Безопасность дорожного движения работа


Безопасность дорожного движения в организации (на предприятии)

Скачать полностью

Составитель Владимир Игоревич Ушаков

ISBN 978-5-4490-9117-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Термины и определения

Безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

Владелец транспортного средства – физическое или юридическое лицо независимо от формы собственности, являющееся собственником транспортного средства либо пользующееся или распоряжающееся транспортным средством в установленном порядке.

Водитель транспортного средства – лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя;

Груз – объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки.

Дальний рейс – период работы водителя транспортного средства (нахождения в рейсе) продолжительностью более 1 суток.

Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;

Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;

Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;

Обязательные требования безопасности транспортных средств – требования к техническому состоянию транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования), установленные международными договорами российской федерации или нормативными правовыми актами российской федерации, на соответствие которым осуществляется проверка транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования), при проведении технического осмотра;

Опасные грузы – вещества, предметы из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить, или уничтожить материальные ценности.

Организация дорожного движения – комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах;

Пассажир – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Подрядные организации (подрядчики) – юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством российской федерации, которое обязуется в соответствии с условиями договора подряда выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику.

Служба безопасности дорожного движения – структурное подразделение (служба, отдел), инженер по безопасности дорожного движения, отвечающие за обеспечение безопасности дорожного движения.

Технический осмотр транспортных средств – проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории российской федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами российской федерации, также за ее пределами;

Техническое диагностирование – часть технического осмотра, заключающаяся в процедуре подтверждения соответствия транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) обязательным требованиям безопасности транспортных средств;

Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;

Транспортное предприятие – юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством российской федерации, которое обязуется в соответствии с условиями договора подряда выполнить по заданию другой стороны (заказчика) транспортные услуги и сдать их результат заказчику.

Обозначения и сокращения

БДД – безопасность дорожного движения.

ГИБДД – государственная инспекция дорожного движения.

ДТП – дорожно-транспортное происшествие.

ЕО – ежедневное техническое обслуживание.

КТП —контрольно-технический пункт.

ПДД – «Правила дорожного движения», утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090.

ПТО – производственно-технический отдел.

РММ – ремонтно-механические мастерские.

СП – структурное подразделение.

ТО1 – первое техническое обслуживание.

ТО2 – второе техническое обслуживание.

УВД – управление внутренних дел.

Введение

Обеспечение безопасности дорожного движения – достаточно сложный комплекс мероприятий, который должен быть выполнен в организации (предприятии) с целью предупреждения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Материалы подготовлены в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах» и могут быть использованы в повседневной деятельности специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте, а также для подготовки и переподготовки указанных специалистов.

Содержание материалов распространено на все направления деятельности, необходимые для осуществления превентивных мер по обеспечению безопасности дорожного движения в организации (предприятии). Материалы предназначены для специалистов организаций (предприятий) и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов и могут быть использованы ответственными за безопасность дорожного движения, контролерами технического состояния транспортных средств и диспетчерами в профессиональной деятельности.

Отражены типовые функции организации (предприятия), обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, функции службы безопасности дорожного движения, организация инструктажей водителей транспортных средств, вопросы медицинского, гидрометеорологического и технического обеспечения, организации перевозок людей и грузов, вопросы учета и расследования дорожно-транспортных происшествий, приведены примеры документации.

Типовые функции организации (предприятия) по обсепечению безопасности дорожного движения

Обеспечение безопасности дорожного движения регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами (см. Приложение 1). Организация (предприятие), как правило, осуществляет эксплуатацию транспортных средств как в силу принадлежащего ей права, так и по другим основаниям (аренда, субаренда, прокат, доверенность), а также в силу распоряжения компетентного органа о передаче во временное пользование транспортных средств.

