Управление безопасностью охраной труда


Управление безопасностью труда (стр. 1 из 8)

Содержание

Введение

Глава 1. Управление безопасностью труда

1.1. Правовые и нормативные основы безопасности труда

1.2. Социально-экономическое значение и источники финансирования охраны труда

Глава 2. Организация безопасности труда на предприятиях

2.1. Охрана труда как важнейший элемент конкурентноспособности предприятия

2.2. Создание службы охраны труда и организация ее деятельности

Заключение

Литература

Введение

Охрана труда сегодня, как никогда, актуальна. Трудно представить себе успешное предприятие на рынке, руководство которого «спустя рукава» относилось бы к вопросам охраны труда. Как известно, несчастные случаи на производстве выбивают из колеи, часто надолго парализуют работу предприятия, создавая не только нервозную обстановку в коллективе, но и принося существенные финансовые потери.

Опыт крупнейших мировых компаний по­казывает, что охрану труда высшие ру­ководители считают одним из главных приоритетов. Так, из десятков показателей деятельности предприятия охрану труда и здо­ровья своих работников они ставят на второе место, сразу после квалификации и компетент­ности персонала. В странах Европейского сою­за сейчас поднимается вопрос о культуре ох­раны труда, которая является одним из главных элементов управления предприятием.

Хотелось бы, чтобы и для российских руко­водителей это стало нормой. Чтобы работа по охране труда не выполнялась для «галочки», чисто формально, чтобы «отстал» инспектор. Чтобы финансирование этих работ не осущес­твлялось по остаточному принципу. Чтобы мно­гие незначительные несчастные случаи (да и значительные тоже) не скрывались порой в уго­ду «хорошей» статистике. Чтобы охрана труда действительно стала культурой.

А поэтому изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд человека - одна из наиболее важных задач в разработке новых технологий и систем производства. Изучение и выявление возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров, и разработка мероприятий и требований, направленных на устранение этих причин позволяют создать безопасные и благоприятные условия для труда человека. Комфортные и безопасные условия труда - один из основных факторов влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников.

Цель данной работы – дать основные сведения об охране труда на предприятиях и в организациях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

- познакомиться с законодательными, экономическими методами управления охраной труда;

- выявить связь конкурентоспособности предприятия и безопасностью труда;

- рассмотреть цели и задачи службы охраны труда.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Управление безопасностью труда

1.1. Правовые и нормативные основы безопасности труда

Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопас­ностью и охраной труда формируется многообразной и развитой си­стемой законодательных и нормативных правовых актов, регулиру­ющих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализа­ции законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда (СУ ОТ), за каждым из элементов и орга­нов которой закреплены свои функции, обязанности и область дея­тельности, ее порядок и процедура.

Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.

По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безо­пасности труда можно подразделить на законодательные акты, нор­мативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной вла­сти Российской Федерации, а также ее субъектов.

Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.

Законодательный акт по охране труда — это акт, устанавливаю­щий право работников на охрану труда в процессе трудовой деяте­льности, принятый или утвержденный законодательным органом.

Нормативный правовой акт по охране труда — это акт, устанавли­вающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, на­правленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Рос­сийской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации.

Законодательные акты, кроме законов, могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также поста­новления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств.

По общности и действию законодательные и нормативные пра­вовые акты подразделяются на пять уровней.

1. Единые акты, действующие на всей территории России для всех предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда. К ним относятся федеральные законы, указы Президента, поста­новления Правительства и федеральных министерств и ведомств. Такие акты утверждаются Государственной Думой, Президентом, Правительством, федеральными министерствами и ведомствами (например. Министерством труда и социального развития).

2. Межотраслевые акты, действующие во всех отраслях эконо­мики без исключения. К ним относятся, например, стандарты сис­темы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др. Такие нормативные акты разраба­тываются и утверждаются только специально уполномоченными федеральными органами.

3. Акты субъектов Федерации, действующие только на террито­рии субъекта и регулирующие отдельные вопросы охраны труда при­менительно к субъекту. Они разрабатываются и утверждаются зако­нодательными и исполнительными органами субъектов Федерации.

4. Отраслевые акты, действующие только в той или иной отрас­ли (металлургической, химической, текстильной) и не имеющие юридической силы в других отраслях. Они разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами или дру­гими уполномоченными органами (например, Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором и др.) применительно к конкретной отрасли.

5. Нормативные правовые акты предприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие только на конкрет­ном предприятии (приказы, решения, инструкции)[2,329].

Законодательные и нормативные правовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокого уровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, регио­нальные — единым и межотраслевым, предприятий — отраслевым.

Основные законодательные акты по безопасности труда

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Феде­рации» (далее Закон) определяет основные направления государст­венной политики в области охраны труда, которыми являются:

• обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работ­ников;

• принятие и реализация законодательных и нормативных пра­вовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;

• государственное управление охраной труда;

• государственный надзор и контроль за соблюдением требова­ний по охране труда;

• содействие общественному контролю в области охраны труда;

• расследование несчастных случаев на производстве, профес­сиональных заболеваний и их анализ;

• защита законных интересов работников, пострадавших от не­счастных случаев на производстве и профессиональных забо­леваний;

• установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;

• координация деятельности в области охраны труда;

• распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

• государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда;

• подготовка и повышение квалификации специалистов по ох­ране труда;

• организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессио­нальных заболеваниях и об их материальных последствиях;

• обеспечение функционирование единой информационной системы охраны труда;

• международное сотрудничество в области охраны труда;

• проведение эффективной налоговой политики, стимулирую­щей создание безопасных условий труда;

• установления порядка обеспечения работников СИЗ и СКЗ, санитарно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактиче­скими средствами за счет средств работодателя[2,330].

Реализация перечисленных направлений государственной поли­тики в области охраны труда обеспечивается совместными согласо­ванными действиями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправ­ления, работодателей, а также профессиональных союзов.

Закон определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда между работода­телями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности пред­приятий, организаций, учреждений.

Основные положения установленного Законом порядка регулирова­ния отношений в области охраны труда заключаются в следующем:

• определение управления охраной труда на государственном уровне и на уровне предприятия;

Управление безопасностью и охраной труда международный опыт

Управление безопасностью и охраной труда.Международный опыт

Настоящая рубрика тоже посвящена практическим вопросам обеспечения безопасности труда на производстве. В ней даны основные положения по управлению безопасностью и охраной труда на промышленных предприятиях, координации взаимоотношений наемных работников и работодателей, профсоюзами и государством. Здесь обобщен международный опыт. При этом особое внимание уделено России, как соседнему государству, имеющему общие традиции с Украиной и многие совместные нормативно-правовые документы по ОТ.

Таким образом в практикуме «Безопасность труда на производстве» изложена научно-популярная информация по основным положениям выше обозначенной темы, предназначенная для широкого круга граждан Украины.

Охрана труда (ОТ)

Это система сохранения здоровья и жизни работ­ников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя право­вые, социально-экономические, организационно-технические, сани­тарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Все трудовое законо­дательство направлено на ОТ: запрещение перевода на др. работу без согласия работника; ограничение увольнений по инициативе администрации; регулирование рабочего времени и времени отдыха (напр., ограничение сверхурочных работ) и т. д.

