Безопасность на автомобильном транспорте


Обеспечение безопасности на автотранспорте

По количеству аварий и их жертв наиболее опасным видом транспорта является автомобильный. Это является следствием того, что имеется большая степень риска на автодорогах.

Анализ автотранспортных происшествий показывает, что наибольшее их количество происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения (превышения скорости движения, несоблюдения правил проезда перекрестков, правил обгона и выезда на левую сторону дороги).

Безопасность движения обеспечивается исправностью и хорошим техническим состоянием автотранспортного средства, квалификацией водителя и знанием правил дорожного движения той страны, в которой проходит путешествие.

При организации автобусных путешествий, проходящих по территории нескольких стран, туроператор должен серьезно относиться к выбору транспортных средств, подбору и подготовке водителей и их инструктажу.

Особую сложность составляет движение по дорогам зарубежных стран, правила движения в которых несколько отличаются от российских, а также по улицам незнакомых городов.

В целях облегчения работы водителей туристских автобусов и обеспечения безопасности перевозок туристов Министерство транспорта РФ приняло решение «О применении унифицированного комплекта листов поездки (контрольный документ с номером) на международном нерегулярном пассажирском автобусном сообщении между Россией и европейскими странами: Бельгией, Германией, Голландией, Испанией, Польшей, Словенией, Чехией и Югославией» от 07.02.97 г. № ЛШ-6/60. Этот документ разработан на основании используемого в Европе с 1982 г. контрольного документа для автобусных туров (travel lists — листов поездок) и является аналогом российского «Паспорта автобусного маршрута», введенного в действие в 1974 г. с целью обеспечения порядка и безопасности на российских маршрутах автомобильных путешествий. Эти документы должны находиться на борту автобуса во время перевозки туристов по маршрутам.

Водители автобуса должны знать содержание данного документа, включающего информацию по обеспечению организованного движения и по безопасности на маршруте:

  • маршрут поездки;

  • графическую схему маршрута;

  • наличие дорожных и линейных сооружений по маршруту;

  • остановочные пункты, расстояния между ними;

  • расчет времени движения автобуса;

  • виды и состояние дорог;

  • другие сведения.

При планировании туров по Европе туроператору следует учитывать скоростные и другие ограничения, существующие в разных странах. В России установлены ограничения скоростей: на автомагистралях — до 110 км/час, на обычных дорогах — 90 км/час, в городской местности — 60 км/час. Во Франции — соответственно 130, 90 и 50 км/час. В Германии скорость рекомендуют ограничивать на обычных дорогах до 100 км/час, в городской местности — 50 км/час.

При планировании маршрута необходимо учитывать наличие на нем автозаправочных станций.

При поездках за рубеж на каждый автобус должна быть оформлена страховка автогражданской ответственности («зеленая карта»), гарантирующая возмещение ущерба, причиненного жизни и имуществу третьих лиц.

Хорошо, если застрахован сам автобус, т. е. оформлена так называемая автомобильная ассистанция, поскольку она гарантирует возмещение расходов владельца автотранспортного средства на ремонт машины в случае неисправности, дорожно-транспортных происшествий, а также возмещение остаточной ее стоимости в случае угона.

С партнерами необходимо договориться об обеспечении для автобуса охраняемых стоянок по всем остановочным пунктам маршрута.

В соответствии с решениями Европейской конвенции по работе экипажей транспортных средств с 24 апреля 1995 г. все автобусы с числом мест более 9 (включая водительское место) должны быть оборудованы тахографами. Это требование относится ко всем транспортным средствам, участвующим в международных перевозках. В случае его невыполнения эксплуатация автобуса запрещается.

Тахограф — это бортовой прибор для объективного контроля и учета работы автомобиля и водителя. Он автоматически показывает и записывает скорость движения, текущее время, километраж пробега, периоды труда и отдыха водителя. Записи производятся на именных диаграммных дисках (тахограммах) и дают полную картину всего рабочего дня водителя.

К водителю туристского автобуса предъявляются особые требования. К управлению ими на туристских маршрутах допускаются лица не моложе 20 лет, водители I класса, которые должны тщательно изучить схему маршрута, знать трассу движения и ее участки, требующие особой осторожности (затяжные подъемы и спуски, крутые повороты, железнодорожные переезды и т. д.).

Непосредственно перед выездом на маршрут автобус должен быть тщательно проверен на предмет исправности всех его узлов и механизмов. Исправность автобуса перед выездом на маршрут подтверждается подписью водителя в путевом листе.

В целях обеспечения безопасности на автобусных турах водителю запрещается:

  • выезжать в рейс в болезненном или утомленном состоянии;

  • управлять транспортным средством в состоянии даже самого легкого алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;

  • самовольно отклоняться от маршрута, указанного в графике движения, путевом листе, если это не вызвано ухудшением дорожных или климатических условий;

  • передавать управление автобусом другим лицам, не вписанным в путевые документы;

  • отдыхать или спать в кабине или салоне автобуса во время стоянки при работающем двигателе.

Особые требования безопасности предъявляются при организации детских туров. При перевозке детей (школьных групп) используются автобусы последних лет выпуска. Детей должны сопровождать ответственные лица (не менее 1 взрослого на 15 детей).

Если организовано движение в колонне, то в светлое время суток независимо от условий видимости должны быть установлены специальные опознавательные знаки желтого цвета впереди и позади автобуса и включен ближний свет фар. Движением колонны, как правило, управляет руководитель группы, который определяет порядковое место каждой машины (с записью в путевом журнале), дает команду на начало движения, устанавливает места и время остановок, скорость движения.

