Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф


Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Под редакцией Н. М. КИРШИНА

Допущено

Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов образовательных учреждений

среднего профессионального образования

3-е издание, стереотипное

~^^\ ACADEMA

Москва

Издательский центр «Академия» 2008

УДК 61(075.32)

ББК51.1(2)2я723 Б40

Рецензенты:

декан факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена,

д-р пед. наук, профессор Л. А. Михайлов',

зав. отделением медицинского колледжа Всероссийского

учебно-научно-методического Центра по непрерывному медицинскому

и фармацевтическому образованию Министерства здравоохранения

и социального развития Российской Федерации, канд. мед. наук

О. Н. Иващенко

Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф :

Б40 Учеб. для студ. сред. проф. учеб, заведений / [С. Б. Варющенко, В. С. Гостев, Н. М. Киршин и др.] ; под ред. Н. М. Киршина. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320с.

ISBN 978-5-7695-5466-7

Представлены сведения о чрезвычайных ситуациях природного и тех-ногенного характера, дана классификация катастроф. Рассмотрены осно­вы безопасности людей в чрезвычайных ситуациях, способы оценки об­становки при авариях, мероприятия по защите населения и территорий, по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Изложены основ­ные задачи и организационная структура Всероссийской службы медици­ны катастроф. Рассмотрены меры неотложной помощи при радиацион­ном и химическом поражении, отравлении ядовитыми веществами. Опи­саны особо опасные инфекции, механизмы развития эпидемического про­цесса и мероприятия по ликвидации очагов биологического поражения. Приведена характеристика террористических угроз и опасностей.

Для студентов средних медицинских учебных заведений.

УДК 61(075.32) ББК51.1(2)2я723

Оригинал-макет данного издания является собственностью

Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом

без согласия правообладателя запрещается

© Коллектив авторов, 2005

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2005 ISBN 978-5-7695-5466-7 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2005

Введение

История развития человечества отражает не только поиск и построение более безопасного и комфортного мира, но и обрете­ние на этом пути новых угроз и опасностей.

Двадцатый век был ознаменован стремительным развитием техносферы, ростом активности природных процессов, возник­новением глобальных экологических угроз, мощными негативны­ми социальными потрясениями, что повлекло беспрецедентный рост процессов обмена продукцией, энергией, информацией в системах человек — биосфера — техносфера, человек — соци­альная среда.

Прямым следствием роста интенсивности и масштабов воздей­ствия на человека, социальную, природную, техногенную среду биологических, физических, химических и информационных фак­торов является наблюдаемый стабильный рост ущербов от всей со­вокупности чрезвычайных ситуаций даже в высокоразвитых странах.

Мир приобрел новые системные свойства, которые выражены сегодня в интеграции и глобализации угроз и опасностей, суще­ственно большей «человекозависимости».

На рубеже XXI в. изменились спектр и характер угроз безопас­ности личности, обществу, государству, обозначились новые под­ходы к оценке рисков в основных сферах жизнедеятельности че­ловека. Наметился существенный прогресс в теории и практике обеспечения безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, биолого-социального, экологическо­го, террористического характера.

Указанные обстоятельства обусловили глубокие изменения в подходах к изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятель­ности», а также в самом содержании дисциплины.

Только человек просвещенный, обладающий знаниями об опас­ностях современного мира, представляющий себе их сложную природу и глубокие взаимосвязи, новые закономерности и нераз­рывное единство элементов системы человек — биосфера — тех­носфера, способен во всех областях своей деятельности целена­правленно стремиться к обеспечению безопасности собственной, общества и следующих поколений.

Именно такое, обновленное мировоззрение, основанное на уважении к праву, знаниях, научных выводах и обобщениях, со­единенное с нравственными созидательными принципами и об­щечеловеческими ценностями, позволит обеспечить достаточные условия и гарантии существования безопасного и устойчивого развития мира.

3

Государственные образовательные стандарты предполагают, что специалист в любой области вместе с пониманием серьезности потенциальных угроз современного мира должен владеть тем на­бором знаний, навыков и умений, который позволяет ему пред­видеть, оценивать и идентифицировать опасности, безопасно вза­имодействовать со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной), а в случае возникновения реальной уг­розы — минимизировать возможный ущерб.

Хорошо известно, что источником огромного числа чрезвы­чайных ситуаций, повлекших за собой массовые жертвы, страда­ния и трагедии сотен и тысяч людей, причинение тяжкого вреда здоровью, масштабные материальные ущербы явились не техника или стихия, а человек. Значительная часть опасностей, рисков современного мира и «пусковой механизм» их реализации нахо­дится в нас самих. Не допустить возникновения чрезвычайных ситуаций по вине человека или резко снизить их число вполне по силам обществу. На решение этой задачи направлены усилия ме­диков, юристов, социологов, психологов и специалистов в раз­ных сферах безопасности. Вместе с тем везде и всегда первым и порой самым надежным барьером для любой опасности, связан­ной с многогранной деятельностью человека, являлись, с одной стороны, опыт и практические навыки, а с другой, — нормы права, требования закона.

