Служба экономической безопасности предприятия


СЛУЖБА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ.

В современных условиях хозяйствования организации получили широкую хозяйственную самостоятельность и столкнулись с необходимостью принципиально новых подходов к обеспечению собственной экономической безопасности.

Обеспечение экономической безопасности современного предприятия должно быть направлено на достижение взаимодействия элементов, средств,  мероприятий в системе экономической безопасности и грамотно выстроенного механизма обеспечения экономической безопасности [10].

В условиях не совсем цивилизованных конкурентных отношений, несовершенства действующего законодательства еще на стадии создания предприятия необходимо предусмотреть меры обеспечения его экономической безопасности. Экономическая безопасность предприятия предполагает состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей деятельности.

В. В. Зыков в монографии «Безопасность предпринимательской деятельности» указывает, что безопасность бизнеса представляет собой состояние защищенности предпринимательской деятельности от воздействия сложного комплекса реальных и потенциальных угроз с различной степенью опасности причинения вреда личности, обществу, среде обитания и бизнесу. Задача обеспечения устойчивости бизнеса требует введения в структуру управления нового вида менеджмента – менеджмента безопасности бизнеса, который взаимосвязан с маркетингом и другими видами менеджмента предприятия и координирует их деятельность. Необходимость внедрения в практику хозяйственной деятельности предприятий менеджмента безопасности бизнеса остро ощущается даже в условиях слабой конкурентной борьбы на российских рынках производства и потребления [5].

Выделяют внешние и внутренние субъекты, которые обеспечивают экономическую безопасность предприятия. Ко внешним субъектам относят органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые обеспечивают безопасность законопослушных предпринимателей. Ко внутренним субъектам относят лиц, осуществляющих деятельность по защите экономической безопасности. Прежде всего, это работники службы безопасности предприятия [8]. Создание такой службы представляет на практике большую трудность, поскольку каждый субъект предпринимательства индивидуален и его деятельность специфична [5].

Правовой базой для функционирования службы экономической безопасности является Законы РФ «О безопасности» [3], «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [1], «Об оперативно-розыскной деятельности»[2].

В случае отказа от внедрения на предприятии службы экономической безопасности предприятие будет терять прибыль. Речь идет о случаях умышленного ущерба сотрудниками предприятия. Реальные масштабы упущенной выгоды оценить практически невозможно. Эффективная организация кадровой работы с участием службы экономической безопасности позволит снизить прямые, а также предотвратить косвенные убытки предприятия, которые непосредственно связаны с человеческим фактором [12].

Создание службы экономической безопасности должно происходить в момент принятия решения об организации предприятия, специфика ее деятельности зависит от вида деятельности, объема предполагаемого производства продукции, размера оборота и прибыли, численности работников [4]. Экономическая эффективность создания службы экономической безопасности определяется соотношением расходов по ее содержанию и убытками потенциальных угроз [13]. Планирование работы службы экономической безопасности призвано обеспечить должную организацию его работы, направленную на достижение конкретных и значимых результатов, но при этом быть достаточно гибкой, учитывать реалии деятельности предприятия на конкретный момент времени [9].

В работе А.Н. Литвиненко, С.Ю. Ковтуновой проблематика обеспечения безопасности предприятия сводится, главным образом, к борьбе с хищениями и подобными неблаговидными деяниями. Центральная роль отводится службе экономической безопасности бизнеса, которой рекомендуется работать в тесном взаимодействии с правоохранительными органами [7].

Д.В. Трошин в монографии «Безопасность предприятия: смысл, онтология, оценка» напротив указывает, что локализация проблем обеспечения безопасности в пределах определенной методологической, организационной и информационной подсистем не позволяет эффективно решить задачи хозяйственной деятельности на стратегическом уровне, препятствует созданию эффективной системы управления предприятием с использованием программно-целевого подхода [11].

Очевидно, что в настоящее время сложилось новое направление профессиональной деятельности – обеспечение безопасности предприятия. Предмет и содержание этой профессии находятся на стыке проблематики прикладных задач обеспечения безопасности и экономической кибернетики в масштабе предприятий, функционирующих в том или ином секторе рынка, каждый из которых имеет свои сущностные особенности.

