Природопользование охрана окружающей среды и экологическая безопасность


2. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды

Общая характеристика

Высокий природно-ресурсный потенциал Приволжского федерального округа, развитые промышленность и сельское хозяйство создают значительную антропогенную нагрузку на природную среду, приводят к негативным факторам воздействия на состояние заболеваемости и демографические показатели населения. Повышенная антропогенная нагрузка на окружающую среду также усиливает риски возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что требует принятия комплекса превентивных мер по защите населения и территорий.

Основные проблемы

Экологическая ситуация во многих промышленно развитых субъектах Российской Федерации не улучшается, несмотря на реализацию природоохранных мер как на федеральном, так и на региональном уровне.

Озабоченность вызывает состояние рек округа. За  последние 2 года на водных объектах округа Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды отмечается рост на 15 процентов количества случаев экстремально высокого загрязнения химическими веществами водных объектов.

Основными причинами неудовлетворительного санитарного состояния водных объектов являются сброс без очистки или недостаточно очищенных хозяйственно-бытовых и сточных вод, неудовлетворительная эксплуатация морально и физически устаревших, крайне изношенных и не соответствующих по своей мощности объему сбрасываемых стоков очистных сооружений или их отсутствие.

В округе 504 из 1337 населенных пунктов с центральной канализацией не имеют очистных сооружений или имеют их в аварийном состоянии, 857 промышленных предприятий сбрасывают в открытые водоемы неочищенные или недостаточно очищенные стоки.

Наряду с проблемами загрязнения основных рек округа особую озабоченность вызывает состояние бассейна реки Волги. Продолжающееся систематическое загрязнение рек и водоносных горизонтов в первую очередь сказывается на обеспеченности питьевой водой населения округа. Состояние источников питьевого водоснабжения характеризуется достаточно высоким загрязнением тяжелыми металлами и другими вредными соединениями.

На территории Пермского края серьезной экологической проблемой является загрязнение рек, связанное с самоизливом кислых вод в районах бывших шахт Кизеловского угольного бассейна. Из водопользования выведены 19 рек, которые представляют собой высокотоксичные кислотные потоки, загрязненные ионами металлов.

Острой является проблема сбора, хранения и утилизации отходов производства и потребления, в том числе опасных медицинских отходов и особенно отходов, накопленных за предшествующие периоды. Серьезной проблемой остается загрязнение атмосферы выхлопами автомобильной техники и выбросами промышленных предприятий.

На территории Приволжского федерального округа существует высокий уровень риска возникновения техногенных аварий и экологических катастроф, в том числе с выбросом опасных токсичных химикатов, попаданием в окружающую среду патогенных биологических агентов с образованием обширных площадей загрязнения и заражения. К числу возможных угроз следует также отнести вероятность применения в террористических целях опасных веществ и материалов в местах массового пребывания людей.

Основные цели, задачи и направления развития

Целью обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в Приволжском федеральном округе является создание экологически безопасных и комфортных условий проживания человека.

Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

обеспечение надежной эксплуатации гидротехнических сооружений и систем водоснабжения, строительство берегозащитных и противопаводковых сооружений, предотвращение загрязнения водных объектов для улучшения состояния и восстановления водных объектов, в первую очередь источников питьевого водоснабжения;

внедрение современных технологий сбора, транспортировки, использования и захоронения отходов производства и потребления, в том числе технологий обезвреживания отходов лечебно-профилактических учреждений. В связи с этим следует предусмотреть строительство мусороперерабатывающих заводов, полигонов захоронения твердых бытовых отходов, центров по обезвреживанию медицинских отходов, а также провести рекультивацию несанкционированных свалок;

переход на экологически ориентированные технологии, снижение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников, совершенствование системы экологического нормирования, экологического мониторинга, экологической экспертизы проектов, экономическое стимулирование природоохранной деятельности;

сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий в округе, создание и устойчивое функционирование природных комплексов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение;

обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население, биосферу, техносферу и экологические системы.

Природоохранные мероприятия должны включать в себя меры, предпринимаемые как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами местного самоуправления. Должно быть предусмотрено:

расширение возможностей и полномочий региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды;

развитие экономического механизма стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды, стимулирование и поддержка экологически ответственного бизнеса;

внедрение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;

совершенствование системы экологических платежей;

расширение деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и развитию системы особо охраняемых территорий;

экологическое воспитание и образование населения, являющиеся основой экологического благополучия страны.

