Конституционно правовые основы национальной безопасности россии


1.2. Правовая основа национальной безопасности.

Внутреннее право решает проблемы государственной безопасности, защиты прав человека и гражданина внутри страны.

Правовую основу национальной безопасности Российской Федерации составляют:

- общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;

- КонституцияРоссийской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы Российской Федерации;

- издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);

- конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

- уставы муниципальных образований, иные муниципальные правовые акты.

В соответствии со статьёй 15 (ч. 4) Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.

Следуя этому принципу, Россия ратифицировала ряд важнейших международных конвенций и иных актов в области безопасности, в том числе в области прав человека9, в области борьбы с преступностью, в том числе организованной10, в области ограничения вооружений11и др.

Помимо этого Россией подписан и ратифицирован ряд актов о сотрудничестве в области безопасности с этими же и иными государствами на двусторонней основе. В числе этих государств - Азербайджанская Республика, Итальянская Республика, Республика Кыргызстан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Французская Республика и др.

Федеральные конституционные законы определяют особенности функционирования органов государственного и муниципального управления Российской Федерации при введении режима военного или чрезвычайного положения12.

Законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Федерации, уставами и иными нормативно-правовыми актами местного самоуправления могут устанавливаться особенности обеспечения безопасности на региональном и местном уровне. Общими требованиями к таким актам являются: 1) их соответствие Конституции РФ и федеральным законам, 2) недопустимость ущемления или ограничения прав и свобод личности – за исключением случаев, специально оговоренных федеральными законами (военное положение, чрезвычайное положение13и т.п.).

1.3. Ответственность и санкции.

Право становится эффективным, когда его нормы содержат не только гипотезу и диспозицию, но и санкции – меры принудительного воздействия, предусматривающие неблагоприятные (негативные) последствия для субъекта, нарушающего общепринятые нормы поведения.

Теория национальной безопасности различает международно-правовую ответственность субъектов права14и ответственность в соответствии с национальным законодательством и соответствующие санкции по этим видам ответственности.

Международно-правовые санкции – это воздействие на страну - нарушителя международного права или её представителей, принуждающее данную страну (её руководство) соблюдать международный закон.

Международные санкции предусмотрены Уставом ООН. Согласно Уставу, уполномоченным органом, устанавливающим существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии является Совет Безопасности ООН.

Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может потребовать от Членов Организации применения этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений15.

Если Совет Безопасности сочтёт, что меры, предусмотренные в статье 41Устава ООН, могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации16.

Реализуя своё право, Совет Безопасности ООН вводил санкции в отношении Анголы, Афганистана, Гаити, Демократической Республики Конго, Ирака, Ирана, КНДР, Ливана, Ливии, Руанды, Сомали, Судана, Эфиопии, бывшей Югославии (включая Косово), ЮАР, Южной Родезии и других стран. В 2011 году применены санкции против Ливии, которые привели не только к падению режима М. Каддафи, но и физическому уничтожению главы государства.

Государства – члены Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) подписали и ратифицировали Соглашение о порядке оперативного развёртывания, применения и всестороннего обеспечения коллективных сил быстрого развёртывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности (КСБР ЦАР) (г. Минск, 23 июня 2006 г.).

КСБР ЦАР предназначены для участия в отражении военной агрессии, участия в совместных общевойсковых, контртеррористических и специальных операциях, в том числе для своевременного реагирования государствами ЦАР на вызовы, угрозы национальной и региональной безопасности.

«Конституционно-правовая основа обеспечения национальной безопасности России»

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра: государственно-правовых дисциплин

Дисциплина: Основы теории национальной безопасности

ЛЕКЦИЯ

по теме № 2:

(для курсантов, обучающихся по специальности

030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности)

Время: 4 часа

Подготовил: профессор кафедры ГосПД

д.ю.н. Ильичёв И.Е.

Обсуждена и одобрена на

заседании предметно-методической секции кафедры ГосПД

«___»___________2011 г.

Протокол № _____

Белгород - 2011 г.

Цели лекции:

Учебная:введение курсантов в предмет и задачи курса.

Воспитательная: закрепление ранее сформированных (в курсе конституционного права России) представлений о государственном суверенитете Российской Федерации.

Развивающая: формирование базовых представлений об основах теории национальной безопасности.

Метод проведения занятия:словесный с использованием ТСО.

Примерное распределение учебного времени:

План лекции

Время

Страницы

Введение

5минут

1. Роль права в обеспечении международной и национальной безопасности.

30минут

2. Президент Российской Федерации в системе национальной безопасности РФ.

30 минут

3. Законодательная власть в системе национальной безопасности Российской Федерации.

25 минут

4. Исполнительная власть в системе национальной безопасности Российской Федерации.

35 минут

5. Местное самоуправление в системе национальной безопасности Российской Федерации.

30 минут

6. Судебная власть в системе национальной безопасности Российской Федерации.

20 минут

Заключение.

5 минут

Основная литература

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года / Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.

3. Заречанский В.В., Ильичёв И.Е. Безопасность России: вопросы теории. – Белгород: Институт социологии и права, 2009. – 500 c.

4. Зателепин О.К. Квалификация преступлений против военной безопасности государства: Монография // Правовая энциклопедия военнослужащего. – Вып. 106. – М.: Изд-во Военного университета, 2009. – 288 с.

Дополнительная литература

1. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXIвеке. – М.: Юридический институт МИИТа, 2002. – 209 с.

2. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Монография / Авдеев Ю.И., Аленкин С.В., Алешин В.В., Башкатов Л.Н., и др.; Под ред.: Опалев А.В. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 511 c.

3. Варламов В.Ю. Проблемы совершенствования правовой основы обеспечения национальной безопасности России // Право и безопасность. – 2010. - № 4 (37).

4. Зорькин В.Д. Роль права в обеспечении национальных интересов // Право и безопасность. – 2006. – № 1 – 2.

5. Остроухов Н.В. О понятии «территориальная целостность государств» как основном объекте преступлений, посягающих на безопасность государства // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2010. – № 1.

6. Редкоус В.М. О совершенствовании правового статуса Совета безопасности Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. – 2009. – № 10.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<

Актуальность темы исследования определяется тем, что государство и его органы в различной степени регулируют различные стороны жизни общества. В первую очередь, это относится к экономике, внутренней и внешней политике, а также к культурной жизни, науке (хотя в данных областях влияние государства в настоящее время ощущается чуть меньше), к социальному обеспечению, здравоохранению, образованию. Одной из самых важных задач государства и государственных органов (и это подчеркивает действующая Конституция РФ) является защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка и законности, охрана интересов организаций и предприятий, борьба с различными правонарушениями и преступностью. В той или иной мере данными проблемами занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. Однако существуют такие органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в сфере охраны права. Эти, в основном только государственные органы, и называются правоохранительными. Они создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства — охрану и защиту прав человека, законных интересов организаций и общества в целом. Ни одно государство не может существовать без системы правоохранительных органов, которые должны стоять на страже прав человека и гражданина, обеспечивая гарантию защиты этих прав, а также внутреннюю и внешнюю безопасность государства, которая тоже является неотъемлемой частью прав граждан, т.к. обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности человека.

