Обеспечение режима пожарной безопасности на производственном объекте


Тема 2: ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЖИМА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕКТЕ. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОЖАРА.

КОНСПЕКТ ТЕХУЧЕБЫ для ДСП на март 2018 года

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1: ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ВАГОННОГО ПАРКА

Руководящий документ РД 76.09.041 – 2010 «Система организации работы по обеспечению и контролю сохранности вагонов на Свердловской ж.д. – филиале ОАО «РЖД», введен в действие распоряжением от 30.09.2010 № Н-297В.

  Сохранность вагонного парка – комплекс мер и действий, направленных на обеспечение технически исправного состояния вагонов при выполнении погрузочно-разгрузочных и маневровых работ.          

  Повреждение вагона – нарушение исправного состояния вагона или его составных частей, вследствие влияния внешних воздействий, превышающих уровни, установленные в ГОСТ 22235-76.

  Обеспечение сохранности вагонов - это разработка нормативных требований и осуществление мер по их выполнению, направленных на недопущение повреждений вагонов.

  Организация обеспечения сохранности вагонов - это совокупность действий по выполнению нормативных требований, обеспечивающих сохранность вагонов при выполнении погрузочно-разгрузочных и маневровых работах.

1.1. Основной целью РД является создание Системы, которая наиболее эффективно обеспечивает:

контроль за обеспечением сохранности вагонного парка и вытекающих из этой цели задач – снижение затрат на восстановление поврежденных вагонов, уменьшение времени оборота вагона и обеспечение безопасности движения;

создание в структурных подразделениях дороги систем контроля за обеспечением сохранности вагонов на основе требований стандартов и нормативных документов;

гарантированное выполнение всеми работниками дороги, связанными с выполнением погрузочно-разгрузочной и маневровой работы, обязательных норм и правил, сформулированных в нормативной документации.

3.2. РД устанавливает единый порядок контроля за обеспечением сохранности вагонов для всех работников дороги, связанных с выполнением погрузочно-разгрузочной и маневровой работы.

6. Обязанности работников дороги по выполнению основных направлений профилактической работы в обеспечении сохранности вагонного парка:

РСДВ - обеспечивает установленную скорость подхода отцепа вагонов к другому отцепу при маневрах толчками и роспуске вагонов с горки в сортировочных парках.

Составитель поездов:

при производстве маневровой работы обеспечивает сохранность подвижного состава по кругу своих обязанностей;

при выявлении поврежденного вагона доводит информацию до оператора или дежурного по станции для составления первичного документа, акта ГУ-23;

осуществляют прием-передачу вагонов в техническом состоянии на пути необщего пользования.

Приемосдатчик груза и багажа:

обеспечивает контроль за соблюдением грузоотправителями и грузополучателями требований по обеспечению сохранности вагонов при выполнении погрузочно-разгрузочных работ;

принимает вагоны с путей необщего пользования, осматривая их на предмет выявления повреждений деталей и узлов кузова вагона, согласно приложению 11 к РД (для станций, где техническое обслуживание вагонов выполняют осмотрщики с выездным характером работы);

при выявлении поврежденного вагона доводит информацию до оператора или дежурного по станции для составления первичных документов, вызова осмотрщика вагонов, представителя владельца ж.д. пути н/п (грузоотправителя, грузополучателя), для проведения расследования. Производит оформление акта формы ГУ-23.

Вагон до окончания расследования со станции или пути необщего пользования не выводится.

Дежурный по станции - при получении информации о повреждении вагонов принимает меры для организации проведения первичного расследования. Ставит в известность ДС о повреждении вагонов, а при сходах вагонов с рельс на путях необщего пользования информирует ревизорский аппарат дороги.

Контрольные вопросы:

1. Что такое сохранность вагонного парка?

2. Обязанности ДСП по выполнению основных направлений профилактической работы в обеспечении сохранности вагонного парка.

3. Что такое организация обеспечения сохранности вагонного парка?

Тема 2: ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЖИМА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕКТЕ. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОЖАРА.

-Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».