Работа службы экономической безопасности не ограничивается одними лишь функциями обеспечения всех видов безопасности. Для повышения эффективности системы корпоративной безопасности необходима оценка взаимозависимости между портфелем возможных рисков предприятия и продвижением бизнеса. Сотрудники службы экономической безопасности так же должны всегда находится на передовом крае бизнеса, реагируя на новые тенденции в нем. Как следствие, их круг обязанностей будет постоянно меняться.

В современных условиях сотрудники службы экономической безопасности должны хорошо в ориентироваться в делах предприятия, владеть финансовым и экономическим анализом, методами программно-целевого планирования и проектного управления, выполнять информационно-аналитическую работу, анализировать риски, обеспечивать защиту информационных ресурсов, организовывать создание и эксплуатацию сложных комплексов инженерной защиты объектов предприятий[6].

Вдобавок, они обязаны проявлять деловую хватку, управленческие способности, умение работать с людьми, убеждая последних обеспечивать безопасность посредством своих повседневных действий и решений.

Одновременно с этим угрозы безопасности стали более сложными. Терроризм, организованная преступность, рейдерство, а также риски экономической, информационной и социальной безопасности создают негативную атмосферу, при которой становится трудно управлять бизнесом. Сегодня предприятия ищут новые способы управления этими рисками.

Список литературы:

  1. Закон Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 (в редакции от 03.07.2016) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»
  2. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (в редакции от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности»
  3. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (в редакции от 05.10.2015) «О безопасности»
  4. Гомонко Э.А., Стародубцева Ю.В., Горбачев А.С. Служба экономической безопасности и её роль в обеспечении комплексной защиты предприятия // Образование, наука, производство Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. – 2015. – С.4261-4266.
  5. Зыков В.В. Безопасность предпринимательской деятельности: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, – 2011. – 196 с.
  6. Комиссарова Е.В., Стешенко Ю.В. Обеспечение корпоративной безопасности в организации // Экономическая безопасность общества, государства и личности: проблемы и направления обеспечения. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции / под редакцией И.А. Сергеевой, С.С. Солдатовой. – Пенза: Изд. ИП Соколова А.Ю., 2014. – Вып. 1 – 278 с.
  7. Литвиненко А.Н., Ковтунова С.Ю. Разработка типовой структуры механизма обеспечения экономической безопасности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России.– 2010. – № 4 (48) – С. 137-144.
  8. Печерица Е.В., Тестина Я.С. Комплексный подход к эффективному обеспечению экономической безопасности на предприятиях сферы сервиса и туризма // Фундаментальные исследования. – 2016.– № 7. – С. 167-170.
  9. Серебрякова Н.А., Волкова С.А., Волкова Т.А. Формирование системы обеспечения экономической безопасности предприятия // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2016. – № 4 (70). – С. 460-465.
  10. Снитко Л.Т., Клиндухова О.А. Управление экономической безопасностью предприятия на принципах обеспечения ее рационального уровня // Актуальные проблемы экономики. – 2015. – № 4. – С. 40-46
  11. Трошин Д.В. Безопасность предприятия: смысл, онтология, оценка: монография. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2015. – 212 с.
  12. Хлутков А.Д. Роль службы безопасности предприятия в обеспечении экономической безопасности бизнеса // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2015. – № 2(92). – С.34-40.
  13. Цёхла С.Ю. Программа создания службы экономической безопасности на предприятии // Экономика Крыма. – №1(42). – 2013. – С. 195 – 199

sibac.info

Служба экономической безопасности предприятия

Раздел 4. СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

4.4. Служба экономической безопасности предприятия

Как подчеркивал А. Даллес, разведка всегда решает две задачи: сбор информации о противника и охрану собственных секретов [40]. Поэтому фирмы, что работают в рыночных условиях, вопросу защиты собственных секретов уделяют серьезное внимание. Как сообщали “Вести”, западные фирмы на эти цели тратят до 15% своих доходов. Западные бизнесмены, знакомясь в конце 80-х гг. с советскими предприятиями, были очень удивлены отсутствием в них служб безопасности.

