Требования экологической безопасности


Экологическое обеспечение безопасности военной службы



Экологическая безопасность — определение всеобщее, вне ранговое оно распространяется на всю нашу планету, а в частности на отдельные государства и регионы, на определенные виды хозяйственной, военной или другой деятельности. Обеспечение экологической безопасности в ходе повседневной деятельности войск является основной частью обеспечения безопасности России и если не соблюдать установленные требования, то признанные защищать люди, будут приносить вред мирному населению. [2]

Экологическая безопасность Вооруженных Сил — состояние и условия жизнедеятельности Вооруженных Сил и их структур; совокупность организационных мер и технических средств, осуществляемый для минимизации воздействия вредных факторов природного или техногенного характера на окружающую среду, людей, личный состав, ВВТ и военные объекты.

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — Вооруженные Силы), других войсках, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах и воинских формированиях. [1]

Военная служба во все времена считалась почетным обязательством перед народом и святым долгом, наиболее важным и необходимым для государства и его населения. Выполнение обязательств военной службы в ВС РФ предполагает ведение боевых действий, участие в несении боевого дежурства, внутренней и гарнизонной службы, поддержание боевой готовности и проведение повседневной боевой подготовки.

Основная задача военной службы — это постоянная и целенаправленная подготовка к вооруженной защите или вооруженная защита целостности и неприкосновенности территории РФ.

Военное формирование от отдельного подразделения до оперативно-стратегического объединения рассматривается как конкретная экологическая система, со своими особенностями для каждого рода войск.

Элементы экологической системы для каждого конкретного рода войск:

  1. Военнослужащие и гражданский состав
  2. Окружающая среда
  3. Среда на месте расположения подразделения

Особенностью деятельности такой экологической системы является явный приоритет боевой подготовки и боевых действий, что сложно совместить с природоохранными мероприятиями. И с тем существуют пути их решения этой задачи.

В военной службе есть отличия от других видов государственной службы. Она требует от военнослужащих самоотдачи, высокой профессиональной подготовки, особой ответственности за исполнение обязанностей. К гражданам, проходящим военную службу, предъявляются повышенные требования по состоянию здоровья, образовательному уровню, морально-психологическим качествам и физической подготовленности.

Безопасность военной службы — это обеспечение защищенности военнослужащих, населения и окружающей природной среды от угроз, возникающих в ходе выполнения деятельности ВС РФ.

Безопасность военной службы осуществляется в соответствии со следующими принципами:

‒ при организации повседневной деятельности войск наиболее важным является жизнь и здоровье человека;

‒ деятельность должна быть законной;

‒ адекватность принимаемых мер угрозам безопасности военной службы;

‒ комплексность и непрерывная профилактическая направленность проводимых мероприятий;

‒ конкретное разъединение функций, полномочий и поручительства органов военного управления и воинских должностных лиц;

‒ не ущемления государством прав и социально–экономического обеспечения военнослужащих при нанесении урона их жизни и здоровью.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» это нормативный акт который управляет природоохранными взаимоотношениями в России. Данный акт позволяет сформировать и укрепить экологический правопорядок, и обеспечить безопасность людей в экологическом отношении. [2]

Источником загрязнения природной среды это объект извергающий отравленные вещества, энергетические излучения и информацию в экосистему.

Источники загрязнения на военных объектах:

‒ центр извержения отравленного вещества (дымопровод, фонарь строения, вентиляция и т. п.);

‒ хозяйственный или природный объект извергающий отравленное вещество;

‒ область появления отравленного вещества.

Источниками отравления природной среды на военных объектах выступают:

‒ объекты жилищно-бытового предназначения;

‒ объекты обеспечения жизни персонала;

‒ области боевой подготовки;

‒ вооружение и военная техника

Обеспечение экологической безопасности деятельности войск в ВС РФ выполняется по направлениям:

‒ выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды при эксплуатации ВВТ, в ходе боевой подготовки и иных видов деятельности войск;

‒ систематическая оценка экологического ущерба, выполнение работ по восстановлению качества окружающей природной среды в районах расположения и действий войск;

‒ ремонт, реконструкция, строительство и эксплуатация природоохранных сооружений;

‒ экологически безопасная утилизация ВВТ;

‒ создание новых образцов вооружения и техники, строительство военных объектов, соответствующая требованиям экологической безопасности;

‒ экологическое воспитание и обучение военнослужащих ВС РФ.

Устав внутренней службы ВС РФ определяет, что каждый военнослужащий обязан беречь и охранять природу в ходе своей повседневной деятельности.

Экологические правонарушения — это противоправные действия, которые нарушают природоохранительное законодательство и причиняют вред природной среде и здоровью человека. [2]

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Экологические правонарушения могут совершаться как по неосторожности так и с умыслом.

