Техника безопасности при работе с краном


Техника безопасности при работе с кранами

При работе с кранами необходимо выполнять следующие требования техники безопасности работ:

а) Запрещается находиться под грузом и в районе разворота крана;

б) Запрещается разворачивать и центрировать грузы руками без помощи канатов;

в) Необходимо точно и беспрекословно выполнять команду ответственного руководителя работ, имеющего допуск и удостоверение, дающих право на производство работ кранами;

г) Запрещается производить какую-либо работу с грузом, находящегося на весу;

д) Запрещается работать с тросами без рукавиц;

е) Запрещается производить подъём не освобожденного груза (присыпан, вмёрз, завален посторонними предметами и т.п.);

ж) Машинист крана и рабочие, занятые строповкой и монтажом должны быть обучены, в том числе правилам единой системы сигнализации, иметь удостоверение на право производства работ с кранами;

з) Запрещается пользоваться стропами, не имеющими бирок на них;

и) Габариты, массы грузов, схемы строповки демонтируемых и монтируемых см. настоящий ППР;

к) Запрещается производить какие-либо работы с грузом, превышающим грузоподъёмность крана;

л) Поднимать груз без проверки надёжности строповки и подтаскивать груз косым натяжением троса запрещается;

м) Стропальщики во время работы должны быть одеты в защитные каски.

Меры безопасности при работе с применением передвижных электростанций напряжением до 220 в и переносного электрического инструмента

Электростанция должна устанавливаться на обочине земляного полотна на расстоянии не менее 2 м от крайнего рельса.

Металлический корпус электростанции должен быть заземлён при помощи заземлителя, забиваемого в землю на глубину не менее 1 м на расстоянии не ближе 2 м от крайнего рельса.

Корпус электрического инструмента при работе должен быть соединён с корпусом электростанции через четвёртую жилу.

По мере перемещения электростанции кабель должен переноситься и укладываться в сухих местах без скручивания. При необходимости укладки магистрального кабеля через путь его нужно пропускать между шпалами под рельсы. Распределительные коробки должны быть на лёгких тележках, перемещаемых по рельсам.

При переходе с электроинструментом с одного места работ на другое и при перерыве в работе напряжение в магистральном кабеле должно сниматься, а электроинструмент выключаться. При переноске инструмента запрещается держать его за рабочие части.

Ручки электроинструмента должны быть изолированы. Работа с электроинструментом, имеющем замыкание на корпус или повреждение кабеля, запрещается.

Противопожарные мероприятия

Для обеспечения противопожарной безопасности на месте работ должен находится противопожарный инвентарь (на кране). Запрещается разводить костры, держать нагревательные приборы, производить электро- и газосварочные работы вблизи от проходящих поездов. При проходе поезда работы должны быть приостановлены.

При производстве работ, не оговорённых в настоящем разделе, до начала этих работ должен быть проведён инструктаж работающих и руководителей работ и приняты меры безопасности по соответствующим правилам и нормам.

studfiles.net

Техника безопасности при работе кранов

Категория:

   Стреловые краны

Техника безопасности при работе кранов

Машинисты кранов должны хорошо знать правила техники безопасности в строительстве (СНиП Ш-А.11—70). С помощью крана следует поднимать грузы, масса которых (с учетом массы стропующих устройств) не превышает грузоподъемности крана на данном вылете крюка. Возможность подъема различных конструкций, деталей и материалов машинист должен проверять по графику-таблице грузоподъемности крана, вывешенной в кабине управления. Машинист в начале смены должен ознакомиться с номенклатурой и массой монтируемых элементов. В процессе работы массу поднимаемых грузов следует контролировать с помощью специального указателя, установленного в кабине или закрепленного на стреле.

Подъем груза, масса которого неизвестна, запрещается. Груз, масса которого близка к допускаемому для данного вылета крюка, следует поднимать в два приема. Сначала груз поднимают на высоту 100 мм от площадки, проверяют устойчивость крана, действие тормозов, качество строповки и подвеса груза; затем его опускают на землю. После этого груз поднимают на заданный монтажный уровень.

Поднимать груз разрешается при условии, что он уравновешен, надежно зафиксирован стропами или подвешен к таре, исключающей его произвольное падение, высыпание, выливание. При подъеме и перемещении грузов над участками, где находятся рабочие, машинист обязан предупреждать их частыми звуковыми сигналами.

Перемещая груз в пространстве по сложной траектории, машинист должен следить за тем, чтобы груз был поднят выше встречающихся конструкций и предметов не менее чем на 1 м. При передвижении крана по монтажной площадке груз надо проносить над уложенными конструкциями на высоте не менее чем на 0,5 м.

Перемещение грузов и стрелы (включая зону возможного ее опускания‘в положение вылета) над рабочими не разрешается, за исключением тех случаев, когда это вызвано особыми производственными условиями. Для этого необходимо письменное разрешение руководства монтажной организации.

Машинист обязан производить все рабочие движения крана только по сигналу бригадира монтажной бригады, стропальщика и сигнальщика, а в особо ответственных случаях — по команде мастера или производителя работ. Машинист не имеет права принимать сигналы, явно противоречащие правилам безопасности. В случае выполнения рабочего движения по неверному сигналу машинист несет ответственность за последствия, так же как и лицо, подавшее этот сигнал.

По сигналу «Стоп» машинист обязан немедленно прекратить работу крана независимо от того, кто подал сигнал.

Машинист не имеет права поднимать или перемещать людей на крюке или на грузе. Он не должен разрешать посторонним лицам входить на кран. Машинисту запрещается передавать кому-либо управление краном без разрешения администрации, даже ученику-стажеру при кратковременном уходе с крана.

Машинист может покинуть свое рабочее место только в обеденный перерыв, в остальных случаях уход с крана разрешается только по указанию администрации. В случае заболевания до начала смены или внезапного ощущения недомогания в процессе работы машинист должен сообщить об этом администрации и немедленно прекратить работу на кране.

Места работы стреловых самоходных кранов должны быть оборудованы щитами с предупредительными надписями. В ночное время эти щиты должны быть видны.

Все вращающиеся детали (зубчатые колеса, цепные передачи) должны иметь надежные ограждающие кожухи. Работать на кране при снятых или плохо закрепленных кожухах и других ограждениях запрещается. Ограждения внутри машинного отделения, стремянки для подъема в кабину управления и на крышу машинного отделения должны быть в исправном состоянии.

Техническое обслуживание, осмотр, регулирование и ремонт частей крана, расположенных на высоте более 4 м, разрешается выполнять только при наличии у машиниста предохранительного пояса или при условии, что машинист находится внутри металлоконструкций и опирается на лестницу.

В случае работы кранов с удлиненными стрелами и башенно-стре-ловым оборудованием из-за упругой податливости рабочего оборудования груз раскачивается, что создает опасную зону для стропальщиков и монтажников. Амплитуда колебаний подвешенного на крюке максимально допускаемого груза — величина опасной зоны — зависит от вылета крюка и размеров рабочего оборудования (рис. 183). Опасная зона при работе крана со стрелой при строповке груза за одну точку представляет собой окружность, радиус которой равен расстоянию от оси вращения до точки соприкосновения опущенной стрелы с площадкой. При работе крана с башенно-стреловым оборудованием опасной зоной является также окружность с радиусом, равным сумме вылета крюка и наибольшего отклонения груза под воздействием всех нагрузок (инерционных, ветровых, от уклона и гибкости оборудования). При подъеме крупногабаритных конструкций с многоточечной строповкой к размерам опасной зоны добавляется величина падения конструкции.

Наибольшие отклонения груза в обе стороны от вертикали для гусеничных кранов грузоподъемностью 25 т с башенно-стреловым оборудованием составляют 0,8—1 м; для 40—63 т с тем же оборудованием — 2,8—3 м.

Стреловые самоходные краны должны быть снабжены прибором, включающим звуковой сигнал оповещения о приближении стрелы к находящимся под напряжением проводам электрической сети или линии электропередачи.