К типовым функциям организации (предприятия) по обеспечению БДД можно отнести:

– выполнение плана перевозок пассажиров и грузов, своевременное и полное обслуживание объектов основного производства технологическим транспортом и спецтехникой при безусловном обеспечении безопасности движения;

– постоянную техническую готовность подвижного состава путем своевременного и качественного проведения технического обслуживания и ремонта, проверки технического состояния при выпуске транспортных средств на линию и возвращении в гараж, контроля технического состояния транспортных средств на линии;

– плановое внедрение современных технологических процессов, повышающих качество ремонта, технического обслуживания транспортных средств с учетом новейших достижений и передового опыта других предприятий и организаций;

– оснащение оборудованием, приборами и средствами диагностики транспортных средств;

– обследование дорожных условий и организации дорожного движения на маршрутах и объектах работы транспортных средств перед началом перевозок, периодически в процессе работы транспорта;

– устранение выявленных недостатков в обустройстве и содержании дорог на маршрутах работы транспортных средств в виде обследования дорожных и подъездных путей с составлением актов и предъявлением выявленных недостатков собственнику дорожных и подъездных путей;

– обеспечение безопасности движения транспорта на водных и ледовых переправах;

– проведение ежедневных предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей транспортных средств. Совместно с местными органами здравоохранения – улучшение организации медицинских осмотров водителей;

– ежедневное оповещение водителей о дорожных и метеорологических условиях на маршрутах движения транспортных средств, а также оперативное оповещение об их изменениях;

– обучение водителей вопросам безопасности дорожного движения путём проведения всех видов инструктажей, проверок знаний и т.п.;

– повышение профессионального мастерства водителей и улучшение условий труда, отдыха и быта работников;

– своевременное расследование и учет ДТП, выявление и изучение причин и условий возникновения этих происшествий, а также нарушений ПДД. Принятие мер по недопущению подобных случаев. Представление в установленном порядке необходимой информации и отчетов о дорожно-транспортных происшествиях;

– изучение и распространение передового опыта безаварийной эксплуатации транспортных средств. Внедрение достижений науки и техники в области безопасности дорожного движения. Организация работы кабинета безопасности дорожного движения;

– совершенствование методов и форм воспитательной работы, направленной на укрепление трудовой и транспортной дисциплины, осуществление мероприятий по устранению причин, способствующих возникновению ДТП;

– подбор, расстановка и воспитание водителей, ремонтных рабочих и инженерно-технических работников, повышение ими профессионального мастерства, своевременное и качественное проведение теоретического и практического обучения (стажировки), своевременное прохождение водителями транспортных средств периодического медицинского осмотра (освидетельствования).

Типовые обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения

Руководитель

Руководитель (генеральный директор, управляющий) организации (предприятия):

– возглавляет работу по обеспечению безопасности движения транспортных средств, за что несет персональную ответственность;

– направляет деятельность всех структурных подразделений предприятия (организации) на реализацию мер по предупреждению ДТП;

– возглавляет постоянно действующую комиссию по предупреждению ДТП и обеспечивает её работу;

– утверждает ежегодно план мероприятий по предупреждению ДТП;

– утверждает график выезда на линию инженерно-технических работников структурных подразделений для контроля технического состояния и использования транспортных средств, режимов труда и отдыха, соблюдения ПДД и транспортной дисциплины водителями;

– организует дежурства инженерно-технических работников в праздничные дни в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

– принимает меры по улучшению условий труда, отдыха и быта работников;

– обеспечивает необходимые условия для работы медицинского персонала;

– осуществляет контроль за:

соблюдением законодательных, нормативных правовых документов о режиме рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей;

прохождением водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в установленные сроки;

организацией проведения предрейсовых, послерейсовых и межрейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей.

качеством и своевременностью обучения. Принимает меры по повышению профессиональной подготовки и квалификации работников Общества, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения;

прохождением всеми водителями обучения, инструктирования и проверкой знаний по вопросам безопасности движения транспортных средств;

– немедленно выезжает на место каждого ДТП, повлекшего за собой гибель людей. Организует служебное расследование и разбор всех ДТП, допущенных работниками, в установленные порядке и сроки, принимает меры к привлечению к ответственности виновных в их совершении лиц;

– проводит работу по обеспечению безопасности движения в контакте с администрацией города и района, органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения, дорожно-эксплуатационными организациями;

– создает необходимые условия для работы службы безопасности дорожного движения (БДД) (выделяет соответствующие помещения, обеспечивает современными техническими средствами в соответствии с действующими нормативами (ГОСТ 12.0.004—90)»;

– обеспечивает обучение водителей и лиц, ответственных за обеспечение БДД правилам оказания первой помощи пострадавшим при ДТП;