Донести эти знания и привить необходимые навыки по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, прогнозу и предупреждению чрезвычайных ситуаций, принятию правильных решений в экстремальных ситуациях, применению норм права и проведению анализа организационных и экономико-правовых ас­пектов обеспечения безопасности в различных сферах жизнеде­ятельности, по применению различных средств и способов защиты и призвана дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», кото­рая была введена в Российской Федерации для всех специально­стей высшего и среднего профессионального образования с 1990 г.

Правовой основой изучения дисциплины служат законы: «О за­щите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ; «О без­опасности» от 25.12.1992 № 4235-1; «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ и другие законы, регулирующие вопросы обеспечения техногенной, биолого-социальной, экологической, информационной, общественной, экономической, военной без­опасности, безопасности от природных чрезвычайных ситуаций; постановления Правительства РФ: «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 05.11.1995 № 1113; «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характе­ра» от 04.09.2003 № 547; «Об утверждении Положения об орга-

4

низации обучения населения в области гражданской обороны» от 02.11.2000 № 841; «О гражданских организациях гражданской обороны» от 10.06.1999 № 620; указы Президента РФ: «Концеп­ция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.1996 г. № 440; «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» от 10.01.2000 № 24; «Вопросы МЧС РФ» от 21.09.2002 № 1011 и ряд других важных нормативных документов.

«Безопасность жизнедеятельности» — обязательная обще про­фессиональная дисциплина, в которой соединены тематика без­опасного взаимодействия человека со средой обитания (произ­водственной, бытовой, природной, городской) и вопросы защи­ты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природно­го и техногенного характера. Изучение дисциплины позволяет сформировать у специалистов представления о неразрывном един­стве эффективной профессиональной деятельности с требовани­ями обеспечения безопасности и защищенности человека, окру­жающей среды, материальных и культурных ценностей. Реализа­ция этих требований обеспечивает сохранение здоровья и трудо­способности человека, способность окружающей среды поддер­живать жизнь настоящих и будущих поколений, снижение уровня экономических и материальных ущербов.

Безопасность жизнедеятельности наряду с прикладной орга­низационно-технической и управленческой направленностью пря­мо ориентирована на расширение спектра общегуманитарных зна­ний, в том числе правовой составляющей, при подготовке специ­алистов всех профилей и базируется на знаниях, полученных при изучении блока социально-экономических, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин.

Аварии, промышленные катастрофы и стихийные бедствия могут сопровождаться серьезными медицинскими последствиями. К основным из них относятся:

большое число пострадавших с поражениями разных видов и степеней, появляющимися за очень короткое время;

сложная санитарно-гигиеническая и противоэпидемическая обстановка, вызванная выходом из строя систем энерго-, водо­снабжения, канализации, скоплением больших масс людей;

дезорганизация управления здравоохранением в зоне чрезвы­чайной ситуации, материальные и людские потери, не позволяю­щие наладить требуемое медицинское обеспечение в этой зоне.

В этих условиях возникает острая необходимость проведения в короткое время широкомасштабных мероприятий по медицинскому обеспечению населения. С этой целью в системе здравоохранения России создано специальное научно-практическое направление — медицина катастроф. Организационно это новое направление офор­млено в виде Всероссийской службы медицины катастроф с ее региональными и территориальными подразделениями.

Часть первая БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

studfiles.net

Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф.

Выберите номер правильного варианта ответа:

1. Клиническая форма острой лучевой болезни, которая развивается при дозе облучения от 1 до 10 Грей называется:

1. костно-мозговая

2. кишечная

3. токсемическая

4. церебральная

2. Этапом медицинской эвакуации называется

  1. система организации медицинской помощи

  2. маршрут, по которому проводится эвакуация пораженных

  3. место оказания помощи пострадавшим, ах лечение и реабилитация

  4. силы и средства здравоохранения, развернутые на путях эвакуации пострадавших, для проведение медицинской сортировки, оказания мед. помощи, лечения и подготовки к дальнейшей эвакуации

3. При аварии с выбросом в атмосферу хлора необходимо:

  1. надеть противогаз или ватно-марлевую повязку, смоченную 2% раствором соды и подняться вверх

  2. надеть противогаз или ватно-марлевую повязку, смоченную раствором лимонной или уксусной кислоты и спуститься в подвал

  3. надеть противогаз или ватно-марлевую повязку, смоченную 2% раствором соды я спуститься в подвал