В соответствии с природоохранным законодательством РФ, военнослужащие за экологические правонарушения могут привлекаться к ответственности:

‒ дисциплинарной

‒ административной

‒ материальной

‒ уголовной

К дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения привлекаются должностные лица за невыполнение или ненадлежащее выполнение их профессиональных обязательств, связанных с охраной природы, кроме того за неисполнение требований природоохранных законов. Также к экологическим проступкам относят: неисполнение планов и действий по защите окружающей среды и применению природных ресурсов; несоблюдение нормативов качества природной среды; нарушения соответствующих требований и положений общевоинских уставов вооруженных сил Российской Федерации, правил внутреннего распорядка и других нормативных актов, действующих в ВЧ и подразделениях. [2]

К материальной ответственности привлекаются командиры ВЧ и подразделений, начальники служб, сержанты и солдаты, по вине которых воинская часть понесла расходы по возмещению ущерба. Материальная ответственность военнослужащих указана Положением о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству. [2]

Административная ответственность за экологические нарушения прав существует, в виде штрафа, который возлагается на воинскую часть в административном порядке.

Основные экологические нарушения прав в ВЧ и подразделениях:

‒ Не надлежащее соблюдение стандартов, норм и иных нормативов особенностей окружающей среды;

‒ Не надлежащее соблюдение экологических стандартов при постройке, ремонте, вводе в пользование сооружений, строений и других объектов;

‒ засорение природной среды и причинение, вследствие этого, вреда здоровью людей, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;

‒ порча, повреждение, уничтожение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;

‒ невыполнение обязательных мер по восстановлению окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов;

‒ неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;

‒ нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению различных отходов, в том числе и бытовых;

‒ несоблюдение экологических требований в ходе использовании радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;

‒ превышение допустимых уровней радиационного и химического воздействия;

‒ превышение допустимых уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений и иных вредных физических воздействий;

‒ превышение допустимых уровней биологического влияния на природную среду;

‒ предъявление информации не вовремя, предоставление видоизмененной информации или воздержание от предъявления своевременной, полной и подлинной информации о положении экологической обстановки. [2]

Материальная ответственность за экологические правонарушения существует в объемах, обозначенных приказом Министра обороны, и не может быть выше стопроцентного объема нанесенного убытка; регистрироваться должен именно прямой урон природе. Материальная ответственность исполняется лишь при присутствии вины должностного лица работавшего на военном объекте. [2]

Для воинских частей устанавливается величина штрафа в каждом реальном прецеденте согласно настоящему законодательству и устанавливается службой, его наложившей, и имеет зависимость от его характера и вида совершенного правонарушения, степени вины нарушителя и величины причиненного ущерба. Взыскание штрафа не освобождает виновного от обязанности возместить причиненный ущерб. Величины штрафов переводятся на специализированные счета экологических фондов Российской Федерации.

Уголовную ответственность за преступления в области экологии лица, совершившие их, обязаны понести наказание в соответствии с УК РФ глава «Экологические преступления». При этом наказываются уголовно только те действия или проступки, которые нарушают или могут нарушить экосистему, либо же представляют опасность жизни или здоровью людей и причиняющие вред природной среде.

Кроме Закона РФ «Об охране окружающей среды» и природоохранных государственных актов деятельность вооруженных сил в области экологии, а так же организаций, учреждений и каждого человека состоящего на военной службе контролируется и дополняется приказами и директивами Министра обороны, а так же лиц его замещающих, в которых указаны конкретные обязанности командиров, начальников и подчиненных им солдат и сержантов по охране природной среды.

Устав внутренней службы РФ устанавливает обязанности военнослужащих по охране окружающей среды. Каждый военнослужащий обязан беречь природу и охранять ее богатства в ходе своей повседневной деятельности. Для этого он должен знать основные источники загрязнения, имеющиеся в подразделении, и строго соблюдать и выполнять предусмотренные правилами и инструкциями мероприятия по предотвращению загрязнения водных ресурсов, атмосферного воздуха, земель, по сохранению животного и растительного мира. Военнослужащие, допускающие в ходе своих действий или бездействия загрязнение окружающей среды, привлекаются к ответственности.

Сержанты и солдаты обязаны:

‒ знать положения Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», требования руководящих документов по вопросам охраны природы и строго выполнять их;

‒ беречь природу и охранять ее богатства;

‒ следить за выполнением правил эксплуатации и поддерживать в исправном состоянии технические устройства, обеспечивающие очистку, обеззараживание и обезвреживание от вредных веществ, попадающих в атмосферный воздух, землю, канализационные системы и водные объекты;

‒ не допускать утечки нефтепродуктов на складах ГСМ, в автопарках, при заправке боевых машин и другой военной техники, при работе на ней и при ее обслуживании;

‒ следить за выполнением мер безопасности и предотвращать утечку агрессивных жидкостей, моющих растворов, лаков и красителей на пунктах обслуживания аккумуляторных батарей, технического обслуживания и ремонта военной техники;

‒ не допускать долгой работы автомобильного транспорта и другой техники на холостом ходу в расположении автопарков, жилого и казарменного фонда;

‒ докладывать о всех случаях нанесения вреда природной среде и своевременно принимать меры по возможному предотвращению (ликвидации) последствий загрязнения окружающей среды, нанесению ей ущерба. [2]

Предотвращение загрязнения окружающей среды вследствие деятельности военных объектов в значительной мере может осуществлено мерами как организационного, так и технического характера.

