116 фз экспертиза промышленной безопасности


116 ФЗ о промышленной безопасности опасных производственных объектов

Добыча и переработка многих ресурсов зачастую связана с риском для жизни. Для обеспечения сохранности на опасных промышленных объектах был принят Федеральный закон о безопасности, который классифицирует опасные производственные объекты и предписывает правила безопасности и нормы их соблюдения.

Суть ФЗ 116

Федеральный закон № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” был принят Государственной Думой в третьем чтении 20 июня 1997 года, подписан президентом и вступил в силу 21 июля 1997 года.

ФЗ 116 регулирует нормы безопасного использования опасных промышленных объектов с точки зрения экономических, социальных и правовых основ. Положения данного закона направлены на предупреждение аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией небезопасных производственных предприятий и установок, а также для подготовки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к использованию этих объектов и ликвидации предполагаемых аварий.

Предписания закона распространяются на все виды предприятий, независимо от их формы организации и вида собственности, которые работают в области промышленной безопасности опасных объектов производства, находящихся как на территории Российской Федерации, так и на землях, находящихся под её юрисдикцией.

Действующая редакция закона с изменениями

ФЗ 116 о промышленной безопасности опасных производственных объектов в связи с изменениями промышленных технологий неоднократно редактировался со времени вступления в силу.

Статья 3, регулирующая требования к промышленной безопасности, была изменена 07 марта 2017 года, в пункте 4. В новой редакции, положение предусматривает возможность отступления от установленных требований промышленной безопасности, если для работы на объекте данное постановление не обеспечивает должной надёжности. В таком случае, лицо, занимающееся подготовкой проектной документации, вправе установить новые требования безопасности, приведя основания для их принятия и зарегистрировав необходимые документы в государственном ведомстве, в компетенции которого находится регистрация в госреестре мер предосторожности на предприятиях.

Также читайте: ФЗ 116 в последней редакции. Подробнее тут: 

Статья 4, устанавливающая правовое регулирование в сфере промышленной безопасности, была изменена 02.07.2013 приказом 186-ФЗ в пункте 3. В изменённом виде пункт статьи предусматривает, к каким областям применяются федеральные правила и нормы надёжности:

  • к работам в сфере индустриальной безопасности, включительно к работникам опасных производственных объектов и экспертам по безопасности в этой области;
  • к надёжности проведения технологических процедур и поведению персонала при аварийных ситуациях;
  • к обоснованию принятых норм безопасности на производстве, связанном с риском.

Статья 6, регулирующая деятельность в области промышленной безопасности, была изменена 01.07.2011, Федеральным законом № 169-ФЗ. В редакции был добавлен пункт 2, предусматривающий следующие 2 положения:

  • Лица, которые предоставляют лицензию на использование опасных промышленных объектов, обязаны иметь документы, которые подтверждают, что опасные объекты, устройства, оборудование и здания можно вводить в эксплуатацию. Для этого проводится соответствующая экспертиза и составляется соответствующая декларация безопасности, предусматривающая правила использования объекта.
  • Лицензирующий орган, выдающий лицам разрешения на использование промышленных объектов, связанных с риском для жизни, не имеет права требовать у заявителей на лицензию документы об экспертизе оборудования, если такие бумаги находятся в подведомственных ему органах. Лицензирующий орган самостоятельно направляет запрос на необходимые ему дополнительные документы, если их не предоставляет искатель лицензии добровольно. У заявителя можно требовать только пакет документов, предусмотренный Федеральным законом № 210-ФЗ от 27.07.2010.

Статья 7 о технических устройствах, которые используются на опасном промышленном производстве, была изменена приказом № 22-ФЗ от 04.03.2013. В редакции была переизложена вся статья, теперь она состоит из трёх пунктов, определяющих следующие положения:

  1. Обязательные технические требования к используемым на опасном производстве устройствам и оборудованию, а также параметры оценивания их соответствия с предписанными нормами, устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.
  2. Если технический регламент не устанавливает другой формы оценки соответствия технического оборудования, тогда необходимо для устройства, применяемого на опасном промышленном производстве, проводить техническую экспертизу в следующих случаях:
    • перед применением;
    • после истечения срока службы или количеству установленных производителем циклов работы;
    • при отсутствии в документах срока эксплуатации, если он составляет по факту больше двадцати лет;
    • после ремонта оборудования с изменением несущих конструкционных элементов или восстановлении после аварии, во время которой устройство было повреждено.
  3. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности предусматривают возможность опытного применения оборудования на опасном объекте без предварительной экспертизы, если соблюдаются все параметры технологического процесса, нарушения которых может привести к аварии.

