Рабочая программа по внеурочной деятельности азбука безопасности 2 класс


Внеурочная деятельность Азбука Безопасности 2 класс

Внеурочная деятельность здоровьесберегающего направления «Азбука безопасности» является частью физического и эстетического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к своему здоровью и основам безопасного поведения в социальной среде. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития.

На занятиях у учащихся формируются умения и навыки поведения на улицах города, в общественном (авто-, авиа-, водном) железнодорожном транспорте, укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развивается творчество, мышление и самостоятельность.

2

Цели и задачи

Целью внеурочной деятельности является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма, воспитание грамотного пешехода. Реализация данной цели связана с решением следующих задач:

-формирование элементарных представлений о единстве физического, нравственного, социально-психологического здоровья,

- развитие интереса к экскурсиям, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях,

- воспитание стремления к здоровому образу жизни,

- формирование умения находить выход из сложных ситуаций,

- воспитание культуры поведения с окружающими людьми.

3

Ценностные ориентиры

Содержание внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления направлено на воспитание творческих, активных, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся формируются:

сознательное отношение к своему здоровью и безопасности, общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

4

Место внеурочной деятельности в учебном плане

Согласно учебному плану МОУ Пановской СОШ на изучение курса «Азбука безопасности» в начальной школе во 2 классе выделяется 52 ч.

5

Планируемые результаты

Личностные - установка на безопасный здоровый образ жизни, дисциплинированность и ответственность за своё поведение на дорогах и в транспорте, активное общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности

Метапредметные - обнаружение ошибок в ходе решения поставленных задач, отбор способов их исправления, обеспечение защиты и сохранности здоровья во время занятий, планирование собственной деятельности, анализ и оценка результатов своего труда.

Предметные - представление о правилах дорожного движения как средства сохранения здоровья и жизни человека, оказание доврачебной помощи, воспитание культуры поведения в транспорте, на дорогах, организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, бережное обращение с инвентарём и оборудованием, объяснение в доступной форме правил проведения игр.

6

Основное содержание учебного предмета

Город (посёлок), в котором мы живём. Безопасный путь в школу и домой. Правила дорожного движения. Дорожные знаки. Правила езды на велосипеде. Велосипедная дорожка. Виды транспорта. Поведение вблизи железнодорожных путей. Правила поведения в транспорте. Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Азбука безопасности 2 класс.

Автор публикации: Ананьева Ю.Б.

Дата публикации: 26.08.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Программа «Азбука безопасности »разработана для преподавания во 2 классе общеобразовательной школы. Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1) Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2) Приказа Минобрнауки РФ от 06. 10. 2009г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009г., рег. №17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

3) Приказа Минобрнауки РФ 26.11.2010. № 1241, зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011г., рег. №17707 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373»;

4) Приказа Минобрнауки РФ от 22.09.2011г. № 2357, зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011г., рег. №22540 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373»;

5) Приказа Минобрнауки РФ от 18 декабря 2012г. № 1060, зарегистрирован Минюстом России 11 февраля 2013г., рег. № 26993 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009г. No 373»;

6) Приказа Минлбрнауки РФ от 29 декабря 2014г. № 1643, зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2015г., рег. № 35916 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009г. No 373»;

7) Приказа Минобрнауки РФ от 28 декабря 2010г. № 2106, зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2011г., рег. № 19676 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

8) Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Направленность курса: социальная.

Актуальность: формирование культуры безопасной жизнедеятельности в детском возрасте - важнейшая составная часть процесса формирования общей культуры.

Занятия по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» для 2 класса посвящены одной из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретению ими знаний и практических умений, способствующих сохранению жизни и здоровья в повседневных ситуациях, неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни условиях, а также при оказании помощи пострадавшим.

Цель: формирование у учащихся необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни, в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Задачи:

1.обучать школьников умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;

2. раскрывать систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;

3. прививать учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;

4. формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

5. воспитывать у школьников ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.

На изучение курса «Азбука безопасности» во 2 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).

Планируемые результаты изучения курса «Азбука безопасности»

Личностными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности являются:

- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:

- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;

- анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

- обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций;

- выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,

- оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи,

- моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:

  1. В познавательной сфере: знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;

О влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2) В ценностно-ориентационной сфере:

умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3) В коммуникативной сфере:

умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

К концу прохождения курса «Азбука безопасности» учащиеся узнают:

-общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации;

-наиболее безопасный путь в школу и домой; правила перехода дороги; основные дорожные знаки; правила перехода дороги при высадке из транспортного средства; правила безопасного поведения на улицах и дорогах; где можно и где нельзя играть;

- источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;

- опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;

- правила безопасного поведения при возникновении пожара или утечке газа в доме;

правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу; какие животные и насекомые могут быть опасными для человека; правила безопасного поведения и меры защиты.