Ожидаемые результаты

Результатами развития обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в Приволжском федеральном округе будут являться:

улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование экологически безопасной и комфортной среды проживания населения в городах, мест работы и отдыха, иной социальной активности, улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни людей;

сохранение естественных экосистем, природных ландшафтов, источников чистой воды, повышение биопродуктивности, восстановление видового разнообразия;

решение проблем переработки отходов промышленных предприятий и сельскохозяйственного производства, утилизация и переработка твердых бытовых отходов;

обновление и коммерческое использование после окончания программы по уничтожению химического оружия технологической базы потенциально опасных химических и биологических объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, повышение уровня их экологической безопасности;

повышение безопасности транспортировки и перевалки опасных химических и биологических грузов;

восстановление (реабилитация) земель, выведенных из хозяйственного оборота из-за их загрязнения токсичными химическими веществами и опасными биологическими агентами.

Окружающая среда и экологическая безопасность

Информация об законодательстве в области окружающей среды и экологической безопасности

Экологическое законодательство Российской Федерации

Одной из причин негативных экологических тенденций в России является несовершенство правового инструментария. Его отличают фрагментарность и непрямой характер действия, что вкупе с частыми перестройками природоохранительных органов не способствует улучшению качества окружающей среды. Намечаемый на ближайшее время рост производства может значительно ухудшить экологическую ситуацию в силу наличия как минимум двух негативных тенденций: природоемкости традиционных российских технологий и столь же традиционной экстенсивности хозяйствования.

Понятно, что усилия, предпринятые в какой-то области права (совершенствование уголовной ответственности за экологические преступления, законодательства об административных правонарушениях, экологическое страхование, экологическое лицензирование), вряд ли окажутся долговременно эффективными. Но их полезность возрастет многократно, если каждое такое усилие будет являться составной (и непротиворечивой) частью некоего механизма, работающего на одну цель — поддержание благоприятного качества окружающей среды.

Каждое экологизированное правовое предписание Уголовного кодекса Российской Федерации, документов об экологическом аудите, планировании, нормировании должно быть не просто нужным само по себе и ситуативно правильным, но и вписанным как составная часть в механизм управления качеством окружаю- щей среды.

1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружаю- щей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации.

Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.

Общие законопроекты.

  1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
  2. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ (с изменениями от 15.04.98).
  3. Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ.
  4. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ.

Блок законопроектов по экологической безопасности.

  1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.
  2. Федеральный закон «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 №б8-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 05.06.96 № 86-ФЗ с изменениями от 12.07.2000 № 96-ФЗ.
  4. Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-ФЗ.
  5. Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 № 109-ФЗ.
  6. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ (с изменениями от 30.12.01).
  7. Федеральный закон «Об отходах производства и потреблениях от 24.06.98 № 89-ФЗ (с изменениями от 29.12.2000 № 169-ФЗ).

Блок законопроектов по радиационной безопасности населения.

  1. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 № 170-ФЗ (с изменениями от 28.03.02 № 33-ФЗ).
  2. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О финансировании особо радиационно- опасных и ядерно-опасных производств и объектов» от 03.04.96 № 29-ФЗ.
  4. Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» от 10.07.01 № 92-ФЗ.

Блок законопроектов по природным ресурсам.

  1. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ.
  2. Федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» от 16.11.95 № 167-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О штате за пользование водными объектами» от 06.09.98 № 71 -ФЗ (с изменениями от 07.08.01 № 111-ФЗ).
  4. Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.99 № 94-ФЗ (с изменениями от 30.12.2000).
  5. Федеральный закон «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.01 № 136-ФЗ.
  6. Федеральный закон «Об индексации ставок земельного налога» от 14.12.01 № 163-ФЗ.
  7. Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.01 № 101-ФЗ.
  8. Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ.
  9. Федеральный закон «О недрах» от 03.03.95 № 27-ФЗ (с изменениями от 08.08.01).
  10. Федеральный закон «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» от 21.07.97 № 112-ФЗ.
  11. Федеральный закон «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97 № 22-ФЗ.
  12. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.
  13. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 № 169-ФЗ.
  14. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ.
  15. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.98 № 155-ФЗ.
  16. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.95 № 187-ФЗ (в ред. от 08.08.01).
  17. Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.01 № 49-ФЗ.

Законодательство Российской Федерации в области экологической информации

В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:

1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;

2) организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;

3) государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;

4) юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.

Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы:

  • природоохранное
  • природоресурсное законодательство.

В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

В подсистему природоресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РФ(ФЗ № 136 от 25.10.2001 г.), Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», Лесной кодекс РФ (ФЗ № 200 от 04.12.2006 г.), Водный кодекс РФ( ФЗ № 74 от 03.06.2006 г.), Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»,  а также другие законодательные и нормативные акты.

В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования.

Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В 16 главах Закона закрепляются следующие правовые положения:

  • основы управления в области охраны окружающей среды;
  • права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
  • экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
  • нормирование в области охраны окружающей среды;
  • оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
  • требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
  • зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
  • государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
  • контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
  • научные исследования в области охраны окружающей среды;
  • основы формирования экологической культуры;
  • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека — конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды — производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 Закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов и т. д.

Другим источником экологического права служат Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ. В нем есть норма, обеспечивающая экологические права граждан. Так, ст. 18 говориться, что: « Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды…»

Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.