  4. не предпринимать никаких действий до приезда спасателей

4. В фазе изоляции проводится

1. доврачебная помощь

2. первая медицинская помощь

3. первая врачебная помощь

4. квалифицированная медицинская помощь

5. Оптимальным сроком для оказания первой медицинской помощи является:

1. 12 часов

2. 30 минут

3. 6 часов

4. 2 часа

6. Медицинской сортировкой является:

  1. выделение пораженных, нуждающихся в неотложной медицинской помощи

  2. распределение пораженных, нуждающихся в медицинской помощи и эвакуации, на группы

  3. метод распределения пораженных, нуждающихся в однородных лечебно-профилактических, эвакуационных мероприятиях на группы

  4. метод распределения пораженных по функциональным подразделениям больницы

7. Для обеззараживания воды в очагах ЧС применяется :

1. цистамин

2. этаперазин

3. пантоцид

4. пергидроль

8. Виды медицинской помощи, предусмотренные на догоспитальном этапе при катастрофах:

1. любая, которую можно использовать

2. квалифицированная

3. первая медицинская, доврачебная, первая врачебная

4. специализированная, квалифицированная

9. Метод работы, позволяющий своевременно оказать медицинскую помощь при массовом поступлении пораженных:

1. быстрое выведение из очага катастрофы

2. оказание неотложной помощи

3. четко организованная эвакуация

4. медицинская сортировка

10. Для защиты щитовидной железы при авариях на радиационно-опасных объектах применяют:

1. тарен

2. промедол

3. этаперазин

4. йодистый калий

11. Препарат, который может заменить йодистый калий для защиты щитовидной железы при радиационных авариях

1. 5% настойка йода

2. 0,5% раствор хлоргексидина биглюконата

3. 70% этиловый спирт

4. 96% этиловый спирт

12. Виды медицинской сортировки на этапах медицинской эвакуации

1. диагностическая

2. прогностическая

3. внутренняя

4. эвакуационно - транспортная, внутрипунктовая

13. Коллективные средства защиты

1. больницы

2. формирования гражданской обороны

3. противогазы

4. убежища и укрытия

14. Поражение кожи с отслойкой эпидермиса и образованием пузырей со светло-желтым содержимым является термическим ожогом:

1. 1 степени

2. 2 степени

3. 3 степени

4. 4 степени.

15. Аспирация большого количества воды происходит:

  1. При асфиксическом утоплении

  2. При синкопальном утоплении

  3. При истинном утоплении

  4. При крио-шоке

16. Характерный симптом отравления хлором

1. мидриаз

2. миоз

3. резь в глазах

4. дизурия

17. Головная боль, тяжесть в голове, шум в ушах, пульсация в висках, тошнота, сонливость наблюдается при отравлении:

  1. серной кислотой

  2. окисью углерода

  3. фосгеном

  4. хлором

18. В очаге поражения аммиаком для защиты органов дыхания следует надеть повязку, смоченную

1. этиловым спиртом

2. 5% раствором уксусной кислоты

3. 2% раствором питьевой соды

4. 2% раствором новокаина

19. Транспортировка пострадавших с переломом костей таза:

  1. На щите, на спине, с валиком под поясницей

  2. На щите, на спине, с валиком под шеей

  3. На щите, на спине, с валиком под коленями

  4. Полусидя

20. После согревания кожа синюшно-багровая, пузыри с кровянистым содержанием, чёткая демаркационная линия встречается при отморожении:

1. 1 степени

2. 2 степени

3. 3 степени

4. 4 степени

21. Пострадавший жалуется на боль в повреждённой конечности, жажду (изменений в моче нет) в период:

1. компрессии

2. раннем периоде декомпрессии

3. промежуточном периоде декомпрессии

4. позднем периоде декомпрессии

22. Первая медицинская помощь при ранении наружной сонной артерии

1. пальцевое прижатие

2. наложение давящей воздухонепроницаемой повязки

3. обезболивание

4. прошивание раны

23. Иммобилизация при подозрении на повреждение шейного отдела позвоночника

1. петля Глиссона

2. не требуется

3. ватно-марлевый воротник

4. пращевидная повязка

24. Медицинская помощь оказывается в первую очередь:

1. нахождение частей тела под конструкцией

2. ожоги 18%

3. наличие АХОВ на теле

4. открытый перелом бедра

25. Радионуклиды, накапливающиеся в щитовидной железе:

1. радий-226

2. йод-131

3. стронций-90

4. не накапливаются

26. Эвакуация населения при ЧС осуществляется по

1. гемодинамическим показателям

2. эвакуационно - сортировочным показателям

3. возрастным показателям

4. наличию транспортных средств

27. Индивидуальный противохимический пакет используется для проведения частичной

1. дегазации

2. дезактивации

3. дератизации

4. дезинфекции

28. Индекс Алговера применяется для определения тяжести :

1. дыхательной недостаточности

2. лучевых поражений

3. кровопотери

4. коматозного состояния

29. Заболевания, наиболее затрудняющие проведение спасательных работ в зоне ЧС:

  1. Простудные заболевания

  2. Особо опасные инфекции

  3. Сердечно-сосудистые заболевания

  4. Заболевания кожи и подкожной клетчатки

studfiles.net

Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф

1. Учение о механизмах развития болезни называется:

А. Этиологией.