Статья 8 устанавливает требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, восстановлению, полному ремонту, вводу в использование, техническому переоснащению, консервации и устранению промышленного объекта. Последняя редакция данной статьи (от 02.03.2013 № 186-ФЗ) изменила пункт 1. В текущей редакции он постановляет следующие положения:

  • Техническое переоснащение, капитальный ремонт, заморозка и устранение опасного промышленного объекта производится в соответствии со специально разработанной документацией, которая составляется с учётом текущего ФЗ и законодательства о градостроительстве.
  • Если замена технического оборудования производится одновременно с его реконструкцией, тогда документация по техническому перевооружению входит в состав проектной документации по восстановлению.
  • Если документация по обновлению технического оборудования не входит в состав проектной реконструкции объекта, тогда её необходимо отправить на отдельную экспертизу по безопасности.
  • Документы по заморозке и устранению опасного объекта требуется подвергнуть экспертизе по промышленной безопасности.
  • Без положительного ответа экспертной комиссии по промышленной безопасности нельзя проводить техническое переоснащение, заморозку и устранение производственного объекта.

Статья 9, предписывающая требования к промышленному использованию опасного производственного объекта, была изменена в последний раз 03.04.2013 законом № 22-ФЗ. Редактирование изменило несколько положений первого пункта, постановляющего обязанности организации, которая эксплуатирует опасный объект. Таким образом, предприятие обязано:

  • следовать требованиям обоснования надёжности промышленного объекта, в случаях, предусмотренных п.4 ст.3 настоящего ФЗ;
  • обусловить надёжность опытного использования технического оборудования в соответствии с п.3 ст.7 настоящего ФЗ;
  • уведомлять федеральный орган, отвечающий за производственную безопасность, и его местный филиал о старте любого вида работ на предприятии в соответствии с законом РФ о защите прав юридических лиц и ИП;
  • проектировать схему управления безопасностью на производстве и обеспечивать её работу в случаях, предусмотренных ст.11 текущего Федерального закона;
  • гарантировать проведение осмотра всех промышленных сооружений и устройств, которые используются на объекте, экспертами по безопасности, а также диагностировать и испытывать технические сооружения и устройства в установленные сроки и по предписанному порядку компетентных органов промышленной безопасности;
  • подготавливать декларацию о промышленной безопасности в соответствии с предписаниями статьи 14 настоящего ФЗ.

Статья 10, предусматривающая необходимые требования к промышленной безопасности по готовности к изоляции и устранению последствий аварии на опасном объекте, была полностью переизложена законом № 22-ФЗ от 04.03.2013.

  • Пункт 1 текущей статьи обязывает компанию, использующую опасный производственный объект, производить следующие действия для подготовки к ликвидации последствий аварии:
    • разрабатывать и проводить мероприятие по изоляции и устранению последствий аварии на производстве;
    • подписывать соглашения об обслуживании с профессиональными аварийно-спасательными службами и формированиями, а также создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы и нештатные формирования из числа сотрудников, для устранения последствий чрезвычайных ситуаций;
    • создавать дополнительные горноспасательные команды для вспомогательных действий на опасных промышленных объектах, где проводятся горнодобывающие работы;
    • обладать запасами денежных средств для устранения и изоляции последствий аварии;
    • обучать рабочий персонал действиям во время аварийных ситуаций;
    • создавать и обеспечивать работу коммуникационных систем для координирования действий во время аварийных ситуаций.
  • Пункт 2 десятой статьи предусматривает необходимость подготовки процедур по локализации и устранению последствий аварий на промышленных объектах I, II и III уровней опасности, посредством создания и утверждения планов по изоляции и ликвидации аварийных последствий на подобных объектах. Требования к разработке этих планов устанавливает Правительство РФ.