Круг экологических вопросов, по которым могут издаваться указы и распоряжения Президента РФ, практически не ограничен. В их числе следует назвать Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 238 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства РФ также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Немаловажную роль играют нормативные правила — санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после регистрации в Министерстве юстиции и публикации в газете «Российские вести». Согласно Конституции РФ субъекты Федерации также вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению.

Так, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ст. 7) дает право потребителю требовать, чтобы товары были безопасны для его жизни. Он также дает право органам управления на приостановление реализации товаров, если создается угроза здоровью граждан либо состоянию окружающей среды. В законах о местном самоуправлении, налогообложении юридических лиц отражены различные льготы за снижение выбросов, использование чистых технологий и т. д.

Лекция:Природопользование,охрана окружающей среды, экологическая безопасность,нормирование воздействия предприятий на окружающую среду.

Требования экологической безопасности, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха

1. Запрещаются выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, степень опасности которых для воздушной среды не установлена.

2. Не допускается проектирование и эксплуатация стационарных объектов хозяйственной деятельности, в результате которой происходят выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не оснащенных установками очистки газов и средствами контроля ( в том числе, аналитического)за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

3. При проектировании и размещении объектов хозяйственной деятельности, оказывающих негативное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха, прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны объектов экономической деятельности. Размеры санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в соответствии с требованиями технических регламентов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При изменении состояния атмосферного воздуха, которое вызвано аварийными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здоровью человека, субъекты хозяйственной деятельности принимают экстренные меры по защите населения в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4.Запрещается хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и поселений загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, отвечающих требованиям экологической безопасности, предусмотренных настоящим техническим регламентом.

Субъекты хозяйственной деятельности, в результате которой образуются указанные отходы,обязаны обеспечивать их уничтожение или своевременный вывоз отходов на специализированные места их хранения или захоронения или другие объекты хозяйственной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья.

5. Хозяйствующие субъекты, имеющие на объекте стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:

обеспечивают соблюдение установленных лимитов на выбросы (нормативов допустимых выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух и реализацию заявленных мероприятий по уменьшению установленных лимитов на выбросы загрязняющих веществ в соответствии с положениями статьи 8 ;

проводят инвентаризацию загрязняющих веществ и учет выбросов загрязняющих веществ по каждому источнику на территории объекта на основании данных производственного экологического контроля и/или исходя из учета времени и режима работы технологического и пылегазоочистного оборудования, расхода топлива, сырья и материалов, объема выпускаемой продукции.

соблюдают правила и режимы эксплуатации оборудования и сооружений, предназначенных для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

обеспечивают соблюдение режима установленных санитарно-защитных зон объектов хозяйственной деятельности;

обеспечивают расчеты выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников, находящихся на балансе объекта, с учетом п.6 настоящей статьи.

6. Требования к объемам и составу выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников определяются установленными технической документацией характеристиками и требованиями специального регламента по различным видам топлива.

Требования экологической безопасности, обеспечивающих охрану водных объектов

1. Производственные сточные воды должны максимально полно использоваться в системах оборотного водоснабжения объектов хозяйственной деятельности.

Сброс производственных сточных вод непосредственно в водные объекты разрешается при выполнении следующих условий:

невозможности использования производственных сточных вод в оборотном водоснабжении или для других целей, исключающих их отведение в водные объекты;

обеспечении предварительной очистки производственных сточных вод.

2. Осадки,образующиеся при очистке сточных вод, подлежат сбору, обработке, транспортировке, использованию (утилизации), размещению (хранению,захоронению), уничтожению с учетом требований настоящего регламента в части отходов производства.

Сброс осадков сточных вод в водные объекты запрещается.

3. Запрещается поступление загрязняющих веществ в водные объекты, с неустановленными нормативами качества для пресных и морских вод.

4. Запрещаются залповые сбросы сточных вод в водные объекты.

Для предотвращения залповых сбросов сточных вод в составе системы водоотведения должны сооружаться резервные емкости, усреднители, резервные аварийные емкости или другие сооружения для регулирования сброса сточных вод.

5. Сточные воды, отводимые в водные объекты, используемые для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в сельскохозяйственных, рыбохозяйственных, рекреационных и оздоровительных целях, а также сточные воды, используемые в открытых и закрытых системах промышленного водоснабжения и сточные воды, отводимые на поля орошения, подлежат обязательному обеззараживанию.

Основным критерием безопасности обеззараженных сточных вод является отсутствие патогенных микроорганизмов - возбудителей инфекционных заболеваний.

6. Запрещается сброс производственных сточных вод с использованием понижений рельефа.