Движение в колонне, с одной стороны, ограничивает возможности более опытных водителей, а с другой — учитывает интересы менее подготовленных, а в целом вырабатывает чувство ответственности и товарищеского долга и обеспечивает большую безопасность и выполнение графика движения.

Не рекомендуется проведение автобусных путешествий в период от 0 до 4 часов, так как в это время замедляются все физиологические процессы, в том числе реакция.

При разработке туристского маршрута необходимо составлять график движения автобуса с учетом скорости движения не более 70 км/час.

В случаях стихийных явлений или изменений дорожно-климатических условий на маршруте движение туристских автобусов может быть временно прекращено. Правилами дорожного движения установлен Перечень особо опасных гидрометеорологических явлений (туман, ливень, град, пыльная буря, гололед в сочетании с большой скоростью ветра и т. д.). О причинах и времени прекращения движения автобуса по туристскому маршруту делается специальная запись в путевом листе водителя и наряде.

Если на маршруте произошло дорожно-транспортное происшествие, угрожающее жизни и здоровью туристов, водитель автобуса и гид должны организовать их экстренную эвакуацию из автобуса.

В соответствии с Правилами дорожного движения при дорожно-транспортных происшествиях, приведших к несчастному случаю, водитель, обнаруживший это, независимо от назначения его автомобиля и выполняемой работы обязан немедленно принять необходимые меры для оказания помощи потерпевшим: сообщить органам здравоохранения, милиции, предоставить автомобиль под перевозку пострадавших к месту оказания помощи. На других видах транспорта имеются свои правила обеспечения безопасности перевозки туристов и пассажиров.

51. Обеспечение безопасности на автомобильном транспорте.

Транспортная безопасность – это состояние транспортной системы РФ, позволяющее обеспечивать национальную безопасность, национальные интересы в области транспортной деятельности, предотвращать вред здоровью и жизни людей, ущерб имуществу и окружающей среде и общенациональный экономический ущерб при транспортной деятельности.

Автомобильный транспорт.

Виды ДТП:

  1. Столкновение, когда транспортные средства столкнулись. Бывает встречное, попутное и боковое.

  2. Опрокидывание.

  3. Наезд. Может быть на препятствие (на неподвижный предмет), на пешехода, на велосипедиста и на животное.

Правила поведения в автомобиле:

  1. Если водитель и пассажир видят, что авария неизбежна, то нужно, чтобы были напряжены все мыщцы.

  2. До полной остановки не покидать машину.

  3. Сохранять самообладание.

  4. Постараться уйти от встречного удара (кювет, кустарник).

  5. При ударе препятствовать своему перемещению вперед и защищать голову.

  6. Если скорость движения меньше 60 км/ч, то водитель, напрягая все мышцы, должен вжаться в сиденье спиной и упереться в рулевое колесо.

  7. Если скорость движения больше 60 км/ч и отсутствует ремень безопасности, рекомендуется грудью прижаться к рулю, максимально напрягая мышцы.

  8. Пассажир должен закрыть голову и завалиться набок.

  9. Если в автомобиле присутствует ребенок, то его необходимо закрыть собой, прижать к себе, попытаться лечь набок.

  10. При столкновении с неподвижным предметом, удар слева/справа хуже, чем всем бампером.

  11. Если машина упала в воду, то необходимо включить фары, взять документы, ценные вещи, снять с себя тяжелые вещи и обувь, открыть окно, подождать пока наполнится половина салона водой и выплывать.

(лекции)

52. Обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте и в метро.

Транспортная безопасность – это состояние транспортной системы РФ, позволяющее обеспечивать национальную безопасность, национальные интересы в области транспортной деятельности, предотвращать вред здоровью и жизни людей, ущерб имуществу и окружающей среде и общенациональный экономический ущерб при транспортной деятельности.

Железнодорожный транспорт.

  1. Вещи располагать внизу, не над головой.

  2. При экстренном торможении необходимо срочно лечь на пол, пытаясь ухватиться за что – нибудь прочное. Лежа на полу, упереться подбородком в грудь.

  3. После остановки поезда необходимо действовать очень быстро, так как есть вероятность пожара.

  4. Аварийные выходы – окна 3 и 6 купе и напротив этих купе.

  5. Взять с собой документы, деньги, одежду, зимой – одеяло.

  6. Передвигаться необходимо в радиусе 25 – 30 м либо прыжками на 2 ногах, либо шаркающей походкой, не отрывая ноги от земли.

  7. При эвакуации отойти от поезда, но видеть его необходимо.

Правила поведения на железной дороге:

Запрещается:

  1. Ходить по путям в неустановленных местах (особенно опасно по встречному движению).

  2. Пересечение путей сразу после прохождения поезда.

  3. Нахождение человека между двумя поездами.

  4. Перемещение ближе 5 м от неподвижных вагонов.

  5. Следование по рельсовому полотну, особенно в колее попутного направления.

  6. Сидеть или лежать на ж/д путях.

  7. Заступать на станции за ограничительную линию на платформе до полной остановки поезда.

  8. Принудительно открывать входные двери при посадке в электропоезд.

  9. Пересекать ж/д пути на автомобильном транспорте, на запрещающий сигнал семафора и в неустановленных местах.

Метро.

Правила поведения, чтобы не произошли ЧС на эскалаторе:

  1. Стоять справа, лицом по направлению к движению, крепко держась за поручни и крепко фиксируя ручную кладь.

