Транспортная безопасность метрополитена


Транспортная безопасность метрополитена

72

Современные технологии - транспорту

УДК 656.2.08 А. В. Швецов

ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МЕТРОПОЛИТЕНА

Дата поступления: 14.09.2015 Решение о публикации: 16.11.2015

Цель: Рассмотреть вопросы организации транспортной безопасности на станциях метрополитена. Определить направления решения выявленных проблем в обеспечении транспортной безопасности на метрополитене. Методы: Использовались аналитические методы, сопоставление, сравнительный анализ. Результаты: Приведены данные по оснащению метрополитенов инженернотехническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности. Изучены возможности внедряемых на метрополитенах инженерно-технических средств и систем обеспечения транспортной безопасности. Приведены данные по перспективным исследованиям, направленным на создание принципиально новых систем безопасности, которые бы создали непреодолимый рубеж на пути террористов, проносящих взрывные устройства в метро. Проанализированы проблемы в реализуемых и планируемых мероприятиях, направленных на выполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на метрополитене. Выявлено, что в настоящий момент отсутствуют методики по выбору места размещения зон досмотра, учитывающие взрывоопасность зоны досмотра, а также технологии, обеспечивающие 100 %-ный досмотр пассажиропотока на предмет наличия взрывчатых веществ, взрывных устройств без металлической оболочки и взрывных устройств, не начиненных металлическими поражающими элементами. Сформулированы практические рекомендации по организации системы досмотра на станциях метрополитена, в том числе по выбору места размещения зон досмотра, учитывающих их взрывоопасность. Практическая значимость: Реализация рекомендаций позволит повысить уровень обеспечения транспортной безопасности на метрополитене. Внедрение методических рекомендаций в практическую деятельность по обеспечению транспортной безопасности позволит при взрыве взрывного устройства в зоне досмотра, значительно снизить последствия теракта.

Метрополитен, транспортная безопасность, террористический акт, зона досмотра, взрывное устройство.

Aleksey V. Shvetsov, postgraduate student, [email protected] (Far Eastern State Transport University) UNDERGROUND RAILWAY TRANSPORT SAFETY

Objective: To consider the issues of transport safety organisation at underground railway stations. To determine the directions for solving the issues identified in ensuring transport safety on the underground railways. Methods: Analytical methods, juxtaposition and comparative analysis were used. Results: Data on equipping underground railway systems with engineered features and systems for ensuring transport safety is provided. Possibilities of engineering features and systems for ensuring transport safety that are being introduced on the underground railway systems are studied. Data on long-term studies aimed at creating conceptually new security systems capable of creating unsurmountable barriers in the path of terrorists attempting to bring explosive devices to the underground railways is provided. Issues in measures aimed at ensuring fulfillment of demands for ensuring transport safety on the underground rail systems, both planned and already undertaken, were analysed. It was established that at the moment, methods for choosing the location of inspection zones that take explosion hazards into account do not exist, and neither do technologies that ensure total inspection of passenger flow for presence of exposives, explosive devices without metallic shell or explosive devices that are not stuffed with metallic projectiles.

2015/4

Proceedings of Petersburg Transport University

Современные технологии - транспорту

73

Practical recommendations for organisation of inspection system at underground railway station are formulated, including for choosing the location of inspection zones that take explosion hazards into account. Practical importance: Realisation of recommendations in the paper will allow to increase transport safety on the underground railways. Introducing best practices into practical activity on ensuring transport safety will allow for significant reduction of consequences of terror attack in case an explosion occurs in inspection zone.

Underground railway, transport safety, terror attack, inspection zone, explosive device.

В настоящее время из-за террористических актов на Московском метрополитене и повышения уровня террористической угрозы особое внимание уделяется оснащению метрополитенов России инженерно-техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности. Мероприятия по оснащению определены в утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1285-р комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте (далее - Программа) [2].

Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) осуществляет сопровождение Программы в части метрополитенов и железнодорожного транспорта [7].