Рис. 183. Опасная зона при работе стреловых кранов:

а — со стреловым оборудованием, б — с башенно-стреловым оборудованием; 1 — стрела, 2 — груз, 3 — башня, 4 — маневровый гусеи

При работе стреловых самоходных кранов у линий электропередач и контактных проводов машинист должен проявлять особое внимание и осторожность. Расположение крана под линией электропередачи (вне зависимости от величины напряжения в сети) не допускается. Кран может работать в зоне не ближе 30 м от крайнего провода ЛЭП. В случае необходимости производства работ краном на расстоянии, меньшем 30 м, должен быть получен наряд-допуск, подписанный главным инженером или главным энергетиком организации, эксплуатирующей кран. Работа крана в опасной зоне по наряду-допуску должна производиться только под наблюдением ответственного инженерно-технического работника, выделенного администрацией монтажной организации. Работа крана вблизи ЛЭП разрешается при условии соблюдения расстояний по горизонтали между ближайшими проводом линии и крайней точкой крана (конструкций, канатов) или груза в пределах 1,5—9 м. При необходимости движения крана самоходом или на транспортных средствах под проводами ЛЭП должны быть выдержаны расстояния по вертикали между верхней точкой крана и низшей точкой провисшего провода, указанные в табл. 30.

Таблица 30. Допускаемые расстояния по горизонтали

Грузоподъемные машины при работе в пределах охранной зоны линии, находящейся под напряжением, должны быть заземлены с помощью переносного заземления с таким же сечением, как и переносное заземление, накладываемое на провода линии. На гусеничные машины такое требование не распространяется. При работе на отключенной линии заземление грузоподъемных машин не требуется.

Работа крана у контактных проводов троллейбусной и трамвайной сетей допускается при условии соблюдения между стрелой (гуськом) крана и проводом не менее 1 м и тщательной проверки заземления крана.

В случае применения крана на погрузке и разгрузке железнодорожных платформ (полувагонов, гондол) расстояние между стрелой и контактным проводом железной дороги должно быть выдержано не менее 2 м.

Стреловые гусеничные краны с электрическими и дизель-электрическим приводом должны быть заземлены. При наличии питающего электрокабеля конец нулевой жилы подсоединяют к заземляющему контактному болту. Все электрооборудование крана должно иметь надежную изоляцию и электрическое соединение с заземляющим устройством. В грозу, даже при надежно действующем заземлении, работа на кране, около него и вдоль всего кабеля должна быть прекращена.

Устройство заземления, осмотр его состояния и проверка сопротивления заземляющих устройств проводятся в соответствии с инструкциями СИ 102-76. Разработаны устройства АСОН—1 для сигнализации при опасном приближении кранов к проводам ЛЭП, находящимся под напряжением.

Во избежание столкновения крана, груза, рабочего оборудования с установленными конструкциями или рабочими машинист должен выключать механизмы на определенном расстоянии от места его окончательной остановки (подачи). Это необходимо выполнять потому, что после отключения механизмов части крана или весь кран продолжает перемещаться по инерции на расстояние, величина которого зависит от степени регулирования тормозов, рабочих скоростей, массы рабочего оборудования и подвешенного груза, состояния площадки, силы ветра, гибкости металлоконструкций и других факторов.

Расстояние между поворотной частью стрелового самоходного крана и выступающими частями возводимого здания или штабеля деталей должно быть не менее 1 м.

В случае прекращения подачи электроэнергии к крану (при питании от внешней сети) машинист обязан: выключить аварийный рубильник; установить маховички-рычаги контроллеров в нулевое положение; предотвратить движение рабочих под грузом и стрелой (если груз висит на крюке); сообщить об отсутствии тока дежурному электрику, а также бригадиру монтажников.

При длительном отсутствии тока необходимо опустить груз на землю (или на возведенные конструкции), осторожно разжимая тормозные колодки вручную. После этого рабочее оборудование и кран надо установить в нерабочее положение, отключить рубильник, запереть кабину.

Машинист обязан прекращать работу на кране при: – получении сигнала, противоречащего правилам техники безопасности (уведомив об этом лицо, которому подчинен); – требовании поднять груз, масса которого неизвестна машинисту; нахождении металлоконструкций под напряжением; внезапной просадке или сползании (при работе на бровке) грунта; частом срабатывании максимально-токовой и тепловой защиты; деформации металлических конструкций стрелы, башни, гуська, поломке механизмов, обрыве прядей канатов, отказе в работе ограничителей, звукового устройства, повреждении электрокабеля, отсутствии освещения при работе в ночное время; внезапной отцепке, скольжении или сдвиге стропа по грузу; открывании тары, нарушении равновесия поднимаемого груза; посторонних, ненормальных шумах и стуке в механизмах; внезапном возникновении ветра силой более шести баллов, сильного снегопада или тумана, а также при сообщении об этом метеостанции; понижении температуры ниже той, при которой разрешается эксплуатировать кран (предельная температура указывается в паспорте крана); смещении канатов с блоков и барабанов, защемлении каната между ребордой блока и щеками обоймицы (металлоконструкций); повреждении инвентаря и стропующих устройств; деформированных, поломанных, качающихся захватных устройствах в конструкциях (петлях, скобах, проушинах); сильном многократно повторяющемся закручивании грузового каната. Во время работы на кране машинисту запрещается: стремительно опускать (сбрасывать) груз на площадку; подтягивать груз по земле или по перекрытию при косом расположении каната, в том числе поворотом стрелы; отрывать примерзший, заваленный или закрепленный груз; оттягивать груз по горизонтали при его установке; – поднимать грузы с помощью нестандартных или поврежденных стро-пующих и грузозахватных устройств; поднимать грузы в контейнерах, бункерах, ящиках, футлярах, заполненных выше нормы; оставлять груз в подвешенном состоянии на крюке продолжительное время; отключать ограничители и тормоза, заклинивать контакторы защитной панели, регулировать, смазывать и ремонтировать работающие механизмы.

Совмещение отдельных движений крана допускается в точном соответствии с инструкцией по эксплуатации крана. Совмещение движений разрешается только в зоне видимости машиниста. При ограниченной видимости рабочих мест или вне поля зрения машинист должен иметь радиотелефонную связь с ответственным за подачу сигналов и с монтажниками.

Рис. 184. Основные команды и сигнализация при работе строительных кранов с помощью флажков:

1—9 — номера команд и соответствующая сигнализация

Если невозможно организовать радиотелефонную связь, работать необходимо с рабочим, подающим сигналы. Машинист и стропальщики верхнего и нижнего звеньев должны знать единую, принятую на стройке знаковую сигнализацию и порядок обмена сигналами. Обязанности подающего сигналы выполняет рабочий монтажной бригады, специально выделенный для этой цели Сигнализация голосом допускается на кранах, оснащенных стрелами длиной не более 10 м.

Сигналы и команды с помощью флажка (рис. 184) передают по определенным правилам: 1 — подъем груза — рука, согнутая в локте, поднятая вверх и выполняет круговые движения; 2 — опускание груза — рука, несколько согнутая в локте, опущена вниз и выполняет круговые движения; 3 — поворот стрелы — рука вытянута горизонтально, движение руки в сторону направления поворота стрелы; 4 — подъем или опускание стрелы — движение вытянутой руки вниз — вверх; при подъеме стрелы флажок обращен вверх, а при опускании — вниз; 5 — движение крана — рука, согнутая в локте, несколько опущена, движение руки в сторону перемещения крана; 6 — движение груза, крана, стрелы, гуська на небольшие расстояния перед установкой груза или перед подъемом — сигнал состоит из двух движений: две руки, согнутые в локтях, сближаются ладонями друг к другу; после этого подается сигнал, соответствующий условиям движения, в пп. 1—5; 7 — прекращение любого движения — рука вытянута вперед и несколько опущена; плавные движения руки вправо и влево; 8 — внезапное прекращение движения — обе руки (одна с флажком) вытянуты вперед и несколько опущены; плавные движения рук влево и вправо; 9 — внимание — рука согнута в локте; кругообразные движения флажком Сигнал подается перед началом и по окончании каждого рабочего движения.

