Безопасность образовательного учреждения


Комплексная безопасность образовательного учреждения

 Целью, процессом и результатом реализации указанных мер и мероприятий и

 является комплексная безопасность школы, которая достигается в процессе

 осуществления следующих основных мер и мероприятий:

 1. Плановой работы по антитеррористической защищенности образовательного   учреждения.

 2. Организации охраны школьных зданий и территории. Ее задачи:

 - физическая охрана и контроль для своевременного обнаружения и

 предотвращения опасных проявлений и ситуаций; осуществление пожарного

 надзора; - обеспечение  контрольно-пропускного режима, исключающего несанкционированное

 проникновение в здания и на школьную территорию граждан и техники, защиты  персонала и обучающихся от насильственных действий;

 - обеспечение инженерно-технической укрепленности (ограждения,  металлические двери) и инженерно-технического оборудования (охранная  сигнализация; тревожно-вызывная сигнализация, видеонаблюдение; ограничение  и контроль доступа; пожарная сигнализация).

 3.Плановой работы по гражданской обороне.

 4. Выполнение норм пожарной безопасности.

 5. Соблюдение норм охраны труда и техники безопасности.

 6. Выполнение требований электробезопасности.

 7. Профилактики правонарушений и ПДД.

 8. Предупреждение проникновения в школу наркотических  средств и психотропных веществ.

 9. Готовности к оказанию первой медицинской помощи.

 В учебном году происходит постоянное взаимодействие с компетентными  инстанциями с: органами власти,  правоохранительными структурами, ОВД по району, другими  заинтересованными инстанциями, налажено установление срочной связи в

 опасных и чрезвычайных ситуациях с дежурными данных ведомств.

 В школе планомерно ведется работа с нормативными документами по  обеспечению антитеррористической защиты, разработан паспорт безопасности  образовательного учреждения, планы охраны на время проведения  культурно-массовых мероприятий, планы эвакуации из зданий в случае  чрезвычайной ситуации.

 Одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет

 мер предупреждения, поэтому основными мерами антитеррористической   защищенности школы являются меры предупреждения и профилактики.

 Вся работа администрации направлена на реализацию комплекса

 организационных и инженерно-технических мероприятий, важнейшими из которых

 являются:

 - усиление охраны образовательного учреждения; квалифицированный подбор  сотрудников охраны; установлен пропускной режим допуска родителей и  посетителей, автотранспорта; обеспечен круглосуточный контроль за  вносимыми (ввозимыми) грузами и предметами ручной клади.

 - максимально сводится на «нет» возможность нахождения бесхозных  транспортных средств в непосредственной близости и на территории школы;

 - обеспечение пожарной безопасности; своевременный вывоз с территории

 образовательного учреждения бытовых отходов;

 - ежедневный предупредительный контроль помещений для проведения занятий,  подвалов, чердаков, подсобных помещений, проверка состояния решеток и  ограждений.

 Перечисленные меры и мероприятия применяются не только в интересах

 антитеррористической защищенности, но и для обеспечения комплексной  безопасности образовательного учреждения от всех видов реальных угроз  социального и природного характера.

 Ведется целенаправленная работа по организации рациональных действий  персонала и учащихся в различных чрезвычайных ситуациях, как то:

 обнаружение взрывоопасного предмета, поступление устной угрозы по телефону

 о террористическом акте, в случае захвата людей в заложники. Охранная  деятельность школы производится  работниками школы в дневное время – дежурным бюро пропусков, в ночное – дежурными сторожами. В школе имеется КТС, которая выведена на пульт ОВО

 Обеспечение пожарной безопасности и электробезопасности в школе полностью

 подчинено требованиям пожарной безопасности, установленным  законодательством Российской Федерации, нормативными документами.

 Образовательное учреждение оснащено громкоговорящей связью и

 автоматизированной пожарной системой АПС с поступлением сигнала сразу на  пульт «01», а также всеми средствами пожаротушения.

 Необходимо помнить, что самым опасным врагом при пожаре является паника,

 поэтому важное значение имеет разъяснение учащимся правил их действия при

 возникновении пожара и порядка эвакуации из школы. С этой целью ежемесячно   проводятся тренировочные учебные эвакуации по сигналу   «Пожарная тревога», во время которых создаются различные ситуации и   рассматривается возможность эвакуации через запасные двери.