Меры организационного характера включают в себя мероприятия:

‒ планирование мероприятий по уменьшению вредного воздействия на окружающую среду при несении службы;

‒ планирование мероприятий по поддержанию технических средств предотвращения загрязнения в исправном состоянии;

‒ соблюдение режимов функционирования указанных технических средств;

‒ соблюдение правил работы с потенциальными загрязнителями в соответствии с действующими инструкциями;

‒ исключение утечек нефтепродуктов;

‒ утилизацию и сбор масел, кислот, щелочей и других технических жидкостей;

‒ сортировку, сбор и удаление производственных и бытовых отходов;

‒ исключение нарушений растительно-почвенного покрова и загрязнения водных источников при передвижениях и действиях войск на местности;

‒ установление режимов и направлений излучения при работе радиотехнических систем, навигации и систем связи;

‒ прекращение работы источников электромагнитного, лазерного, радиационного излучения и исключение выбросов опасных химических веществ, превышающих установленные пределы.

К мерам технического характера относятся инженерные методы и способы очистки выбросов и сбросов работающих энергетических, производственных, коммунально-бытовых объектов и систем от вредных компонентов до поступления их в окружающую среду. Для очистки применяются механические, физико-химические, химические, биохимические, термические методы и различные средства. Для очистки и обезвреживания отходящих газов используются различные технические устройства и установки: «сухие» и «мокрые» механические пылеулавливатели, фильтрационные установки, камеры для осадки пыли, центробежные конструкции, пылеулавливатели ударно-смывного действия, ультразвуковые аппараты, инерционные пылеулавливатели.

В целях очистки сточных и канализационных вод применяются технические устройства: водные отстойники, решеточно-процеживающие установки, нефтеловушки, барабанно-вакуумные фильтрующие установки, центробежные конструкции, дисперсные установки, пенные сепараторы, ультрафиолетовые установки, дегазаторы удаления растворенных газов, окислительные установки.

Предотвращение загрязнения почв и земель на военных объектах осуществляется по направлениям:

‒ уничтожение, обезвреживание и утилизация жидких и тверлых бытовых отходов;

‒ уничтожение, утилизация и обезвреживание отходов сельскохозяйственных предприятий;

‒ рекультивация земель.

Наиболее опасными в экологическом отношении являются потенциально опасные военные объекты. К ним относятся:

‒ радиационно-опасные — энергетические ядерные установки; склады и базы с элементами ядерного оружия; хранилища жидких радиоактивных отходов; ядерные исследовательские реакторы; хранилища твердых радиоактивных отходов; хранилища отработанного ядерного топлива; места захоронения радиоактивных отходов;

‒ химически опасные — хранилища и склады химических веществ, в том числе химических боеприпасов (кассет) с боевыми химическими веществами; хранилища и склады боевых химических веществ; места уничтожения и захоронения боевых химических веществ; хранилища и склады компонентов ракетного топлива;

‒ взрывоопасные и пожароопасные базы, арсеналы, хранилища и склады различного рода боеприпасов, ВВТ; хранилища, склады и базы горючего и смазочных материалов, агрессивных жидкостей, объемов сжатого воздуха.

С функционированием данных объектов, с нарушениями технологических процессов и авариями на них связаны негативные воздействия на окружающую среду.

Для уничтожения твердых отходов применяются механические и термические методы. Основными техническими средствами при этом являются механические дробилки и специальные печи. Жидкие отходы, утилизируются на так называемых полях запахивания. Рекультивация земель предусматривает заравнивание повреждений грунта и засеивание его растительными культурами, наложение на поврежденные участки продуктивного нового грунта

Мероприятиями по охране окружающей среды от угроз, возникающих в ходе повседневной деятельности воинской части, и рациональному природопользованию являются:

‒ изучение федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации об охране окружающей среды, экологическая подготовка и воспитание личного состава;

‒ предупреждение загрязнения окружающей среды в районе дислокации и местах выполнения мероприятий повседневной деятельности воинской части (подразделения);

‒ восстановление окружающей среды, загрязненной при выполнении мероприятий повседневной деятельности воинской части (подразделения), а также в случае аварий;

‒ рациональное природопользование (внедрение ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологий, рекультивация земель, рациональное использование водных ресурсов и т. д.).

При разработке и выполнении данных мероприятий учитываются требования законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, которые необходимо соблюдать при размещении, строительстве и эксплуатации гражданских объектов, в полной мере распространяются на военные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению таких требований.

В настоящее время деятельность человека является главным источником всех процессов, приводящих к негативным последствиям, на нашей планете. Использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды стали причинами той сложившейся опасной ситуации, когда возникла угроза самому существованию человеческой цивилизации. Осознание опасности и своевременное принятие мер должны лечь в основу обеспечения надежной защиты нынешних и будущих поколений людей от воздействия неблагоприятных факторов антропогенного (техногенного) и природного характера, соответственно необходимо внести в законодательство РФ необходимые поправки, позволявшие минимизировать и без того огромные негативные влияния на природу.

Литература:

  1. Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации — Москва: 2016.
  2. Экологическая подготовка. Учебное пособие для солдат и сержантов (2013)
  3. Михалков В. В. Управление подразделениями в мирное время: учебно-методическое пособие М, 1998. № 14
  4. Федеральный закон «Об Охране окружающей среды» РФ 2016 года (N 7-ФЗ 2016)

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, военная служба, природная среда, Российская Федерация, повседневная деятельность, воинская часть, военная техника, экологическая безопасность, боевая подготовка, материальная ответственность.