За счет предоставленных из федерального бюджета субсидий за годы действия Программы закуплены и установлены на метрополитенах следующие инженерно-технические средства и системы обеспечения транспортной безопасности:

• рамки металлообнаружителей;

• ручные металлообнаружители;

• аппаратура радиационного контроля;

• стационарные сканирующие рентгеновские установки для персонального обследования пассажиров;

• стационарные досмотровые рентгеновские установки конвейерного типа для досмотра багажа;

• переносные рентгенотелевизионные комплексы;

• взрывозащитные контейнеры;

• портативные обнаружители паров взрывчатых веществ (ВВ);

• переносные комплексы обнаружения ВВ на основе быстрых меченых нейтронов;

• системы подавления радиолиний управления взрывными устройствами (ВУ).

В настоящее время в Российской Федерации действуют восемь метрополитенов [5]:

1) Московский;

2) Санкт-Петербургский;

3) Екатеринбургский;

4) Новосибирский;

5) Нижегородский;

6) Самарский;

7) Казанский;

8) Волгоградский (метротрам).

В настоящий момент на метрополитенах России активно создаются и оснащаются зоны досмотра пассажиров и багажа. К примеру, на Московском метрополитене практически на всех станциях в центре города уже функционируют зоны досмотра. В ближайшее время планируется ввести в эксплуатацию в общей сложности 294 досмотровые зоны на 188 станциях [3]. Изыскиваются места для размещения зон досмотра на каждой станции [1]. Организацией и обслуживанием зон досмотра занимаются администрация и служба безопасности Московского метрополитена.

Следует отметить, что подобрать место для размещения зоны досмотра не просто, так как многие станции, особенно старой постройки, являются индивидуальными объектами, имеющими историческую и архитектурную ценность. Учитывая дефицит свободных площадей в вестибюлях, по каждой станции приходится принимать индивидуальные технические решения. При этом важно обеспечить необходимую пропускную способность станций, особенно в часы пик, и не парализовать их работу [3].

Работу в досмотровых зонах организуют в соответствии с действующими норматив-

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2015/4

74

Современные технологии - транспорту

ными правовыми актами. Дополнительно в ближайшее время должен выйти приказ Министерства транспорта России (Минтранс) «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности». Приказ будет включать перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности или ее часть, данный приказ будет распространяться на метрополитен. Кроме этого, должен выйти приказ Минтранса «Об утверждении Порядка проведения наблюдения и/или собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности».

В настоящее время - до выхода регламентирующих приказов Минтранса - в досмотровых зонах метрополитенов действуют на основании временных инструкций, разработанных метрополитеном с учетом действующего законодательства. В досмотровых зонах работники метрополитена взаимодействуют с сотрудниками полиции [3].

Организация досмотра на метрополитене

Методик выбора места размещения зон досмотра в настоящий момент нет, место для размещения зоны досмотра определяется сотрудниками метрополитена. В результате выбор не учитывает взрывоопасность зоны досмотра, которая обусловливается тем, что в настоящий момент ВУ локализуется путем его помещения во взрывозащищенный контейнер, но нет решения по защите от взрыва во время досмотра террориста, в момент изъятия ВУ и его помещения в контейнер. Хотя вероятность подрыва бомбы именно в момент досмотра, когда террорист-смертник понимает, что он обнаружен и что при досмотре специальными средствами ВУ будет выявлено и изъято сотрудниками службы безопасности метрополитена, достаточно высока.

Дополнительно анализ мероприятий по созданию зон досмотра и изучение возможностей инженерно-технических средств и систем обеспечения транспортной безопасности, которыми оснащаются зоны досмотра метрополитена, выявили, что системы безопасности обеспечивают досмотр пассажиропотока, входящего в метрополитен, со следующими показателями:

1) полный досмотр пассажиропотока:

• наличие металлических предметов, в том числе оружия;

• наличие ВУ с металлической оболочкой либо начиненных металлическими поражающими элементами;

• наличие радиоактивных предметов и веществ;

• видеоконтроль на предмет выявления потенциально опасных лиц;

2) частичный выборочный досмотр пассажиропотока:

• наличие взрывчатых веществ;

• наличие ВУ без металлической оболочки и не начиненных металлическими поражающими элементами.

Локализация выявленных ВУ в системе безопасности метрополитена обеспечивается наличием на станциях взрывозащищенных контейнеров.

Сильным местом инженерно-технических средств и систем, которыми оснащаются зоны досмотра, можно считать то, что они позволяют гарантированно обнаруживать оружие, ВУ с металлической оболочкой, ВУ, начиненные металлическими поражающими элементами, радиоактивные предметы и вещества.

