Венская конвенция о безопасности дорожного движения
Страны, подписавшие Конвенцию о дорожном движении
В ноябре 1968 года в Вене на конференции ЮНЕСКО была разработана и принята международная конвенция о дорожном движении. Ее цель – повышение безопасности на дорогах стран-участниц за счет стандартизации правил дорожного движения, а также некоторых норм и документов. Тогда же разработали и Конвенцию о дорожных знаках и сигналах.
Далеко не во всех источниках сейчас можно найти полный список стран, которые присоединились к Венской Конвенции о дорожном движении. Публикуем актуальный список этих государств.
Страны, подписавшие Конвенцию о дорожном движении от 8 ноября 1968 года
(в алфавитном порядке)
Австрия Кения Сан-Марино
Азербайджан Киргизия Сейшелы
Албания Сенегал
Армения Конго Сербия
Багамы Корея Словакия
Бахрейн Коста-Рика Словения
Беларусь Кот-д`Ивуар Таджикистан
Бельгия Куба Таиланд
Болгария Кувейт Тунис
Босния и Герцеговина Латвия Туркменистан
Бразилия Литва Узбекистан
Ватикан Люксембург Украина
Великобритания Македония Уругвай
Венгрия Марокко Филиппины
Венесуэла Мексика Финляндия
Гайана Молдова Франция
Гана Монако Хорватия
Германия Монголия ЦАР
Греция Нигер Черногория
Грузия Нидерланды Чехия
Дания Норвегия Чили
Зимбабве ОАЭ Швейцария
Израиль Пакистан Швеция
Индонезия Перу Эквадор
Иран Польша Эстония
Испания Португалия ЮАР
Италия РСФСР (Россия)
Казахстан Румыния
Водительские права нового образца (подробнее в материале «Водительское удостоверение нового образца: фото и комментарии»), выдаваемые в России с 1 марта 2011 действительны в странах, подписавших Венскую Конвенцию. Ранее выданные удостоверения также «работают» до окончания срока их действия.
Аркадий Гусев, Автоклуб78 http://autoclub78.ru
Венская конвенция о дорожном движении 1968 года (с изменениями 2015 года)
Современный человек любит путешествовать по иным местам и государствам, причем не только на самолете, но часто на собственном авто.
Для обеспечения максимальной безопасности при дорожном движении, на мировом уровне был принят официальный документ, который именуется, как Венская конвенция о дорожном движении.
Что написано в данном документе? Какие требуются права для езды по государствам? На эти и многие иные вопросы можно получить ответы в данной статье.
Венская конвенция была принята странами мира в 1968 году. На момент принятия ее подписало 68 государств. В данном документе содержится информация относительно следующих вопросов:
- правила дорожного движения, принятые во всех государствах;
- водительское удостоверение, дающее право на использование автомобилей в странах, которые вошли в состав документа;
- условия эксплуатации средств передвижения, оснащенных прицепом.
Одновременно с конвенцией было принято большое количество дополнительных документов или приложений. Среди них можно выделить правила проведения регистрации авто с обязательным наличием регистрационных номеров, вид национальных прав, а также условия получения данного документа.
В качестве дополнений рассматривается вид международных водительских удостоверений, технические условия, касающиеся допуска автомобилей для применения на территории иных государств, а также правила расшифровки дорожных опознавательных знаков.
Вместе с данным документом было принято законное решение относительно дорожных знаков и световых сигналов.
Конвенция является важным документом, необходимым для обучения будущих водителей, а также для стандартизации опознавателей в государствах, где документ был подписан.
Информация в водительских правах
Гражданин каждого современного государства может управлять автомобилем только на основании специального документа – водительских прав, которые выдаются на территории страны проживания.
Чтобы получить права, требуется пройти специальную подготовку в профессиональном учебном заведении, а также нужно сдать экзамены, которые предусмотрены внутренним регламентом страны.
Проверка знаний водителя осуществляется только компетентными сотрудниками той же квалифицированной организации, где будущий водитель проходил обучение.
Такие важные критерии к водителям, как возрастные ограничения водителя, состояние здоровья и требования к проведению экзамена разрабатываются и устанавливаются в каждом государстве отдельно. При этом каждый из документов не должен противоречить общепринятой конвенцией.
