Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности


«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

В мае 2009 вступил в силу новый Федеральный закон – «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».Его принятие - значимый шаг в противопожарном нормировании. На некоторые принципиально важные моменты стоит обратить особое внимание.

О новых требованиях пожарной безопасности

Первое и принципиально важное положение, на которое следует обратить особое внимание - порядок применения статьи 6 «Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности».

В соответствии с этой статьей пожарная безопасность считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает установленных допустимых значений. Механизм реализации этой нормы заключается в определении расчетных величин пожарных рисков на объектах защиты и сопоставления их с соответствующими нормативными значениями.

Необходимо обратить внимание на принципиальное отличие норм, установленных ст. 6, от норм, действовавших в сфере пожарной безопасности до 1 мая 2009 г. Ранее предусматривалось, что на объекте должны быть выполнены требования нормативных документов по пожарной безопасности и правил пожарной безопасности или рассчитаны пожарные риски.

В настоящее время законодательно установлено принципиально другое положение: в любом случае должны быть выполнены все положения технического регламента и проведен расчет пожарного риска. Такой подход обусловлен тем, что Технический регламент содержит ряд статей, которые устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения, к системам пожарной сигнализации и системам пожаротушения. Все эти статьи приводят конечные параметры упомянутых систем. Способы достижения этих параметров собственник может выбрать самостоятельно и доказать это с помощью проведенного расчета риска. Это принципиально важное положение: таким образом, государство уходит от жесткого нормирования конкретных технических решений.

Законодательно предусмотрено и альтернативное решение, когда доказательством того, что требования Технического регламента выполнены, будет являться применение на добровольной основе нормативных документов по пожарной безопасности (сводов правил и национальных стандартов).

Таким образом, доказательством того, что выполнены положения Технического регламента, служат два момента: расчет пожарного риска или выполнение требований рекомендательных сводов правил и национальных стандартов.

В связи с этим законодатель ввел третью часть в статью 6, где сказано, что при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных Техническим регламентом, и требований нормативных документов по пожарной безопасности, расчет пожарного риска не требуется.

В порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации № 272 от 31 марта 2009 года «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска», определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России.

Декларация пожарной безопасности

Очень важен вопрос о разработке декларации пожарной безопасности, который регламентируется статьей 64 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Она должна восприниматься в контексте всего закона. Декларация пожарной безопасности никоим образом не дублирует декларацию промышленной безопасности: их назначение различно.

Декларация промышленной безопасности доказывает, что объект соответствует требованиям промышленной безопасности. Декларация пожарной безопасности носит совершенно иной характер. Ее смысл - подготовить собственника к эксплуатации объекта с целью обеспечения безопасности людей от воздействия опасных факторов пожара. Собственник должен знать, какие требования следует выполнять для того, чтобы была обеспечена пожаробезопасная эксплуатация того или иного объекта. Проще говоря, декларация – это уточнение к традиционной инструкции о мерах пожарной безопасности, которую предписано иметь на каждом объекте.

Форма и порядок регистрации декларации установлены приказом МЧС России от 24 февраля 2009 года № 91, зарегистрированным в Минюсте России. В соответствии с данным приказом в декларации указывается перечень конкретных требований, подлежащих выполнению. Собственник заполняет декларацию самостоятельно, либо, в соответствии с положением Гражданского кодекса, может привлечь для этого стороннюю организацию или физическое лицо.

Декларация может быть заполнена двумя способами. Первый: в ней приводятся технические решения, которые принял собственник, с приложением расчетов пожарного риска. Альтернативный способ: собственник не приводит расчеты, но указывает перечень тех пунктов нормативных документов (сводов правил и/или национальных стандартов), которые выполняет, эксплуатируя тот или иной объект. При этом собственник должен оценить возможный ущерб имуществу сторонних лиц от пожаров.

В Техническом регламенте сказано: «Возможный ущерб при возникновении пожара третьим лицам можно определить договором страхования гражданской ответственности». Это может осуществляться в рамках добровольного страхования ответственности. В качестве альтернативы этому собственник, может привести такие сведения в декларации на основании собственной доказательной базы.

В обязанность собственника не входит представлять документы о том, как он вычислил размер возможного ущерба третьим лицам, какими методиками руководствовался. Те данные, которые собственник представил в декларации, органы государственного пожарного надзора должны принять и зарегистрировать. Никаких дополнительных документов государственный пожарный надзор от собственника требовать не вправе.