Б. Патогенезом.

В. Симптомом.

Г. Синдромом.

2. Защитно-приспособленная реакция организма, возникающая в ответ на действие пирогенных раздражителей, называется:

А. Лихорадкой.

Б. Гипертермией.

В. Гипотермией.

Г. Тепловым ударом.

3. Инфаркт миокарда возникает в результате:

А. Механического повреждения тканей.

Б. Температурного воздействия.

В. Острого нарушения кровообращения.

Г. Воздействия химических веществ.

4. Наиболее опасное проявление немедленной аллергии называется:

А. Крапивницей.

Б. Бронхоспазмом.

В. Анафилактическим шоком.

Г. Отёком Квинке.

5. Наиболее частое осложнение гипертонической болезни:

А. Гипертонический криз.

Б. Первично сморщенные почки.

В. Порок сердца.

Г. Бронхоспазм.

6. Патогенез сердечной астмы:

А. Спазм бронхов.

Б. Снижение тонуса миокарда.

В. Снижение АД.

Г. Спазм мозговых сосудов.

7. Опасное осложнение язвенной болезни желудка:

А. Прободение стенки желудка.

Б. Рвота.

В. Нарушение процессов пищеварения.

Г. Боль в эпигастральной области.

8. Опасное легочное кровотечение возникает при:

А. Бронхопневмонии.

Б. Бронхиальной астме.

В. Туберкулезе легких.

Г. Остром бронхите.

9. Боль за грудиной, иррадиирущая в левую руку и левую лопатку, – признак:

А. Приступа стенокардии.

Б. Желчной колики.

В. Почечной колики.

Г. Приступа бронхиальной астмы.

10. Приступ стенокардии купируют:

А. Парацетамолом.

Б. Нитроглицерином.

В. Папаверином.

Г. Дибазолом.

11. Указать парентеральный способ внедрения лекарств в организм:

А. Ингаляционный.

Б. Пероральный.

В. Сублингвальный.

Г. Ректальный.

12. Какой способ введения лекарства следует выбрать, если больной в терминальном состоянии, периферическое кровообращение нарушено?

А. Подкожный.

Б. Внутримышечный.

В. Ректальный.

Г. Внутривенный.

13. На локтевой и коленный суставы накладывается повязка:

А. Циркулярная.

Б. Спиральная.

В. 8-образная.

Г. «Черепашья».

14. Показатели АД 160/90 рт. ст. – это:

А. Норма.

Б. Гипотензия.

В. Экстрасистолия.

Г. Гипертензия.

15. При острой сосудистой недостаточности (обморок, коллапс) больному надо придать положение:

А. Полусидячее.

Б. Ровное горизонтальное.

В. Горизонтальное с приподнятой головой.

Г. Горизонтальное с приподнятыми ногами.

16. Для профилактики аспирации рвотных масс больному следует придать положение:

А. На спине.

Б. На боку.

В. На животе.

Г. Полусидячее.

17. Стремительно развивающийся шок:

А. Травматический.

Б. Геморрагический.

В. Анафилактический.

Г. Гемотрансфузионный.

18. С чего начинается оказание помощи при утоплении?

А. Искусственного дыхания.

Б. Непрямого массажа сердца.

В. Удаления воды из дыхательных путей пострадавшего.

Г. Согревания.

19. Для проведения искусственной вентиляции легких необходимо в первую очередь:

А. Голову пострадавшего запрокинуть с выдвиганием вперёд нижней челюсти.

Б. Закрыть нос пострадавшему.

В. Сделать пробное вдувание воздуха.

Г. Нажать на грудину.

20. Несомненный признак биологической смерти:

А. Отсутствие дыхания.

Б. Отсутствие сердцебиения.

В. Расширение зрачков.

Г. Помутнение роговицы.

21. Для восстановления сердечной деятельности внутрисердечно вводят:

А. Раствор кальция хлорида.

Б. Кордиамин.

В. Раствор кофеин-бензоната натрия.

Г. 0,1 % раствор адреналина гидрохлорида.

22. К абсолютным признакам перелома костей относится:

А. Боль в месте перелома.

Б. Ограничение движений в суставах.

В. Патологическая подвижность кости.

Г. Наличие гематомы.

23. Признак артериального кровотечения:

А. Медленное вытекание крови из раны.

Б. Темно-вишнёвый цвет крови.