Управление транспортными средствами на территории иного государства без специального разрешительного документа категорически запрещено.
Законом разрешенные удостоверения Венская конвенция, принятая в 1968 году, касающаяся водительских прав для людей, посещающих иные государства, ввела две категории прав на вождение.
Это международные и национальные права, имея которые можно управлять автомобилями. К каждому из удостоверений предъявляются свои индивидуальные требования.
Особенности национальных прав
Среди правил, касающихся национального удостоверения, можно отметить:
- Документ изготавливается из пластика или качественной бумаги, как правило, розового цвета.
- Размеры документа равны 54*86 мм. Это не обязательное, но предпочтительное требование.
- В верхней части главной стороны обозначается название документа, которое прописывается строго на национальном языке.
- Личная информация о водителе прописывается на национальном языке и обязательно дублируется латинскими буквами.
- На лицевой стороне должны находиться такие важные данные, как имя и фамилия водителя, место и дата рождения, время выдачи прав и срок их действия, а также подразделение, которое выдало документ.
- Обязательно наличие фото собственника.
- Обозначается категория автомобилей, которыми имеет право управлять водитель.
- На правах проставляется личная подпись водителя. Желательно чтобы она совпадала с подписью в паспорте.
На обратной стороне документа указывается информация относительно доступных категорий транспорта с одновременным обозначением даты допуска и его окончания.
Если водитель имеет право управлять авто с определенными ограничениями, в очках, например, данная информация обязательно должна быть указана на обратной стороне удостоверения. Также может быть указана и иная информация, главное, чтобы она не противоречила конвенции.
Особенности международного удостоверения
Если национальный документ не имеет единой формы, то международное водительское удостоверение является официальным приложениям 7 к мировой Венской конвенции.
Среди требований, которым должен отвечать документ, можно отметить:
- права выпускаются в виде небольшой книжки с белыми страницами и обложной серого цвета;
- формат 105*148 мм;
- на лицевой стороне отражается следующая информация – страна, которая выдала документ, серия и номер удостоверения, информация о национальных правах;
- прописывается полное название и печать.
Внутри документа обозначаются данные о владельце удостоверения. Речь идет о ФИО, дате рождения, постоянном месте проживания и все доступные категории. Как в правах национальной категории здесь должно присутствовать фото и подпись владельца.
Ездить на автомобилях в государствах, которые подписали Венскую конвенцию, можно только на основании официального национального водительского удостоверения. Документ должен полностью соответствовать требованиям международных прав.
Необходимо отметить, что современное международное удостоверение опирается только на национальный документ, соответственно в процессе управления авто у водителя должно быть сразу два вида прав.
Действительны международные права только в том случае, если национальное удостоверение не окончило своего срока действия. Если данный документ имеет неограниченный срок, международная форма выдается на срок в три года.
Что касается иных прав, то время их актуальности основано на договоренности между странами-партнерами.
Обо всех точных аспектах можно узнать непосредственно в посольстве страны, куда предположительно водитель принимает решение приехать.
В России в 2011 году был введен новый образец водительских прав, полностью соответствующий требованиям международной конвенции.
Если водитель получил права ранее данного срока, для выезда за пределы России ему не придется получать международное удостоверение.
Ранее выпускаемые документы также соответствовали установленным нормам.
Если человек в том или ином государстве, принявшем участие в Венской конвенции, нарушил ПДД, за которые удостоверение забирается, сотрудники местной автоинспекции имеют право осуществить следующие действия:
- Забрать права до того момента, пока будет действовать срок окончания наказания или выезда за границы государства.
- Дать информацию для организации, которая выдала водительское удостоверение. Данная операция проводится с целью ограничения срока действия прав на территории страны, где было совершено нарушения права.
- Установить ограничение относительно эксплуатации авто на территории родной страны. Это допустимо, если человеку было выдано международное удостоверение.
Каждое из перечисленных выше действий может быть отнесено к лишению прав, соответственно наказывается строго по закону.
Водитель должен знать, что эксплуатация транспортных средств с правами, которые имеют некоторые ограничения, приравнивается к управлению авто без наличия специальных разрешительных документов.