Крайне важно, что декларация подается в уведомительном порядке. Собственник уведомляет надзорные органы о том, что он на конкретном объекте выполняет задекларированные требования пожарной безопасности.Не предусматривается согласование или рассмотрение декларации в каких-либо инстанциях. Что касается строящихся объектов, то декларация должна быть заполнена перед вводом объекта в эксплуатацию.

Для объектов, которые на сегодняшний день уже функционируют, декларация должна быть заполнена до 1 мая 2010 года, то есть в течение года после вступления в силу Технического регламента.

В Техническом регламенте содержатся две статьи, касающиеся существующих зданий – это часть 4 ст.4 и ст. 151 (заключительные положения).

Ст. 4 определяет, что на существующее и построенное здание новые требования Технического регламента не распространяются.

В ст. 151 указано, что в области пожарной безопасности действуют все нормы и правила, которые приняты федеральными органами исполнительной власти, не противоречащие требованиям Технического регламента.

Поэтому заполняя пожарную декларацию, собственник должен указать, какие требования он выполняет из ранее действующих нормативных документов в области пожарной безопасности.

Следующий принципиально важный момент связан с применением требований Технического регламента в отношении строящихся объектов или тех объектов, проектирование которых началось до момента вступления Технического регламента в силу. На этих объектах мероприятия по обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения были заложены в соответствии с действовавшими ранее, до принятия Технического регламента, нормами и правилами.

Причина возникающих вопросов в возможности различного толкования положения части 4 ст. 4 Технического регламента.

Итак, распространяются ли положения Технического регламента на объекты, строительство которых не было завершено до 1 мая 2009 года или проектирование начато до указанного срока?

Ст. 4 Технического регламента следует рассматривать в совокупности с другими законами, так как порядок применения любого законодательного акта отрегулирован основополагающими документами. Так, в соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягощающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось нарушением.

По общему для всех отраслей права принципу, закон действует в отношении будущего, с момента его вступления в силу и не имеет обратной силы.

В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Статья 4 Технического регламента не противоречит тексту вышеперечисленных нормативных правовых актов. В ней сказано: «на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения названного закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара». Порядок определения подобных случаев в каждой отдельной ситуации зависит от специфики противопожарной защиты конкретных объектов, включая комплекс запроектированных инженерно-технических и организационных мероприятий.

Это положение относится и к проведению сезонных ремонтных работ на объектах любого назначения, предусматривающих замену напольных покрытий. Техническим регламентом не запрещается использование материалов, соответствующих требованиям ранее действовавших нормативных документов в области пожарной безопасности.

О системе соответствия требованиям пожарной безопасности

В тексте Технического регламента приведено девять форм соответствия объекта защиты, продукции требованиям пожарной безопасности. Эти формы могут быть применены к конкретному виду продукции и к конкретному виду объекта.

Приводятся два альтернативных способа подтверждения соответствия. Первый - традиционный – осуществление государственного пожарного надзора, проверка объекта, выявление нарушений требований пожарной безопасности, применение соответствующих санкций, выдача предписаний. Вторая форма подтверждения соответствия – независимая оценка пожарного риска или аудит пожарной безопасности.

Необходимо разграничить два очень близких понятия: «независимая оценка пожарного риска» и «расчет пожарного риска».

Термин «пожарный риск» применяется и в том и в другом понятии. Но «оценка пожарного риска» - это проведение соответствующих расчетов, доказательство с помощью этих расчетов соответствует ли риск тем назначениям, которые установлены техническим регламентом. «Независимая оценка риска» - процедура, выполняемая аккредитованной в МЧС России организацией, по оценке соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. Эта процедура выполняется в соответствии с приказом МЧС России от 20 ноября 2007 года № 607, который определяет порядок аккредитации организации и те процедуры, которые организация должна выполнять.

Пункт 25 приказа МЧС России от 1 октября 2007 г. № 517 (административный регламент об осуществлении государственного пожарного надзора), говорит о том, что на тех объектах, на которых проведена независимая оценка рисков, органами пожарного надзора мероприятия по контролю не планируются.

Размещение подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах

Особое внимание следует обратить на статью, определяющую порядок дислокации пожарных депо в городах, в городских округах и сельских поселениях с учетом времени прибытия к месту возгорания.

Порядок дислокации подразделений пожарной охраны определяется исходя из того, что время прибытия первого подразделения к вызову в городах - 10 минут, в сельских поселениях - 20 минут. Здесь не следует допускать подмены понятий. Техническим регламентом не установлено время прибытия первых подразделений, им определено, что подразделения пожарной охраны должны размещаться, таким образом, чтобы к месту пожара они могли прибыть в течение установленного времени.