Слабым местом этих инженерно-технических средств и систем можно считать то, что они позволяют обнаруживать ВВ, ВУ без металлической оболочки и ВУ, не начиненные металлическими поражающими элементами, только при выборочном досмотре, что, учитывая огромный пассажиропоток, создает высокую вероятность проноса ВУ и совершения теракта в метрополитене.

Обеспечить 100 %-ный досмотр пассажиропотока на предмет выявления ВВ, ВУ

2015/4

Proceedings of Petersburg Transport University

Современные технологии - транспорту

75

без металлической оболочки и ВУ, не начиненных металлическими поражающими элементами, могла технология дистанционного обнаружения взрывчатых веществ и выявления террористов-смертников в общественном транспорте, разрабатывавшаяся в рамках проекта «СТАНДЭКС».

В 2009 г. Совет Россия - НАТО приступил к реализации этого проекта при поддержке программы НАТО «Наука ради мира и безопасности». Эта технология позволяла бы обнаруживать ВВ и ВУ, проносимые человеком в толпе, например, на станции метро в час пик. В то же время обнаружение должно было бы минимизировать неудобства большому количеству людей, ежедневно пользующихся общественным транспортом [6].

В основе проекта лежала система, способная на большом расстоянии «по запаху» определять присутствие ВВ. Задача разработчиков состояла в том, чтобы не только выявлять само присутствие ВВ, но и достоверно устанавливать их местонахождение среди пассажиров. В настоящее время с такой работой способны справиться только специально обученные собаки кинологической службы.

Через 4 года с начала разработки, в 2013 г., оборудование было испытано в Парижском метро и показало положительные результаты в выявлении ВВ на теле человека [4]. Следующие практические испытания планировалось провести в Санкт-Петербургском метрополитене.

По завершения практических испытаний предполагалось перейти ко второй стадии -от обнаружения к предотвращению. Однако на этом этапе проект был заморожен, как и остальное сотрудничество России и НАТО.

В программе участвовали несколько стран, руководил ею консорциум, в который входили лаборатории и научно-исследовательские институты из разных стран, в том числе из России. Участники проекта: Комиссия по альтернативным источникам энергии и атомной энергии Франции, германский Институт Фраунгофера, Организация прикладных научных исследований Нидерландов, российские

Радиевый институт им. Хлопина, Научнотехнический центр прикладной физики (НТЦ ПФ) и ЗАО «Полупроводниковые приборы», а также итальянское Национальное агентство новых технологий, энергетики и устойчивого экономического развития.

Анализ выявил следующие проблемы в создании и оснащении зон досмотра пассажиров и багажа на метрополитене:

• отсутствие методик выбора места размещения зон досмотра, учитывающих взрывоопасность зоны досмотра;

• отсутствие технологий, позволяющих досматривать 100 % пассажиропотока на предмет наличия ВВ, ВУ без металлической оболочки и ВУ, не начиненных металлическими поражающими элементами, без влияния на скорость движения пассажиропотока.

Рекомендации по организации досмотра на метрополитене

Полный досмотр пассажиропотока на предмет наличия ВВ, ВУ без металлической оболочки и ВУ, не начиненных металлическими поражающими элементами, в настоящий момент невозможен, так как нет технологии, позволяющей досматривать 100 % пассажиропотока без влияния на пропускную способность станций метро. Досмотр пассажиров, как в аэропортах, невозможен из-за высокого пассажиропотока метрополитена, достигающего на некоторых станциях в утренние и вечерние часы пик до 3-4 тыс. чел. в час.

Частично решить проблему более полного досмотра пассажиропотока на предмет выявления безоболочных ВУ и ВУ, не начиненных металлическими поражающими элементами, в настоящий момент можно, увеличив количество находящихся на станциях метро патрулей, в состав которых входят специально обученные на поиск ВВ собаки. Сейчас данный подход наиболее эффективен.