-Распоряжение ОАО «РЖД» от 05.08.2013 № 1687р «Положение по обеспечению пожарной безопасности на постах ЭЦ, ДЦ, ГАЦ и домах связи (для причастных).

-Распоряжение ОАО «РЖД» от 17.12.2010 № 2624р «Нормы оснащения объектов и подвижного состава первичными средствами пожаротушения». Виды огнетушителей и их применение.

-Распоряжение ОАО «РЖД» от 10.11.2014 № 2627р «Регламент по организации служебных расследований, учета пожаров и их последствий в ОАО «РЖД», в части передачи информации о возникновении пожара.

-Правила ЦМ-407 от 25.11.1996, раздел 4 «Порядок организации тушения пожаров».

Для ДСП (причастных): Эксплуатация и содержание пожарных поездов, порядок передачи сведений о выездах пожарных поездов.

-Положение, утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 28.12.2010 №2754р,

-Распоряжение ОАО «РЖД» от 13.11.2010 №ЦД-108р,

-Приказ «Об организации работы по содержанию и эксплуатации пожарных поездов, дислоцирующихся на Свердловской железной дороге» от 08.09.2016 №СВЕРД-347.

Тема 3. Обеспечение пожарной безопасности на объектах производственного и гражданского назначения.

Пожары и взрывы – самые распространенные ЧС в современном индустриальном обществе. Пожаро- и взрывоопасные объекты - это предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определённых условиях способность к возгоранию или взрыву. К ним относятся производства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также ж/д и трубопроводный транспорт.

В Беларуси наблюдается сложная ситуация с пожарной безопасностью. Из 1млн. жителей в Беларуси ежегодно погибает на пожарах около 115 человек, что значительно выше среднеевропейского показателя.

Материальный ущерб от пожаров исчисляется более чем 1% от годового ВВП Беларуси.

Наиболее сложная обстановка с пожарами наблюдается в жилом секторе –

около 85% пожаров от общего количества и 90% погибших при пожарах.

ПОЖАР – неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей и для природной среды.

ВЗРЫВ – быстро протекающий процесс физических и химических превращений веществ, сопровождающийся освобождением значительного количества энергии, в результате чего в окружающем пространстве образуется и распространяется ударная волна.

РАЗЛИЧАЮТ:

  1. Пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях коммуникациях промышленных и общественных объектов.

  1. Пожары (взрывы) на транспорте.

  1. Пожары (взрывы) в шахтах, подземных выработках.

  1. Пожары (взрывы) на объектах добычи и переработки легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ.

  1. Пожары и взрывы в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения.

Противодействие пожарам осуществляется в процессе обеспечения пожарной безопасности.

Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Для этого устанавливаются требования пожарной безопасности и противопожарные режимы, осуществляются меры пожарной безопасности.

Основным документом, регламентирующим деятельность по обеспечению пожарной безопасности, является закон Республики Беларусь «О пожарной безопасности», введенный в действие Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. №2404-X.

Он определяет правовую основу и принципы организации системы пожарной безопасности и государственного пожарного надзора, действующих в целях защиты от пожаров жизни и здоровья людей, национального достояния, всех видов собственности и экономики Республики Беларусь.

   Закон предъявляет общие требования к пожарной безопасности организации (объекта), которые конкретизируются в конкретных законодательных актах (указах, постановлениях и т.д.) и в отраслевых правилах пожарной безопасности. Например: ППБ РБ 1.01-94 «Общие правила пожарной безопасности Республики Беларусь для промышленных предприятий», ППБ РБ 2.05-99 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь для предприятий легкой промышленности» и др.

СТАТЬЯ 14. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Пожарная безопасность обеспечивается приведением объектов и населенных пунктов в такое состояние, при котором исключается возможность возникновения пожара либо обеспечивается защита людей и материальных ценностей от пожара.

СТАТЬЯ 46. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в организациях несут персонально их руководители, по отраслям – руководители республиканских органов государственного управления, а по городам и другим населенным пунктам - местные исполнительные и распорядительные органы.…

Ущерб, причиненный пожарами, подлежит возмещению в порядке, устанавливаемом законодательством.