Основные требования в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на предприятиях и в организациях

Структура законодательства в области охраны окружающей среды и экологической безопасности

Законодательство в области охраны окружающей среды и экологической безопасности основывается на Конституции Российской Федерации, определяющей право каждого человека на благоприятную окружающую среду, и состоит из Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Рассматривая законодательство как обобщенный источник права, необходимо принимать во внимание, что «Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм».

Российское законодательство в области охраны окружающей среды и экологической безопасности отличается сложной структурой и определенной иерархией (рис.1).

Международные договора и конвенции
Федеральные законы. Указы Президента Российской Федерации
Постановления и распоряжения Правительства РФ
Приказы и постановления федеральных органов исполнительной власти, зарегистрированные в Минюсте РФ
Нормативные правовые акты субъектов РФ
Акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм
Нормативные акты органов местного самоуправления
Методические реко­мендации, методиче­ские указания и т.п., утвержденные орга­нами исполнитель­ной власти
Акты, регламентирующие индивидуальные требования в области охраны окружающей среды

Рис.1.Структура законодательства в области охраны окружающей среды и экологической безопасности

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.4) на всей территории России имеют верховенство федеральные законы. При этом в соответствии со ст.15 (п.4) Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации также являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, участником которого является Российская Федерация, установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это в полной мере относится и к сфере отношений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Российская Федерация является участницей многих международных договоров в качестве стороны договора. Для выполнения обязательств нашего государства по этим договорам в большинстве случаев принимаются национальные правовые нормы в федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах.

Нормы федеральных законов, относящиеся к сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, могут содержать собственно экологические требования к осуществлению деятельности предприятий, включая прямые запреты на определенные действия, создающие угрозу негативного изменения состояния окружающей среды, а также требования по организации управления охраной окружающей среды, включая инвентаризацию источников воздействия на окружающую среду, нормирование, лицензирование, учет, контроль и т.п.

В соответствии с нормами экологического законодательства к основным принципам охраны окружающей среды, непосредственно определяющим требования к предприятиями, осуществляющим хозяйственную деятельность, которая может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, относятся:

– соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

– обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

– научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

– охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

– платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

– презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

– обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

– обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

– учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

– приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

– допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

– обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

– обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

– запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

– соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования (рис.2).

Наряду с правовыми актами по природным ресурсам и охране окружающей среды, правовые нормы, непосредственно связанные с экологической безопасностью, содержатся в законах, относящихся к смежным отраслям права в области безопасности, которые должны приниматься во внимание при организации природоохранной деятельности на предприятии.

Федеральные законы по общим вопросам государственного управления: «О техническом регулировании» «О лицензировании отдельных видов деятельности» «Об обеспечении единства измерений» «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» «О лицензировании отдельных «Об обеспечении единства измерений»
Федеральные законы в области охраны и использования природных ресурсов: Водный кодекс Российской Федерации Земельный Кодекс Российской Федерации Лесной Кодекс Российской Федерации «О недрах» «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» «О животном мире» «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» «О континентальном шельфе Российской Федерации» «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»
Федеральные законы в области охраны окружающей среды: «Об охране окружающей среды» «Об охране атмосферного воздуха» «Об отходах производства и потребления» «Об экологической экспертизе» «Об особо охраняемых природных территориях» «Об охране озера Байкал»
Федеральные законы в области безопасности: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения»    

Рис.2 Взаимосвязь экологического законодательства с правовыми нормами смежных отраслей права

На область охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности распространяются нормы гражданского законодательства, законодательства об административных правонарушениях и уголовного законодательства. Наибольшее разнообразие отношений, возникающих в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, регулируется гражданским законодательством, состоящим из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве и имущественной самостоятельности их участников. В отдельных случаях непосредственно гражданским законодательством устанавливаются требования в сфере природопользования и охраны окружающей среды (например, в ст. 751 Гражданского кодекса РФ установлены обязанности подрядчика по охране окружающей среды при осуществлении строительства и связанных с ним работ).

На всей территории Российской Федерации, наряду с федеральными законами, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 90) обязательны для исполнения Указы Президента Российской Федерации. В своих Указах Президент РФ определяет структуру федеральных органов исполнительной власти, непосредственно осуществляющих государственные функции нормативно-правового регулирования, контроля и т.п.(в настоящее время действует

Нормы федеральных законов и Указов Президента Российской Федерации содержат, как правило, рамочные требования, которые устанавливают лишь общие принципы и направления деятельности. В целях реализации норм федеральных законов принимаются подзаконные нормативные правовые акты различного уровня, которые содержат конкретные экологические ограничения (количественные или качественные) в деятельности предприятий или обязательные процедуры, соблюдение которых поддается контролю с возможностью обоснованных выводов о нарушении.

Основные требования в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на предприятиях и в организациях

По Федеральному закону «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ требования в области охраны окружающей среды (далее также – природоохранные требования) – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ (с изменениями) содержит общие требования к предприятиям и организациям, именуемым в Законе субъектами хозяйственной и иной деятельности.

