на обжалование принимаемого в отношении него решения и действия (бездействия) вышестоящему должностному лицу Службы государственной безопасности.

Статья 37. Гарантии неприкосновенности военнослужащих Службы государственной безопасности

Военнослужащие Службы государственной безопасности обладают неприкосновенностью во время прохождения службы.

Военнослужащий Службы государственной безопасности не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан, заключен под стражу без согласия соответственно прокурора Республики Каракалпакстан, области и города Ташкента.

Военнослужащие Службы государственной безопасности могут быть привлечены к административной ответственности с согласия соответственно председателя Службы государственной безопасности, начальников управлений Службы государственной безопасности по Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкенту.

Статья 38. Гарантии трудоустройства военнослужащих Службы государственной безопасности

Военнослужащим Службы государственной безопасности при увольнении с военной службы предоставляется прежняя работа (должность), занимаемая ими до приема на военную службу, а при ее отсутствии – другая равнозначная работа (должность) в первоочередном порядке с учетом их специальности в государственных органах и иных организациях.

Глава 8. Информационное, финансовое и материально-техническое обеспечение Службы государственной безопасности

Статья 39. Информационное обеспечение Службы государственной безопасности

Для осуществления своей деятельности Служба государственной безопасности может формировать и использовать специализированные учеты, разрабатывать, создавать и эксплуатировать информационные базы и средства криптографической защиты.

Порядок учета и использования ведомственной служебной информации устанавливается внутриведомственными актами Службы государственной безопасности.

Статья 40. Защита сведений о Службе государственной безопасности

Граждане Республики Узбекистан, поступающие на военную службу (работу) в Службу государственной безопасности, а также допускаемые к сведениям о Службе государственной безопасности, проходят процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты, если иной порядок не предусмотрен законодательством.

Граждане Республики Узбекистан, допущенные к сведениям о Службе государственной безопасности, составляющим государственные секреты, несут за их разглашение ответственность, предусмотренную законодательством.

Документы и материалы Службы государственной безопасности подлежат хранению в архивах Службы государственной безопасности. Архивные материалы, представляющие историческую и научную ценность, могут передаваться в государственные архивы в порядке, установленном законодательством.

Статья 41. Финансовое и материально-техническое обеспечение

Финансовое и материально-техническое обеспечение Службы государственной безопасности осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.

В Службе государственной безопасности создаются внебюджетные фонды, порядок формирования и использования которых определяется законодательством.

Глава 9. Заключительные положения

Статья 42. Символика Службы государственной безопасности

Служба государственной безопасности может иметь флаг, эмблему, вымпел и иную символику.

Символика Службы государственной безопасности утверждается Президентом Республики Узбекистан.

Статья 43. Ответственность военнослужащих Службы государственной безопасности

За противоправные действия или бездействие, а также ненадлежащее исполнение служебных обязанностей военнослужащие Службы государственной безопасности несут ответственность в соответствии с законодательством.

Вред, причиненный физическим и юридическим лицам противоправными действиями или бездействием военнослужащих Службы государственной безопасности, подлежит возмещению Службой государственной безопасности за счет средств специального внебюджетного фонда с последующим взысканием этих сумм с виновных лиц.

За нарушение служебной дисциплины военнослужащий Службы государственной безопасности несет ответственность в соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил Республики Узбекистан.

Статья 44. Надзор за соблюдением законов в деятельности Службы государственной безопасности

Надзор за точным и единообразным исполнением законов в деятельности Службы государственной безопасности осуществляется Генеральным прокурором Республики Узбекистан и подчиненными ему прокурорами в пределах своих полномочий.

Прокуроры обеспечивают конфиденциальность сведений, содержащихся в представленных им документах и материалах об оперативно-розыскной деятельности Службы государственной безопасности.

Статья 45. Международное сотрудничество

Взаимодействие Службы государственной безопасности с правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств, международными организациями и их представительствами осуществляется в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.