Совет безопасности Российской Федерации — конституционный совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности. Совет безопасности обеспечивает условия для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности.

Цель работы – охарактеризовать и выявить особенности конституционно-правового статуса Совета Безопасности Российской Федерации.

Задачи исследования:

– рассмотреть проблемы конституционно-правового обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации;

– раскрыть роль институтов конституционного права в реализации Концепции национальной безопасности;

– проанализировать систему национальной безопасности в Российской Федерации;

– исследование создание, целей функционирования, состав и структуру Совета безопасности;

– охарактеризовать конституционно-правовой статус Совета Безопасности Российской Федерации.

Методологической базой исследования является применение системно-аналитического, структурно-логического, нормативно-юридического методов исследования.

Теоретической базой исследования являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты, определяющие юридический статус Совета безопасности Российской Федерации.

СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
   

г.

год

Гл.

Глава

др. 

другие 

М 

Москва 

ОВД 

Отдел внутренних дел

СБ  

Совет Безопасности 

Ст. 

статья 

СМИ 

Средства массовой информации 

РФ 

Российская Федерация 

ФКЗ 

Федеральный конституционный завод 

ФСБ 

Федеральная служба безопасности 

ФПС 

Федеральная пограничная служба 

утв

утверждено 

1. 1.1. Понятие национальной безопасности

Термин «национальная безопасность» впервые в нашей стране был употреблен в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г., а его трактовка прозвучала в Послании Президента России Федеральному Собранию 1996 г. «О национальной безопасности» следующим образом: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства».1

Фактически это определение идентично тому, которое содержится в Законе РФ «О безопасности» 1992 г.

При определении понятия национальной безопасности следует учитывать, во-первых, многонациональный состав населения России и, во-вторых, необходимость обеспечения безопасного существования и развития Российского государства в целом. Поэтому в Концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ 10 января 2000 г., формулируется следующее понятие национальной безопасности РФ: безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. При этом подчеркивание названных качеств российского народа связывает национальную безопасность с государством.2

В понятии «национальная безопасность» слово «национальная» понимается как относящееся к той или иной стране, независимо от того, сколько и каких наций и народностей проживает в ней. Другими словами, национальная безопасность отождествляется с безопасностью государственно-организованного общества, следовательно, безопасность любого социального субъекта входит в содержание национальной безопасности.1

Характеристика безопасности, как ранее уже сказано, раскрывается через категорию «состояния защищенности жизненно важных ценностей» личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Таким образом, объектами безопасности выступают личность, общество и государство. Безопасность каждого из них предполагает выявление, устранение угроз их существованию и развитию, противодействие источникам таких угроз.

Безопасность государства включает также укрепление экономического, политического, научно-технического, оборонного и тому подобного потенциала и целенаправленную деятельность по обеспечению поступательного развития государства; безопасность общества в широком смысле тождественна безопасности страны, а в узком значении — безопасности гражданского общества и его институтов. Правоохранительный аспект безопасности общества предусматривает устранение угроз, с которыми сталкивается общество в целом и его отдельные субъекты (группы населения, индивиды); безопасность личности подразумевает как защиту конкретного человека, гражданина от противоправных насильственных посягательств, так и защиту неопределенного круга лиц от таких посягательств, а также от угроз природного и техногенного характера.2

Система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства содержится в упомянутой Концепции национальной безопасности. В ней также сформулированы важнейшие направления государственной политики в этой области.

Концепция характеризует Россию как часть мирового сообщества, определяет ее место в деле укрепления экономических и политических позиций значительного числа государств, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. В перспективе отмечается более широкая интеграция России в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера.1

Концепция содержит определение национальных интересов России, которые представляют собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в самых разных областях: экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др. Именно эти интересы определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в укреплении демократии и ее институтов, в создании правового и социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости основ конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка.

Концепция формулирует широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности, подчеркивая, что объяснение причин их существования следует искать в состоянии экономики страны, несовершенстве системы организации государственной власти и гражданского общества, в его социально-политической поляризации и криминализации общественных отношений, росте организованной преступности и коррупции, увеличении масштабов терроризма, обострении межнациональных и осложнении международных отношений. Что касается такой важной сферы, как экономика, угрозы национальной безопасности имеют здесь комплексный характер и обусловлены сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной и инновационной активности и научно-технического потенциала, сокращением исследований на стратегически важных направлениях науки, оттоком за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности, что в конечном счете может привести к утрате Россией передовых позиций в мире, усилением внешней технологической зависимости и как результат подрывом обороноспособности страны. Тенденции к преобладанию в экспорте топливно-сырьевой и энергетической составляющих давно вызывают опасения специалистов. Они наряду с другими негативными процессами в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации, что, в свою очередь, ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России, к социальной дифференциации общества, что угрожает федеративному устройству и социально-экономическому укладу РФ.1

Соблюдение верховенства Конституции РФ, федеральных правовых норм над нормами субъектов Федерации является одним из принципов конституционного строя. Размывание единого правового пространства вследствие несоблюдения этих принципов, просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в военной и правоохранительной областях, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социально-духовной сфере способствуют росту преступности и коррупции. Борьба с этими негативными проявлениями имеет не только правовой, но и политический характер, поскольку сращивание отдельных элементов исполнительной и законодательной властей с криминальными структурами проникновение их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и т.д. представляют серьезную угрозу национальной безопасности. В Концепции особо подчеркивается, что масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. При этом степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство увеличивается за счет многих фактов, в числе которых: отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность Деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров и др. 1

В Концепции определены основные задачи в области обеспечения национальной безопасности. Важнейшими среди них являются: своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности РФ; реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации этих угроз; обеспечение суверенитета и территориальной целостности России, безопасности ее пограничного пространства; обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод; совершенствование системы государственной власти РФ, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства РФ, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества; обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства РФ всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими Партиями, общественными и религиозными организациями и т.д.

В Концепции также определены основные направления обеспечения национальной безопасности в экономической, политической, социально-духовной, экологической, информационной и военной областях. Осуществление конституционного принципа полновластия народа требует согласованного взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти, единства судебной системы. Особое внимание в Концепции уделяется основным направлениям защиты конституционного строя, среди которых:

  • обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов РФ;

  • разработка правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России;

  • выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;

  • совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности.

1.2. Роль институтов конституционного права в реализации Концепции национальной безопасности РФ    

Система обеспечения национальной безопасности РФ создается ц развивается в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, с федеральными программами в этой области.