Службу, занятую охраной собственных секретов фирмы, обычно принято называть службой безопасности. В логическом аспекте — служба безопасности — обратная сторона разведки. Однако, это вовсе не означает, что данные службы стоит сочетать. Наоборот, учитывая разный характер их работы, они должны быть обособлены. Это следует из того, что объекты разведки находятся в внешней среде предприятия, тогда как объекты безопасности — во внутреннем. Есть различия в методике организации работы. Поэтому, не исключая сотрудничества между ними в обмене методикой и информацией, их работу надо специализировать.

Законодательства многих государств СНГ позволяют организацию таких служб на предприятиях, в банках и т.др. Противоречия заключаются в том, что эти службы не имеют достаточного правового статуса. Сюда нередко берут “ребят” со стальными мускулами, но которые не имеют соответствующей правовой подготовки, права на ношение и применение оружия, не наделенных правами работника правоохранительных органов в части задержания преступников. Решение этих проблем надо искать на законодательном уровне, превращая службы безопасности организаций в внештатные отделы органов правопорядка. Это позволило бы наделить их минимальными правами в отношении ношения и применения оружия, задержания преступников и, самое главное, поставить под контроль правоохранительных органов [22].

Методологические подходы к организации экономической безопасности фирмы

Безопасность организации определяется множеством “угроз” в процессе ее взаимодействия с внешней средой и развитием внутренней среды [85].

Угрозы внешней среды: поставщик может сорвать договор, а покупатель отказаться от заказа, недобросовестный конкурент может сделать диверсию, имущество и информация могут быть похищенные, сотрудник также может быть похищен вместе с информацией.

Угрозы внутренней среды: несоблюдение технологических режимов (взрывы, пожары, инфекции и др., заражение среды); несоблюдение режима работы организации и режима коммуникаций (утечка информации).

Суть защиты сводится к нейтрализации и предотвращения угроз, а если такое случилось, то к возмещению ущерба. Сначала определяются объекты защиты. В качестве таких можно выделить [46]:

1. Интересы организации (они определены ее миссией, стратегией и целями). Эти интересы проявляются в отношениях с госорганами, партнерами, посредниками, общественностью и средствами массовой информации.

2. Следующим объектом является собственность организации, что служит одним из определяющих средств достижения целей и реализации интересов. Форме собственности являются все экономические ресурсы, принадлежащие предприятию, за исключением персонала: здания, сооружения, оборудование, готовая продукция и тому подобное.

3. Также важной формой собственности, что служит одним из наиболее желанных объектов похищение в современных условиях, является информация.

4. Одной из форм собственности, охрана которой имеет принципиальное значение, есть технологии (которые имеют правовой статус и не имеющих его патенты, лицензии, ноу-хау и т. др. — как, например, технология “кока-колы”).

5. Важным объектом защиты являются экономические, кооперативные и иные связи с партнерами. Они требуют защиты от посягательств конкурентов, что всегда стремятся их нарушить. Также необходимо исключить из этих связей недобросовестных партнеров. В этом направлении служба безопасности работает вместе с разведкой.

6. Продукция и услуги, поставляемые организацией потребителям.

7. Транспортные средства и грузы, которые транспортируются.

8. Персонал, что является носителем информации.

Отмечены объекты защиты охраняются различными способами, среди которых можно выделить, как основные, следующие [60]:

1. Юридическую защиту. Он призван охранять законные права фирмы и ее сотрудников во взаимоотношениях с государством, юридическими и физическими лицами в уголовном и гражданском правовых полях.

2. Экономический защита предполагает учет экономических интересов фирмы во взаимоотношениях с государством, физическими и юридическими лицами при оформлении отношений поставок, реализации, инвестиций и платежей.

3. Физическая защита предусматривает прекращение действий физических лиц, направленных на грабеж и хищение собственности и персонала, попыток нанесения ущерба разрушением собственности, технологий, коммуникаций и тому подобное.

4. Информационная защита предусматривает определение секретной информации и организации коммуникаций, предотвращает ее вытекание.

5. Технологический защита предусматривает обеспечение уникальности продукта или услуги фирмы.

6. Организационный защита предусматривает отработку процедур и режимов, исключающих нанесение ущерб фирме путем хищений собственности, технологий, информации.

7. Социально-психологический защита предусматривает воспитательную работу в коллективе по созданию атмосферы патриотизма, преданности интересам фирмы.