Статья 11 была полностью переписана актом № 22-ФЗ от 04.03.2013. Данная статья предусматривает следующие требования к осуществлению контроля за соблюдением промышленной безопасности:

  • Организация, использующая опасный промышленный объект, обязана проводить процедуры по контролю за соблюдением техники безопасности на опасном объекте согласно требованиям Правительства РФ.
  • Информация об организации, следящей и ответственной за соблюдение мер предосторожности на небезопасном объекте, должна подаваться ежегодно в письменном виде или электронной форме с идентификационной электронной печатью, в компетентные федеральные органы не позднее 1 апреля текущего года.
  • На опасных производственных объектах I и II классов опасности, эксплуатирующие их организации обязаны обеспечить рабочие системы управления безопасностью. Системы управления безопасностью обеспечивают:
    • анализ и прогноз возможных аварий и их последствия;
    • проектирование действий по снижению риска аварий и оказанию помощи сторонних организаций;
    • согласование действий по предотвращению аварий и инцидентов;
    • проведение контроля за выполнением требований безопасности;
    • меры предосторожности по опытному использованию опасных устройств на промышленных объектах;
    • содействие работников организации в разработке мер по предотвращению аварийных ситуаций на опасных объектах;
    • предоставление информации об осуществляющихся действиях в сфере производственной безопасности.

Требования к документации, необходимой для систем регулирования промышленной безопасности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 12, о техническом расследовании причин аварии, последние изменения претерпела 03.07.2016 № 283-ФЗ. Изменён был пункт 4, предусматривающий, что комиссия по расследованию причин аварии вправе привлекать как экспертов по промышленной безопасности и специалистов в сфере расследования, разработки научных работ и оборудования, также и  общественных инспекторов в сфере производственной безопасности.

Статья 13, предусматривающая правила проведения экспертизы промышленной безопасности, была в большей части изменена Федеральным законом от 02.07.2013 № 186-ФЗ.

  • Первый пункт устанавливает список объектов, подлежащих технической экспертизе:
    • документы, предписывающие порядок изоляции и устранения опасного производственного объекта;
    • документация о техническом переоснащении;
    • техническое оборудование, которое используется на опасном промышленном объекте;
    • здания и сооружения;
    • декларация промышленной безопасности;
    • обоснование надёжности объекта.
  • Второй пункт текущей статьи предусматривает, что экспертизу промышленной безопасности должна проводить организация, имеющая соответствующую лицензию, а также эта организация не имеет права проводить экспертизу, если является совладельцем промышленного объекта.
  • Третий пункт обязывает проводить экспертизу промышленной безопасности в соответствии с принципами непредвзятости, объективности и всесторонности.
  • Четвёртый параграф устанавливает необходимость подписывать документ о заключении экспертизы как организации, проводившей исследование, так и экспертами по безопасности, непосредственно участвовавшими в осмотре предприятия на пригодность к работе.
  • Пятый пункт обязывает заказчика экспертизы безопасности предоставить её результаты в федеральный орган, отвечающий за промышленную сохранность, где соответствующий документ вводится в реестр в течение пяти рабочих дней, и далее может быть использован в предусмотренных законом ситуациях.
  • Шестой пункт ст.13 даёт определение ложному заключению экспертизы безопасности — это документ об экспертизе, подготовленный без соответствующих исследований и процедур или противоречащий информации, которая была предоставлена экспертам по промышленной безопасности. Ложное заключение экспертизы исключается из государственного реестра.
  • Седьмой пункт предусматривает ведение реестра заключений экспертиз о пригодности предприятий к работе федеральным ведомством в области промышленной безопасности согласно административному регламенту.
  • Восьмой пункт текущей статьи предписывает следующие обязательства руководителя опасного производства, который заказывает экспертизу:
    • организация проведения экспертизы в соответствии с федеральными нормами;
    • организация проверки экспертами в сфере промышленной безопасности;
    • обеспечение необходимого оборудования, информации и документов для проведения экспертизы.
  • Девятый пункт устанавливает обязанности эксперта, проводящего осмотр на пригодность предприятия к работе:
    • определять промышленные объекты на соответствие с требованиями безопасности путём анализа предоставленной информации и фактического состояния используемых устройств и оборудования. Заключение осмотра необходимо предоставить руководителю организации, занимающейся экспертизой промышленной безопасности;
    • соблюдение правил проведения экспертизы и составления заключения о промышленной надежности;
    • обеспечение объективности заключения с соответствующими доказательствами исследования;
    • гарантия конфиденциальности информации.
  • Десятый пункт запрещает эксперту в сфере промышленной безопасности проводить экспертизу предприятия, совладельцем которого является его организация, на которую он работает.

