Мониторинг безопасности магистральных газопроводов


МОНИТОРИНГ ГАЗОПРОВОДОВ

Газопровод является наиболее популярным способом транспортировки газа. Это связано с надёжностью, безопасностью, экологичностью и экономичностью данного вида транспорта. Однако, трубы обычно рассчитаны на 25 лет службы и со временем приходят в негодность. Необходима непрерывная диагностика их состояния для того, чтобы избежать аварий и утечек.

Что такое газопровод

Газопровод – это трубопровод, служащий для транспортировки газа и его продуктов на различные расстояния, как в пределах страны, так и за её границы. Данный вид транспортировки считается достаточно надёжным и безопасным, поэтому широко применяется по всему миру. Газ в трубах подаётся под избыточным давлением.

В зависимости от масштаба и целей газопроводы подразделяют на два основных вида:

  • Магистральные газопроводы служат для транспортировки газа на большие расстояния, являются основой газовой системы страны. Осуществляют доставку газа из мест добычи до конечной точки.
  • Местные или локальные газопроводы производят распределение газа в населенных пунктах и в пределах объектов. Именно по этому трубопроводу газ попадает к конечному потребителю.

В отличие от магистральных, местные газопроводы рассчитаны на достаточно низкое давление. Именно поэтому, давление в магистральных трубопроводах снижается в конце транспортировки при переходе в локальный газопровод. Из-за невысокого давления, конструкция местного газопровода не нуждается в такой прочности, как корпус магистрального. Кроме того, данный вид трубопровода имеет гораздо меньшую протяженность, что делает его обслуживание более удобным.

Преимущества систем мониторинга газопроводов:

  • Защитить трубопровод от нелегальных врезок и хищения газа;
  • Повысить уровень безопасности;
  • Улучшить надёжность работы трубопровода;
  • В реальном времени контролировать состояние стенок трубопровода на всех участках;
  • При возникновении аварийной ситуации или утечки, оперативно среагировать и, тем самым, снизить ущерб;
  • Осуществлять централизованный контроль территориально распределённого трубопровода из единого рабочего места;
  • Проводить проверку состояния труднодоступных или вовсе недоступных отрезков;
  • Производить диагностику без остановки деятельности и без разрушений, что позволяет сократить экономические затраты;
  • Наряду с ультразвуковым контролем газопроводов применять и другие методы диагностики для получения более полной картины.

Если Вы желаете заказать проектирование или установку систем мониторинга газопроводов, обращайтесь к нам. В фирме «СМИС Эксперт» трудятся высококвалифицированные опытные профессионалы, которые способны оказать вам помощь на любом этапе внедрения подобных систем. Мы делаем свою работу качественно, надёжно и безопасно.

Новости МАСТ

Б И З Н Е С  -  П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е

Наименование Проекта: «Разработка системы мониторинга безопасности магистральных газопроводов».

Авторы проекта: Интересы разработчиков проекта представляет федеральное государственное унитарное предприятие НИИ СУ (НИИ стандартизации и унификации).

Дата проведения разработки проекта: 1992 – 2009 годы.

Введение.

В России создана фундаментальная база для новой информационной технологии, применение которой затрагивает государственные интересы. Мы полагаем, что по силе и глубине воздействия, в том числе как информационное оружие, данная технология и проекты на ее основе сравнимы с атомным проектом середины 20 века. Впервые на научно-технической основе создана система ограниченного предвидения в реальном масштабе времени, которая позволяет строить системы управления с опережением. Между тем все имеющиеся в мире системы управления работают по факту или с запаздыванием.

Речь идет о научно-техническом прорыве в области цифровых трансдисциплинарных технологий, которые лежат в основе наиболее совершенных систем управления - от боевых до финансовых систем. Данная технология дает начало ускоренному развитию экономики, созданию систем безопасности для всех типов промышленных предприятий, транспорта, новым направлениям производства управляющих компьютеров с элементами «мышления». Но, прежде всего эту технологию необходимо использовать для предвидения техногенных аварий и ликвидации террористических угроз.