В. Сильная пульсирующая струя крови.

Г. Образование гематомы.

24. Показания к наложению жгута:

А. Венозное кровотечение.

Б. Артериальное кровотечение.

В. Внутреннее кровотечение.

Г. Кровотечение в просвет полого органа.

25. Главный признак вывиха:

А. Боль.

Б. Изменение формы сустава.

В. Отёк сустава.

Г. Невозможность движения в суставе.

26. Оптимальный срок оказания первой медицинской помощи (ПМП) после травмы:

А. 0,5 часа.

Б. 1 час.

В. 1,5 часа.

Г. 2 часа

27. Окклюзионную повязку накладывают при:

А. Закрытом переломе ребер.

Б. Открытом переломе ребер.

В. Ушибе грудной клетки.

Г. Переломе ключицы.

28. Эпилептический припадок характеризуется:

А. Редким дыханием, бледной кожей.

Б. Отсутствием или резким ослаблением реакции организма на внешние раздражители.

В. Внезапной потерей сознания.

Г. Запахом ацетона изо рта.

29. Для удушья характерны:

А. Сильная головная боль.

Б. Сильный кашель, синюшность и отёчность лица.

В. Беспокойство, потливость, дрожь.

Г. Боли в сердце.

30. Остановке кровотечения способствует:

А. Новокаин.

Б. Гепарин.

В. Викасол.

Г. Аспирин.

31. Первая помощь при потере сознания:

А. Абсолютный покой.

Б. Абсолютный покой, голову поворачивают набок.

В. Абсолютный покой, голову поворачивают набок, дальнейшие действия зависят от причины, вызвавшей потерю сознания.

Г. Холод на голову.

32. Помощь при обмороке:

А. Больному придают горизонтальное положение, опуская голову немного ниже туловища.

Б. Дают понюхать нашатырный спирт, лицо обтирают холодной водой.

В. Больному придают горизонтальное положение, дают понюхать нашатырный спирт, лицо обтирают холодной водой.

Г. Внутрь горячий сладкий чай.

33. Первая помощь при гипогликемической коме:

А. Срочно ввести инсулин.

Б. Дать пару кусков сахара, конфету, кусок хлеба.

В. Срочно доставить в ЛПУ.

Г. Сделать непрямой массаж сердца.

34. При пальцевом прижатии сонной артерии её прижимают к:

А. Ребру.

Б. Поперечному отростку VI шейного позвонка.

В. Середине грудино-ключично-сосцевидной мышцы.

Г. Ключице.

35. Неотложная помощь при носовом кровотечении:

А. Запрокинуть голову больного назад, положить холод на переносицу, сделать тампонаду.

Б. Нагнуть голову больного вперёд, положить холод на переносицу, сделать тампонаду.

В. Немедленно уложить больного на спину без подушки, положить холод на переносицу, сделать тампонаду.

Г. Приложить тепло к переносице.

36. Тактика оказывающего помощь на доврачебном этапе при ранении грудной клетки в случае, если из раны выступает ранящий предмет:

А. Удаление ранящего предмета, наложение тугой повязки.

Б. Наложение повязки без удаления ранящего предмета.

В. Удаление ранящего предмета, тугая тампонада раны, наложение повязки.

Г. Наложение окклюзионной повязки.

37. Оказывая помощь при ожоге первой степени, в первую очередь необходимо обработать обожжённую поверхность:

А. 96% этиловым спиртом.

Б. Холодной водой до онемения.

В. Стерильным новокаином.

Г. Жиром.

38. Принципы оказания помощи при химических ожогах:

А. По возможности нейтрализовать вещества, вызывающие ожог, промыть холодной водой.

Б. Промывание холодной водой в течение часа.

В. Анальгетики, начиная со второй степени – сухие асептические повязки без обработки обожжённой поверхности.

Г. Присыпать тальком.

39. К группе особо опасных инфекций относится:

А. Грипп.

Б. Ангина.

В. Холера.

Г. Корь.

40. Медицинское средство профилактики поражений ФОВ в АИ-2:

А. Тарен.

Б. Сульфадиметоксин.

В. Цистамин.

Г. Тетрациклин.

41. Принципы оказания неотложной помощи при тяжёлой электротравме:

А. Начать сердечно-лёгочную реанимацию и, по возможности, принять меры для удаления пострадавшего от источника тока.

Б. Освободить пострадавшего от контакта с источником тока, соблюдая меры личной предосторожности, и только после этого начать сердечно-лёгочную реанимацию.

В. Закопать пострадавшего в землю.

Г. Облить водой.

42. Артериальный жгут накладывают максимум на:

А. 0,5-1 час.

Б. 1,5-2 часа.

В. 6-8 часов.

Г. 3-5 часов.

43. Асептика – это:

А. Комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микробов в ране, создание в ране неблагоприятных для микробов условий развития.