Эти и др. положения законодательства охраняют трудовые права ра­ботников. Существуют нормы, регулирующие планирование и орга­низацию труда, устанавливающие право на здоровье и безопасные условия труда, ответственность за их нарушение.

ОТ может рассматриваться в 3 аспектах: институт данной отрасли права; элемент трудового правоотношения; субъективное право работника.

Как институт трудового права ОТ — это совокупность правовых норм, направленных на обеспечение безопасных и здоровых УТ ра­ботников.

Как элемент трудового правоотношения ОТ представляет собой встречные (корреспондирующие друг с другом) права и обязанности работника и работодателя (администрации) по соблюдению требо­ваний безопасности УТ, безопасной эксплуатации техники и соблю­дению в интересах безопасности труда технологии производства.

В качестве субъективного права работников ОТ состоит в законо­дательном закреплении такого правового положения работников, при котором им должны быть обеспечены безопасные и здоровые УТ. Это право реализуется в конкретных трудовых правоотношениях. Субъективное право каждого работника — право на безопасные и здо­ровые УТ при осуществлении той трудовой функции, которую он обя­зался выполнить по трудовому договору.

В трудовом праве принято понимать ОТ также в широком смысле как всю совокупность норм законодательства о труде, направленных на охрану и защиту трудовых прав работников, их положения в сфере труда. Требуется решение следующих задач:

 защита работников от воздействия вредных и опасных производствен­ных факторов, которые угрожают их здоровью и физической безо­пасности нерабочем месте (безопасность и гигиена труда);

 обеспечение компенсаций при несчастных случаях на производстве и про­фессиональных заболеваниях;

 проведение медицинской и профессиональной реабилитации пост­радавших на производстве.

Возникновение и развитие законодательства об ОТ обусловлено раз­витием промышленности; прежде было связано с такими проблема­ми, как работа машин и оборудования, воздействие опасных веществ, оказание первой медицинской помощи; позднее возникла необходи­мость охвата др. аспектов, напр., профилактики несчастных случаев, профессиональной и профессионально обусловленной заболеваемос­ти путем проведения периодических медицинских осмотров и улучше­ния производственной среды (защита от шума, вибрации, запыленности, разработка стандартов и норм на содержание вредных веществ в воз­духе рабочей зоны и т. п.). Были приняты нормы, направленные на ох­рану здоровья отдельных категорий трудящихся, – либо в связи с их повышенной уязвимостью (молодежь, женщины), либо по причине воздействия на них специальных факторов (горняки, металлурги, строители, моряки и др. категории работников).

Серьезные изменения в законодательстве об ОТ связаны с реформи­рованием экономики и переходом к рыночным отношениям, с при­менением новой техники и коренными изменениями технологичес­ких процессов, организации и условий труда.

Система управления охраной труда (СУОТ)

Это часть об­щей системы управления (менеджмента) организации, обеспечиваю­щая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Система включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распре­деление ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разра­ботки, внедрения, достижения целей, анализа результативности поли­тики мероприятий по охране труда в организации.

Традиционный подход к управлению охраной труда.Нормативно-методические, организационные документы, разрабатываемые в ор­ганизации по вопросам функционирования СУОТ, должны обеспе­чивать выполнение следующих требований: постоянно оценивать состояние ОТ в своих подразделениях; формулировать цели и политику в области ОТ; разрабатывать и реализовывать способы их достижения; осуществлять предусмотренные действующим законодательством контрольные функции; оценивать работу руководителей и специалистов организации и ее подразделений по улучшению условий труда и ОТ, стимулировать их деятельность в этом направлении.

В соответствии с требованиями действующего законодательства, Положения о СУОТ в организации установлены следующие основ­ные задачи, решаемые СУОТ:

 уточнение задач и политики организации в области ОТ;

 разработка и реализация программ, планов, иных организационно-распорядительных документов исходя из стратегических целей и политики организации в области ОТ;

 подготовка и аттестацияперсонала организации по ОТ;

 оценка, учет и контроль основных рисков;

 анализ причин аварий, производственных травм и профессио­нальных за­болеваний;

 координация работ, направленных на предупреждение аварий;

 расследование несчастных случаев на производстве,осуществление ком­пенсации обусловленных ими потерь.

Важное значение имеет распределение обязанностей в области ОТ всех должностных лиц, начиная с руководителя организации.Более полное изложение функций не только позволяет лучше организо­вать работу подразделений, но и повысить эффективность контроля. Постоянный профилактический контроль состояния ОТ на рабочих местах, являясь одним из средств предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, осуществляется пу­тем оперативного выявления отклонений от требований ОТ и приня­тия необходимых мер по их устранению.

Информационное обеспечение СУОТ осуществляется в соответствии с действующими в организации нормативными документами. Про­исходит: взаимодействие и обмен информацией с информационны­ми фондами органов государственного управления; формирование и ведение информационных систем по аварийности и производс­твенному травматизму; формирование информационных ресурсов организации, в т. ч. информационного фонда документов; коорди­нация работ по обязательному социальному страхованиюот несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

СУОТ организации получает сведения о тяжелых и смертельных случаях, авариях, крупных пожарах — незамедлительно (предвари­тельная информация направляется электронной почтой или факсом в течение суток); акты и приказы спецрасследований по групповым и тяжелым несчастным случаям, пожарам, случаям со смертельным исходом – по истечении недели со дня завершения расследования; сведения по формам статистической отчетности об аварийности, травматизму и пожарам — ежеквартально.

Профсоюзный комитет организации через уполномоченных по ОТ принимает участие в решении задач СУОТ:

 готовит предложения по улучшению работы СУОТ;

 осуществляет контроль за соблюдением законодательства о труде, законов и иных нормативных правовых актов об ОТ, за состояни­ем ОТ;

 организует и проводит обучение уполномоченных и членов совмест­ных комитетов по ОТ;

 оказывает необходимую консультационную помощь работникам по вопросам ОТ, здоровья и окружающей природной среды;

 информирует работников о происшедших несчастных случаях и ава­риях, о мерах по их предупреждению.

Профком также участвует:

 в работе комитета (комиссии) по охране труда, в проведении админис­тративно-общественного контроля за состоянием ОТ на всех уровнях, за выполнением мероприятий, предусмотренных коллек­тивным договором и соглашением;

 в разработке нормативных документов, регламентирующих вопро­сы ОТ;

 в расследовании несчастных случаев и аварий на производстве, ана­лизе обстоятельств и причин аварий, производственного травма­тизма, профессиональных заболеваний;

 в работе комиссий по приемке в эксплуатацию вновь построенных или реконструированных зданий и сооружений.

Деятельность уполномоченных по ОТ осуществляется в соответс­твии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

Планирование мероприятий в рамках СУОТ происходит на основе фактического состояния ОТ в организации. При разра­ботке планов учитываются: травматизм, заболеваемость (общая и про­фессиональная), имевшие место аварии, инциденты и вероятности риска их возникновения; результаты аттестации рабочих мест по ус­ловиям труда; техническое состояние оборудования, зданий и соору­жений; санитарно-гигиенические УТ; предписания государствен­ных органов надзора, законы, постановления и др. нормативные документы. Осуществляется прогнозирование ОТ, перспективное и текущее планирование работ по ОТ.