Основные природоохранные требования в Законе «Об охране окружающей среды», которые распространяются на субъекты хозяйственной и иной деятельности всех отраслей экономики, отражены в:

- ст. 16. «Плата за негативное воздействие на окружающую среду»,

- ст. 21. «Нормативы качества окружающей среды»,

- ст. 23. «Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов»,

- ст. 32 «Проведение оценки воздействия на окружающую среду»,

- ст. 33 «Экологическая экспертиза»,

- ст. 36 «Требования в области охраны окружающей среды при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов»,

- ст. 37 «Требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов»,

- ст. 38 «Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов»,

- ст. 39 «Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов»,

- ст. 51 «Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления»,

- ст. 52 «Требования в области охраны окружающей среды при установлении защитных и охранных зон»,

- ст. 54 «Охрана озонового слоя атмосферы»,

- ст. 55 «Охрана окружающей среды от негативного физического воздействия»,

- ст. 67 «Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)»,

- ст. 73 «Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности).

Требования в области охраны окружающей среды, содержащиеся в представленных статьях Федерального закона «Об охране окружающей среды» тесно связаны с нормами других федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов.

Дата добавления: 2016-12-27; просмотров: 4025; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Похожие статьи:

Реализация требований экологической безопасности в повседневной деятельности подразделений и воинских частей и в быту | Военсервис.рф

Бесплатная консультация по вопросам приобретения жилья для военнослужащих

Анализ мероприятий хозяйственно-бытовой деятельности в мсп показывает: эта деятельность в частях мотострелковых войск имеет практически то же содержание, что и в частях любых других родов войск.

Мероприятия боевой подготовки составляют основное содержание повседневной деятельности воинской части в мирное время. Боевая подготовка организуется и проводится в целях обучения военнослужащих, подразделений и частей успешному выполнению боевых задач в любой обстановке. Проведение таких мероприятий, как полевые занятия, стрельбы, вождение боевых машин, боевое слаживание подразделений, тактические учения, требует выдвижения войск на учебные центры, размещения в них и выполнения конкретных учебно-боевых задач. В ходе этих мероприятий подразделения воинской части оказывают вредное воздействие на окружающую среду.

Источниками вредного воздействия на окружающую среду являются вооружение, военная техника и личный состав подразделений.

Номенклатура вооружения и военной техники в воинской части достаточно разнообразна и делится на группы по различным признакам:- по транспортной базе - на колесную технику и гусеничную технику;- по роду оружия - на стрелковое, артиллерийское, танковое, зенитное и инженерное вооружение;- по характеру загрязнения окружающей среды - на ВВТ генерирующую электромагнитное загрязнение (средства связи и РЛС), создающую акустическое загрязнение (танки, артиллерийские орудия, минометы и другая техника) и вызывающую химическое загрязнение (машины и приборы спецобработки, топливозаправщики и др.);

- по предназначению технических средств - на средства дымовой маскировки, средства регенерации воздуха и т. п.

Транспортная база вооружения и военной техники является основным источником загрязнения природной среды. Здесь прослеживается связь с такими формами загрязнения, как химическое загрязнение атмосферы (из-за выбросов отработавших токсичных газов), повреждение и уничтожение растительности, разрушение почвенного покрова, шумы и вибрации. Уровни загрязнения зависят от интенсивности, от пространственно-временных масштабов применения гусеничной техники (танков, БМП, самоходных орудий, зенитных установок) и колесной техники (бронетранспортеров, специальных и транспортных автомобилей). Поэтому планы боевой подготовки должны составляться с учетом обеспечения равномерной нагрузки на окружающую среду в течение учебного года. Следует учитывать также время и наличие постоянных мест размножения диких животных, птиц, для молодняка которых суммарное воздействие антропогенных факторов, обусловленное вредными выбросами, излучениями и разрушением растительного и почвенного покровов, губительно.

При проведении полевых занятий и учений имеет место значительное загрязнение растительности, почвы, водоемов нефтепродуктами и маслами при заправке, обслуживании, помывке и работе техники - в результате утечек и разлива горючего и смазочных материалов.

Крайне вредное влияние на растительный и животный мир оказывает применение огнеметно-зажигательных боеприпасов, дегазирующих, дезактивирующих веществ и растворов, других химических веществ и средств регенерации воздуха. Регенеративные патроны изолирующих противогазов взрывоопасны, пожароопасны, а их содержимое, попадая в воду или на почву, уничтожает все живое. Отработанные средства регенерации воздуха категорически запрещено выбрасывать, уничтожать методом затопления или использовать для помывки полов и обработки изделий, поскольку все эти вредные вещества в конечном счете попадают в сточные воды и загрязняют водоисточники и водоемы.

Источники и виды загрязнения для воинских частей всех видов Вооруженных Сил и родов войск при их повседневной деятельности практически идентичны. Объекты, являющиеся источниками загрязнения, и наиболее часто встречающиеся загрязнители (загрязняющие вещества) в обобщенном виде представлены ниже.

Источники загрязнения и типичные загрязнители, образующиеся в процессе повседневной деятельности войск

Источники и загрязнители

Парки боевой, специальной и транспортной техники: - отработанные горючее и смазочные материалы; - специальные жидкости и электролиты; - отработавшие газы двигателей; тяжелые металлы; - металлолом; - сточные воды; - отработавшие срок своей эксплуатации фильтрующие элементы топливных систем;

- использованная ветошь.

