Быкова анна психологическая безопасность ребенка в школе


Осторожно! Псевдопсихология в школе

Родительское собрание. Оказывается, в класс приходил психолог, проводил какие-то тесты. Какие тесты? Почему без уведомления родителей? Я точно знаю, что на проведение психологических исследований должны брать письменное согласие родителей, и точно помню, что не подписывала никакого разрешения. Результаты психолог передал классному руководителю, что тоже является нарушением. Информация конфиденциальная, нельзя без разрешения родителя знакомить с результатами третьих лиц. Не факт, что родитель захочет знакомить с полученными результатами учителя.

Далее еще «интересней»: классный руководитель вслух перед всеми родителями начинает зачитывать результаты. Всем всё про всех. И на доске вывешена сводная таблица результатов. То есть, если кто-то про кого-то что-то не услышит, может подойти и посмотреть. Самое печальное, что на родителей вывалили результаты и оставили их с этим. «У вашего ребенка повышенная агрессия, крайне низкая мотивация на учебу, ведущие эмоции тревожность, отвращение, гнев» На резонный родительский вопрос: «А что с этим делать?» учитель разводит руками: «Ну, поговорите с ребенком» Получается, диагностика ради диагностики? Учитель в данном случае не виноват, он не психолог и может не знать о правилах работы психолога. Но почему настолько непрофессионально в этом случае сработал психолог – меня удивило. Из рассказов коллег-психологов я знаю, что многим даже приходится отменять исследования в школах, если своевременно дети не принесли от родителей разрешения. А отчеты делаются нескольких видов: обобщенный для классного руководителя и педсовета, в котором только статистика по классу, без указания фамилий и подробный анализ для родителей каждого ребенка с рекомендациями. Подробный анализ психолог передает родителю лично либо через классного руководителя в запечатанном конверте. Если диагностика проводится в средней школе, то на усмотрение психолога может быть еще и третий вид отчета, для самого учащегося, где выводы объясняются понятными словами, чтобы подростку было легче разобраться в себе.

Если вы не уверены в профессионализме психолога, вы имеете полное право отказаться от подобных исследований. Можно научить ребенка, что он имеет полное право не отвечать ни на какие вопросы психологических тестов без вашего согласия

Вы имеете право потребовать соблюдения правил конфиденциальности, если не хотите, чтобы какие-то сведения, касающиеся вашего ребенка, стали известны другим родителям. Заранее неизвестно, как распорядятся другие родители этими сведениями и что расскажут о вашем ребенке своим детям.

Тест «Несуществующее животное». Девочка рисует сказочного синего дракончика с колючками на хребте. Учитель прочитала методику в интернете. Там же все просто. Учитель искренне считает, что можно даже не учиться на психолога, чтобы проводить диагностику. Развесила рисунки на доске и родителям на родительском собрании  интерпретирует. «Зубчики – это агрессия. У нас в классе только одна агрессивная девочка. Это Катя. Вот, видите? Зубчики» На следующий день тихую скромную девочку Катю дети дразнили агрессивной. На сайте, где учитель нашла эту методику, забыли указать, что зубчики, которые  на спине, нужны еще и  для защиты. Что на самом деле Катя нуждается в защите от агрессии. Новый всплеск агрессии и нападок на Катю от одноклассников был спровоцирован разглашением результатов теста.

Учитель просит учащихся написать три желания, о которых они бы попросили Золотую рыбку. Исследование системы ценностей. Замечательно. Только затем все желания вслух зачитывались на родительском собрании, сопровождаемые едкими комментариями учителя. А родители то краснели, то посмеивались…

Первый класс. Открытое занятие с психологом. Присутствуют все дети и все родители класса. Дети сидят в кругу. Психолог предложила им выбрать понравившуюся картинку и составить по ней рассказ. По очереди каждого опрашивает. Картинки из тематического апперцептивного теста. Различные сюжеты из жизни людей. Девочка выбрала себе картинку, на которой изображена женщина, ухватившаяся за плечи мужчины, лицо и тело которого повернуты так, как будто он пытается вырваться от нее. Девочка составляет рассказ: «Мама отругала папу. Папа уходит» Присутствующие  родители смотрят на маму девочки, готовую сквозь землю провалиться. Девочка стала свидетелем ссоры родителей, выбор девочки и ее рассказ характеризуют ее эмоциональные переживания. Тест ТАТ – мощный диагностический инструмент,  с помощью которого можно выявить доминантные побуждения, эмоции, отношения, комплексы и конфликты личности. Его можно использовать при индивидуальной терапии, но никак не на открытом занятии. У вас есть право сказать «Стоп». Стоп, я и мой ребенок в этом не участвуем. Никакой публичной диагностики.

Все изложенные случаи – не моя выдумка. Это реальные, известные мне события. К счастью, таких немного. Школьных психологов, работающих на хорошем профессиональном уровне я знаю гораздо больше. Но будьте внимательны.