  2. Запрещается передвигаться на эскалаторе. Нельзя ходить по неработающему эскалатору.

  3. Нельзя сидеть на ступенях эскалатора.

  4. Нельзя находиться в длинных юбках и на длинных каблуках.

  5. Если человек на эскалаторе что – то уронил, то не поднимать, попросить остановить эскалатор дежурного.

На платформе:

  1. Не заходить за ограничительную черту и не подходить к краю платформы до прихода поезда.

  2. При посадке подходить к более пустым вагонам и внимательно следить за детьми и животными.

  3. Если кто – то упал или что – то упало, сообщить машинисту.

  4. Сигнал «стоп» - круговые движения рукой.

  5. Если человек оказался на ж/д полотне, нельзя подтягиваться за край платформы.

  6. Если поезд далеко, бежать к голове платформы - там лестница.

  7. Если поезд близко, лечь между рельсами, ногами к поезду, на живот.

(лекции)

При пожаре в метро см 55 вопрос.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

Обеспечение безопасности на автомобильном транспорте

Обеспечение безопасности на автомобильном транспорте

Автомобильный транспорт.

Дорожно-транспортные происшествия:

1.сталкновение (встречное, попутное, боковое)

2.опрокилование (из-за погодных условий, неправильного закрепления груза)

3.наезд (когда транспорт наехал или ударился о неподвижный предмет, на препятствие, на пешехода, велосипедиста, животное)

В результате ДТП возникает:

1.материальный ущерб

2.нарушение здоровья

3.со смертью потерпевшего

4.с особ. Тяжкими последствиями(4 чел-погибло, 15 –ранено)

Общественный транспорт.

-безопасное место – середина салона

-сидеть спиной вперед

-безопасно сидеть на противоположной стороне встречного потока

-если стоишь, надо размещать точки опоры, так, чтобы был треугольник

Нельзя класть груз на полку между головой. При движении обязательно держаться за поручни.

Если человек упал в воду, нужно подождать, когда транспорт на половину наполнится водой и выбираться.

При блокировки дверей необходимо использовать люки. При задымлении закрыть дыхательные пути платком. Выбравшись из транспорта, отойти далеко.

В темное время суток избегать пустых остановок, лучше стоять за остановками. Нельзя стоять в первом ряду нетерпеливой толпы. Избегать пустых автобусов, трамваев. Необходимо держать на виду ценные вещи.

Собственный транспорт.

До полной остановки не покидать машину. Столкновение слева или справа, хуже, чем всем бампером. Если скорость менее 60 км/ч. То напрячь все мышцы, прижаться спиной к сидению и упереться в руль руками. Если человек не закреплен ремнем безопасности, нужно прижаться грудью в руль. Пассажир должен закрыть голову и завалиться набок. Ребенка закрыть собой. Если после удара двери не открываются, то нужно разбить стекло. Если машина упала в воду, включить фары и выбираться через окна, при наполнении наполовину.

Не из лекций

• садиться в транспорт можно только после его полной остановки; • не разрешается стоять на выступающих частях и подножках транспортных средств, прислоняться к дверям, Не высовываться из окон, опасаясь быть задетым движущимся транспортом или каким-либо препятствием; отвлекать водителя разговорами во время движения; • высаживаться из транспорта можно только после его полной остановки; • при движении не следует спать, по возможности нужно следить за ситуацией на дороге; • если во время движения возникает опасность столкновения транспортного средства с другим объектом, надо принять устойчивое положение и крепко ухватиться руками за поручни (ремни); • сидящему пассажиру следует упереться ногами в пол, а руками в переднее сиденье (панель) и наклонить голову вперед;

• при аварии троллейбуса покидать во избежание поражения электрическим током следует только прыжком.

Выходя из троллейбуса избегать давки

В случае пожара в троллейбусе необходимо:

1. Немедленно сообщите о пожаре водителю и пассажирам;

2. Потребуйте остановиться и открыть двери. В троллейбусах металлические части могут оказаться под напряжением в результате нарушения защитной изоляции проводов;

3. При необходимости используйте для эвакуации аварийные люки в крыше и выходы через боковые окна. Если надо, выбейте ногами стекла. В транспорте обычно имеются материалы, выделяющие при горении ядовитые газы, поэтому покидайте салон быстро, закрывая рот и нос платком или рукой. Выбравшись из салона, отойдите подальше, так как могут взорваться баки с горючим или произойти замыкание высоковольтной электросети;

4. Немедленно по телефону или через водителей проезжающих машин сообщите о пожаре в пожарную часть, окажите посильную помощь пострадавшим.

Правила поведения при грозе

Избегайте открытой местности

Как известно, гроза обычно бьёт в самую высокую точку на своём пути. Одинокий человек в поле – это и есть та самая высокая точка. Если Вы по какой-то причине остались в поле один на один с грозой, спрячьтесь в любом возможном углублении: канавке, ложбинке или самом низком месте поля, сядьте на корточки и пригните голову.

Избегайте воды

Вода – отличный проводник тока. Удар молнии распространяется вокруг водоёма в радиусе 100 метров. Нередко она бьёт в берега. Во время грозы нельзя купаться, ловить рыбу. Необходимо подальше отойти от берега.

Старайтесь спрятаться

Безопаснее всего во время грозы находиться в помещении с громоотводом. Если гроза застала вас в городе, спрячьтесь в магазин, подъезд или, на крайний случай, переждите грозу под навесом у стен зданий.

Не страшно, если вы находитесь в автомобиле. Закройте окна, и стихия до вас не доберётся.