Если в документ были внесены определенные ограничения в правах, организация, которая отвечает за безопасность ДД на территории иностранного государства, имеет полное право осуществлять контроль над данным вопросом и получать доказывающие факторы о нарушении и наказании.
Важные моменты
Гражданам России на территории своей страны категорически запрещено управлять автомобилем на основе международного удостоверения. Согласно статье 41 Венской конвенции о ПДД 1968 года, стороны, заключившие предварительное соглашение между странами.
Данные государства не обязаны доказывать действительность национальных прав тех водителей, которые проживают не в стране, которая выдала удостоверение или после выдачи перенесла в другую страну.
Страны-участницы, которые ратифицировали конвенцию о ПДД, признают национальные права Российских граждан. Нет необходимости оформлять международный образец удостоверения.
28 марта 2006 года формат национального документа, который был признан на территории иных государств, был полностью изменен странами, участвующими в договоре конвенции.
Время подобного принятия составляло 5 лет, до тех пор, пока разрабатывались и утверждались новые права.
Новые права, выдаваемые в 2011 году, уже полностью соответствовали новым положениям. Все водительские удостоверения, полученные до 2011 года действительно до срока их окончания.
Согласно правил сдачи экзаменов и выдачи водительских прав, иностранные лица, которые временно пребывают в России, могут управлять автомобилями на основании международного водительского удостоверения.
Разрешение действует только в том случае, если все записи в документе продублированы латинскими буквами.
Национальные водительские удостоверения, которые не соответствуют требованиям и правилам Конвенции, должны быть в установленном порядке переведены на русский язык.
Подводя итоги
Российские водители, которые обожают путешествовать на личном автотранспорте могут не испытывать беспокойства относительно действий своих прав в определенном количестве стран.
Узнать, куда человек может поехать с российским водительским удостоверением, не сложно, так как список государств находится в свободном доступе.
Несмотря на это, перед совершением путешествия стоит уточнить необходимую информацию в инспекции выбранного государства. Это поможет избежать неприятных последствий.
Вас заинтересует:
Венская конвенция 1968 года о водительских правах - для иностранных граждан
Большое количество людей предпочитает путешествовать по другим странам на своем автомобиле. Чтобы обеспечить максимальную безопасность в области дорожного движения был принят документ, именуемый Венская конвенция.
Что описано в документе? Какие права требуются для передвижения по иностранным государствам на своем автотранспортном средстве? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы в этой статье.
Венская конвенция была принята в 1968 году. Документ подписали 68 стран, среди которых можно отметить такие государства, как:
- Австрия;
- Беларусь;
- Армения;
- Албания;
- Болгария;
- Бразилия;
- Великобритания;
- Германия;
- Дания;
- Греция;
- Китай;
- Корея;
- Монголия;
- Нидерланды;
- Румыния;
- Словения;
- Таиланд;
- Тунис;
- Франция;
- Финляндия;
- Россия.
Документ содержит информацию о:
- правилах дорожного движения, принятых во всех странах;
- водительском удостоверении, дающем право на эксплуатацию транспортных средств во всех государствах;
- правилах эксплуатации автотранспортных средств, оснащенных прицепами.
Приложениями к конвенции являются:
- правила регистрации автотранспорта и обязательном наличии регистрационных знаков;
- вид национальных водительских прав и правила получения документа;
- вид международных удостоверений;
- технические условия по допуску автомобилей для эксплуатации на территории иного государства;
- правила использования опознавательных знаков.
С полным текстом документа можно ознакомиться здесь.
Одновременно с рассматриваемым документом был принят закон о дорожных знаках и световых сигналах. Данный закон необходим для корректного обучения будущих водителей и стандартизации знаков в странах, подписавших конвенцию.
Что говорится о водительских правах
Гражданин любого государства имеет право ездить на транспортных средствах исключительно на основании прав, выданных на территории родной страны.
Чтобы получить водительское удостоверение необходимо:
- пройти подготовку в квалифицированном учебном учреждении;
- сдать экзамены, предусмотренные внутренним регламентом государства.
Проводить проверку знаний будущего водителя должны только компетентные сотрудники специализированной организации.