Статья 46. Ответственность за нарушение законодательства о Службе государственной безопасности

Лица, виновные в нарушении законодательства о Службе государственной безопасности, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 47. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья  48.  Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ

город Ташкент, 5 апреля 2018 года

№ ЗРУ–471

www.norma.uz

О мерах по совершенствованию системы государственной безопасности Республики Узбекистан

Указ Президента Республики Узбекистан

Президент Республики Узбекистан                                       Ш.МИРЗИЁЕВ

к Указу Президента Республики Узбекистан

№УП-5379 от 14 марта 2018 года

флага Службы государственной безопасности Республики Узбекистан

Флаг Службы государственной безопасности Республики Узбекистан представляет собой прямоугольное полотнище темно-синего цвета, символизирующего постоянство, мужество, преданность, самоотверженность и храбрость. В центре флага изображен геральдический знак – эмблема Службы государственной безопасности Республики Узбекистан. Длина флага Службы государственной безопасности Республики Узбекистан – 250 см, ширина – 125 см.

* * *

Приложение № 2

к Указу Президента Республики Узбекистан

№УП-5379 от 14 марта 2018 года

ОПИСАНИЕ

геральдического знака – эмблемы Службы государственной безопасности Республики Узбекистан

Геральдический знак – эмблема Службы государственной безопасности Республики Узбекистан представляет собой серебристый круг, с кольцевой полосой по краю темно-синего цвета. На кольцевой полосе сверху надпись белыми прямыми литерами латинского алфавита: «O’ZBEKISTON RESPUBLIKASI», снизу: «DAVLAT XAVFSIZLIK XIZMATI». Надписи разделены между собой двумя восьмиконечными звездами, символизирующими знак утверждения. В центре круга изображен треугольный, вытянутый книзу щит с вырезанными верхними углами, символизирующий защиту государства и общества от внешних и внутренних угроз. Поле щита серебряное. В центре щита изображен Государственный герб Республики Узбекистан. От Государственного герба Республики Узбекистан до каёмки щита растянуты прямые линии, символизирующие лучи солнца. В двух вырезанных верхних и нижнем углах щита изображены 3 кольца, символизирующие охрану интересов личности, общества и государства. За щитом – меч, вертикально установленный по оси симметрии острием вниз. Меч символизирует силу, честь, справедливость, отвагу и бдительность. Меч серебристого цвета. Рукоять меча состоит из семи ободков, символизирующих основные принципы деятельности Службы государственной безопасности Республики Узбекистан. За щитом и мечом изображен симметрично развевающийся в стороны Государственный флаг Республики Узбекистан. Расположение Государственного флага Республики Узбекистан за щитом и мечом символизирует защищенность конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и государственных интересов от внешних и внутренних угроз.

* * *

КОММЕНТАРИЙ

к Указу Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию системы государственной

безопасности Республики Узбекистан»

Успешная реализация стратегических задач и принципиально важных реформ на современном этапе развития страны требует совершенствования деятельности не только органов государственного и хозяйственного управления, но также правоохранительных структур. В своем Послании Олий Мажлису 22 декабря 2017 года Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев указал на необходимость реформирования Службы национальной безопасности Республики Узбекистан. Главой государства ставились задачи по обеспечению неукоснительного соблюдения норм Конституции и законов, безусловной реализации принципа сдержек и противовесов в системе правоохранительных структур, исключению подмены и дублирования задач и функций других органов.

В этом контексте принятый Президентом Республики Узбекистан Указ «О мерах по совершенствованию системы государственной безопасности Республики Узбекистан» заложил основы качественно новой системы обеспечения государственной безопасности, определив современный облик специальной службы, способной эффективно противостоять вызовам и угрозам.