Это отрывок из моей книги «Психологическая безопасность ребенка в школе», вышедшей недавно в издательстве «Феникс». При копировании материала ссылка на источник обязательна, во избежание проблем с издательством.

Купить книгу Психологическая безопасность ребенка в школе

Ребенок в школе. Правила психологической безопасности

Осень — сезон родительских собраний. Узнаю в садике, что сейчас САМОЕ ВАЖНОЕ — это подготовка к школе. А в школе узнаю, что сейчас САМОЕ ВАЖНОЕ — это подготовка к ЕГЭ. И не важно, сколько еще лет ждать этого момента. Про ЕГЭ говорит даже завуч начальной школы на собрании для родителей будущих первоклассников. Будущих. То есть, детям еще целый год до школы, а родителей уже пугают ЕГЭ. Как будто за 18 лет жизни ничего более важного быть не может. Как будто всё детство — это период, когда нужно готовиться к ЕГЭ. Как будто после плохо сданного ЕГЭ нет жизни…

Зачем создавать такое напряжение из-за экзаменов? Уже известны случаи подростковых суицидов, связанных с волнением и тревогой в период сдачи ЕГЭ. Сохраняйте спокойствие. Хорошее психологическое здоровье важнее хороших оценок. В моем школьном детстве был реальный пример девочки-вундеркинда. Феноменальная память. Быстрое усвоение больших объемов информации. Родители гордились и переводили ее из класса в класс с опережением. К 11 классу она подошла в возрасте 12 лет. При сдаче последнего экзамена вдруг так переволновалась, что с ней случился нервный срыв. Не знаю подробностей, ибо сама тогда была еще мала.  Знаю только, что ее долго лечили в психиатрической больнице, а учиться после этого она уже не смогла. Я как-то приезжала в город своего детства. Мы с друзьями решили покататься на лыжах. В пункте проката я увидела эту девочку-вундеркинда. То есть, теперь уже тетеньку 30 лет. Она  там работала гардеробщицей… 

Я недавно вспомнила эту девочку-вундеркинда при посещении родительского собрания в гимназии. Это была всего лишь информационная встреча для желающих водить своего ребенка на подготовительные курсы. Еще целый год до школы. Но какие напряженные лица у родителей… Особенно в момент, когда завуч говорит, что поступят в эту гимназию не все, что будет отбор по результатам четырех контрольных работ, которые дети будут писать в течение года. Шестилетки?! Контрольные?! Да, а по результатам каждой контрольной будут индивидуальные собеседования с родителями.

Я отслеживаю реакцию взрослых людей. Кто-то начинает нервозно барабанить пальцами рук по своим коленкам. Кто-то начинает теребить сумочку. Кто-то вжимается в спинку стула и немного сползает под парту. Мышечная память отреагировала на слово «контрольная» Мне захотелось сбежать с собрания. То есть, сначала мои стопы развернулись в направлении двери, а потом я осознала пружинистый телесный импульс и поняла, что хочу сбежать.  Я смотрела на напряженные позы родителей, слушала наставления завуча про «обязательно за пятнадцать минут, чтобы успеть переодеть сменку» и  «обязательные домашние задания» и мне очень захотелось продлить ребенку (и себе) беззаботное детство на еще один год… В итоге я приняла решение не водить Сашку на подготовительные курсы.

А еще у меня возникла идея новой книги, воплотить которую помогло издательство «Феникс»

Собственно, вот результат:

Купить книгу Психологическая безопасность ребенка в школе

Осторожно! Псевдопсихология в школе

    Родительское собрание. Оказывается, в класс приходил психолог, проводил какие-то тесты. Какие тесты? Почему без уведомления родителей? Я точно знаю, что на проведение психологических исследований должны брать письменное согласие родителей, и точно помню, что не подписывала никакого разрешения. Результаты психолог передал классному руководителю, что тоже является нарушением. Информация конфиденциальная, нельзя без разрешения родителя знакомить с результатами третьих лиц. Не факт, что родитель захочет знакомить с полученными результатами учителя.

    Далее еще «интересней»: классный руководитель вслух перед всеми родителями начинает зачитывать результаты. Всем всё про всех. И на доске вывешена сводная таблица результатов. То есть, если кто-то про кого-то что-то не услышит, может подойти и посмотреть. Самое печальное, что на родителей вывалили результаты и оставили их с этим. «У вашего ребенка повышенная агрессия, крайне низкая мотивация на учебу, ведущие эмоции: тревожность, отвращение, гнев» На резонный родительский вопрос: «А что с этим делать?», учитель разводит руками: «Ну, поговорите с ребенком» Получается, диагностика ради диагностики? Учитель в данном случае не виноват, он не психолог и может не знать о правилах работы психолога. Но почему настолько непрофессионально в этом случае сработал психолог – меня удивило. Из рассказов коллег-психологов я знаю, что многим даже приходится отменять исследования в школах, если своевременно дети не принесли от родителей разрешения. А отчеты делаются нескольких видов: обобщенный для классного руководителя и педсовета, в котором только статистика по классу, без указания фамилий, и подробный анализ для родителей каждого ребенка с рекомендациями. Подробный анализ психолог передает родителю лично либо через классного руководителя в запечатанном конверте. Если диагностика проводится в средней школе, то на усмотрение психолога может быть еще и третий вид отчета, для самого учащегося, где выводы объясняются понятными словами, чтобы подростку было легче разобраться в себе.