Для разработки методических рекомендаций по выбору места размещения зон до-

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2015/4

76

Современные технологии - транспорту

смотра, учитывающих их взрывоопасность, нужно учитывать, что зону досмотра нельзя располагать вблизи:

• несущих конструкций станции метрополитена, так как при взрыве ВУ может обрушиться здание, что приведет к значительно большему количеству жертв, чем только при взрыве;

• путей эвакуации, так как в случае взрыва возможен завал или перекрытие пожаром путей эвакуации, что приведет к большему количеству жертв, чем только при взрыве;

• конструкций здания, которые могут создать эффект кумуляции и перенаправить энергию взрыва в сторону скопления людей, например в сторону очереди на эскалатор.

Заключение

Использование сотрудниками службы безопасности метрополитена перечисленных методических рекомендаций позволит при взрыве ВУ в зоне досмотра снизить количество пострадавших среди находящихся на станции метрополитена людей на 20-30 %, вероятность обрушения здания станции -на 15-20 %.

Библиографический список

1. Бюллетень ежедневного мониторинга СМИ Министерства транспорта РФ. Министерство транспорта РФ. - URL : http://mintrans.ru/upload/ iblock/621/2201.doc (дата обращения 21.08.2015).

2. Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте (утв. распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1285-р).

3. Пегов Д. Главная цель метрополитена - безопасная перевозка пассажиров / Д. Пегов // Транспортная безопасность и технологии. - URL : http://www.securitymedia.ru/publication_one_70. html (дата обращения 15.05.2015).

4. Россия - НАТО : ученые против террористов. - URL : http://ru.euronews.com/2013/10/31/nato-and-russia-unveil-bomb-detection-system-that-works-in-crowds (дата обращения: 28.05.2015).

5. Соколов М. Ю. Доклад на заседании Правительства РФ / М. Ю. Соколов // Стенограмма заседания Правительства РФ. - URL : http://government. ru/news/10255 (дата обращения 21.08.2015).

6. «СТАНДЭКС»: сотрудничество в противодействии терроризму. Организация североатлантического договора. - URL : http://www.nato.int/ cps/ru/natohq/news_92692.htm?selectedLocale=ru (дата обращения 05.06.2015).

7. Чепец В. Ю. Железнодорожный транспорт и метрополитен / В. Ю. Чепец. - URL : http:// federalbook.ru/files/BEZOPASNOST/sodergha-nie/NB %20I/VIII/Chepec.pdf (дата обращения 21.08.2015).

References

1. Byulleten yezhednevnogo monitoringa SMI Ministerstva transporta RF - Daily Media Monitoring Bulletin of the Russian Federation Transport Ministry, available at: mintrans.ru/upload/iblock/621/ 2201.doc.

2. Kompleksnaya programma obespecheniya be-zopasnosti naseleniya na transporte [Integrate Programme for Ensuring Population’s Safety on the Transport], approved by Russian Federation government Jul. 30, 2010, no. 1285-r.

3. Pegov D. Glavnaya tsel metropolitena - bezopas-naya perevozka passazhirov [Main Purpose of Underground Railway Is Safe Passenger Transportation]. Transportnaya bezopasnost i tekhnologii — Transport Safety and Technologies, available at: securitymedia. ru/publication_one_70.html.

4. Rossiya - NATO: uchenyye protiv terroristov [Russia - NATO: Scientists Vs Terrorists], available at: ru.euronews.com/2013/10/31/nato-and-rus-sia-unveil-bomb-detection-system-that-works-in-crowds.

5. Sokolov M.Yu. Report at Russian Federation government session, available at: government.ru/news/ 10255.

2015/4

Proceedings of Petersburg Transport University

Современные технологии - транспорту

77

6. STANDEX: Sotrudnichestvo v protivodeystvii terrorizmu [STANDEX: Co-operation in Countering Terrorism]. North Atlantic Treaty Organisation, available at: nato.int/cps/ru/natohq/news_92692. htm?selectedLocale=ru.

7. Chepets V.Yu. Zheleznodorozhnyy transport i metropoliten [Railway Transport and Underground Railway], available at: http://federalbook.ru/files/BE-ZOPASNOST/soderghanie/NB %20I/VIII/Chepec. pdf.

ШВЕЦОВ Алексей Владиславович - аспирант, [email protected] (Дальневосточный государственный университет путей сообщения).