 При проведении культурно-массовых мероприятий устанавливается дежурство

 членов пожарной дружины, а помещения оборудуются необходимым количеством

 первичных средств пожаротушения.

 В школе ведется работа по профилактике правонарушений, появлению вредных

 привычек. Активное участие большинства ребят, в общественной работе,

 разного уровня конференциях, конкурсах, проектная и исследовательская

 деятельность отвлекают учащихся от дурных поступков, направляют их

 познавательную деятельность в нужное русло.

 Работа по патриотическому воспитанию учащихся занимает важное место в  образовательном процессе. В школе создан военно-патриотический клуб. В рамках работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся  в школе ежегодно 1 сентября проводятся уроки мира, на которые приглашаются  ветераны Великой Отечественной войны; 4 декабря был проведен единый  классный час, посвященный годовщине разгрома фашистских войск под Москвой.

 Юноши десятых классов в полном составе выезжают на учебные сборы на базе лагеря 28-ми героев  Панфиловцев».

 В образовательном учреждении ведется активная работа по профилактике  дорожно-транспортного травматизма. Учащиеся 1-5 класса изучают правила  дорожного движения по индивидуальным учебникам - тетрадям. Работа по  профилактике ДТП проводится также и с родителями на родительских  собраниях. То есть можно утверждать, что в школе осуществляется

 программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности  дорожного движения.

 В школе большое внимание уделяется санитарно-гигиенической безопасности

 учащихся. К занятиям допускаются только здоровые дети. В периоды усиления

 опасности возникновения вирусных инфекций проводятся профилактические

 мероприятия, направленные на снижение риска заболевания учащихся. При  организации питания медицинские работники ежедневно осуществляют  контроль гигиенического состояния столовой, правильностью хранения  продуктов с целью недопущения желудочно-кишечных инфекций.

 Способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения  безопасности формируют культуру безопасности, влияют на результаты этой  жизнедеятельности и степень развития личности в этой области. Достижение  цели формирования культуры безопасности обучаемых осуществляется на уроках  ОБЖ через решение следующих задач:

 • Формирование правильных, с точки зрения обеспечения безопасности  жизнедеятельности, поведенческих мотивов;

 • Развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в  окружающем мире;

 • Формирование способностей принятия безопасных решений в быту;

 • Привитие знаний, умений, навыков по снижению индивидуальных и

 коллективных рисков;

 • Выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и  чрезвычайных ситуаций.

volok-sch3.edumsko.ru

Глава 16

Глава 16.

Обеспечение безопасности образовательных учреждений

Безопасность как важнейшее условие жизнедеятельности касается всех слоев населения, однако события последних лет свидетельствуют, что особого внимания ее обеспечение требует в образовательных учреждениях, где концентрируются большие масса детей, подростков и молодежи. Обеспечение их надежной безопасности имеет крайне важное значение. Человека практически всегда подстерегают различного рода опасности, но предостеречь от них учащихся, научить распознавать их, избегать, а если надо и защищаться – важнейшая задача руководства учебных заведений любого уровня, любой ведомственной принадлежности, всех учителей, педагогов, всего персонала.

Как и любая сфера жизнедеятельности сфера образования может испытывать на себе воздействие природных катаклизмов, техногенных катастроф, пожаров, экологических и иных неурядиц. Однако серьезной проблемой сегодня стали опасные, экстремальные и чрезвычайные ситуации социального характера, связанные с криминалом (мошенничеством, воровством, грабежами, насилием, распространением наркотиков и пр.) и самым страшным явлением нашего времени – терроризмом. Поэтому анализ этих опасностей и угроз и планирование на его основе тщательно продуманных мероприятий по обеспечению надежной безопасности образовательных учреждений – настоятельное веления нашего времени.

Учитывая эти обстоятельства, задачей рассматриваемой главы учебного пособия являются выяснение актуальности, сущность и содержание безопасности образовательных учреждений, характеристика основных опасностей и угроз в этой важной сфере жизнедеятельности и мер защиты от них, обоснование системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, показ основных направлений работы по формированию культуры безопасности.