При эксплуатации кранов, в процессе их модернизации, при ремонте необходимо следить за тем, чтобы не деформировались металлические элементы рычагов и педалей, не изменялись заданные размеры, расположение и наклон, не образовывались повышенные люфты, не ослабевали возвратные пружины.

Увеличение усилий на рычагах и их хода сверху нормативных повышает энергетические затраты, утомляемость машиниста. Это особенно ощутимо при высокоцикличных операциях на погрузочно-разгрузочных работах.

Охрана труда машиниста зависит от степени комфортности кабины, системы управления, эргономических показателей машины в целом.

К основным эргономическим ( от греческого слова ерго — работа) показателям относятся следующие: – величина усилий и хода рычагов и педалей системы управления; – температура, загазованность и запыленность внутри кабины; – уровень шума на рабочем месте; – освещенность рабочих органов и фронта работы.

Усилия на рулевом колесе и органах управления двигателем внутреннего сгорания не должны превышать соответственно 115 и 50 Н, на постоянно используемых в каждом рабочем цикле, а также часто применяемых рычагах — 58,84 Н, педалях — 117,68 Н, на редко применяемых в том числе при передвижении крана рычагах 117,68 Н и педалях — 245 Н.

Причиной увеличения усилий могут быть деформации и заедание тяг и рычагов, отсутствие смазки в соединениях или загустевание смазочного материала в гидросистеме. Для обеспечения нормальных усилгй следует периодически (приурочивая к техническому обслуживанию крана) проверять величину усилий на рычагах и педалях и устранять обнаруженные недостатки в системе управления. Микроклимат в кабине управления должен поддерживаться в следующих пределах: температура летом — не более 28 °С с возможностью превышения максимально на 5 °С; температура зимой на уровне пола — не менее 14 °С.

При работе зимой температура в кабине должна поддерживаться с помощью серийных отопителей отопительно-вентиляционных установок, тепловентиляторов, электропечей.

Работающие двигатели, механизмы и агрегаты являются источником шума. Длительное воздействие и высокий уровень шума приводят к нарушениям нервной системы, к ослаблению слуха, зрения и другим вредным последствиям.

Предельно допускаемый уровень звука на рабочем месте составляет 85 дБ. Основным условием, обеспечивающим снижение шума в кабине управления, является надлежащая ее звукоизоляция. Возникновение повышенного шума в механизмах, трансмиссии крана устраняется регулированием, ремонтом или заменой неисправной детали.

При работе на кранах с двигателями внутреннего сгорания концентрация вредных веществ (окиси углерода) на рабочем месте машиниста не должна превышать 20 мг/м3.

В южных районах особенно во время работы в карьерах наблюдается повышенное содержание пыли в воздухе. Установлена предельно допустимая концентрация пыли: пыль, содержащая 70% свободной окиси кремния в кристаллическом виде, — не более 1 мг/м3; пыль, содержащая до 70% свободной окиси кремния, не более 2 мг/м3.

В процессе эксплуатации кранов необходимо обеспечивать надлежащую герметизацию кабины управления. Деформация стенок и каркаса, потеря уплотнительных элементов нарушает герметичность кабины управления и приводит к увеличенному проникновению вредных веществ на рабочее место машиниста.

Стреловые краны оснащают осветительными установками наружного освещения для возможности работы автономно в темное время суток, в тумане, в Северных районах полярной ночью.

Искусственные источники света кранов, а также общеплощадочные осветительные приборы должны обеспечивать допускаемые нормы освещенности участков работы согласно СН 81—70 «Указаниям по проектированию электрического освещения строительных площадок».

Необходимая освещенность должна обеспечиваться в горизонтальной и вертикальной плоскостях мест приема, подачи и установки грузов и конструкций, всей высоты подъема крюка, грейфера.

Освещенность приборов в кабине управления, в том числе на пульте, должна обеспечивать оптимальную видимость стрелок и шкал.

Противотумапные фары, устанавливаемые по требованию заказчика, должны обеспечивать эффективное освещение рабочих мест и дороги во время тумана, сильного дождя, снегопада и пыльных бурь.

Техника безопасности при обслуживании кранов. К управлению кранами допускаются рабочие, обученные по специальной программе, аттестованные квалификационной комиссией и имеющие удостоверение на право управления ими. Машинисты и помощники машинистов кранов допускаются к работе только на основании приказа начальника участка.

Машинист несет ответственность за содержание крана в исправном состоянии, за нарушение правил его эксплуатации и несоблюдение правил техники безопасности.

На кране должны быть сделаны ясные надписи, запрещающие находиться под грузом и стрелой.

Регулировать, вскрывать и ремонтировать сборочные единицы и механизмы крана в процессе их движения запрещается. Все операции, связанные с электропроводкой и электрооборудованием, можно выполнять, отключив предварительно кран от внешней электросети или сняв напряжение собственной силовой дизель-электрической установки.

Работа стреловых самоходных кранов обычного исполнения при низких температурах (ниже — 40 °С) разрешается в исключительных случаях, например при срочных и аварийных операциях. Для этого рекомендуется выполнять следующие мероприятия: При низких отрицательных температурах стреловые самоходные краны допускаются к работе только при условии прохождения внеочередного технического освидетельствования (осмотра) летом, включая в отдельных случаях проверку элементов и сборочных единиц специальными методами. Краны, не прошедшие технического осмотра, можно эксплуатировать только при температуре, указанной в паспорте. Все работы разрешается выполнять под руководством специально назначенного инженерно-технического работника.

Грузоподъемность крана на любом вылете при температуре окружающего воздуха ниже, чем указано в паспорте, должна быть уменьшена в 2 раза от наибольшей грузоподъемности, указанной в паспорте крана. Движение крана с грузом на крюке не разрешается.

Особенно тщательно и регулярно (2—3 раза в смену) необходимо наблюдать за состоянием отдельных элементов и сборочных единиц крана: тормозов, муфт, кабеля, а также грузозахватных устройств. Систематически надо проверять состояние площадки, по которой перемещаются краны (без груза).

Во время работы при низких отрицательных температурах должны быть организованы обогрев и подсмена обслуживающего персонала и всей крановой бригады.

На месте производства работ через каждые 2—3 ч определяют -температуру и силу ветра, полученные данные заносят в сменный журнал.

В связи с особенностями производства монтажных работ в зимних условиях возникают дополнительные требования по технике безопасности в процессе эксплуатации стреловых самоходных кранов: не допускается подъем конструкций, заваленных снегом и примерзших к земле или другим конструкциям; груз должен быть предварительно очищен от снега и льда; полагается проверять возможность нормального перемещения по складской площадке и подходы к уложенным конструкциям, особенно при снегопаде и гололеде; необходимо производить на небольшую высоту пробные подъемы металлических, а также железобетонных конструкций при низких отрицательных температурах, когда металл становится хрупким: особенно тщательно надо следить за тем, чтобы поднимаемые конструкции не ударялись о ранее смонтированные; наиболее ответственные части зданий и сооружений следует монтировать в дневное время; при небольшом снегопаде и тумане, даже в дневное время суток, когда видимость рабочих мест ухудшается, необходимо применять искусственное освещение; при перемещении конструкций над участками, где могут оказаться люди, а также в моменты приема конструкций монтажникам надо проявлять повышенную внимательность ввиду того, что слышимость звуковых сигналов ухудшается (из-за ветра, зимней одежды); подготавливать кран к работе в зимних условиях (смазывание, подогрев двигателя и кабины) следует в соответствии с инструкцией завода-изготовителя по эксплуатации крана.

Администрация предприятия обязана проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие устранение или уменьшение вредного влияния условий труда, предупреждение несчастных случаев и выполнения санитарно-гигиенических правил на рабочем месте.