Целью прогнозирования является вероятностная оценка снижения динамики производственного травматизма и профессиональной за­болеваемости. Прогнозирование базируется на исследовании произ­водственных рисков и поддержания ОТ на уровне, обеспечивающем безопасность.

Целью перспективных планов является коренное улучшение условий и охраны труда на основе 3—5-летних программ и с учетом результатов финансово-экономической деятельности организации. Планы и ме­роприятия по ОТ должны иметь финансовое, материально-техничес­кое, проектно-конструкторское и кадровое обеспечение. В организа­ционно-распорядительных документах (приказы, постановления, протоколы и др.) указываются сроки и ответственные исполнители.

Текущее планирование мероприятий (год, квартал, месяц) по ОТ включает разработку планов мероприятий по ОТ. Годовые планы разрабатываются на уровне организации, ее структурных подразде­лений, а текущие (квартальные, месячные) планы — на уровне под­разделений, цехов и служб. В таких планах предусматриваются сле­дующие мероприятия:

 повышение квалификации кадров, проверка знаний по охране труда ин­женерно-технических работников, рабочих, служащих; аттестация рабочих мест по условиям и охране труда ранее не аттес­тованных или вновь организуемых объектов;

 нормализация санитарно-гигиенических УТ с учетом результатов аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда;

 лечебно-профилактическое и санитарно-бытовое обслуживание ра­ботников;

 механизация, автоматизация тяжелых и трудоемких работ; комплексные и целевые проверки состояния ОТ в подразделениях организации.

В каждом пункте плана должны быть указаны сроки, объемы, фи­нансовое обеспечение и ответственный исполнитель. Мероприятия по ОТ, включаемые в перспективные, годовые и текущие планы, раз­рабатываются в соответствии с Рекомендациями по планированию мероприятий по охране труда.

В коллективный договор (соглашение) включаются наиболее важ­ные мероприятия, обеспеченные (подтвержденные в соответствую­щих планово-экономических документах) материальными и финан­совыми ресурсами, необходимыми для их реализации. Соглашение по ОТ составляется с учетом годового плана, состояния ОТ в подраз­делениях организации и включает следующие вопросы: состояние ОТ, режим труда и отдыха, обучение и подготовка кадров, пособия, компенсации за причиненный вред здоровью, а также условия конт­роля за состоянием ОТ. Внесение изменений и дополнений в согла­шение производится по взаимному согласию сторон. Контроль за вы­полнением соглашения осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными представителями, контроль за выполнением планов по ОТ – соответствующими руководителями и специалиста­ми организации, ее подразделений, а также профсоюзными комите­тами и комитетами (комиссиями) по ОТ. Ход выполнения меропри­ятий периодически рассматривается на совещаниях и собраниях по вопросам ОТ.

Руководитель каждого уровня (отдела, участка, цеха, службы) обя­зан добиваться выполнения мероприятий, предусмотренных плана­ми или соглашением по ОТ. Перенос сроков согласуется с теми лица­ми, которые подписали план, и утверждается ими.

Новые принципы управления охраной труда.Всовременных условиях возможен переход на новые принципы управления ОТ в организаци­ях. Постепенно укрепляются рыночные отношения, предопределяю­щие необходимость формирования нового подхода к управлению ОТ, который отличался бы от существовавшего в централизованной эко­номике. Некоторыми российскими компаниями внедряются при­нципы управления, принятые в мировой практике.

В конце 90-х гг. прошлого столетия в западных странах стал резко меняться подход к политике безопасности на производстве. Появи­лась тенденция при оценке обеспечения безопасности делать акцент не на конструктивных особенностях машин и механизмов (что само по себе очень важно), а на таких факторах, как организационная культура, изменение поведения, повышение ответственности, при­верженность организации определенным целям.

Научные разработки Академии труда и социальных отношений на­правлены на создание принципиально новой СУОТ в организациях. Необходимо было пересмотреть сформировавшиеся и длительно действовавшие в стране отношения к отдельным процедурам в сфе­ре ОТ, таким, как расследование и учет (микро) травм, инцидентов, идентификация опасных факторов и рисков, оценка работы руково­дителей и специалистов, персонала по предупреждению аварийнос­ти, травматизма и профессиональных заболеваний, а также созда­ние стимулов к положительным результатам этой работы.

Пирамида происшествий

Исследования показывают, что одному смертельному случаю пред­шествуют 10-30 тяжелых травм, около 100-300 легких травм (с поте­рей трудоспособности на 1 день и более), 1—3 тыс. микротравм и 10— 30 тыс. опасностей, возникающих на производстве. Гипотетически каждый из 10-30 тыс. опасных факторов при определенных услови­ях может привести к тяжелому или смертельному случаю. Чтобы оп­ределить реальный риск этих опасных факторов, надо их идентифи­цировать. На 1-м этапе можно использовать результаты аттестации рабочих мест по УТ и травмоопасности. Это позволит резко сокра­тить количество опасных факторов. Затем следует провести деталь­ный анализ рисков и выделить наиболее неприемлемые риски.

Результаты оценки рисков используются для определения целей и за­дач в области ОТ организации, для составления программ меропри­ятий по улучшению УТ и ОТ. Новизна подхода заключается в том, что именно на основании анализа рисков устанавливаются цели, на­правленные на решение проблем ОТ, и определяются задачи, сроки их выполнения.

Пирамида ответственности

Изменилась также оценка работы руководителей высшего и средне­го уровней управления, мастеров и рабочих. При выработке метода оценки были приняты во внимание т. н. неписаные правила в обеспечении ОТ.

Высшее руководство организации отвечает за политику в области ОТ, проявляет лидерство в решении проблем ОТ и заинтересован­ность в реализации своей политики, для чего создает СУОТ, которая становится частью системы управления организацией, определяет конкретные цели и задачи. В итоге руководство вырабатывает кон­цепцию (философию) в области ОТ и, т. о., формирует культуру ОТ в своей организации.

С документами (за подписью руководителей высшего уровня) долж­ны быть ознакомлены все работники организации. Они вывешива­ются трабочихместах, постоянно обсуждаются с работниками на раз­личных совещаниях, семинарах, итоговых мероприятиях.

Роль руководителей среднего уровня - обеспечение безопасности работ, контроль за выполнением всеми работниками структурного подразделения задач в области ОТ, а также требований ОТ, стимули­рование выполнения всех процедур, обеспечивающих безопасность работников. Наказание (за невыполнение поручений, несоблюдение требований и т. п.) должно быть адресным. Руководители среднего уровня обеспечивают связь между различными производственными группами подразделения (технологами, механиками, электриками и т. д.) в решении вопросов ОТ, информируют их и высшее руководс­тво организации о решаемых проблемах ОТ.