Б. Комплекс мероприятий, направленных иа предупреждение попадания микробов в рану.

В. Комплекс мероприятий, направленных на полное уничтожение микробов и их спор.

Г. Действие антибиотиков.

44. Антисептика – это:

А. Комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микробов в ране, создание в ране условий, неблагоприятных для развития микробов и проникновения их вглубь.

Б. Комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попадания микробов в рану.

В. Комплекс мероприятий, направленных на полное уничтожение микробов и их спор.

Г. Материал, употребляемый во время операций и прививок для осушивания ран и операционного поля, тампонады ран и накладывания различных повязок.

45. Стерилизация – это:

А. Комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микробов в ране.

Б. Комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попадания микробов в рану.

В. Комплекс мероприятий, направленных на полное уничтожение микробов и их спор.

Г. Удаление из раны омертвевших размозженных тканей, сгустков крови, инородных тел.

46. Огромное значение в уменьшении безвозвратных потерь придают своевременному оказанию:

А. Первой медицинской и доврачебной помощи.

Б. Доврачебной и врачебной помощи.

В. Врачебной и квалифицированной помощи.

Г. Специализированной помощи.

47. Наиболее часто применяемый способ остановки венозных кровотечений:

А. Наложение жгута.

Б. Тампонада раны.

В. Тугая давящая повязка.

Г. Закрутка.

48. Адсорбция – это:

А. Поглощение отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ за счёт взаимодействия с химически активными веществами.

Б. Поглощение газов и паров поверхностью твёрдого тела.

В. Изменение скорости химических реакций.

Г. Растворение СДЯВ.

49. К радиозащитным препаратам относятся:

А. Антибиотики.

Б. Радиопротекторы (цистамин).

В. Сердечные гликозиды.

Г. Глюкокортикоиды.

50. Наиважнейший вид медицинской помощи в фазе изоляции:

А. Первая медицинская помощь.

Б. Специализированная помощь.

В. Первая врачебная помощь.

Г. Квалифицированная врачебная помощь.

studfiles.net

Безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф | ДГМУ

Безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф

Общая информация

Заведующий кафедрой: кандидат медицинских наук Багандов Магомед-Камиль Ибрагимович.

Адрес: пр. Шамиля 44, 8-9 этажи (десятиэтажный корпус).

Тел. (факс): 8 (8722) 63-22-44

Ответственный за сайт: Багандов М-К.И

Багандов Магомед-Камиль Ибрагимович

КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

В 1995 г. военная кафедра была преобразована в кафедру военной и экстремальной медицины, которая в 2010 года была ликвидирована, и на ее базе сформирована кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф. В настоящее время кафедра имеет название «безопасность жизнедеятельности и медицины катастроф»

В связи с введением с 1 сентября 2011 года ФГОС третьего поколения, кафедра с 2012−2013 учебного года приступила к реализации новой учебной программы «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф».

Сейчас, когда для страны реальную опасность представляют локальные, региональные войны и вооруженные конфликты, терроризм, проявления религиозного и иного экстремизма, природные и техногенные катастрофы, кафедра ведет подготовку студентов и курсантов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф».

Программа включает изучение следующих учебных предметов:

  • Оказание первой помощи в ЧС;
  • безопасность жизнедеятельности;
  • медицина катастроф;
  • организация обеспечения медицинским имуществом в чрезвычайных ситуациях и в военное время (для фармацевтического  и медико-профилактического факультетов).

Основная задача обучения  — подготовка выпускников к практическому выполнению функциональных обязанностей в специальных формированиях здравоохранения, формированиях и учреждениях медицинской службы гражданской обороны и службы медицины катастроф в соответствии со специальностью.

В настоящее время профессорско-преподавательский состав кафедры представлен  заведующим  кафедрой полковником медицинской службы в отставке, к.м.н., доцентом Багандовым М-К.И. и 11 опытными преподавателями, из них 4 кандидата наук и 4 аспиранта.

Состав кафедры:

  1. заведующий кафедрой – к.м.н., доцент Багандов Магомед-Камиль Ибрагимович;
  2. зав.учебной частью кафедры – ассистент Аминова Айшат Аминовна;
  3. доцент кафедры – Рабаданова Патимат Магомедовна;
  4. старший преподаватель – Баштукаева  Зарема Исламутдиновна;
  5. старший преподаватель – Салихова Ажиим Бадавиевна;
  6. ассистент – Аджиева Марьям Магомедовна;
  7. ассистент – Алимова Ирина Абдулгалимовна;
  8. ассистент – Багандова Джамиля Шамильевна;
  9. ст. лаборант – Агабаева Эльмира Джамаловна;

Учебная работа

Учебная работа включает аудиторные занятия на кафедре (лекционные, практические, семинары), самостоятельную подготовку студентов, сдачу междисциплинарного экзамена и дифференцированного зачета.