На сегодняшний день законодатель планирует очень жестко подойти к генеральным планам застройки городов и сельских поселений. Пользуясь соответствующим сводом правил, тщательно пересмотреть генеральные планы, выработать необходимые предложения и мероприятия. На их основе рекомендовать, а где-то и требовать, чтобы в генеральные планы развития городов и сельских поселений были включены вопросы устройства, размещения пожарных депо с той плотностью, которую регламентирует новый закон о требованиях пожарной безопасности.

Положения этой статьи Технического регламента направлены на то, чтобы развивалась сеть пожарных депо. Практика расчетов на сегодняшний день показывает: для того, чтобы выполнить установленный норматив в городах, радиус выезда должен составлять примерно 3,8 километра, а в сельских населенных пунктах 11,7 километров. Руководителям городских поселений дается выбор: или улучшать качество дорог, чтобы пожарная охрана добиралась быстрее, или строить пожарные депо таким образом, чтобы обеспечить выполнение норматива.

Важность технического регламента ФЗ-123

Пожары всегда доставляют человеку массу проблем, а зачастую это просто трагедия. Во времена, когда постройки были в основном деревянными, пожары стирали с лица земли целые деревни и города.

С применением в строительстве негорючих материалов вероятность их значительно уменьшилась, но исключить предпосылки для возгорания и минимизировать последствия можно только соблюдая специальные нормы и правила, которые устанавливает технический регламент по пожарной безопасности.

Техрегламент, известный как ФЗ-123, утвержден в июне 2008 года, датой одобрения Советом Федерации является 11 июля того же года.

Для чего он издан

Регламент принят для того, чтобы защитить каждого человека, живущего в стране, от возможных последствий пожаров, а также для того, чтобы свети их количество к минимуму.

В этом важном документе приводятся основные принципы пожарной безопасности для построек всех видов. Он также определяет нормы для производства технических средств пожаротушения и оповещения.

Цель, которая ставится регламентом, – обеспечить каждое здание и сооружение необходимыми устройствами для безопасности людей и оборудования и допускающими проведение необходимых мер для быстрой эвакуации из помещений.

Область действия технического регламента распространяется на правила, связанные с возведением и последующим использованием зданий. Требования регламента необходимо учитывать уже на стадии проектирования дома или другой постройки.

Его учитывают при ремонте, реставрационных работах, техническом обслуживании помещений.

Нормы, определенные в регламенте, обязательно должны учитываться при разработке технической документации на объекты, а также при составлении и принятии нормативных документов, в которых содержатся требования пожарной безопасности.

Структура документа

Технический регламент состоит из восьми разделов, в каждый из которых включены несколько глав. Деление на разделы произведено таким образом, чтобы в каждом из них содержалась исчерпывающая информация по какому-либо вопросу.

При этом первый раздел содержит общие принципы, термины и определения, которые встречаются в тексте, классификацию пожаров и их поражающих действий. Последний раздел уточняет сроки вступления в силу ФЗ-123 о пожарной безопасности, иерархию иных существующих документов.

Остальные разделы описывают требования к жилым домам любой этажности, к помещениям, в которых могут находиться люди, производственным строениям и сооружениям.

Особое внимание уделяют требованиям к пожарной технике, предназначенной для борьбы с огнем. Отдельно идут таблицы, помогающие определить противопожарные расстояния между зданиями, рассчитать класс пожарной опасности, предел огнестойкости и многое другое. Эта информация всегда должна применяться на практике.

Основная классификация пожаров

Технический регламент подразделяет все пожары на шесть классов, которые обозначаются латинскими буквами от A до F:

  • A – горят твердые предметы;
  • B – горят жидкости, в том числе расплавленные вещества;
  • C – возгораются газы;
  • D – происходит горение металлов (их выделяют особо, как можно заметить);
  • E – пожары происходят на работающих электроустановках;
  • F – особо опасные пожары, связанные с выделением и распространением радиоактивных веществ.

Опасные факторы – это явления, сопутствующие горению и оказывающие воздействие на людей и предметы, расположенные в зоне пожара. К таким факторам относятся пламя и искры, поток разогретого воздуха, высокая температура вокруг горящих материалов.

В техническом регламенте по пожарной безопасности также называют опасными факторами высокую концентрацию в окружающей среде токсичных продуктов горения, задымленность и низкое содержание кислорода в окружающей среде.