Если вы не уверены в профессионализме психолога, вы имеете полное право отказаться от подобных исследований. Можно научить ребенка, что он имеет полное право не отвечать ни на какие вопросы психологических тестов без вашего согласия.

    Вы имеете право потребовать соблюдения правил конфиденциальности, если не хотите, чтобы какие-то сведения, касающиеся вашего ребенка, стали известны другим родителям. Заранее неизвестно, как распорядятся другие родители этими сведениями и что расскажут о вашем ребенке своим детям.

    Тест «Несуществующее животное». Девочка рисует сказочного синего дракончика с колючками на хребте. Учитель прочитала методику в интернете. Там же все просто. Учитель искренне считает, что можно даже не учиться на психолога, чтобы проводить диагностику. Развесила рисунки на доске и родителям на родительском собрании  интерпретирует. «Зубчики – это агрессия. У нас в классе только одна агрессивная девочка. Это Катя. Вот, видите? Зубчики» На следующий день тихую скромную девочку Катю дети дразнили агрессивной. На сайте, где учитель нашла эту методику, забыли указать, что зубчики, которые  на спине, нужны еще и  для защиты. Что на самом деле Катя нуждается в защите от агрессии. Новый всплеск агрессии и нападок на Катю от одноклассников был спровоцирован разглашением результатов теста.

   Учитель просит учащихся написать три желания, о которых они бы попросили Золотую рыбку. Исследование системы ценностей. Замечательно. Только затем все желания вслух зачитывались на родительском собрании, сопровождаемые едкими комментариями учителя. А родители то краснели, то посмеивались…

    Первый класс. Открытое занятие с психологом. Присутствуют все дети и все родители класса. Дети сидят в кругу. Психолог предложила им выбрать понравившуюся картинку и составить по ней рассказ. По очереди каждого опрашивает. Картинки из тематического апперцептивного теста. Различные сюжеты из жизни людей. Девочка выбрала себе картинку, на которой изображена женщина, ухватившаяся за плечи мужчины, лицо и тело которого повернуты так, как будто он пытается вырваться от нее. Девочка составляет рассказ: «Мама отругала папу. Папа уходит» Присутствующие  родители смотрят на маму девочки, готовую сквозь землю провалиться. Девочка стала свидетелем ссоры родителей, выбор девочки и ее рассказ характеризуют ее эмоциональные переживания. Тест ТАТ – мощный диагностический инструмент,  с помощью которого можно выявить доминантные побуждения, эмоции, отношения, комплексы и конфликты личности. Его можно использовать при индивидуальной терапии, но никак не на открытом занятии. У вас есть право сказать: «Стоп. Стоп, я и мой ребенок в этом не участвуем. Никакой публичной диагностики.»

    Все изложенные случаи – не моя выдумка. Это реальные, известные мне события. К счастью, таких немного. Школьных психологов, работающих на хорошем профессиональном уровне я знаю гораздо больше. Но будьте внимательны.

Отрывок из книги Анны Быковой

«Психологическая безопасность ребенка в школе»

Похожее

Психологическая безопасность ребенка в школе

Быкова Анна

ISBN: 978-5-222-25152-2; Серия: Мир вашего ребенка Издательство: Феникс

Школа - очень непростой период в жизни ребенка. Это не только период овладения определенными знаниями. Это период взросления, период становления личности. Период, когда учатся выстраивать отношения и отстаивать свои границы, время поиска баланса между "хочу", "могу" и "надо". Стресс, напряжение, неудачи, конфликты с учителями и сверстниками могут подстерегать ребенка на этом пути. Чем жизненный опыт обернется для конкретного ребенка: психологической травмой или ресурсом, делающим человека сильнее - зависит от родителей, от наличия или отсутствия их адекватной поддержки.Эта книга расскажет вам, как грамотно помочь своему ребенку в этот период. Как укрепить детскую самооценку, понять и принять личностные особенности своего ребенка, выстроить с ним поддерживающие отношения. Научит, как решать конфликты с учителями и что нужно сделать для того, чтобы ребенок не подвергался травле одноклассников.

  • Лабиринт 236
  • Читай-город 202
  • УчМаг 191
  • Booka 229

LibRing - система поиска книг в интернет-магазинах. Возможен поиск книг по названию, по автору, по ISBN. © 2007–2018 «Веб-Консул». Все права защищены.


Смотрите также