Оценивая роль рабочих, мастеров, начальников участков (и т. п.) в СУОТ, следует предусматривать различные формы поощрения и ис­ключать меры наказания за несчастные случаи, аварии, др. происшес­твия тех лиц, которые не имеют к ним прямого отношения. Это позво­ляет создать в организации климат доверия, социального партнерства, социального удовлетворения, ощущения чувства заботы, в чем осо­бенно нуждаются мастера и рабочие, от которых и зависит во мно­гом обеспечение безопасности, соблюдение дисциплины и порядка на рабочих местах.

Особенно важными являются: разработка СУОТ, оценка рисков, проведение аудитов, документирование системы, обучение специа­листов по охране труда на основе новых принципов управления ОТ в организации.

Разработка системы управления охраной труда.Для разработки СУОТ требуются подробный анализ и оценка состояния ОТ в организации. Анализ начинается с изучения обстановки в подразделениях и на ра­бочих местах, а также с изучения документации по всем направле­ниям ОТ:

 изучают итоги идентификации опасных факторов, выявления и оцен­ки рисков;

 изучают документально оформленные отчеты о состоянии травматиз­ма, профессиональной заболеваемости, аварийности, об их причи­нах и о мерах, принятых с целью их исключения в будущем;

 выявляют наличие документов, регламентирующих действия пер­сонала при возникновении аварий и несчастных случаев;

 выясняют, каково положение с расследованием и учетом несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий;

 определяют структуру (а также численность, должностные обязан­ности работников) службы ОТ и др. подразделений – пожнадзора, экологической безопасности, производственного контроля и т. п.;

 анализируют данные результатов аттестации рабочих мест по УТ, сертификации работ по ОТ и сертификации объектов, сведения об аварийности, травматизме и заболеваемости;

 изучают действующие в организации системы управления качест­вом продукции и защиты окружающей среды;

 выясняют, насколько эффективны информационное обеспечение ОТ, система обучения и проверки знаний (руководителей и почи­ненных) по ОТ, системы оценки результатов работы по улучше­нию ОТ и материального поощрения всех категорий работников;

 проводят опрос (интервьюирование) персонала и руководителей разных уровней управления.

План опроса:

1. Изучение существующей практики управления ОТ и определе­ние сильных и слабых сторон действующих регламентов и стан­дартов.

2. Изучение всех производственных операций и определение про­блем в области ОТ.

3. Определение требований, предъявляемых к СУОТ заинтересован­ными лицами (пользователями).

4. Выявление барьеров на пути формирования культуры труда.

Работникам организации задают вопросы с учетом их компетенции. Опрос проводится в течение 2—3 недель. Всех работников заранее предупреждают об опросе, но содержание вопросов не разглашается. Информация, собранная в ходе опроса, считается конфиденци­альной. Результаты анализа состояния ОТ и опроса работников организации учитывают при составлении спецификации СУОТ. До­полнительно используют опросные листы по специально раз­работанной форме. С помощью таких листов можно опросить прак­тически всех работников организации.

Новый подход к формированию СУОТ в организации основан на принципах доступности, открытости, гласности. Это означает: об­щедоступность данных о состоянии УТ и ОТ, открытость работы контролирующих органов, информирование всех работников о про­исшествиях (авариях, инцидентах, микротравмах, несчастных слу­чаях, профессиональных заболеваниях), создание условий, способс­твующих участию в управлении безопасностью труда – для всех работников организации и для работников др. организаций (постав­щики и подрядчики), а также для потребителей продукции (работ, услуг).

Исходя из этих принципов была выстроена «звезда безопасности».

Звезда безопасности

Наличие ее составляющих в организации формирует основу безо­пасности и возможность создания комфортных УТ.

Национальные стандарты, в том числе и Украины, позволяет разработать СУОТ в соответствии с международными стандартами. К их числу следует отнести также стандарты серии ISO 9000 «Управление качеством» и серии ISO 14000 «Управление окружающей средой» (защита окружа­ющей среды). Это позволяет объединить в организации в качестве подсистем 3 системы управления (управление ОТ, качеством, защи­той окружающей среды) и минимизировать убытки от аварий, травм и загрязнения окружающей среды.

Документация. Следует определить, каким образом докумен­тировать СУОТ. Опыт показывает, что целесообразно разработать следующую документацию.

Документация СУОТ

Руководство по СУОТ – своеобразный путеводитель по сис­теме, включающий краткое описание системы и взаимосвязей меж­ду управлениями (отделами), должностными лицами организации.

Стандарты — более подробное описание взаимосвязей при осу­ществлении общих для организации процедур (например, методика оценки рисков, регламент проведения внутреннего аудита СУОТ) и процедур управления конкретными операциями, которые явля­ются значимыми для организации (например, безопасность эксплуата­ции грузоподъемных машин, безопасность газового хозяйства, элек­тробезопасность и т. п.).

Инструкции по ОТ – содержат требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ на конкретных местах.

Отчеты (о деятельности в области ОТ) и ф о р м ы (документы ус­тановленного образца).

В качестве дополнительного уровня документации (на крупных предприятиях) вводят, напр., агрегатные журналы, технологические карты, наряды-допуски и т. п.

Оценка работы. В мировой практике при оценке эффективнос­ти СУОТ используют данные об опасных факторах или возможных рисках. Оценка по показателям аварийности и травматизма (реак­тивные показатели) не всегда корректна. Целесообразно учитывать т. н. активные показатели, т. е. оценивать работу руководителей по достигнутым результатам в области ОТ. С активными показателями должны быть связаны и поощрения работников. Оценка работы ру­ководителей и специалистов подразделений должна осуществляться ежемесячно. Руководитель подразделения (совместно с профсоюз­ной организацией) разрабатывает и утверждает Положение о стиму­лировании работ по ОТ, учитывает активные показатели (факторы) в этой сфере. Реактивные показатели (пассивные факторы) могут влиять на оценку работы лишь тех лиц, которые имеют непосредс­твенное отношение к тому или иному происшествию (несчастному случаю и др.).

К активным факторам относятся: обеспечение выполнения нормативных требований ОТ; соответствие УТ на рабочих местах санитарно-гигиеническим нормативам; динамика в оценке клас­сов УТ, качество выполнения задач, планов по ОТ; проверка знаний руководителей и специалистов, состояние нормативно-технической и др. документации; своевременность и качество обучения персона­ла; число обходов, проверок, совещаний и т. п.; организация рацио­нализаторской работы; эффективность работы по рассмотрению жалоб; кадровое обеспечение СУОТ; финансирование мероприятий по ОТ; организация и техническое обеспечение аудита.

К пассивным факторам относятся сведения о травматизме, профессиональных заболеваниях, об экономическом ущербе от не­счастных случаев, аварий и пожаров, от загрязнения окружающей среды и др. происшествий, связанных с нарушениями действующих норм и правил по ОТ. Эту группу факторов подразделяют: на связан­ные (полностью или частично) с недостатками в работе СУОТ; свя­занные только с недостатками межотраслевой и отраслевой норма­тивной документации; связанные с несоблюдением установленных правил и норм самим пострадавшим.

В каждом подразделении не реже одного раза в год должна проводиться комплексная проверка деятельности СУОТ, организуемая службой ОТ с привлечением специалистов др. подразделений или внешнего аудита.