7.Производственные сточные воды, отводимые в системы канализации поселений или на сооружения по очистке сточных вод поселений не должны:

содержать вещества, которые способны засорять трубы канализационной сети или отлагаться на стенках труб;

вызывать разрушающее действие на материал труб и элементы системы канализации;

содержать горючие примеси и растворенные вещества, способные образовывать взрывоопасные и токсичные газы в канализационных сетях и сооружениях;

содержать микроорганизмы І – ІІ групп патогенности (опасности).

Производственные сточные воды, не отвечающие указанным требованиям, должны подвергаться предварительной очистке на локальных очистных сооружениях перед их сбросом в систему канализации поселений.

8. При присоединении канализационных сетей, отводящих производственные сточные воды, к канализационной сети поселения должен сооружаться контрольный колодец, размещаемый за пределами объектов хозяйственной деятельности.

Объединение производственных сточных вод нескольких объектов хозяйственной деятельности допускается после контрольного колодца каждого из указанных объектов.

9. Не допускается сброс производственных сточных вод с территорий нефтегазодобывающих производств, объектов переработки,транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки без их предварительной очистки на локальных очистных сооружениях.

Сброс загрязненных вод,образовавшихся после зачистки резервуаров для нефти и нефтепродуктов, в канализацию не допускается. Сточные воды, образующиеся при зачистке резервуаров, отводятся в шламонакопители.

Сточные воды установок подготовки нефти, газа и газового конденсата должны подвергаться нейтрализации, очистке и утилизации.

10. Запрещается сброс концентрированных щелочных и кислотных стоков в системы канализации без их предварительной очистки, нейтрализации или другой обработки.

Запрещается сброс в системы канализации ртутьсодержащих растворов.

11.Производственные сточные воды, содержащие трудноокисляемые или не подвергающиеся биологическому окислению химические вещества, подлежат предварительной очистке методами физико-химического, термического или каталитического окисления на локальных очистных сооружениях.

12. В производственных сточных водах, предполагаемых к сбросу в системы канализации поселений, не должно содержаться веществ, для которых не установлены методы определения.

13. Ливневые сточные воды,поступающие с территории объектов хозяйственной деятельности, должны подвергаться очистке перед отведением их в водные объекты при отсутствии возможности предотвращения их сброса другими методами.

В системах ливневой канализации должна обеспечиваться очистка:

не менее 70 % общего годового объема ливневых сточных вод, поступающих с территорий поселений, а также объектов экономической деятельности, состав ливневых сточных вод которых аналогичен составу ливневых сточных вод с территорий поселений;

всего объема ливневых сточных вод, поступающих с площадок объектов экономической деятельности, территории которых могут быть загрязнены опасными веществами.

На территориях объектов хозяйственной деятельности могут устанавливаться накопительные емкости для сбора ливневых сточных вод в целях их дальнейшего использования или направления на очистку.

В целях предотвращения загрязнения подземных водных объектов запрещается отведение неочищенных ливневых сточных вод в овраги, балки и иные естественные понижения местности.

Запрещается сброс в системы ливневой канализации загрязненных производственных или хозяйственно-бытовых сточных вод.

14. Субъекты хозяйственной деятельности, в результате которой образуются сточные воды:

обеспечивают соблюдение установленных лимитов на сбросы (нормативов допустимых сбросов)загрязняющих веществ в водные объекты и реализацию заявленных мероприятий по уменьшению установленных лимитов на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в соответствии с положениями ст. 8 и настоящей статьи.

проводят инвентаризацию загрязняющих веществ и учет сбросов загрязняющих веществ по каждому выпуску в водные объекты и системы канализации на территории объекта, а также переданных на очистку другим организациям, на основании данных производственного экологического контроля и/или исходя из учета времени и режима работы технологического и очистного оборудования, расхода топлива, сырья и материалов, объема выпускаемой продукции.

соблюдают правила и режимы эксплуатации оборудования и сооружений, предназначенных для очистки сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и системы канализации;

Физическая масса сброса загрязняющего вещества, рассчитывается как разность масс вещества (величины показателя),содержащегося в сточной (возвратной) воде и воде, забранной для использования из того же водного объекта.

Требования экологической безопасности,обеспечивающих охрану объектов животного мира

1. В целях предотвращения гибели объектов животного мира при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов по производству, хранению, перевозке, утилизации продукции запрещается:

выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений, химических реагентов, горюче-смазочных материалов и других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов,сырья и отходов без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, ухудшения среды их обитания;

установление сплошных, не имеющих специальных проходов заграждений и сооружений на путях массовой миграции животных;

устройство в реках или протоках запаней или установление орудий лова, размеры которых превышают две трети ширины водотока;

расчистка просек для строительства объектов хозяйственной деятельности древесно-кустарниковой растительности в период размножения животных.

2. При проектировании и строительстве объектов хозяйственной деятельности должны обеспечиваться меры защиты объектов животного мира, включая ограничение работ в периоды массовой миграции, в местах размножения и линьки, выкармливания молодняка, нереста,нагула и ската молоди рыбы.