– совершенствует формы и методы воспитательной работы, для чего организует обобщение и распространение опыта передовых водителей и ремонтных рабочих, лучших бригад, колонн (отрядов) и цехов. Контролирует обязательность и регулярность ознакомления персонала с «Уроками, извлечёнными из происшествий» и выполнения предложенных ими мероприятий. Обеспечивает выпуск бюллетеней, освещающих вопросы безопасности движения, а также публикаций о водителях, работающих без ДТП, нарушений ПДД и трудовой дисциплины. Организует проведение массовых мероприятий по пропаганде безопасности дорожного движения (конкурсов, соревнований и т.п.);

– предусматривает в должностных инструкциях работников, связанных с содержанием и эксплуатацией транспортных средств, ответственность за осуществление ими мер по обеспечению безопасности движения;

– обеспечивает выполнение предписаний Государственной инспекции безопасности дорожного движения и других органов государственного надзора и контроля.

Заместитель руководителя (главный инженер, технический директор)

Заместитель руководителя организации (предприятия) (главный инженер, технический директор), как правило:

– возглавляет организационно-техническую работу по проведению технического обслуживания и ремонта транспортных средств;

– систематически проводит разбор и обсуждение на производственных совещаниях случаев возврата транспортных средств с линии по причине технической неисправности или дефектов, допущенных при выполнении технического обслуживания или ремонта. Принимает меры по привлечению виновных к ответственности в установленном порядке;

– осуществляет руководство по организации работ по проведению государственного технического осмотра, своевременного и качественного технического обслуживания и ремонта транспортных средств;

– осуществляет руководство работой службы технического контроля по выпуску транспортных средств на линию;

– организует контроль выпуска транспортных средств на линию в технически исправном состоянии проверки технического состояния транспортных средств на линии и при возвращении их в гараж. Обеспечивает действенность системы, исключающей выпуск на линию транспортных средств с неисправностями, угрожающими безопасности движения;

– обеспечивает расследование ДТП, вызванных технической неисправностью транспортных средств. Лично рассматривает причины возникновения ДТП и утверждает мероприятия по предупреждению аналогичных случаев. Осуществляет контроль исполнения утвержденных мероприятий;

– организует плановое внедрение в производство современных технологических процессов, повышающих качество ремонта, технического обслуживания транспортных средств и культуру производства. Принимает меры к оснащению производственных объектов приспособлениями, устройствами и постами диагностики транспортных средств;

– организует обучение инженерно-технических работников, связанное с эксплуатацией транспортных средств, нормативной документацией по технической эксплуатации транспортных средств с последующей проверкой знаний;

– организует занятия по повышению квалификации водителей и ремонтных рабочих, руководит работой комиссии по проверке знаний;

– предоставляет сведения о выявленных конструктивных и иных дефектах транспортных средств;

– организует работу по контролю технического состояния подвижного состава на отдаленных линиях;

– направляет водителей, состояние здоровья которых вызывает опасения, на медицинскую экспертизу, независимо от установленных сроков медицинского переосвидетельствования;

– организует учет ДТП, представляет отчеты, информацию о ДТП и сведения о принятых мерах по предупреждению ДТП.

Заместитель руководителя по эксплуатации

Заместитель руководителя организации (предприятия) по эксплуатации:

– обеспечивает руководство линейной службой (автоколонна, бригада и пр), бесперебойное и эффективное использование подвижного состава;

– руководит разработкой текущих и перспективных планов перевозок. Организует контроль за соблюдением требований правил безопасности перевозки грузов;

– заключает в установленном порядке договоры и соглашения на оказание транспортных услуг;

– контролирует выполнение договорных обязательств и участвует в комиссиях при рассмотрении претензий по ним;

– контролирует внедрение оптимальных режимов труда и отдыха водителей, обеспечивая рациональное и эффективное использование подвижного состава;

– руководит подбором кадров, их расстановкой и целесообразным использованием. Разрабатывает должностные инструкции инженерно-технических работников, связанных с эксплуатацией и содержанием подвижного состава, предусматривая в них обязанности и ответственность за выполнение договорных обязательств по оказанию транспортных услуг и за осуществление мер по обеспечению безопасности движения;

– контролирует выполнение должностных обязанностей работниками отдела эксплуатации в части обеспечения правил безопасности перевозки грузов;

– контролирует разработку рациональных маршрутов движения транспортных средств при движении к объектам, карты и схемы с указанием опасных участков движения и мероприятия по обеспечению безопасного движения транспортных средств;

– осуществляет контроль составления паспортов автобусных маршрутов, по которым осуществляются регулярные перевозки рабочих организации (предприятия) и своевременного внесения в них данных об изменениях на маршруте;