16.1. Актуальность, сущность и содержание безопасности образовательных учреждений

Актуальность образовательных учреждений обусловлена многочисленными реальными фактами опасных и чрезвычайных ситуаций и высокой смертностью от их воздействия в России, а также непосредственно в образовательной сфере. Напомним, что в стране около 30 млн. учащихся и педагогов, т.е. пятая часть населения. Если вычесть младенцев и стариков, то доля учащихся в массе активного населения повысится до одной трети1. Именно этим определяется место и роль безопасности учебных заведений в системе национальной безопасности России.

Посмотрим на некоторые негативные факторы, которые снижают уровень безопасности и благополучия населения и его самой молодой и перспективной части – учащихся.

Людские потери в России впечатляют. На 10 тыс. человек они в три-четыре раза выше, чем в других странах. При этом необходимо подчеркнуть, что непосредственно в чрезвычайных ситуациях погибает ежегодно до 2-3 тыс. человек, а основные потери – 250 тыс. происходят не в чрезвычайных, а повседневных, менее опасных ситуациях, которые в силу своей обыденности не попадают в статистику МЧС и не получают адекватного освещения в некоторых учебниках, программах и стандартах по ОБЖ и БЖ. Вот некоторая ежегодная статистика жертв этих опасных явлений. Так, на дорогах ежегодно гибнет 34 тыс. человек и 200 тыс. получают телесные повреждения, из которых 10-15% умирает. На пожарах погибает 19 тыс. человек и 20 тыс. человек получают телесные повреждения. из которых около 10% умирает. От криминальных действий – 34 тыс. человек убитых, 50 тыс. – пропавших без вести, из которых 50% – убиты, 180-190 тыс. человек получают тяжкие телесные повреждения, причем 20% их них умирает). Около 15 млн. человек страдают от различных криминальных посягательств. Большое количество жертв от террористических актов. От отравления алкоголем погибают 40 тыс. человек, а передозировки наркотиков – 50 тыс. 20 тыс. человек тонут, 50 тыс. гибнет от суицидов. От болезней, спровоцированных табакокурением, умирают более 1 млн. человек. Жертвами бытового и производственного травматизма ежегодно становится 100 тыс. погибших2.

Статистика весьма впечатляющая и страшная, но из нее можно сделать принципиально важные выводы для теории и практики обеспечения безопасности образовательных учреждений.

Во-первых, от обычных опасных ситуаций погибает граждан (в том числе и учащихся) в сто раз больше, чем от ЧС, но они не попадают в статистику МЧС и не вызывают повышенного внимания в руководящих документах.

Во-вторых, значительную часть этих потерь можно уменьшить, поскольку более 70% пострадавших погибает не от смертельных повреждений (несовместимых с жизнью), а от отсутствия элементарной медпомощи со стороны окружающих, медработников, сил правопорядка и от отсутствия соответствующих знаний и умений у населения, в том числе и у сотрудников силовых структур и спасателей.. Особенно это проявилось при терактах в Каспийске, Махачкале, на Дубровке, в Беслане и в десятках тысяч ДТП.

В-третьих, дорогостоящее укрепление технической и тактической готовности к защите образовательных учреждений от опасных и чрезвычайных ситуаций (социальных, природных и техногенных) не приведет к снижению потерь, если эти меры не будут одновременно защищать учащихся от множества других обыденных (не чрезвычайных) опасностей.

В-четвертых, никакие суперсистемы безопасности образовательного учреждения не дадут эффекта и снижения смертности в стране, если в голове каждого учащегося и педагога не будет качественных знаний о мерах обеспечения собственной безопасности, о помощи и самопомощи. Твердое усвоение каждым трех-четырех простейших навыков (придание пострадавшему позы выживания, остановка крови, искусственное дыхание) помогло бы сберечь ежегодно десятки тысяч жизней. Не менее важны для уменьшения количества пострадавших такие навыки, как правильное хождение по скользким тротуарам и лестницам, правильное хранение денег, поведение в общении в конфликтных ситуациях и т.п.

В-пятых, самые строгие меры и законы не помогут снизить потери общества и государства, если в каждом образовательном учреждении и в обществе в целом не будут созданы условия для развития культуры формирования безопасной личности, безопасности поведения, проектирования и внедрения комплексных социальных систем безопасности.

В-шестых, любые действия окажутся неэффективными, если не будет единства целей и механизма взаимодействия всех элементов общества: гражданина, семьи, коллектива, организации, государства. Нужны специальные программы и механизмы постоянного взаимодействия.