В соответствии с Указом Служба национальной безопасности преобразована в Службу государственной безопасности Республики Узбекистан. Исключение из названия ведомства понятия «национальная безопасность» связано с необходимостью устранения фактора, который способствовал необоснованному расширению его полномочий, поскольку любая проблема локального масштаба могла рассматриваться как угроза национальной безопасности. Преобразование сосредоточит внимание ведомства на реальных угрозах государственной значимости. Термин «государственная безопасность» четко обозначит пределы обеспечения безопасности и разграничит направления работы в данной сфере. Указом Служба государственной безопасности определена специально уполномоченным органом, осуществляющим защиту конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и интересов Республики Узбекистан от внешних и внутренних угроз. Определены приоритетные направления организации деятельности Службы государственной безопасности.

Во-первых, предусматривается разработка и принятие Закона «О Службе государственной безопасности Республики Узбекистан» с определением статуса, полномочий и направлений деятельности данного ведомства. Действующее Положение о Службе национальной безопасности, принятое 26 лет назад, не способствует эффективной организации деятельности и не отражает произошедших значительных изменений в общественно-политической и социально-экономической жизни страны.

Во-вторых, определена необходимость внедрения действенных форм и методов противодействия современным вызовам и угрозам, формирования в этих целях эффективной организационной структуры ведомства.

В-третьих, отмечена особая важность неукоснительного соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан. Исходя из этого, Службой государственной безопасности приоритетное значение будет придаваться строгому выполнению законодательных гарантий прав человека.

В-четвертых, будет создана принципиально новая система отбора и подготовки кадров, усилена социальная защита военнослужащих. Данные меры будут способствовать привлечению в Службу государственной безопасности всесторонне развитой и патриотичной молодежи. При этом подчеркнут статус представителей ведомства в качестве военнослужащих, что подразумевает распространение на них всех ограничений и обязанностей, связанных с несением воинской службы.

В-пятых, определено, что Служба государственной безопасности организует свою деятельность на основе принципа конспирации, исключающего огласку сведений о формах и методах работы ведомства и ведомственной принадлежности военнослужащих. Это обеспечит наиболее эффективное использование имеющихся сил и средств в решении задач по обеспечению государственной безопасности. В целях исключения несвойственных задач и функций с 1 апреля 2018 года передаются другим ведомствам или упраздняются отдельные разрешительные полномочия, относившиеся к компетенции Службы национальной безопасности. Указом утверждены образцы флага и эмблемы Службы государственной безопасности.

Учреждение ведомственной символики будет способствовать повышению боевого духа военнослужащих и сплотит их для выполнения задач по обеспечению государственной безопасности.

В решении Президента Республики Узбекистан содержится ряд поручений, реализация которых решит накопившиеся проблемы в сфере обеспечения государственной безопасности. В данной связи предусмотрена разработка: постановлений Президента Республики Узбекистан, направленных на организацию деятельности ведомства, совершенствование деятельности его образовательных учреждений и повышение эффективности системы охраны Государственной границы; программы строительства доступных жилых домов для военнослужащих Службы государственной безопасности на 2018–2022 годы.

Принятый Указ Президента Республики Узбекистан является решением исторической значимости, закладывающим правовую основу формирования качественно новой системы обеспечения государственной безопасности.

Реализация данного решения Главы государства будет способствовать переходу на новый уровень системы защиты конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности, государственных интересов страны от внешних и внутренних угроз.

www.uza.uz

Президент подписал закон «О Службе государственной безопасности Республики Узбекистан»

Президент подписал закон «О Службе государственной безопасности Республики Узбекистан»

Закон был принят Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан 15 марта 2018 года и одобрен Сенатом 29 марта 2018 года. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал закон 5 апреля 2018 года. Закон «О Службе государственной безопасности Республики Узбекистан» состоит из 9 глав и 48 статей.

Согласно закону, основными задачами Службы государственной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и иных государственных интересов Республики Узбекистан от внешних и внутренних угроз, укрепление законности и обеспечение верховенства закона, а также предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, отнесенных к полномочиям Службы государственной безопасности (СГБ).      