Статья 16, о федеральном государственном надзоре в сфере промышленной безопасности, была в последний раз отредактирована в части а) пункта 7 Федеральным постановлением от 03.07.2016 №283-ФЗ. В новом изложении одной из причин проведения внеплановой проверки безопасности является истечение срока постановления об устранении найденных нарушений в надёжности или уведомление об их исправлении.

Статья 17, предусматривающая ответственность за нарушение настоящего законодательства о промышленной безопасности гласит, что нарушители Федерального закона 116 несут ответственность согласно законодательству РФ.

Скачать ФЗ 116

ФЗ 116 о промышленной безопасности с изменениями на 2017 год находится в свободном доступе для скачивания. Настоящий Федеральный закон включает в себя 2 приложения с таблицами, которые доступны для скачивания отдельно от самого закона.

Скачать ФЗ-116

Приложение к закону 1

Приложение 1 описывает критерии, на основании которых промышленные объекты признаются опасными. Также подробно описываются вещества, которые перерабатываются на производстве и их допустимые нормы, при превышение которых предприятие признают опасным и смертельные дозы, когда работа на объекте недопустима.

Скачать приложение 1 к ФЗ-116

Приложение к закону 2

В приложении 2 приводится классификация промышленных предприятий по уровню опасности от I до IV для каждого типа добычи и переработки ресурсов и веществ. В приложении также приводятся 2 таблицы, в которых расписаны количества опасного вещества для каждой категории опасности.

Скачать приложение 2 к ФЗ-116

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Статья 8. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта

1. Техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.

2. Отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в документацию на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

3. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие соответствующую документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.

3.1. Соответствие построенных, реконструированных опасных производственных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации, устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

4. Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

  • 1.

    Верховный Суд Российской Федерации

    ...01.2017 отменено, определение от 26.10.2016 оставлено в силе. В надзорной жалобе заявитель (общество «ФСК ЕЭС»), ссылаясь на наличие оснований, предусмотренных статьей 308. 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить определение Судебной коллегии от 28.07.2017, оставить в силе постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.01.2017. Согласно ...
  • 2.

    Свердловский областной суд (Свердловская область) - Уголовное

    ...указано, что Губайдуллина Л.Н. являясь директором ООО «КХЗ» в нарушение требований п. 1 ст. 9, п. 2 ст. 7, п.п. 1,2 ст. 8 , п. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 13 Требований к ...
  • 3.

    Арбитражный суд Поволжского округа (ФАС ПО)

    ...Д14, согласно которому все права и обязанности управляющей компании по Соглашению об осуществлении деятельности передаются от АО «Особые экономические зоны» ОАО «ОЭЗ ППТ «Тольятти». Статьей 8 . 1 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что именно управляющая компания обеспечивает создание объектов инфраструктуры особой экономической зоны и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особой экономической зоны ...
  • 4.

    Арбитражный суд Хабаровского края (АС Хабаровского края)

    ...подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19. 8 - 19. 8 . 2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса. Судом установлено, что ООО «...
  • 5.

    Верховный Суд Республики Татарстан (Республика Татарстан ) - Административные правонарушения

    ...области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 года № 96; части 1 статьи 8 , части 1 статьи 9, часть 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» без положительного заключения экспертизы ...
  • 6.

    Верховный Суд Республики Татарстан (Республика Татарстан ) - Административные правонарушения

    ...порядке расследование инцидентов, произошедших в ПАО «Казаньоргсинтез»; неисправен датчик температуры LICA64230 на емкости поз. Е-129 в цехе 403-406. В нарушение пункта 1 статьи 8 , пункта 1 статьи 9, пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 2.5 Федеральных ...
  • 7.