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2015/4

cyberleninka.ru

Транспортная безопасность метрополитена 2017

Тема: Транспортная безопасность

Новое постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2017 года № 410 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности (ТБ), в том числе требований к антитеррористической защищённости объектов метрополитена» включает в себя требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), которые учитывают уровни безопасности различных категорий метрополитенов. Представим краткий обзор данного постановления:

  1. В течение 3 месяцев от даты размещения на сайте Росжелдора сведений о присвоении объекту метрополитена категории, включении его в реестр необходимо обеспечить проведение оценки уязвимости объекта метрополитена и представить на утверждение ее результатов.

  2. В Росжелдор субъект транспортной инфраструктуры (ТИ) должен представить сведения о субъекте ТИ, ведения реестра объектов ТИ и ТС, об объекте метрополитена для категорирования объектов метрополитена.

  3. Субъект ТИ обязан сформировать (организовать) и (или) привлечь подразделенияТБ, включающие в себя:

    • специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне ТБ объекта метрополитена;
    • группы быстрого реагирования, а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
  4. Должен быть реализован поэтапный план обеспечения ТБ объекта метрополитена в предусмотренные этим планом сроки:

    • объекты I и II категории: в течение 2 лет от даты включения их в реестр;
    • объекты III и IV категорий: в течение 1 года от даты включения их в реестр.
  5. Со дня утверждения результатов оценки уязвимости в течение одного месяца следует утвердить организационно-распорядительные документы (предусматривающие реализацию мер по обеспечению ТБ объекта).

  6. Уполномоченным подразделениям органов ФСБ России, органам Ространснадзора и внутренних дел необходимо обеспечить передачу данных с технических средств обеспечения ТБ.

Поделиться статьей в социальных сетях: Ведены перечни особо опасных, технически сложных объектов инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования, воздушного транспорта, а также инфраструктуры морских портов. Подробнее Изменены требования к антитеррористической безопасности на воздушном транспорте. Подробнее В новой форме сведений изложены форма и формат предоставляемой информации о воздушных судах и об их владельцах. Подробнее

www.mnogokursov.ru

Дмитрий Пегов: главная цель метрополитена – безопасная перевозка пассажиров

Начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов в интервью журналу «Транспортная безопасность и технологии» рассказал об обеспечении транспортной безопасности на объектах инфраструктуры метрополитена.

Дмитрий Владимирович, в 2014 году работа по оснащению Московского метрополитена ИТСО ТБ заметно активизировалась. С чем это связано, что удалось сделать за текущий год и какие мероприятия в области обеспечения безопасности предусмотрены планом на 2015–2016 годы?

Дмитрий Пегов Учитывая существующие в современном мире вызовы и угрозы, правительство города Москвы и руководство Московского метрополитена уделяют большое внимание вопросам обеспечения безопасности функционирования метрополитена, его защищенности от актов незаконного вмешательства. В своей работе мы руководствуемся действующим законодательством по транспортной безопасности и соответствующими нормативными правовыми актами.

К вопросам обеспечения транспортной безопасности ГУП «Московский метрополитен» подходит системно и комплексно, поэтапно охватывая все объекты инфраструктуры. 

Полумеры или отдельные организационные мероприятия не позволят эффективно и на постоянной основе обеспечивать безопасность наших граждан. Для нарушителей везде должен быть поставлен надежный заслон. И в этой работе мы широко используем современные системы и технические средства обеспечения транспортной безопасности.

С чем связана активизация этой работы именно в 2014 году?

Дмитрий Пегов Отвечу просто: мы работаем строго в правовом поле! В прошлом году на большинстве объектов инфраструктуры метрополитена была проведена оценка уязвимости, разработаны планы обеспечения транспортной безопасности, которые в этом году были утверждены компетентным органом в области транспортной безопасности – Росжелдором. Сейчас мы активно проводим мероприятия по их практической реализации. Одновременно реализуем мероприятия Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. 

Безусловно, активизации нашей работы способствовали и поправки в Федеральный закон «О транспортной безопасности», принятые в феврале текущего года (№ 15-ФЗ от 03.02.2014), которые существенно расширили и уточнили понятийный аппарат закона, наделили полномочиями досмотровых функций подразделения транспортной безопасности, определили систему подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.

В настоящее время практически на всех станциях в центре города функционируют досмотровые зоны. В ближайшее время планируем ввести в эксплуатацию в общей сложности 294 досмотровые зоны, а это – 188 станций. По сути, во всем Московском метрополитене будут функционировать досмотровые зоны.