В законе применяются следующие основные понятия:

государственная безопасность – состояние защищенности конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и иных государственных интересов Республики Узбекистан от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее ее устойчивое развитие и реализацию конституционных прав и свобод граждан;

государственные интересы (государственные интересы Республики Узбекистан) – осознанные потребности государства в обеспечении верховенства закона, безопасности и стабильности в обществе, защиты конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности Республики Узбекистан от внешних и внутренних угроз;

контрразведывательная деятельность – деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение разведывательной, диверсионной, подрывной и иной деструктивной деятельности иностранных государств, международных и иностранных организаций, групп и отдельных лиц, причиняющей или могущей причинить вред государственным интересам и безопасности; 

разведывательная деятельность – деятельность, направленная на добывание и обработку информации, затрагивающей государственные интересы, отражающей реальные вызовы, риски и угрозы, исходящие от специальных служб иностранных государств, организаций, групп и отдельных лиц, а также оказание содействия в реализации мер по обеспечению государственной безопасности и продвижению государственных интересов. 

СГБ осуществляет деятельность по нескольким основным направлениям, в том числе:

- обеспечение государственной безопасности и защиты государственных интересов Республики Узбекистан от внешних и внутренних угроз;

- осуществление разведывательной и контрразведывательной деятельности;

- охрана и защита Государственной границы Республики Узбекистан;

- борьба с терроризмом, экстремизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ;

- предупреждение, выявление и пресечение деструктивной деятельности, направленной на пропаганду национальной, этнической и религиозной вражды, представляющей угрозу государственным интересам и безопасности;

- противодействие проявлениям коррупции в государственных органах и иных организациях, представляющим угрозу государственным интересам и безопасности.

Основными принципами деятельности Службы государственной безопасности являются законность, соблюдение и уважение прав, свобод и законных интересов граждан, опора на помощь граждан, приоритет предупреждения и профилактики правонарушений, единство, независимость, конспирация.

Согласно закону, СГБ подчиняется и подотчетна непосредственно Президенту Республики Узбекистан, а также регулярно информирует Комитет Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам обороны и безопасности по основным направлениям своей деятельности.

Настоящий закон также определяет права и обязанности СГБ.

В частности, СГБ имеет право проверять у должностных лиц и граждан документы, в том числе удостоверяющие личность, осуществлять их личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств и провозимых грузов, при этом могут применяться технические и иные средства контроля.

Они также имеют право требовать от должностных лиц и граждан покинуть место проведения оперативно-розыскных, поисковых и иных мероприятий, доследственных проверок и следственных действий.

При этом СГБ при выполнении возложенных задач по обеспечению государственной безопасности обязана принимать все необходимые меры по защите конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и иных государственных интересов Республики Узбекистан от внешних и внутренних угроз, конституционных прав и свобод граждан.

СГБ также должна уведомлять в письменной форме в течение двадцати четырех часов прокурора обо всех случаях проникновения военнослужащими Службы государственной безопасности в жилые помещения и иные объекты физических и юридических лиц вопреки воле собственников и их представителей или в их отсутствие.

В законе также закрепить нормы, устанавливающие условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Глава 6 закона посвящена информаторам. Отмечается, что СГБ при выполнении возложенных задач может привлекать отдельных лиц к содействию на гласной и негласной основе, в том числе в качестве внештатных сотрудников.  Права и обязанности лиц, привлеченных Службой государственной безопасности к содействию, определяются законодательством.

Согласно закону, Служба государственной безопасности может иметь флаг, эмблему, вымпел и иную символику.            

Напомним, что раньше спецслужба Узбекистана работала на основе постановления Кабинета Министров Узбекистана от 1991 года.

В ближайшее время редакция Kun.uz предоставит вам более подробный и объективный анализ данного закона.

kun.uz


Смотрите также