Направление подготовки техносферная безопасность


Направление «Техносферная безопасность»

Основные образовательные программы:

Бакалавриат: «Инженерная защита окружающей среды»

Магистратура: «Безопасность наукоемких природно-технических комплексов»

В рамках профиля бакалавриата «Инженерная защита окружающей среды» и программы магистратуры «Безопасность наукоемких природно-технических комплексов» студенты готовятся к решению широкого круга задач в области безопасности и энергоэффективности высокотехнологичных производств микро- и наноэлектроники.

Сформированные компетенции позволяют выпускнику:

  • участвовать в проектных работах по созданию средств обеспечения безопасности и защиты человека от техногенных и антропогенных воздействий;
  • квалифицированно управлять природоохранными структурами и грамотно оценивать эколого-экономические аспекты защиты окружающей среды;
  • участвовать в проведении научных исследований в области безопасности, проводить эксперименты и обрабатывать их результаты.

Учебный план содержит важные предметы: гидрогазодинамика, инженерная графика, медико-биологические основы безопасности, метрология, стандартизация и сертификация, механика, надежность технических систем и техногенный риск, начертательная геометрия, теплофизика, управление техносферной безопасностью, электроника и электротехника.

Выпускники института успешно работают в бизнес-структурах природоохранной направленности от ООО «Экобюро» до ОАО «Газпром».

Посмотреть презентацию кафедры промышленной экологии (ПЭ) (.pdf)

abiturient.ru

Специальность техносферная безопасность

1.Инженер-эколог предприятия.

Занимается традиционной природоохранной деятельностью и реализацией мероприятий по охране труда на предприятии.

Методы и инструменты деятельности:

§ внутренний аудит и соответствие нормам, чтобы гарантировать базовый уровень показателей производственной и экологической безопасности;§ аудит и использование ресурсов (энергии, воды, отходов) для оценки возможности сбережения средств и улучшения экологических показателей;§ стандарты ИСО 14000 относительно экологической маркировки продукции;§ стратегии повторного использования, восстановления и рециклирования на разных этапах жизненного цикла продукции для оценки экологически значимых альтернатив использования оборудования;§ технологии «идеального» демонтажа изделия (оборудования) для оптимизации повторного использования их после вывода (отдельных деталей, материалов) из эксплуатации;

§ прямая и обратная задачи логистики с учетом факторов производственной и экологической безопасности.

2. Экологический консультант-аудитор, работник органов государственного экологического надзора и контроля.

Обеспечивает реализацию процедур госэкоконтроля, экологического менеджмента и экологическое консультирование фирм.

Методы и инструменты деятельности:

§ методы и системы экологического мониторинга;§ маркетинг природоохранного оборудования и технологий;§ природоохранное законодательство, стандарты ИСО 14000 относительно требований к экологическому аудиту и подготовке аудиторов;§ аудит и использование ресурсов (отходов, энергии, воды);

§ разработка управленческих планов для экологических показателей деятельности предприятий в системе управления предприятием, получивших сертификат соответствия ИСО 14001-98.

3. Корпоративный менеджер.

Включает экологическую ответственность в корпоративную философию и практику – экологическое мышление и действия становятся стратегическими частями корпоративных операций.

Методы и инструменты деятельности:

§ процесс реализации «зеленого» продукта, в котором экологические вопросы интегрируются в рамках корпоративного менеджмента;§ стандарты ИСО 9000, 14000, OHSAS 18000 где определяются экологические цели корпорации и подходы у их реализации, оцениваемые внешними аудиторами;§ система экологического менеджмента (управления окружающей средой – СУОС), в которой выполняются управленческие планы для всех экологических показателей деятельности корпорации;

§ подход тройного итога, когда одновременно оцениваются и измеряются экономические, экологические и социальные показатели, считающиеся равнозначными, источники устойчивого конкурентного преимущества.

4. Разработчик продуктов и процессов.

Принимает локальные экологически значимые решения, обладающие большим мультипликативным потенциалом (экологичный двигатель, экологически безопасные материалы, антигололедные реагенты, технологии телематики, средозащитные устройства).

Методы и инструменты деятельности:

§ совместимость материалов и технологий и экологическая корректность по использованию опасных материалов;§ проектирование для экологии – с минимальными материало-, энерго- и трудозатратами;

§ оценка жизненного цикла (проектирование от «рождения» до «могилы»).

5. Системный аналитик.