Прячась под деревьями, не забывайте о том, что молния чаще всего попадает в самые высокие из них (особенно в сосну, дуб и тополь). Так что, чем меньше деревце, под которым вы нашли убежище, тем лучше.

Если укрывается группа лиц, то лучше присесть на корточки, не соприкасаясь с другими людьми. Если вы находитесь в помещении - закройте окна, двери, дымоходы и вентиляционные отверстия. Не допускайте сквозняка - это чревато привлечением шаровой молнии. При встрече с шаровой молнией сохраняйте спокойствие и не двигайтесь. Не приближайтесь к ней, не касайтесь ее чем-либо, не убегайте от нее.

В помещении следует держаться подальше от окон, электроприборов, а также труб и другой металлической сантехники. Отключите внешние антенны и выключите из розетки радиоприёмники и телевизоры. Не забывайте: во время грозы недопустимо пользоваться электроприборами и телефоном.

Для защиты от поражающих факторов ядерного взрыва человек должен умело использовать защитные свойства техники и сооружений, естественные укрытия — овраги, канавы, выемки, подземные выработки, лес, густой кустарник и другие укрытия.

При использовании для защиты траншей, окопов и щелей полностью обеспечивается защита от светового излучения, a поражение проникающей радиацией сокращается в 40 и более раз. Блиндажи и убежища полностью защищают личный состав от светового излучения, в сотни раз уменьшают воздействие проникающей радиации, в значительной степени ослабляют воздействие ударной волны.

На открытой местности, заметив вспышку, необходимо немедленно занять находящиеся вблизи естественные или искусственные укрытия, при отсутствии их — ложиться на землю лицом вниз, ногами в сторону взрыва.

обеспечение безопасности на автомобильном транспорте

Автомобильный транспорт.

Дорожно-транспортные происшествия:

1.сталкновение (встречное, попутное, боковое)

2.опрокилование (из-за погодных условий, неправильного закрепления груза)

3.наезд (когда транспорт наехал или ударился о неподвижный предмет, на препятствие, на пешехода, велосипедиста, животное)

В результате ДТП возникает:

1.материальный ущерб

2.нарушение здоровья

3.со смертью потерпевшего

4.с особ. Тяжкими последствиями(4 чел-погибло, 15 –ранено)

Общественный транспорт.

-безопасное место – середина салона

-сидеть спиной вперед

-безопасно сидеть на противоположной стороне встречного потока

-если стоишь, надо размещать точки опоры, так, чтобы был треугольник

Нельзя класть груз на полку между головой. При движении обязательно держаться за поручни.

Если человек упал в воду, нужно подождать, когда транспорт на половину наполнится водой и выбираться.

При блокировки дверей необходимо использовать люки. При задымлении закрыть дыхательные пути платком. Выбравшись из транспорта, отойти далеко.

В темное время суток избегать пустых остановок, лучше стоять за остановками. Нельзя стоять в первом ряду нетерпеливой толпы. Избегать пустых автобусов, трамваев. Необходимо держать на виду ценные вещи.

Собственный транспорт.

До полной остановки не покидать машину. Столкновение слева или справа, хуже, чем всем бампером. Если скорость менее 60 км/ч. То напрячь все мышцы, прижаться спиной к сидению и упереться в руль руками. Если человек не закреплен ремнем безопасности, нужно прижаться грудью в руль. Пассажир должен закрыть голову и завалиться набок. Ребенка закрыть собой. Если после удара двери не открываются, то нужно разбить стекло. Если машина упала в воду, включить фары и выбираться через окна, при наполнении наполовину.

Не из лекций

• садиться в транспорт можно только после его полной остановки; • не разрешается стоять на выступающих частях и подножках транспортных средств, прислоняться к дверям, Не высовываться из окон, опасаясь быть задетым движущимся транспортом или каким-либо препятствием; отвлекать водителя разговорами во время движения; • высаживаться из транспорта можно только после его полной остановки; • при движении не следует спать, по возможности нужно следить за ситуацией на дороге; • если во время движения возникает опасность столкновения транспортного средства с другим объектом, надо принять устойчивое положение и крепко ухватиться руками за поручни (ремни); • сидящему пассажиру следует упереться ногами в пол, а руками в переднее сиденье (панель) и наклонить голову вперед;

• при аварии троллейбуса покидать во избежание поражения электрическим током следует только прыжком.

Выходя из троллейбуса избегать давки

В случае пожара в троллейбусе необходимо:

1. Немедленно сообщите о пожаре водителю и пассажирам;

2. Потребуйте остановиться и открыть двери. В троллейбусах металлические части могут оказаться под напряжением в результате нарушения защитной изоляции проводов;

3. При необходимости используйте для эвакуации аварийные люки в крыше и выходы через боковые окна. Если надо, выбейте ногами стекла. В транспорте обычно имеются материалы, выделяющие при горении ядовитые газы, поэтому покидайте салон быстро, закрывая рот и нос платком или рукой. Выбравшись из салона, отойдите подальше, так как могут взорваться баки с горючим или произойти замыкание высоковольтной электросети;

4. Немедленно по телефону или через водителей проезжающих машин сообщите о пожаре в пожарную часть, окажите посильную помощь пострадавшим.

3. Техника безопасности и экология Охрана труда и техника безопасности на автомобильном транспорте

Общие положения. Задачей охраны труда является создание безопасных и здоровых условий высокопроизводительного труда. Охрана труда обеспечивается проведением технических (техника безопасности), санитарногигиенических (гигиена труда и производственная санитария) и правовых (трудовое законодательство) мероприятий.