Особое внимание уделяется последствиям возгорания и сопутствующим поражающим факторам.

В зависимости от того, что именно горит, может происходить взрыв, возникать радиоактивное загрязнение, распространение ядовитых газовых паров, и многое другое. Обращая внимание на важность последствий, не случайно в регламенте ФЗ-123 для их описания выделена целая глава.

Показатели опасности

Показатели пожарной опасности используются для оценки ситуации при пожаре. Они необходимы для принятия решения о способах локализации и устранения пожара.

Показатели учитывают материал горящих веществ и его агрегатное состояние. Все показатели сведены в специальную таблицу в конце текста ТР (технического регламента).

Вещества, в соответствии с законом №123, в зависимости от горючести подразделяются на три группы:

  • негорючие. Совершенно неспособны гореть в воздухе, однако они могут быть очень взрывоопасными;
  • трудногорючие. Горят в воздухе при наличии поддерживающего источника пламени и не поддерживают горение при отсутствии такого источника;
  • горючие. Могут самовозгораться при наступлении определенных условий и загораться от постороннего источника, а также способны гореть после воздействия источника горения.

Жидкие вещества согласно требованиям пожарной безопасности делят на просто легковоспламеняющиеся и более опасные. Пары последних могут воспламениться даже при очень низких температурах.

Расположение домов и других сооружений

Противопожарные требования к постройкам, согласно техническому регламенту, заключаются в соблюдении безопасных расстояний между двумя соседними зданиями, наличии в зданиях и между ними необходимых проходов и проездов, определении порядка размещения пожаро- и взрывоопасных веществ на территории зданий и сооружений, наличии средств пожаротушения и противопожарных инженерных сетей.

Противопожарные расстояния определяются по таблицам, приведенным в конце ФЗ №123. При этом учитывают степень огнестойкости материалов построек и сочетаемость этих материалов.

При проектировании учитывается расстояние между стенами соседних зданий и сооружений, если отсутствуют выступающие более чем на 1 метр конструкции. Если такие конструкции существуют, расстояние должно измеряться от них.

Определены расстояния от построек до лесных массивов. Если речь идет об окраине города, то до леса или лесопосадки должно быть 50 м и больше. Для поселков, сел, деревень с застройкой не выше двухэтажной это расстояние должно быть хотя бы 15 метров.

Хоть практика показывает, что сильные стихийные пожары остановить такое расстояние не может, оно дает время, чтобы можно было покинуть дом и спасти самое необходимое.

Все требования технического регламента, которые предусмотрены в проектных документах, не подлежат самостоятельному изменению застройщиками и собственниками зданий и сооружений.

Требования к технике

Наличие противопожарной техники – автоматизированных систем оповещения и пожаротушения регламентируется для производственных и складских помещений.

Техника, применяемая при пожаротушении должна строго отвечать всем нормам, также определяемым техническим регламентом. Все противопожарные устройства должны быть определены еще на стадии проектирования.

Технический регламент определяет, что все здания должны быть оборудованы необходимым количеством огнетушащего вещества, используемого в автоматических системах пожаротушения. Все системы пожаротушения должны иметь возможность дистанционного контроля работоспособности.

Системой оповещения о возникновении пожара должно быть оборудовано каждое производственное помещение.

Важность пожарной оценки

Чтобы подтвердить, что объект (жилой дом, дача, гостиница – что угодно) соответствует требованиям технического регламента по пожарной безопасности, необходима оценка этого объекта. Она может быть добровольной и обязательной.

В законе сказано, какие строения или техника должны оцениваться обязательно. В первую очередь, это общественные здания и установки для пожаротушения. К ним предъявляют конкретные требования, отходить от которых запрещено.

Формы оценки могут быть разными. Технический регламент выделяет аккредитацию, независимую оценку, испытания, сертификацию и другие способы оценивания.

Существует государственный пожарный надзор, который регулярно проверяет определенные предприятия. Введен также такой интересный документ, как пожарная декларация.

При желании можно добровольно подтвердить степень горючести материалов или огнестойкость сооружения в целом, обратившись к экспертам. В этом случае выдается сертификат, который предъявляется при проверке, в случае страхования или просто успокаивает душу.

Кроме технического регламента, утвержденного федеральным законом 123-ФЗ, существует еще много других нормативных документов и правил, которые имеют меньшее значение по сравнению с настоящим.

Это означает, что все требования, которые по значимости ниже, чем в настоящем документе, не должны приниматься во внимание.

Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ ст 88 (ред. от 29.07.2017)

1. Части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.

2. Пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов приведены в таблице 23 приложения к настоящему Федеральному закону.

3. Пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 24 приложения к настоящему Федеральному закону.

4. Требования к элементам тамбур-шлюзов различных типов приведены в таблице 25 приложения к настоящему Федеральному закону.

5. Противопожарные стены должны возводиться на всю высоту здания или сооружения либо до противопожарных перекрытий 1-го типа и обеспечивать нераспространение пожара в смежный пожарный отсек, в том числе при одностороннем обрушении конструкций здания или сооружения со стороны очага пожара.

6. Места сопряжения противопожарных стен, перекрытий и перегородок с другими ограждающими конструкциями здания, сооружения, пожарного отсека должны иметь предел огнестойкости не менее предела огнестойкости сопрягаемых преград.

7. Конструктивное исполнение мест сопряжения противопожарных стен с другими стенами зданий и сооружений должно исключать возможность распространения пожара в обход этих преград.

8. Окна в противопожарных преградах должны быть неоткрывающимися, а противопожарные двери и ворота должны иметь устройства для самозакрывания. Противопожарные двери, ворота, шторы, люки и клапаны, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.

9. Общая площадь проемов в противопожарных преградах не должна превышать 25 процентов их площади.

10. В противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от помещений других категорий, коридоров, лестничных клеток и лифтовых холлов, должны быть предусмотрены тамбур-шлюзы с постоянным подпором воздуха. Устройство общих тамбур-шлюзов для двух и более смежных помещений категорий А и Б не допускается.

11. При невозможности устройства тамбур-шлюзов в противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от других помещений, или противопожарных дверей, ворот, штор, люков и клапанов в противопожарных преградах, отделяющих помещения категории В от других помещений, следует предусматривать комплекс мероприятий по предотвращению распространения пожара на смежные этажи и в смежные помещения.

12. В проемах противопожарных преград, которые не могут закрываться противопожарными дверями или воротами, для сообщения между смежными помещениями категории В или Г и помещениями категории Д должно быть предусмотрено устройство открытых тамбуров, оборудованных установками автоматического пожаротушения, или должны быть установлены вместо дверей и ворот противопожарные шторы, экраны. Ограждающие конструкции этих тамбуров должны быть противопожарными.

13. Противопожарные двери, ворота, люки и клапаны должны обеспечивать нормативное значение пределов огнестойкости этих конструкций. Противопожарные шторы и экраны должны выполняться из материалов группы горючести НГ.

14. Не допускается пересекать противопожарные стены и перекрытия 1-го типа каналами, шахтами и трубопроводами для транспортирования горючих газов, пылевоздушных смесей, жидкостей, иных веществ и материалов. В местах пересечения таких противопожарных преград каналами, шахтами и трубопроводами для транспортирования веществ и материалов, отличных от вышеуказанных, за исключением каналов систем противодымной защиты, следует предусматривать автоматические устройства, предотвращающие распространение продуктов горения по каналам, шахтам и трубопроводам.

15. Ограждающие конструкции лифтовых шахт расположенных вне лестничной клетки и помещений машинных отделений лифтов (кроме расположенных на кровле), а также каналов и шахт для прокладки коммуникаций должны соответствовать требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам 1-го типа и перекрытиям 3-го типа. Предел огнестойкости ограждающих конструкций между шахтой лифта и машинным отделением лифта не нормируется.

16. Дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в коридоры и другие помещения, кроме лестничных клеток, должны защищаться противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях должны отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.

17. В зданиях и сооружениях высотой 28 метров и более шахты лифтов, не имеющие у выхода из них тамбур-шлюзов с избыточным давлением воздуха или лифтовых холлов с подпором воздуха при пожаре, должны быть оборудованы системой создания избыточного давления воздуха в шахте лифта.

18. Утратил силу. - Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.

19. Объемно-планировочные решения и конструктивное исполнение лестниц и лестничных клеток должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей из зданий, сооружений при пожаре и препятствовать распространению пожара между этажами.

20. В подземных этажах зданий и сооружений вход в лифт должен осуществляться через тамбур-шлюзы 1-го типа с избыточным давлением воздуха при пожаре.

Статья 87 | Статья 88 | Статья 89

Статья 134. Требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях

Статья 136. Требования к информации о пожарной безопасности средств огнезащиты

Статья 140. Требования пожарной безопасности к лифтам


Смотрите также