    Верховный Суд Республики Татарстан (Республика Татарстан ) - Административные правонарушения

    ...в Центральной аттестационной комиссии Ростехнадзора по направлению осуществляемого вида деятельности члены аттестационной комиссии ПАО «Казаньоргсинтез» главный механик ПАО «Казаньоргсинтез» Башкирцев В.В. (области аттестации Б. 8 . 26); главный энергетик ПАО «Казаньоргсинтез» Мельников В.А. (области аттестации Б. 8 . 26); в нарушение статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, пункта ...
  • 8.

    Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС)

    ...кислоты № 2. В силу подп. «а» п. 9 Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных п. 8 настоящих Правил, запрещается, в том числе складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов. Между тем в п. 2 Постановления Правительства РФ от 24....
  • 9.Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (12 ААС) - Административное

    Суть спора: Об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федеральных государственных органов

    ...21/2018-13513(1) ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8 - 800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91, http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Саратов Дело №...
  • 10.

    Самарский областной суд (Самарская область) - Административные правонарушения

    ...производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; обоснованию безопасности опасного производственного объекта. Согласно ч.1 ст. 8 ФЗ-116, техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. …. ...

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ ст 13 (ред. от 07.03.2017)

1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;

документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона;

здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;

обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

2. Экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.

Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить указанную экспертизу в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

3. Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

4. Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

5. Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.

6. В целях настоящего Федерального закона под заведомо ложным заключением экспертизы промышленной безопасности понимается заключение, подготовленное без проведения указанной экспертизы или после ее проведения, но явно противоречащее содержанию материалов, предоставленных эксперту или экспертам в области промышленной безопасности и рассмотренных в ходе проведения экспертизы промышленной безопасности, или фактическому состоянию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, являвшихся объектами экспертизы промышленной безопасности.

Заключение экспертизы промышленной безопасности, признанное заведомо ложным, подлежит исключению из реестра заключений экспертизы промышленной безопасности.

7. Ведение реестра заключений экспертизы промышленной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом.

8. Руководитель организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, обязан:

организовать проведение экспертизы промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности;

обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности экспертами в области промышленной безопасности;

обеспечить наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для проведения экспертизы промышленной безопасности.

9. Эксперт в области промышленной безопасности обязан:

определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;

соблюдать установленные федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов, содержащихся в заключении экспертизы промышленной безопасности;

обеспечивать сохранность материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и конфиденциальность информации, полученной в ходе проведения указанной экспертизы.

10. Эксперту в области промышленной безопасности запрещается участвовать в проведении экспертизы промышленной безопасности в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

Статья 12 | Статья 13 | Статья 14

Статья 16. Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности

Статья 1. Основные понятия

Статья 17.1. Ответственность за причинение вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте

ФЗ-116 «О промышленной безопасности» с изменениями

ФЗ-116 отвечает за нормы по эксплуатации опасных производственных объектов. Статьи данного закона регламентируют подготовку сотрудников, систему устранения происшествий на производстве, порядок оформления документации.

Описание закона

ФЗ-116 «О промышленной безопасности» был принят 20 июня 1997 года. Закон регламентирует основы обеспечения и поддержания сохранности при использовании объектов на производстве, классифицируемых как опасные. Положения ФЗ направлены на предупреждение аварийных ситуаций на производстве, их устранение, а также подготовку сотрудников к экстренным ситуациям. Положения ФЗ действительны для всех организаций на территории Российской Федерации, которые эксплуатирует опасные производственные объекты.

Последние изменения ФЗ-116 «О промышленной безопасности»

Последние изменения ФЗ-116 «О промышленной безопасности» касаются соблюдения норм. Согласно новому изменению, при необходимости, руководители могут устанавливать локальные требования пром. безопасности для конкретных проводимых работ. Стоит рассмотреть некоторые из статей.

Статья 3

В данной статье описываются требования пром. безопасности, а именно условия, запреты и ограничения в ходе рабочего процесса.

Документ устанавливает для предприятия следующие нормы соответствия:

  • защита населения;
  • защита территории от чрезвычайных ситуаций;
  • поддержка санэпидем состояния населения на должном уровне;
  • охрана окружающей среды и др.

Уточняется, что требования по безопасности относятся и к объектам, которые используют атомную энергию.