Экономическое стимулирование подразделений, отдельных работ­ников, специалистов и руководителей должно определяться по вкла­ду в реализацию политики организации в области охраны труда. При неудовлетворительной работе по ОТ руководители и специалисты привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а в определенных законом случаях к административной и уголовной ответственности. Лишение премий и др. меры воздействия должны применяться не только при ухудшении показателей травматизма, заболеваемости, аварийности, но и при выявлении нарушений, спо­собных привести к угрозе жизни и здоровью персонала.

К формам индивидуального материального стимулиро­вания относятся:

 дифференцированное премирование руководителей с учетом рей­тинговых оценок состояния ОТ на основе активных показателей;

 премирование работников за длительную безаварийную работу;

 выплаты за рационализаторские предложения, направленные на улуч­шение ОТ (оригинальные и сформулированные на основе изучения специальной литературы, сообщений в прессе, опыта отечественных и зарубежных предприятий);

 выплаты за предложения и разработки по совершенствованию струк­туры ОТ, нормативно-технической документации;

 выплаты за выполнение дополнительных обязанностей, связанных, напр., с информационным обеспечением, разработкой компью­терных программ, обучением персонала, пропагандой охраны труда, переводом иностранной литературы;

 введение коэффициентов к заработной плате за повышение квалифи­кации, улучшение знаний по ОТ.

Неудовлетворительная оценка выставляется, если в под­разделении (на участке, в смене, службе) происходили:

 несчастные случаи вследствие неудовлетворительной организации производства работ, невыполнения требований ОТ;

 аварийные остановки (отказы) оборудования (электрического, ме­ханического, энергетического) вследствие неудовлетворительной профилактики, неполного объема выполняемых работ;

 пожары вследствие нарушения требований пожарной безопасности;

 др. чрезвычайные ситуации вследствие нарушения требований тех­нологической и экологической безопасности.

Управление безопасностью и охраной труда. Международный опыт

Управление безопасностью и охраной труда.Международный опыт

Настоящая рубрика тоже посвящена практическим вопросам обеспечения безопасности труда на производстве. В ней даны основные положения по управлению безопасностью и охраной труда на промышленных предприятиях, координации взаимоотношений наемных работников и работодателей, профсоюзами и государством. Здесь обобщен международный опыт. При этом особое внимание уделено России, как соседнему государству, имеющему общие традиции с Украиной и многие совместные нормативно-правовые документы по ОТ.

Таким образом в практикуме «Безопасность труда на производстве» изложена научно-популярная информация по основным положениям выше обозначенной темы, предназначенная для широкого круга граждан Украины.

Охрана труда (ОТ)

Это система сохранения здоровья и жизни работ­ников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя право­вые, социально-экономические, организационно-технические, сани­тарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Все трудовое законо­дательство направлено на ОТ: запрещение перевода на др. работу без согласия работника; ограничение увольнений по инициативе администрации; регулирование рабочего времени и времени отдыха (напр., ограничение сверхурочных работ) и т. д.

Эти и др. положения законодательства охраняют трудовые права ра­ботников. Существуют нормы, регулирующие планирование и орга­низацию труда, устанавливающие право на здоровье и безопасные условия труда, ответственность за их нарушение.

ОТ может рассматриваться в 3 аспектах: институт данной отрасли права; элемент трудового правоотношения; субъективное право работника.

Как институт трудового права ОТ — это совокупность правовых норм, направленных на обеспечение безопасных и здоровых УТ ра­ботников.

Как элемент трудового правоотношения ОТ представляет собой встречные (корреспондирующие друг с другом) права и обязанности работника и работодателя (администрации) по соблюдению требо­ваний безопасности УТ, безопасной эксплуатации техники и соблю­дению в интересах безопасности труда технологии производства.

В качестве субъективного права работников ОТ состоит в законо­дательном закреплении такого правового положения работников, при котором им должны быть обеспечены безопасные и здоровые УТ. Это право реализуется в конкретных трудовых правоотношениях. Субъективное право каждого работника — право на безопасные и здо­ровые УТ при осуществлении той трудовой функции, которую он обя­зался выполнить по трудовому договору.

В трудовом праве принято понимать ОТ также в широком смысле как всю совокупность норм законодательства о труде, направленных на охрану и защиту трудовых прав работников, их положения в сфере труда. Требуется решение следующих задач:

 защита работников от воздействия вредных и опасных производствен­ных факторов, которые угрожают их здоровью и физической безо­пасности нерабочем месте (безопасность и гигиена труда);

 обеспечение компенсаций при несчастных случаях на производстве и про­фессиональных заболеваниях;

 проведение медицинской и профессиональной реабилитации пост­радавших на производстве.

Возникновение и развитие законодательства об ОТ обусловлено раз­витием промышленности; прежде было связано с такими проблема­ми, как работа машин и оборудования, воздействие опасных веществ, оказание первой медицинской помощи; позднее возникла необходи­мость охвата др. аспектов, напр., профилактики несчастных случаев, профессиональной и профессионально обусловленной заболеваемос­ти путем проведения периодических медицинских осмотров и улучше­ния производственной среды (защита от шума, вибрации, запыленности, разработка стандартов и норм на содержание вредных веществ в воз­духе рабочей зоны и т. п.). Были приняты нормы, направленные на ох­рану здоровья отдельных категорий трудящихся, – либо в связи с их повышенной уязвимостью (молодежь, женщины), либо по причине воздействия на них специальных факторов (горняки, металлурги, строители, моряки и др. категории работников).

Серьезные изменения в законодательстве об ОТ связаны с реформи­рованием экономики и переходом к рыночным отношениям, с при­менением новой техники и коренными изменениями технологичес­ких процессов, организации и условий труда.

Система управления охраной труда (СУОТ)

Это часть об­щей системы управления (менеджмента) организации, обеспечиваю­щая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Система включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распре­деление ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разра­ботки, внедрения, достижения целей, анализа результативности поли­тики мероприятий по охране труда в организации.

Традиционный подход к управлению охраной труда. Нормативно-методические, организационные документы, разрабатываемые в ор­ганизации по вопросам функционирования СУОТ, должны обеспе­чивать выполнение следующих требований: постоянно оценивать состояние ОТ в своих подразделениях; формулировать цели и политику в области ОТ; разрабатывать и реализовывать способы их достижения; осуществлять предусмотренные действующим законодательством контрольные функции; оценивать работу руководителей и специалистов организации и ее подразделений по улучшению условий труда и ОТ, стимулировать их деятельность в этом направлении.

В соответствии с требованиями действующего законодательства, Положения о СУОТ в организации установлены следующие основ­ные задачи, решаемые СУОТ:

 уточнение задач и политики организации в области ОТ;

 разработка и реализация программ, планов, иных организационно-распорядительных документов исходя из стратегических целей и политики организации в области ОТ;

 подготовка и аттестация персонала организации по ОТ;

 оценка, учет и контроль основных рисков;

 анализ причин аварий, производственных травм и профессио­нальных за­болеваний;

 координация работ, направленных на предупреждение аварий;

 расследование несчастных случаев на производстве, осуществление ком­пенсации обусловленных ими потерь.