– организует безопасные условия перевозки грузов, пассажиров и эксплуатации специальной техники;

– организует диспетчерский учет недостатков в организации и в регулировании движения, состоянии и обустройстве дорог, подъездных путей, мостов, мест остановок, погрузки и разгрузки. Принимает меры к устранению выявленных недостатков;

– ежемесячно согласовывает с начальниками колонн и утверждает графики выхода на работу водительского состава, обеспечивающие исполнение действующего законодательства;

– организует сменно-суточное планирование работы транспортных средств и контролирует обеспечение его выполнения с соблюдением режима труда и отдыха водителей. Корректирует график движения и другие показатели работы транспортных средств, исходя из конкретных условий;

– организует регулярный контроль работы водительского состава на линии и объектах соблюдения ими установленного режима работы. В случае выявления фактов проведения сверхурочных работ без соответствующего оформления не допускает выпуск на линию водителей, которые не имели ежедневного (междусменного) отдыха продолжительностью, установленной законодательством;

– организует работу по своевременному оповещению водителей о дорожных и метеорологических условиях на маршрутах работы с отметкой в путевых листах;

– принимает участие в обеспечение контроля соблюдения БДД при переправах через реки и водоемы, а также при переездах по ледовым переправам;

– анализирует результаты работы инженерно-технических работников на линии и принимает необходимые меры по устранению выявленных нарушений;

– обеспечивает совместно с кадровой службой организацию проведения ежедневных предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств;

– организует совместно с кадровой службой и начальниками автоколонн своевременное прохождение водительским составом транспортных средств медицинского переосвидетельствования. Направляет водителей, состояние здоровья которых вызывает опасения, на медицинскую экспертизу, независимо от установленных сроков медицинского переосвидетельствования. Не допускает к работе на линии водителей, не прошедших в установленные сроки медицинское переосвидетельствование;

– принимает оперативные меры к выполнению предписаний, указаний, предложений по устранению недостатков в работе отдела эксплуатации, выявленных в результате проверок контролирующих органов и службы БДД;

– организует согласование маршрутов передвижения автотранспорта при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, оформление разрешительной документации на работу подвижного состава;

– осуществляет контроль организации своевременной заправки транспорта, своевременного и правильного учета горюче-смазочных материалов по каждой единице техники;

– возглавляет воспитательную работу и обеспечивает выполнение мероприятий по укреплению трудовой и транспортной дисциплины, повышению квалификации работников службы эксплуатации;

– совершенствует формы и методы воспитательной работы, для чего организует работу по распространению опыта передовых водителей лучших бригад и колонн и ведению пропаганды безаварийной работы в;

– в должностных инструкциях работников разрабатывает, предусматривает обязанности и ответственность за осуществление мер по обеспечению безопасности движения, связанных с содержанием и эксплуатацией подвижного состава;

– при ДТП с участием транспортных средств организации (предприятия) обеспечивает транспорт для эвакуации людей и поврежденных транспортных средств с места ДТП;

– обеспечивает равномерность загрузки контрольно-технического пункта в целях более качественного проведения проверок технического состояния транспортных средств.;

– участвует совместно с начальниками колонн в проведении инструктажей водителям, направляемым в дальние рейсы и командировки, а также перевозящим опасные, крупногабаритные и тяжеловесные грузы;

– организует работу по лицензированию перевозок пассажиров автомобильным транспортом;

– принимает меры к розыску транспортных средств, не возвратившихся на место базирования после истечения 2-х часов сверх установленного времени возврата.

Автотранспорт - правила, нормы, положения

1.1. Организация работы с водительским составом.

1.2. Организация работы по обеспечению технической исправности подвижного состава автомобильного транспорта.

1.3. Организация работы по соответствию должностных лиц субъектов автотранспортной деятельности предъявляемым требованиям в области безопасности дорожного движения.

1.4. По общим вопросам, направленным на обеспечение безопасности дорожного движения в субъектах автотранспортной деятельности.

2. Организация работы с водительским составом.

2.1. Получение квалификации водителя автомобиля соответствующей категории (в учебно – курсовых комбинатах, автошколах, организациях ДОСААФ).

2.2. Подбор водителей конкретных категорий для управления автотранспортом в субъектах автотранспортной деятельности.