Организация службы экономической безопасности фирмы

Состав и структура службы безопасности организации определяются двумя факторами [46]:

1) потенциальным составом и структурой угроз;

2) финансовыми возможностями организации.

Перед тем, как создавать службу безопасности организации, необходимо сформировать модель угроз организации. В этой модели должны быть определены угрозы, варианты защиты и ответственные за организацию защиты. Выше мы выделили возможные источники угроз со стороны внешнего и внутренней среды. их комбинация, например, для банка и для кондитерской фабрики могут быть различными (табл. 1).

Таблица 1

Фрагмент примерной модели угроз коммерческом банке [46]

N

п/п

Источник

угрозы

Характер угрозы

Возможен защиту

Ответственный за защита

1.

Внешнее

среда

(преступники)

Ограбление кассы, хранилищ

Техническими средствами, охраной

Служба безопасности

2.

Внешнее

среда

Получение денег по фальшивым Авизо

Техническими средствами, финансовым контролем

Отдел расчетов, служба безопасности

3.

Внешнее

среда

(клиенты)

Получение кредита без обеспечения

Контроль заемщика

Финансовая

служба

4.

Внутреннее

среда

(персонал)

Присвоение средств служащими

Контроль компьютерных программ и операций

Контрольная служба, служба безопасности

5.

Внутреннее

среда

(технологии,

персонал)

Пожар

Соблюдение режима. Противопожарная защита. Страхование

Служба безопасности, комендант, юридическая служба

6.

Внешнее

среда

(преступник)

Проникновение в компьютерную систему, хищение информации, введение “вирусов”

Изменение программ

Служба безопасности. Программисты

7.

Внешнее

среда

(преступники)

Хищения средств и ценных бумаг

Технические средства. Охрана

Служба безопасности

8.

Внешнее

среда

(преступники)

Похищение Президента или управляющего банком

Личная охрана

Служба безопасности

Эта модель носит обучающий характер. Ее можно расширять, углублять, конкретизировать. Задача ее сводится к определению потребности и размеров службы безопасности. Понятно, чем чем крупнее объект, тем больше угроз, и тем сложнее организация службы безопасности. Второй вывод, который следует из модели угроз любой организации, служба безопасности организует свою работу в тесном взаимодействии со службами внутреннего контроля, юридическим отделом, отделами обеспечения (программисты, экономисты, финансисты, хозяйственные службы). Можно в модель угроз включить все угрозы согласно приведенных выше форм защиты [46].

Отсюда определяются подходы к организации службы безопасности. В маленькой фирме это может быть один человек, что, опираясь на специалистов разных профилей, организует защиту фирмы. С ростом фирмы увеличивается и персонал по защите. В крупнейших — эта служба насчитывает сотни и тысячи специалистов.

Если это среднее предприятие, насчитывает несколько сотен работников, то оно уже может позволить себе содержание отдела по 7-15 человек. И первая проблема, которую необходимо решить, — это структура отдела. Учитывая то, что по отдельным направлениям кроме службы безопасности к защите привлекаются функциональные подразделения фирмы, общее руководство по обеспечению безопасности возлагается на одного из первых лиц управления институционального уровня — первого президента или его ближайшего заместителя.

Непосредственно в отделе функциональные обязанности распределяются по объектам защиты: здания, территория, имущество, продукт, средства, информация, связь, персонал др. Кроме того, можно специализировать работников и по способам защиты. То, что их деятельность может пересекаться, — это даже хорошо. Любая система работает устойчивее, если имеет дублирующее обеспечение. Работа организуется таким образом, чтобы экономические, правовые и технологические методы защиты дополняли друг друга, а не мешали.

Следующая важная проблема — это подбор кадров. Данная работа немного отличается от общепринятых подходов в менеджменте. Прежде всего согласно структуры подразделения безопасности определяется количество сотрудников и квалификационные требования. В небольших подразделениях это может быть специалист в 1-2 отраслях; например, личная охрана и технические средства защиты; реклама и информация, технология и средства защиты и тому подобное. Если позволяют возможности, то лучше подбирать по одному специалисту или даже формировать группы по направлениями работы [46].