Следует отметить, что это очень непростая и кропотливая работа, так как многие станции, особенно старой постройки, являются индивидуальными объектами, имеющими историческую и архитектурную ценность. Учитывая значительный дефицит свободных площадей в вестибюлях, по каждой станции необходимо принимать конкретные индивидуальные технические решения. При этом крайне важно обеспечить необходимую пропускную способность станций, особенно в часы пик, и не парализовать их работу. 

В 2015–2016 годах мы также будем активно работать по повышению защищенности метрополитена, охватывая все объекты инфраструктуры: тоннели, открытые участки перегонов, электродепо, тяговые подстанции, другие объекты. Будет создан и введен в эксплуатацию современный пункт управления обеспечением транспортной безопасности, из которого в круглосуточном режиме будет осуществляться мониторинг за безопасным функционированием метрополитена, а также будут приниматься решения по реагированию на акты незаконного вмешательства, принятию необходимых мер по стабилизации обстановки. 

На совещании руководителей служб безопасности метрополитенов России и стран СНГ с начальниками внутренних дел на метрополитенах, которое состоялось 21 мая 2014 г., начальник службы безопасности Московского метрополитена Владимир Муратов сообщил, что одной из основных задач является внедрение на метрополитене интеллектуальной системы видеонаблюдения. Как реализуется этот проект?

Дмитрий Пегов Мы уделяем большое внимание созданию современной системы интеллектуального видеонаблюдения. В настоящее время разработан проект новой системы, который проходит госэкспертизу. Система будет охватывать практически все объекты метрополитена, реагировать на бесхозные предметы, проникновение посторонних лиц в запретные зоны, при этом камеры будут иметь высокую разрешающую способность, что позволит обеспечить качественную видеоинформацию. Хранение видеоинформации на объектах первой категории планируется не менее 30 суток.

Причем систему видеонаблюдения планируется вводить поэтапно, наращивая ее возможности. Предварительно на ряде станций метрополитена были проведены тестовые испытания пилотных образцов и отдельных элементов планируемой интеллектуальной системы видеонаблюдения, что позволило спроектировать данную систему и пункт управления обеспечением транспортной безопасности, опираясь на реальные практические результаты и, следовательно, адаптировать ее к особенностям функционирования Московского метрополитена. В ходе тестирования проводилось также компьютерное моделирование отдельных элементов и подсистем интеллектуальной системы видеонаблюдения, что позволило первоначально теоретически оценить эффективность их работы.

Как будет организована работа досмотровых зон на станциях Московского метрополитена, какие технические средства будут для этого использоваться и какое количество сотрудников для этого необходимо?

Дмитрий Пегов Мы стараемся работать только в правовом поле, поэтому работа в досмотровых зонах будет организована в строгом соответствии с принятыми нормативными правовыми актами. В ближайшее время должен выйти приказ Минтранса России «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности». Он будет включать перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности или ее часть. А также Порядок проведения наблюдения и/или собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности. В настоящее время, до выхода приказа Минтранса России, работа в досмотровых зонах осуществляется на основании временных инструкций, которые разработаны с учетом действующего законодательства Российской Федерации. При этом свою работу в досмотровых зонах работники метрополитена осуществляют во взаимодействии с сотрудниками полиции.

В метрополитене используются самые современные технические средства обеспечения транспортной безопасности, их технические характеристики в полной мере соответствуют предъявляемым требованиям. На входах в вестибюли станций устанавливается аппаратура радиационного контроля, многозонные стационарные рамочные металлодетекторы, а непосредственно в самих досмотровых зонах располагаются стационарные рентгеновские установки конвейерного или неконвейерного типа в зависимости от площади досмотровой зоны, стационарные рамочные и ручные металлодетекторы, портативные обнаружители паров и следов взрывчатых веществ. Во всех вестибюлях станций размещены взрывозащитные контейнеры, устанавливается аппаратура подавления радиолиний управления взрывными устройствами.

В настоящее время уточняются расчеты необходимой численности сотрудников, осуществляющих досмотровые функции в круглосуточном режиме, разработано несколько вариантов, проведены необходимые финансово-экономические расчеты, но окончательное решение по численности персонала будет принято после опубликования необходимых нормативных правовых актов. 