3. Магистральные трубопроводы должны быть заглублены (погружены под землю на определенную глубину). При строительстве магистральных трубопроводов в легко уязвимых местах среды обитания животных (тундра, водно-болотные угодья и другие), где невозможно заглубить трубы в землю, необходимо предусмотреть сооружение переходов для мигрирующих животных, приподняв отдельные участки трубопроводов на высоту не ниже 3 м.

В случае пересечения реки магистральный трубопровод заглубляется и фиксируется (для предотвращения всплытия). При пересечении трубопроводом верховий рек и ручьев устраивается эстакада.

Магистральные трубопроводы не должны пересекать нерестилища и зимовальные ямы.

В месте пересечения водного объекта, участка концентрации наземных животных или на путях их миграции магистральный трубопровод должен оснащаться техническими устройствами, обеспечивающими отключение поврежденного в результате аварии участка трубопровода.

После завершения строительства, реконструкции или ремонта магистральный трубопровода запрещается оставлять неубранные конструкции,оборудование и незасыпанные участки траншей.

4. Для предотвращения гибели объектов животного мира от воздействия опасных веществ и сырья,находящихся на производственной площадке, необходимо:

хранить материалы и сырье только в огороженных местах на бетонированных и обвалованных площадках с замкнутой системой канализации;

помещать хозяйственные и производственные сточные воды в емкости для обработки на самой производственной площадке или для транспортировки на специальные полигоны для последующей утилизации;

обеспечивать полную герметизацию систем сбора,хранения и транспортировки добываемого жидкого и газообразного сырья;

снабжать емкости и резервуары системой защиты в целях предотвращения попадания в них животных.

5. При проектировании и сооружении транспортных магистралей необходимо ограничить их прохождение по границам различных типов ландшафтов, на путях миграции и в места концентрации объектов животного мира.

На транспортных магистралях необходимо устанавливать специальные предупредительные знаки и знаки ограничения скорости движения транспорта.

Опасные участки транспортных магистралей в местах концентрации объектов животного мира и на путях их миграции ограждаются устройствами со специальными проходами.

При пересечении транспортными магистралями мелких рек и ручьев (поверхностных водотоков) должна обеспечиваться свободная миграция рыб и наземных животных.

При проектировании транспортных магистралей для снижения влияния на объекты животного мира шума движущегося транспорта необходимо устанавливать санитарно-защитные зоны.

6. При проектировании и строительстве новых линий связи и электропередачи должны предусматриваться меры по предотвращению и сокращению риска гибели птиц в случае соприкосновения с токонесущими проводами на участках их прикрепления к конструкциям опор, а также при столкновении с проводами во время пролета.

Линии электропередачи, опоры и изоляторы должны оснащаться специальными птицезащитными устройствами, в том числе препятствующими птицам устраивать гнездовья в местах, допускающих прикосновение птиц к токонесущим проводам.

Трансформаторные подстанции на линиях электропередачи, их узлы и работающие механизмы должны быть оснащены устройствами (изгородями, кожухами и другими), предотвращающими проникновение животных на территорию подстанции и попадание их в указанные узлы и механизмы.

В местах массовой миграции птиц для предотвращения их гибели от столкновения с линиями связи рекомендуется замена воздушной проводной системы связи на подземную кабельную или радиорелейную.

7. При отборе воды из водоемов и водотоков должны предусматриваться меры по предотвращению гибели водных и околоводных животных (выбор места водозабора, тип рыбозащитных устройств, возможный объем воды и другие).

Запрещается сброс любых сточных вод и отходов в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных.

В зарегулированных водных объектах в период нереста рыб должны обеспечиваться рыбохозяйственные попуски, создающие оптимальные условия их воспроизводства.

Требования экологической безопасности,обеспечивающих охрану почв и природных ландшафтов

1. При производстве работ, связанных с нарушением почвенного покрова, плодородный слой почвы снимается, хранится и наносится на рекультивируемые земли или малопродуктивные угодья.

2. Прокладка трасс временных подъездных дорог осуществляется с максимальным использованием существующей дорожной сети с учетом местных природных условий и необходимости оборудования их водопропускными устройствами.

3. Движение транспорта и спецтехники осуществляется только по специально построенным дорогам, обеспечивающим безопасное движение, не вызывающее нарушения растительного и почвенного покрова.

4. При разработке месторождений полезных ископаемых хозяйствующий субъект обязан:

осуществлять мероприятия, предотвращающие или препятствующие развитию водной и ветровой эрозии почв, засолению, заболачиванию или другим формам утраты плодородия земель;

по окончании работ провести работы по демонтажу оборудования; разрушению гидроизоляционных покрытий площадок; бетонных фундаментов; очистке территории от металлолома, строительного мусора; снятию загрязненного слоя грунта;

провести техническую рекультивацию (планировку поверхности,транспортировку и нанесение плодородного слоя, если он был снят), а также биологическую рекультивацию, методы которой определяются природно-климатическими условиями и целевым использованием земель.