И. Лямин считает, что в основе поиска необходимых специалистов должна лежать личная рекомендация. Ни в коем случае, если вы не хотите получить “двойника”, не пользуйтесь рекламой. Людей, необходимых для охранной работы, целесообразно искать среди бывших работников служб безопасности и правоохранительных органов государства (целесообразно оперативников), для обеспечение технической, технологической, правовой, экономической и психологической безопасности целесообразно подбирать практических работников и научных сотрудников исследовательских учреждений [60].

Требования, которые предъявляемые к кандидатурам [22, 101].

— профессиональный уровень (выясняется в ходе бесед, тестирования, проверок);

— надежность (путем выяснение мнения людей, близко знающих кандидата на его предыдущей работе, в месте проживания, учебы и тому подобное);

— психологическая устойчивость, отсутствие хронических заболеваний (проверка здоровья);

— отсутствие близких родственников, знакомых, работающих в конкурирующих предприятиях и фирмах.

Если кандидат по указанным параметрам соответствует вашим требованиям, необходимо правильно оформить трудовые отношения. С этим кругом лиц их целесообразно оформлять контрактом, в приложениях к которого должны быть четко определены профессиональные обязанности. Здесь также целесообразно отразить требования о лояльности и санкции за нарушение этих требований. Понятно, контрактная форма трудовых отношений должна предусматриваться Уставом. Здесь также должны оговариваться и условия прекращения контракта обеими сторонами.

Отдел службы безопасности ведет работу самостоятельно, координируя ее со службой разведки. Этими направлениями координации работы могут быть:

1. Проверка финансовой устойчивости, платежеспособности и эффективности функционирования партнера.

2. Проверка добропорядочности и других качеств нанятых на работу специалистов.

3. Выяснение технологических возможностей партнеров.

4. Нейтрализация разведывательной работы конкурента и других угроз, обнаруженных разведкой.

► Несколько важных выводов [46 ]:

во-первых, стоимость сохранившихся за помощью службы безопасности секретов должна оцениваться и сопоставляться с рыночным ценам этих секретов. Служба безопасности целесообразна до тех пор, пока затраты на охрану данного секрета ниже рыночных цен его покупки;

во-вторых, службу безопасности и основные ее направления должны возглавлять специалисты, которые хорошо знают уровень и цену секретности важнейших достижений отрасли;

в-третьих, границы секретности не должны превышать необходимого уровня, то есть не должны мешать организации производственных процессов и рекламной деятельности;

в-четвертых, служба экономической безопасности должна постоянно следить за своевременным розсекречуванням информации, теряет способность приносить дополнительный доход.

schooled.ru

Служба экономической безопасности предприятия, ее цели, задачи, функции.

Служба безопасности является структурной единицей предприятия, непосредственно участвующей в его работе. Структура и штаты службы безопасности определяются руководителем предприятия в зависимости от объема работ и особенностей производственно-коммерческой деятельности. Назначение на должность начальника службы безопасности предприятия (фирмы), а также его освобождение производятся только руководителем предприятия (фирмы).

Функции:

1. административно-распорядительная, которая реализуется путем подготовки решений по установлению и поддержанию системы безопасности, определению полномочий, прав, обязанностей и ответственности должностных лиц по вопросам обеспечения безопасности объекта;

2. хозяйственно-распорядительная, которая реализуется путем участия службы безопасности в определении ресурсов, необходимых для решения задач безопасности объекта, в подготовке и проведении мероприятий по обеспечению сохранности имущества, финансовой, интеллектуальной и иной собственности;

3. учетно-контрольная, которая реализуется выделением наиболее важных направлений финансово-коммерческой деятельности и работой по организации своевременного обнаружения внешних и внутренних угроз финансовой стабильности и устойчивости объекта, оценкой их источников, налаживанием контроля за критическими ситуациями, ведением учета негативных факторов, влияющих на безопасность объекта, а также накоплением информации о недобросовестных конкурентах, ненадежных партнерах, лицах и организациях, посягающих на жизненно важные интересы объекта;

4. социально-кадровая, сучастием службы безопасности в расстановке кадров, выявлении негативных тенденций, возможных причин и условий социальной напряженности, в предупреждении и локализации конфликтов, создании нормальной обстановки, инструктаже персонала объекта по вопросам своей компетенции, формировании у него чувства ответственности за соблюдение установленных режимов безопасности;