2.3. Допуск водителей к работе после проведения следующих медицинских осмотров:

а) обязательных предварительных медицинских осмотров (перед приемом на работу);

б) обязательных периодических медицинских осмотров (один раз в два года во время трудовой деятельности водителем автомобиля);

в) обязательных предрейсовых медосмотров. Про предрейсовые медосмотры водителей написано в одноименной статье.

Про обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, медицинские ограничения к управлению транспортным средством, медицинские противопоказания и показания подробно изложено в статьях рубрики «Медицинское обеспечение БДД» сайта avtotrans-consultant.ru.

2.4. Допуск водителей к работе после проведения инструктажей по охране труда и безопасности дорожного движения. Про все виды инструктажей для водителей автомобилей написано здесь.

2.5. Проведение стажировки в предусмотренных законом случаях.

2.6. Ежегодное проведение повышения квалификации в области безопасности дорожного движения по 20 – часовой программе.

2.7. Соблюдение установленных режимов труда и отдыха водителей. Подробно изложено в этой статье.

2.8. Проведение анализа ДТП в субъектах транспортной деятельности.

3. Организация работы по обеспечению технической исправности подвижного состава автомобильного транспорта.

3.1. Проведение номерных технических обслуживаний транспортных средств.

3.2. Проведение технических осмотров автотранспорта.

3.3. Контроль технического состояния автотранспорта перед выпуском на линию. Как должна проводиться предрейсовая проверка автотранспорта, на основании каких документов и по какой технологии, изложено в         этой статье.

4. Организация работы по соответствию должностных лиц субъектов автотранспортной деятельности предъявляемым требованиям в области безопасности дорожного движения.

4.1. Назначение ответственного за безопасность дорожного движения. Его права и обязанности приведены здесь.

4.2. Проведение повышения квалификации специалистов субъекта автотранспортной деятельности, чья работа связана с обеспечением безопасности движения.

4.3. Проведение аттестации в Госавтодорнадзоре специалистов субъекта автотранспортной деятельности, чья работа связана с обеспечением безопасности движения.

5.  Работа по общим вопросам, направленным на обеспечение безопасности дорожного движения в субъектах автотранспортной деятельности. Сюда относятся:

5.1. Организация работы по страхованию автотранспорта (ОСАГО).

5.2. Разработка должностных инструкций для водительского состава.

Предлагаемые разделы должностной инструкции водителя: общие положения, водитель должен знать и выполнять, обязанности водителя перед выездом на линию, обязанности водителя при работе на линии, обязанности водителя во время управления автомобилем, обязанности водителя при возвращении с линии, права и ответственность.

5.3.  Разработка должностных инструкций для специалистов по эксплуатации и ремонту автотранспорта как в целом по занимаемой должности с включением раздела по безопасности дорожного движения, так и отдельных инструкций только по безопасности движения.

5.4. Организация работы по осуществлению стоянки автотранспорта во внеурочное время только на охраняемых территориях.

5.5.  Оснащение транспортных средств в предусмотренных законодательством случаях техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте их движения и о режиме труда и отдыха водителей автомобилей.

5.6. Работа по применению технических средств, обеспечивающих надежное и правильное крепление перевозимых грузов.

5.7. Организация работы по лицензировании пассажирских перевозок.

5.8 Издание приказа по субъекту автотранспортной деятельности в целом или по направлениям работы внутри субъекта о назначении ответственных лиц за обеспечение безопасности дорожного движения. В случае наличия ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения требования к нему по приказу Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. № 287.

5.9. Издание других приказов (о служебном расследовании дорожно-транспортных происшествий, о проведении повышения квалификации водителей автомобилей и т. д.).                                                                                                                                                           

5.10. Организация работы по систематическому доведению до водительского состава случаев дорожно – транспортных происшествий.

5.11. Организация работы по созданию контрольно – технического пункта, на котором проводится предрейсовый контроль технического состояния выпускаемого на линию автотранспорта.

5.12. Работа по безопасности дорожного движения в виде проведения воспитательной работы с водителями, их поощрения за безаварийную работу, разработки и применения форм различных журналов, планов мероприятий, графиков и программ по безопасности движения.

Дипломная работа: Безопасность дорожного движения 2

Контрольная работа: «Безопасность дорожного движения»

Содержание контрольной работы:

1. Предмет «Безопасность дорожного движения». Его теоретические задачи и практическая направленность.

2. Роль ощущений в правильном познании водителем свойств окружающих объектов.