Краткое описание проблемы:

Магистральные газопроводы квалифицируются, как объекты повышенной опасности. Для поддержания их безаварийной работы используются современные приборы и специальные технологии. Однако крупные аварии на объектах энергетики и транспорта свидетельствую о необходимости привлечения технологий, способных комплексно учитывать состояние всех элементов газового хозяйства – техники, эксплуатационных технологий и обслуживающего персонала. Такие технологии (трансдисциплинарные технологии) способны прогнозировать аварии, возникающие, прежде всего, по вине форс-мажорных обстоятельств. Поэтому в комплексе с существующими способами обеспечения безопасности, удаётся получить полный и наиболее вероятный прогноз возможных аварий и своевременно принять меры к их предупреждению.

С 1996 года трансдисциплинарные технологии успешно опробованы в решении специфических проблем 10-ти Федеральных Министерств и Ведомств РФ.

Краткое описание проекта:

В случае с повышением уровня безопасности магистральных газопроводов  целесообразно использовать пространственный, информационный и временной аспекты трансдисциплинарных технологий.

Пространственный аспект

Территория, по которой проложен магистральный газопровод, естественным образом делится на отдельные фрагменты. В границах таких фрагментов, имеющих строго определённые размеры, происходит упорядочение физико-химических процессов, устанавливается водный баланс, образуется устойчивое сообщество представителей растительного и животного миров. В действительности, внутри таких фрагментов формируются зоны, различные по своему общему состоянию. Экспериментально доказано, что состояние одной из таких зон служит основой возникновения аварий с вероятностью более 80%. Специальный картографический анализ территории (карты масштаба 1:50000) позволяет выявить и обозначить все такие зоны (размером от 1,5 км) на протяжении всего магистрального газопровода.

Информационный аспект

В настоящее время появилась возможность осуществлять аппаратный контроль над динамикой изменения состояния территории, по которой проложены магистральные газопроводы и, следовательно, за состоянием зон, в которых максимальна вероятность аварии. Мониторинг территории проводится посредством автоматизированной системы мониторинга АСМ «ЭКСПРЕСС-ЭКОЛОГ». АСМ способна осуществлять мониторинг состояния территории круглосуточно с интервалом от 3-х минут, с накоплением и сохранением базы данных для составления среднесрочных и долгосрочных прогнозов изменения этого состояния. Информация о состоянии территории передаётся от электронных дозиметров, расположенных непосредственно в зоне наблюдения, на экран компьютера, который может находиться на значительном удалении, в специальном административном помещении.

Зона охвата территории одного дозиметра – 50 км. Связь с базовым компьютером – сотовая или спутниковая.

Прогноз формирования условий для возникновения аварии – за 3 - 5 суток.

Временной аспект

В отличие от пространственного аспекта трансдисциплинарных технологий, способного спрогнозировать наиболее вероятную зону возможной аварии, временной аспект позволяет вычислить наиболее вероятные календарные периоды возникновения аварии. Вычисление календарных периодов, получивших название «периоды особой чувствительности объекта» (ПОЧи), осуществляется на основании анкетирования (сбора специализированной информации об объекте) и далее с привлечением запатентованной компьютерной программы. Экспериментально доказано, что в ПОЧи, каждый из которых имеет продолжительность около месяца, происходит более 80% всех возможных аварий. В целях повышения безопасности магистральных газопроводов целесообразно определить ПОЧи для всего магистрального газопровода, отдельных его участков, пунктов пропуска газа, а также для главного (основного) технологического оборудования.

Для того чтобы исключить влияние «человеческого фактора» в формировании аварии целесообразно определить ПОЧи каждого сотрудника, действия которого способно спровоцировать аварию или быть ее источником. В свою очередь, составление сводных помесячных календарей ПОЧей сотрудников позволяет выявить календарные периоды наиболее вероятной предрасположенности всего коллектива, обслуживающего магистральный газопровод к формированию предаварийных ситуаций и вовремя провести необходимые профилактические мероприятия. 

Стоимость и сроки их выполнения

Максимальный срок выполнения работ по пункту (Пространственный аспект), включающий в себя проведение картографического анализа территорий, по которым проложен магистральный газопровод; выявление и обозначение на карте всех потенциально аварийных участков газопровода (техногенные, антропогенные причины; составление описания характеристик наиболее вероятных аварий в каждой такой зоне)– до 2-х месяцев.

Средняя стоимость работ – от 900 тыс. рублей.