Оценивает взаимодействие природно-технических систем в мезо- и макромасштабах с целью понимания взаимодействия на этом уровне систем, охватывающих смежные отрасли, продукты и выбросы, а также стимулов и ограничений в пространстве, во времени или состоянии экономического развития.

Методы и инструменты деятельности:

§ анализ потоков ресурсов (материалов, энергии, трудовых, финансовых) и их пространственно-временного распределения;§ анализ промышленного симбиоза (обмен отходами, продуктами, энергией между близлежащими фирмами);

§ модели и сценарии развития.

6. Лицо, принимающее решение.

Смотрит на инженерную экологию с точки зрения крупных (региональных, глобальных) социальных и культурных систем, облегченных технологией.

Методы и инструменты деятельности:

§ подход тройного итога, где оцениваются и измеряются экономические, экологические и социальные показатели;§ управление геосистемами, находящимися под влиянием деятельности человека этическими методами;

§ количественные оценки устойчивости конкретных природно-технических систем.

environmentalengineering.ru

Техносферная безопасность 280700.62

Без профиля подготовки

Уровень образования: Бакалавриат

Код направления подготовки: 20.03.01Старый код: 280700.62

Группа направления (УГНП): «Техносферная безопасность и природообустройство»

Скачать стандарт ФГОС-3
Для друзей
Срок обученияНа базе 11 класса:
Вступительные экзамены

Прием абитуриентов в высшие учебные заведения России осуществляется по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Согласно правилам приема в вузы, учебные заведения имеют право устанавливать не менее трех вступительных экзаменов (включая обязательный русский язык и профильный предмет) согласно Перечню вступительных испытаний. Данный перечень формируется Министерством образования и науки.

Прием абитуриентов в средние специальные учебные заведения проводится по результатам ГИА или ЕГЭ. Колледжи и техникумы имеют право устанавливать не менее двух вступительных экзаменов, одним из которых должен быть русский язык. Перечень вступительных испытаний в колледжи также устанавливает Министерство образования и науки.

1. Русский язык

2. Математика (профильный)

3. Химия

 или 

Физика

Будущая квалификация

Это уровень подготовки выпускников средних специальных и высших учебных заведений. Выпускникам, освоившим образовательные программы высшего профессионального образования, присваивается квалификация (степень) бакалавра, специалиста либо магистра по соответствующему направлению подготовки. Степень бакалавра позволяет поступить в магистратуру, а квалификация специалиста и магистра – в аспирантуру.

Выпускники техникумов и колледжей получают квалификацию базового или повышенного уровня подготовки. Название квалификации зависит от профессиональной области. Педагогическое образование предполагает получение квалификации учителя, педагога или воспитателя, медицинское – акушера, фельдшера, образование в области искусства – актера, художника, модельера. Во всех остальных областях выпускникам присваивается квалификация техника, технолога, техника-технолога (базовый уровень) или старшего техника, старшего технолога, старшего техника-технолога, специалиста (повышенный уровень).

Бакалавр по направлению подготовки «Техносферная безопасность»

Будущие профессии Аналитик безопасности и рисков | Инженер по охране труда | Инженер по пожарной безопасности | Инженер по промышленной безопасности | Инженер по технике безопасности | Инженер по техническому надзору | Инженер по экологической безопасности | Инспектор государственного надзора и контроля | Менеджер по промышленной безопасности | Спасатель | Эксперт по экологической безопасности
Профили подготовки

Профиль подготовки (специализация) – это углубленное изучение узкого поля деятельности в рамках одной специальности. Как правило, специализация проводится на старших курсах. Кроме основных общеобразовательных предметов студенты начинают изучать блок профильных дисциплин, которые позволят выпускникам лучше освоить практические умения и навыки.

В дипломе профиль (специализация) обучения не указывается, а вот в приложении к диплому после наименования направления подготовки в графе «специализация», в случае ее наличия, прописывают профиль специальных дисциплин.