Национальные интересы России обеспечиваются институтами государственной власти, важнейшими из которых выступают Президент РФ и возглавляемый им Совет безопасности РФ, Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, судебная власть. Названные органы осуществляют свои функции и полномочия во взаимодействии с общественными организациями, действующими на основе Конституции и законодательства Российской Федерации.1

Нормы и институты конституционного права играют основополагающую роль в закреплении полномочий различных органов государственной власти в области обеспечений национальной безопасности Российской Федерации.

Так, Конституция РФ устанавливает, что Президент РФ определяет направления внутренней и внешней политики государства, в пределах своих полномочий руководит органами и силами обеспечения национальной безопасности России, в соответствии с российским законодательством формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности, выступает с посланиями и обращениями по проблемам национальной безопасности, в том числе с ежегодными посланиями Федеральному Собранию РФ, в которых могут уточняться отдельные положения Концепции национальной безопасности. Президент РФ может вводить режим чрезвычайного или военного положения, ему принадлежит право утверждать военную доктрину. Президент РФ обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Федерации. Он вправе: а) приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина; б) отрешить от должности высшее должностное лицо (руководителя исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ за неисполнение Конституции РФ, федеральных законов, за издание акта или принятие решения, нарушающего права и свободы человека и гражданина; в) внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Президенту практически принадлежит исключительное право назначать и освобождать от должности высших должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, от деятельности которых зависит национальная безопасность России. Наша недавняя история знает примеры таких бесконечных, никем не контролируемых назначений и освобождений, что в конечном итоге оказывало «дестабилизирующее воздействие на организацию и деятельность спецслужб и их сотрудников, усугубляя общественно-политическую обстановку в стране»1.

Федеральному Собранию РФ принадлежит особое место в системе обеспечения национальной безопасности, поскольку именно парламент формирует законодательную базу в рассматриваемой области. В федеральных законах определяется правовой статус, компетенция различных органов государства, обеспечивающих национальную безопасность. С помощью этих нормативных правовых актов вырабатывается механизм защиты прав и свобод личности. В палатах Федерального Собрания РФ образуются комитеты и комиссии, деятельность которых напрямую связана с вопросами обеспечения национальной безопасности.

Органы исполнительной власти также выполняют значительный объем работы по практической реализации такой функции государства, как обеспечение национальной безопасности.

Среди полномочий Правительства РФ, сформулированных Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», — осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области национальной безопасности с учетом сформулированных Президентом РФ приоритетов, а также формирование в установленном порядке статей федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области.

Правительство осуществляет систематический контроль за федеральными органами исполнительной власти, в том числе имеющими функции по обеспечению национальной безопасности. Это прежде всего: контроль за соответствие законодательству нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в деятельности федеральных органов исполнительной власти; контроль за разработкой и реализацией мер по обеспечению национальной безопасности этими органами.

В функциях и полномочиях различных звеньев судебной системы находит отражение место судебной власти в системе обеспечения национальной безопасности. Так, среди целей Конституционного Суда РФ ФКЗ называет защиту основ конституционного строя, защиту прав и основных свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ. Другие звенья судебной системы РФ также имеют цели и задачи в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Важнейшей сферой обеспечения национальной безопасности выступают политические отношения. Конституция РФ закрепляет демократический государственный режим, идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Вместе с тем на общем состоянии политических отношений сказывается отсутствие опыта развития демократических традиций в этой сфере на протяжении длительного этапа развития нашей страны. Одним из факторов, разрушающих стабильность политических отношений и составляющих угрозу национальной безопасности, является политический экстремизм. Конституционно-правовые нормы играют важную роль в регулировании отношений по противодействию проявлениям политического экстремизма.

Конституция РФ в ст. 13 устанавливает запрет на создание и функционирование общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Таким образом, Конституция РФ открыто вводит запрет на все, что разрушает государственность, нарушает права и свободы других людей, разрушает плюрализм как главное следствие политической и духовной свободы. Недаром все эти запреты содержатся в статье, посвященной принципу идеологического многообразия и недопустимости обязательной или государственной идеологии. Вряд ли политический экстремизм может быть сведен лишь к тем нарушениям закона, которые нашли отражение в приведенном конституционном положении. Более того, определить перечень всех возможных нарушений закона, которые можно квалифицировать как проявления политического экстремизма, вряд ли возможно. Федеральный закон «О политических партиях» 2001 г. устанавливает и другие ограничения на создание и деятельность политических партий: не допускается создание партий по признакам профессиональной, расовой национальной или религиозной принадлежности; не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением соответствующих представительных органов), в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях; запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений. В случае нарушения политической партией законодательно установленных запретов ее деятельность может быть приостановлена либо ликвидирована по решению Верховного Суда РФ (ст. 39, 41)1

Закон РФ «Об общественных объединениях» 1995 г.2 устанавливает, что общественные объединения могут регистрироваться или не регистрироваться в органах юстиции. В государственной регистрации общественного объединения, в частности, может быть отказано по следующим основаниям: если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, положениям ряда статей названного Закона и законам об отдельных видах общественных объединений; если органом, регистрирующим общественные объединения, установлено, что в представленных на регистрацию учредительных документах содержится недостоверная информация; если название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан. В то же время отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.3

Общественные объединения, в том числе незарегистрированные, в случае нарушения законодательства РФ могут нести ответственность в соответствии с Законом. При совершении общественным объединением деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие в руководящие органы этих объединений, при доказательстве их вины за организацию указанных деяний могут по решению суда нести ответственность как руководители преступных сообществ. Другие члены и участники таких объединений несут ответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали (ст. 41).

Конституция говорит не только о декларируемых общественными объединениями и политическими партиями целях, но и о действиях. Поэтому задачей соответствующих государственных органов является не только контроль учредительных документов, но и внимание к деятельности тех организаций, которые в своей идейной основе тяготеют к экстремистским течениям.

<

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» 1991 г. также содержит нормы, использование которых возможно в целях противодействия распространению экстремистских СМИ. Статья 4 закона гласит, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую Законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Авторы доклада «О целях и средствах противодействия политическому экстремизму в России», комментируя эту статью Закона, отмечают, что такая «формулировка нередко интерпретируется на практике в том смысле, что ответственность редакций возникает лишь как следствие уголовной ответственности физических лиц, использовавших данное СМИ для совершения уголовно наказуемых деяний. Иными словами, пока нет приговора, не может быть вынесено и предупреждение редакции. На самом же деле речь идет о различных видах юридической ответственности, а следовательно, о разных категориях правонарушений. Принципиально различен и характер санкций. Вот почему наличие состава такого правонарушения, как злоупотребление свободой массовой информации, определяет не орган дознания, следователь или прокурор, а регистрирующий орган, чье решение о вынесении предупреждения может быть обжаловано в судебном порядке. Наличие же вступившего в силу приговора суда лишь упрощает задачу регистрирующего органа»1.