Максимальный срок выполнения работ по пункту (Информационный аспект) (изготовление или техническая корректировка дозиметров; установка и калибровка дозиметров на месте; обучение персонала)– до 1 года.

Средняя стоимость работ – от 2,5 млн. рублей.

Максимальный срок выполнения работ по пункту (Временной аспект), включающий в себя определение ПОЧей для всего магистрального газопровода, отдельных его участков, пунктов пропуска газа, а также для главного (основного) технологического оборудования, а также, определение ПОЧей каждого сотрудника, действия которого способно спровоцировать аварию; составление сводных помесячных календарей ПОЧей сотрудников, позволяющих выявить календарные периоды наиболее вероятной предрасположенности всего коллектива, обслуживающего магистральный газопровод к формированию предаварийных ситуаций, разработка сценариев индивидуальных профилактических мероприятий) – до 4-х месяцев.

Средняя стоимость работ: –  от 1 млн. рублей.

Ориентировочная общая стоимость Проекта зависит от конкретно поставленных задач. Например, для трассы Ханты-Мансийск - западная граница РФэто примерно составит 15-17 млн. рублей.

Выполнение информационно-консультативных работ целесообразно осуществлять единым блоком. Результаты этих работ позволят существенно усилить их практическую значимость и ценность.

Устройство мониторинга состояния безопасности эксплуатации магистральных газопроводов

Полезная модель относится к средствам автоматизации и телемеханизации удаленных и территориально распределенных объектов, а именно к контролю технических параметров преимущественно потенциально опасных удаленных объектов. Устройство может быть использовано для контроля состояния безопасности магистральных газопроводов. Задача, на решение которой направлена полезная модель, состоит в повышении безопасности эксплуатации магистральных газопроводов. Устройство мониторинга состояния безопасности эксплуатации магистральных газопроводов, содержащее внешние источники электроэнергии в виде солнечных батарей, блоки питания с накоплением энергии на аккумуляторных батареях, контроллеры, адаптеры, датчик измерения давления газа в трубопроводе до крановой задвижки, датчик измерения давления газа в трубопроводе после крановой задвижки, датчик измерения расхода газа, датчик измерения температуры газа, датчики контроля коррозии арматуры, датчик контроля несанкционированного доступа, датчики обнаружения утечки газа, блоки выделения координат, фильтры, электрогидропривод, приемопередатчики, диспетчерский центр. 1 н.п.ф. 1 илл.

Полезная модель относится к средствам автоматизации контроля удаленных объектов, а именно к контролю технических параметров магистральных газопроводов.

Известна система контроля и управления оборудованием объекта, содержащая центральный вычислительный блок с устройством ввода-вывода, с которым по каналам информационной сети связаны датчики контроля, измерения и управления узлами оборудования, система снабжена контроллерами, а к каждому контроллеру последовательно подключены модули управления (патент РФ 2133490 С1, 20.07.1999).

Недостатком системы является отсутствие единой инфраструктуры, что затрудняет оперативную связь с соответствующими дистанционно удаленными объектами управления.

Известен способ и устройство для дистанционного обнаружения места утечки газов при выполнении автоматического отбора пробы (патент РФ 2145704). При реализации способа перемещают газочувствительное средство постоянного действия управляемым воздушно-транспортным путем на высоту к местам возможных утечек. Место утечки локализуют по изменению индикации, вызванному изменением концентрации окружающего газа. Устройство размещено на аэростате.

Недостатком данного способа являются трудности в эксплуатации воздушно-транспортного средства и экономическая составляющая.

Наиболее близким к заявляемой полезной модели является устройство для контроля и управления запорной трубопроводной арматурой (патент РФ 93459, МПК Е21В 47/00), характеризующееся тем, что оно содержит внешний источник электроэнергии, подключенный к блоку питания с накопителем энергии на аккумуляторной батарее, к которому подключены контроллер, взаимосвязанный с приемопередающим узлом для обмена информацией с диспетчерским центром, и электрогидропривод для управления запорной трубопроводной арматурой, причем блок питания с накопителем энергии на аккумуляторной батарее, контроллер и приемопередающий узел помещены в герметичный корпус, который погружен в грунт полностью или частично, а установленный на трубопроводе датчик параметров потока подключен к контроллеру, при этом электрогидропривод снабжен накопителем энергии на пневмоаккумуляторе.