Будущий врач (провизор) должен понимать, что в чрезвычайных условиях, даже малейшая растерянность, проявление страха, могут привести к тяжёлым, а порой и к непоправимым последствиям, что в любых критических моментах необходима его психологическая готовность к уверенным, четким и профессиональным действиям.

Кафедра размещена на 8-9 этажах 9-ти этажного учебного корпуса, и располагает классно-лабораторным фондом: учебных классов — 10, служебных помещений — 10. Имеющиеся учебные классы профилированы по предметам обучения и имеют тематическую направленность. Оснащение классов наглядными пособиями осуществляется своими силами. Классы оборудованы электрифицированными стендами, схемами, макетами, имеют технические средства обучения.

Учебный процесс организован в соответствии с рабочей программой «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» 2013 года издания на основании рабочего учебного плана. Обучение на всех дисциплинах проводятся методом проведения лекционных, семинарских, практических занятий, самостоятельной подготовки под руководством преподавателя, текущего и итогового контроля усвоения учебного материала.

Все лекционные занятия проводятся с использованием мультимедийного сопровождения, на практических, семинарских занятиях активно используются компьютеры, телевизионная и видеотехника.

Подготовлено 10 новых лекций, готовится издание избранных лекций. Лекции читаются заведующим кафедрой, доцентами и старшими преподавателями.

Для улучшения наглядности образования обновлены стенды и витражи в 6-х классах и коридоре кафедры.

Самостоятельная подготовка студентов на кафедре является обязательной формой обучения. Самостоятельная подготовка организуется под руководством преподавателя, как правило, осуществляющего преподавание данной дисциплины у конкретной группы.

Планирование самостоятельной подготовки осуществляется совместно с общим планированием учебных занятий на кафедре накануне практических занятий по установленной тематике.

Для проведения самостоятельной подготовки, выделяются тематические классы, что значительно облегчает организацию и проведение самоподготовки. Для обеспечения наглядности изучаемых учебных вопросов используются стенды, плакаты, схемы, а также табельные средства (приборы, аппараты, комплектно-табельное имущества).

По прибытии на самоподготовку студенты получают «Методические указания по подготовке к занятиям», содержащие цели занятия, учебно-целевые задачи, задания, логико-дидактическую структуру (ЛДС) темы, вопросы для самоконтроля, справочные данные. Перечисленные учебно-методические материалы по разделам дисциплин разработаны преподавателями кафедры.

Преподаватель разъясняет ЛДС темы, после чего дает задание на самоподготовку и учебные материалы: учебные пособия, схемы, плакаты.

Для более глубокого и прочного закрепления в памяти основных положений вопросов темы — изучение рекомендованной литературы сопровождается и завершается обязательным составлением конспекта.

В ходе самоподготовки преподаватели осуществляют контроль в учебных группах, отвечают на вопросы студентов, разъясняют наиболее сложные положения темы, дают методические рекомендации по пользованию литературой, ведут журнал учета самоподготовки.

3а период самоподготовки проверяются конспекты лекций (если они есть по программе к данной теме предстоящего занятия) по содержанию. Непосредственно на занятии осуществляется контроль конспектов по данной теме и усвоение изученного материала.

Методическая работа

На кафедре имеются рабочие, профессиональные, рецензированные, образовательные программы по всем направлениям подготовки студентов, соответствующие ГОСам ВО. Программы переутверждаются ежегодно.

С 1 сентября 2012 года кафедра перешла к реализации ФГОС третьего поколения и введению новых учебных планов по реализации учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф».

Коллективом кафедры разработаны и утверждены новые рабочие учебные программы для первых, вторых, третьих, пятых и шестых курсов лечебного, педиатрического, стоматологического, медико-профилактического фармацевтического факультетов.

Формы контроля знаний: текущий контроль успеваемости (письменное тестировании, устный опрос, решение ситуационных задач, решение вводных, выполнение нормативов, промежуточная аттестация (зачет, комплексный междисциплинарный экзамен и дифференцированный зачет).

Научная работа

Большое внимание уделяется разработке учебных пособий для студентов, а также наращиванию учебной материально-технической базы кафедры.

Охват преподавателей научной работой составляет 100%.