- правила поведения на пляже; правила купания в оборудованных и необорудованных местах;

- как определить ядовитые растения, грибы, ягоды; правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми; правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.

В процессе освоения данного курса учащиеся научатся:

использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для:

- ведения здорового образа жизни;

- действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- пользования бытовыми приборами;

- использования по назначению лекарственных препаратов;

- соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;

- соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;

- соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;

- оказания первой медицинской помощи в неотложных состояниях;

- обращения за помощью в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Содержание курса «Азбука безопасности»

Внутренняя целостность и завершённость курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога. Структурирование учебного материала органично осуществляется в соответствии с теми основаниями, которые дают возможность раскрыть образовательный потенциал курса, обеспечивающий достижение социальной компетентности учащихся в её экологической, информационно-методологической и здоровьесберегающей составляющих.

Программа «Азбука безопасности» включает в себя 4 смысловых блоков (разделов):

1. Безопасное поведение на улице.

2. Безопасное поведение дома.

3. Безопасное поведение в школе.

3. Безопасное поведение на городском транспорте.

В этих блоках - разделах школьники получают представление о наиболее часто возникающих опасных ситуациях дома, на улице, в школе, о том, что самые безобидные, на первый взгляд, вещи и предметы быта могут представлять угрозу и причинить вред жизни и здоровью в условиях неправильного, неразумного с ними обращения. Школьники получают представление о рациональной организации домашнего пространства, отвечающего требованиям детской безопасности; в процессе выполнения практических заданий закрепляют первоначальные навыки обращения с электроприборами, предметами обихода.

Календарно - тематическое планирование курса «Азбука безопасности», 2 класс

Плановые сроки прохожде

ния

Корректи

ровка

1.

Один дома (13 ч.)

Острые, колющие и режущие предметы.

Знать систему обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом.

Знать о пожарной безопасности, основных правил пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.

Знать об опасных аварийных ситуациях, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Безопасное обращение с электроприборами, бытовым газом, со средствами бытовой химии.

Знать правила безопасного пользования лифтом.

1 неделя

2.

Осторожно, вода!

2 неделя

3.

Пожар и задымление

3 неделя

4.

Причины пожара

4 неделя

5.

«А у нас в квартире газ! А у вас?»

5 неделя

6.

Не шути с высотой

6 неделя

7.

Беспорядок

7 неделя

8.

Электричество

8 неделя

9.

Бытовая химия

9 неделя

10.

Вредное воздействие привычных вещей

10 неделя

11.

Выход из квартиры

11 неделя

12.

Что делать, если случайно

захлопнулась дверь?

12 неделя

13.

Лифт

13 неделя

14.

Улица (8 ч.)

Поведение на улице

Знать особенности современных городов, опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе.

Знать правила поведения на улице, детской площадки.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Усвоение правил индивидуального безопасного поведения.

Освоение приемов действий в опасных ситуациях.

Знать природные и антропогенные факторы формирующие микроклимат города.

Знать особенности социальной среды в городе. Знать опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;

уметь безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице.

14 неделя

15.

Безопасность на детской площадке

15 неделя

16.

Безопасность на

спортивной площадке

16 неделя

17.

Опасные места на улице

17 неделя

18.

Что делать, если

потерялся в городе?

18 неделя

19.

Массовые мероприятия

19 неделя

20.

Незнакомые люди

20 неделя

21.

Хулиганы

21 неделя

22.

Городской транспорт

(9 ч.)

Поведение на остановке

Знать о дороге и ее предназначении. Участники дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.

Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций на дороге.

Знать общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

Знать общие обязанности и правила поведения пассажиров в разных видах транспорта. Меры безопасного поведения пассажира.

Повторить правила движения по городу, перехода дороги. Анализировать ситуации на дорогах.

Познакомиться с правилами поведения пассажиров на вокзале, правилами поездки в поезде.

22 неделя

23.

Посадка и выход из

городского общественного

транспорта

23 неделя

24.

Правила поведения в автобусе, трамвае, троллейбусе

24 неделя

25.