В законодательстве страны должны быть разработаны внутренние документы, касающиеся:
- возрастных ограничений водителя;
- ограничений по состоянию здоровья;
- требования к проведению экзаменов.
Причем каждый документ не должен противоречить существующему международному законодательству в рассматриваемых областях.
Управление автотранспортом на территории иного государства без разрешительных документов не допускается.
Какие действительны удостоверения
Венская конвенция 1968 года о водительских правах для иностранных граждан вводит два вида удостоверений водителя, имея которые можно управлять автотранспортом:
- национальные права;
- международные права.
Требования к национальным водительским удостоверениям:
- документ может быть изготовлен из пластика или бумаги (предпочтительно розового цвета);
- формат пластикового документа 54*86 мм (данное требование не обязательно, то предпочтительно);
- в верхней части лицевой стороны должно быть название документа, написанное на национальном языке;
- основная информация о водителе должна дублироваться латинскими буквами;
- на лицевой стороне должны присутствовать данные:
- фамилия, имя собственника документа;
- дата и место рождения водителя;
- дата выдачи прав;
- срок окончания действия удостоверения;
- подразделение, выдавшее документ;
- фото собственника;
- категории автотранспортных средств, которыми водитель имеет право управлять;
- личная подпись (желательно, чтобы подпись собственника максимально совпадала с подписью, поставленной в гражданском паспорте).
- на оборотной стороне пластикового документа должна быть информация о доступных категориях, причем с датой разрешения управления и с датой окончания разрешения;
- если водитель имеет право управления автомобилями с какими-либо ограничениями (например, эксплуатация автомашины возможна только при наличии очков), то эта информация так же должна отражаться в правах;
- в документе по внутренним правилам может отражаться и иная информация. Главное, чтобы она не противоречила требованиям иных государств.
Национальный документ не имеет единой формы, а образец международного водительского удостоверения является приложением 7 к Венской конвенции.
Документ должен отвечать следующим требованиям:
- Международные права выпускаются в виде книжки с серой обложкой и белыми страницами.
- Формат книжки – 105*148 мм.
- На лицевой стороне книжки отображается информация о:
- стране, выдавшей документ;
- серия и номер выданного удостоверения;
- национальном удостоверении водителя (серия, номер, дата выдачи и окончания действия);
- организации, выдавшей международное удостоверение (полное название, печать).
- Внутри документа указываются данные владельца:
- ФИО;
- дата рождения;
- место проживания;
- фото;
- доступные категории.
Как и в национальных правах, рядом с фото должна присутствовать личная подпись владельца.
Таким образом, ездить на автотранспорте в странах, подписавших Венскую конвенцию можно на основании:
- национального водительского удостоверения, соответствующего требованиям документа;
- международных прав, имеющих определенный вид. Следует отметить, что международное удостоверение опирается на национальный документ, следовательно, при управлении автотранспортом у водителя должны быть два вида прав;
Международные права действительны, только если национальный документ не окончил срок своего действия. Если права имеют неограниченный срок, то международное удостоверение выдается сроком на 3 года.
- иных прав, если есть определенная договоренность между двумя и более странами. О наличии каких-либо аспектов можно узнать в посольстве страны, в которую предполагается путешествие.
На территории России в 2011 году введены в действие новые водительские права, отвечающие всем требованиям конвенции.
Если водитель получил национальные права ранее марта 2011 года, то для выезда за пределы РФ получать международное удостоверение не требуется, так как предыдущий документ так же соответствует разработанным нормам.
О приостановлении действия
Если человек к какой-либо стране, принимавшей участие в Венской конвенции, нарушил правила дорожного движения, за которые предусмотрено лишение прав, то сотрудник местной автоинспекции имеет право:
- изъять права до момента окончания наказания или выезда человека за пределы государства. Время изъятия определяется в зависимости от скорости наступления того или иного события;
- проинформировать организацию, выдавшую водительское удостоверение с целью ограничения срока его действия на территории государства, в котором было совершено правонарушение;
- поставить ограничение об эксплуатации транспортных средств на территории своей страны (допустимо, если водитель имеет международное удостоверение).