Помимо общих причин несчастных случаев при выполнении демонтажных операций возникают допонительные причины, вызываемые возможной деформацией отдельных частей крана, ослаблением и нарушением соединений и креплений сборочных единиц и частей, повышенной коррозией металлоконструкций, а также повреждением и загрязнением болтовых и винтовых соединений.

При разборке кранов, пришедших с линии в указанном состоянии, могут происходить травмирование рабочих и повреждение оборудования, что требует особенно повышенного внимания и тщательности проведения работ.

Специфические требования по технике безопасности возникают в связи с тем, что сварочные, сборочные и другие работы часто производятся на открытых площадках в течение всего года, включая осенний и зимний периоды.

При проведении техобслуживания и ремонтов машинисты, рабочие должны пользоваться спецодеждой и различными защитными приспособлениями.

Спецодежда должна быть удобная, не стеснять движений рабочего, не порвана и относительно чистая (не промасленная). Спецодежда должна соответствовать времени года при работе на открытом воздухе и температуре помещения при работе в цеху, мастерских.

Как указывалось выше, в случае работы на высоте машинист обязан пользоваться предохранительным поясом. При обслуживании и ремонте электрооборудования необходимо иметь резиновые коврики, резиновые перчатки, а также инструменты с изолированными ручками.

При ремонтных работах следует пользоваться только стандартными исправными инструментами и приспособлениями, защитными очками.

Как правило, ремонтные работы, особенно распасовку и запасовку канатов, разматывание их из бухт необходимо производить в рукавицах.

Техника безопасности при монтаже и демонтаже кранов.

Общие положения по технике безопасности при монтаже и демонтаже кранов сводятся к следующему: – монтаж и демонтаж кранов должна производить квалифицированная бригада, хорошо знающая производство монтажных работ на высоте и правила по технике безопасности; все члены монтажной бригады должны пройти медицинское освидетельствование; – к работе допускают людей не моложе 18 лет, не страдающих припадками, головокружением (высотобоязнью) и обладающих хорошим зрением и слухом; – кран следует монтировать в дневное время; в ночное время разрешается производить монтажные работы, вызванные необходимостью устранить последствия аварии, или в каких-то других исключительных случаях; при этом монтажная площадка должна быть хорошо освещена; подъем и опускание башни и гуська допускаются только в дневное время; – запрещается монтировать краны в гололед, при температуре наружного воздуха ниже —20 °С, в дождь, при сильном снегопаде, ветре силой более трех баллов (краны с удлиненными монтажными стрелами), в туман и грозу; – монтажная площадка должна быть ограждена и на ней вывешено объявление о том, что вход лицам, не участвующим в монтажных операциях, запрещен; в процессе монтажа и демонтажа на монтажной площадке запрещается проводить какие-либо другие работы.

До начала монтажных работ необходимо провести статические и динамические испытания такелажного оборудования: канатов, крюков и полиспастов, бывших в работе.

При выполнении монтажных и демонтажных работ необходимо соблюдать следующие требования: – отцеплять монтируемые элементы от крюка крана можно только после их надежного закрепления на ранее смонтированных конструкциях; – состояние монтажных канатов и способы их закрепления должны отвечать требованиям производства монтажных работ; – временные опоры в виде козел должны быть выполнены так, чтобы исключалось падение опоры, железобетонных плит и блоков, уложенных на якори; – при сборке основных конструкций, а также вспомогательных элементов различных приспособлений соединять и закреплять их необходимо полным количеством – болтов, гаек, накладок. Временное соединение, «наживление» элементов, не обеспечивающих нормальную устойчивость и прочность конструкций в соответствии с техническими условиями на монтаж, не разрешается; – монтировать кран можно только на горизонтальной спланированной и укатанной площадке, исключающей просадки и перекосы машины при ее сборке; – при сборке и разборке крана следует использовать знаковую или звуковую сигнализацию; – металлические конструкции необходимо укладывать только на деревянные подкладки во избежание повреждений и деформаций, которые могут возникнуть при опирании конструкций непосредственно на грунт; – в процессе подъема элементов и частей крана нельзя находиться под грузом.

При работе на высоте монтажник обязан пользоваться испытанным предохранительным поясом.

Проверку всех ответственных соединений, состояния металлоконструкций, надежность действия тормозов, правильность запасовки канатов, схемы и соединения электропроводки, сохранность сварных и болтовых соединений необходимо по возможности производить на монтажной площадке до подъема рабочего оборудования крана в рабочее положение.

Необходимо иметь в виду, что усилия, возникающие в подъемных канатах, конструкциях, в начале подъема башен, стрел, гуськов, являются наибольшими и уменьшаются к концу установки в рабочее положение.

При демонтаже указанных частей изменение нагрузок происходит в обратном порядке. Поэтому тщательность подготовки крана к демонтажу, проверка его отдельных сборочных единиц и частей дополнительно повышаются, так как упущения и дефекты могут выявиться в наиболее опасный период демонтажа. Порядок производства работ при сборке и разборке кранов, набор инструментов и приспособлений, расстановка членов монтажной бригады и их обязанности должны приниматься в полном соответствии с типовыми инструкциями по монтажу, демонтажу и эксплуатации, прикладываемыми к крану заводами-изготовителями.

Правила техники безопасности при ремонтных работах. Перед началом ремонтных работ руководитель работ должен лично проверить, как обеспечено на рабочих местах выполнение правил по технике безопасности.

К числу таких правил относятся следующие: – полное отключение электрического тока от ремонтируемого оборудования и принятие мер против случайного или ошибочного его подключения к сети; – проверка качества инструментов и в особенности электроинструментов, обеспечение их заземления и исправности токоведущих проводов; – обеспечение рабочих, пользующихся электроинструментами, резиновыми перчатками и резиновыми ковриками; – куртка или комбинезон рабочего должны быть застегнуты, длинные волосы спрятаны под головной убор; – места работы должны быть хорошо освещены; переносные электролампы применяют при напряжении не свыше 36 В; – подмости или леса, с которых ведут ремонтные работы, должны быть прочны, хорошо закреплены и не иметь щелей; – паяльные и лудильные работы нельзя производить на расстоянии ближе 5 м от легковоспламеняющихся или огнеопасных материалов.

Читать далее: Противопожарные мероприятия при работе кранов

Категория: - Стреловые краны

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Основы техники безопасности при работе с кранами

Категория:

   Техника безопасности и охрана окружающей среды

Основы техники безопасности при работе с кранами

Работы с кранами относятся к числу работ повышенной опасности.

Для обеспечения соблюдения правил техники безопасности предприятие-владелец кранов назначает ответственных лиц, в число которых входят: 1) работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин. В его обязанности входит надзор за техническим состоянием машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары, за состоянием подкрановых путей, за правильностью приемов работ, соблюдением правил личной безопасности, освидетельствование грузоподъемных машин, участие в аттестациях ‘и проверке знаний работников, контроль за выполнением предписаний органов технадзора; 2) ответственный за исправное состояние грузоподъемных машин, обязанности которого состоят в обеспечении регулярных осмотров и ремонтов оборудования, наблюдении за выполнением крановщиками производственных инструкций, хранение технической документации на оборудование; 3) ответственный за безопасное перемещение грузов кранами (выделяется

на каждом участке работ и в каждой смене). В его обязанности входит организация работ по обеспечению правильной установки кранов и допуска на работе персонала соответствующей квалификации, установлению мест, порядка и габаритов складирования грузов, по применению съемных грузозахватных приспособлений соответствующих типов и т. п.

Таблица 1.4 Рекомендации по применению кранов на строительстве мостов

Условия применения кранов должны, как правило, в каждом отдельном случае устанавливаться проектом производства работ (ППР). ППР определяет расположение складов, подъездных путей и производственных участков, пути перемещения и места установки кранов в рабочем положении, конструкцию подкрановых путей и площадок, освещение рабочих мест, схемы строповки грузов и конструкции съемных грузозахватных приспособлений, устройство ограждений и др.