Недостатком данного устройства является невозможность выявления утечки газа, нарушения целостности конструкции трубопровода, произведения измерение температуры газа, контроль коррозии арматуры, несанкционированного доступа.

Задача, на решение которой направлена полезная модель, состоит в повышении безопасности эксплуатации магистральных газопроводов, расширении функциональных возможностей контроля состояния магистрального газопровода в части измерения давления газа в трубопроводе до и после крановой задвижки, температуры газа, расхода газа, контроля коррозии арматуры, несанкционированного доступа.

Технический результат, отвечающий, сформулированной выше задаче, состоит в повышении безопасности газопроводов, расширении функциональных возможностей контроля удаленных объектов путем непрерывного мониторинга технологических параметров транспортируемого газа, контроля несанкционированного доступа, коррозии арматуры.

Указанный технический результат при осуществлении полезной модели достигается тем, что в устройстве мониторинга состояния безопасности эксплуатации магистральных газопроводов, содержащем внешние источники электроэнергии в виде солнечных батарей, блоки питания с накоплением энергии на аккумуляторных батареях, контроллеры, адаптеры, датчик измерения давления газа в трубопроводе до крановой задвижки, датчик измерения давления газа в трубопроводе после крановой задвижки, датчик измерения расхода газа, датчик измерения температуры газа, датчики контроля коррозии арматуры, датчик контроля несанкционированного доступа, датчики обнаружения утечки газа, блоки выделения координат, фильтры, электрогидропривод, приемопередатчики, диспетчерский центр, причем выход внешнего источника электроэнергии в виде солнечных батарей соединен с входом адаптера, выход которого соединен с входом блока питания с накоплением энергии на аккумуляторных батареях, один выход которого соединен с контроллером, а другой с электрогидроприводом, входы контроллера соединены с выходами датчика измерения давления газа в трубопроводе до крановой задвижки, датчика измерения давления газа в трубопроводе после крановой задвижки, датчика измерения расхода газа, датчика измерения температуры газа, датчика контроля коррозии арматуры, датчика контроля несанкционированного доступа, приемопередатчика, который по каналу GSM соединен с приемопередатчиком диспетчерского центр; выход солнечной батареи соединен с входом адаптера, выход которого соединен с входом блока питания с накоплением энергии на аккумуляторных батареях, выход которого соединен с входом контроллера, выход которого соединен с входом приемопередатчика, который по каналу GSM соединен с приемопередатчиком диспетчерского центра, выходы датчиков обнаружения утечки газа, датчиков контроля коррозии арматуры соединены с входами контроллера; выходы приемопередатчика, который по каналу GPS соединен со спутником (ГЛОНАСС), соединены с входами блоков выделения координат (широта, долгота, высота), выходы которых соединены с входами фильтров, выходы которых соединены с входами контроллера.

На фиг.1 изображена схема предлагаемого устройства мониторинга состояния безопасности эксплуатации магистральных газопроводов.

Предлагаемое устройство мониторинга состояния безопасности эксплуатации магистральных газопроводов, содержащее внешний источник электроэнергии в виде солнечных батарей 1, выход которого соединен с входом адаптера 2, выход которого соединен с входом блока питания с накоплением энергии на аккумуляторных батареях 3, один выход которого соединен с контроллером 4, а другой с электрогидроприводом 6, входы контроллера 4 соединены с выходами датчика измерения давления газа 8 в трубопроводе 14 до крановой задвижки 13, датчика измерения давления газа 10 в трубопроводе 14 после крановой задвижки 13, датчика измерения расхода газа 9, датчика измерения температуры газа 11, датчика контроля коррозии арматуры 12, датчика контроля несанкционированного доступа 7, приемопередатчика 5, который по каналу GSM соединен с приемопередатчиком 15 диспетчерского центр 16; выход солнечной батареи 17 соединен с входом адаптера 18, выход которого соединен с входом блока питания с накоплением энергии на аккумуляторных батареях 19, выход которого соединен с входом контроллера 20, выход которого соединен с входом приемопередатчика 30, который по каналу GSM соединен с приемопередатчиком 15 диспетчерского центра 16, выходы датчиков обнаружения утечки газа 21, датчиков контроля коррозии арматуры 22 соединены с входами контроллера 20; выходы приемопередатчика 23, который по каналу GPS соединен со спутником (ГЛОНАСС), соединены с входами блоков выделения координат (широта, долгота, высота) 24, 25, 26, выходы которых соединены с входами фильтров 27, 28, 29, выходы которых соединены с входами контроллера 20.