Изменения статьи в новой редакции коснулись пункта 4. Измененный пункт гласит, что в случае проведения различных работ на производственном объекте – эксплуатации, реставрации, ликвидации, строительстве и т.д., может возникнуть необходимость отойти от нормы, установленной ФЗ. При отсутствии необходимых подтверждающих документов, лицо, осуществляющее подготовку проектных бумаг, может установить требования промышленной безопасности для проводимых работ.

Статья 4

Статья указывает, что любое правовое действие, согласно закону о пром. безопасности, направлено, положено, или контролируется Федеральным законом и сопутствующими правовыми актами.

Федеральные нормы и правила устанавливают требования для:

  • технических процессов. Каждый из них должен быть безопасен, соответственно, с принятием мер по предупреждению рисков;
  • любых видов деятельности, связанных с пром. безопасностью;
  • сохранения объекта в целом.

Без изменений.

Статья 6

Статья описывает виды деятельности, на которые накладываются правила безопасности промышленной области. К таким видам деятельности относится проектирование зданий, их эксплуатация, а также реконструкция в случае, если здание приходит в негодность. Также, можно выделить консервацию с конструкции с целью дальнейшего капитального ремонта или ликвидации.

Без изменений.

Статья 7

Данная статья регламентирует использование технических устройств на производстве. Устройство подвергается экспертизе, если техническим регламентом не установлена другая форма оценки.

Ознакомьтесь  ФЗ «О карантине растений»

Экспертиза происходит:

  • до начала применения устройства на объекте;
  • по окончанию службы, установленной производителем.

Без изменений.

Статья 8

Статья номер 8 описывает требования промышленной безопасности к проектированию, строительству и другим видам деятельности на объекте. Согласно данной статье, любая деятельность на объекте должна быть выполнена, основываясь на разработанной документации, в порядке, установленном ФЗ. Отклонения от проектной документации не допускаются.

Без изменений.

Статья 9

В данной статье описываются требования по эксплуатации производственного объекта.

Перечень требований:

  • обеспечивать безопасное применение технических устройств;
  • иметь лицензию, в случае осуществления какого-либо специализированного вида деятельности;
  • для руководящих должностей – обеспечивать укомплектованность штаба;
  • также, проводить своевременную аттестацию, для проверки уровня подготовки работников и т.д.

Без изменений.

Статья 10

Десятая статья описывает, как бороться с возникшими авариями на производственном объекте – с их причинами и последствиями.

Организация, занимающая объект, должна:

  • иметь резервы финсредств, для восстановления последствий аварии;
  • проводить курсы обучения работников в случае аварийных ситуаций;
  • создавать и поддерживать системы наблюдения, системы предотвращения происшествий и т.д.

Без изменений.

Статья 11

Данная статья определяет повышенный контроль за соблюдением требований безопасности, а также управлением промышленности. Системы управления безопасностью обеспечивают безопасную, координированную работу на объекте.

Без изменений.

Статья 12

В случае неполадок на производстве, статья 12 отвечает за техническое расследование их причин. Согласно данному документу, после происшествия, производится расследование комиссией, возглавляемой представителем власти федерального значения.

Состав комиссии следующий:

  • представитель организации, которая управляла объектом;
  • представитель страхового агентства;
  • а также представитель местного органа самоуправления.

Без изменений.

Статья 13

Статья описывает необходимую, для проведения экспертизы, документацию. Согласно документу, это могут быть бланки на произведение действий с объектом, на техническое перевооружение, декларация пром. безопасности, а также документация технических устройств.

Без изменений.

Статья 17

Данная статья описывает ответственность за причинение вреда жизни гражданам, если при промышленном действии на предприятии произошла авария. При случившимся инциденте, закон обязывает организацию, во владении которой находится объект, выплачивать компенсацию.

Без изменения.

Скачать

ФЗ-116 с изменениями с изменениями на 2017 год, можно скачать здесь. Закон описывает необходимые предприятия для поддержания безопасности на промышленном объекте, а также методы устранения происшествий и их последствий.

Приложение 1

В первом приложении дается перечень объектов производства, классифицируемых как опасные. Скачать приложение можно тут.

Приложение 2

Во втором приложении указаны классы опасности производственных объектов, дана их классификация. Скачать приложение 2 можно здесь.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):


Смотрите также