На автотранспортных предприятиях ответственность за охрану труда и технику безопасности, проведение мероприятий по снижению и предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний возлагается на руководителя предприятия. Для непосредственного ведения работ по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии предусмотрена должность инженера по технике безопасности, подчиненного главному инженеру автотранспортного предприятия.

Инструктаж по технике безопасности. Правилами техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта, утвержденными президиумом ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог, предусматривается несколько инструктажей и обучение по технике безопасности.

Вводный инструктаж проводят в целях ознакомления поступающих на работу с общей производственной обстановкой и особенностями работы предприятия, общим законоположением об охране труда и технике безопасности, ознакомления с опасностями, встречающимися при работе на предприятии, и противопожарными правилами.

Инструктаж на рабочем месте сопровождается показом безопасных приемов работы и операций.

Повторный инструктаж по технике безопасности проводят не реже 1 раза в 6 мес, а для лиц, выполняющих работу с повышенной опасностью (сварщики; лица, соприкасающиеся с этилированным бензином; машинисты автокранов; грузчики и др.), не реже 1 раза в 3 мес.

При переводе или переходе рабочего на другую работу, выполнении работы повышенной опасности, изменении технологического процесса, замене или вводе в эксплуатацию новых типов оборудования и подвижного состава проводится дополнительный (внеплановый) инструктаж.

После вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте не позднее чем через 3 мес со дня принятия новых рабочих на работу их обучают технике безопасности по специальным программам. Рабочие, ранее прошедшие обучение, ежегодно проходят проверку знаний.

Рабочие, занятые на работах, связанных с повышенной опасностью, допускаются к работе только после обучения, сдачи экзамена и получения удостоверения на право работы и обслуживания оборудования или механизмов.

Производственный травматизм и профессиональные заболевания. Производственные травмы (трудовые увечья) —это повреждения человеческого тела, возникшие в связи с производством. Профессиональные заболевания — это постепенное ухудшение здоровья работающих вследствие постоянных вредных воздействий в процессе труда (метеорологические, токсические, пыль, излучения, вибрации и др.).

На создание безопасных и здоровых условий труда, производственный травматизм и профессиональные заболевания оказывают влияние культуры производства и условия труда (эстетика), т. е. состояние производственных помещений, чистота, освещение, отопление, вентиляция, обустроенность рабочих мест и постов, окраска помещения и оборудования, состояние применяемого оборудования, приспособлений и инструментов, сохранность оградительных и защитных устройств, режим работы, контроль за соблюдением правил техники безопасности, привлечение общественности к решению вопросов охраны труда.

 К различным заболеваниям приводят работы при пониженных или повышенных температурах, сырость, сквозняки, наличие в производственных помещениях грязи, пыли и отработавших газов, отсутствие приточновытяжной вентиляции, нарушение режима питания и др.

На основе «Правил техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта» администрация предприятия разрабатывает инструкции по технике безопасности для отдельных профессий и работ применительно к местным условиям. В инструкциях указывают мероприятия, предупреждающие производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Научная организация труда и рабочего места водителя. Основываясь на достижениях науки и передового опыта, научная организация труда способствует повышению производительности труда и сохранению здоровья работающих. Научная организация труда учитывает, что работа водителя на линии занимает большую часть его рабочего времени. Поэтому водитель должен освобождаться от участия в техническом обслуживании и ремонте автомобиля. Важнейшими направлениями научной организации труда водителя являются также выбор рациональных режимов движения и применение передовых форм и методов труда (бригадный метод, бригадный подряд).

Рабочее место водителя —кабина автомобиля — должно обеспечивать наиболее благоприятные условия для длительного сохранения работоспособности. Регулировкой расположения сиденья исключается излишнее мышечное напряжение водителя и достигается наилучшая обзорность. Обзор из кабины зависит также от конфигурации и размеров стекол кабины и зеркал заднего вида, чистоты стекол. Наиболее благоприятной температурой в кабине считается 18—20° С.

Герметичность кабины и кузова, а также вентиляция их должны обеспечивать защиту водителя и пассажиров от проникновения отработавших газов, паров бензина и пыли.

Вредные газы. В отработавших газах двигателей содержатся ядовитые (токсичные) продукты от неполного сгорания топлива. Для карбюраторных двигателейнаиболее опасной является окись углерода, которая, попадая через легкие в кровь человека, вызывает кислородное голодание и отравление организма.

Предельно допустимая концентрация окиси углерода в кабине грузового автомобиля, в кузове легкового автомобиля, в крытом помещении при пребывании в нем человека в течение рабочего дня не должна превышать 20 мгм3.

Производственные помещения автотранспортного предприятия должны иметь приточновытяжную вентиляцию, а также возможность естественного проветривания.

Общие требования к территории автотранспортного предприятия. Проектирование автотранспортных предприятий осуществляется на основе строительных норм и правил. Территория предприятия должна быть спланирована и иметь твердое покрытие. Различные производственные участки должны быть изолированы друг от друга, иметь достаточное освещение и обеспечиваться основными и запасными выездами.

Порядок передвижения автомобилей. Водить автомобиль на территории автотранспортного предприятия разрешается только лицам, имеющим удостоверение на право управления соответствующим видом транспортного средства. Движение регулируется усыновленными дорожными знаками и схемами движения автомобилей на территории автотранспортного предприятия. Скорость движения на подъездных путях территории не должна превышать 10 кмч, а в производственных помещениях 5 кмч.