Эти выводы помогают осознать важность целого ряда требований к обеспечению безопасности, созданию ее комплексной системы, к выбору средств охраны, режима, типа отношений в коллективе и с учащимися, чтобы достичь наибольшего эффекта с наименьшими затратами.

Следует признать, что любые меры по обеспечению безопасности стоят дорого, но они того стоят. Конечно, речь идет о реальных мерах, а не о декоративных папках, стендах и схемах для проверяющих. Известно и то, что одни меры все же дороже, чем другие. А самые дорогие – не всегда самые лучшие. Правильно проинструктированная бабушка у подъезда порой полезнее и эффективнее дорогой системы видеоконтроля.

Для создания эффективной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений необходимо выявить возможные опасности и угрозы в этой сфере, наиболее распространенные их виды и проанализировать причины их возникновения.

Источниками опасности для образовательных учреждений являются те же факторы, что и для других компонентов социума, т.е. природные, техногенные, экологические и социальные, с учетом их конкретного месторасположения с точки зрения реально возможных опасностей и угроз. Чаще всего образовательные учреждения сталкиваются со смешанными социально-криминальными опасными и экстремальными ситуациями (хулиганство, мошенничество, кражи, распространение и употребление алкоголя и наркотиков, поджоги, насилие и т.д.) и социально-природными чрезвычайными ситуациями (аварии и катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии на фоне природных факторов, проявления экстремизма, различного рода конфликты, локальные военные действия, теракты и т.п.).

В настоящее время, в связи с имевшими место случаями проявления экстремизма и даже терроризма, затрагивающие безопасность образовательных учреждений, на их руководство, как, например, в Москве в соответствии с указаниями Департамента образования, возлагается серьезная ответственность прогнозирования и рассмотрения всех возможных видов происшествий, в том числе действий всевозможных преступников, массовые беспорядки, проявлений экстремизма и терроризма, источников взрывов, пожаров, применения отравляющих веществ, захвата заложников и т.д.

В составляемых планах по обеспечению безопасности образовательных учреждений должны отражаться возможные количественные показатели ущерба от этих действий, характеристики и размеры возможных зон поражения, степень вредного воздействия на жизнь и здоровье людей. Сюда же должны входить данные о группировках учеников в образовательном учреждении и подростков а прилегающем микрорайоне, их лидерах, о фактах вандализма, угроз, вымогательства среди учащихся, распространения и употребления алкоголя и наркотиков и иных возможных противоправных действиях.

По каждой рассматриваемой ситуации в паспорте безопасности должны прогнозироваться и планироваться ответные действия персонала образовательного учреждения, аварийных служб и бригад по ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Вполне понятно, что такая работа не под силу обычному педагогу без привлечения специалистов в сфере безопасности или хотя бы подробного специального методического пособия. Подготовка подобного рода паспортов безопасности без специального исследования и учета проблем и особенностей каждого образовательного учреждения, без наглядных и весьма различных вариантов образцов этих паспортов ведет к многочисленным трудностям и неоправданным затратам без практической пользы для безопасности учащихся и персонала учебных заведений.

Для выработки мер по обеспечению безопасности образовательных учреждений необходимо знать причины возникновения в них опасных и чрезвычайных ситуаций, а также ясно представлять стадии их развития.

Исходя из рекомендаций социологов, криминологов, комиссий по расследованию чрезвычайных происшествий, их причины можно разложить в определенном порядке по степени их распространенности и значимости. В результате анализа вырисовывается следующие иерархия подобных причин:

  • недисциплинированность и бесконтрольность персонала и учащихся, непонимание всей серьезности проблем безопасности жизнедеятельности.

  • сокрытие фактов правонарушений и непринятие должных мер к правонарушителям;

  • негативное влияние преступной и молодежной субкультуры;

  • слабость профилактических и воспитательных институтов;

  • отсутствие необходимой правовой информации; недостаточное изучение педагогами учащихся, их интересов, реальной жизни и контактов;

  • излишняя строгость некоторых педагогов в период аттестационных мероприятий, случаи жестокости и несправедливости по отношению к учащимся;

  • неорганизованность досуга учащихся, слабая система;

  • слабая система безопасности и охраны образовательных учреждений;

  • целенаправленные действия преступников и т.д.3

Из этой иерархии видно, что причинный комплекс опасных и чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях не может быть нейтрализован действиями в каком-либо одном направлении – правовом, информационном, экономическом и т.д. Будут недостаточно только организационные, технические или кадровые решения. Главным звеном здесь является комплексное воздействие на каждого учащегося, педагога, родителей, сотрудников, охраняющих образовательное учреждение, т.е. на человеческий фактор.