Лица, нарушающие или не выполняющие настоящий Закон, требования нормативных правовых актов, постановления и протоколы органов государственного пожарного надзора, а также лица, виновные в возникновении пожаров, несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Согласно общим правилам пожарной безопасности Республики Беларусь гражданину, обнаружившему пожар, необходимо:

- немедленно сообщить по номеру «101» адрес и место пожара;

- принять меры к оповещению людей и их эвакуации;

- принять возможные меры по тушению пожара имеющимися первичными средствами.

  • Руководитель (должностное лицо) объекта, прибывшее к месту пожара, обязан:

- проверить, вызваны ли пожарные аварийно-спасательные

подразделения, ДПД.

- направить для встречи пожарных аварийно-спасательных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников;

- до прибытия пожарных аварийно-спасательных подразделений:

  • --организовать эвакуацию людей, принять меры к предотвращению

паники;

  • --вызвать при необходимости к месту пожара медицинскую и другие

аварийные службы;

  • --организовать с помощью членов ДПД и других работников тушение

пожара имеющимися первичными средствами;

  • --обеспечить мероприятия по защите людей, принимающих участие в

тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, поражений

электрическим током, отравлений, ожогов;

  • --организовать отключение электроэнергии от потребителей,

остановку транспортирующих устройств, агрегатов,

аппаратов, перекрытие газовых коммуникаций, остановку систем

вентиляции, приведение в действие системы дымоудаления и

осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространения пожара;

  • --организовать по возможности эвакуацию материальных ценностей;

обеспечить по прибытии пожарных аварийно-спасательных

подразделений доступ в помещения согласно указаниям руководителя

тушения пожара.

По прибытии на пожар пожарных аварийно-спасательных

подразделений руководитель (должностное лицо) объекта обязан сообщить руководителю тушения пожара сведения :

- о месте пожара,

- наличии в помещениях людей, нуждающихся в помощи,

- о людях, занятых ликвидацией очагов горения,

- о мерах, предпринятых по ликвидации пожара.

Правилами пожарной безопасности на объектах предусматривается:

  1. Руководители организаций и индивидуальные предприниматели должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

  2. На каждом объекте должны быть разработаны инструкции пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка.

  3. Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

  4. В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) на этажах должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система оповещения о пожаре.

  5. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематичному плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей.

  6. Дороги, проезды и подъезды к зданиям, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники.

  7. Проходы, выходы, коридоры, тамбуры, лестницы не разрешается загромождать различными предметами и оборудованием.

  8. Повседневный контроль выполнения противопожарного режима обязаны осуществлять администрация предприятия или организации, руководители отделов, цехов и т. д.

Во всех организациях, независимо от численности и форм собственности, организуются добровольные пожарные дружины (ДПД) и боевые расчеты из числа рабочих, служащих и инженерно-технических работников этих организаций.

Основные функции ДПД:  - контроль за соблюдением противопожарного режима;  - проведение разъяснительной работы среди рабочих, служащих, инженерно-технических работников по соблюдению противопожарного режима в организации и на рабочем месте;  - надзор за исправностью средств пожаротушения и их укомплектованностью;  - вызов пожарной службы в случае возникновения пожара, принятие мер по его тушению имеющимися средствами пожаротушения.

Средства и способы пожаротушения

К первичным средствам пожаротушения относятся: огнетушители, пожарные краны, ящик с песком, кошма.

Средства пожаротушения подразделяются на

подручные (песок, вода, покрывало, одеяло и т. п.) 

и табельные (огнетушитель, топор, багор, ведро).

Огнетушители — технические устройства, предназначенные для тушения пожаров в начальной стадии их возникновения.

Огнетушители пенные предназначены для тушения пожаров огнетушащими пенами: химической (огнетушители ОХП) или воздушно-механической (огнетушители ОВП). Их не используют при тушении различных веществ и материалов, горящих без доступа воздуха, и электроустановок, находящихся под напряжением.

Для приведения в действие огнетушителя ОХП необходимо поднести огнетушитель к очагу пожара; рукоятку поднять и перекинуть до отказа; перевернуть огнетушитель вверх дном и встряхнуть; направить струю на очаг загорания.