Важное значение имеет распределение обязанностей в области ОТ всех должностных лиц, начиная с руководителя организации. Более полное изложение функций не только позволяет лучше организо­вать работу подразделений, но и повысить эффективность контроля. Постоянный профилактический контроль состояния ОТ на рабочих местах, являясь одним из средств предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, осуществляется пу­тем оперативного выявления отклонений от требований ОТ и приня­тия необходимых мер по их устранению.

Информационное обеспечение СУОТ осуществляется в соответствии с действующими в организации нормативными документами. Про­исходит: взаимодействие и обмен информацией с информационны­ми фондами органов государственного управления; формирование и ведение информационных систем по аварийности и производс­твенному травматизму; формирование информационных ресурсов организации, в т. ч. информационного фонда документов; коорди­нация работ по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

СУОТ организации получает сведения о тяжелых и смертельных случаях, авариях, крупных пожарах — незамедлительно (предвари­тельная информация направляется электронной почтой или факсом в течение суток); акты и приказы спецрасследований по групповым и тяжелым несчастным случаям, пожарам, случаям со смертельным исходом – по истечении недели со дня завершения расследования; сведения по формам статистической отчетности об аварийности, травматизму и пожарам — ежеквартально.

Профсоюзный комитет организации через уполномоченных по ОТ принимает участие в решении задач СУОТ:

 готовит предложения по улучшению работы СУОТ;

 осуществляет контроль за соблюдением законодательства о труде, законов и иных нормативных правовых актов об ОТ, за состояни­ем ОТ;

 организует и проводит обучение уполномоченных и членов совмест­ных комитетов по ОТ;

 оказывает необходимую консультационную помощь работникам по вопросам ОТ, здоровья и окружающей природной среды;

 информирует работников о происшедших несчастных случаях и ава­риях, о мерах по их предупреждению.

Профком также участвует:

 в работе комитета (комиссии) по охране труда, в проведении админис­тративно-общественного контроля за состоянием ОТ на всех уровнях, за выполнением мероприятий, предусмотренных коллек­тивным договором и соглашением;

 в разработке нормативных документов, регламентирующих вопро­сы ОТ;

 в расследовании несчастных случаев и аварий на производстве, ана­лизе обстоятельств и причин аварий, производственного травма­тизма, профессиональных заболеваний;

 в работе комиссий по приемке в эксплуатацию вновь построенных или реконструированных зданий и сооружений.

Деятельность уполномоченных по ОТ осуществляется в соответс­твии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

Планирование мероприятий в рамках СУОТ происходит на основе фактического состояния ОТ в организации. При разра­ботке планов учитываются: травматизм, заболеваемость (общая и про­фессиональная), имевшие место аварии, инциденты и вероятности риска их возникновения; результаты аттестации рабочих мест по ус­ловиям труда; техническое состояние оборудования, зданий и соору­жений; санитарно-гигиенические УТ; предписания государствен­ных органов надзора, законы, постановления и др. нормативные документы. Осуществляется прогнозирование ОТ, перспективное и текущее планирование работ по ОТ.

Целью прогнозирования является вероятностная оценка снижения динамики производственного травматизма и профессиональной за­болеваемости. Прогнозирование базируется на исследовании произ­водственных рисков и поддержания ОТ на уровне, обеспечивающем безопасность.

Целью перспективных планов является коренное улучшение условий и охраны труда на основе 3—5-летних программ и с учетом результатов финансово-экономической деятельности организации. Планы и ме­роприятия по ОТ должны иметь финансовое, материально-техничес­кое, проектно-конструкторское и кадровое обеспечение. В организа­ционно-распорядительных документах (приказы, постановления, протоколы и др.) указываются сроки и ответственные исполнители.

Текущее планирование мероприятий (год, квартал, месяц) по ОТ включает разработку планов мероприятий по ОТ. Годовые планы разрабатываются на уровне организации, ее структурных подразде­лений, а текущие (квартальные, месячные) планы — на уровне под­разделений, цехов и служб. В таких планах предусматриваются сле­дующие мероприятия:

 повышение квалификации кадров, проверка знаний по охране труда ин­женерно-технических работников, рабочих, служащих; аттестация рабочих мест по условиям и охране труда ранее не аттес­тованных или вновь организуемых объектов;

 нормализация санитарно-гигиенических УТ с учетом результатов аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда;

 лечебно-профилактическое и санитарно-бытовое обслуживание ра­ботников;

 механизация, автоматизация тяжелых и трудоемких работ; комплексные и целевые проверки состояния ОТ в подразделениях организации.

В каждом пункте плана должны быть указаны сроки, объемы, фи­нансовое обеспечение и ответственный исполнитель. Мероприятия по ОТ, включаемые в перспективные, годовые и текущие планы, раз­рабатываются в соответствии с Рекомендациями по планированию мероприятий по охране труда.

В коллективный договор (соглашение) включаются наиболее важ­ные мероприятия, обеспеченные (подтвержденные в соответствую­щих планово-экономических документах) материальными и финан­совыми ресурсами, необходимыми для их реализации. Соглашение по ОТ составляется с учетом годового плана, состояния ОТ в подраз­делениях организации и включает следующие вопросы: состояние ОТ, режим труда и отдыха, обучение и подготовка кадров, пособия, компенсации за причиненный вред здоровью, а также условия конт­роля за состоянием ОТ. Внесение изменений и дополнений в согла­шение производится по взаимному согласию сторон. Контроль за вы­полнением соглашения осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными представителями, контроль за выполнением планов по ОТ – соответствующими руководителями и специалиста­ми организации, ее подразделений, а также профсоюзными комите­тами и комитетами (комиссиями) по ОТ. Ход выполнения меропри­ятий периодически рассматривается на совещаниях и собраниях по вопросам ОТ.

Руководитель каждого уровня (отдела, участка, цеха, службы) обя­зан добиваться выполнения мероприятий, предусмотренных плана­ми или соглашением по ОТ. Перенос сроков согласуется с теми лица­ми, которые подписали план, и утверждается ими.

Новые принципы управления охраной труда. В современных условиях возможен переход на новые принципы управления ОТ в организаци­ях. Постепенно укрепляются рыночные отношения, предопределяю­щие необходимость формирования нового подхода к управлению ОТ, который отличался бы от существовавшего в централизованной эко­номике. Некоторыми российскими компаниями внедряются при­нципы управления, принятые в мировой практике.

В конце 90-х гг. прошлого столетия в западных странах стал резко меняться подход к политике безопасности на производстве. Появи­лась тенденция при оценке обеспечения безопасности делать акцент не на конструктивных особенностях машин и механизмов (что само по себе очень важно), а на таких факторах, как организационная культура, изменение поведения, повышение ответственности, при­верженность организации определенным целям.

Научные разработки Академии труда и социальных отношений на­правлены на создание принципиально новой СУОТ в организациях. Необходимо было пересмотреть сформировавшиеся и длительно действовавшие в стране отношения к отдельным процедурам в сфе­ре ОТ, таким, как расследование и учет (микро) травм, инцидентов, идентификация опасных факторов и рисков, оценка работы руково­дителей и специалистов, персонала по предупреждению аварийнос­ти, травматизма и профессиональных заболеваний, а также созда­ние стимулов к положительным результатам этой работы.