Именно человеческий фактор становится все более значимым при анализе перспектив появления новых видов возможных происшествий в образовательных учреждениях. Например, происшествий и правонарушений, связанных с этническим и религиозным экстремизмом, распространением наркотических средств, оружия и боеприпасов, компьютерными технологиями, новыми средствами связи, знаниями двойного назначения, ставшими доступными подросткам с отклоняющимся поведением.

Всестороннее изучение и усвоение названных причин и иных негативных факторов жизнедеятельности образовательных учреждений (социальных, природных, техногенных и иных) позволяют руководству и персоналу образовательных учреждений с достаточно большой степенью вероятности предвидеть зарождение любой потенциально опасной и чрезвычайной ситуации и последующие стадии их развития.

Однако ни один сотрудник образовательного учреждения, даже весьма грамотный специалист в сфере безопасности жизнедеятельности, не в состоянии всесторонне и полно изучить все возможные факторы опасных и чрезвычайных ситуаций и тем более помнить все действия по их нейтрализации и защите от них. Даже тщательно составленный паспорт безопасности образовательного учреждения не поможет в этом, ибо, во-первых, он весьма объемен и неудобен для повседневного личного пользования, а во-вторых, он имеется всего в нескольких экземплярах, которые хранятся в режиме ограниченного доступа. Поэтому необходимы различные планы, схемы, инструкции, расположенные в доступных и людных местах (учительских, аудиториях, коридорах, на входе и пр.) и разъясняющие действия персонала и учащихся в случае возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций (при пожаре, наводнении, землетрясении, урагане и пр.), а также носимые с собой памятки и предлагаемые специалистами индивидуальные паспорта безопасности учащихся и сотрудников образовательного учреждения.

Огромное значение для обеспечения безопасности образовательных учреждения имеет создание надежной системы их безопасности, в основе которой должна лежать определенная концепция.

16.2. Система обеспечения безопасности образовательных учреждений

Концепция безопасности образовательного учреждения – это система взглядов, руководящих идей, принципов, принимаемых для решения задач, связанных с обеспечением его всесторонней и надежной безопасности. Она может быть представлена в виде некой виртуальной модели, помогающей понять, что собой представляет система безопасности образовательного учреждения, т.е. ее эффективность, реальность, гуманность, демократичность, техническая оснащенность, экономическая целесообразность и т.д.

Реально работающая концепция безопасности образовательного учреждения должна ясно и определенно показывать природу возникновения опасностей и угроз, определять конкретные параметры элементов системы безопасности учащихся и персонала, механизмов, путей и способов защиты их от потенциально опасных и чрезвычайных ситуаций (см. рис. 1).

Согласно Закону РФ «О безопасности» первейшим принципом любой системы безопасности должна быть законность4. Этот принцип предусматривает, что все действия по обеспечению безопасности должны носить законный характер, не в коей мере не ущемляющий права и свободы граждан. В Конституции РФ подчеркивается: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»5.

Важное значение при обеспечении безопасности образовательного учреждения имеет и принцип гуманности, предусматривающий приоритет интересов личности человека, и прежде всего ребенка, перед другими факторами при защите от опасных и чрезвычайных ситуаций различного генеза. Главное правило здесь заключается в том, чтобы как можно чаще говорить с детьми о подстерегающих их опасностях, даже самых, казалось бы, маленьких и незначительных проблемах безопасности, которые у них возникают. Однако необходимо соблюдать и другие важные правила:

  • самым лучшим способом обучения учащихся безопасному поведению является личный пример педагогов и всего персонала учебного заведения;

  • обучая учащихся правилам безопасного поведения, ни в коем случае нельзя их запугивать.

Рис. 1. Концептуальная модель безопасности образовательного учреждения

При формировании системы обеспечения безопасности образовательного учреждения нельзя игнорировать и такие принципы, как демократичность, предполагающих учет мнения учащихся, родителей, персонала, органов правопорядка; тесное взаимодействие со специалистами и различными службами безопасности; рациональность и экономичность; организованность; непрерывность; плановость; контроль; предвидение и упреждение; системность и целостность, предполагающие комплексный охват всех элементов системы обеспечения безопасности образовательного учреждения как единого целого.