К недостаткам пенных огнетушителей относятся узкий температурный диапазон применения (от +5 до +45 оС), высокая коррозионная активность заряда; возможность повреждения объекта тушения, необходимость ежегодной перезарядки.

Огнетушители углекислотные (ОУ) используются для тушения загораний различных веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха, загораний на электрофицированном железнодородном и городском транспорте, электроустановок под напряжением не более 10 000 В. Огнетушащим средством ОУ является сжиженный диоксид углерода. Температурный режим хранения и применения ОУ — от 40 оС до +50 оС.

Для приведения ОУ в действие необходимо сорвать пломбу, выдернуть чеку, направить раструб на пламя, нажать на рычаг.

При тушении пожара нужно соблюдать следующие правила: нельзя держать огнетушитель в горизонтальном положении или переворачивать головкой вниз, а также прикасаться оголенными частями тела к раструбу, так как температура на его поверхности понижается до минус 60–70 оС; при тушении электроустановок, находящихся под напряжением, запрещается подводить раструб к ним и пламени ближе, чем на 1 м.

Углекислотные огнетушители подразделяются на ручные (ОУ-2, ОУ-3, ОУ-5, ОУ-6, ОУ-8), передвижные (ОУ-24, ОУ-80, ОУ-400) и стационарные (ОСУ-5, ОСУ-511). Затвор у ручных огнетушителей может быть пистолетного или вентильного типа.

Огнетушители порошковые (ОП) предназначены для ликвидации очагов пожаров всех классов (твердых, жидких и газообразных веществ электроустановок, находящихся под напряжением до 1 000 В). Порошковыми огнетушителями оборудуют автомобили, гаражи, склады, сельхозтехнику, офисы и банки, промышленные объекты, поликлиники, школы, частные дома и т. д.

Для приведения в действие ручного огнетушителя необходимо выдернуть чеку, нажать на кнопку (рычаг), направить пистолет на пламя, нажать на рычаг пистолета, тушить пламя с расстояния не более 5 м, при тушении огнетушитель встряхивать, в рабочем положении огнетушитель держать вертикально, не переворачивая его.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АВАРИЙ НА ПОЖАРООПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ

Прогнозирование техногенных ЧС – это определение вероятности их развития на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов, аварий, катастроф. Прогнозирование техногенных ЧС основано на оценке состояния оборудования, техники, оценке человеческого фактора и факторов окружающей среды. Т.о. определяют величину риска возникновения тех или иных аварий и катастроф.

Мировая и Отечественная практика показывает, что профилактика аварий и катастроф обходится в среднем в 15 раз дешевле,чем ликвидация их последствий

Мероприятия по предупреждению пожаров и взрывов на потенциально опасных объектах: - это комплекс профилактических, организационных, технических и эксплуатационных мероприятий, направленных на выявление и устранение причин аварий, а также на создание благоприятных условий для организации неотложных спасательных и аварийно-восстановительных работ. Это:

- соблюдение норм и правил при проектировании зданий, устройстве электропроводки и газообеспечения,

- правильная эксплуатация объектов, оборудования, транспорта и территорий,

- своевременный ремонт и испытания оборудования, профилактические осмотры,

- запрет проведения огневых и сварочных работ в пожароопасных местах;

- запрет курения в неустановленных местах,своевременный инструктаж людей по противопожарной безопасности.

Проведение мероприятий по противопожарной профилактике на объекте

1. Оборудование объектов средствами пожаротушения.

2. Обучение персонала правилам пользования средствами

пожаротушения.

3. Строгое соблюдение правил и норм пожарной безопасности.

4. Создание на объектах противопожарной службы и организация

борьбы с пожарами: это применение систем противодымной защиты; применением средств пожарной сигнализации;

5. Обеспечение безопасной эвакуации людей на объектах.

Тема 2: ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЖИМА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕКТЕ. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОЖАРА.

КОНСПЕКТ ДЛЯ ОПЕРАТОРОВ СТЦ НА МАРТ 2017 года.