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» 2002 г. называет следующие принципы такого противодействия: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций; законность; гласность; приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации; приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности; неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Экстремистская деятельность (экстремизм) определяется в законе как деятельность общественных и религиозных объединений либо иных организаций, средств массовой информации, физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных:

  1. на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

  2. подрыв безопасности РФ;

  3. захват или присвоение властных полномочий;

  4. создание незаконных вооруженных формирований;

  5. осуществление террористической деятельности;

  6. возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

  7. на унижение национального достоинства;

  8. на осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

  9. на пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

    10) пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо сходной до степени смешения атрибутики или символики;

    11) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности (совершению указанных действий);

    12) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению, в том числе путем предоставления для ее осуществления финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

    Основными направлениями противодействия экстремистской деятельности являются: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение такой деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих ее осуществлению; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц (ст. 2,3).

    Конституция РФ в ст. 17 (ч. 3) формулирует условие для осуществления прав и свобод человека и гражданина. Пользование правами и свободами не должно нарушать права и свободы других лиц. Это означает, что, например, распространение экстремистских изданий, хотя по внешним формальным признакам и является проявлением свободы мысли, слова и печати, тем не менее по содержанию не может быть признаваемо таковым, так как ведет к нарушению социального, национального или религиозного равноправия, а значит, к нарушению прав и свобод других лиц.

    Проявления политического экстремизма возможны во время проведения различного рода публичных мероприятий — собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования. Конституция РФ закрепила за гражданами право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ). Федеральный закон от 9 июня 2004 г.1 установил уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, согласно которому организаторы последних подают уведомление о проведении мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. В целях обеспечения безопасности участников публичных мероприятий, а также предупреждения возможных нарушений правопорядка при их проведении установлен законодательный запрет на проведение мероприятий на территориях, непосредственно прилегающих к опасным производственным объектам и объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; на путепроводах, железнодорожных магистралях, полосах отвода железных дорог, нефте- и газопроводах, высоковольтных линиях электропередач; на территориях, непосредственно прилегающих к резиденциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; в пограничной зоне (если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов). Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение. В случае невыполнения этого требования публичное мероприятие может быть приостановлено. Основаниями прекращения публичного мероприятия являются: создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц; совершение участниками мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организаторами публичного мероприятия требований закона, касающихся порядка проведения мероприятия. В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники ОВД принимают для этого необходимые меры, действуя при этом в соответствии с законом. В случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий, порядок прекращения публичных мероприятий предусматривается административным законодательством.

    Национальные интересы России в различных сферах заключаются в соблюдении и защите конституционных прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ содержит обширный перечень личных, политических, экономических, социально-культурных прав и свобод. В качестве примера можно привести ст. 42 Конституции РФ, которая провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Истощение природных ресурсов страны находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Развитие топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитость законодательной основы природоохранной деятельности, ограниченное использование природосберегающих технологий, переработка и захоронение на территории страны опасных для окружающей среды материалов и веществ создают реальную угрозу ухудшения экологической ситуации. Поэтому в числе приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере Концепция национальной безопасности называет: рациональное использование природных ресурсов; предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных, химических и радиоактивных отходов: создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии; принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах РФ. 1

    В современный период существует еще одна сфера конституционно-правового обеспечения национальной безопасности — информационная безопасность. В этой сфере угрозу национальной безопасности представляет стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационных рынков; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним. На конституционном уровне эта сфера получила правовую защиту в ст. 29, закрепляющей право индивида свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности РФ являются: реализация названных основных прав человека и гражданина; правовая защита информационных каналов, компьютерных сетей, совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграции России в мировой информационное пространство; противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

    Главной в реализации задач обеспечении национальной безопасности является конституционно-правовая база, на которой основана политическая воля государства, происходит объединение усилий всех органов, сил и средств, входящих в государственную, систему обеспечения национальной безопасности, координация их деятельности с негосударственной системой, включающей граждан , и их объединения, политические партии.

    1.3. Система безопасности в Российской Федерации

    Основным субъектом, на которого возложено обеспечение безопасности в Российской Федерации, признается государство. Государство через органы законодательной, исполнительной и судебной власти обеспечивает безопасность граждан на территории Российской Федерации; за ее пределами оно гарантирует им защиту и покровительство. Граждане, общественные, иные организации и объединения обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов.1

    Деятельность субъектов по обеспечению безопасности неоднородна, в ней выделяется ряд основных направлений (функций). К ним относятся:

  10. выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

  11. создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

  12. управление силами и средствами обеспечения безопасности вповседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

  13. осуществление системы мер по восстановлению нормальногофункционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайных ситуаций;

    5)    участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными и признанными Российской Федерацией.

    Функции безопасности реализуются через систему безопасности в соответствии с Законом «О безопасности», которую и образуют:

  • органы законодательной, исполнительной и судебной власти;

  • государственные, общественные и иные организации и объединения;

  • граждане, принимающие участие в обеспечении безопасностисогласно Закону;

  • законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности (ст. 8 Закона).

    Обеспечение безопасности личности, общества и государства достигается на основе разграничения полномочий органов власти в системе безопасности.

    Непосредственное выполнение функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства возложено на государственные органы обеспечения безопасности, которые в соответствии с Законом образуются в системе исполнительной власти и составляют силы обеспечения безопасности.

    Силы, посредством которых обеспечивается безопасность, включают в себя: Вооруженные Силы; Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков, таможенные органы, органы внутренних дел и внутренние войска МВД России, органы ФСБ России, органы СВР России, органы ФПС России, органы ФСО России, служба судебных приставов и уголовно-исполнительная система Минюста России, другие органы обеспечения безопасности, действующие в соответствии с законодательством.

    Силы обеспечения безопасности в Российской Федерации составляют правоохранительные органы.

    Наличие угрозы (опасного состояния) для личности, общества и государства порождают (могут породить) правовые отношения по обеспечению их безопасности. Именно на правоохранительные органы Российской Федерации ложится основная ответственность за обеспечение безопасности. В соответствии с положениями ст. 71 Конституции Российской Федерации обеспечение безопасности осуществляется Российской Федерацией в лице ее органов государственной власти непосредственно через создаваемые ими федеральные органы исполнительной власти.

    Правоохранительные органы составляют обособленную по принципу профессиональной деятельности группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских правоотношений, либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу и т.д. Правоохранительные органы традиционно подразделяются на государственные (суд, прокуратура, органы обеспечения правопорядка и безопасности) и негосударственные (адвокатура, нотариат, частные детективные и охранные предприятия.

    Государственными правоохранительными органами обеспечения правопорядка и безопасности в Российской Федерации называются государственные органы (военизированные и вооруженные), входящие в структуру соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие правоохранительную деятельность по борьбе с преступностью и другими правонарушениями, создающими угрозу безопасности личности, общества и государства.

    Правоохранительным органом, на который возложена основная обязанность по решению вопросов обеспечения безопасности (в широком смысле) прав личности, общества и государства в Российской Федерации является Совет безопасности РФ.

    Надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (ст. 22 Закона «О безопасности»).

    ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    2.1. Конституционная безопасность и проблемы ее обеспечения в России

    Вопросы обеспечения национальной безопасности связаны с реализацией самых разных задач во всех сферах функционирования и развития общества и государства — политико-правовой, социальной, экономической, духовной — и включают в себя множество аспектов, так как подразумевают защиту национальных интересов России.

    Национальные интересы во внутриполитической сфере состоят в сохранении и поддержании стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении суверенитета и национальной целостности России, единства правового пространства, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма и этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических, религиозных конфликтов, терроризма. 1

    Состояние защищенности основ конституционного строя от угроз различного характера можно обозначить понятием «конституционная безопасность России». Это чрезвычайно многомерное понятие, охватывающие буквально все стороны общественной жизни, множество относительно самостоятельных подсистем, образующих конституционный строй России.

    Конституция РФ в гл. 1 закрепила основы конституционного строя, к которым относятся: федеративное устройство России, республиканская форма правления, народный и государственный суверенитет, территориальная целостность, принцип разделения властей, верховенство Конституции РФ, принципы признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, равноправие и равная защита всех форм собственности, свобода экономической деятельности, идеологическое и политическое многообразие. Только эффективный контроль над соблюдением основ конституционного строя, его принципов может в полной мере обеспечить конституционную безопасность страны.

    Особую значимость для конституционной безопасности имеют те основы конституционного строя, которые составляют признак суверенного государства. В их числе: целостность и неприкосновенность территории России, единство и верховенство федеральной государственной власти, приоритет Конституции РФ и федеральных законов, контроль над соответствием им других нормативных правовых актов, федеративная форма государственного устройства, равноправие субъектов Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации. 1

    Все эти принципы конституционного строя выступают в качестве объектов конституционной безопасности государства. Раз они подлежат защите, значит, существуют угрозы, от которых их следует защищать. В зависимости от степени сформированности угрозы их можно подразделить на реальные, т.е. уже сформировавшиеся явления, способные нанести вред конституционному строю в любой момент, и потенциальные, т.е. зарождающиеся, формирующиеся предпосылки нанесения такого вреда.

    Негативное влияние на общество и государство, правовой статус человека и гражданина могут оказывать различные субъекты конституционно-правовых отношений, действия (или бездействия) которых ведут к нарушениям либо игнорированию норм международного права и международных договоров России, российского конституционного законодательства и тем самым к нарушению конституционной законности. Так, Конституционный Суд РФ в своей практике постоянно сталкивается с нарушениями верховенства и высшей юридической силы Конституции РФ и федерального законодательства органами государственной власти субъектов Федерации, принимающими нормативные правовые акты, не соответствующие либо противоречащие Основному закону страны, федеральным законам.

    Несомненную реальную угрозу конституционной безопасности России представляют действия, направленные на ослабление суверенитета и нарушение территориальной целостности нашей страны. Сепаратистские тенденции ряда субъектов Федерации приводят к усилению политической нестабильности, нарушению единого экономического пространства России, в том числе таких его составляющих, как банковская, кредитная, налоговая системы.

    Конституционный кризис в Чеченской Республике, который начал развиваться в конце 90-х годов XX в., привел к созданию на территории этой республики незаконных вооруженных формирований (национальной гвардии, отрядов ополчения, горно-стрелковых и других воинских формирований), а затем к провозглашению Ичкерии (Чечни) суверенным государством. Как известно, Конституция РФ не предусматривает права выхода субъекта Федерации из состава России. Следовательно, в рамках Конституции РФ выход Чечни из состава России невозможен. Ни одно из государств мира не признало суверенитет Чеченской Республики. В результате попытки отстоять самопровозглашенный суверенитет и независимость привели к обострению обстановки на территории не только Чечни, ( но и России, к активизации банд формирований, актам терроризма, на территории самой Чечни, а также других субъектов Федерации. 1

    В настоящее время обстановка в Северо-Кавказском регионе стабилизируется, в частности, в Чеченской Республике в 2003 г. прошел референдум по Конституции Республики, состоялись выборы Президента. Однако это не может быть гарантией того, что в будущем не возникнут подобные проблемы в других регионах России.

    Угрозу конституционной безопасности представляют также нарушение принципа разделения властей, обострение борьбы за власть между различными политическими группировками, отсутствие взаимодействия и согласованного функционирования власти.

    Усиление вертикали исполнительной власти путем создания на территории России федеральных округов, преобразование института полномочных представителей Президента РФ в регионах в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах позволили упрочить федеральную власть и ее взаимодействие с властью региональной. Предпринимаются шаги, направленные на повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля над исполнением их решений. Это, в свою очередь, способствует снижению степени опасности последней из названных угроз конституционной безопасности.

    Факторы, нарушающие устойчивость конституционного строя России, могут иметь и скрытый, неявный характер, что не препятствует их негативному воздействию на жизнь и деятельность государства. Это связано прежде всего с тем, что обычными методами и средствами сложно предотвратить и их воздействие, и их последствия.1

    Среди угроз конституционной безопасности можно отметить следующие: 1) отсутствие строгой системы, противоречивость и пробелы в законодательстве (в том числе в конституционном); 2) отсутствие механизма реализации принятых нормативных правовых актов и ответственности за их неисполнение; 3) непроработанность норм о политической и юридической ответственности органов государственной власти, должностных лиц субъектов Федерации за несоблюдение Конституции РФ и федеральных законов; неконтролируемый экономический кризис, дезинтеграция экономического пространства России, автономизация хозяйственной деятельности регионов; 4) неконтролируемая деятельность некоторых общественных объединений, создание политических партий и других общественных объединений, преследующих сепаратистские, антиконституционные цели; рост преступности, проникновение организованной преступности во властные структуры, приобретение ею транснациональных форм, легализация теневых капиталов, проникновение криминальных структур в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми сетями и др.

    Наибольшую угрозу конституционной безопасности России представляют:

    • организованная преступность (прежде всего транснациональная) во всех ее формах и связанная с ней криминальная миграция;

    • политический, национальный, религиозный экстремизм и терроризм как высшая форма их проявления; рост преступности в экономической сфере;

    • рост коррупции в государственном аппарате на всех его уровнях;

    • наркотизация и алкоголизация значительной части населения России;

    • рост преступности несовершеннолетних, формирование системы воспроизводства преступности. 1

    Проблема преступности долгое время рассматривалась в теории и на практике как проблема безопасности человека, проблема защиты личности от преступных посягательств

    В настоящее время преступность приобрела принципиально новые качества, стала представлять угрозу не только отдельным гражданам (группе граждан), но и основам конституционного строя, гражданскому обществу и государству. Коррупция, сращивание криминальных слоев с государственным аппаратом, транснациональная преступность и криминальная миграция, терроризм, наркобизнес — это огромная по степени разрушительного воздействия на конституционный строй России угроза.

    Важнейшую роль в деле укрепления конституционной безопасности страны играют, во-первых, меры противодействия преступности в различных ее проявлениях; во-вторых, наличие системы законодательного обеспечения конституционной безопасности.