Значительное влияние на условия эксплуатации и безопасную работу кранов оказывают конструкция и состояние подкрановых путей. Пути железнодорожных кранов устраивают по нормам МПС, в остальных случаях конструкция путей устанавливается в ППР. В проекте рельсового пути указывают: тип рельсов, тип и длину шпал, типы скреплений и подкладок, материал и размеры балластного слоя, радиусы кривых, продольные и поперечные уклоны, конструкции тупиковых упоров и заземления пути. Безопасную работу кранов на возводимых (пролетные строения) или вспомогательных (подмости, плавучие средства) сооружениях проверяют расчетом соответствующих конструкций на нагрузки, передающиеся через крановый путь или через опорные площадки (выносные опоры) кранов. Балластный слой рельсовых путей козловых кранов устраивают из щебня, гравия или песка. Расстояние от края шпалы до бровки балластной призмы принимают равным 200 мм, заложение откосов призмы назначают равным полуторной ее высоте при щебеночном и двойной при песчаном балласте. . Работа крана на насыпных грунтах допускается только после их уплотнения. Плотность грунта в местах перемещения и работы пневмоколесных и гусеничных кранов должна быть достаточна для восприятия опорных давлений колес, аутригеров и гусениц. Особо тщательная подготовка требуется для грунтовых площадок под пневмоколесные краны, развивающие значительные (до 6—7 кгс/см2) удельные опорные давления. Для уменьшения удельных давлений под аутригеры кранов устраивают площадки из брусьев или шпал. Пути перемещения пневмоколесных кранов в необходимых случаях усиляют путем устройства подсыпки из песка или шлака или посредством применения временных дорог из сборных железобетонных плит. Для предупреждения понижения несущей способности грунта (при увлажнении) площадки под краны должны быть обеспечены надежным водоотводом. Уклоны подкрановых путей и площадок не должны превышать значений, принятых при расчете грузовой и собственной устойчивости и указанных в паспорте крана. Обычно они составляют 2—3°, а для стреловых полноповоротных кранов предельные уклоны иногда уменьшают с увеличением длин стрел. При определении уклонов необходимо учитывать возможные их увеличения вследствие просадок грунта.

При установке кранов, например жестконогих дерриков, их фундаменты рассчитывают на передачу опорных давлений по методике расчета фундаментов мелкого заложения.

По условиям производства мостостроительных работ нередко возникает необходимость установки кранов у откосов котлована. Наименьшее допустимое расстояние от основания откоса до ближайшей опоры крана в случае передачи давления на поверхность грунта назначают по табл. 1.5. При несоблюдении этого расстояния котлован должен быть укреплен, а ограждение его рассчитано с учетом горизонтального давления грунта от опорного давления крана.

Таблица 1.5 Допустимые расстояния от основания откосов котлована до опор крана (м)

Допускается подъем только свободных грузов, т. е. таких, которые не создают какого-либо дополнительного (кроме собственного веса) сопротивления подъему. Недопустимо использование кранов для отрыва “примерзших или вытаскивания заваленных грузов, а также для заводки монтажных элементов в проектное положение, если такая заводка связана с дополнительными нагрузками на кран.

Для ряда специализированных и специальных кранов условием обеспечения устойчивости служит надежное заанкеривание их (жестконогие деррик-краны, консольные и шлюзовые краны для навесного монтажа железобетонных мостов) за возводимые конструкции или (жестконогие деррик – краны) за специальные фундаменты. На действие анкерных усилий должны быть рассчитаны также возводимые конструкции или фундаменты. Во всех случаях подъем и перемещение грузов могут выполняться только при вертикальном положении грузового полиспаста. Ввиду этого не допускается использование крана для подтаскивания грузов, а также оттягивание грузов при их подъеме, так как возможен разворот грузов, не связанный с перемещением его центра тяжести. Учитывая возможные неточности в определении веса, грузы, близкие к предельным, поднимают в два этапа. На первом этапе груз поднимают на высоту 100 мм и после проверок устойчивости крана, действия тормозов и состояния строповки опускают. На втором этапе груз поднимают в заданное положение. Операцией опускания исключают (за счет податливости канатов) резкие динамические воздействия на кран в момент начала подъема висящего груза.

Перемещение стреловых кранов с грузом разрешается, если это предусмотрено инструкцией завода-изготовителя. Как правило, при таком перемещении стрела должна быть расположена вдоль продольной оси крана, а совмещение рабочих операций его не допускается. Такая схема работы при пневмоколесных кранах ввиду создаваемых ими повышенных удельных давлений на грунт допускается только при наличии площадки или проезда с твердым покрытием.

Таблица 1.6 Расчетные замедления и длины тормозных путей кранов

При перемещении тяжелых мостовых конструкций, в частности при установке пролетных строений, нередко возникает необходимость в одновременной работе двух кранов (обычно стреловых или козловых). Подобного рода-операции нужно выполнять в строгом соответствии с требованиями ППР или технологических карт под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство- работ по перемещению грузов кранами или специально Назначенного инженерно-технического работника. В ППР определяется последовательность рабочих операций (подъем, изменение вылета, поворот) по каждому крану, схемы (строповки грузов и траектории их движения с учетом нагрузок на краны и характеристик грузоподъемности кранов.

Таблица 1.7. Требуемая освещенность рабочих мест

При применении кранов разной грузоподъемности необходимо учитывать различие в скоростях подъема. Особое внимание должно быть обращено на подготовку основания под краны и исключение просадок, приводящих к перераспределению нагрузки между кранами. Важная задача ППР — учет габаритов кранов, элементов возводимых сооружений и складируемых элементов, а также расположения линий электропередач. Расстояние между поворотной частью стрелового крана (при любом его положении ) и неподвижным препятствием должно быть не меньше 1 м. Горизонтальный просвет между конструкциями передвижных кранов других типов, например козловых, и препятствием должен быть не менее 0,7 м на высоте до 2~м и не менее 0,4 м на высоте больше 2 м. Работа стреловых кранов на расстоянии ближе 30 м от воздушных линий электропередач или электрических сетей допускается только по специальному наряду-допуску и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ. Перед горизонтальным перемещением груз необходимо поднять на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов. Это условие может определить требуемые параметры крана.

(Большое влияние на безопасность (и производительность) подъемно-транспортных операций оказывает конструкция съемных грузозахватных органов, т.е. строповочных приспособлений — захватов, стропов, траверс. Для повторяющихся однотипных элементов нужно разрабатывать специальные приспособления. К числу наиболее надежных“конструкций для работы с тяжелыми железобетонными блоками относятся такие, при которых блок подхватывается снизу или через отверстия в бетоне без применения строповочных петель. Требуется, чтобы ветви канатных стропов общего назначения составляли с вертикалью угол не менее 45°. Не допускается продолжительное нахождение элементов в подвешенном к крану состоянии, что вызывает необходимость в приспособлениях для временного закрепления элементов в проектном положении с целью их быстрой расстроповки г Места подъемно-транспортных операций должны быть хорошо освещены с обеспечением хорошей видимости перемещаемого груза и сигналов строполыцика (табл. 1.7). Места строповки грузов обычно освещают осветительными установками кранов, а другие места производства работ—стационарными осветительными установками строительной площадки.

Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов предусмотрены мероприятия по обеспечению безопасности работающего персонала как во время обслуживания и ремонта машин, так и в период производства работ, основными для которых являются — запрещение нахождения людей под поднимаемым грузом и стрелой крана, а также их нахождение, в транспортных средствах (полувагонах, кузовах автомашин) при погрузке или разгрузке. Первое из этих требований необходимо учитывать, в частности, при разработке циклограмм монтажа стальных пролетных строений с ездой понизу, когда монтажный кран устанавливают на верхних поясах главных ферм.