3. Структурная схема организации службы безопасности движения на автотранспортном предприятии. Обязанности и права инженера (старшего инженера) по безопасности движения. Документация в отделе.

Практическая задача.

Список литературы.

1. Предмет «Безопасность дорожного движения». Его теоретические задачи и практическая направленность.

Автомобиль называют «баловнем двадцать первого века», и без преувеличения он завоевал весь мир. Благодаря удобствам, которые создает автомобиль, он стал основным транспортным средством – в настоящее время мировой парк насчитывает около 500 млн. машин. Но автомобиль одновременно является объектом повышенной опасности, сея смерть, увечья, принося материальные потери, загрязняя окружающую среду. Решение проблем отрицательного влияния автомобиля на жизнь на планете в большой мере определяется мастерством водителя.

Мастерство включает в себя три непременные составляющие: навыки выполнения операций с органами управления, регулирование движения автомобиля (разгон, торможение, поворот в соответствии с поставленной задачей) и умение управлять, т.е. выбирать режим движения так, чтобы не возникали экстремальные ситуации, чтобы экологическое воздействие и затраты на эксплуатацию были минимальные.

Для достижения необходимого уровня мастерства нужны знания и практика вождения. Знание теории ускоряет приобретение практических навыков и умений. Отсутствие теоретических знаний становится причиной появления мифов, основанных на ошибочном распространении приемов управления, полезных в определенной ситуации, на все случаи жизни. Например, примером такого мифа являются мнимые опасности движения накатом – с разъединенной трансмиссией.

Незнание теории является причиной убежденности значительного числа водителей в том, что можно обогнать транспортный поток. В попытках сделать это они не превышают среднюю скорость своего автомобиля, но оказываются втянутым в смертельную игру, которую можно назвать «автомобильной рулеткой».

2. Роль ощущений в правильном познании водителем свойств окружающих объектов.

Информация к водителю поступает посредством ощущений – отражения в сознании водителя отдельных свойств предметов и явлений среды движения автомобиля, состояния автомобиля и водителя. Это процесс воздействия на органы чувств называется – раздражением.

Раздражитель воздействует на рецепторы (получатели информации), возникшее возбуждение по проводящим нервным путям передается в соответствующие отделы центральной нервной системы, в которых нервное возбуждение переходит в психическое явление – ощущение.

Нервно-физиологический аппарат получения ощущений называется – анализатором.

Получение информации из среды движения, среды в салоне автомобиля о состоянии основано на действии группы анализаторов, в числе которых: зрительный, слуховой, кожный, мышечно-суставный, статико-акселерационный.

К внутренним ощущениям относятся: бодрость или усталость, насыщение или голод, ощущение здоровья или болезненного состояния.

Рецепторы анализаторов этих ощущений водителя расположены во внутренних его органах.

Внутреннее ощущение проявляется как общее самочувствие и оказывает большое влияние на профессиональную надежность водителя.

Наибольшую часть информации водитель получает через зрительный анализатор. Через слуховой анализатор также поступает важная информация – звуковые сигналы других участников дорожного движения; шумы, позволяющие судить об исправности автомобиля и его систем. Благодаря тактильному анализатору водитель может на ощупь определить органы управления автомобиля. С помощью мышечно-суставного анализатора водитель способен без зрительного контроля находит необходимые органы управления и, плавно регулируя, изменяя их положение на необходимую величину.

Не менее важным является ощущение характера изменения усилия при перемещении органов управления.

Статико-акселерационный анализатор играет важную роль в определении штатности режима движения автомобиля; предотвращении потери устойчивости автомобиля при заносе, крене.

Чувствительность анализаторов изменяется в зависимости от внешних условий, таких как: степень освещенности, шум, вибрация, скорость автомобиля; внутреннего состояния водителя: утомление, страх, опьянение; и конечно же уровня профессионального мастерства.

При воздействии на водителя нескольких раздражителей одновременно проявляется следующая закономерность: слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим раздражителям, а сильные уменьшают ее.

Восприятие водителя формируется на основе ощущений. В результате восприятия в сознании водителя отражаются свойства других предметов и явлений в их взаимосвязи виде единого образа. Например, в результате комплекса выше описанных ощущений у водителя формируется так называемое «чувство автомобиля», «чувство дороги», «чувство устойчивости (неустойчивости) автомобиля.