Общие требования экологической безопасности в области обращения с отходами производства и потребления

1. При проектировании, строительстве, эксплуатации объектов экономической деятельности должны быть предусмотрены площадки для сбора и/или накопления отходов,оборудованных в соответствии с требованиями, установленными специальным техническими регламентом.

2. Для учета объемов отходов, образующихся в процессах производства, хранения, перевозки и утилизации продукции, субъекты хозяйственной деятельности разрабатывают проекты нормативов образования отходов, учитывающих состав используемого сырья и материалов, ведут учет образовавшихся,использованных, обезвреженных, переданных другим лицам/организациям или полученных от других лиц/организаций, а также размещаемых отходов.

Лимиты на размещение отходов определяются как суммарная масса размещенных отходов на различных объектах размещения отходов.

Для определения лимита на размещение отходов производства на собственных специально оборудованных производственных площадках объекта, принимается величина, равная годовому объему образующихся отходов. В случае наличия у хозяйствующего субъекта собственного полигона для размещения отходов производства, количество размещаемых объемов отходов в год не должна превышать его емкость (мощность) с учетом накопленных отходов.

3. Опасные отходы производства в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, приведенными в Приложении 2.

Запрещается обращение отходов с неустановленным классом опасности для окружающей среды.

4. На опасные отходы составляется паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Форма паспорта опасного отхода приведена в Приложении 2.

5. Перевозка (транспортирование) опасных отходов к местам накопления,хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения осуществляется при выполнении следующих условий:

- наличие паспорта опасных отходов;

- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

- наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

6. Отходы размещают в помещениях,сооружениях или на отведенных санкционированных участках территории ( объектах размещения отходов) в целях контролируемого содержания их в течение периода времени, что отражается в сопроводительной документации на партии отходов.

Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов обязаны:

проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

после окончания эксплуатации данных объектов проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель до состояния, соответствующего целевому назначению земель.

При хранении (захоронении) опасных отходов на объектах размещения отходов должны быть обеспечены требования их изолированного и ресурсосберегающего содержания с целью возможности последующих операций обработки, погрузки,транспортирования, разгрузки, утилизации, захоронения и/или уничтожения.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов,являющегося частью государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

7. Уничтожение опасных отходов производства и потребления производится с помощью технологических процессов (в том числе сжиганием) с учетом требований настоящего технического регламента.

8. Запрещается захоронение отходов производства и потребления на территориях поселений,лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

9. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания запрещается.

10. Субъекты хозяйственной деятельности, в результате которой образуются отходы производства, обеспечивают соблюдение установленных лимитов на размещение отходов и реализацию заявленных мероприятий по их уменьшению в соответствии с положениями ст. 8 и настоящей статьи.

I. Общие положения

1. Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (далее - Критерии) предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды (далее - отходы), и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды (далее - производители отходов).

2. Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую среду (далее - ОС) при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями, приведенными в таблицах 1, 3, 4.

Таблица 1

N п/п Степень вредного воздействия опасных отходов на ОС Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для ОС Класс опасности отхода для ОС
1. Очень высокая Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует. I класс Чрезвычайно опасные
2. Высокая Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия. II класс Высокоопасные
3. Средняя Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника. III класс Умеренно опасные
4. Низкая Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее трех лет. IV класс Малоопасные
5. Очень низкая Экологическая система практически не нарушена. V класс Практически неопасные

3. Отнесение отходов к классу опасности для ОС может осуществляться расчетным или экспериментальным методами.

4. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности.

Приложение 1 к Критериям

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

ПДКп (мг/кг) предельно допустимая концентрация вещества в почве
ОДК ориентировочно допустимая концентрация
ПДКв (мг/л) Предельно допустимая концентрация вещества в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования
ОДУ ориентировочно допустимый уровень
ОБУВ ориентировочный безопасный уровень воздействия
ПДКр.х.(мг/л) предельно допустимая концентрация вещества в воде водных объектов рыбохозяйственного назначения
ПДКс.с. (мг/м3) предельно допустимая концентрация вещества среднесуточная в атмосферном воздухе населенных мест
ПДКм.р. (мг/м3) предельно допустимая концентрация вещества максимально разовая в воздухе населенных мест
ПДКр.з. (мг/м3) предельно-допустимая концентрация вещества в воздухе рабочей зоны
МДС максимально допустимое содержание
МДУ максимально допустимый уровень
S (мг/л) растворимость компонента отхода (вещества в воде при 20оС
Снас (мг/м3) насыщающая концентрация вещества в воздухе при 20оС и нормальном давлении
Kow коэффициент распределения в системе октанол/вода при 20оС
LD50 (мг/кг) средняя смертельная доза компонента в миллиграммах действующего вещества на 1 кг живого веса, вызывающая гибель 50% подопытных животных при однократном пероральном введении в унифицированных условиях
LDкожн50 (мг/кг) средняя смертельная доза компонента в миллиграммах действующего вещества на 1 кг живого веса, вызывающая гибель 50% подопытных животных при однократном нанесении на кожу в унифицированных условиях
LC50 (мг/м3) средняя смертельная концентрация вещества, вызывающая гибель 50% подопытных животных при ингаляционном поступлении в унифицированных условиях
БД биологическая диссимиляция

Приложение 2 к Критериям

Лекция:Природопользование,охрана окружающей среды, экологическая безопасность,нормирование воздействия предприятий на окружающую среду.