Любое из вышеперечисленных действий относится к лишению прав и наказывается в соответствии с законом. Эксплуатация автотранспорта с правами, имеющими ограничения, приравнивается к управлению машиной без разрешительных документов.
Если были внесены какие-либо ограничения в права, то организация, отвечающая за безопасность дорожного движения на территории иностранного государства, имеет право контролировать данный вопрос и получать доказательства исполнения наказания от аналогичной организации на территории страны, выдавшей документ.
Российские любители путешествий на личном автотранспорте могут не беспокоится о действии своего водительского удостоверения в ряде стран.
Узнать о том, в какое государство можно поехать с российскими правами не трудно. Список стран, подписавших Венскую конвенцию, находится в свободном доступе.
Однако перед совершением поездки информацию целесообразнее уточнить в Госавтоинспекции и посольстве выбранного государства. В противном случае могут возникнуть неприятные последствия.
Видео: Репортаж телеканала Россия про международное водительское удостоверение
Международное автомобильное движение
Венская конвенция о дорожном движении
Страны-участницы Женевской конвенции о дорожном движении 1949 года
Страны-участницы Женевской конвенции о дорожном движении 1949 года вправе требовать от иностранцев-участников дорожного движения предоставления международного водительского удостоверения (IDP), выданного на основе Женевской конвенции о дорожном движении 1949 года и являющегося единственным признаваемым международным водительским удостоверением, которое позволяет управлять автомобилем на территории стран-участниц Женевской конвенции.
Внимание! Если страна является одновременно участницей Женевской и Венской конвенций (ратифицировала оба договора), то она обязана признавать водительские удостоверения, которые соответствуют требованиям любой из этих конвенций.
Австралия | 7 декабря 1954 | |
Австрия | 19 сентября 1949 | 2 ноября 1955 |
Албания | 1 октября 1969 | |
Алжир | 16 мая 1963 | |
Аргентина | 25 ноября 1960 | |
Бангладеш | 6 декабря 1978 | |
Барбадос | 5 марта 1971 | |
Бельгия | 19 сентября 1949 | 23 апреля 1954 |
Бенин | 5 декабря 1961 | |
Болгария | 13 февраля 1963 | |
Ботсвана | 3 января 1967 | |
Буркина Фасо | 31 августа 2009 | |
Ватикан | 5 октября 1953 | |
Великобритания | 19 сентября 1949 | 8 июля 1957 |
Венгрия | 30 июля 1962 | |
Венесуэла | 11 мая 1962 | |
Вьетнам | 2 ноября 1953 | |
Гаити | 12 февраля 1958 | |
Гана | 6 января 1959 | |
Гватемала | 10 января 1962 | |
Греция | 1 июля 1952 | |
Грузия | 23 июля 1993 | |
Дания | 19 сентября 1949 | 3 февраля 1956 |
Демократическая Республика Конго | 6 марта 1961 | |
Доминикана | 19 сентября 1949 | 15 августа 1957 |
Египет | 19 сентября 1949 | 28 мая 1957 |
Зимбабве | 1 декабря 1998 | |
Израиль | 19 сентября 1949 | 6 января 1955 |
Индия | 19 сентября 1949 | 9 марта 1962 |
Иордания | 14 января 1960 | |
Ирландия | 31 мая 1962 | |
Исландия | 22 июля 1983 | |
Испания | 13 февраля 1958 | |
Италия | 19 сентября 1949 | 15 декабря 1952 |
Камбоджа | 14 марта 1956 | |
Канада | 23 декабря 1965 | |
Кипр | 6 июля 1962 | |
Конго (Браззавиль) | 15 мая 1962 | |
Кот-д’Ивуар | 8 декабря 1961 | |
Куба | 1 октября 1952 | |
Кыргызстан | 22 марта 1994 | |
Лаос | 6 марта 1959 | |
Лесото | 27 сентября 1973 | |
Ливан | 19 сентября 1949 | 2 августа 1963 |
Люксембург | 19 сентября 1949 | 17 октября 1952 |
Мадагаскар | 27 июня 1962 | |
Малави | 17 февраля 1965 | |
Малайзия | 10 сентября 1958 | |
Мали | 19 ноября 1962 | |
Мальта | 3 января 1966 | |
Марокко | 7 ноября 1956 | |
Монако | 3 августа 1951 | |
Намибия | 13 октября 1993 | |
Нигер | 25 августа 1961 | |