Площадка для опробывания тормозов на ходу автомобиля должна быть ровной, с твердым покрытием, без выбоин и уклонов. Размеры площадки выбирают так, чтобы исключить возможность наезда автомобиля на людей, строения и т. д. Пускать двигатель и трогать автомобиль с места разрешается только после того, как водитель убедится, что лица, производившие регулировочные работы, находятся в безопасной зоне.

При перегоне автомобилей по территории предприятия и испытании их после ремонта запрещается нахождение в кузове и кабине людей, не имеющих непосредственного отношения к выполняемой в этот момент работе. Нахождение людей во время движения автомобиля даже на малой скорости на подножках, крыльях, крышах кабин запрещается.

Требования безопасности к техническому состоянию автомобилей. В «Правилах дорожного движения» указано, что техническое состояние автомобилей должно отвечать требованиям соответствующих Правил технической эксплуатации и инструкций заводовизготовителей. В тех же правилах перечислены условия, при которых запрещается эксплуатация автомобилей, прицепов и полуприцепов.

Требования безопасности при техническом обслуживании автомобилей. Слесарномонтажные инструменты, применяемые на постах технического обслуживания и ремонта, должны быть чистыми и исправными. Необходимо, чтобы ручные инструменты (молотки, зубила и др.) не имели повреждений (выбоин, сколов) рабочих граней, заусенцев, задиров и острых ребер. Затылочная часть ударных инструментов должна быть гладкой.

Молотки и кувалды должны быть надежно насажены на деревянные ручки и расклинены заершенными металлическими клиньями. Поверхность ручек для инструментов должна быть гладкой, без заусенцев и трещин.

Не допускается использование ключей с изношенными гранями и несоответствующих размеров, применение рычагов для увеличения плеча гаечных ключей.

Техническое обслуживание автомобилей выполняют на поточных линиях или постах, оборудованных осмотровой канавой, подъемником или эстакадой.

При постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта необходимо повесить на рулевое колесо табличку с надписью: «Двигатель не пускать — работают люди!» Если не предусмотрено принудительное перемещение с поста на пост, автомобиль должен быть заторможен стояночным тормозом и включением первой передачи в коробке передач, должно быть выключено зажигание, а под колеса положены упоры (башмаки) не менее двух.

При принудительном перемещении автомобилей с поста на пост для предупреждения работающих на поточной линии устраивают на каждом посту световую или звуковую сигнализацию. Оператор пускает конвейер только после получения на пульте управления сигналов со всех постов о выполнении рабочими установленного объема работ. При подаче сигнала о начале передвижения конвейера рабочие обязаны покинуть рабочие места, выйти из осмотровой канавы и отойти от конвейера. Для экстренной остановки конвейера на каждом посту монтируют кнопки «Стоп».

При обслуживании автомобиля, установленного на подъемнике, необходимо на механизме управления подъемником укрепить табличку с надписью «Не трогать —под автомобилем работают».

Во избежание самопроизвольного опускания гидравлического подъемника после подъема автомобиля следует надежно зафиксировать положение плунжера упором (штангой).

При техническом обслуживании и ремонте автомобиля со снятыми колесами, вывешенного на домкратах, талях и кранах, разрешается приступать к работе только после установки автомобиля на подставки (козелки), при этом под неснятые колеса должны быть подложены упоры. Подставки должны быть металлическими, прочными и надежными.

При разборке автомобиля снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, задний мост, передний мост, кузов и раму следует при помощи подъемнотранспортных механизмов, оборудованных захватами, гарантирующими полную безопасность работ. Нельзя поднимать и вывешивать автомобиль за буксирные крюки. При подъеме и транспортировании агрегатов нельзя находиться под поднятыми частями автомобиля.

Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и самопроизвольного перемещения по тележке. Опорная поверхность головок домкратов должна иметь форму, исключающую соскальзывание поднимаемого груза (автомобиля, агрегата).

Стенды для демонтажномонтажных работ при ремонте агрегатов должны соответствовать своему назначению и быть удобными. Устройства для закрепления агрегатов должны исключать возможность смещения или падения последних.

Для проведения регулировочных работ при работающем двигателе в зоне технического обслуживания должен выделяться специальный пост, оборудованный местным отсосом для удаления отработавших газов.

Правила техники безопасности при погрузке, выгрузке и транспортировке грузов. Товары широкого потребления и продукты пи198 таиия, перевозимые на автомобилях малой грузоподъемности, разрешается переносить вручную от склада до места погрузки (или наоборот), если расстояние не превышает 25 м по горизонтали и масса одного места груза до 80 кг. При большем расстоянии такие грузы перемещают механизмами или специальными приспособлениями.

Водитель обязан следить за укладкой, креплением и увязкой груза в кузове. Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать прочными веревками (металлические тросы и проволоку использовать не разрешается). Ящичные, бочковые и другие штучные грузы следует укладывать плотно, без промежутков, чтобы при резких торможениях на крутых поворотах они не перемещались по полу кузова. Грузы в бочках и рулонах разрешается грузить вручную, путем перекатывания, если пол склада находится на одном уровне с полом кузова. В других случаях следует использовать слеги. Стеклянную тару с жидкостями необходимо устанавливать стоя. При установке тары в два ряда между рядами следует проложить прочные прокладки, предохраняющие нижний ряд от порчи во время перевозки.

Техника безопасности при обращении с этилированным бензином. Этилированный бензин ядовит, но он опасен только при несоблюдении правил безопасности. Использовать его можно только как топливо для двигателей.