Устройство работает следующим образом.

Информация с датчика измерения давления газа 8 в трубопроводе 14 до крановой задвижки 13, датчика измерения давления газа 10 в трубопроводе 14 после крановой задвижки, датчика измерения расхода газа 8, датчика измерения температуры газа 11, датчика контроля коррозии арматуры 12, датчика контроля несанкционированного доступа 7 поступает в контроллер 4, обрабатывается и периодически в установленное время или по запросу или в случае превышения установленных значений параметров передается с помощью приемопередатчика 5 по каналу связи GSM на приемопередатчик 15 диспетчерского центра 16 для обработки и принятия решения.

Электрогидропривод 6 работает от электроэнергии, накопленной в аккумуляторной батарее блока 3 питания, а также накапливает энергию в имеющемся в нем пневмоаккумуляторе в виде энергии сжатого газа. Управление электрогидроприводом 6, крановой задвижкой 13 осуществляется автоматически контроллером 4 с помощью встроенной в него программы. Возможно управление электрогидроприводом 6 крановой задвижкой 13 из диспетчерского центра 16 дистанционно по средствам приемопередатчиков 5 и 15.

В случае появления возможной аварии, о возникновении которой контроллер 4 принимает решение на основании информации, получаемой с датчиков 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, выдает команду электрогидроприводу 6 на экстренное перекрытие крановой задвижки 13, при этом исполнительное устройство электрогидропривода 6 благодаря запасенной в его пневмоаккумуляторе энергии сжатого газа осуществит экстренное перекрытие трубопровода.

При отсутствии электроэнергии используется внешний источник электроэнергии - солнечные батареи 1. Адаптер 2 преобразуют солнечную энергию в электрическую, которая накапливается блоком питания 3 в его аккумуляторной батарее.

Информация с датчиков обнаружения утечки газа 21, датчиков контроля коррозии арматуры 22 поступает в контроллер 20, который работает на электроэнергии, поступающей из блока питания с накоплением энергии на аккумуляторных батареях 19. Блок питания с накоплением энергии на аккумуляторных батареях 19 оснащен адаптером 18, который преобразует солнечную энергию, накопленную солнечными батареями 17, в электрическую. Полученная информация в контроллере 20 обрабатывается и направляется в приемопередатчик 30, который по каналу GSM связывается с приемопередатчиком 15 диспетчерского центра 16.

Приемопередатчик 23 сообщается по каналу GPS со спутником (ГЛОНАСС), получает от него значения координат местоположения магистрального трубопровода, которые фиксируются на блоках выделения координат: блок 24 - широта, блок 25 - долгота, блок 26 - высота. Блоки выделения координат соединены с фильтрами 27, 28, 29, которые позволяют пренебречь погрешностью координат, полученных со спутника. Информация, собранная с фильтров 27, 28, 29, направляется в контроллер 20 и далее в диспетчерский центр 16 с помощью приемопередатчиков 30 и 15. Таким образом, возможно осуществить удаленный мониторинг целостности трубопровода.

Такое техническое решение позволяет повысить безопасность эксплуатации газопровода, расширить функциональные возможности контроля удаленных объектов путем непрерывного мониторинга технологических параметров транспортируемого газа, контроля несанкционированного доступа, коррозии арматуры.