    Важнейшими задачами государства в этой области являются:

  1. обеспечение соответствия положений всех видов законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых как на федеральном, так и на региональном уровне, основам конституционного строя России, обеспечение механизма их реализации, контроля их исполнения;

  2. продолжение процессов стабилизации российской государственности, начавшихся в 2001—2003 гг. путем принятия нормативных правовых актов, направленных на создание условий для соблюдения органами государственной власти субъектов Федерации Конституции РФ и федеральных законов;

  3. совершенствование в рамках Конституции РФ федеративныхотношений.

    Одной из самых сложных задач в области укрепления конституционной безопасности является оптимизация федеративных отношений. Укрепление вертикали государственной власти, проводимое в России, предполагает установление мер федерального вмешательства в дела субъектов Федерации, что обусловлено самой природой федерализма.

    Федеральное вмешательство может осуществляться:

    1) в рамках обычных форм контроля над деятельностью субъектов Федерации;

    2) в виде применения особых организационно-правовых форм такого вмешательства, связанных с введением режима чрезвычайного положения на территории субъекта Федерации. Закон о чрезвычайном положении устанавливает, что целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защита конституционного строя (ст. 2). В случае возникновения на территории субъекта Федерации угрозы конституционной безопасности России там может вводиться чрезвычайное положение, выражающееся прежде всего в соответствующих действиях Президента РФ, начиная с перераспределения властных полномочий федеральных и региональных органов государственной власти и до приостановления осуществления органами власти субъекта Федерации их полномочий и введения прямого президентского правления на соответствующей территории. При этом в соответствии с нормами международного права действия государственных органов, принимающих на себя управление территорией в рамках режима чрезвычайного положения, должны соизмеряться с требованиями момента, соответствовать степени опасности кризисной ситуации и не должны сопровождаться дискриминацией на основе расы, национальности и т.д. Любые чрезвычайные меры должны носить временный характер; 3) вооруженного вмешательства в дела субъектов Федерации как особого средства обеспечения конституционной безопасности. В законодательстве России отсутствуют нормы, регулирующие такое вмешательство, это обстоятельство играет негативную роль, что подтверждается событиями в некоторых субъектах Федерации, прежде всего в Чеченской Республике.

    В настоящее время в России не до конца сформирована система защиты основ конституционного строя страны, поскольку многие вопросы в этой области законодательно не урегулированы. Функции в сфере обеспечения конституционной безопасности осуществляются различными государственными органами, что делает необходимым более четкую координацию и согласование их деятельности.

    Насущной необходимостью остается разработка концепции конституционной безопасности, которая должна систематизировать функции по обеспечению конституционной безопасности, скорректировать деятельность всех институтов и органов в этой сфере исполнения судебных решений, а также несовершенство системы подготовки судебных кадров и повышения квалификации судей в сфере муниципального права.1

    1. Отсутствие права органов местного самоуправления на защиту посредством конституционного судопроизводства прав местного самоуправления и конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления.

    2. Нехватка квалифицированных муниципальных кадров. Общероссийская система кадрового обеспечения муниципальных образований, обучения выборных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих до настоящего времени не сложилась.

    Отсутствие четкого механизма организации и деятельности ассоциаций и союзов местного самоуправления в Российской Федерации, недопонимание значения такого рода организаций.

    Деятельность государства по решению указанных проблем должна осуществляться в рамках единой государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации.

    «Основные положения государственной политики в сфере местного самоуправления утверждают две основные позиции: 1) для совершенствования в широком плане местного самоуправления необходимо совершенствовать муниципальное право; 2) совершенствование местного самоуправления — дело и обязанность государства. Главная роль в этом процессе должна принадлежать государству.

    Успешное строительство политически и экономически развитого, социально стабильного федеративного государства в России невозможно без согласованной деятельности всех уровней народовластия. Чтобы эти уровни народовластия действовали эффективно, необходимо, с одной стороны, единство их действий, с другой — разграничение их компетенции и полномочий между федеральной властью, властью субъектов Федерации и местным самоуправлением. При этом власть должна осуществляться с учетом особенностей конкретных территорий (географических, климатических, исторических, экономических, демографических, этнических, национальных и др.), чтобы конкретные полномочия возлагались на органы власти, способные максимально эффективно их осуществить.

    Не вызывает сомнения, что в современных условиях судьба России в значительной степени будет зависеть от развития и эффективности третьего уровня народовластия — местного самоуправления.

    2.2. Создание и цели функционирования Совета безопасности

    Законодательное решение о создании Совета безопасности было принято одновременно с учреждением поста Президента РСФСР: законами «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 и соответствующими поправками к Конституции от 24 мая 1991 года. 25 июля 1991 года была сформирована подготовительная комиссия по созданию Совбеза. Статус Совета и порядок его формирования были установлены соответствующим разделом Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года. В связи с вступлением в силу новой Конституции статус Совбеза должен был быть определён Федеральным Законом в пределах, не противоречащих ей. После его принятия оного ключевые статьи предыдущего закона (о составе СБ и порядке назначения в его состав) были признаны недействительными Указом Президента № 2288 от 24 декабря 1993 года.

    После принятия Закона РФ «О безопасности» 3 июня 1992 года Указом Президента был создан Совет безопасности РФ и утверждено первое Положение о нём.

    Полное название: Совет безопасности Российской Федерации (3 апреля 1992 — 25 декабря 1993); Совет Безопасности Российской Федерации (с 25 декабря 1993, наименование в соответствии со ст. 83 Конституции Российской Федерации 1993 г.).

    Основным документом, определяющим статус СБ, является Положение о Совете безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ № 726 от 7 июня 2004 г. До этого действовали Положения об СБ, утвержденные соответственно указами № 949 от 2 августа 1999 и № 1024 от 10 июля 1996, ещё раньше — Положение об СБ от 3 июня 1992.

    В соответствии с законом 1992 года заседания Совета безопасности должны проводиться на регулярной основе не реже одного раза в месяц; в случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях определяет Председатель Совета по представлению Секретаря Совета.

    Совет безопасности Российской Федерации разрабатывает важнейшие концептуальные документы и вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности, а именно:

    рассматривает стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения;

    ведёт подготовку проектов прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.

    Решения Совета безопасности принимаются на его заседании постоянными членами простым большинством голосов от их общего количества и вступают в силу после утверждения председателем Совбеза.

    2.3. Состав и структура Совета безопасности

    Порядок формирования Совета безопасности определяется Президентом в соответствии с Конституцией и Законом Российской Федерации «О безопасности». Постоянные члены и члены Совета безопасности назначаются Президентом — Председателем Совета безопасности. Ему непосредственно подчинен Секретарь Совета безопасности, который обеспечивает деятельность Совета безопасности, руководит его аппаратом и проводит рабочие совещания с членами Совбеза. В остальном вопросы деятельности СБ решает Президент.