Рецепторы водителя испытывают воздействие большого числа источников информации. Одной из задач психической деятельности является отсечение ненужной и выделение полезной информации.

3. Структурная схема организации службы безопасности движения на автотранспортном предприятии. Обязанности и права инженера (старшего инженера) по безопасности движения. Документация в отделе.

В связи с введением обязательного страхования от несчастных случаев на производстве значительно повышаются требования соответствующих контролирующих органов к предприятиям по вопросам, относящимся к охране труда на производстве.

При этом особое внимание уделяется оборудованию кабинетов и уголков

охраны труда, а также кабинетов по безопасности дорожного движения на

предприятиях, имеющих в своем составе автотранспорт.

Одной из основных задач администрации и руководства предприятия, специалистов службы охраны труда является профилактика (предупреждение) несчастных случаев на производстве.

Если же, несмотря на все профилактические мероприятия, несчастный случай все же происходит, то тогда необходимо решать другой комплекс задач:

-оказание первой помощи пострадавшим;

-квалификация несчастного случая, его расследование;

-установление причин;

-разработка мероприятий по их устранению;

-оформление и учет несчастного случая.

Любая неточность в этой работе может привести к весьма неприятным последствиям, как для пострадавших, так и для ответственных за обеспечение безопасности труда на производстве.

В связи с этим руководителям предприятий, лицам, ответственным за соблюдение норм и правил охраны труда, сотрудникам предприятий, необходимо знать, во-первых, что делать, чтобы несчастный случай на предприятии не произошел, и, во-вторых, что делать, если несчастный случай все-таки произошел.

Необходимо отметить, что комплекс мероприятий, относящихся к

профилактике (предупреждению) несчастных случаев на производстве

существенным образом зависит от характера данного конкретного производства, специфики его деятельности, используемых технологических процессов, оборудования и т.п.

В то же время комплекс мероприятий, которые необходимо проводить, если несчастный случай на производстве все таки произошел, почти не зависит от характера данного конкретного производства.

Кабинет безопасности движения является организационным учебно-

методическим центром пропаганды знаний. Содержанием работы кабинета

являются организация и проведение:

1. Обучения и инструктажа по безопасности движения на дорогах.

2. Семинаров, курсов и тематических занятий для рабочих и служащих,

профсоюзного актива; периодического инструктажа и проверки знаний

работников по вопросам безопасности движения.

3. Консультаций, лекций, бесед, просмотров кинофильмов, выставок,

пропагандирующих передовой опыт работы.

4. Тематических выставок, пропагандирующих опыт своего и родственных

предприятий по снижению травматизма.

5. Информационной работы по пропаганде достижений в области организации безопасности движения, применения новых материалов, процессов и других мероприятий, внедрение которых способствует безопасности движения.

6. Методической помощи цехам, производственным участкам (отделам,

лабораториям) в организации и работе стендов по безопасности движения.

Кабинет по безопасности движения рекомендуется создавать на предприятии со списочным количеством работников 100 человек и более.

На предприятии со списочным количеством работников до 300 человек кабинет по безопасности движения может быть совмещен с кабинетом для учебных занятий (техническим кабинетом).

Для оборудования кабинета должно быть выделено специальное помещение, площадь которого рекомендуется определять в зависимости от списочного количества работников:

-до 1000 человек — 24 кв. м;

-от 1001 до 3000 человек — 48 кв. м;

-от 3001 до 5000 человек — 72 кв. м;

-от 5001 до 10000 человек — 100 кв. м;

-от 10001 до 20000 человек — 150 кв. м;

-свыше 20000 человек — 200 кв. м.

Методический кабинет оборудуется по проекту, составленному с учетом специфики производства предприятия.

Непосредственную практическую работу методического кабинета должен организовывать инженер-методист, подчиненный руководителю службы охраны труда.

Кабинет должен быть оснащен в соответствии со стоящими перед ним задачами и иметь три следующих раздела: учебный, справочно-методический и информационно-выставочный.

Учебный раздел — должен быть наибольшим, как по занимаемой площади, так и по количеству используемых в нем материалов; укомплектован учебно-наглядными пособиями, отражающими специфику всех видов движения, а также учебным инвентарем и техническими средствами пропаганды (проекционной, звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратурой, контрольно-обучающими машинами, тренажерами, контрольно-измерительными приборами).

