Тр тс 040 о безопасности рыбы и рыбной продукции
ТР ЕАЭС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции»
Минимальные сроки оформления документов Выдаваемые документы включены в реестр ФСА Консультационное сопровождение экспертов Постоянное улучшение сервиса обслуживанияРыбопродукты – товар весьма специфичный, характеризующийся быстрой порчей и существенным влиянием некондиционных образцов на здоровье человека, нередко приводящих и к летальным исходам. Поэтому законодательство подразумевает регулирование его качества для широкой номенклатуры товаров, а именно:
-
под понятие рыбопродукты, кроме, собственно, рыбы попадают млекопитающие, живущие в воде, водная флора (водоросли), беспозвоночные и ракообразные как в живом состоянии, так и охлажденные/замороженные, а также после первичной обработки;
-
икра в любом ее виде и икорные продукты:
-
рыбные полуфабрикаты, фарш, например;
-
продукция, прошедшая обработку вялением и сушкой;
-
все виды маринадов.
Этот перечень дает лишь общее понятие о продуктах, попадающих под действие нормативного акта ТР ЕАС 040/2016 о безопасности. В действительности их ассортимент значительно шире. К примеру, детское питание, гидролизат, рыбий жир и многие другие изделия включены в оригинальный текст документа.
Следует иметь в виду, что на ряд продуктов требования закона не распространяются. К ним относятся:
-
любые виды БАДов, произведенных из рыбного сырья;
-
земноводные и пресмыкающиеся, в отличие от млекопитающих;
-
товары, не используемые в качестве пищи;
-
рыбопродукты для личного потребления, минуя торговые сети;
-
продукты спецназначения и некоторые другие.
Из сказанного становится понятно, что государственные органы вправе контролировать соответствие стандарту абсолютное большинство рыбопродуктов.
Безопасность потребителя
Мода на заморские деликатесы диктует применение некоторых пород рыб, опасных для употребления в пищу. Поставщики могут не соблюдать условия хранения, транспортировки и реализации. Во избежание рисков для здоровья потребителя, ТР ТС на рыбу и рыбную продукцию, законодательно ограждает последнего от возможных эксцессов. Недопустимы к продаже следующие виды изделий:
-
ядовитые породы;
-
свежемороженые продукты после хотя бы однократной разморозки;
-
с повышенным содержанием токсинов.
В эту группу также входят образцы, не соответствующие органолептическим требованиям, имеющие температуру тканей, превосходящую 18°C и некоторые другие.
Техпроцессы производства и переработки
Согласно ТР ЕАЭС, рыба и рыбная продукция, попадающая на прилавки ТС, должна быть произведена и переработана в соответствии с требованиями определенных стандартов. Для легальной ее реализации необходимо соблюсти следующие требования:
-
весь путь от выращивания до переработки должен соответствовать установленным законодательно нормам;
-
обязательный контроль технологического оборудования на всех этапах;
-
соблюдение регламента санитарных обработок;
-
требования к хранению и транспортировке относятся как конечному продукту, так и к сырью, а также к ингредиентам;
-
обязательное наличие документального подтверждения соответствия нормам всех процессов производства.
К этому перечню можно добавить еще несколько не столь очевидных пунктов, обеспечение безопасности производства, например. Но общую суть требований он отражает.
Оценка соответствия
ТР ЕАС 040/2016 предполагает трехуровневую процедуру оценки качества рыбопродуктов, включающую в себя госрегистрацию, экспертизу ветеринарного органа и декларирование. Если речь идет о детском питании или новом для рынка продукте, его реализация подразумевает государственную регистрацию. Живая рыба и подпадающие под действие акта животные, должна проходить санитарно-ветеринарную экспертизу. В отношении переработанной продукции применяется обязательное для всех ее видов декларирование.
Преимущества сотрудничества
Обратившись в нашу компанию, Вы сможете получить точную информацию о необходимости того или иного вида соответствия. Помимо бесплатной консультации, специалисты Роспотребнадзора быстро и качественно проведут необходимые процедуры и оформят соответствующий документ. Легитимность последнего обеспечивается государственной аккредитацией нашей компании на право проведения подобных исследований и документального их оформления.
ТР ЕАЭС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции» вступил в действие: изучаем документ
1 сентября 2017 года вступил в силу технический регламент ЕАЭС «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016).
Регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на территории ЕАЭС требования безопасности пищевой рыбной продукции, выпускаемой в обращение на территории ЕАЭС, и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке пищевой рыбной продукции. Прокомментируем, на что обратитить внимание производителю.
ПРЕДЫСТОРИЯ РЕГЛАМЕНТА ТР ЕАЭС 040/2016
Понятие «технический регламент» введено Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Принимаются технические регламенты для защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Предшественниками технических регламентов Таможенного союза (ТС) были технические регламенты РФ, многие из которых так и не были введены в действие. Но опыт разработки этих регламентов был в дальнейшем использован при разработке межнационального законодательства в области стандартизации.
Создание ТС, а позднее Евразийского экономического союза (ЕАЭС) потребовало реформы национальных систем стандартизации.
Основным техническим регламентом, регламентирующим производство и оборот пищевой продукции на территории ТС, стал ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (далее — ТР ТС 021/2011), который вступил в силу в 2013 г.
Формально ТР ТС 021/2011 распространялся и на рыбную продукцию, но его требования в части рыбной продукции сочли недостаточными для безопасности производственной сферы в рыбной отрасли.
В частности, претензии вызвали требования к питьевой воде, используемой при производстве рыбной продукции. Поэтому Коллегия ЕЭК 26.06 2013 внесла изменения в Решение Комиссии КТС № 880 от 09.12.2011, и действие ТР ТС 021/2011 на рыбу и рыбную продукцию было приостановлено.
ТР ЕАЭС 040 Распоряжением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.04.2016 № 53 одобрен для рассмотрения на заседании Совета Евразийской экономической комиссии, далее принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 162 и официально опубликован на сайте Евразийского экономического союза 20.03.2017.
ПЕРЕЧЕНЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ К ТР ЕАЭС
Как и для прочих регламентов, для ТР ЕАЭС 040/2016 в соответствии с Решением Коллегии ЕЭК от 29.04.2017 №106 подготовлен перечень из 133 стандартов на требования к безопасности рыбы и рыбной продукции и 182 стандартов на исследования.
В частности, в него вошли российские национальные стандарты:
- ГОСТ Р 51650-2000 «Продукты пищевые. Методы определения массовой доли бенз(а)пирена»;
- ГОСТ 26829-86 «Консервы и пресервы из рыбы. Методы определения жира (с Изменением№ 1)»;
- ГОСТ 31904-2012 «Продукты пищевые. Методы отбора проб для микробиологических испытаний и другие нормативные документы».
Обратите внимание!
Применение этих стандартов в производстве на добровольной основе позволяет производителю соблюсти требования ТР ЕАЭС 040/2016.
СФЕРА ДЕЙСТВИЯ РЕГЛАМЕНТА
Первое, на что следует обращать внимание производителю при ознакомлении с новым регламентом, — является ли его продукция объектом технического регулирования ТР ЕАЭС 040/2016.
Регламент распространяется на пищевую рыбную продукцию, выпускаемую в обращение на территории ЕАЭС:
а) пищевая рыбная продукция, полученная из уловов водных биологических ресурсов и объектов аквакультуры, растительного и животного происхождения, в переработанном или непереработанном виде, в том числе следующих видов:
живая рыба и живые водные беспозвоночные;
рыба-сырец (свежая), свежие водные беспозвоночные, свежие водные млекопитающие, водоросли-сырец (свежие) и свежие водные растения;
варено-мороженые водные беспозвоночные, водоросли и другие водные растения;
охлажденная пищевая рыбная продукция;
подмороженная пищевая рыбная продукция;
мороженая пищевая рыбная продукция;
пастеризованная пищевая рыбная продукция;
вяленая пищевая рыбная продукция;
сушеная пищевая рыбная продукция;
сушено-вяленая пищевая рыбная продукция;
маринованная пищевая рыбная продукция;
соленая пищевая рыбная продукция;
пищевая рыбная продукция горячего копчения;
пищевая рыбная продукция холодного копчения;
подкопченная пищевая рыбная продукция;
провесная пищевая рыбная продукция;
пищевая рыбная продукция для детского питания, в том числе пищевая продукция прикорма на растительно-рыбной основе, пищевая продукция прикорма на рыбо-растительной основе, пищевая продукция прикорма на рыбной основе;
рыбное кулинарное изделие;
рыбный кулинарный полуфабрикат;
фарш из пищевой рыбной продукции;
рыбные консервы;
натуральные рыбные консервы;
натуральные рыбные консервы с добавлением масла;
полуконсервы рыбные;
пресервы;
зернистая икра;
ястычная икра;
икра-зерно;
пастеризованная икра рыбы;
паюсная икра;
пробойная соленая икра;
икорное рыбное изделие;
жир пищевой из рыбы, водных беспозвоночных и водных млекопитающих;
гидролизат из пищевой рыбной продукции;
имитированная пищевая рыбная продукция;
б) процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации пищевой рыбной продукции.