Организацию подъемно-транспортных работ нужно разрабатывать с учетом, климатических условий. Краны, а также съемные грузозахватные приспособления, предназначенные для эксплуатации при расчетной температуре воздуха ниже минус 40°, необходимо изготавливать в северном исполнении. Меры личной безопасности работающих в зимних условиях надо разрабатывать с учетом пониженной видимости при снегопадах, ухудшении слышимости звуковых сигналов, стеснения движений в зимней одежде и т. п.

Читать далее: Устойчивость стреловых кранов

Категория: - Техника безопасности и охрана окружающей среды

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Правила техники безопасности при работе с краном — Ваше право

Несоблюдение правил техники безопасности и инструкции по эксплуатации крана, а также нарушения трудовой дисциплины могут привести к аварии и несчастному случаю.

Перед началом работ крановщик обязан осмотреть кран и убедиться в его исправности. Особое внимание при этом должно быть уделено проверке механизмов управления, тормозных устройств, канатов и грузозахватных приспособлений. Нельзя приступать к работе при наличии трещин в металлоконструкции стрелы, при отсутствии шплинтов или зажимов в местах крепления канатов, при местных повреждениях грузового и стрелового канатов или их износе, превышающем допустимые пределы, при неисправности выносных опор или стабилизирующих устройств, повреждении деталей тормоза механизма подъема груза или стрелы, попадании масла на шкив тормоза, отсутствии или неисправности ограждения механизмов или при голых токоведущих частях электрооборудования, отсутствии или неисправности приборов безопасности.

Устанавливать кран на свеженасыпанном неутрамбованном грунте или на краю откоса или канавы можно только после проверки, в результате которой будет установлено, что оползание грунта под краном исключено, причем на расстоянии, оговоренном Правилами Госгортехнадзора. Чтобы работать на кране вблизи линии электропередачи, нужно иметь разрешение администрации.

Не разрешается поднимать грузы до установки крана на выносные опоры с невключенным стабилизатором, если это не предусмотрено инструкцией по эксплуатации крана. При работе на мягком или вязком грунте подпятники выносных опор должны быть установлены на прочные и устойчивые подкладки из брусьев, толстых досок и т. п.

Лицам, не имеющим прямого отношения к производимой работе, не следует находиться в кабине автомобиля или вблизи крана.

Крановщик перед началом работы должен убедиться в том, что стропальщик, зацепщик и другие рабочие, обслуживающие кран, находятся в безопасном месте. Перед началом передвижения или поворотом крана, если был перерыв в работе и есть опасение, что рядом с краном кто-то находится, крановщик должен дать звуковой сигнал.

Нельзя поднимать и перемещать груз, вес которого превышает грузоподъемность крана при данном вылете стрелы.

Запрещается поднимать неправильно обвязанный груз и груз, находящийся в таре, заполненной выше бортов, а также груз, поддерживаемый руками. Запрещается переносить груз над людьми и оставлять его подвешенным.

Нельзя отрывать крюком или грейфером засыпанные или примерзшие грузы, подтаскивать их по земле при косом натяжении канала, подтягивать вагоны и прицепы грузовым краном, так как это может привести к поломке стрелы и опрокидыванию крана.

Устранять неисправности у кранов с электрическим приводом можно только после отключения напряжения. Если кран работает от собственного генератора, необходимо остановить двигатель автомобиля, если кран питается от внешней электросети — отключить кабель. Пользоваться освещением в этих случаях разрешается только от переносной аккумуляторной лампы.

Запрещается работать на кране, если повреждена изоляция проводов на генераторе, электродвигателе и т. д.

При заправке горючим нельзя пользоваться огнем и курить. При работе с огнеопасными грузами или нахождении на территории, опасной в пожарном отношении, нужно внимательно следить за состоянием трубопроводов и своевременно устранять течи горючего и масла, не допускать приближения легковоспламеняющихся веществ к выпускной трубе и выхлопному коллектору, т. е. принимать все меры предосторожности.

На кранах с электрическим приводом нельзя применять самодельные плавкие вставки вместо стандартных предохранителей.

При возникновении пожара необходимо остановить двигатель автомобиля и снять напряжение с электрооборудования.

Приступать к дальнейшей работе крана можно только после очистки, просушки и проверки всего электрооборудования и проводки. При тушении пожара на автомобильных кранах с электрическим приводом следует пользоваться сухими огнетушителями (наиболее эффективным в этом отношении является огнетушитель ОУ-2).

Сегодня квалифицированная рабочая сила является одним из самых ценных ресурсов в мире. Именно поэтому повышенное внимание уделяется разработке инструкций по технике безопасности при работе со сложным оборудованием.

Существуют также дополнительные нормы и рекомендации, регламентирующие отдельные аспекты работы на подъемном кране. К примеру, в рамках осуществления высотных работ необходимо выполнять следующее:

Управление подъемным краном также имеет свои требования по части безопасности. Как уже отмечалось выше, управление осуществляется только профессиональным оператором-крановщиком, и только он имеет право находиться к кабине и отвечает за функционирование крана во время работы. Существуют следующие общие нормы по части управления подъемным краном:

  • Перемещать можно только грузы с известной массой, при этом они должны быть тщательно закреплены на тросе. Предметы с нестандартными размерами и конфигурацией следует перемещать крайне осторожно.
  • Подъем груза с неизвестной массой категорически не допустим, как и перегруз крана, то есть перемещение массы, превышающей предельную нагрузку аппарата. Категорически воспрещено также волочение установленных грузов.
  • Необходимо тщательно следить за расположение крана на рабочей площадке с тем, что никто не находился под стрелой, чтобы не допустить столкновения крана или его частей с другим оборудованием, самим строением и т.п.
  • f-kran.ru

    Правила техники безопасности при работе с краном

    Настоящая инструкция по охране труда при работе с кран-балкой доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

    1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

    1.1. Настоящая Инструкция предусматривает основные требования охраны труда при работе с кран-балкой 2 тонны (далее — кран-балка). 1.2. При работе с кран-балкой на работника могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы: — подвижные части кранового оборудования, поднимаемый и перемещаемый груз, канаты, цепи, стропы, крючья, траверсы, клещи, балансиры, захваты и т.д., — острые кромки поднимаемого и перемещаемого груза, заусенцы и шероховатости на поверхности тросов, цепей, крючьев, захватов и др. — падение груза с высоты; — повышенный уровень шума на рабочем месте; — опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; — недостаточная освещенность рабочей зоны; Источники возникновения вредных и опасных производственных факторов: — движущиеся машины и механизмы; — неисправное производственное оборудование или неправильная его эксплуатация; — неисправное электрооборудование или неправильная его эксплуатация; — острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности оборудования и инструмента; — отсутствие, неисправность, неправильная эксплуатация СИЗ; — отсутствие, неисправность, неправильная эксплуатация приборов освещения; — неисполнение или ненадлежащее исполнение работником руководства по эксплуатации оборудования, инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актов, регламентирующие порядок организации работ по охране труда, условия труда на объекте. 1.3. При работе с кран-балкой работник извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания. 1.4. К работе с кран-балкой допускаются лица не моложе 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие: — теоретическое и практическое обучение, проверку знаний и навыков по управлению краном-балкой, строповке грузов в установленном владельцем кран-балки порядке; — обучение по охране труда, проверку знаний требований охраны труда при работе на кран-балке; — обучение правилам электробезопасности, проверку знаний правил электробезопасности при работе на кран-балке; — обучение правилам пожарной безопасности, проверку знаний правил пожарной безопасности; — обучение методам оказания первой помощи пострадавшему при несчастных случаях на производстве; — обучение и проверку знаний безопасных методов и приемов выполнения работ при перемещении грузов; — предварительный и периодические медицинские осмотры. К управлению кран-балкой по радио допускаются рабочие, имеющие удостоверение крановщика-оператора, прошедшего обучение по программе для подготовки крановщиков-операторов. 1.5. При работе с кран-балкой работник должен проходить обучение по охране труда в виде: вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, повторного инструктажа, внепланового инструктажа, целевого инструктажа и специального обучения в объеме программы подготовки по профессии, включающей вопросы охраны труда и требования должностных обязанностей по профессии. Перед допуском к самостоятельной работе работник должен пройти стажировку под руководством опытного работника. 1.6. При работе с кран-балкой работник обеспечивается спецодеждой и спецобувью в соответствии с действующими нормами. 1.7. При работе с кран-балкой работнику следует: — выполнять работу, входящую в его обязанности или порученную администрацией, при условии, что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы; — неукоснительно соблюдать правила эксплуатации кран-балки, установленные заводом-изготовителем; — не допускать перегруза кран-балки. Масса перемещаемого груза не должна превышать грузоподъемности, установленной заводом-изготовителем; — не отступать от значений подаваемого на нее напряжения, установленного руководством по эксплуатации; — правильно применять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты; — быть внимательным, не отвлекаться посторонними делами и разговорами; — при совместной работе согласовывать свои действия с действиями других рабочих; — заметив нарушение требований охраны труда другим работником, предупредить его о необходимости их соблюдения; — в течение всего рабочего дня содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения подходов к рабочему месту, пользоваться только установленными проходами; — знать и строго соблюдать требования охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей; — соблюдать требования настоящей инструкции, др. локальных нормативных актов по охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, регламентирующих условия труда и порядок организации работ на конкретном объекте; — своевременно и точно выполнять правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать дисциплину труда, режим труда и отдыха; — соблюдать установленные режимом рабочего времени, регламентированные перерывы в работе; — строго выполнять в установленные сроки приказы и распоряжения руководства предприятия, должностных лиц, ответственных за осуществление производственного контроля; — применять безопасные приемы выполнения работ; — бережно относиться к имуществу работодателя; — уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшим, пользоваться средствами пожаротушения при возникновении пожара, вызвать пожарную охрану.