Тема 1: ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ВАГОННОГО ПАРКА

Руководящий документ РД 76.09.041 – 2010 «Система организации работы по обеспечению и контролю сохранности вагонов на Свердловской ж.д. – филиале ОАО «РЖД», введен в действие распоряжением от 30.09.2010 № Н-297В.

Сохранность вагонного парка – комплекс мер и действий, направленных на обеспечение технически исправного состояния вагонов при выполнении погрузочно-разгрузочных и маневровых работ. 

Повреждение вагона – нарушение исправного состояния вагона или его составных частей, вследствие влияния внешних воздействий, превышающих уровни, установленные в ГОСТ 22235-76.

Обеспечение сохранности вагонов - это разработка нормативных требований и осуществление мер по их выполнению, направленных на недопущение повреждений вагонов.

Организация обеспечения сохранности вагонов - это совокупность действий по выполнению нормативных требований, обеспечивающих сохранность вагонов при выполнении погрузочно-разгрузочных и маневровых работах.

3.1.Основной целью Руководящего документа является создание Системы, которая наиболее эффективно обеспечивает:

контроль за обеспечением сохранности вагонного парка и вытекающих из этой цели задач – снижение затрат на восстановление поврежденных вагонов, уменьшение времени оборота вагона и обеспечение безопасности движения;

создание в структурных подразделениях дороги систем контроля за обеспечением сохранности вагонов на основе требований стандартов и нормативных документов;

гарантированное выполнение всеми работниками дороги, связанными с выполнением погрузочно-разгрузочной и маневровой работы, обязательных норм и правил, сформулированных в нормативной документации.

3.2. Руководящий документ устанавливает единый порядок контроля за обеспечением сохранности вагонов для всех работников дороги, связанных с выполнением погрузочно-разгрузочной и маневровой работы, и определяет:

основные задачи системы контроля за сохранностью вагонов;

структуру системы организации работы по обеспечению и контролю за сохранностью вагонов;

основные направления профилактической работы по обеспечению сохранности вагонов;

распределение основных направлений профилактической работы для каждого уровня в системе организации работ по обеспечению и контролю за сохранностью вагонов;

распределение обязанностей между работниками всех уровней по выполнению соответствующих каждому уровню основных направлений профилактической работы по обеспечению сохранности вагонов;

основные методы управления в системе организации и контроля за сохранностью вагонного парка;

порядок и проведение проверок по обеспечению сохранности грузовых вагонов;

систему организации передачи вагонов в техническом отношении на железнодорожные пути необщего пользования;

оформление и учет поврежденных вагонов;

порядок проведения расследования случаев повреждения вагонов;

порядок предъявления средств за восстановление поврежденных вагонов;

ответственность за выполнение требований Руководящего документа;

контроль за выполнением требований Руководящего документа.

Обязанности работников дороги по выполнению основных направлений профилактической работы в обеспечении сохранности вагонного парка

Работники дороги, связанные с организацией и контролем за сохранностью вагонного парка, выполняют соответствующие основные направления профилактической работы по обеспечению сохранности вагонов, при этом они обязаны:

Приемосдатчик груза и багажа:

обеспечивает контроль за соблюдением грузоотправителями и грузополучателями требований по обеспечению сохранности вагонов при выполнении погрузочно-разгрузочных работ;

принимает вагоны с путей необщего пользования, осматривая их на предмет выявления повреждений деталей и узлов кузова вагона, согласно приложению 11 к Руководящему документу (для станций, где техническое обслуживание вагонов выполняют осмотрщики с выездным характером работы);

при выявлении поврежденного вагона доводит информацию до оператора или дежурного по станции для составления первичных документов, вызова осмотрщика вагонов, представителя владельца железнодорожного пути необщего пользования (грузоотправителя, грузополучателя), для проведения расследования. Производит оформление акта формы ГУ-23.

Вагон до окончания расследования со станции или пути необщего пользования не выводится.

Контрольные вопросы:

1. Что такое сохранность вагонного парка?

2. Обязанности ДСП по выполнению основных направлений профилактической работы в обеспечении сохранности вагонного парка.

3. Что такое организация обеспечения сохранности вагонного парка?

Тема 2: ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЖИМА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕКТЕ. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОЖАРА.


Смотрите также