Мы стремимся создать в метрополитене комфортную среду, в том числе и в вопросах безопасности. Процедура досмотра должна быть корректной, а персонал – дружелюбным. Если кто-то из-за кардиостимуляторов или по каким-то другим уважительным причинам не может пройти через рамку, мы любезно предложим пассажиру пройти рядом с ней и при необходимости досмотрим с помощью ручного металлоискателя. Если пассажир не желает проходить досмотр, метрополитен вправе отказать ему в перевозке. 

Федеральный закон «О транспортной безопасности» дал нам широкие права по защите метрополитена от актов незаконного вмешательства, но он наложил требования и на пассажиров, которые их обязаны выполнять. Хотя, по нашему глубокому убеждению и по результатам наработанного опыта, наши граждане с пониманием относятся к тем ограничениям, которые возможны при проведении мероприятий безопасности. Ведь это делается в их же интересах.

Мы стремимся, чтобы мероприятия безопасности не были чрезмерно навязчивыми, избыточными, полагаемся на современную технику, обученный персонал, а также на помощь самих пассажиров.

Как продвигается работа по формированию подразделений транспортной безопасности на метрополитене? Планируется ли использовать для охраны объектов метрополитена силы частных охранных предприятий?

Дмитрий Пегов В настоящее время, пока окончательно нормативно не определен механизм аккредитации подразделений транспортной безопасности, говорить о том, что мы начали формировать такое подразделение, было бы не совсем корректно. На данном этапе мы решили усилить нашу службу безопасности, работники которой составляют основу сил обеспечения транспортной безопасности метрополитена. Именно работники службы безопасности, пройдя необходимое обучение, работают в досмотровых зонах. Надеемся, что в текущем 2015 году необходимая нормативная база будет создана и на рынке услуг появятся аккредитованные подразделения транспортной безопасности. Возможно, такую аккредитацию в установленном порядке смогут получить и частные охранные предприятия. На конкурсной основе мы сможем привлечь соответствующие организации и получить качественные услуги.

Возможно, ГУП «Московский метрополитен» как юридическое лицо само может получить аккредитацию на право осуществления данной деятельности, создать подразделение по транспортной безопасности (на базе службы безопасности или отдельным обособленным подразделением), обеспечить подготовку и аттестацию личного состава, снабжение табельным вооружением и специальными средствами и осуществлять предусмотренную законодательством деятельность на объектах транспортной инфраструктуры. В этом вопросе мы будем руководствоваться принципом «получение высокой эффективности при оптимальных затратах». Поскольку главная цель работы многотысячного коллектива Московского метрополитена – выполнить перевозку наших пассажиров качественно, комфортно и безопасно.

Спасибо Дмитрий Владимирович.

www.securitymedia.ru

Новосибирский метрополитен: безопасность — главный приоритет

Служба безопасности Новосибирского метрополитена активно развивается с 2015 года, когда ее возглавил Аркадий Чмыхайло. Ранее он возглавлял пограничное управление ФСБ России по Новосибирской области, и, естественно, прекрасно знал предмет. Позже он стал начальником МУП «Новосибирский метрополитен». Мэр Новосибирска Анатолий Локоть, представлявший коллективу метрополитена нового руководителя предприятия, отметил: «У него богатый опыт работы в силовых структурах, с 2015 года он является заместителем руководителя новосибирского метро и досконально знает систему безопасности, ее сильные и слабые стороны. Учитывая особую ситуацию, складывающуюся сегодня по вопросам безопасности, подобное назначение объяснимо еще и с этой стороны. Аркадий Владимирович — человек, привыкший к дисциплине, поэтому он четко вписывается в эту ситуацию».

В апреле 2017 года в метрополитене была начата работа по обследованию всех объектов транспортной инфраструктуры предприятия, в том числе, и по вопросу состояния антитеррористической защищенности. Вскоре стало ясно, какие дополнительные меры по повышению эффективности работы в плане обеспечения безопасности приняты в новосибирской подземке.

Например, работа зон досмотра на станциях теперь организована в режиме с 6.00 до 24.00, тогда как ранее она проводилась до 20.00. На отдельных станциях были проведены работы по корректировке конфигурации границ зоны досмотра на КПП («Площадь Маркса»).