    1.8. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах.

    2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

    2.1. Проверить наличие и исправность средств индивидуальной защиты, надеть полагающуюся по нормам спецодежду и спецобувь, привести их в порядок. 2.2. Застегнуть одетую спецодежду на все пуговицы, не допуская свисающих концов одежды. Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы. 2.3. Получить задание от руководителя на выполнение работ с кран-балкой. 2.4. Проверить исправность кран-балки, наличие и исправность (целостность) тросов, цепей, строп, крючьев, траверсов и т.д., а также другого оборудования, необходимого при работе на кран-балке. Удобно разместить его. 2.5. Подготовить необходимые для выполнения работ защитные средства и приспособления. 2.6. Подготовить рабочее место для безопасной работы: — произвести его осмотр, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы; — проверить подходы к рабочему месту, пути эвакуации на соответствие требованиям охраны труда; — проверить наличие и исправность ограждений и предохранительных устройств; — проверить наличие сигнальных средств; — проверить наличие противопожарных средств, аптечки; — установить последовательность выполнения операций. 2.7. Проверить внешним осмотром: — отсутствие свисающих оголенных проводов; — достаточность освещения рабочего места; — надежность закрытия всех токоведущих и пусковых устройств оборудования; — наличие и надежность заземляющих соединений (отсутствие обрывов, прочность контакта между металлическими нетоковедущими частями оборудования и заземляющим проводом); — наличие ограничителей грузоподъемности и высоты подъема; — отсутствие посторонних предметов вокруг оборудования; — состояние полов (отсутствие выбоин, неровностей, масляных пятен и др.). 2.8. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения. 2.9. Работы с кран-балкой должны быть организованы в соответствии с требованиями действующих технологических документов (норм, инструкций, регламентов), утвержденных в установленном порядке. 2.10. Запрещается приступать к работе на кран-балке при наличии следующих нарушений требований охраны труда: — при наличии неисправности, указанной в руководстве по эксплуатации завода-изготовителя кран-балки, при которой не допускается ее применение; — при истекшем сроке ее технического освидетельствования; — при невыполнении предписаний органов государственного надзора; — при недопустимом износе крюков, канатов, цепей, ходовых колес; — при неисправности ограничителя высоты подъема, ограничителя грузоподъемности, сигнального прибора и другого оборудования, угрожающей безопасной работе; — при отсутствии постоянного контроля со стороны ответственных лиц за безопасное производство работ по перемещению грузов кран-балкой. — при отсутствии или неисправности средств индивидуальной защиты; — при отсутствии противопожарных средств, аптечки; — при недостаточной освещенности рабочего места и подходов к нему;

    — без прохождения целевого инструктажа на производство работ.

    3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

    3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ. 3.2. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц. 3.3. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инструмент, приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены. 3.4. Следить за работой кран-балки, периодически проводить визуальный ее осмотр. 3.5. При обнаружении неисправного оборудования, приспособлений, оснастки, инструмента, других нарушений требований охраны труда, которые не могут быть устранены собственными силами, и возникновении угрозы здоровью, личной или коллективной безопасности работнику следует сообщить об этом руководству. Не приступать к работе до устранения выявленных нарушений. На неисправном оборудовании должна быть отключена система энергоснабжения и вывешен плакат о запрещении работы. 3.6. При работе с кран-балкой соблюдать правила ее эксплуатации в соответствии с инструкциями по охране труда. 3.7. Правильно выполнять приемы работы при перемещении груза: — строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки; — после строповки груза для проверки ее надежности груз поднимается на высоту не более 1 м от уровня пола (площадки), а работник, застропивший груз, отходит в безопасное место, определенное планом производства работ или технологической картой; — опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. — перемещать груз, подвешенный на крюк крана, над рабочими местами при нахождении людей в зоне перемещения груза запрещается; — при необходимости осмотра, ремонта, регулировки механизмов, электрооборудования кран-балки, осмотра и ремонта металлоконструкций должен отключаться рубильник вводного устройства. 3.8. При работе на кран-балке не допускается: — нахождение людей и проведение каких-либо работ в пределах перемещения грузов. Места производства работ должны быть ограждены и обозначены предупредительными знаками; — нахождение людей (в том числе и самого работника) при подъеме груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, станка или другого оборудования между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудованием; — спуск груза на автомашину, а также его подъем при нахождении людей в кузове или кабине автомашины; — перемещение груза, находящегося в неустойчивом положении или подвешенного за один рог двурогого крюка; — посадка в тару, поднятую кран-балкой, и нахождение в ней людей; — перемещение людей или груза с находящимися на нем людьми; — подъем груза, засыпанного землей, примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами, залитого бетоном и др.; — подтаскивание груза по земле, полу крюком кран-балки при наклонном положении грузовых канатов без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов; — освобождение кран-балкой защемленных грузом стропов, канатов или цепей; — оттягивание груза во время его подъема, перемещения и опускания. Для разворота длинномерных и крупногабаритных грузов во время их перемещения должны применяться крючья или оттяжки соответствующей длины; — выравнивание перемещаемого груза руками, а также поправка стропов на весу; — работа при отключенных или неисправных приборах безопасности и тормозах;

    — оставление груза в подвешенном состоянии по окончании работы или в перерыве.