    С 31 июля 1996 года по настоящее время постоянными членами Совбеза назначаются на персональной основе (а не по должности) шесть человек: Президент (председатель СБ), Председатель Правительства, Секретарь СБ, министр иностранных дел, министр обороны, директор ФСБ. Решения Совета безопасности по важнейшим вопросам оформляются Указами Президента, иные решения — протоколами. Число непостоянных членов Совета безопасности в разное время составляло от 7 (лето 1996 г.) до 19 (в 2001—2002 г.г.) человек; все они имеют право совещательного голоса на заседаниях.

    Аппарат Совета безопасности является самостоятельным подразделением Администрации Президента и имеет статус Управления Президента. В соответствии с основными задачами и направлениями деятельности Совет безопасности образует межведомственные комиссии — основные рабочие органы Совета. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку, на постоянной или временной основе. В целях научного обеспечения деятельности Совета безопасности при нем образован Научный Совет. В его состав включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, руководители научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также отдельные специалисты.

    Руководство аппарата Совета безопасности России:

    Заместители секретаря Совета безопасности;

    Помощники секретаря Совета безопасности;

    Управления (внутренняя структура — отделы);

    Управление государственной и общественной безопасности;

    Управление международной безопасности, куратор;

    Управление экономической и промышленной безопасности;

    Управление военного строительства;

    Управление военной инспекции;

    Управление по проблемам безопасности в Северо-Кавказском регионе;

    Управление информационной безопасности;

    Межведомственные комиссии Совета безопасности:

    Межведомственная комиссия по мобилизационной подготовке и мобилизации;

    Межведомственная комиссия по проблемам оборонно-промышленного комплекса;

    Межведомственная комиссия по оборонной безопасности;

    Межведомственная комиссия по федеральной конституционной безопасности;

    Межведомственная комиссия по защите прав граждан и общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией;

    Межведомственная комиссия по международной безопасности;

    Межведомственная комиссия по пограничной политике;

    Межведомственная комиссия по информационной безопасности;

    Межведомственная комиссия по экономической безопасности;

    Межведомственная комиссия по охране здоровья населения;

    Межведомственная комиссия по экологической безопасности

    2.4. Конституционно-правовой статус Совета безопасности Российской Федерации

    Совет безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития РФ, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Данный орган призван обеспечивать политическое управление всеми органами исполнительной власти, занимающимися национальной безопасностью, в процессе оценки угрозы безопасности и определения мер защиты жизненно важных интересов страны. 1

    Следует отметить, что главным предназначением Совета безопасности является обеспечение условий для реализации Президентом России конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, т.е. полномочий, предусмотренных ст. 80, 85—88 Конституции.

    Правовой основой организации и деятельности Совета безопасности Российской Федерации является: Конституция РФ, федеральные законы, законы РФ, международные договоры РФ, указы и распоряжения Президента РФ, Положение о Совете безопасности РФ, утв. Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. Среди основных задач Совета безопасности следует выделить:

  • обеспечение условий для Президента РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства;

  • определение жизненно важных интересов личности, обществаи государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности;

  • подготовка предложений Президенту РФ для принятия главой государства решений по вопросам внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения национальной безопасности;

  • подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства;

  • подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и решений по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

  • подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения;

  • подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;

  • подготовка предложений Президенту РФ по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности и решение иных задач в этой сфере.

    Основными функциями Совета безопасности являются:

  • рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики РФ в области обеспечения национальной безопасности;

  • подготовка проектов решений Президента РФ по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;

  • рассмотрение законопроектов по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;

    — подготовка проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих обеспечение национальной безопасности;

    — организация и координация разработки стратегии в областивнутренней, внешней и военной политики РФ, оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства;

  • подготовка предложений по определению основных критериев обеспечения национальной безопасности и мониторинг показателей состояния национальной безопасности;

  • подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;

    — рассмотрение вопросов, касающихся создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности;

    — принятие решений об образовании, реорганизации и упразднении межведомственных комиссий Совета безопасности и научно го совета при Совете безопасности и т.д.

    Совет безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации формирует и возглавляет Президент РФ. В состав Совета безопасности входят: Председатель Совета безопасности РФ, которым по должности является Президент РФ; секретарь Совета безопасности РФ; первый заместитель секретаря Совета безопасности; постоянные члены и члены Совета безопасности, включаемые в состав этого органа и исключаемые из него Президентом РФ по представлению секретаря Совета безопасности. Членами Совета безопасности могут являться руководители федеральных министерств и ведомств: экономики и финансов, иностранных дел, юстиции, обороны, безопасности, внутренних дел, экологии и природных ресурсов, здравоохранения, Службы внешней разведки, а также иные должностные лица. Организует деятельность Совета безопасности секретарь Совета безопасности. Он подчиняется непосредственно Президенту РФ. 1

    Совет безопасности в соответствии с его основными задачами образует постоянные межведомственные комиссии, которые могут создаваться по функциональному или региональному признаку. В случае необходимости подготовки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, отдельным проблемам обеспечения стабильности и правопорядка в обществе и государстве, защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостно РФ Советом безопасности могут создаваться временные межведомственные комиссии. Межведомственные комиссии являются основными рабочими органами Совета безопасности.

    Информационное и организационно-техническое обеспечение деятельности межведомственных комиссий Совета безопасности осуществляют федеральные органы исполнительной власти, представители которых участвуют в работе этих комиссий, а также аппарат Совета безопасности.

    Деятельность Совета безопасности обеспечивается Администрацией Президента РФ, а организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности осуществляет аппарат Совета безопасности.

    Аппарат Совета безопасности является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. В своей деятельности Аппарат Совета безопасности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, Положением об Администрации Президента РФ, Положением о Совете безопасности РФ, распоряжениями Администрации Президента РФ, Положением об аппарате Совета безопасности РФ

    Основными задачами аппарата Совета Безопасности являются: — информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента РФ и Совета безопасности РФ по вопросам обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, оценки этих угроз, выявления их источников, а также подготовка аналитических материалов по указанным вопросам, прогнозов изменения внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на обеспечение национальной безопасности, — обеспечение деятельности Совета безопасности по разработке стратегии развития РФ и обеспечение национальной безопасности, организация подготовки федеральных программ обеспечения национальной безопасности и осуществление контроля за реализацией этих программ;

    — подготовка предложений Совету безопасности по вопросам обеспечения национальной безопасности, а также по вопросам деятельности федеральных органов исполнительной власти, связанной с реализацией федеральных программ обеспечения национальной безопасности и решений Совета безопасности и т.д.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Совет безопасности РФ в соответствии с Указом президента РФ № 547 от 3.06.92 г. предназначен для обеспечения реализации функций президента РФ по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан.

    Сове́т безопа́сности Росси́йской Федера́ции — конституционный совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности. Совет безопасности обеспечивает условия для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности.

    Совет безопасности Российской Федерации как конституционный орган, призванный осуществлять подготовку решений президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности, решает уникальные задачи.