Устройство мониторинга состояния безопасности эксплуатации магистральных газопроводов, содержащее внешний источник электроэнергии, блок питания с накоплением энергии на аккумуляторных батареях, контроллер, датчик параметров потока, установленный на трубопроводе с крановой задвижкой, электрогидропривод, приемопередающий узел, отличающееся тем, что в него дополнительно введены в качестве внешнего источника электроэнергии солнечные батареи, адаптер, датчик измерения давления газа в трубопроводе до крановой задвижки, датчик измерения давления газа в трубопроводе после крановой задвижки, датчик контроля коррозии арматуры, датчик контроля несанкционированного доступа, датчики обнаружения утечки газа, блоки выделения координат, фильтры, приемопередатчики, причем выход внешнего источника электроэнергии в виде солнечных батарей соединен с входом адаптера, выход которого соединен с входом блока питания с накоплением энергии на аккумуляторных батареях, один выход которого соединен с контроллером, а другой - с электрогидроприводом, входы контроллера соединены с выходами датчика измерения давления газа в трубопроводе до крановой задвижки, датчика измерения давления газа в трубопроводе после крановой задвижки, датчика измерения расхода газа, датчика измерения температуры газа, датчика контроля коррозии арматуры, датчика контроля несанкционированного доступа, приемопередатчика, который по каналу GSM соединен с приемопередатчиком диспетчерского центра; выход солнечной батареи соединен с входом адаптера, выход которого соединен с входом блока питания с накоплением энергии на аккумуляторных батареях, выход которого соединен с входом контроллера, выход которого соединен с входом приемопередатчика, который по каналу GSM соединен с приемопередатчиком диспетчерского центра, выходы датчиков обнаружения утечки газа, датчиков контроля коррозии арматуры соединены с входами контроллера; выходы приемопередатчика, который по каналу GPS соединен со спутником (ГЛОНАСС), соединены с входами блоков выделения координат (широта, долгота, высота), выходы которых соединены с входами фильтров, выходы которых соединены с входами контроллера.

Новости МАСТ

Б И З Н Е С  -  П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е

Наименование Проекта: «Разработка системы мониторинга безопасности магистральных газопроводов».

Авторы проекта: Интересы разработчиков проекта представляет федеральное государственное унитарное предприятие НИИ СУ (НИИ стандартизации и унификации).

Дата проведения разработки проекта: 1992 – 2009 годы.

Введение.

В России создана фундаментальная база для новой информационной технологии, применение которой затрагивает государственные интересы. Мы полагаем, что по силе и глубине воздействия, в том числе как информационное оружие, данная технология и проекты на ее основе сравнимы с атомным проектом середины 20 века. Впервые на научно-технической основе создана система ограниченного предвидения в реальном масштабе времени, которая позволяет строить системы управления с опережением. Между тем все имеющиеся в мире системы управления работают по факту или с запаздыванием.

Речь идет о научно-техническом прорыве в области цифровых трансдисциплинарных технологий, которые лежат в основе наиболее совершенных систем управления - от боевых до финансовых систем. Данная технология дает начало ускоренному развитию экономики, созданию систем безопасности для всех типов промышленных предприятий, транспорта, новым направлениям производства управляющих компьютеров с элементами «мышления». Но, прежде всего эту технологию необходимо использовать для предвидения техногенных аварий и ликвидации террористических угроз.

Краткое описание проблемы:

Магистральные газопроводы квалифицируются, как объекты повышенной опасности. Для поддержания их безаварийной работы используются современные приборы и специальные технологии. Однако крупные аварии на объектах энергетики и транспорта свидетельствую о необходимости привлечения технологий, способных комплексно учитывать состояние всех элементов газового хозяйства – техники, эксплуатационных технологий и обслуживающего персонала. Такие технологии (трансдисциплинарные технологии) способны прогнозировать аварии, возникающие, прежде всего, по вине форс-мажорных обстоятельств. Поэтому в комплексе с существующими способами обеспечения безопасности, удаётся получить полный и наиболее вероятный прогноз возможных аварий и своевременно принять меры к их предупреждению.

С 1996 года трансдисциплинарные технологии успешно опробованы в решении специфических проблем 10-ти Федеральных Министерств и Ведомств РФ.

Краткое описание проекта:

В случае с повышением уровня безопасности магистральных газопроводов  целесообразно использовать пространственный, информационный и временной аспекты трансдисциплинарных технологий.

Пространственный аспект

Территория, по которой проложен магистральный газопровод, естественным образом делится на отдельные фрагменты. В границах таких фрагментов, имеющих строго определённые размеры, происходит упорядочение физико-химических процессов, устанавливается водный баланс, образуется устойчивое сообщество представителей растительного и животного миров. В действительности, внутри таких фрагментов формируются зоны, различные по своему общему состоянию. Экспериментально доказано, что состояние одной из таких зон служит основой возникновения аварий с вероятностью более 80%. Специальный картографический анализ территории (карты масштаба 1:50000) позволяет выявить и обозначить все такие зоны (размером от 1,5 км) на протяжении всего магистрального газопровода.