Для дистанционного управления техническими средствами обучения необходимо установить на столе преподавателя пульт управления, который состоит из элементов управления техническими средствами обучения и информации (кинопроекционная установка, диапроекторы для демонстрации диапозитивов и диафильмов) и системы рационального затемнения кабинета.

Рекомендуется учебно-наглядные пособия систематизировать по тематике, сведя их в две группы — общую и специальную.

Пособия общей группы могут быть использованы, главным образом, при проведении вводного инструктажа, и тематика их должна быть согласована с программой инструктажа.

Пособия специальной группы должны отражать специфические условия работы производственных участков и требования, предъявляемые к организации и содержанию рабочих мест.

Справочно-методический раздел должен быть укомплектован нормативно-технической документацией по безопасности движения, учебными программами, методическими справочниками, директивными и другими пособиями, необходимыми для проведения обучения, инструктажа и консультаций работающих по вопросам трудового законодательства, техники безопасности и производственной санитарии.

Информационно-выставочный раздел должен быть укомплектован пособиями, оборудованием, экспонатами, действующими моделями, предназначенными для организации постоянных и временных передвижных выставок на территории предприятия.

Создание кабинета по безопасности движения должно осуществляться по определенному плану под руководством службы охраны труда предприятия.

Кабинет должен быть расположен по возможности рядом со службой охраны труда и состоять из 2 помещений: основного (учебного) и подсобного (препараторской).

Подсобное помещение рекомендуется площадью 12—15кв. м.

Естественное освещение кабинета должно быть равномерным и рассеянным и соответствовать требованиям СНиП 11-4-79 «Естественное и искусственное

освещение». Отношение площади окон к площади пола должно быть не менее 1:4.

Должностные обязанности инженера (старшего инженера) по безопасности движения.

На инженера по безопасности дорожного движения автотранспортного

предприятия возлагаются следующие должностные обязанности:

1.1. Консультирование по вопросам безопасности дорожного движения.

1.2. Контроль выхода транспортных средств на линию и работы

водителей на линии.

1.3. Обеспечение профессиональной надежности водителей.

1.4. Проведение обучения водителей.

1.5. Проведение инструктажей по безопасности дорожного движения.

1.6. Проведение проверок знаний по безопасности дорожного движения.

1.7. Обеспечение эксплуатации транспортных средств.

1.8. Проведение технических осмотров автотранспорта.

1.9. Ведение учетной документации в соответствии с требованиями

действующих стандартов.

1.10. Планирование мероприятий, направленных на реализацию

требований правил дорожного движения, на устранение причин и условий

дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные

средства предприятия.

1.11. Проведение мероприятий по профилактике аварийности.

1.12. Оформление и анализ дорожно-транспортных происшествий.

1.13. Взаимодействие с органами ГИБДД по вопросам постановки на

учет и снятия с учета автотранспорта предприятия.

1.14. Осуществление учета сведений о проведении инструктажа по

безопасному дорожному движению.

2. Права работника.

Инженер по безопасности дорожного движения автотранспортного

предприятия имеет право:

2.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

2.2. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в

исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

2.3. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия,

касающимися его деятельности.

2.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного

руководителя документы, материалы, инструменты и т.п., необходимые для

выполнения своих должностных обязанностей.

2.5. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

3. Ответственность работника

Инженер по безопасности дорожного движения автотранспортного

предприятия несет ответственность:

3.1. За обеспечение требований безопасности дорожного движения,

предусмотренных нормативными актами.

3.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих

должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной

инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым

законодательством РФ.

3.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах,

определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

3.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей

деятельности, — в пределах, определенных действующим административным,

уголовным, гражданским законодательством РФ.

Документация отдела по безопасности дорожного движения.

1. Журнал учета вводного и периодического инструктажа по безопасности дорожного движения.

2. Журнал учета предрейсового инструктажа водителей.

3. Журнал учета сезонного инструктажа водителей об особенностях проезда железнодорожных преездов.

4. Журнал учета специального инструктажа водителей.

5. Журнал учета дорожно – транспортных происшествий на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Практическая задача.

Список литературы:

1. СНиП 2.05.02 – 85 «Автомобильные дороги».

2. Г.И. Клинковштейн «Организация дорожного движения».

3. В.И. Коноплянко «Организация и безопасность дорожного движения».

4. Ставичай Ю.А. «Транспортные системы городов».

5. Боровский Б.Е. «Безопасность движения автомобильного транспорта».


Смотрите также