Пирамида происшествий

Исследования показывают, что одному смертельному случаю пред­шествуют 10-30 тяжелых травм, около 100-300 легких травм (с поте­рей трудоспособности на 1 день и более), 1—3 тыс. микротравм и 10— 30 тыс. опасностей, возникающих на производстве. Гипотетически каждый из 10-30 тыс. опасных факторов при определенных услови­ях может привести к тяжелому или смертельному случаю. Чтобы оп­ределить реальный риск этих опасных факторов, надо их идентифи­цировать. На 1-м этапе можно использовать результаты аттестации рабочих мест по УТ и травмоопасности. Это позволит резко сокра­тить количество опасных факторов. Затем следует провести деталь­ный анализ рисков и выделить наиболее неприемлемые риски.

Результаты оценки рисков используются для определения целей и за­дач в области ОТ организации, для составления программ меропри­ятий по улучшению УТ и ОТ. Новизна подхода заключается в том, что именно на основании анализа рисков устанавливаются цели, на­правленные на решение проблем ОТ, и определяются задачи, сроки их выполнения.

Пирамида ответственности

Изменилась также оценка работы руководителей высшего и средне­го уровней управления, мастеров и рабочих. При выработке метода оценки были приняты во внимание т. н. неписаные правила в обеспечении ОТ.

Высшее руководство организации отвечает за политику в области ОТ, проявляет лидерство в решении проблем ОТ и заинтересован­ность в реализации своей политики, для чего создает СУОТ, которая становится частью системы управления организацией, определяет конкретные цели и задачи. В итоге руководство вырабатывает кон­цепцию (философию) в области ОТ и, т. о., формирует культуру ОТ в своей организации.

С документами (за подписью руководителей высшего уровня) долж­ны быть ознакомлены все работники организации. Они вывешива­ются трабочихместах, постоянно обсуждаются с работниками на раз­личных совещаниях, семинарах, итоговых мероприятиях.

Роль руководителей среднего уровня - обеспечение безопасности работ, контроль за выполнением всеми работниками структурного подразделения задач в области ОТ, а также требований ОТ, стимули­рование выполнения всех процедур, обеспечивающих безопасность работников. Наказание (за невыполнение поручений, несоблюдение требований и т. п.) должно быть адресным. Руководители среднего уровня обеспечивают связь между различными производственными группами подразделения (технологами, механиками, электриками и т. д.) в решении вопросов ОТ, информируют их и высшее руководс­тво организации о решаемых проблемах ОТ.

Оценивая роль рабочих, мастеров, начальников участков (и т. п.) в СУОТ, следует предусматривать различные формы поощрения и ис­ключать меры наказания за несчастные случаи, аварии, др. происшес­твия тех лиц, которые не имеют к ним прямого отношения. Это позво­ляет создать в организации климат доверия, социального партнерства, социального удовлетворения, ощущения чувства заботы, в чем осо­бенно нуждаются мастера и рабочие, от которых и зависит во мно­гом обеспечение безопасности, соблюдение дисциплины и порядка на рабочих местах.

Особенно важными являются: разработка СУОТ, оценка рисков, проведение аудитов, документирование системы, обучение специа­листов по охране труда на основе новых принципов управления ОТ в организации.

Разработка системы управления охраной труда. Для разработки СУОТ требуются подробный анализ и оценка состояния ОТ в организации. Анализ начинается с изучения обстановки в подразделениях и на ра­бочих местах, а также с изучения документации по всем направле­ниям ОТ:

 изучают итоги идентификации опасных факторов, выявления и оцен­ки рисков;

 изучают документально оформленные отчеты о состоянии травматиз­ма, профессиональной заболеваемости, аварийности, об их причи­нах и о мерах, принятых с целью их исключения в будущем;

 выявляют наличие документов, регламентирующих действия пер­сонала при возникновении аварий и несчастных случаев;

 выясняют, каково положение с расследованием и учетом несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий;

 определяют структуру (а также численность, должностные обязан­ности работников) службы ОТ и др. подразделений – пожнадзора, экологической безопасности, производственного контроля и т. п.;

 анализируют данные результатов аттестации рабочих мест по УТ, сертификации работ по ОТ и сертификации объектов, сведения об аварийности, травматизме и заболеваемости;

 изучают действующие в организации системы управления качест­вом продукции и защиты окружающей среды;

 выясняют, насколько эффективны информационное обеспечение ОТ, система обучения и проверки знаний (руководителей и почи­ненных) по ОТ, системы оценки результатов работы по улучше­нию ОТ и материального поощрения всех категорий работников;

 проводят опрос (интервьюирование) персонала и руководителей разных уровней управления.

План опроса:

1. Изучение существующей практики управления ОТ и определе­ние сильных и слабых сторон действующих регламентов и стан­дартов.

2. Изучение всех производственных операций и определение про­блем в области ОТ.

3. Определение требований, предъявляемых к СУОТ заинтересован­ными лицами (пользователями).

4. Выявление барьеров на пути формирования культуры труда.

Работникам организации задают вопросы с учетом их компетенции. Опрос проводится в течение 2—3 недель. Всех работников заранее предупреждают об опросе, но содержание вопросов не разглашается. Информация, собранная в ходе опроса, считается конфиденци­альной. Результаты анализа состояния ОТ и опроса работников организации учитывают при составлении спецификации СУОТ. До­полнительно используют опросные листы по специально раз­работанной форме. С помощью таких листов можно опросить прак­тически всех работников организации.

Новый подход к формированию СУОТ в организации основан на принципах доступности, открытости, гласности. Это означает: об­щедоступность данных о состоянии УТ и ОТ, открытость работы контролирующих органов, информирование всех работников о про­исшествиях (авариях, инцидентах, микротравмах, несчастных слу­чаях, профессиональных заболеваниях), создание условий, способс­твующих участию в управлении безопасностью труда – для всех работников организации и для работников др. организаций (постав­щики и подрядчики), а также для потребителей продукции (работ, услуг).

Исходя из этих принципов была выстроена «звезда безопасности».

Звезда безопасности

Наличие ее составляющих в организации формирует основу безо­пасности и возможность создания комфортных УТ.

Национальные стандарты, в том числе и Украины, позволяет разработать СУОТ в соответствии с международными стандартами. К их числу следует отнести также стандарты серии ISO 9000 «Управление качеством» и серии ISO 14000 «Управление окружающей средой» (защита окружа­ющей среды). Это позволяет объединить в организации в качестве подсистем 3 системы управления (управление ОТ, качеством, защи­той окружающей среды) и минимизировать убытки от аварий, травм и загрязнения окружающей среды.

Документация. Следует определить, каким образом докумен­тировать СУОТ. Опыт показывает, что целесообразно разработать следующую документацию.

Документация СУОТ

Руководство по СУОТ – своеобразный путеводитель по сис­теме, включающий краткое описание системы и взаимосвязей меж­ду управлениями (отделами), должностными лицами организации.

Стандарты — более подробное описание взаимосвязей при осу­ществлении общих для организации процедур (например, методика оценки рисков, регламент проведения внутреннего аудита СУОТ) и процедур управления конкретными операциями, которые явля­ются значимыми для организации (например, безопасность эксплуата­ции грузоподъемных машин, безопасность газового хозяйства, элек­тробезопасность и т. п.).