Системы энерго- и радиотехнического обеспечения: - электромагнитные поля и излучения; - электролиты; - трансформаторные масла; - тяжелые металлы;

- отработавшие газы.

Складская зона: - лакокрасочные изделия; - токсичные и агрессивные химические вещества; - детергенты (моющие средства); - средства регенерации воздуха; - фреоны; - аммиак; - бомбажные консервы; - гнилые овощи и фрукты;

- тара и упаковочные материалы.

Заправочные пункты и склады ГСМ: - пары; - нефтепродукты и масла; - шламы; - подтоварная вода;

- реагенты пожаротушения.

Мастерские: - неочищенные сточные воды; - отходы нефтепродуктов; - лакокрасочные материалы; - отходы резинотехнических изделий и изделий из синтетических материалов; - металлолом; - использованная ветошь;

- отходы кислот и щелочей.

Котельные: - дымовые газы; - зола; - котельное топливо; - реагенты водоподготовки; - угольная пыль;

шлаки.

Системы водоснабжения: - реагенты очистки и обеззараживания воды.

Канализация и очистные сооружения: - твердые отходы; - ил; - тяжелые металлы; - нефтепродукты; - моющие средства (детергенты); - химические вещества; - реагенты обеззараживания сточных вод;

- неочищенные сточные воды.

Жилая зона: - бытовые отходы; - сточные воды; - строительный мусор; - непригодная бытовая техника и изделия из синтетических материалов;- отработанные масла; - краска и растворители; - электролиты; - люминесцентные (ртутные) лампы; - поверхностно-активные вещества;

- изношенная обувь и одежда.

Подсобное хозяйство: - навоз и навозная жижа; - пищевые отходы; - гнилые овощи и фрукты; - павшие животные; - отходы от забоя животных; - минеральные удобрения;

- фитотоксиканты.

Строительные площадки: - строительный мусор; - горючее и смазочные материалы; - отработавшие газы; - цементная пыль; - пары; - лаки, краски, растворители и тара от них;

- упаковочные материалы.

Свалки: - дым и копоть; - токсические химические соединения (диоксин, пероксинитраты и др.); - приборы;

- устройства и отходы, содержащие токсичные вещества.

Учебные поля: - рецептуры имитационных средств; - зажигательные и дымовые вещества и средства; - дегазирующие, дезактивирующие и дезинфицирующие вещества; - осколки боеприпасов; - практические снаряды; - металлолом; - ГСМ; - отходы от полевых кухонь; - использованные обтирочные материалы;

- разрушенный растительно-почвенный покров.

Реализация требований экологической безопасности при обслуживании, ремонте и заправке техники горючим, при выполнении работ с пожаро- и взрывоопасными, агрессивными, сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами и при перевозке опасных грузов

Бесплатная консультация по вопросам приобретения жилья для военнослужащих

Насколько важен последний элемент, можно судить, исходя из следующего примера.

Если происходит утечка бензина или масла со скоростью одна капля в секунду, то за сутки на грунт попадает около 4,5 литра загрязняющего природную среду продукта, который в конечном счете появится в воде, а один литр масла способен испортить миллион литров воды, то есть количество воды, помещающейся в 20 железнодорожных цистернах.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) вооружения и военной техники проводится по окончании занятия (этапа учения, работы) в целях определения технического состояния и предотвращения ускоренного износа под воздействием грязи, влаги, остатков едких жидкостей и веществ, а также для приведения в готовность к предстоящим действиям.

В ходе ЕТО узлы, агрегаты и детали машины чистятся, моются, смазываются; устраняются выявленные неисправности; выполняются крепежные и регулировочные работы. До начала ЕТО, в ходе его или по завершении производится заправка машин топливом, маслами, охлаждающими жидкостями на полевых заправочных пунктах, организуемых в подразделениях и при складе горючего части.

При выявлении неисправностей, неустранимых силами экипажа, производится текущий ремонт машин с помощью передвижных ремонтных средств батальона (дивизиона) или части.

Все операции по заправке, техническому обслуживанию и ремонту ВВТ связаны с неизбежным выбросом на грунт загрязненных вод, нефтепродуктов, использованных обтирочных материалов, упаковок, мелких резинотехнических изделий и других деталей. Поэтому все операции должны выполняться на специально подобранных площадках с твердым грунтом или низким травяным покровом, укрытых от наземного наблюдения. Такая площадка оборудуется сточными канавками, групповыми сборниками (отстойниками) загрязненных вод, жидкостей, использованных обтирочных материалов, упаковок и непригодных деталей. По окончании занятия (этапа учения, работы) водосборники нейтрализуются, а использованные материалы и детали собираются в герметичную тару и транспортируются в отведенное место сбора для утилизации (захоронения, уничтожения).

Площадки для технического обслуживания и текущего ремонта ни в коем случае не должны развертываться вблизи водоемов и на особо охраняемых территориях. На тактических полях и других объектах полигонов и учебных центров целесообразно оборудовать для этого специальные стационарные площадки с твердым (бетонным) покрытием.