Не разрешается применять этилированный бензин для мойки деталей, чистки одежды и бытовых целей.

При перевозке и хранении этилированного бензина применяют тару с плотно закрывающимися крышками или пробками на бензостойких прокладках. Тара и заправочный инвентарь должны иметь надписи «Этилированный бензин». Нельзя перевозить этилированный бензин в кузовах легковых автомобилей, кабинах грузо. вых автомобилей, а также совместно с пищевыми продуктами и промышленными товарами.

Запрещается заправка автомобилей этилированным бензином из ведер и леек, засасывание бензина в шланг и продувка ртом топливопроводов.

При обращении с этилированным бензином и деталями, загрязненными им, необходимо быть аккуратным и не допускать его разбрызгивания. Для удаления пролитого бензина применяют 1,5%ный раствор хлорамина в бензине или кашицу хлорной извести (1 часть извести на 3—5 частей воды); металлические детали промывают керосином или щелочным раствором.

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей, двигатели которых работали на этилированном бензине, должны выполняться в отдельных помещениях, оборудованных принудительной вытяжной вентиляцией. Рабочее место, инструменты и оборудование по окончании смены необходимо очистить от этилированного бензина керосином и раствором хлорной извести.

Лица, работающие с этилированным бензином, подвергаются периодическим медицинским осмотрам.

Работники, соприкасающиеся с этилированным бензином, обеспечиваются резиновыми сапогами, перчатками и фартуками. Спецодежда должна храниться в отведенных для этого местах. Выносить ее за пределы предприятия, а также входить в спецодежде в столовые, красные уголки, служебные и жилые помещения воспрещается.

Участки кожи, облитые этилированным бензином, обмывают керосином, а затем теплой водой с мылом. Обязательно моют руки перед принятием пищи. Для промывания глаз применяют 2%ный раствор питьевой соды.

На автотранспортных предприятиях должны быть умывальники с теплой водой, бачки с керосином, мыло, ящики для чистой и загрязненной ветоши.

Санитарные требования при обращении с антифризом, кислотами и растворителями. Антифриз перевозят и хранят в герметичных металлических бидонах и бочках с завертывающимися пробками. На таре должна быть надпись «Яд» и знак маркировки, установленный для ядовитых веществ. Для переливания антифриза применяют насосы, засасывать его ртом нельзя. После работы с антифризом следует тщательно вымыть руки водой с мылом.

Кислоту транспортируют в бутылях с плотными пробками, используя носилки или тележки. Электролит приготовляют в стеклянных керамических или пластмассовых сосудах, переливая серную кислоту в воду, а не наоборот (при вливании воды в серную кислоту произойдет разбрызгивание кислоты и возможны ожоги).

Пары растворителей при вдыхании могут вызывать отравление, а воздействуя на кожу— раздражение и ожоги. Работать с растворителями можно только в хорошо вентилируемом, помещении. После работы следует мыть руки теплой водой с мылом.

Правила техники безопасности при работе с аккумуляторными батареями. При осмотре аккумуляторной батареи следует пользоваться переносной лампой напряжением 36 В. Напряжение батареи должно проверяться только нагрузочной вилкой.

Заряжать батареи разрешается только в помещениях, имеющих приточновытяжную вентиляцию, или в вытяжных шкафах. При снятии и переноске батарей следует пользоваться захватами, а для транспортирования — тележками или носилками.

В помещении аккумуляторной запрещается курить, зажигатьспички, работать с открытым огнем. Запрещается хранить и принимать пищу и питьевую воду.

Пускать двигатель следует стартером. Перед пуском автомобиль необходимо затормозить, а рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение. При использовании пусковой рукоятки (в исключительных случаях) не рекомендуется брать рукоятку в обхват, следует поворачивать рукоятку снизу вверх, не применять рычаги и усилители. Запрещается пуск двигателей буксировкой автомобилей (после ремонта, ночной стоянки и т. д.).

Монтаждемонтаж шин следует проводить на стенде или на чистом полу (помосте), а в пути — на разостланном брезенте. 200

Накачивать шины воздухом следует в огражденном месте или с применением устройств, предохраняющих рабочих от несчастных случаев при выскакивании замочного кольца или разрыве покрышки. При накачивании необходимо следить, чтобы давление воздуха в шине не превышало установленной нормы.

Правила безопасности при использовании переносных электроламп и инструментов. Переносные электролампы должны иметь напряжение не выше 36 В, а в особо опасных помещениях— 12 В. Электроинструменты работают на токе напряжением не выше 220 В в помещениях без повышенной опасности и не выше 36 В в помещениях повышенной опасности и вне помещений. Корпус электроинструмента (при напряжении выше 36 В) необходимо заземлять.

Перед использованием электроинструментов следует убедиться в исправности заземления и изоляции проводов, надежности крепления кабеля к корпусу, отсутствии оголенных токоведущих частей. Кабели рекомендуется подвешивать, не допуская их прикосновения к влажным и масляным поверхностям.

При работе с переносным электроинструментом напряжением более 127 В обязательно использовать диэлектрические перчатки, коврики, галоши, подставки.

На автотранспортном предприятии должен быть выделен работник, обязанный следить за исправностью электроинструмента и переносных ламп.

Самовытаскивание и вытаскивание автомобиля в сложных дорожных условиях. Перед самовытаскиванием застрявшего автомобиля повышенной проходимости трос лебедки надежно закрепляют за столб, пень, дерево или кол, забитый в землю (смотреть статью на сайте под номером 137). Включают низшую передачу в раздаточной коробке, коробку отбора мощности и первую передачу в коробке передач. Затем при средней частоте вращения коленчатого вала вытягивают автомобиль.