1. Стабилизация и улучшение состояния окружающей среды обеспечивается соблюдением разрешенных поэтапно снижаемых уровней негативного воздействия на окружающую среду, которое оказывают существующие объекты хозяйственной деятельности.

2.В целях снижения комплексного загрязнения окружающей средыдля существующего стационарного объекта хозяйственной деятельности устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов производства и потребления, на уровне объемов негативного воздействия, указанных в разрешениях на выбросы,сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов по истечении сроков их действия.

Лимиты устанавливаются по следующим показателям:

· Валовой объем и масса каждого загрязняющего вещества в выбросах в атмосферный воздух;

· Валовой объем и масса каждого загрязняющего вещества в сбросах в водные объекты,

· Объемы размещенных отходов производства каждого класса опасности для окружающей среды на собственных оборудованных производственных площадках и/или объектах размещения отходов производства.

3.Хозяйствующие субъекты хозяйственной деятельности разрабатывают планы снижения установленных лимитов на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления по одному или нескольким показателям,установленным п. 2 настоящей статьи, с указанием ежегодных достигаемых показателей снижения установленных лимитов сроком на 5 лет. Применяемые способы и средства снижения установленных уровней негативного воздействия на окружающую среду определяются субъектом хозяйственной деятельности самостоятельно с учетом требований экологической безопасности, установленных настоящим техническим регламентом и показателями наилучших доступных технологий.

Хозяйствующие субъекты ежегодно производят расчеты удельных показателей выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов на единицу выпускаемой продукции (вида продукции) для формирования средних отраслевых показателей и технологических нормативов, достигнутых на основе использования наилучшей доступной технологии.

4.В последующие годы объекту хозяйственной деятельности устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов производства и потребления с учетом заявленных обязательств по снижению установленных лимитов на выбросы,сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов.

В случае увеличения объемов выпуска продукции лимиты на выбросы сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов увеличиваются на величину, рассчитанную по удельным показателям в соответствии с положениями п.3 настоящей статьи.

5. Установленные лимиты на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и заявленные показатели по снижению негативного воздействия подтверждаются декларацией (сертификатом).

Процедура обязательного подтверждения соответствия требованиям экологической безопасности в форме декларации ( сертификата) осуществляется в соответствии с классификацией существующих объектов хозяйственной деятельности в соответствии с положениями ст. 16.

В случае внедрения наилучших доступных технологий существующему объекту хозяйственной деятельности устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, лимиты на размещение отходов в соответствии с показателями выбранной наилучшей доступной технологии.

Критерии наилучших доступных технологий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Требования экологической безопасности для передвижных источников определяются специальными техническими регламентами.

7. В целях рационального использования природных ресурсов в год вступления в силу настоящего регламента устанавливаются объемы и условия изъятия природных ресурсов (водных, земельных,лесных, минерально-сырьевых, биологических) в соответствии с разрешительными документами ( лицензиями, разрешениями и/или иными формами) на срок,предусмотренный указанными разрешительными документами.

8.Хозяйствующие субъекты проводят производственный экологический контроль в соответствии с утвержденным руководством объекта планом-графиком.

9. При использовании в процессах производства, хранения,перевозки и утилизации продукции опасных веществ, критерии и объемы которых приведены в Приложении 3, для объекта хозяйственной деятельности разрабатывается план ликвидации чрезвычайных ситуаций.

10. Запрещается ввод в строй и эксплуатация сооружений и устройств для перевозки (транспортирования) и хранения нефтяных, химических и других опасных веществ и продукции без оборудования их средствами для предотвращения загрязнения окружающей среды и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных продуктов. Сооружения и устройства для хранения,перевозки продукции должны быть снабжены набором средств (химических реагентов,средств пожаротушения и др.) по ликвидации возможных экологических последствий при чрезвычайных ситуациях.

11. При возникновении чрезвычайной ситуации, приведшей к загрязнению окружающей среды, хозяйствующие субъекты обязаны немедленно предпринять необходимые меры по устранению причин возникновения чрезвычайной ситуации, провести комплекс реабилитационных мероприятий по очистке территории (акватории) и восстановлению компонентов окружающей среды.