5. организационно-управленческая, по воздействию на создание и эффективное поддержание организационной структуры управления процессом обеспечения безопасности, гибких временных структур по отдельным направлениям работы, организации взаимодействия и координации между отдельными звеньями системы для достижения заданных программных целей;

6. планово-производственная, по разработке комплексной программы и отдельных подсистемных целевых планов обеспечения безопасности объекта, подготовке и проведению мероприятий по их осуществлению, установлению и поддержке режимов безопасности;

7. организационно-техническая, которая осуществляется путем материально-технического и финансового обеспечения системы безопасности объекта, освоением специальной техники и достижений соответствующего потребностям обеспечения безопасности уровня, содействием в освоении новых видов техники для специальной деятельности;

8. научно-методическая, которая реализуется накоплением и освоением опыта обеспечения безопасности, организацией обучения штатного контингента объекта, научной разработки возникающих проблем обеспечения безопасности и методического сопровождения деятельности в этой сфере;

9. информационно-аналитическая, по целенаправленному сбору, накоплению и обработке информации, относящейся к сфере безопасности, созданию и использованию необходимых для этого технических и методических средств аналитической обработки информации, организации информационного обеспечения заинтересованных подразделений и отдельных лиц в сведениях, имеющихся в службе безопасности.

Целью деятельности службы безопасности является своевременное выявление и нейтрализация причин и условий, способствующих утечке коммерческой тайны, нанесению материального, морального ущерба предприятию (фирме) и препятствующих его развитию в рыночных условиях.

Основные задачи службы безопасности определяются необходимостью достижения этой цели и представляют собой требования косуществлению мер по следующим направлениям:

1)обеспечение защиты имущественной собственности предприятия (разработка системы охраны предприятия,выделение помещений (участков) для хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств)

2) обеспечение защиты коммерческой тайны на предприятии (изучение всех сторон производственной, коммерческой, финансовой и другой деятельности для выявления ценной собственной информации предприятия, разработка «Программы защиты коммерческой тайны на предприятии», оформление списков лиц (перечней должностей), имеющих право доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну).

3)обеспечение внешней деятельности предприятия (участие в подготовке и проведении специальных информационных акций, повышающих репутацию фирмы, изучение, анализ и оценка состояния системы обеспечения экономической безопасности предприятия, разработка предложений, технико-экономических обоснований и необходимой документации в целях ее совершенствования).

Экзаменационный билет № 41

cyberpedia.su

Службы экономической безопасности и их функции

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

27

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2010. Вып. 1

УДК 338.24 (22)

Т.В. Микрюков

СЛУЖБЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ИХ ФУНКЦИИ

Обозначены проблемы функционирования служб безопасности в организациях. Рассматриваются функции службы безопасности в целях обеспечения экономической безопасности организации.

Ключевые слова: экономическая безопасность, служба безопасности, функции службы экономической безопасности.

Термин «экономическая безопасность» стал упоминаться относительно недавно в экономической литературе. Определение безопасности во всех сферах человеческой деятельности дано также в Законе РФ от 05.03.1992 № 2446-1 (в ред. от 07.03.2005) «О безопасности»: «Безопасность - это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Экономическая безопасность бизнеса представляет собой совокупность внешних и внутренних условий, при которых обеспечивается надежная защита его экономических интересов от всех возможных видов угроз и способность сохранять стабильность функционирования и обеспечивать его устойчивое развитие [1. С. 1].

Очевидно, что угрозы, негативно влияющие на деятельность организации, могут быть различного вида. Это, во-первых, внешние угрозы, которые можно проклассифицировать следующим образом:

1) неблагоприятные макроэкономические условия, общая экономическая ситуация в мире и в регионе (в том числе инфляция, неустойчивость страховой, налоговой политики государства, нестабильность национальной валюты, недостаточность инвестиционных средств в регионе и т.д.);

2) нестабильность правового поля, в котором действует организация, несовершенство законодательства, пробелы в нормативно-правовой базе;

3) неблагоприятная криминогенная обстановка, посягательства со стороны криминальных структур;

4) недобросовестная конкуренция, негативные воздействия конкурентов на деятельность организации;

5) невыполнение обязательств контрагентами организации: поставщиками, покупателями, подрядчиками и др. (в том числе нарушение сроков поставки, отгрузки продукции, нарушение сроков оплаты, полное или частичное невыполнение обязательств и т.д.);

6) претензии со стороны государственных контролирующих органов (налоговых органов, органов пожарного, технического надзора, санитарно-эпидемиологических служб и др.);

7) форс-мажорные обстоятельства (пожар, стихийное бедствие, наводнение и т.д.).