Инструкции по ОТ – содержат требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ на конкретных местах.

Отчеты (о деятельности в области ОТ) и ф о р м ы (документы ус­тановленного образца).

В качестве дополнительного уровня документации (на крупных предприятиях) вводят, напр., агрегатные журналы, технологические карты, наряды-допуски и т. п.

Оценка работы. В мировой практике при оценке эффективнос­ти СУОТ используют данные об опасных факторах или возможных рисках. Оценка по показателям аварийности и травматизма (реак­тивные показатели) не всегда корректна. Целесообразно учитывать т. н. активные показатели, т. е. оценивать работу руководителей по достигнутым результатам в области ОТ. С активными показателями должны быть связаны и поощрения работников. Оценка работы ру­ководителей и специалистов подразделений должна осуществляться ежемесячно. Руководитель подразделения (совместно с профсоюз­ной организацией) разрабатывает и утверждает Положение о стиму­лировании работ по ОТ, учитывает активные показатели (факторы) в этой сфере. Реактивные показатели (пассивные факторы) могут влиять на оценку работы лишь тех лиц, которые имеют непосредс­твенное отношение к тому или иному происшествию (несчастному случаю и др.).

К активным факторам относятся: обеспечение выполнения нормативных требований ОТ; соответствие УТ на рабочих местах санитарно-гигиеническим нормативам; динамика в оценке клас­сов УТ, качество выполнения задач, планов по ОТ; проверка знаний руководителей и специалистов, состояние нормативно-технической и др. документации; своевременность и качество обучения персона­ла; число обходов, проверок, совещаний и т. п.; организация рацио­нализаторской работы; эффективность работы по рассмотрению жалоб; кадровое обеспечение СУОТ; финансирование мероприятий по ОТ; организация и техническое обеспечение аудита.

К пассивным факторам относятся сведения о травматизме, профессиональных заболеваниях, об экономическом ущербе от не­счастных случаев, аварий и пожаров, от загрязнения окружающей среды и др. происшествий, связанных с нарушениями действующих норм и правил по ОТ. Эту группу факторов подразделяют: на связан­ные (полностью или частично) с недостатками в работе СУОТ; свя­занные только с недостатками межотраслевой и отраслевой норма­тивной документации; связанные с несоблюдением установленных правил и норм самим пострадавшим.

В каждом подразделении не реже одного раза в год должна проводиться комплексная проверка деятельности СУОТ, организуемая службой ОТ с привлечением специалистов др. подразделений или внешнего аудита.

Экономическое стимулирование подразделений, отдельных работ­ников, специалистов и руководителей должно определяться по вкла­ду в реализацию политики организации в области охраны труда. При неудовлетворительной работе по ОТ руководители и специалисты привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а в определенных законом случаях к административной и уголовной ответственности. Лишение премий и др. меры воздействия должны применяться не только при ухудшении показателей травматизма, заболеваемости, аварийности, но и при выявлении нарушений, спо­собных привести к угрозе жизни и здоровью персонала.

К формам индивидуального материального стимулиро­вания относятся:

 дифференцированное премирование руководителей с учетом рей­тинговых оценок состояния ОТ на основе активных показателей;

 премирование работников за длительную безаварийную работу;

 выплаты за рационализаторские предложения, направленные на улуч­шение ОТ (оригинальные и сформулированные на основе изучения специальной литературы, сообщений в прессе, опыта отечественных и зарубежных предприятий);

 выплаты за предложения и разработки по совершенствованию струк­туры ОТ, нормативно-технической документации;

 выплаты за выполнение дополнительных обязанностей, связанных, напр., с информационным обеспечением, разработкой компью­терных программ, обучением персонала, пропагандой охраны труда, переводом иностранной литературы;

 введение коэффициентов к заработной плате за повышение квалифи­кации, улучшение знаний по ОТ.

Неудовлетворительная оценка выставляется, если в под­разделении (на участке, в смене, службе) происходили:

 несчастные случаи вследствие неудовлетворительной организации производства работ, невыполнения требований ОТ;

 аварийные остановки (отказы) оборудования (электрического, ме­ханического, энергетического) вследствие неудовлетворительной профилактики, неполного объема выполняемых работ;

 пожары вследствие нарушения требований пожарной безопасности;

 др. чрезвычайные ситуации вследствие нарушения требований тех­нологической и экологической безопасности.

Управление охраной труда | Охрана труда на предприятии с чего начать

Управление охраной труда на предприятии включает в себя разработку, утверждение и реализацию решений, направленных на обеспечение безопасности сотрудников. На практике такие решения представлены лечебно-профилактическими, санитарно-гигиеническими, техническими и организационными мероприятиями, благодаря которым сохраняется здоровье и работоспособность всех членов коллектива. Грамотное управление охраной труда на предприятии, базирующееся на приоритете жизни и здоровья работника (в этом случае результаты трудовой деятельности отступают на второй план), позволяет свести к минимуму количество несчастных случаев на производстве и предупредить развитие профзаболеваний.

Охрана труда на предприятии с чего начать

Для достижения хороших результатов необходим комплексный подход: планирование мероприятий, разумное распределение обязанностей и полномочий, скрупулезная работа с документацией помогают оптимизировать систему управления охраной труда и обеспечить неукоснительное соблюдение требований законодательства. Сделать управление охраной труда в организации более эффективным помогут материалы, посвященные данной теме:

Разработка системы управления охраной труда: зачем это нужно?

С чего начать организацию работы по охране труда?

Как составить план работы специалиста по охране труда

Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»

Как организовать трехступенчатый контроль по охране труда

Чтобы полноценно осуществлять управление охраной труда на предприятии, необходимо учитывать его специфику: наличие и уровень воздействия вредных факторов и рисков, политику взаимодействия с профсоюзами и государственными инстанциями, отраслевые нормативы и инструкции, результаты первичного мониторинга состояния производственной среды, особенности применяемых технологий и т. д. Разобраться в специфике деятельности предприятий, принадлежащих к различным сферам народного хозяйства и добиться эффективного взаимодействия между работниками и работодателями в области охраны труда – посильная задача для специалистов, ознакомившихся с профессиональными рекомендациями экспертов:

Охрана труда на автотранспортном предприятии. Медосмотры водителей

Труд строителя: как сделать работу безопасной

Особенности профилактики профзаболеваний у локомотивных бригад

Организуем производственный контроль на примере кондитерской фабрики

Гигиена труда шахтеров: можно ли уменьшить количество профзаболеваний

Государственное управление охраной труда в РФ осуществляется правительством, Минтруда России, органами исполнительной власти на местах и Федеральной службой по труду и занятости. Иногда проверки, экспертизы и прочие виды взаимодействия с надзорными органами становятся источником серьезных проблем для работодателя. Как избежать этого и превратить управление охраной труда в организации в надежный механизм, работающий четко и без сбоев, подскажут наши статьи:

Чему нужно обучить специалиста по охране труда?

Действия работодателя при проверке по охране труда

Что проверяет прокуратура

Кто и как проверяет нормы охраны труда в организации


Смотрите также