Как правильно перейти

дорогу после остановки

городского транспорта

25 неделя

26.

Место ребенка при посадке в автомобиль

26 неделя

27.

Эвакуация из транспортного средства

27 неделя

28.

Экскурсия по микрорайону школы (практика)

28 неделя

29.

Безопасность на железнодорожном

транспорте

29 неделя

30.

Правила безопасного

поведения в метро

30 неделя

31.

Школа (4 ч.)

Переходим улицу (дорога в школу)

Знать и уметь применять правила безопасного перехода улицы.

Знать и соблюдать правила безопасного поведения в школе.

Знать план эвакуации из школы в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Уметь быстро эвакуироваться в случае ЧС.

31 неделя

32.

Поведение в школе

32 неделя

33.

Эвакуация из школы (практика)

33 неделя

34

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Азбука безопасности" 2 класс.

Программа «Азбука безопасности »разработана для преподавания во 2 классе общеобразовательной школы. Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1) Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2) Приказа Минобрнауки РФ от 06. 10. 2009г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009г., рег. №17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

3) Приказа Минобрнауки РФ 26.11.2010. № 1241, зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011г., рег. №17707 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373»;

4) Приказа Минобрнауки РФ от 22.09.2011г. № 2357, зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011г., рег. №22540 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373»;

5) Приказа Минобрнауки РФ от 18 декабря 2012г. № 1060, зарегистрирован Минюстом России 11 февраля 2013г., рег. № 26993 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009г. No 373»;

6) Приказа Минлбрнауки РФ от 29 декабря 2014г. № 1643, зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2015г., рег. № 35916 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009г. No 373»;

7) Приказа Минобрнауки РФ от 28 декабря 2010г. № 2106, зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2011г., рег. № 19676 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

8) Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Направленность курса: социальная.

Актуальность: формирование культуры безопасной жизнедеятельности в детском возрасте - важнейшая составная часть процесса формирования общей культуры.

Занятия по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» для 2 класса посвящены одной из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретению ими знаний и практических умений, способствующих сохранению жизни и здоровья в повседневных ситуациях, неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни условиях, а также при оказании помощи пострадавшим.

Цель: формирование у учащихся необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни, в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Задачи:

1.обучать школьников умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;

2. раскрывать систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;

3. прививать учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;

4. формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

5. воспитывать у школьников ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.

На изучение курса «Азбука безопасности» во 2 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).

Планируемые результаты изучения курса «Азбука безопасности»

Личностными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности являются:

- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:

- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;

- анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

- обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций;

- выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,

- оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи,

- моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:

    1. В познавательной сфере: знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;

О влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2) В ценностно-ориентационной сфере:

умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3) В коммуникативной сфере:

умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

К концу прохождения курса «Азбука безопасности» учащиеся узнают:

-общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации;

-наиболее безопасный путь в школу и домой; правила перехода дороги; основные дорожные знаки; правила перехода дороги при высадке из транспортного средства; правила безопасного поведения на улицах и дорогах; где можно и где нельзя играть;

- источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;

- опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;

- правила безопасного поведения при возникновении пожара или утечке газа в доме;

правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу; какие животные и насекомые могут быть опасными для человека; правила безопасного поведения и меры защиты.

- правила поведения на пляже; правила купания в оборудованных и необорудованных местах;

- как определить ядовитые растения, грибы, ягоды; правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми; правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.

В процессе освоения данного курса учащиеся научатся:

использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для:

- ведения здорового образа жизни;

- действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- пользования бытовыми приборами;

- использования по назначению лекарственных препаратов;

- соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;

- соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;

- соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;

- оказания первой медицинской помощи в неотложных состояниях;

- обращения за помощью в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Содержание курса «Азбука безопасности»

Внутренняя целостность и завершённость курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога. Структурирование учебного материала органично осуществляется в соответствии с теми основаниями, которые дают возможность раскрыть образовательный потенциал курса, обеспечивающий достижение социальной компетентности учащихся в её экологической, информационно-методологической и здоровьесберегающей составляющих.

Программа «Азбука безопасности» включает в себя 4 смысловых блоков (разделов):

1. Безопасное поведение на улице.

2. Безопасное поведение дома.

3. Безопасное поведение в школе.

3. Безопасное поведение на городском транспорте.