Все указанные принципы обеспечения безопасности образовательных учреждений не умозрительные правила, выдуманные в кабинетах и учебных аудиториях, а важнейшие составляющие нормативных правовых актов РФ, регламентирующих безопасность в различных сферах жизнедеятельности. Значение этих принципов заключается в том, что они задают систему координат, в рамках которой, даже не подготовленный специально учитель или сотрудник образовательного учреждения, может достаточно быстро разобраться в приемлемости того или иного решения по защите учащихся от опасностей и угроз. Эти принципы становятся критериями для выбора того или иного варианта решения, связанного с обеспечением безопасности, или отдельного элемента ее системы.

Наряду с принципами важное место в системе безопасности образовательного учреждения занимают цели ее обеспечения, основными из которых являются:

  • защита учащихся, педагогов, персонала, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;

  • обеспечение нормального учебного процесса и функционирования образовательного учреждения;

  • снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • улучшение качества жизнедеятельности и безопасности учащихся, педагогов, персонала (недопустимость гибели, снижение травматизма, усиления охраны труда, здоровья, окружающей среды, сохранности имущества и т.д.).

Из сформулированных целей вытекают задачи обеспечения безопасности образовательного учреждения:

  • формирование готовности персонала, педагогов и учащихся к опасным и чрезвычайным ситуациям и к противодействию им, что достигается изучением видов опасностей и способов их преодоления;

  • раннее выявление признаков и причин опасных и чрезвычайных ситуаций, их предотвращение и устранение причин их возникновения;

  • обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;

  • правовое, организационное и техническое обеспечение системы безопасности;

  • формирования навыков безопасного поведения при возникновении опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование культуры безопасности учащихся, педагогов и всего персонала образовательного поведения.

Значение вышеперечисленных принципов, целей и задач обеспечения безопасности образовательного учреждения заключается в том, что, правильно сформулированные и осознанные, они становятся установкой для педагогов, персонала и учащихся, являясь определенной гарантией их адекватных опасностям действий. Более того, указанные принципы, цели и задачи практически полностью совпадают с содержанием преподавания основ безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях, что очередной раз подчеркивает актуальность этой дисциплины.

Рассмотрев в концептуальном контексте принципы, цели и задачи обеспечения безопасности образовательных учреждений, перейдем к содержанию и механизму функционирования системы их безопасности.

Система безопасности образовательного учреждения имеет определенный набор элементов, который включает опасности и угрозы, объекты и субъекты безопасности, нормативные документы, ресурсы, организацию, средства защиты, приемы и навыки безопасного поведения и т.д.

Источниками потенциальных опасностей и угроз образовательным учреждениям могут выступать самые различные факторы социальной, техногенной и природной среды, о чем уже шла речь ранее. Знания о возможных опасных и чрезвычайных ситуациях, способах их раннего выявления и противодействия – важнейшее условие эффективности системы безопасности образовательного учреждения.

Объектами безопасности здесь выступают: учащиеся, педагоги, персонал, а также материальные, интеллектуальные, духовные ценности и окружающая среда, без которых невозможен нормальный учебно-воспитательный процесс и жизнедеятельность образовательного учреждения.

Субъектами безопасности образовательных учреждений являются: их руководство, персонал, охрана, различные службы обеспечения жизнедеятельности, спасения и помощи, родители, учащиеся. Самым непосредственным образом безопасность их обязаны обеспечивать администрация района, города или иного населенного пункта, правоохранительные органы, органы управления образованием, органы здравоохранения и пр.

Многочисленность субъектов обеспечения безопасности не всегда является благом, так как в момент возникновения опасной или чрезвычайной ситуации нередко возникает эффект «семи нянек», когда никто толком не знает за что отвечает и какую конкретно помощь необходимо оказать. Чтобы как-то урегулировать этот вопрос, а также в целях повышения эффективности системы безопасности образовательных учреждений, сразу же после теракта в Беслане, было рекомендовано ввести в них должность заместителя директора по безопасности. Однако этот вопрос в большинстве регионов РФ до сих пор остается открытым.