Пришлось внести корректировку в штат сотрудников службы безопасности (контролеров КПП), поскольку понадобилось увеличить количество работников досмотра. Проведены мероприятия по исключению случаев завоза пассажиров в тупик оборота. Отработано до полного автоматизма исполнение алгоритмов действий сотрудников метрополитена и отела полиции при обнаружении бесхозных и подозрительных вещей.

На информационных экранах станций метрополитена ведется трансляция роликов антитеррористической направленности, по системе оповещения доводится информация по соблюдению требований по транспортной безопасности. Ведется работа по установке современных систем интеллектуального видеонаблюдения и в вестибюлях станций. Организуются пилотные зоны на четырех станциях.

Впервые была организована совместная работа с ДНД. Заключено тройственное соглашение между МУПом, отделом полиции на метрополитене УМВД РФ по г. Новосибирску и народной дружиной «Октябрьская» по вопросам участия народной дружины в охране общественного порядка на станциях метро, расположенных на территории Октябрьского района.

Проводились и внеплановые мероприятия. Прошли совместные практические занятия по слаженности действий работников отдела транспортной безопасности метрополитена, нарядов Заельцовского ОВД при возникновении нестандартной ситуации и срабатывании КТС на объекте (электродепо). Состоялись также совместные практические занятия по действиям работников отдела транспортной безопасности метрополитена, сотрудников Кировского ОВО и ППСП Управления МВД по г. Новосибирску при возникновении нестандартной ситуации и вызове на объект (пост охраны метромоста). Проведено тактико-специальное учение по теме «Порядок действий дежурных сил метрополитена и сотрудников отдела полиции на метрополитене Управления МВД России по г. Новосибирску при обнаружении взрывного устройства в зоне досмотра и при возникновении взрыва в вагоне при отбытии электропоезда».

За последние два-три года, как пояснил начальник службы безопасности Новосибирского метрополитена Вячеслав Головин, появились новые требования по обеспечению безопасности на транспорте, но их обеспечение требует немалых денег. Так, на реализацию программы обеспечения безопасности пассажиров на 2014-2017 год закладывалось более 500 млн рублей, а для реализации новых задач на 2018-2019 годы требуется еще 350-400 млн рублей.

На то, чтобы провести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, необходимо 5,3 млн рублей. Для проведения аттестации работников для получения допуска по обеспечению транспортной безопасности на этот и следующий годы требуется также 5.3 млн рублей.

До конца 2018 года необходимо заменить 18 установок для досмотра пассажиров стоимостью 2,5 млн рублей каждая. До 5 млн рублей потребуется на новые металлодетекторы. Кроме того, в 2019 году истекает срок эксплуатации 6 рентгеновских сканеров для досмотра, а каждый из них стоит более 6 млн рублей. Наконец, метрополитен установит также системы интеллектуального видеонаблюдения и оповещения на станциях и в вагонах. Предприятием проводится работа по оснащению подвижных составов системами видеонаблюдения. В настоящее время оборудовано два подвижных состава системой видеонаблюдения и информирования пассажиров, до конца 2017 года планируется установка такой системы ещё на один состав. а для решения задачи в целом потребуется 16 млн рублей. Необходимо также сформировать специальное подразделение транспортной безопасности с группой быстрого реагирования.

Тема безопасности была главной во время недавнего визита на предприятие полномочного представителя Президента в Сибирском федеральном округе Сергея Меняйло. Он посетил Ситуационный центр Новосибирского метрополитена и ознакомился с работой диспетчеров, а позже побывал в досмотровой зоне. Полпред отметил: «Новосибирский метрополитен является важным элементом городского пассажирского транспорта. Соблюдение всех требований к системе обеспечения безопасности метро, комплексный подход к проведению организационных и технических мероприятий позволяют предупреждать возможные угрозы жизни и здоровью населения и создать комфортные условия для пассажиров». Начальник службы безопасности Новосибирского метрополитена Вячеслав Головин, отвечая на вопрос «ФедералПресс», напомнил, что «основной целью обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности». В свою очередь начальник МУП «Новосибирский метрополитен» Аркадий Чмыхайло не раз говорил о том, что безопасность пассажиров является высшим приоритетом, но метрополитену необходимо изыскать источники финансирования для полного осуществления разработанной на предприятии программы.

news.rambler.ru


Смотрите также