Реализация требований экологической безопасности при выполнении работ с пожаро- и взрывоопасными, агрессивными, сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами

Радиоактивные излучения в природе существовали еще до появления жизни на планете. Естественные ионизирующие излучения сопровождали развитие и эволюцию живых организмов на протяжении всего периода их существования. В результате этого растения, животные и человек выработали определенную устойчивость к излучениям, адаптировались к постоянному радиационному фону без каких-либо отрицательных последствий для функционирования и жизнедеятельности организмов. Вредное воздействие ионизирующие излучения оказывают только при превышении фоновых уровней.

Вредные химические вещества (в основной своей массе) не были известны природе; они созданы человеком в сравнительно недавнее время - и продолжают создаваться с катастрофической скоростью. Поэтому они чужды природе, которая не в состоянии столь быстро адаптироваться к их присутствию, порой даже в незначительных количествах. Но химические вещества настолько глубоко вошли в нашу жизнь и быт, что мы буквально на каждом шагу встречаемся с ними. И это обстоятельство обязывает нас очень внимательно и осторожно обращаться с агрессивными и токсичными веществами, не допускать выброса их в окружающую среду и нанесения тем самым вреда природе.

В воинских частях меры безопасности необходимо принимать повсеместно, начиная непосредственно с военного городка, казармы, столовой, помещений культурно-бытового и служебного назначения, где должны в первую очередь соблюдаться санитарно-гигиенические требования по качеству воздуха, питьевой воды и содержанию санитарно-технических узлов. Например, бытовые отходы и мусор на единицу массы сухого вещества содержат 32-40 процентов органических веществ (бумага, ветошь, пластмасса), в составе которых (в процентном отношении от общей массы): 0,56 процента азота; 0,44 фосфора; 0,155 цинка; 0,085 свинца; 0,001 кадмия и 0,001 процента ртути.

В каждой воинской части организуется сбор, сортировка отходов и удаление в установленные места. Емкости и контейнеры для отходов специально оборудуются и закрываются крышками. Не допускается хранение в открытом состоянии и использование химически активных, огнеопасных веществ, органических растворителей, а также применение их для помывки полов, чистки стен и мебели, чистки и стирки одежды.

Помимо этого запрещается:- вносить в казарменные, бытовые и служебные помещения сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ), токсичные, взрывчатые вещества и боеприпасы;

- сливать в канализацию растворы химических веществ, нефтепродукты, органические растворители и другие экологически вредные вещества.

Автомобильный парк воинской части является наиболее интенсивным источником выброса и сброса газообразных, жидких и твердых загрязнителей. Выхлопные газы, нефтепродукты, кислоты, замасленная ветошь, отходы металлов, пластмасс, стекла, резины являются опасными загрязнителями природной среды. В шламах очистных сооружений коммунальных стоков содержится (на единицу массы сухого вещества) 12 процентов гуминовых веществ (высокомолекулярные вещества - продукт превращения органических остатков при недостатке кислорода); до 3 процентов общего азота: 3,8 процента фосфатов; 9-13 процентов жиров; 7-10 процентов углеводов, а также значительное количество тяжелых металлов.

Уменьшение количества выбросов в атмосферу достигается ограничением времени работы двигателей машин, применением средств очистки выхлопных газов, использованием неэтилированных сортов топлива, сокращением утечек и проливов нефтепродуктов.

Ремонт, оборудование, заправка техники горючим должны производиться на специальных площадках с твердым покрытием, оборудованных отстойниками. Пункты помывки техники оборудуются системами оборотного водоснабжения со сбросом и утилизацией нефтепродуктов.

Запрещается слив нефтепродуктов, кислот, щелочей и других активных химических веществ, органических растворителей, лаков, красок в открытые проточные и непроточные водоемы, в канализацию и на грунт. Отработанные масла, щелочи, кислоты, антифризы, детергенты должны собираться в специальные емкости для последующей утилизации. Средства регенерации воздуха (регенеративные патроны, пусковые и дополнительные брикеты) запрещается содержать на территории парка и уничтожать способом затопления в водоемах. Отработанные средства регенерации собираются и сдаются на склад.

Хранилища боеприпасов, взрывчатых веществ и средств взрывания, дымообразующих, огнеметно-зажигательных, дегазирующих и других опасных веществ, а также горючего и смазочных материалов размещаются на надежно охраняемой территории на строго определенном расстоянии от жилых, административных, хозяйственных объектов и друг от друга.

Обслуживающий персонал складов должен иметь необходимую подготовку, твердо знать правила обращения с веществами, материалами и изделиями, находящимися на хранении, уметь действовать в аварийных ситуациях. Меры по предотвращению, локализации и ликвидации последствий аварий на складах с пожаро-, взрывоопасными, агрессивными и сильнодействующими ядовитыми веществами предусматриваются планом мероприятий по охране окружающей среды, разрабатываемым в каждой части. Привлекаемый для выполнения аварийно-спасательных работ личный состав должен быть ознакомлен с этим планом (в части, его касающейся) и иметь соответствующую практическую подготовку.

Хранилища с опасными веществами и изделиями должны оборудоваться средствами экологического контроля и измерения параметров загрязнения. Особо тщательное наблюдение осуществляется за изделиями, веществами и материалами с истекшими сроками хранения, подлежащими освежению или утилизации.

Реализация требований экологической безопасности при перевозке опасных грузов

Вредное воздействие транспортной аварии на природную среду в десятки и сотни раз усугубляется, если это происходит с транспортным средством, перевозящим опасный груз. Как раз такие грузы составляют большую часть всех материально-технических средств, перевозимых в интересах войск.