Нигерия | 3 февраля 2011 | |
Нидерланды | 19 сентября 1949 | 19 сентября 1952 |
Новая Зеландия | 12 февраля 1958 | |
Норвегия | 19 сентября 1949 | 11 апреля 1957 |
Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) | 10 января 2007 | |
Папуа — Новая Гвинея | 12 февраля 1981 | |
Парагвай | 18 октября 1965 | |
Перу | 9 июля 1957 | |
Польша | 29 октября 1958 | |
Португалия | 28 декабря 1955 | |
Россия | 17 августа 1959 | |
Руанда | 5 августа 1964 | |
Румыния | 26 января 1961 | |
Сан-Марино | 19 марта 1962 | |
Сенегал | 13 июля 1962 | |
Сербия | 12 марта 2001 | |
Сингапур | 29 ноября 1972 | |
Сирия | 11 декабря 1953 | |
Словакия | 1 февраля 1993 | |
Словения | 13 июля 2017 | |
США | 19 сентября 1949 | 30 августа 1950 |
Сьерра-Леоне | 13 марта 1962 | |
Таиланд | 15 августа 1962 | |
Того | 27 февраля 1962 | |
Тринидад и Тобаго | 8 июля 1964 | |
Тунис | 8 ноября 1957 | |
Турция | 17 января 1956 | |
Уганда | 15 апреля 1965 | |
Фиджи | 31 октября 1972 | |
Филиппины | 19 сентября 1949 | 15 сентября 1952 |
Финляндия | 24 сентября 1958 | |
Франция | 19 сентября 1949 | 15 сентября 1950 |
Центральноафриканская Республика | 4 сентября 1962 | |
Черногория | 23 октября 2006 | |
Чехия | 2 июня 1993 | |
Чили | 10 августа 1960 | |
Швейцария | 19 сентября 1949 | |
Швеция | 19 сентября 1949 | 25 февраля 1952 |
Шри-Ланка | 26 июля 1957 | |
Эквадор | 26 сентября 1962 | |
ЮАР | 19 сентября 1949 | 9 июля 1952 |
Южная Корея | 14 июня 1971 | |
Ямайка | 9 августа 1963 | |
Япония | 7 августа 1964 |
Сноски и документы по теме
* Правопреемство государств — это переход прав и обязанностей одного государства другому государству или смена одного государства другим государством в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.
Правопреемство происходит в случаях перехода территории одного государства другому государству, а также в случаях образования новых государств. В связи с этим различают:
- Разделение — государство распалось на два (и более) государства. Старое государство исчезает, на его месте возникают новые
- Выделение — из государства выделилась часть, но само государство осталось
- Объединение — два и более государства становятся одним
- Присоединение — одно государство присоединяется к другому
Объединение не предполагает сохранения государства-предшественника.
** Ратификация (лат. ratificatio от ratus — решённый, утверждённый + facere — делать) — процесс придания юридической силы документу (например, договору) путём утверждения его соответствующим органом каждой из сторон. До ратификации такой документ, как правило, не имеет юридической силы и не обязателен для нератифицировавшей стороны. Однако, Венская конвенция о праве международных договоров велит государству, подписавшему международный договор, впредь до ратификации или отказа от нее воздерживаться от действий, лишающих документ «объекта и цели», то есть явно идущих вразрез с теми задачами, которые он призван решить.
Факт ратификации оформляется специальным документом, называемым ратификационной грамотой. Стороны либо обмениваются ратификационными грамотами, либо, при большом количестве сторон, передают ратификационные грамоты депозитарию. Депозитарий может быть одним из подписавших или третьим лицом.
Чаще всего ратификация используется для придания юридической силы международным договорам, а также конституциям федераций и конфедераций или поправкам к ним. В последнем случае ратификация производится субъектами федерации или членами конфедерации.
Применительно к международным договорам ратификация выступает, таким образом, одним из способов выражения согласия государства на обязательность договора, наряду с подписанием, утверждением, принятием.