Нормативные акты (Законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные приказы, распоряжения, указания, инструкции, а также планы, рекомендации, памятки местной администрации и т.д.) призваны регулировать вопросы обеспечения безопасности образовательных учреждений. Так, например, в образовательных учреждениях Москвы и некоторых других городов в соответствии с указаниями органами образования в каждом образовательном учреждении должен быть собственный паспорт безопасности, согласованный с правоохранительными органами, противопожарными и другими службами МЧС.

Важное значение имеют финансовые, кадровые, информационные, энергетические и иные ресурсы обеспечения безопасности образовательных учреждений, а также технические средства обнаружения и ликвидации опасных и чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Весьма велика роль и организационных мер, которые включают распределение функциональных обязанностей по обеспечению безопасности как в обычной обстановке, так и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Вот, например, какие меры, по мнению специалистов, должны принять администрация и преподаватели образовательных учреждений в случае экстремальных ситуаций:

  • ужесточить пропускной режим при входе и въезде на территорию, установить системы сигнализации, аудио- и видеозаписи;

  • ежедневно обходить территорию образовательного учреждения;

  • периодически проводить инспекции складских и подсобных помещений;

  • тщательно подбирать и проверять персонал;

  • регулярно проводить совместно с сотрудниками правоохранительных органов и МЧС инструктажи и практические занятия по действиям при чрезвычайных происшествиях;

  • в случае обнаружения подозрительных предметов незамедлительно сообщить о них в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений любых силовых ведомств (МВД, ФСБ, МЧС, Прокуратуры и др.);

  • не допускать самостоятельного обезвреживания взрывчатых устройств;

  • в случае необходимости приступить к эвакуации людей согласно имеющемуся плану.

Принципиальное значение имеют и навыки безопасного поведения и владения различными средствами противодействия учащихся, педагогов и персонала в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Это, пожалуй, самый главный элемент системы безопасности образовательного учреждения, тот самый человеческий фактор, без которого эта система нефункциональна. Реализация этого фактора предполагает серьезное отношение учащихся, да и всех субъектов безопасности образовательного учреждения, к проблемам безопасности.

Методы и формы формирования навыков безопасного поведения могут быть самые различные. Конечно, прежде всего, они должны реализовываться в процессе занятий по основам безопасности жизнедеятельности. Однако необходимо помнить, что безопасность учащихся это задача всех субъектов образовательного учреждения (педагогов, персонала, родителей, правоохранительных и иных органов, в том числе и самих учащихся), поэтому каждое занятие, каждое мероприятие в образовательном заведении, отношения детей и родителей, их взаимоотношения между собой должны рассматриваться в контексте привития детям и подросткам навыков безопасного поведения. Хорошим подспорьем здесь могут быть занятия по психологии выживания в различных экстремальных ситуациях, физическая подготовка, да и просто доверительные беседы по различным вопросам обеспечения безопасности (бытовой, транспортной, игровой и пр.). Все это не требует высоких финансовых, энергетических, интеллектуальных затрат. Главное здесь – адекватное отношение к проблемам безопасности со стороны всех без исключения педагогов, всего персонала образовательного учреждения.

Только упорядоченность и согласованность всех элементов системы безопасности образовательного учреждения образуют ее эффективность и надежность. Неправильное сочетание или неадекватность реагирования отдельных элементов этой системы могут привести к самым негативным последствиям. Однако необходимо помнить, что в системе безопасности, да и в окружающей среде есть такие элементы, которыми трудно или вообще невозможно управлять, оказывать на них необходимое влияние в интересах безопасности, регулировать их (стихийные бедствия, эпидемии, массовые беспорядки, военные действия, социальные катаклизмы и т.д.) Здесь много зависит от знаний специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности, от их учения анализировать и прогнозировать подобные экстремальные ситуации, от выбора адекватных средств воздействия на молодежь и окружающую среду с целью снижения негативных последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.

studfiles.net

Доклад "Безопасность образовательного учреждения"

Подробности Категория: Школа безопасности Опубликовано 22.05.2017 14:03 Автор: Хубулова М.С. Просмотров: 753

Участие в педсовете

Доклад на тему:

«Безопасность образовательного учреждения»

Опыт многих тысячелетий развития человечества показывает, что всякая деятельность человека, полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей, негативных воздействий, приводить к травматизму, заболеваниям, а порой смерти. Вред человеку может наносить любая деятельность: трудовая, учебно-трудовая, а также отдых и развлечения. Анализ происшествий образовательных учреждений (ОУ) дает основание утверждать, что любая деятельность учащихся и персонала ОУ потенциально опасна. В то же время любая деятельность может быть защищена, уменьшен риск деструктивных воздействий и опасных последствий. Эти положения составляют основу теории и методики решения общей проблемы обеспечения БЖ человека во всех видах его деятельности. Проблемы обеспечения безопасности и ОУ были и будут всегда. Они затрагивают многие стороны жизнедеятельности учащихся и педагогических коллективов, имеют разносторонний и многоплановый характер. Практика показывает теснейшую связь между возникновением опасных ситуаций и происшествий самых различных видов (Петров, 2005).