    Среди них: разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации, соответствующих концептуальных документов, а также предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах по вопросам, относящимся к компетенции Совета безопасности.

    Совет безопасности Российской Федерации разрабатывает важнейшие концептуальные документы и вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности, а именно:

    рассматривает стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения;

    ведёт подготовку проектов прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.

    Аппарат Совета безопасности является самостоятельным подразделением Администрации Президента и имеет статус Управления Президента. В соответствии с основными задачами и направлениями деятельности Совет безопасности образует межведомственные комиссии — основные рабочие органы Совета. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку, на постоянной или временной основе.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Устав Организации Объединенных наций // Международное право в документах / Сост. Блатова Н.Т. М.: Международные отношения, 1997.

  2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская Газета – 25 декабря – 1993г.

  3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 22 декабря 1997г. — №51. — Ст. 5712.

  4. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности» (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г., 25 июля 2006 г., 2 марта 2007 г.) // Российская газета. 15 марта 1992

  5. Положение о Совете безопасности РФ, утв. Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. // Российская газета. 2004. 17 июня.

  6. Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. // Действующее международное право. М., 1997, Т. 2. С. 5, 11, 21, 94, 151.

  7. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Российская газета. 2004. 23 июня.

  8. Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. – 2003. — №11.

  9. Баглай М.В. Конституционное право РФ. Уч. для юридических вузов и факультетов. — М.: Норма-ИНФРА-М, 2008.

  10. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. -М.: ИНФРА-М, 2007.

  11. Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М., 2004.

  12. Бондаренко Л/., Мелихова Н. Результаты референдума удивили политиков в Москве и Грозном // Независимая газета. 2003. 25 марта.

  13. Вандышев В.В., Лиманский В.А. Основы судоустройства и правоохранительной деятельности. СПб., 2001.

  14. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М. , 2005.

  15. Домрин А.Н. Институт чрезвычайного положения в зарубежных странах // Международная жизнь. 1998. № 5/6.

  16. Еникеев З.Д. Конституционные основы правоохранительной деятельности в России. // Российский юридический журнал. 2000. № 3.

  17. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция, 2007.

  18. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. –М.: Юристъ, 2005.

  19. Конституционное право / Отв. ред. В.В. Лазарев. – М.: Юристъ, 2003.

  20. О национальной безопасности: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1996.

  21. О целях и средствах противодействия политическому экстремизму в России: Доклад Регионального общественного фонда «Информатика для демократии» (Фонда ИНДЕМ). М., 1998. С. 30.

  22. Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. В.П. Божьева. М. ,2008

  23. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М., 1996.

  24. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Под ред. проф. А.В. Опалева. М., 2004.

  25. Рохлин В. Координирующая роль прокурора в борьбе с преступностью // Законность, 20001. №10

  26. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. – М.: Зерцало, 2006.

  27. Червонюк В.И. Конституционное право России: Учеб. пособие. М., 2006.

<

Тема 27. Конституционно-правовые основы обеспечение национальной безопасности

Семинар

Система обеспечения безопасности: понятие, структура. Объекты безопасности: личность; общество; государство. Военная и оборонно-промышленная безопасность. Международная безопасность. Экономическая безопасность. Государственная и общественная безопасность. Антитеррористическая деятельность. Информационная безопасность.

Правовые основы обеспечения безопасности. Стратегия национальной безопасности. Федеральный Закон Российской Федерации «О безопасности».

Субъекты обеспечения национальной безопасности. Совет безопасности Российской Федерации; Аппарат Совета безопасности Российской Федерации; Межведомственные комиссии Совета безопасности Российской Федерации; Научный совет при Совете безопасности Российской Федерации. Вооруженные силы, службы разведки и контрразведки, правоохранительные органы, медицинские органы и другие.

Разграничение полномочий органов государственной власти в системе обеспечения национальной безопасности.

Контрольные вопросы к теме:

  1. Чем обеспечивается государственная целостность Российской Федерации?

  2. Как осуществляется защита государственного суверенитета?

  3. Какие объекты относятся к объектам оборонного производства?

Тема 28. Правоохранительные органы в системе безопасности Российской Федерации: конституционно-правовой аспект

Семинар

Правоохранительные органы и правоохранительная система Российской Федерации.

Судебные органы, органы прокуратуры, органы внутренних дел, контрразведки, таможенного, налогового контроля, юстиции, чрезвычайных ситуаций и другие.

Негосударственные институты правоохранительной системы: третейские суды, нотариат, адвокатура и другие.

Конституционно-правовые основы деятельности правоохранительных органов по обеспечению безопасности Российской Федерации.

Деятельность правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

Контрольные вопросы к теме:

  1. Что понимается под безопасностью?

  2. Что является объектом безопасности?

  3. Назовите конституционный совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

  4. Что такое прокуратура и каково ее место в системе безопасности Российской Федерации?

Литература к темам 27, 28:

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Федеральный закон от 6 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. № 121-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма».

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. № 176-ФЗ «О ратификации Договора о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом».

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Федеральный закон от 25 июля 2006 г. № 127-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма».

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 309-ФЗ «О безопасности».

Васильев А.И., Сальников В.П., Степанов С.В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение. – СПб.: 1999.

Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. – М.: 2005.

Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [А.С. Прудников и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

Краткий словарь терминов и определений по конституционному праву / А.С. Прудников; А.М. Лимонов; К.О. Бобров. – М.: Московский университет МВД России, 2009.

Общая теория национальной безопасности: Учебник / под общ. Ред. А.А. Прохожева. – М.: 2002.

Шуберт Т.Э. Национальная безопасность России: конституционно-правовые аспекты. Сравнительно-правовое исследование. – М.: 2001.

Амельчаков И.Ф., Амельчакова В.Н. О гарантиях обеспечения национальной безопасности // В сб.: Национальная безопасность и ее обеспечение органами внутренних дел. Материалы научно-практической конференции. – М.: 2005. С.16.

Бутылин В.Н. Национальная безопасность и проблемы охраны конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации // В сб.: Национальная безопасность и ее обеспечение органами внутренних дел. Материалы научно-практической конференции. – М.: 2005. С.11.

Вишняков В.Г. О методологических основах правового регулирования проблем безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. № 9. С.27.

Кардашова И.Б. Роль органов внутренних дел в обеспечении национальной безопасности // В сб.: Специфика деятельности милиции (полиции) в переходный период общества / Материалы международного семинара. – М.: 2005. С. 17.

Корешкова И.Н. Конституционная безопасность и проблемы ее обеспечения в России // Вестник Московского университета МВД России. 2004. № 4. С. 10.

Национальная безопасность и ее обеспечение органами внутренних дел. Материалы научно-практической конференции (27 декабря 2004 г.) – М.: 2005.

Прудников А.С. О силах и средствах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // В сб.: Национальная безопасность и ее обеспечение органами внутренних дел. Материалы научно-практической конференции. – М.: 2005. С.4


Смотрите также