12. Для учета требований экологической безопасности на этапе проектирования объектов намечаемой хозяйственной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, проводится оценка воздействия на окружающую среду применительно к месту размещения объекта и государственная экологическая экспертиза

Оценка воздействия на окружающую среду и государственная экологическая экспертиза проводится в случае изменения функционального статуса или ликвидации объекта хозяйственной деятельности за исключением объектов, указанных в Приложении 5.

Требования экологической безопасности, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха

1. Запрещаются выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, степень опасности которых для воздушной среды не установлена.

2. Не допускается проектирование и эксплуатация стационарных объектов хозяйственной деятельности, в результате которой происходят выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не оснащенных установками очистки газов и средствами контроля ( в том числе, аналитического)за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

3. При проектировании и размещении объектов хозяйственной деятельности, оказывающих негативное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха, прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны объектов экономической деятельности. Размеры санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в соответствии с требованиями технических регламентов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При изменении состояния атмосферного воздуха, которое вызвано аварийными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здоровью человека, субъекты хозяйственной деятельности принимают экстренные меры по защите населения в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4.Запрещается хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и поселений загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, отвечающих требованиям экологической безопасности, предусмотренных настоящим техническим регламентом.

Субъекты хозяйственной деятельности, в результате которой образуются указанные отходы,обязаны обеспечивать их уничтожение или своевременный вывоз отходов на специализированные места их хранения или захоронения или другие объекты хозяйственной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья.

5. Хозяйствующие субъекты, имеющие на объекте стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:



1. Смысловое значение понятий: «охрана природы», «охрана окружающей среды», «природопользование», «экологическая безопасность»

Охрана природы - совокупность государственных и общеобразовательных мероприятий, направленных на сохранение атмосферы, растительности и животного мира, почв, вод и земных недр.

В 50-х гг. XX в. возникает еще одна форма охраны -- охрана среды обитания человека. Это понятие, близкое по смыслу к охране природы, в центр внимания ставит человека, сохранение и формирование таких природных условий, которые наиболее благоприятны для его жизни, здоровья и благосостояния.

Охрана окружающей природной среды -- представляет систему государственных и общественных мер (технологических, экономических, административно-правовых, просветительных, международных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих экологических сообществ и природных ресурсов во имя живущих и будущих поколений. В новом природоохранном Федеральном законе (2002) используется термин «охрана окружающей среды», при этом «природная среда» понимается как важнейшая составляющая часть окружающей среды. В последние годы часто используется также термин «защита окружающей природной среды», который близок другому понятию -- «охрана биосферы» т.е. системе мероприятий, направленных на устранение негативного антропогенного или стихийного влияния на взаимосвязанные блоки биосферы, на поддержание выработавшейся эволюционно ее организованности и обеспечения нормального функционирования.

Охрана окружающей природной среды тесно связана с природопользованием -- общественно-производственной деятельностью, направленной на удовлетворение материальных и культурных потребностей общества путем использования различных видов природных ресурсов и природных условий. По Н. Ф. Реймерсу (1992), оно включает в себя:

а) охрану, возобновление и воспроизводство природных ресурсов, их извлечение и переработку;

б) использование и охрану природных условий среды жизни человека;

в) сохранение, восстановление и рациональное изменение экологического равновесия природных систем;

г) регуляцию воспроизводства человека и численности людей.

Природопользование может быть рациональным и нерациональным. Рациональное природопользование означает комплексное, научно обоснованное, экологически безопасное и неистощительное использование природных богатств, с максимально возможным сохранением природно-ресурсного потенциала и способности экосистем к саморегуляции. Нерациональное природопользование не обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала, ведет к ухудшению качества природной среды, сопровождается нарушением экологического равновесия и разрушением экосистем.

На современном этапе развития проблемы охраны окружающей природной среды рождается новое понятие «экологическая безопасность», под которым понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных экологических интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций, их последствий.

Научной основой всех мероприятий по обеспечению экологической безопасности населения и рациональному природопользованию служит теоретическая экология, важнейшие принципы которой ориентированы на поддержание гомеостаза экосистем и на сохранение животного потенциала.

Экосистемы имеют следующие предельные границы такой экзистенции (существования, функционирования), которые необходимо учитывать при антропогенном воздействии (Сайко, 1985):

*предел антропотолерантности -- устойчивости к негативному антропогенному воздействию, например, вредному влиянию пестицидов;

* предел стохетолерантности -- устойчивости против стихийных бедствий, например, действия на лесные экосистемы ураганных ветров;

* предел гомеостаза -- способности к саморегуляции;

*предел потенциальной регенеративности, т.е. способности к самовосстановлению.

Экологически обоснованное рациональное природопользование должно заключаться в максимально возможном повышении этих пределов для достижения экологически сбалансированного природопользования. Нерациональное природопользование и конечном счете ведет к экологическому кризису.


Смотрите также