В этих блоках - разделах школьники получают представление о наиболее часто возникающих опасных ситуациях дома, на улице, в школе, о том, что самые безобидные, на первый взгляд, вещи и предметы быта могут представлять угрозу и причинить вред жизни и здоровью в условиях неправильного, неразумного с ними обращения. Школьники получают представление о рациональной организации домашнего пространства, отвечающего требованиям детской безопасности; в процессе выполнения практических заданий закрепляют первоначальные навыки обращения с электроприборами, предметами обихода.

Календарно – тематическое планирование курса «Азбука безопасности», 2 класс

Плановые сроки прохожде

ния

Корректи

ровка

1.

Один дома (13 ч.)

Острые, колющие и режущие предметы.

Знать систему обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом.

Знать о пожарной безопасности, основных правил пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.

Знать об опасных аварийных ситуациях, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Безопасное обращение с электроприборами, бытовым газом, со средствами бытовой химии.

Знать правила безопасного пользования лифтом.

1 неделя

2.

Осторожно, вода!

2 неделя

3.

Пожар и задымление

3 неделя

4.

Причины пожара

4 неделя

5.

«А у нас в квартире газ! А у вас?»

5 неделя

6.

Не шути с высотой

6 неделя

7.

Беспорядок

7 неделя

8.

Электричество

8 неделя

9.

Бытовая химия

9 неделя

10.

Вредное воздействие привычных вещей

10 неделя

11.

Выход из квартиры

11 неделя

12.

Что делать, если случайно

захлопнулась дверь?

12 неделя

13.

Лифт

13 неделя

14.

Улица (8 ч.)

Поведение на улице

Знать особенности современных городов, опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе.

Знать правила поведения на улице, детской площадки.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Усвоение правил индивидуального безопасного поведения.

Освоение приемов действий в опасных ситуациях.

Знать природные и антропогенные факторы формирующие микроклимат города.

Знать особенности социальной среды в городе. Знать опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;

уметь безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице.

14 неделя

15.

Безопасность на детской площадке

15 неделя

16.

Безопасность на

спортивной площадке

16 неделя

17.

Опасные места на улице

17 неделя

18.

Что делать, если

потерялся в городе?

18 неделя

19.

Массовые мероприятия

19 неделя

20.

Незнакомые люди

20 неделя

21.

Хулиганы

21 неделя

22.

Городской транспорт

(9 ч.)

Поведение на остановке

Знать о дороге и ее предназначении. Участники дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.

Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций на дороге.

Знать общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

Знать общие обязанности и правила поведения пассажиров в разных видах транспорта. Меры безопасного поведения пассажира.

Повторить правила движения по городу, перехода дороги. Анализировать ситуации на дорогах.

Познакомиться с правилами поведения пассажиров на вокзале, правилами поездки в поезде.

22 неделя

23.

Посадка и выход из

городского общественного

транспорта

23 неделя

24.

Правила поведения в автобусе, трамвае, троллейбусе

24 неделя

25.

Как правильно перейти

дорогу после остановки

городского транспорта

25 неделя

26.

Место ребенка при посадке в автомобиль

26 неделя

27.

Эвакуация из транспортного средства

27 неделя

28.

Экскурсия по микрорайону школы (практика)

28 неделя

29.

Безопасность на железнодорожном

транспорте

29 неделя

30.

Правила безопасного

поведения в метро

30 неделя

31.

Школа (4 ч.)

Переходим улицу (дорога в школу)

Знать и уметь применять правила безопасного перехода улицы.

Знать и соблюдать правила безопасного поведения в школе.

Знать план эвакуации из школы в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Уметь быстро эвакуироваться в случае ЧС.

31 неделя

32.

Поведение в школе

32 неделя

33.

Эвакуация из школы (практика)

33 неделя

34

Обобщение.

34 неделя

Программа по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"

Рабочая программа кружка «Азбука безопасности» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООП школы, на основе авторской программы «Основы безопасной жизнедеятельности» (авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова) для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений.

Содержание программы

Данный курс кружка «Азбука безопасности» предназначен для учащихся 3классов и составлен из расчета 1занятие в неделю, всего 34 занятия в год.

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (3 часа).

Что такое безопасность? Знакомство с возможными опасностями и возможностями их предвидеть. Что такое чрезвычайная ситуация? Возможные способы выхода из чрезвычайной ситуации. Железная дорога – зона повышенной опасности. Правила поведения на железной дороге. Подвижные игры на развитие наблюдательности и ловкости.

Наш класс (3 часа).