Для вытаскивания застрявшего автомобиля трос лебедки пропускают через блок, закрепленный на какомлибо предмете, а крюк троса соединяют с буксирными крюками застрявшего автомобиля (смотреть статью на сайте под номером 138). Тяговый автомобиль затормаживают стояночным тормозом, рычаг коробки передач ставят в нейтральное положение, затем, включив коробку отбора мощности и сцепление, несколько увеличивают скорость вращения коленчатого вала двигателя.

Оказание первой помощи при несчастном случае. Первая помощь должна предупредить возможные осложнения, угрожающие здоровью и жизни людей.

На рану, чтобы предохранить ее от загрязнения и заражения, следует наложить повязку, используя индивидуальный перевязочный пакет, бинты, куски материи. Сильное пульсирующее кровотечение останавливают при помощи жгута или закрутки, которые можно сделать из куска материи, веревки или ремня. Под жгут илн закрутку рекомендуется подложить кусок ткани или одежду.

При переломах и вывихах необходимо обеспечить неподвижность поврежденных костей. Если повреждена конечность, к ней прибинтовывают шинудоску, палку, полоску фанеры. Шину надо располагать так, чтобы она захватывала суставы выше и ниже места перелома кости. Под шину следует подложить подстилку из ваты, пакли, листьев. Можно поврежденную ногу прибинтовать к здоровой, а руку к туловищу. Обожженное место рекомендуется освободить от одежды или обуви и перевязать бинтом. Нельзя касаться руками обожженного участка и смазывать его мазями, маслами, вазелином или растворами.

При ожоге кислотой пораженные места необходимо быстро обмыть большим количеством воды, водой с мылом илн растворами соды, мела (зубного порошка). Электролит, попавший на кожу, быстро вытереть насухо и место ожога нейтрализовать 10%ным раствором соды, а затем, промыть водой с мылом.

При признаках отравления этилированным бензином (головные боли, общая слабость, иногда рвота, ощущение металлического привкуса во рту, бессонпца) необходимо немедленно обратиться к врачу. В случае попадания в организм антифриза следует пострадавшего немедленно отправить в лечебное учреждение.

При появлении головокружения, тошноты, сердцебиения в результате отравления отработавшими газами пострадавшего необходимо вывести на свежий воздух, дать понюхать нашатырный спирт. При появлении рвоты положить больного на бок и повернуть набок его голову.

При поражении электрическим током необходимо как можно быстрее выключить ток. Если пострадавший находится на высоте, то до выключения тока необходимо принять меры против возможного его падения. Отрывать пострадавшего от проводника (если вблизи нет рубильника) рекомендуется, взявшись за его одежду, если она сухая, или встав на резиновый коврик, сухую фанеру, доску, сухой брезент, положенные около пострадавшего.

Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, необходимо обеспечить ему приток свежего воздуха, расстегнуть стесняющую его одежду, дать понюхать нашатырный спирт, обрызгать водой, растереть и согреть тело. При редком и судорожном дыхании делать искусственное дыхание.

После оказания первой помощи во всех случаях немедленно вызвать врача или отправить пострадавшего в лечебное учреждение. Транспортировать пострадавших рекомендуется так, чтобы не причинять боли и не допускать тряски; желательно пользоваться носилками. Тяжело пострадавшего, если возможно, следует положить в автомобиль на тех же носилках (не перекладывая). Автомобиль с пострадавшим следует вести осторожно.

Медицинская аптечка на автомобиле должна содержать: таблетки валидола, калий перманганат («марганцовка»), растворы йода и аммиака, нашатырный спирт, бинты, вату, бактерицидный лейкопластырь, перевязочный пакет, кровоостанавливающий жгут.

Меры пожарной безопасности. Чтобы не создавать условий для возникновения пожара на автомобиле, нельзя допускать загрязнений двигателя топливом и маслом, оставлять в кабине и на двигателе загрязненные обтирочные материалы, допускать течь в топливопроводах, баках и приборах системы питания, курить вблизи баков и других приборов системы питания, пользоваться открытым огнем при устранении неисправностей, разогревать двигатель открытым пламенем. Курение на территории и в производственных помещениях автотранспортного предприятия разрешается только в специально отведенных местах.

В гаражахстоянках и помещениях для технического обслуживания автомобилей запрещается: пользоваться открытым огнем, курить и работать с переносными кузнечными горнами, паяльными лампами и переносными сварочными аппаратами; держать открытыми горловины топливных баков; мыть или протирать бензином кузов, детали или агрегаты, а также мыть руки и чистить одежду бензином, хранить бензин (за исключением находящегося в баках) и тару изпод бензина и смазочных материалов.

В помещениях для стоянки и технического обслуживания автомобилей должны быть установлены огнетушители, ящики с сухим просеянным песком, с противопожарным инвентарем (лопата, лом, топор, ключ от водопроводного крана, багры и ведра).

В помещениях на видных местах около телефонных аппаратов должны быть вывешены таблички с указанием номеров телефонов ближайших пожарных команд и фамилий лиц, ответственных за противопожарную безопасность. На каждом предприятии должны быть созданы добровольные пожарные дружины.

При пожаре в автотранспортном предприятии необходимо вызывать пожарную часть или сообщить о случившемся администрации и, не ожидая помощи, приступить к тушению пожара.


Смотрите также