К внутренним угрозам следует отнести следующие:

1) угрозы со стороны руководства организации, неквалифицированное управление (ошибки в организации работы, в планировании и прогнозировании деятельности, экономическом анализе, контроле, мотивации, стимулировании персонала, выборе методов и технологии работы и т.д.);

2) угрозы со стороны персонала организации: недостаточная квалификация, злоупотребления со стороны персонала (хищение информации, материальных ценностей, денежных средств), несоблюдение персоналом установленной технологии работы и т.д.

Таков примерный перечень возможных угроз, влияющих на экономическую безопасность организации. Он может быть и расширен, так как угрозами для деятельности любой организации будут считаться все возможные виды препятствий, внешних и внутренних, для достижения ею целей своей деятельности. Так, для коммерческих организаций основная цель - получение максимальной прибыли исходя из имеющихся ресурсов. Нехватка ресурсов (человеческих, материальных. денежных и т.д.) - тоже угроза для такой организации. Для некоммерческих организаций цели определяются их уставными документами, и различных препятствий для достижения ими своих целей также может быть множество.

Решением вопросов по предотвращению возможных угроз, их преодолению, ликвидации, анализу и выяснению причин их возникновения должно заниматься высшее руководство организации.

28

Т.В. Микрюков

2010. Вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Такие вопросы следует курировать либо руководителю организации, либо его заместителю. Но в конечном итоге высшее управленческое звено осуществляет общее руководство направлением, конкретные же функции выполняют отдельные подразделения организации и рядовые сотрудники. Возникает вопрос: как функции по обеспечению экономической безопасности закрепляются за структурными подразделениями организации и не возникает ли при этом утрата части этих функций?

Организационные структуры различных организаций отличаются друг от друга в зависимости от профиля организации, масштабов ее деятельности, целей и задач, стоящих перед нею. Но в общем структура средней по масштабам организации примерно одинакова: имеются бухгалтерская служба, юридическая служба, служба безопасности, служба автоматизации, подразделения по работе с клиентами - покупателями товаров, работ и услуг, производимых организацией (отдел сбыта, отдел продаж, маркетинговый отдел и т.д.), подразделения по снабжению организации необходимыми ресурсами - трудовыми, материальными (отдел снабжения, отдел по работе с персоналом и т.д.) и основное подразделение, занимающееся производством продукта организации. Если мы рассмотрим задачи типовой службы безопасности, то, как правило, в них включаются такие вопросы, как физическая охрана объектов, материальных ценностей организации, личная охрана руководства организации. Службы безопасности обычно ответственны за взаимодействие с правоохранительными органами, противодействие криминальным структурам, противодействие утечке информации, составляющей коммерческую тайну организации. В лучшем случае за службой безопасности могут быть закреплены вопросы защиты компьютерной информации (хотя обычно это остается в ведении службы автоматизации), проверка персонала на предмет причастности к хищениям и принадлежности к криминальным структурам.

Очевидно, что рассмотрение понятия «обеспечение экономической безопасности» в комплексе выполняемых службой безопасности функций недостаточно для решения этой задачи. Выполнение части функций по обеспечению экономической безопасности принимают на себя и другие подразделения. Так, например, защиту компьютерной информации осуществляет служба автоматизации. Работу с должниками выполняют сотрудники подразделения по работе с клиентами (на ранних сроках) либо юридическая служба (на поздних сроках, при взыскании задолженности в судебном порядке). Юридическая служба также бывает ответственна за мониторинг законодательства, и в принципе при этом она должна отвечать за предотвращение возникающих угроз экономическим интересам организации. Юристы осуществляют взаимодействие с государственными органами по возникающим с их стороны претензиям. Работу с персоналом в части исключения незлонамеренных действий (хищений, вредительства и т.д.), а ошибок, совершенных по невнимательности, из-за плохих условий труда, некачественного морально-психологического климата в коллективе и т.п., в лучшем случае выполняет кадровая служба, а часто такие вопросы остаются без внимания.