Опасная ситуация в школе. Безопасное поведение в школе. Учебная эвакуация из здания школы в случае чрезвычайной ситуации.

Наш дом и семья (8 часов).

Опасность у тебя дома. Огонь. Электричество. Ожог. Один дома. Звонок по телефону. Открывать ли дверь? Как вести себя с домашними животными. Когда четвероногие друзья опасны.

Безопасное поведение на дорогах (15 часов).

Участники дорожного движения. Наш город. Движение пешеходов и машин. Виды пешеходных переходов. Где и как правильно переходить дорогу. Какой переход самый безопасный? Сигналы и виды светофора. Дорожные знаки. Безопасный маршрут в школу. Виды транспорта: наземный, личный, специальные машины-помощницы. Мы пассажиры. Посадка и высадка пассажиров. Поведение детей в автобусе. Как защитить себя во время аварии.

Родная страна (4часа).

Мы путешественники. Отдыхаем без опасности. Опасные растения и грибы. Съедобные грибы и ягоды. Безопасность в отдыхе на природе. Соблюдение безопасности при общении с дикими животными. Первая помощь при укусах насекомых, диких животных.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Личностные результаты.

Ученик научится:

- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, получит установку на здоровый образ жизни;

- осознавать ответственность человека за общее благополучие;

- начальным навыкам адаптации в динамично изменяющемся мире;

- навыкам сотрудничества в различных ситуациях, умению не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Ученик получит возможность научиться:

- этическим чувствам, прежде всего доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметные результаты.

Ученик научится:

- использовать общие приемы решения задач;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- контролировать и оценивать результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

-передавать информацию (устным, письменным способом);

- оценивать информацию;

- синтезу, сравнению, классификации по заданным категориям;

- установлению аналогий, причинно-следственных связей;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

- ставить вопросы, обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- строить понятные для партнера высказывания;

- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- слушать собеседника;

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- составлять план и последовательность действий;

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- использовать установленные правила в контроле способа решения;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить монологическое высказыв

Предметные результаты.

Ученик научится:

- применять на практике основные понятия здоровья и факторы, влияющие на него;

- представлять понятие о существующих опасных и чрезвычайных ситуациях в современных условиях жизнедеятельности;

- понимать элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоемах;

- использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для действия в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- пользоваться бытовыми приборами;

- использовать по назначению лекарственные препараты;

- соблюдать общие правила безопасного поведения на дороге;

- соблюдать меры пожарной безопасности дома и на природе;

- соблюдать меры безопасного поведения на водоемах в любое время года;

- обращаться за помощью в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.

Ученик получит возможность научиться:

- находить выход из чрезвычайной ситуации в соответствии с предложенными правилами;

- создавать памятки действовать в различных чрезвычайных ситуациях.

Календарно-тематическое планирование занятий

№ заня-тия

Тема заятия

Коли-

чество часов

теория

практика

Характеристика деятельности ученика

Дата

проведения

1.

Экскурсия в микрорайоне школы «Безопасный путь домой(в школу, из)

1

1

Выделять опасные ситуации на пути. Понимать безопасный путь. Вклеивание в Дневник школьника (схемы) «Безопасный путь»

2-3

Просмотр спектакля «Путешествие в страну Светофорию»

Практическое занятие «Движение по светофору».

2

1

1

Умение узнавать дорожные знаки. Предвидеть чрезвычайные ситуации на дороге и учиться действовать при дтп на дороге. Участие в подвижных играх для умение правильно вести себя при сигнале светофора.

4.

Опасная ситуация в школе.

1

1

. Знакомство с возможными опасными ситуациями, которые могут возникнуть в школе, и правилами поведения в школе ежедневно и при возникновении опасных ситуаций.

5.

Железная дорога – зона повышенной опасности.

1

1

Знакомство с опасностями на железной дороге и правилами поведения детей на железной дороге.

6.

Огонь – наш друг и враг.

1

1

Расширение знаний об огне и порядком эвакуации детей из здания школы в случае возникновения опасной ситуации. Знакомство с ролью огня в жизни человека, с опасными ситуациями, связанными с возникновением пожаров и правилами поведения при возникновении пожара.

7

Учебная эвакуация из здания школы.

1

1

Практическое занятие порядк эвакуации детей из здания школы в случае возникновения опасной ситуации.

8.

Опасность у тебя дома.

Просмотр видео «Спасик и его команда»

1

1

Знакомство с возможными опасными ситуациями, которые могут быть опасными, дома и правилами поведения при возникновении опасной ситуации.