К опасным грузам относятся:- взрывчатые вещества, боеприпасы, пиротехнические изделия, средства взрывания. Они могут взрываться при неосторожном обращении, ударах, повреждении корпусов; в смеси с воздухом и пылью могут взрываться пары горючих веществ;- газы. Они перевозятся, как правило, под давлением, и потому при определенных обстоятельствах, когда давление резко возрастает или появляется утечка газа (особенно горючего газа), может произойти взрыв;- воспламеняющиеся жидкие и твердые вещества - бензин, дизельное топливо, керосин, мазут, расплавленная сера, наполнители регенеративных патронов и др. Это едва ли не самая большая группа опасных веществ. Для возгорания этих веществ иногда достаточно соприкосновения с горячей поверхностью, с маслом, водой или появления электрической искры от ударов металла по металлу (молотком, гаечным ключом). Возгорание может сопровождаться взрывом с разбросом горящего вещества на десятки метров вокруг;- самовоспламеняющиеся вещества - фосфор, щелочные металлы и др. Такие вещества легко воспламеняются при контакте с кислородом воздуха и самовозгораются вследствие низкой температуры воспламенения (у фосфора, например, 50 °С) при повреждении защитной оболочки;- вещества, образующие при соприкосновении с водой воспламеняющиеся газы - например, карбид кальция, применяемый для газовой резки и сварки;- сильные окислители и органические перекиси, которые при взаимодействии с водой, органическими растворителями и другими веществами вступают с ними в реакцию с выделением большого количества тепла, что приводит к воспламенению;- ядовитые вещества. Их перечень включает сотни наименований веществ, опасных для человека и природы;- инфекционные (заразные) вещества, вызывающие различные заболевания человека, животных и растительности;- радиоактивные вещества, широко применяемые в войсках для проверки работоспособности и градуировки дозиметрических приборов и в других целях;- едкие вещества - щелочи и минеральные кислоты;

- вещества, вредные для воды. Перечень их может занять десятки страниц.

Таким образом, грузы считаются опасными, если при авариях транспортных средств или при неправильном обращении с самими грузами возникает опасность для человека и природы.

Угроза при работе с опасными грузами существует всегда. Но, приняв ряд мер, можно, а главное необходимо, свести соответствующую опасность до минимума.

Прежде всего автомобиль должен быть всегда в исправном состоянии. Но даже при достаточной уверенности в исправности автомобиля перед выездом в рейс надо проверить пять вещей:- давление воздуха в шинах и затяжку гаек колес. Давление должно быть не ниже и не выше нормального установленного и отмеченного в технической документации. И подозрительно низкое, и слишком высокое давление могут явиться причиной аварии;- уровни жидкостей; масла в картере, воды и антифриза в радиаторе, тормозной жидкости в цилиндрах, - которые должны соответствовать техническим условиям; падение уровня жидкости свидетельствует о ее утечке, а утечки не должно быть;- состояние тормозов и длину тормозного пути;- состояние рулевого управления, в первую очередь - величину люфта рулевого колеса. При необходимости следует устранить причину несоответствия люфта установленной норме;

- исправность фар и сигнальных ламп.

Все выявленные неисправности необходимо устранять на месте. С любой из указанных неисправностей машина не должна выходить из парка.

Автомашины, перевозящие опасные грузы, обозначаются предупреждающими щитами и табличками, чтобы они были заметны для всех участников дорожного движения. Для всех машин, перевозящих опасные грузы, инструкцией, введенной в действие приказом Министра обороны № 246 от 23 июня 1997 г., установлены обязательные правила, регламентирующие порядок установки опознавательных знаков, нанесения надписей и обозначений на транспортные средства Вооруженных Сил РФ.

В соответствии с данной инструкцией, при перевозке опасных грузов на транспортных средствах справа на бампере (кабине) машины и сзади на стенке (борту) кузова или цистерны устанавливается знак «Опасный груз» в виде прямоугольника, правая часть которого окрашена в оранжевый, а левая - в белый цвет. Окантовка знака, разделительные линии, код экстренных мер (КЭМ), номер вещества по списку ООН и надписи, характеризующие опасные свойства груза, выполняются черным цветом. На белый фон опознавательного знака наносится знак опасности по ГОСТ 19443-81. На транспортные средства, перевозящие особо опасные грузы (взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные и сильнодействующие вещества), устанавливается проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета.

На транспортных средствах, перевозящих горючие жидкости, кроме того, на основной (защитный) цвет покрытия наружной поверхности цистерн сбоку и сзади наносится опознавательная надпись «ОГНЕОПАСНО» белого цвета.

Категорически запрещается наносить на транспортные средства опознавательные надписи и обозначения, не предусмотренные указанной инструкцией, а также изменять форму, цвет и расположение опознавательных надписей и обозначений.

Наличие опознавательных знаков, предупреждающих участников дорожного движения, путевой документации, состояние специального оборудования, знание водителями и сопровождающими лицами правил перевозки опасных грузов проверяются перед выездом в рейс. Одновременно грузоотправителем проводится тщательный инструктаж всех лиц, осуществляющих транспортировку опасных грузов.


Смотрите также