Регламент не распространяется на:
- на процессы разведения и выращивания (доращивания) рыбы и др. (но на продукцию аквакультуры распространяется);
- специализированную пищевую рыбную продукцию (за исключением пищевой рыбной продукции для детского питания);
- биологически активные добавки к пище и пищевые добавки;
- процессы производства, хранения, перевозки и утилизации пищевой рыбной продукции непромышленного изготовления;
- рыбную продукцию для личного потребления;
- продукцию из земноводных и пресмыкающихся;
- непищевую рыбную продукцию.
НОВОВВЕДЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПИЩЕВЫХ ДОБАВОК
Одновременно с ТР ЕАЭС 040/2016 вводится в действие и ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», что вызвало проблемы у производителей соленой рыбной продукции.
Теперь при производстве соленой рыбной продукции и пресервов производитель должен учитывать допустимые нормы использования популярных консервантов — бензоата натрия (Е211) и сорбата калия (Е202).
Соленая рыба и пресервы — это практически одинаковая продукция по большинству параметров, но в соответствии с ТР ТС 029/2012 допустимое содержание бензойной и сорбиновой кислот в пресервах должно быть 0,2 %, в соленой рыбе — 0,02 %, т. е. в 10 раз ниже.
Низкое содержание консерванта может привести к порче соленой рыбной продукции, поэтому производители будут вынуждены либо повышать процентное содержание соли (хлорида натрия), либо сокращать сроки годности продукта.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕГЛАМЕНТА
Особое значение с введением рыбного регламента стал играть терминологический аспект.
Понятийный аппарат регламента включает 66 терминов и определений. Многие из них стали объектами дискуссий на конференциях и семинарах рыбопереработчиков. По мнению специалистов, терминологический раздел нового регламента — одно из наиболее проблемных мест документа.
Термины и определения должны пониматься однозначно. Но в терминологическом аппарате нового регламента система иерархии рыбной продукции не всегда логична, а порой даже противоречива. Это усложняет работу рыбоперерабатывающих предприятий в и без того сложный переходный период. Остановимся на основных противоречиях в терминологии.
Что такое пищевая рыбная продукция?
Один из ключевых терминов — пищевая рыбная продукция. Согласно регламенту это рыба (в том числе живая рыба и рыба-сырец (свежая)), водные беспозвоночные (в том числе живые и свежие водные беспозвоночные), водные млекопитающие (в том числе свежие водные млекопитающие) и другие водные животные, а также водоросли (в том числе водоросли-сырец (свежие)) и другие водные растения (в том числе свежие водные растения), в том числе продукция из них, в непереработанном или переработанном (обработанном) виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу.
При этом в регламенте есть и отдельные термины «живая рыба» и «живые водные беспозвоночные». У обывателя наверняка вызовет недоумение то, что водоросли и морские млекопитающие являются рыбной продукцией.
Какая продукция считается переработанной?
Три термина, которые будут играть важную роль при идентификации вида продукта в форме подтверждения соответствия:
1) переработка (обработка) — термическая обработка (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия или сочетание этих процессов;
К сведению
Согласно этому определению замораживание и охлаждение не относятся к переработке, хотя в основе этих методов лежит тот же принцип анабиоза, что и при сушке, копчении, посоле, мариновании.
2) переработанная пищевая рыбная продукция — пищевая рыбная продукция, изготовленная из рыбы, водных беспозвоночных, водных млекопитающих и других водных животных, а также водорослей и других водных растений, прошедшая переработку (обработку);
3) непереработанная пищевая рыбная продукция — пищевая рыбная продукция, изготовленная из рыбы, водных беспозвоночных, водных млекопитающих и других водных животных, а также водорослей и других водных растений, не прошедшая переработку (обработку).
Обратите внимание!