9.

Правила поведения на перемене.

Сценки (постановка)

2

11

Закрепление знания правил поведения в школе ежедневно и при возникновении опасных ситуаций.

10.

Электричество. Проект

1

1

Знакомство с ролью электричества в жизни человека и правилами безопасного поведения при обращении с электричеством.

11.

Звонок по телефону.

Инсценировка.(Выпуск стенгазеты)

1

1

Углублениезнания с правилами безопасного ведения разговора по телефону.

12.

Звонок в дверь. (Составление памяток)

1

1

Расширениезнаний о правилах общения с незнакомыми людьми (при звонке незнакомого человека в дверь).

13.

Как вести себя с домашними питомцами. Мульфильм. Памятка.

1

1

Знакомство с правилами безопасного общения с домашними животными.

14.

Когда опасны четвероногие друзья.

1

1

Знакомство с правилами ухода за домашними животными и закрепление правил безопасного поведения при общении с домашними животными.

15.

Как вести себя с незнакомыми людьми.

1

1

Закрепление правил безопасного общения с незнакомыми людьми.

16.

Мы -участники дорожного движения. Флеш-моб

1

1

Расширение понятия - участники дорожного движения (водители, пассажиры, пешеходы).

17.

Экскурсия «Виды пешеходных переходов»

1

1

Знакомство с видами пешеходных переходов и правилами безопасного перехода улиц и дорог, какой переход самый безопасный.

18.

Где и как правильно переходить дорогу? Мультфильм « По дороге со Смешариками».

1

1

Игры по правилам дорожного движения. Участие в конкурсе плакатов на заданную тему.

19.

Конкурс плакатов «Соблюдай ПДД»

1

1

Участие в конкурсе плакатов на заданную тему, защита плакатов.

20

Игра на диске «Дорожные знаки».

2

1

1

Расширение представления о назначение и группе дорожных знаков, действие пешеходов в зоне действия отдельных знаков.

21.

Просмотр видео –фильма «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы»

1

1

Углубление представления о чрезвычайных ситуациях(ураганы, наводнения. Взрывы…)

22.

Виды транспорта.

1

1

Знакомство с назначением и видами транспорта (воздушный, наземный и водный) и группами транспорта по назначению.

23-24.

Практическое занятие «Мы пассажиры».

Инсценирование стихов на тему « Мы пассажиры.»

2

1

1

Знакомство с видами пассажирского транспорта, а также правилами посадки и выхода из пассажирского транспорта, поведения в транспорте.

25-26

Внимание, авария! Экскурсия на Скорую помощь «Как защитить себя во время аварии?»

1

1

Оказание первой медицинской помощи при аварии.

27-28.

Практикум «Безопасные места для детских игр»

Конкурс рисунков

1

1

1

Знакомство с безопасными местами для детских игр в микрорайоне школы, дома. Участие в конкурсе плакатов на заданную тему.

29-30.

Велосипед.

Практическое занятие «Правила езды на велосипеде».

2

1

1

Закрепление правил езды на велосипеде..

31.

«Мы путешественники».

Просмотр видео-фильма.

1

1

Знакомство с тем, как собраться в путешествие и правилами безопасного поведения в путешествии.

32.

Отдыхаем на воде без опасности. Советы Тётушки Совы (мультфильм)

1

1

Знакомство с правилами безопасного поведения на воде в разные времена года.

33

Экскурсия в лес.

«Лесные опасности»

1

+

1

Знакомство с правилами безопасного поведения в лесу (ядовитые ягоды и грибы), правилами безопасного поведения при общении с дикими животными, оказанием первой помощи при укусах насекомых, домашних и диких животных.

34.

Итоговая викторина по ОБЖ.

1

1

Участие в итоговой игре-викторине по ОБЖ, конкурсе плакатов по заданной теме.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция:

  1. Безопасность на дорогах. Рабочая тетрадь. 1-4класс. М., «Интелин». 2011.

  2. Школа безопасности. Учебник. 3-4 класс. «АСТ-ЛДТ» 1997

  3. Игровой модульный курс по ПДД. В. И. Ковалько. 1-4 классы Москва «ВАКО» 2004 1-4 классы

Технические средства обучения:

  1. Классная доска.

  2. Интерактивная доска и проектор.

  3. Компьютер.

  4. CD и DVD диски по ОБЖ в начальной школе.

  5. Интернет – ресурсы к занятиям по ОБЖ.

20


Смотрите также