Общие задачи кафедры:

  1. Главная задача: гарантированное предоставление качественных образовательных услуг в области медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности, отвечающих потребностям общества, с учетом современных требований, предъявляемых к специалистам с высшим медицинским и фармацевтическим образованием. Подготовка специалистов с уровнем профессиональной подготовки, соответствующей государственным образовательным стандартам, квалификационным требованиям к выпускникам, а также условиям выполнения выпускниками задач профессиональной деятельности.
  2. Обеспечить поэтапное достижение требуемых уровней профессиональной подготовки студентов, привитие им необходимых практических навыков при выполнении профессиональных обязанностей в повседневной деятельности и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
  3. Обратить особое внимание на: реализацию результатов научных исследований, выполняемых на кафедре; рационализаторскую, изобретательскую и патентно-лицензионную работы; научную работу студентов, формирование у них интереса к научному творчеству, на обучение методике и способам самостоятельного решения научных задач и навыкам проведения научной работы; военно-историческую работу, изучение и использование исторического опыта войн и вооруженных конфликтов с целью улучшения практической направленности учебно-воспитательного процесса.
  4. Формировать у студентов, высокие профессиональные, духовно-нравственные и моральные качества. Воспитывать дисциплинированность и исполнительность, прививать умения и навыки в организации воспитания. Развивать общую культуру студентов, добиваться понимания и осознания ими государственной значимости жизненного выбора. Поощрять трудолюбие, добросовестное отношение к учебе и стремление в совершенстве овладеть избранной специальностью.
  5. Обеспечить эффективное функционирование системы менеджмента качества и постоянное повышения ее результативности со стороны руководства кафедры.
  6. Повысить уровень профессиональной подготовленности профессорско-преподавательского состава, совершенствовать методики преподавания практических вопросов организации медицинского обеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
  7. Продолжать конструктивную работу среди студентов, профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала по укреплению трудовой дисциплины, правопорядка и обеспечению безопасных условий работы.

Материально-техническая база:

Специально оборудованные кабинеты и аудитории для проведения практических занятий, оснащенные теле-, видеоаппаратурой для демонстрации учебных материалов. Аудитория на 100 студентов для чтения лекций с полным набором видеоаппаратуры. Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеомагнитофон, ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы, подставка под ТСО.

Перечень материально-технических средств для:

  • чтения лекций: мультимедийный комплекс; проекционная аппаратура;
  • проведения практических занятий: мультимедийные комплексы, аудио- и видеоаппаратура, приборы радиационной и химической разведки, индивидуальные средства защиты и другие технические средства обучения;
  • проведения семинарских занятий: мультимедийные комплексы, аудио- видеоаппаратура.

Перечень демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий:

  • мультимедийный комплекс;
  • проекционное оборудование;
  • приборы химической и радиационной разведки и контроля;
  • индивидуальные средства защиты;
  • медицинские средства защиты;
  • учебные видеофильмы, презентации.

Наборы наглядных материалов по различным разделам дисциплины: стенды, таблицы, мультимедийные презентации.

Комплекты основных учебных документов. Ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам.

Достижения:

Учебные пособия

  1. Учебное пособие: «Безопасность жизнедеятельности» часть 1 —  Багандов М-К.И, Сеидов Г.С., Гаджиахмедов А.М. Махачкала, 2012 г.
  1. Учебное пособие: «Безопасность жизнедеятельности» часть 2 —  Багандов М-К.И, Шуайбова М.О. Махачкала, 2012 г.
  1. Учебник «Оказание первой помощи  пострадавшим» — Багандов М-К.И., Нажмудинов З.З., Османова Ф.М., Сеидов Г.С., Багандов  Б. М-К. Меджидова Д.Ш. Москва 2012.
  1. Учебное пособие «Медицина катастроф» (лекционный курс) — Багандов М-К.И., Гаджиахмедов А.М., Баштукаева З.И. Махачкала, 2012 г.
  1. Учебное пособие «Медицина катастроф» (практический курс) — Багандов М-К.И., Камилова С.М. Махачкала, 2012 г.

Сотрудники

Вопросы

Кроссворд по БЖД

Тесты 

Медицина катастроф

Экзаменационные  вопросы для лечебного факультета

Экзаменационные  вопросы для педиатрического факультета

Экзаменационные вопросы для стоматологического  факультета

Первая помощь

Контрольные вопросы

Кроссворд по первой помощи

Вопросы на промежуточный контроль

Экзаменационные вопросы

Вопросы на зачет; 1-я помощь

Тесты по ПМП на диф. зачет

Рабочие программы

БЖ и МК

БЖД  Лечебное дело

БЖД  Педиатрия

БЖД Стоматология

Лечебное дело ОППЧКС

Лечебное дело

МК Педиатрия

МК Стоматология

Педиатрия ОППЧКС

Педиатрия

Рабочая программа Мед-проф.

Рабочая программа Фармация БЖ

Рабочая программа Фармация МК

Стоматология.

Первая помощь

Лечебное дело

Педиатрия.

ВОПРОСЫ НА ЭКЗАМЕН

Вопросы на экзамен для  мед-профилактического факультета 

Вопросы на экзамен для фармацевтического факультета 

Критерии оценки

Отчет по самообследованию

dgmu.ru


Смотрите также