Опасная ситуация — любая неблагоприятная обстановка, в которой действуют или могут начать действовать негативные факторы, угрожающие жизни и здоровью человека, его правам и свободам, имуществу и окружающей среде. При правильном поведении ОС может благополучно разрешиться без тяжких последствий и не перерасти в ЧС.

Авария — незначительное происшествие техногенного характера, не повлекшая человеческих жертв и непоправимых разрушений объектов.

ЧС (чрезвычайная ситуация) — официальный термин, используемый в документах, — неблагоприятная обстановка, сложившаяся в результате действия особо опасных факторов на людей, их среду обитания, предполагающая наступление тяжких последствий, введение специальных сил, мер и планов. К ЧС относятся сильные эпидемии, наводнения, земле¬трясения, катастрофы, вооруженные конфликты, захваты за¬ложников, террористические акты.

ЭС (экстремальная ситуация) — реальная опасная ситуация, требующая максимального (экстремального) напряжения всех физических и моральных сил человека для его спасения и выживания.

ЧП (чрезвычайное происшествие) — обыденный разговорный термин, обозначающий опасное явление, происшествие любого вида с неблагоприятными последствиями. Крупное ЧП часто соответствует признакам ЧС.

Несчастный случай — термин в сфере охраны труда, озачает событие, в результате которого человек получил увечье или иное повреждение здоровья на работе или в пути следования, повлекшее утрату профессиональной трудоспособности или смерть.

Профессиональное заболевание — хроническое или острое заболевание, вызванное воздействием вредных производственных факторов, и повлекшее временную или стойкую у утрату трудоспособности (силикозы, пневмокониозы, нарушение слуха, заболевания глаз, кожные заболевания и т.д.).

Средства индивидуальной и коллективной безопасности — технические, правовые, организационные, медицинские и иные, в том числе подручные средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на учащихся и работников ОУ опасных факторов, а также для защиты от посягательств на их жизнь и здоровье.

Техника безопасности — совокупность мероприятий, трудовых приемов и средств, с помощью которых минимизируется травматизм и заболеваемость обучающихся и работников ОУ в процессе занятий, учебно-трудовой и досуговой деятельности в образовательной или производственной сфере.

Охрана труда — система сохранения жизни, здоровья обучаемых и работников ОУ в процессе учебной, трудовой и досуговой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Элементы системы охраны труда полностью совпадают с элементами системы безопасности ОУ и входят в нее как составная часть (подсистема).

Рабочее место — место, в котором обучающийся и работник должны находиться или в которое им необходимо прибыть в связи с работой (учебой) и которое прямо или косвенно находится под контролем ОУ. На своем рабочем месте каждый обязан соблюдать технику безопасности, а также иные требования по обеспечению БЖ.

Безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз

Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты человека от них в любых условиях его обитания

Безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Цели (желаемый результат) мероприятий по обеспечению безопасности ОУ:

  •  
    • защита обучающихся, воспитанников, педагогов, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;

    • обеспечение нормального функционирования и развития ОУ;

    • снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и ЧС;

    • улучшение качества жизни, повышение благополучия воспитанников и педагогов (за счет снижения смертности и травматизма, повышения сохранности здоровья, имущества, окружающей среды).

    • формирование готовности к опасностям и к противодействию им. Изучение видов опасностей, способов их преодоления;

    • раннее выявление причин и признаков опасных ситуаций, их предотвращение и устранение;

    • обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;

    • экономическое, техническое и правовое обеспечение системы безопасности ОУ;

    • формирование навыков правильного поведения при опасностях;

    • формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого обучаемого, родителя и педагога к обеспечению безопасности ОУ.

Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

novonikscool.68edu.ru


Смотрите также