Информационный аспект

В настоящее время появилась возможность осуществлять аппаратный контроль над динамикой изменения состояния территории, по которой проложены магистральные газопроводы и, следовательно, за состоянием зон, в которых максимальна вероятность аварии. Мониторинг территории проводится посредством автоматизированной системы мониторинга АСМ «ЭКСПРЕСС-ЭКОЛОГ». АСМ способна осуществлять мониторинг состояния территории круглосуточно с интервалом от 3-х минут, с накоплением и сохранением базы данных для составления среднесрочных и долгосрочных прогнозов изменения этого состояния. Информация о состоянии территории передаётся от электронных дозиметров, расположенных непосредственно в зоне наблюдения, на экран компьютера, который может находиться на значительном удалении, в специальном административном помещении.

Зона охвата территории одного дозиметра – 50 км. Связь с базовым компьютером – сотовая или спутниковая.

Прогноз формирования условий для возникновения аварии – за 3 - 5 суток.

Временной аспект

В отличие от пространственного аспекта трансдисциплинарных технологий, способного спрогнозировать наиболее вероятную зону возможной аварии, временной аспект позволяет вычислить наиболее вероятные календарные периоды возникновения аварии. Вычисление календарных периодов, получивших название «периоды особой чувствительности объекта» (ПОЧи), осуществляется на основании анкетирования (сбора специализированной информации об объекте) и далее с привлечением запатентованной компьютерной программы. Экспериментально доказано, что в ПОЧи, каждый из которых имеет продолжительность около месяца, происходит более 80% всех возможных аварий. В целях повышения безопасности магистральных газопроводов целесообразно определить ПОЧи для всего магистрального газопровода, отдельных его участков, пунктов пропуска газа, а также для главного (основного) технологического оборудования.

Для того чтобы исключить влияние «человеческого фактора» в формировании аварии целесообразно определить ПОЧи каждого сотрудника, действия которого способно спровоцировать аварию или быть ее источником. В свою очередь, составление сводных помесячных календарей ПОЧей сотрудников позволяет выявить календарные периоды наиболее вероятной предрасположенности всего коллектива, обслуживающего магистральный газопровод к формированию предаварийных ситуаций и вовремя провести необходимые профилактические мероприятия. 

Стоимость и сроки их выполнения

Максимальный срок выполнения работ по пункту (Пространственный аспект), включающий в себя проведение картографического анализа территорий, по которым проложен магистральный газопровод; выявление и обозначение на карте всех потенциально аварийных участков газопровода (техногенные, антропогенные причины; составление описания характеристик наиболее вероятных аварий в каждой такой зоне)– до 2-х месяцев.

Средняя стоимость работ – от 900 тыс. рублей.

Максимальный срок выполнения работ по пункту (Информационный аспект) (изготовление или техническая корректировка дозиметров; установка и калибровка дозиметров на месте; обучение персонала)– до 1 года.

Средняя стоимость работ – от 2,5 млн. рублей.

Максимальный срок выполнения работ по пункту (Временной аспект), включающий в себя определение ПОЧей для всего магистрального газопровода, отдельных его участков, пунктов пропуска газа, а также для главного (основного) технологического оборудования, а также, определение ПОЧей каждого сотрудника, действия которого способно спровоцировать аварию; составление сводных помесячных календарей ПОЧей сотрудников, позволяющих выявить календарные периоды наиболее вероятной предрасположенности всего коллектива, обслуживающего магистральный газопровод к формированию предаварийных ситуаций, разработка сценариев индивидуальных профилактических мероприятий) – до 4-х месяцев.

Средняя стоимость работ: –  от 1 млн. рублей.

Ориентировочная общая стоимость Проекта зависит от конкретно поставленных задач. Например, для трассы Ханты-Мансийск - западная граница РФэто примерно составит 15-17 млн. рублей.

Выполнение информационно-консультативных работ целесообразно осуществлять единым блоком. Результаты этих работ позволят существенно усилить их практическую значимость и ценность.


Смотрите также