На основании этих терминов переработанной продукцией может считаться продукция, прошедшая обработку. Согласно регламенту обработкой является: термическая обработка (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия или сочетание этих процессов. Следовательно, большая группа рыбных полуфабрикатов, таких как фарши, котлеты, рыбные пельмени, теперь фактически относится к непереработанной продукции, притом что большинство производителей привыкли относить данную продукцию к полуфабрикатам.
ТР ЕАЭС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции» — Геосерт
Объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются:
а) пищевая рыбная продукция, полученная из уловов водных биологических ресурсов и объектов аквакультуры, растительного и животного происхождения, в переработанном или непереработанном виде, в том числе следующих видов:
- живая рыба и живые водные беспозвоночные;
- рыба-сырец (свежая), свежие водные беспозвоночные, свежие водные млекопитающие, водоросли-сырец (свежие) и свежие водные растения;
- варено-мороженые водные беспозвоночные, водоросли и другие водные растения;
- охлажденная пищевая рыбная продукция;
- подмороженная пищевая рыбная продукция;
- мороженая пищевая рыбная продукция;
- пастеризованная пищевая рыбная продукция;
- вяленая пищевая рыбная продукция;
- сушеная пищевая рыбная продукция;
- сушено-вяленая пищевая рыбная продукция;
- маринованная пищевая рыбная продукция;
- соленая пищевая рыбная продукция;
- пищевая рыбная продукция горячего копчения;
- пищевая рыбная продукция холодного копчения;
- подкопченная пищевая рыбная продукция;
- провесная пищевая рыбная продукция;
- пищевая рыбная продукция для детского питания, в том числе пищевая продукция прикорма на растительно-рыбной основе, пищевая продукция прикорма
- на рыбо-растительной основе, пищевая продукция прикорма на рыбной основе;
- рыбное кулинарное изделие;
- рыбный кулинарный полуфабрикат;
- фарш из пищевой рыбной продукции;
- рыбные консервы;
- натуральные рыбные консервы;
- натуральные рыбные консервы с добавлением масла;
- полуконсервы рыбные;
- пресервы;
- зернистая икра;
- ястычная икра;
- икра-зерно;
- пастеризованная икра рыбы;
- паюсная икра;
- пробойная соленая икра;
- икорное рыбное изделие;
- жир пищевой из рыбы, водных беспозвоночных и водных млекопитающих;
- гидролизат из пищевой рыбной продукции;
- имитированная пищевая рыбная продукция;
б) процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации пищевой рыбной продукции.
Технический регламент также устанавливает требования к маркировке и упаковке пищевой рыбной продукции, дополняющие требования ТР ЕАЭС (ТР ТС) «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011) и ТР ЕАЭС (ТР ТС) «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), и не противоречащие им.
Формы оценки (подтверждения) соответствия ТР ТС 040/2016
1. Декларирование продукции Схемы декларирования:
3Д — срок действия не более 3 лет;
4Д – срок годности продукции;
6Д — срок действия не более 5 лет — (СМ)
2. Государственная регистрация — продукция для детского питания — пищевая рыбная продукция нового вида
3. Ветеринарно-санитарная экспертиза
— непереработанная пищевая рыбная продукция животного происхождения — живая рыба — живые водные беспозвоночные4. Государственный контроль (надзор)
(Оценка соответствия процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации пищевой рыбной продукции)5. Государственная регистрация производственных объектов
(Оценка соответствия процессов производства и переработки пищевой продукции аквакультуры животного происхожденияи улова водных биологических ресурсов животного происхождения)
Ответственность за несоблюдение
ст. 14.43 КоАП | Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технического регламента | Штраф для юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц – от 100 000 до 300 000 рублей |
ст. 14.44 КоАП | Недостоверное декларирование соответствия продукции | Штраф для должностных лиц – от 15 000 до 50 000 рублей; Для юридических лиц – от 100 000 до 1 000 0000 рублей |
ст. 14.45 КоАП | Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия | Штраф для должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 рублей; Для юридических лиц – от 100 000 до 300 000 рублей |
ст. 14.46 КоАП | Нарушения порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия | Штраф для должностных лиц – от 10 000 до 50 000 рублей; Для юридических лиц – от 100 000 до 1 000 000 рублей |
ст. 14.48 КоАП | Представление недостоверных результатов исследований (испытаний) в рамках ТР ТС 007; | Штраф для должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей либо дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет; Для юридических лиц – от 400 000 до 500 000 рублей |