    4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

    4.1. При возникновении поломки оборудования, угрожающей аварией на рабочем месте или в цехе: — прекратить его эксплуатацию, а также подачу к нему электроэнергии и т.п.; — доложить о принятых мерах непосредственному руководителю (лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию оборудования) — действовать в соответствии с полученными указаниями. 4.2. В аварийной обстановке: — оповестить об опасности окружающих людей, — доложить непосредственному руководителю о случившемся — действовать в соответствии с планом ликвидации аварий. 4.3. При появлении очага возгорания необходимо: — отключить электрооборудование; — прекратить работу; — организовать эвакуацию людей; — немедленно приступить к тушению пожара; При загорании электрооборудования необходимо применять только углекислотные или порошковые огнетушители. 4.4. При невозможности выполнить тушение собственными силами работнику следует вызвать пожарную охрану по телефону 101 или 112 и сообщить об этом непосредственному руководителю или руководству предприятия. 4.5. В случае получения травмы или ухудшения самочувствия работник должен прекратить работу, поставить в известность руководство и обратиться в медпункт (вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или 112). 4.6. Если произошел несчастный случай, очевидцем которого стал работник, ему следует: — прекратить работу; — немедленно сообщить непосредственному руководителю; — немедленно вывести или вынести пострадавшего из опасной зоны; — оказать пострадавшему первую помощь, — вызвать врача или городскую скорую помощь; — помочь организовать доставку пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение. 4.7. При поражении электрическим током необходимо: — прекратить воздействие электрического тока на пострадавшего. Достичь этого можно отключением источника тока, обрывом питающих проводов, выключателя, либо отведением источника воздействия от пострадавшего. Сделать это нужно сухой веревкой, палкой и др. Нельзя касаться пострадавшего, находящегося под действием тока руками. — вызвать врача или городскую скорую помощь; — осмотреть пострадавшего. Внешние повреждения необходимо обработать и закрыть повязкой; — при отсутствии пульса провести непрямой массаж сердца и сделать искусственное дыхание. Проводить мероприятия необходимо до восстановления функций организма, либо появления признаков смерти.

    4.8. При расследовании обстоятельств и причин несчастного случая работнику следует сообщить комиссии известные ему сведения о происшедшем несчастном случае.

    5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

    5.1. Отключить оборудование. 5.2. Осмотреть и привести в порядок рабочее место. 5.3. Инструмент, приспособления, оснастку, обтирочный материал и др. убрать в предназначенные для их хранения места. 5.4. Снять спецодежду. Загрязненную спецодежду необходимо сдать в стирку. 5.5. Тщательно вымыть с мылом руки и лицо или принять душ.

    5.6. Доложить руководству организации обо всех нарушениях производственного процесса, требований охраны труда, случаях травматизма на производстве.

    xn——7cdbxfuat6afkbmmhefunjo4bs9u.xn--p1ai

    При работе автомобильных кранов особое внимание следует обращать на правильную установку крана на горизонтальной площадке.

    Устанавливать краны для работы на свеженасыпанном неутрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном более указанного в паспорте крана не разрешается. Наименьшие допустимые расстояния по горизонтали от основания откоса котлована (траншеи) до ближайших опор крана приведены в табл. 9.

    Расстояние между поворотной частью крана при любом его положении и габаритами строении или штабелями грузов и другими предметами должно быть не менее 1 м.

    Нельзя находиться в автомашине при опускании груза или его подъеме.

    Запрещается поднимать груз весом больше, чем указано в паспорте крана.

    Кран следует устанавливать на дополнительные исправные опоры, под них должны быть положены прочные и устойчивые подкладки (подкладки под опоры автокрана должны входить в постоянное оборудование крана).

    Установка и работа автокрана в охранной зоне воздушных линий электропередач без согласования с организацией, эксплуатирующей линию, запрещается. Охранные зоны линий электропередач определяются параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими от крайних проводов линии на расстоянии:

    Рис. 4. Допустимые расстояния по горизонтали от работающих машин до проводов линий электропередач

    При выполнении работ в охранной зоне работающим должен быть выдан наряд-допуск, определяющий безопасные условия этих работ. Наряд-допуск должен быть подписан главным инженером или главным энергетиком строительно-монтажной организации при наличии письменного разрешения на производство этих работ организацией, эксплуатирующей линию электропередачи. Наряд-допуск должен быть оформлен четко, без перечеркиваний и исправлений.

    Работа автокрана непосредственно под проводами действующих линий электропередач любого напряжения запрещается, кроме работы под контактными проводами городского транспорта. Между максимальным вылетом стрелы автокрана и контактным проводом городского транспорта должно быть расстояние не менее 1 м, для чего устанавливается на автокране ограничитель подъема стрелы, не позволяющий уменьшить указанное расстояние (в этом случае автокран долженбыть заземлен). Грузоподъемные машины, кроме машин на гусеничном ходу, должны быть заземлены при помощи переносного заземления.

    Работа и передвижение автокранов вблизи линий электропередач, находящихся под напряжением, допускается в том случае, если расстояние по воздуху от подъемной или выдвижной частей машины (или от поднимаемого груза) в любом их положении до ближайшего провода, находящегося под напряжением, будет таким, как это показано на рис. 4. При работе на расстояниях, ближе указанных (см. рис. 4), ЛЭП должна быть обесточена, о чем дает справку «хозяин» ЛЭП.

    Примечание. В правилах Госгортехнадзора по эксплуатации грузоподъемных механизмов указано, что при работе кранов ближе 30 м от ЛЭП должен быть выдан наряд-допуск. В СНиП III-А.11-70 «Техника безопасности в строительстве» введено понятие охранная зона линии электропередачи и минимальное расстояние ее для напряжения до 1 кв составляет 10 м. Следует считать, что наряд-допуск необходимо выдавать при выполнении работ на расстоянии 30 м от ЛЭП.

    При проезде под линией электропередачи, находящейся под напряжением, рабочие органы машины должны находиться в транспортном положении. По мере возможности передвигать автокраны необходимо по дорогам вдоль линий электропередач, а в случае необходимости передвижения автокрана вне дорог под линией электропередачи, находящейся под напряжением, его следует передвигать в месте наименьшего провисания проводов. Как правило, место наименьшего провисания проводов линий электропередач находится ближе к опоре. Работа и перемещение автокранов допускается только под руководством и непрерывным надзором ответственного лица, назначенного из числа инженерно-технических работников организации, выполняющей эти работы. Ответственное лицо должно иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже IV.

    При перемещении крана с грузом и без груза стрела должна быть установлена вдоль пути. Одновременное перемещение крана и поворот стрелы запрещаются.

    Крановщик обязан выполнять только сигналы такелажника, а сигнал «Стоп» крановщик должен выполнить независимо от того, кто его подал.

    Нахождение людей в зоне работы крана, а также около поднимаемого груза или в месте возможного опускания стрелы запрещается.

    Крюк подъемного механизма следует устанавливать точно над грузом, а при подъеме груза расстояние между обоймой крюка и блоком на стреле должно быть не менее 500 мм.

    При подъеме груза, вес которого близок к предельной грузоподъемности крана, его следует поднять на высоту 200-300 мм и подержать 5 мин, убедившись в исправности крана, опустить груз на землю и лишь после этого производить подъем.

    При горизонтальном перемещении груза его необходимо предварительно поднять на 500 мм выше встречающихся на пути предметов.

    При опускании крюка ниже площадки, на которой установлен кран, необходимо предварительно опустить порожний крюк и убедиться, что на барабане осталось не менее 1,5 витка каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством. После этого можно опускать груз.

    Если с барабанов или блоков спадают канаты при образовании на них петель или при их повреждении, работу необходимо прекратить до устранения дефектов.

    Для обвязки груза следует применять стропы, соответствующие весу груза, с учетом числа ветвей каната и угла их наклона.

    При работе крана крановщику запрещается:

    -допускать к строповке грузов лиц, не имеющих прав стропальщика;

    -применять грузозахватные приспособления без клейма о допускаемой грузоподъемности;

    -резко тормозить при повороте стрелы с грузом;

    -вытаскивать крюком грузы, примерзшие к земле, засыпанные землей, заваленные и т. п.;

    -поднимать неправильно обвязанный груз;

    -поддерживать руками поднимаемый груз;

    -передавать управление краном посторонним лицам;

    -выполнять работу краном, если срок его очередного освидетельствования истек;

    -поднимать груз со скоростью, большей, чем указано впаспорте крана;

    -устанавливать стрелу крана перпендикулярно шасси при подъеме максимального груза.

    Контроль за безопасной работой автокрана можно осуществлять по следующим приборам, которыми он оборудован:

    -указателю подъема груза в зависимости от вылета стрелы;

    hydrotechnics.ru

lubnitsa.ru


Смотрите также