Чему научат?
  • Участвовать в проектных работах по созданию средств обеспечения безопасности и защиты человека от техногенных и антропогенных воздействий
  • Определять источники опасностей на предприятии, а также определять их уровень
  • Выявлять зоны повышенного техногенного риска
  • Заниматься подготовкой проектно-конструкторской документации разрабатываемых изделий и устройств с применением электронно-вычислительных машин
  • Разрабатывать требования безопасности при подготовке обоснований инвестиций и проектов
  • Разрабатывать средства спасения и организационно-технические мероприятия по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций
  • Эксплуатировать средства защиты и контроля безопасности
  • Заниматься выбором методов и систем защиты человека и среды обитания, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций в зависимости от конкретных условий
  • Составлять инструкции по безопасности
  • Проводить инструктаж рабочих и служащих по требованиям безопасности
  • Принимать участие в деятельности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия
  • Разрабатывать нормативно-правовые акты по вопросам обеспечения безопасности на уровне предприятия
  • Проводить контроль состояния средств защиты
  • Осуществлять мониторинг полей и источников опасностей в среде обитания
  • Проводить экологическую экспертизу и экспертизу безопасности
  • Участвовать в проведении научных исследований в области безопасности, проводить эксперименты и обрабатывать их результаты               
  • Исследовать воздействие антропогенных факторов и стихийных явлений на промышленные объекты
  • Готовить и оформлять отчеты по научно-исследовательским работам
Важные учебные предметыГидрогазодинамика | Инженерная графика | Медико-биологические основы безопасности | Метрология, стандартизация и сертификация | Механика | Надежность технических систем и техногенный риск | Начертательная геометрия | Теплофизика | Управление техносферной безопасностью  | Электроника и электротехникаНайти специальности со схожими предметами
Практика студентов

Студенты в обязательном порядке проходят учебную и производственную практики, которые могут проводиться в организациях, на кафедрах или в лабораториях вуза. Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа.

Итоговая аттестация студентов:
  • Защита выпускной квалификационной работы (бакалаврская работа)
  • Государственный экзамен (по решению вуза)           
Вузы, в которых можно освоить специальность
МоскваНациональный исследовательский университет «МИЭТ»
Похожие специальности
Поищем по тегам?техническое образование, технические специальности, профессия инженер по охране труда, инженерное образование, профессия аналитик безопасности и рисков
Материал подготовлен сайтом www.moeobrazovanie.ruЛюбое использование материала страницы допускается только с письменного согласия редакции.

moeobrazovanie.ru

Направление «Техносферная безопасность»

ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Несмотря на то, что направление подготовки «Техносферная безопасность» может показаться узкоспециализированным, это не совсем так. Специализация достаточно широка и применима практически на всех производственных предприятиях. Данная специальность подразумевает деятельность специалистов в области обеспечения безопасности в разных сферах жизнедеятельности человека, минимизации воздействия человека на окружающую среду, сохранения здоровья и жизни человека с применением современных технических средств и методов, а также разработку инновационных методов контроля и прогнозирования безопасности.

Востребована ли подготовка бакалавров по направлению техносферная безопасность? Сегодня данная специальность востребована особенно. Риск техногенной опасности очень высок даже на тех производствах, где уровень риска считается одним из наименьших.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наши выпускники получают глубокую подготовку по естественнонаучным и инженерным дисциплинам. Как правило, специалисты в области техносферной безопасности востребованы на промышленных предприятиях и различных структурах МЧС, однако, все чаще они становятся необходимы и в небольших фирмах, которые просто работают в зоне повышенного техногенного риска.

Бакалавр в сфере техносферной безопасности также может работать и в смежных сферах, так как имеет хорошую инженерную подготовку и навыки анализа экологического состояния местности.

ТРУДОУСТРОЙСТВО

Наши выпускники востребованы, – это немаловажно при выборе будущей профессии! После окончания АлтГТУ они смогут успешно трудятся на малых и крупных предприятиях по всей России.

Бакалавры в области техносферной безопасности могут успешно работать в структурных подразделениях МЧС РФ и Минатома, инженерами и менеджерами в отделах и службах охраны труда, экологической безопасности, надзорных органах и комитетах Ростехнадзора, Главгосэкспертизы, Рострудоинспекции в должностях:

  • специалиста в области безопасности технических систем;
  • менеджера в области управления промышленной безопасностью;
  • аналитика отдела безопасности и рисков;
  • эксперта по техносферной безопасности и анализу риска;
  • аналитика в области безопасности технологических процессов и производств;
  • эксперта в области промышленной и экологической безопасности;
  • инспектора государственного надзора и контроля;
  • эксперта отдела государственной экспертизы проектов;
  • эксперта отдела экспертизы условий труда;
  • специалиста в области охраны труда и др. 

РЕАЛИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ГУ МЧС РОССИИ ПО  АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

www.altstu.ru


Смотрите также