Огромный пласт задач, которые практически никогда не попадают в поле зрения служб безопасности - это экономическая безопасность основной деятельности. Сюда входят такие глобальные вопросы, как отслеживание макроэкономической ситуации в стране и в мире в целях выявления и предупреждения возникающих угроз. Этим может заниматься планово-экономическая служба, но зачастую эти вопросы находятся в ведении только руководства. В микроэкономическом плане к задачам обеспечения экономической безопасности также можно отнести много пунктов. Так, например, недостатки в технологии работы, позволяющие персоналу похищать собственность организации, либо просто совершать ошибки в своей работе, приводящие к нанесению ущерба организации. К данным вопросам следует также отнести недостатки в организации работы, неверные управленческие решения. Даже если все решения приняты правильно, вопросы контроля за соблюдением установленных правил также требуют особого внимания - при отсутствии контроля правила не будут соблюдаться. Ну и, конечно, должна быть адекватная кадровая политика, мотивация персонала и система наказаний за нарушение установленных правил. Такие вопросы тоже зачастую находятся в компетенции экономической службы либо высшего руководства и практически никогда не касаются службы безопасности.

В итоге подразделения безопасности организации отвечают за предотвращение и преодоление не всех стоящих перед нею угроз, а только части из них. Угрозы эти носят узконаправленный характер, имеющий, как правило, криминальный оттенок, и требуют взаимодействия с правоохранительными органами. Естественно, говорить о том, что подразделение безопасности обеспечивает экономическую безопасность организации было бы неправильно. В этой связи более точное название данных подразде-

Службы экономической безопасности и их функции

29

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2010. Вып. 1

лений следовало бы определить, к примеру, как «подразделение охраны», «подразделение по охране помещений, материальных ценностей и информации», «подразделение по предотвращению преступных посягательств», «подразделение по работе с правоохранительными органами» и т.п.

Причин такого положения дел может быть множество. Одна из них - кадровая. Как известно, большинство сотрудников служб безопасности - это бывшие сотрудники правоохранительных органов, органов государственной безопасности, бывшие военнослужащие. У данных категорий лиц часто отсутствует полное понимание целей организации, нет четкого представления об экономической эффективности происходящих в организации процессов. К примеру, сотрудники службы безопасности часто не владеют ключевыми цифрами из экономических показателей деятельности организации, не вникают в тонкости технологического процесса, чтобы оценить и предотвратить возможные способы хищений со стороны персонала, не занимаются и не вникают в особенности контроля за совершением персоналом своих функций.

Другая причина - организационная. Невозможно возложить на одно подразделение функции, требующие различного образовательного профиля и трудовых навыков. Юристы должны заниматься юридическими вопросами, экономисты - экономическими, кадровая служба - персоналом. Только вот вопросами безопасности, в том числе экономической, должны заниматься все сотрудники, каждый в своей части, и у менеджеров высшего звена должно быть понимание важности этого вопроса. Высококвалифицированных специалистов по экономической безопасности в настоящее время очень мало. В высших образовательных учреждениях изучение данной дисциплины не является обязательным и лишь в немногих вузах были открыты подразделения по изучению данного направления деятельности. Вопросы обеспечения экономической безопасности организаций должны находиться в руках специалистов - менеджеров по безопасности, владеющих всеми навыками современного менеджера.

* * *

1. Курманова Д. А. Управление экономической безопасностью бизнеса в сфере услуг // Безопасность бизнеса. 2005. № 3. С. 1.

Поступила в редакцию 16.12.09

T. V. Mikryukov, senior lecturer

About functions of security departments of company

It is shown the problem of security department activity in company. It is shown the functions of security department in process of company economic security.

Keywords: economical security, security department, functions of security department.

Микрюков Тимофей Валентинович, старший преподаватель ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

E-mail: [email protected]

cyberleninka.ru


Смотрите также